Общие основания возникновения прав на земельные участки

Общие основания возникновения прав на земельные участки

Конституцией Российской Федерации в статье 9 установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Земля рассматривается при этом в разных аспектах:

  • как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;
  • как средство производства и высокоэффективный экономический источник, экономическая категория;
  • как имущество, участвующее в гражданском обороте.

Учитывая специфику земли (земельных участков, их частей, земельных долей) как объекта гражданских прав, земельные отношения регламентируются гражданским и земельным законодательством.

При этом нормы гражданского законодательства являются общими, а нормы земельного законодательства – специальными.

Специфика земельного права и земельно-правового регулирования  обусловлена их публично-правовым характером.

В соответствии  Гражданским кодексом Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу, право собственности на которое возникает с момента его государственной регистрации. Основания возникновения  права собственности на земельные участки предусмотрены гражданским законодательством.

Для возникновения прав на земельные участки у собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, обладателей сервитутов необходимо наличие определенных обстоятельств – юридических фактов.

Основаниями возникновения земельных прав и обязанностей пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации признает юридически значимые факты, в качестве которых могут выступать либо события или волевые действия, непосредственно не направленные на юридические цели, но с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий, либо непосредственно направленные на возникновение или прекращение правовых отношений юридически значимые действия граждан и юридических лиц.

Одним  из оснований возникновения права собственности является приватизация. Нормы законодательства о приватизации имеют приоритетное значение перед общегражданскими нормами.

В настоящее время закон о приватизации земли в российском законодательстве отсутствует.

Передача земельных участков в собственность физических и юридических лиц регламентируется Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части застроенных земель и Земельным кодексом Российской Федерации в остальной части с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Кроме того, Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобретение земельных участков в собственность. Таким образом, приватизационные нормы содержатся в целом ряде федеральных законов в отсутствие закона о приватизации земли.

Регулирование гражданского оборота всегда было и остается предметом гражданского законодательства. Современное нормотворчество свидетельствует о том, что указанное регулирование осуществляется в равной мере гражданским и земельным законодательством.

При этом содержащиеся в кодифицированных нормативных актах — Земельном кодексе Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации — нормы порой противоречивы, что не может не сказаться негативно на правовом регулировании общественных отношений, что порождает проблемы в  практике правоприменения. 

Как предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, при этом введены  ограничения  в зависимости от того, ограничены ли в обороте земельные участки, в зависимости от места расположения земельных участков и гражданства лица, желающего приобрести земельный участок в собственность.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации  не подлежат приватизации земли изъятые из оборота. Это земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организации федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения
  • ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Также не подлежат приватизации земли, ограниченные в обороте. К ним относятся земельные участки:

  • в пределах особо охраняемых природных территорий;
  • из состава земель лесного фонда;
  • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, включенными в Список всемирного наследия; предоставленные для нужд организаций транспорта, связи;
  • занятые объектами космической инфраструктуры;
  • расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ;
  • загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами; расположенные в границах земель, зарезервированных для
  • государственных или муниципальных нужд;
  • в зонах санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации собственник свободно владеет, пользуется и распоряжается землей, при этом свободное распоряжение землей может быть ограничено в публичном интересе. 

Основания возникновения права собственности на землю, поскольку они не тождественны основаниям возникновения права собственности на иное имущество, должны быть регламентированы Гражданским кодексом Российской Федерации и содержаться в главе 17.

Между тем, глава 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященная праву собственности и другим вещным правам на землю, не содержит регламентации оснований возникновения права собственности на землю.

В то же время статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права собственности, постоянного (бессрочного) пользования земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

Не все  предусмотренные статьями 8 и 218 Гражданского кодекса Российской Федерации основания возникновения гражданских прав применимы к возникновению права собственности  на землю, а лишь те, которые соответствуют правовой природе этого объекта. Так, основаниями возникновения права собственности на землю по гражданскому законодательству следует считать основания, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Основаниями возникновения права собственности на землю являются следующие: акты органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти в случаях и в порядке, предусмотренных законом; предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам для строительства путем их продажи на торгах или для целей, не связанных со строительством; приобретение права собственности на земельный участок в результате перехода права собственности на расположенные на нем здания, строения, сооружения; приобретение права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, собственником расположенного на нем здания, строения, сооружения; сделки, предусмотренные законом, в отношении земельного участка; приватизация земельного участка; приобретательная давность.

Предметом регулирования гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве участников, имущественной самостоятельности участников, автономии их воли.

Применительно к сделкам с земельными участками в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации нормы применяются в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством. Земельным законодательством регулируются отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, как это предусмотрено в статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации. Услуги юриста в Москве: составление документов, представительство в суде, исполнительное производство. Демократичные цены.

  • В связи с изложенным не вполне корректной представляется норма, содержащаяся в пункте третьем указанной статьи, согласно которой имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками и совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды, специальными федеральными законами.
  • Из буквального прочтения указанной нормы усматривается приоритет специального законодательства над гражданским в вопросах совершения сделок с землей, в то время как отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом (а земельные участки являются недвижимым имуществом) всегда были и остаются гражданско-правовыми отношениями и регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
  • Следует признать необходимым внесение в главу 17 Гражданского кодекса Российской федерации дополнительных норм в части регулирования сделок с землей с учетом  ограничений, установленных  в указанных выше специальных законах.

Источник: https://yurist-77.ru/obshchaya-kharakteristika-osnovanij-vozniknoveniya-prava-sobstvennosti-na-zemlyu.html

Основания возникновения прав на землю

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Землеустройство » Основания возникновения прав на землю

Ст. 25 ЗК РФ четко регламентирует основания возникновения прав на землю, которые базируются на действующих нормах государственных и федеральных законов.

Содержание

Ст. 25 ЗК РФ четко регламентирует основания возникновения прав на землю, которые базируются на действующих нормах государственных и федеральных законов.

Все без исключения сделки с земельными наделами должны быть официально оформлены, иными словами, зарегистрированы уполномоченными на то органами.

Земельные наделы могут быть предоставлены в пользование как физическим, так и юридическим лицам на территориях РФ, кроме тех наделов, которые запрещены к передаче в частную собственность, согласно российскому законодательству.

Виды оснований прав на землю

На сегодняшний день гражданским законодательством предусмотрено несколько ключевых оснований для возникновения права на земельный участок. Классификация позволяет вывести следующие виды:

  • право собственности (в данном случае речь идет как о частной, так и о государственной, муниципальной);
  • право бессрочного использования земельным участком;
  • право пожизненного наследования надела;
  • безвозмездное срочное пользование;
  • сервитут.

Если с правом собственности все предельно ясно, то остальные виды оснований требуют более подробного разъяснения.

  • Право бессрочного использования земельного участка возникает на основании решений, уполномоченных на то органов на муниципальном или государственном уровне. Подобное право доступно только государственным учреждениям и организациям, а также органам государственной и муниципальной власти.
  • Право пожизненного наследования имеют только граждане РФ, то есть физические лица. Причем в данном случае следует пояснить: законодательный порядок устанавливает, что таковым правом наделяются только те субъекты правовых отношений, которые стали обладателем земельного участка по данному основанию до введения на территории РФ Земельного кодекса. В современной России выдел земельной территории сельскохозяйственного, бытового или строительного назначения не допускается законом с учетом данного основания.
  • Правом безвозмездного срочного пользования наделяются как физические лица, так и юридические лица, организации религиозного характера, а также органы государственной и муниципальной власти. При этом в качестве наймодателя могут выступать как государство, муниципалитет, так и юридические или физические лица.
  • Сервитут. В российском законодательстве, действующим на территории РФ, различают следующие виды данного основания: частный и публичный. Если говорить проще, то сервитут представляет собой законодательное право пользования чужим наделом. Основания для возникновения сервитута выделены в ЗК РФ.

Правовые основания возникновения прав на землю

Кроме того, классификация оснований возникновения прав на землю подразумевает выделение в отдельную категорию и следующих законодательных начал:

  • административно-правовых;
  • гражданско-правовых.

Соответственно, перечисленные выше основания возникновения прав на землю включают в себя следующий перечень:

  • постановления, опубликованные от имени органов государственной власти, или решения органов местного самоуправления;
  • решения судебной инстанции, которая установила права конкретного субъекта правоотношений на земельный надел любого назначения;
  • приобретательная данность (в данном случае законодательный порядок предусматривает некоторые ограничения, в частности, она не может быть основанием возникновения прав на участки, расположенные в государственной или же муниципальной собственности);
  • договоры, а также иные юридические формы соглашений, заключенные между физическим и юридическим лицом, а также между органами госвласти или муниципалитетом и физическими или юридическими лицами.
  • иные правовые факты, которые законодательный порядок может посчитать как основания права на земли различного назначения.
Читайте также:  Страховые взносы в 2020 году

Основания возникновения права государственной собственности на землю

Что же является основаниями для возникновения права государственной собственности? Ответ на данный вопрос содержат ст. 17 и ст. 18 ЗК РФ. Во-первых, земельными участками в федеральной собственности считаются наделы, которые:

  • признаются таковыми согласно федеральному законодательству;
  • были наделены подобным статусом в процессе разграничения госсобственности на земельные территории;
  • приобретены российским государствам согласно основаниям, закрепленным в действующим законодательством.

Во-вторых, государственная собственность включает в себя наделы, находящиеся в ведении субъектов РФ, на следующих основаниях:

  • земли были признаны таковыми после вступления в силу федеральных законов;
  • наделы перешли в ведение субъектов РФ при разграничении территорий;
  • земельные участки на законных основаниях были приобретены субъектами РФ;
  • территории были переданы совершенно безвозмездно регионам РФ из федеральной собственности для пользования.
  • Кроме того, законодательство РФ предусматривает и третий случай возникновения права государственной собственности на землю.
  • Если в городах федерального значения (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург) владелец участка осуществляет процедуру прекращения права собственности, то территория с момента регистрации утраченного права является государственной собственностью.
  • В том случае если законодательный порядок закрепляет иные основания в городах федерального значения, то освободившийся участок является муниципальной собственностью.

Основания возникновения права муниципальной собственности на землю

Ключевые основания для возникновения прав муниципальной собственности обозначены в ст. 19 ЗК РФ. В частности, они включают следующие начала:

  • если таковым статусом земли наделяются в соответствии с федеральными законами или законами, принятыми субъектами РФ;
  • если производится разграничение территорий, находящихся в государственной собственности;
  • если из федеральной собственности муниципалитету земельный надел передается для безвозмездного пользования (это могут быть земли сельскохозяйственного, лесного, коммерческого назначения и др.).

Основание возникновения права частной собственности на землю

Возникновение основных прав частной собственности происходит с учетом Гражданского кодекса РФ. В данном нормативно-правовом акте содержатся ключевые параметры подобной сделки, которые проявляются в виде:

  • Совершения сделки купли-продажи земель сельскохозяйственного, садоводческого, огородоводческого и иного назначения. Это могут быть также сделки дарения земляного надела, его мены или же отчуждения, после которых происходит процедура прекращения прав одного из субъектов правоотношений (ст. 218 ГК РФ).
  • Наследования частной собственности, а также правопреемства земель или реорганизации юридического лица, которое использовало целевые земли, в том числе и сельскохозяйственного назначения.
  • Приватизации, которая является одним из самых популярных на сегодняшний день оснований возникновения прав частной собственности. В данном случае осуществляется процедура прекращения муниципальной или же государственной собственности с переходом в категорию частной собственности согласно ст. 217 ГК РФ.
  • Иных оснований, которые предусматривает современное законодательство РФ, в том числе приобретательной давности (на земли сельскохозяйственного назначения данное основание не распространяется).

Вопрос возврата земельных участков

В юридической практике распространены дела, когда истец поднимает вопрос о законности отчуждения земельного участка.

Если порядок прекращения прав на надел был нарушен (в том числе посредством принуждения лица к совершению сделки), то субъект правоотношений имеет законные основания для подачи в судебную инстанцию виндикационного иска, который является детерминантой для судопроизводства.

Однако необходимо помнить о том, что истец должен апеллировать только фактами, которые подтверждают изъятие земельных наделов, то есть момент прекращения прав на собственность против воли законного владельца.

В данном случае речь идет, например, о признании субъекта правоотношений гражданским истцом, что осуществляется посредством опубликования постановления, подписанного следственными органами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ни один законный владелец земельного надела не может быть лишен права его пользования без его согласия. Только судебный орган имеет права принимать такое решение даже в случаях перехода частной собственности в государственную для обеспечения нужд РФ.

  1. У меня ВНЖ могу ли я оформить в собственность земельный участок в СНТ

Ление 10.06.2019 15:08

Добрый день! 

Покупка недвижимости и вид на жительство – это два понятия, тесно связанные друг с другом. В своей практике мы сталкиваемся с двумя типовыми ситуациями:

  • иностранный гражданин, еще не оформив вида на жительство, хотел бы приобрести в России недвижимость, жилую или нежилую
  • иностранный гражданин, уже с видом на жительство хотел бы того же.

Одним из условий получения ВНЖ является наличие в России места жительства (регистрации), помещения, которым иностранное лицо или лицо без гражданства владело бы на законных основаниях – таким может быть и собственное жилье.

Ограничены в своих правах на приобретение недвижимости в России иностранцы с ВНЖ и в плане выбора места нахождения участка земли или объекта недвижимости: запрещается приобретение недвижимого имущества в приграничных зонах.

Если земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, значит на него распространяется ограничение ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», то есть запрет на его приобретение иностранным гражданином. Однако земельный участок в СНТ не обязательно относится к землям сельхозназначения.

Скорее это земли населенных пунктов. ст. 77 ЗК РФ 1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. 2.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. А земли населенного пункта: ст. 83 ЗК РФ 1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. 2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Поэтому если СНТ у Вас находится в пределах населенного пункта и земли не являются землями сельхозназначения, ограничения никакие не действуют. То есть в данном случае здесь действует принцип дозволенности всего, что прямо не ограничено или запрещено законом. 

Сайботалов Вадим Владимирович10.06.2019 15:25

Задать дополнительный вопрос

Ление 10.06.2019 15:44

У нашего СНТ деятельность ведение садоводство

Добрый день! Обращаю Ваше внимание, что ключевым моментом является назначение земель согласно кадастровым данным. Учредительная деятельность самого товарищества имеет второстепенное значение. Назначение земель указанно в кадастром паспорт или в выписке из реестра регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Сайботалов Вадим Владимирович10.06.2019 15:59

Задать дополнительный вопрос

Основание возникновения права на земельный участок(Постановление главы администрации признан недействительным) Собственник РФ. арендатор ОАО РЖД. Договор аренды погашен к нему применены последствия ничтожной сделки. Убрав 10 сот. из участка ОАО РЖД и РФ возобновили договор аренды. Хотя основание возникновения права признано недействительным. Можно ли применить ст.216 КАС

Надежда12.11.2018 15:44

Добрый день! Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов.

Сервис бесплатных юридических консультаций составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду Сервиса бесплатных юридических консультаций 9. Консультации бесплатны. Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное.

По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (495) 228-26-51 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Дубровина Светлана Борисовна12.11.2018 16:50

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна13.11.2018 09:00

Задать дополнительный вопрос

Добрый день. У моей знакомой остался дом от бабушки,но официально в наследство она не вступила,три года она проживала в другом городе,по приезду выяснилось ,что в этом доме живут незнакомые люди. При каких обстоятельствах дом могли отдать третьим лицам.

Анель22.10.2018 15:58

Здравствуйте! Согласно ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, и рассматривается в судебном заседании.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению поставленного перед судом вопроса. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы.

Для скидки 50 процентов на консультацию — Промокод – «Сервиса бесплатных юридических консультаций».

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Александров Александр Михайлович22.10.2018 21:42

Задать дополнительный вопрос

Так и есть.

Евсеева Ирина Борисовна23.10.2018 12:18

Задать дополнительный вопрос

  • в чем различия между основанием возникновения и перехода прав на земельный участок

Шерали21.10.2018 12:16

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна22.10.2018 07:00

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/osnovaniya-vozniknoveniya-prav-na-zemlyu.html

Общая характеристика оснований возникновения прав на земельные участки. Ограничения оборотоспособности земельных участков

Права на земельные участки возникают на основаниях, предусмотренных гражданским законодательством и ФЗ земельного и иных отраслей права. Приобретение прав на земельные участки подчиняется общим положениям ГК РФ.

Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ).

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (статья 129 ГК РФ).

Общие основания возникновения гражданских прав и обязанностей (глава 2 ГК):

· ГК РФ: права на земельный участок возникают из договоров, иных сделок, предусмотренных законом;актов гос.

органа или органа МСУ, наделенных полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; из судебного решения;в результате приобретения имущества по законным основаниям; по приобретательской давности (при владении недвижимым имуществом добросовестно, открыто и непрерывно в течение 15 лет, либо другим имуществом в течение 5 лет — приобретает право собственности на это имущество);

Читайте также:  Заявление о включении требований в реестр требований кредиторов

· ЗК РФ: иные основания приобретения права собственности на земельные участки гражданами: безвозмездное оформление земли в собственность гражданами, использовавшими земельные участки до вступления в силу ЗК (на основании права пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования): право собственности может быть оформлено гражданами РФ, имеющими в факт. пользовании зем. участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, совершенных до вступления в силу Закона «О собственности в СССР»;

· Разграничение государственной собственности на землю — основание возникновения федеральной собственности субъектов РФ. Право государственной или муниципальной собственности может возникнуть в результате выкупа земель для государственных или муниципальных нужд.

· В большинстве случаев основанием приобретения постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок является решение органа государственной власти или органа МСУ о предоставлении его пользователю;

· Основание возникновения сервитута: по ЗК РФ — основание возникновения публичного сервитута — решение соответствующего органа гос. власти или органа МСУ; по ГК РФ — соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка;

  • · Право аренды или субаренды возникает на основании договора аренды и субаренды;
  • · Основания возникновения права безвозмездного срочного пользования — решение соответствующего органа государственной власти или органа МСУ или договор.
  • Основания возникновения частной собственности на землю:
  • · Юридические акты (органов государственной власти и МСУ; судебные решения) + реквизиция и конфискация;
  • · Договоры (купли-продажи, аренды, займа, ипотеки, ренты, наследования; приватизации);
  • · Юридические факты (события — выморочное имущество (собственник умер) — переходит государству).
  • Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
  • Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

  1. 4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
  2. 1) государственными природными заповедниками и национальными парками
  3. 2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);
  4. 3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
  5. 4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
  6. 5) объектами организаций органов государственной охраны;
  7. 6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  8. 7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • 8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
  • 9) воинскими и гражданскими захоронениями;
  • 10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
  • 5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
  • 1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
  • 2) из состава земель лесного фонда;
  • 3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • 4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • 5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
  • 6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
  • 7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также — размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;
  • 9) занятые объектами космической инфраструктуры;
  • 10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  • 11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  • 12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
  • 13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  • 14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Источник: https://cyberpedia.su/6x80f5.html

Возникновение прав на землю в 2019 году, документы для регистрирования сделки, основания возникновения прав на земельные участки, арендные отношения, отчуждение | Земельный эксперт

1720

Содержание статьи:

Основания возникновения прав на землю

Основания возникновения прав на землю закреплены в действующем законодательстве (статьи 25, 35 Земельного кодекса России):

  • Купля-продажа. Объектом такой сделки может выступать земля, состоящая на государственном кадастровом учёте. При заключении договора продавец должен предъявить покупателю информацию об ограничении пользования участком или обременениях на землю, если таковые имеют место. По условиям договора земля может переходить в муниципальную, государственную или частную собственность.
  • Сделки по отчуждению имущества Такими сделками являются соглашения мены и дарения. Посмотреть и скачать можно здесь: [образец договора мены земельного участка], [образец договора дарения земельного участка]. К заключенному договору должен быть приложен кадастровый паспорт. В случае его отсутствия договор может быть признан недействительным.
  • Смена собственника по наследству. Такая операция происходит на основании завещательного документа, который является односторонней сделкой и не требует согласия второй стороны на её осуществление.
  • Приватизация. Правом приватизировать землю наделены юридические и физические лица. Земля может быть приватизирована бесплатно или на платной основе. Не подлежат приватизации земли, которые изъяты из оборота или ограничены в нём (статья 27 ЗК РФ).
  • Судебное решение. Суды очень часто рассматривают дела о разделе земли между несколькими гражданами или юрлицами, а также о возмещении ущерба
  • Возникновение арендных отношений. После заключения договора аренды появляется право на владение землёй на период, который прописан в договоре.

Земли, прошедшие национализацию до 1 января 1991 года не возвращаются и не компенсируется их стоимость (25-я статья ЗК России).

Права на владение землёй возникают после государственной регистрации документов, являющихся основанием для возникновения таких прав (прописано в ФЗ № 218). Подтверждением факта проведения регистрации является выписка из ЕГРН.

Порядок регистрации сделок с землей

На основании статьи 164 РФ, регистрации подлежат все сделки, которые проводятся с землёй. Исключением является арендное соглашение, заключенное на период до 12 месяцев – такая сделка не подлежит регистрации.

Порядок регистрации права собственности состоит из нескольких поочерёдных действий:

  1. Сбор необходимой документации. Проводится лицом, желающим осуществить регистрацию.
  2. Написание заявления и передача документации для регистрации сделки. [образец заявления]. Документы подаются в электронном либо бумажном виде. Регистрацию осуществляет территориальное подразделение Федеральной службы по картографии и кадастру. На этом этапе документы принимаются, регистрируются и по ним проводится проверка с целью установления отсутствия каких-либо противоречий между заявленными и ранее прошедшими регистрацию правами на землю. Также заключенная сделка проверяется на законность.
  3. Внесение соответствующей записи в Единый госреестр прав на владение земельной территорией.
  4. Получение свидетельства о государственной регистрации права или выписки из указанного реестра прав.

Регистрация должна быть осуществлена в срок не более, чем 12 календарных дней с момента предоставления пакета документов, если она подана в бумажном виде. В случае если были переданы электронные документы, то регистрация осуществляется в течение одних суток после того, как документы были приняты.

Список документов на регистрацию

К перечню документов, необходимых для проведения регистрации, относятся:

  • заявление на регистрацию права;
  • квитанция, подтверждающая оплату госпошлины;
  • удостоверение личности заявителя;
  • документы, подтверждающие полномочия официального представителя осуществлять действия от имени юрлица (доверенность, решение учредителей, протокол общего собрания);
  • учредительные документы юрлица;
  • решение руководящего органа юрлица на осуществление сделки;
  • справка юрлица о соотношении стоимости его активов и земли;
  • правоустанавливающие документы на землю, подтверждающие права владельца на отчуждение участка – предоставляется в случае, если земля не зарегистрирована в ЕГРП;
  • договор отчуждения земельной территории;
  • справка, подтверждающая факт соблюдения права о преимущественном приобретении отчуждаемой части земли совладельцем участка – предоставляется, если отчуждению подлежит территория, находящаяся в долевой собственности;
  • свидетельство, подтверждающее выполнение специальных условий – предоставляется в ситуации, когда обе стороны прописывают одно или несколько условий, необходимых для того, чтобы договор вступил в силу;
  • нотариально заверенное согласие жены/мужа заявителя на выполнение сделки – предоставляется, когда земля является совместно нажитым имуществом.

Пример по возникновению прав на землю

В посёлке Иваново проживают две сестры вместе со своими семьями в соседних частных домах.

Возле жилых строений находится земельная территория площадью 30 соток, которая принадлежит обеим сёстрам на правах совместной собственности и использовалась ими под выращивание сельскохозяйственной продукции. Право собственности на участок было зарегистрировано ранее.

После одного из скандалов сёстры решили поделить участок на две половины в равных долях, причем, выполнить это без обращения в суд.

Сёстры обратились в компанию по оказанию услуг в сфере землеустройства и геодезии. Кадастровый инженер совершил ряд действий по межеванию земли. После этого передал женщинам документы на два участка площадью по 15 соток.

Женщины обратились в районную службу картографии и кадастра и написали заявление о желании снять с учёта большой участок и поставить две его половинки. После проведения регистрации, каждой из женщин было выдано свидетельство, подтверждающее их право владеть 15-ю сотками земли.

Заключение

В завершение статьи следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. В ЗК России (статьи 25, 35) прописаны основания возникновения прав на земельные участки. Ими являются сделки отчуждения, купли-продажи, приватизация, арендные отношения, решение суда.
  2. Прекращение прав владения землей классифицируется по двум критериям: добровольностью или принудительностью.
  3. Порядок и условия регистрации сделок с земельными участками регулируется ст. 164 ГК РФ и Федеральным законом № 218-ФЗ.
  4. Права собственности могут возникать на участки муниципальной, частной собственности или принадлежащие субъектам РФ.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по возникновению прав на землю

Вопрос: Меня зовут Сергей. Я живу в небольшом посёлке и владею маленьким земельным участком (7 соток). Решил переехать в другой город. У меня возникает вопрос: можно ли отказаться от права собственности на свой земельный участок и что будет дальше с этой землёй?.

Читайте также:  Алименты: понятие и виды выплат, процентные ставки, законодательное регулирование

Ответ: В Земельном кодексе России (статья 44) указывается два способа, позволяющих прекратить право владеть землей: принудительный и добровольный.

Чтобы добровольно отказаться от права владения на землю потребуется об этом объявить или выполнить какое-либо действие (например, оформить соглашение мены, купли-продажи, дарения), могущее подтвердить отказ от права на собственность и пользование участком (статья 236 ГК России). После таких действий земля будет признана бесхозяйной и дальнейшая её участь будет решена в судебном порядке.

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/vozniknovenie-prav-na-zemlyu/

Понятие и классификация оснований возникновения прав на земельные участки



В статье рассматриваются особенности юридических фактов, являющихся основаниями возникновения прав на земельные участки. Особое внимание уделено вопросу о терминологии, используемой при регулировании отношений, возникающих в процессе приобретения прав на данные объекты недвижимого имущества.

Ключевые слова: земельный участок, основания возникновения прав, юридические факты, классификация юридических фактов.

Традиционно в качестве оснований возникновения прав, в том числе на земельные участки, рассматриваются юридические факты, являющиеся основаниями динамики гражданских правоотношений.

Представляется, что введение в научный оборот такого понятия обусловлено свойством юридических фактов выступать в качестве оснований или условий одновременно возникновения, изменения и прекращения правоотношений, по сути, являясь механизмом, приводящим правоотношение в движение.

На сегодняшний день понятие «юридический факт» рассматривается во многих аспектах с учетом различных функций и признаков данного явления. На наш взгляд, это явление может быть рассмотрено как явление реальной действительности, правовая модель обстоятельства, структурная часть гипотезы правовой нормы, элемент механизма правового регулирования и средство такого регулирования.

Многообразие юридических фактов предопределяет значение их классификации как необходимого средства упорядочения рассматриваемого явления в целях изучения его свойств и функций.

При этом одним из основных критериев классификации юридических фактов является волевой критерий, на основании которого все факты подразделяются на события и действия с дальнейшей многоступенчатой классификацией каждого из них.

Однако не меньший интерес представляет классификация юридических фактов в зависимости от вида порождаемого правового последствия.

В соответствии с данным критерием, юридические факты подразделяются на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

Необходимо отметить, что классификация юридических фактов по данному критерию наиболее часто подвергается критике ввиду ее условности, предопределяемой указанным выше многофункциональным значением факта, способного одновременно порождать различные правовые последствия для разных субъектов.

В чем же ее недостатки? Из представленной классификации неясно, идет ли речь о возникновении, изменении или прекращении гражданского правоотношения или субъективного гражданского права. Если эти понятия отождествляются, то представляется неверным использование понятия «изменение права».

Под правоизменяющим юридическим фактом, например, О. А. Красавиков понимает факт, с которым нормы права связывают изменение конкретного права.

Причем, по его мнению, изменение может идти по двум линиям: по линии носителей конкретного права (обязанности) — цессия и перевод долга и по линии содержания данного права — замена исполнения [1, c. 143].

Представляется, что если и признать существование правоизменяющих юридических фактов, то такой их вид вряд ли будет уместным выделять как основание изменения субъективного права, в частности, на объект недвижимого имущества, к числу которых можно отнести и земельные участки.

Применительно к случаю изменения носителей конкретного права, прекратится и право, то есть факт будет правопрекращающим (или правообразующим).

Что касается изменения содержания права, представляется, что измениться могут гражданские правоотношения, но не субъективные гражданские права, которые могут быть ограничены либо обременены.

Интересной представляется позиция М. А. Рожковой, по мнению которой, «… подразделение юридических фактов на правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие, правопрепятствующие вообще не может быть признано классификацией по критерию последствий наступления юридического факта [2, c. 84]».

Следует согласиться с позицией исследователя, предлагающей без учета функций фактов по критерию последствий выделить две их разновидности: факты, являющиеся основанием движения гражданского правоотношения (правовоздействующие) и факты, влекущие иные юридические последствия (правопозитивные).

Таким образом, в основе выделения правообразующих юридических фактов должен быть определен критерий их функционального назначения, а не вид наступающего юридического последствия.

Кроме того, в зависимости от реализуемой функции (в нашей ситуации приобретение прав на земельный участок) можно выделить правоустанавливающие (сделка, акт органа публичной власти и т. д.

) и правоудостоверящие (государственная регистрация права) юридические факты.

В настоящее время анализ целого ряда нормативных актов, позволяет сделать вывод о том, что законодатель, не учитывая правовой природы и правообразующего характера юридических фактов, являющихся основаниями возникновения прав на земельные участки, использует в содержании правовых норм ряд понятий, правовую природу которых объяснить, как минимум, затруднительно.

Таким примером может являться использование в нормативных правовых актах термина «оформление» права без указания на содержание данного понятия.

Так, например, ранее действующее земельное и гражданское законодательство предусматривало возможность приобретения субъектами земельных правоотношений вещных прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. К таким правам законодатель относил право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками.

  • Однако впоследствии законодательно было установлено правило о недопустимости предоставления гражданам земельных участков на указанных правовых основаниях и закреплено их право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения в собственность бесплатно при условии оплаты лишь сборов, установленных федеральными законами для регистрации нового права.
  • Однако такой порядок не был определен как упрощенный, и сама процедура переоформления включала в себя подачу заявления в орган государственной власти или местного самоуправления, принятие данным органом решения о предоставлении земельного участка и только потом государственную регистрацию права собственности.
  • Анализ законодательства о приобретении прав на земельные участки гражданами в процессе переоформления ранее возникших прав, действовавшего в рассматриваемый период времени позволяет сделать выводы о наличии правовых проблем, связанных с применением норм об однократном бесплатном переоформлении, к которым можно отнести: неоднозначность толкования норм об «однократности переоформления»; невозможность принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность в связи с невозможностью точного определения вида права, указанного в правоустанавливающем документе; расхождение данных о фактической площади земельного участка с данными, получаемыми при межевании; отсутствие у гражданина правоустанавливающих документов на земельный участок (например, при предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование не гражданину, а садоводческому объединению
  • Наличие указанных проблем предопределило новый этан в развитии законодательства о приобретении права собственности на земельные участки указанной категорией граждан, начавшийся с принятием Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» [3].
  • Данным Федеральным законом был внесен целый ряд изменений в земельное и гражданское законодательство, направленных на установление особого, упрощенного порядка оформления прав на земельные участки гражданами, в случае, если они предоставлялись им для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного и гаражного строительства.

Упрощенный порядок для регистрации права собственности на земельный участок распространяется на две категории граждан.

К первой категории относятся граждане, имеющие документы о том, что земельный участок принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, или документ, в котором право на участок конкретно не названо или невозможно определить вид этого права («неопределенное» право). Наличие перечисленных документов автоматически наделяет граждан правом собственности на земельный участок.

Для такой категории граждан вышеупомянутым законом были внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которыми предусмотрены особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.

По сути, предметом правового регулирования данных законов являются отношения, связанные с приобретением права собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества. Причем с оформлением права связываются не только действия субъектов, направленные непосредственно на приобретение права, но и действия, направленные на юридическое подтверждение существования его объекта.

Термин «оформление» права прочно вошел и в научный оборот, примером чего являются многочисленные научные исследования [4], посвященные проблемам и особенностям так называемого оформления субъективных гражданских прав.

В словарях значение слова «оформление» определяется как «то, что составляет внешнюю сторону чего-либо, тот или иной вид чего-либо» [5, с.727] «форма» — наружный вид, внешнее очертание [6, с.549].

Представляется, что в рассматриваемых законах определены юридические факты, с которыми связываются определенные юридические последствия в виде возникновения (приобретения) права либо государственной регистрации прав, возникших до введения правила о ее обязательности.

Поэтому более точным являлось бы использование понятия «приобретение прав», «государственная регистрация прав», что вполне отражало бы основную правообразующую функцию юридических фактов в рассматриваемых отношениях.

Литература:

  1. Красавчиков О. А. Категории науки гражданского права. Избранные труды. В 2-х томах. М., «Статут». 2005. Т.2.
  2. Рожкова М. А. Теории юридических фактов гражданского и процессуального права: понятия, классификации, основы взаимодействия: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2010.
  3. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества: Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ с изм. и доп. от 23 июля 2013 года // СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2881; 2013. № 30 (часть I). Ст. 4083.
  4. См., например: Васькин В. В., Мустафин Р. Р. К вопросу об оформлении права собственности на земельный участок под многоквартирным домом // Жилищное право. 2010. № 4. С. 39; Верстова М. Е., Стародумова С. Ю. Некоторые аспекты оформления права собственности на земельные участки в свете административной и муниципальной реформ // Законодательство и экономика. 2009. № 10. С. 43; Вижевитова Т. А. Правовые проблемы, связанные с оформлением прав на земельные участки для строительства линейных объектов // Правовые вопросы недвижимости. 2009. № 2. С. 2.
  5. Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньева. М., «Русский язык». 1982. Т.2.
  6. Словарь иностранных слов. Под ред. В. В. Пчелкина. М., Изд-во «Русский язык». 1989.

Основные термины (генерируются автоматически): факт, земельный участок, государственная регистрация, недвижимое имущество, основание возникновения, пожизненное наследуемое владение, участок, гражданское правоотношение, научный оборот, гражданское законодательство.

Источник: https://moluch.ru/archive/108/26129/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector