Повышение налогов: причины, законы, дата вступления в силу, список налогов, ставки и льготы

До 2 декабря 2019 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Повышение налогов: причины, законы, дата вступления в силу, список налогов, ставки и льготы

Екатерина Мирошкина

заплатила налоги

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто фактически ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

Владельцам машин, мотоциклов и яхт не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.ru. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц: компания считает транспортный налог сама, платит его чаще раза в год, да еще и сдает декларацию.

При вычислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Если хотите узнать, сколько надо будет заплатить за конкретную машину, используйте калькулятор на сайте nalog.ru — там уже все учтено.

Повышение налогов: причины, законы, дата вступления в силу, список налогов, ставки и льготыРасчет транспортного налога для Тойоты с двигателем мощностью 249 лошадиных сил, если собственник живет в Хабаровске и владел машиной весь 2017 год

Каждый регион сам решает, как его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но их можно менять, например уменьшить или увеличить в десять раз.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Повышение налогов: причины, законы, дата вступления в силу, список налогов, ставки и льготыВ Хабаровске ставка налога для Тойоты была 60 рублей, а в Москве за машину той же мощности — 75 рублей

Мощность двигателя

Ставка за 1 л. с.

Мощность двигателя

Ставка за 1 л. с.

За дорогие автомобили транспортный налог приходится платить с повышающим коэффициентом:

транспортный налог = сумма транспортного налога, рассчитанная по общим правилам × повышающий коэффициент.

Организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Им самим придется учитывать, какой коэффициент применять к каждому транспортному средству.

Средняя стоимость 3—5 млн рублей

прошло с года выпуска

не более 3 лет

Средняя стоимость 5—10 млн рублей

прошло с года выпуска

не более 5 лет

Средняя стоимость 10—15 млн рублей

прошло с года выпуска

не более 10 лет

Средняя стоимость 15—∞ млн рублей

прошло с года выпуска

не более 20 лет

Перечень легковых автомобилей, к которым применяются повышающие коэффициенты, налоговая и Минпромторг размещают на своих сайтах. Этот перечень обновляется каждый год не позднее 1 марта.

  • Владельцы машин, попавших в перечень за 2018 год, должны заплатить транспортный налог с повышающим коэффициентом до 2 декабря 2019 года.
  • Платить в соответствии с перечнем за 2019 год придется уже в 2020 году.
  • Перечень за 2020 год появится не позднее 1 марта 2021 года

Допустим, вы из Брянска и у вас JAGUAR F-PACE 2.0 i4 250PS AWD AUTO TL1 Pure, с момента выпуска которого прошло менее двух лет. В перечне за 2019 год он присутствует среди автомобилей за 3—5 млн рублей, поэтому повышающий коэффициент применяется и будет равен 1,1. Мощность двигателя этой машины — 249 лошадиных сил, поэтому ставка равна 130 Р. Считаем налог за 2019 год:

249 × 130 × 1,1 = 35 607 Р. Эту сумму вы увидите в уведомлении и должны заплатить до 1 декабря 2020 года.

Но если в регистрационных документах ваш автомобиль указан как «JAGUAR F-PACE» или даже как «Ягуар F-PACE 2.0 i4 250PS AWD AUTO TL1 Pure» — повышающий коэффициент применяться не будет, поскольку данные ГИБДД не полностью совпадают с данными списка Минпромторга. В этом случае налог за 2019 год посчитают так:

249 × 130 = 32 370‬ Р.

По такой же формуле будут считать налог, если с года выпуска автомобиля прошло более 2 лет. Разница составит 3237‬ Р.

Федеральные льготы. В налоговом кодексе есть только одна льгота — для грузовиков, которые платят в систему «Платон». У них транспортный налог уменьшается на платежи за каждый километр. Считается, что владельцы грузовиков и так компенсируют вред дорогам.

Но эта льгота работала только до 2018 года. Льгот для легковых машин и мотоциклов на федеральном уровне нет.

Региональные льготы. Государство разрешило регионам самим решать, кому они будут давать льготы по транспортному налогу.

Например, в Москве транспортный налог не платят ветераны, инвалиды и один из родителей в многодетной семье.

В Московской области у многодетных тоже есть льготы, но уже с ограничением по мощности машины: за Пежо 408 налог можно не платить, а за Тойоту той же многодетной семье уже могут начислить.

В Хабаровске у многодетных нет льготы по транспортному налогу. Зато такая льгота есть в Брянске — но не полное освобождение, а скидка 50%.

Чтобы не переплатить, нужно действовать так:

  1. Проверьте, положена ли вам льгота.
  2. Подайте заявление на льготу. Можно без подтверждающих документов.
  3. Посчитайте налог с учетом льготы с помощью калькулятора.
  4. Если сумма не сходится с указанной в уведомлении, напишите обращение в налоговую инспекцию через специальный сервис. Пусть разбираются и пересчитывают.

Пересчитать налог с учетом льготы можно за три предыдущих года. Если вам положена льгота, а вы не знали, подавайте заявление. Переплату можно вернуть или зачесть в счет будущих платежей.

Заявления на льготу можно подавать через личный кабинет.

Но можно уменьшить транспортный налог, если машину пока не купили. Вот советы, как не переплатить.

Проверяйте ставки налога и характеристики машины до покупки. Из-за одной лошадиной силы ставка может быть в два раза выше. Например, для 200 лошадиных сил она составит 30 рублей, а для 201 лошадиной силы — уже 60 рублей. На мощность машины не повлияет, а расходы вырастут.

Сверяйтесь с перечнем дорогих машин. Автомобили одного и того же класса и марки, но разных моделей и года выпуска могут быть в перечне, а могут и не быть. Если машина попадет в список для повышающих коэффициентов, расходы на налог вырастут. Хотя на комфорте водителя это не отразится. С дорогими машинами счет идет на десятки тысяч рублей.

Следите, чтобы новый владелец снял машину с регистрации. Или снимите сами через 10 дней. Тогда вам перестанут начислять налог, а остальное — проблемы покупателя.

Если налогового уведомления нигде нет, нужно взять его в налоговой инспекции. Но проще всего завести учетную запись на госуслугах, подтвердить ее через Тинькофф-банк и войти с ее помощью в личный кабинет на сайте nalog.ru.

Повышение налогов: причины, законы, дата вступления в силу, список налогов, ставки и льготыВыписка из налогового уведомления по транспортному налогу

Посмотрите, что указала налоговая при расчете: характеристики, сроки и за какую машину вам вообще начислили налог. Бывает, что при переезде налог начисляют в одном регионе, а потом еще раз в другом. Причем за несколько лет. Для налоговой это техническая ошибка, а у человека проблемы, которые можно потом решать месяцами.

По общим правилам транспортный налог платят до 1 декабря следующего года.

Если не заплатить налог вовремя, начнет начисляться пеня. В отличие от налога на имущество отсрочки по начислению пени нет. Поэтому уже с первого дня просрочки задолженность будет увеличиваться. Пеню считают по формуле:

Повышение налогов: причины, законы, дата вступления в силу, список налогов, ставки и льготыПовышение налогов: причины, законы, дата вступления в силу, список налогов, ставки и льготы

Удобнее всего заплатить налог через интернет. Вот самые простые и быстрые способы:

  1. Через сервис Тинькофф-банка по индексу документа. Можно платить за себя, супруга и родителей. Вообще за кого угодно.
  2. В личном кабинете на сайте nalog.ru. С этого года есть оплата сразу картой или через банк. Клиенты Тинькофф-банка могут выбрать свой банк и оплачивать без комиссии. Указывать реквизиты не нужно: данные заполнятся автоматически.
  3. По индексу документа на госуслугах или в сервисе «Заплати налоги» на сайте ФНС.

Если уведомление пришло по почте, все равно можно ввести индекс документа с квитанции и заплатить в интернете. Банк сформирует подтверждение оплаты, его можно распечатать или сохранить.

Повышение налогов: причины, законы, дата вступления в силу, список налогов, ставки и льготыИндекс документа указан на квитанциях, которые приходят вместе с уведомлением — по почте или в личный кабинет. У каждой квитанции — свой индекс

Со своей карты можно платить транспортный налог за любого человека. Главное — узнать индекс документа, больше ничего не нужно.

Суммы зачтутся тому человеку, который указан в квитанции, а не тому, с чьей карты уходят деньги.

Повышение налогов: причины, законы, дата вступления в силу, список налогов, ставки и льготыПри оплате в личном кабинете налогоплательщика можно выбрать банкПовышение налогов: причины, законы, дата вступления в силу, список налогов, ставки и льготыЕсли выбрать оплату через Тинькофф-банк, потом нужно указать номер телефона для авторизации. На этом этапе сформируется счет на оплату. Заполнять реквизиты квитанции не придетсяПовышение налогов: причины, законы, дата вступления в силу, список налогов, ставки и льготыСчет появился в личном кабинете на сайте Тинькофф-банка. Можно заплатить в один кликВ мобильном приложении банка счет тоже появился. Оплата без комиссии

В личном кабинете на сайте nalog.ru оплата отразится не сразу, это нормально. Налоговая сама говорит, что зачтет суммы в течение 10 дней.

После оплаты сохраняйте квитанции. Банк переведет деньги по назначению, но у налоговой бывает всякое.

Если после оплаты в личном кабинете все равно отражается задолженность, это не значит, что она есть. Я уже заплатила транспортный налог, но начисления пока не погашены

Налоговая не будет долго ждать и начнет процедуру взыскания. Этапы такие:

  1. Сначала придет требование об уплате налога. Там будет дата, когда нужно погасить долг.
  2. Если проигнорировать требование, налоговая подаст в суд. Вас туда не позовут: это будет судебный приказ без заседаний и вызова сторон.
  3. По судебному приказу деньги спишут со счета. Банк обязан исполнить это требование.
  4. Информацию о долге могут направить работодателю.
  5. Если долг передадут приставам, они могут запретить выезд за границу.

Там же можно сразу погасить долги. Но через несколько дней надо опять проверить, потому что может быть пеня, которая отразилась позже. Иногда даже из-за одного рубля недоплаты налоговая блокирует счет в банке, причем в самый неподходящий момент.

До 3 декабря задолженности по транспортному налогу в сервисе банка нет. Хотя его точно начислилиНа портале госуслуг задолженность тоже не отражается. Потому что до 3 декабря начисленный налог — это еще не долгХотя на самом деле транспортный налог начислен и его нужно платить. Это видно только в личном кабинете

  1. Налог платят собственники транспорта, а не те, кто на нем ездит.
  2. Суммы к уплате считает налоговая инспекция.
  3. Их указывают в уведомлении, которое присылают за месяц до срока уплаты.
  4. Если есть личный кабинет, уведомление по почте не пришлют.
  5. Ставки налога зависят от региона. Льготы тоже.
  6. Для льготы надо подавать заявление. Но только один раз.
  7. Заплатить налог можно через интернет: за себя и родственников.
  8. Если не заплатить, начислят пеню и все равно взыщут.
  9. После 3 декабря стоит проверить налоговую задолженность.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/transportnyi-nalog/

Новые налоги с 1 января 2019 года – какие налоги появятся в новом году

Проводимая Правительством РФ налоговая реформа начнет действовать уже с начала 2019 года. Увеличение некоторых основных налогов обернется дополнительной нагрузкой на бизнес и конкретных граждан. Правоведы нашего юридического агентства изучили ключевые изменения законодательства, собрав всю важную информацию в одном месте. Итак, какие новые налоги с января 2019г. ждут россиян?

Повышение налогов: причины, законы, дата вступления в силу, список налогов, ставки и льготы

Налог для самозанятых

Инициатива введения этого налога исходила от президента страны и была реализована руководителем налогового ведомства М. Мишустиным.

Разработанный им совместно с Минфином пилотный проект начнет работать сначала в 3 регионах России – Татарстане, Калужской и Московской областях. Тестирование системы будет осуществляться и в самой столице.

Перечисленные области в настоящее время участвуют в проекте онлайн-класс. По словам М. Мишустина, мобильное приложение для новой реформы почти готово.

Назначением приложения станет возможность перечисления налоговых взносов самозанятым населением напрямую в ИФНС РФ, сокращение объема бумажного документооборота.

Цель введения этих правил – включение страховых выплат данной категории работающих граждан в налоговый бюджет.

Для самих людей новшество по задумке разработчиков должно принести свою пользу: они смогут пользоваться всеми услугами наравне с гражданами, которые трудоустроены в организациях.

Экологический налог

Плательщиками нового налога станут организации, ИП и физические лица. При этом льгот для малого бизнеса или крупных корпораций не предусмотрено. Основное отличие от действующих сборов за загрязнение окружающей среды – администрирование налоговой службой.

Экологический налог появится в НК РФ в виде отдельной главы, разработка проекта уже завершена. Плательщиками вводимого налога в новом году станут:

  • компании любых организационно-правовых форм собственности;
  • простые граждане;
  • индивидуальные предприниматели, которые зарегистрированы на территории РФ и осуществляющие любую деятельность.
Читайте также:  Какой срок на возврат товара в магазин, правила и условия

Объектом налогообложения выступит негативное воздействие, направленное на окружающую среду. Причиной такого воздействия станут следующие действия:

  1. выброс в атмосферу загрязняющих веществ (по прилагаемому перечню);
  2. сброс стоков в водоемы;
  3. образование вредных и опасных отходов – продуктов жизнедеятельности, потребления или производства; их захоронение, накопление и размещение (отличается по классам опасности).

Вносятся налоги в казну авансовыми платежами, исключение составляют ИП и малые предприятия – им разрешат перечислять итоговый платеж сразу за год.

Туристический налог

В перечне «Новые налоги с 1 января» появится туристический платеж, который вводится во всех 85 регионах страны. В настоящее время 3 края – Ставропольский, Алтайский и Краснодарский, а также республика Крым уже знакомы с курортным сбором. Остальные регионы смогут взимать с туристов плату за проживание в размере не более 2% начиная с 2020-го года.

Пилотный проект активно разрабатывается и по оценке экспертов, в 2019 г. с большой долей вероятности может заработать в Санкт-Петербурге. Цель реформы туристической сферы – пополнение федерального бюджета. В условиях постоянного дефицита даже 1-2% от стоимости размещения способны исправить ситуацию.

Налогоплательщиками станут все туристы, в т.ч. иностранные, которые приезжают в конкретный регион для знакомства с достопримечательностями или отдыха. И часть регионов уже заинтересовались инициативой разработчиков, поэтому Министерство культуры РФ вынесло предложение о туристическом налоге на обсуждение Министерством культуры и Министерством финансов.

Повышение налогов в России с 1 января 2019 года: полный перечень

Работодателей грядущий год встретит совсем не радостными изменениями. По всей видимости, увеличится сумма минимального размера оплаты труда на федеральном и региональном уровне.

Согласно требованиям законодательства о МРОТ, с 1 января 2019 г. он должен составлять величину прожиточного минимума за 2 квартал 2018 г.

Пока конкретных цифр Правительство РФ не устанавливало, но реализация закона приведет к росту зарплат сотрудников.

Увеличение фонда заработной платы – ключ к повышению налоговой нагрузки, потому что на все выплаты необходимо начислить страховые взносы во внебюджетные фонды (порядка 30%). Рост предельной базы по страховым взносам с 01.01.2019 г. от 10 до 15% также обернется для многих компаний ростом расходной части их бюджетов.

НДФЛ

Внесенный в Государственную Думу еще 28 марта 2018 г.

законопроект о повышении ставки налога на доходы физических лиц и введении прогрессивной налоговой шкалы уже 2 апреля был одобрен думским Комитетом по налогам и бюджету и отправлен на рассмотрение законодателей.

Одновременно Комитет отправил соответствующие запросы о подготовке экспертного заключения Президенту РФ, в Правительство, Совет Федераций и другие заинтересованные ведомства.

Разработчики законопроекта предлагают ввести пониженную ставку 5% по НДФЛ для граждан, чей среднегодовой доход составляет меньше 100 тысяч рублей. Если заработок составит 100 тыс. руб. – 3 млн. руб., налог составит 13%. На доход 3-10 млн. руб. в год предлагается ставка НДФЛ – 25%.

Акцизы

Новые налоги в 2019 г. распространяются и на подакцизную продукцию. Рост акцизов, запланированный на следующий год – 10%. Это вызовет ощутимое повышение цен на сигареты и алкоголь. Рост акцизов на топливо приведет к автоматическому увеличению расценок на перевозки – потребитель ощутит это на себе изменением розничных ценников на продукты питания.

Стоимость бензина в 2018 г. стала причиной того, что увеличения акцизов с 1 июля удалось избежать. Поэтому многие аналитики предполагают резкий скачок цен на топливо с начала 2019-го года. Налоговым кодексом РФ установлены фиксированные ставки по акцизам вплоть до 2020г., но Правительство постоянно корректирует положения законодательного акта.

Повышение ставки НДС

Начиная с 1-го января 2019г. НДС увеличится с 18 до 20%, на социально значимую и детскую продукцию будет действовать льготная ставка налога 10%. Новые налоги в 2019 г.

в части увеличения НДС не коснутся только представителей малого бизнеса по причине того, что эти субъекты экономики находятся на специальных налоговых режимах (ЕНВД, ПСН, УСН, ЕСХН).

Основанием для освобождения этой категории налогоплательщиков от уплаты НДС зафиксировано пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса России.

Важно: перейти на УСН с общей системы налогообложения можно лишь при соблюдении ряда условий (годовая среднесписочная численность работников не более 100 чел., доход за 9 месяцев – не более 112 млн. рублей).

Повышение налогов для ИП

Индивидуальные предприниматели тоже почувствуют увеличение налогов в 2019г. Речь идет о повышении взносов с ИП, которые они платят «за себя». Суммы этих платежей:

  • в Пенсионный фонд РФ – 29,354 тыс. руб.;
  • ФФОМС – 6,884 тыс. руб.

1% страховых взносов на доход свыше 300 тыс. руб. в год остается на прежнем уровне, без увеличения.

Заключение

Простые граждане ждут новых налогов без энтузиазма. Несмотря на запланированный рост уровня дохода, возрастет и нагрузка на бизнес работодателя. Эта мера повлечет за собой перевод сотрудников на неполный рабочий день с выведением части зарплаты на наличные, «серые» расчеты.

Увеличение акцизов приведет к повышению цен на основные потребительские товары. Рост НДС также ударит по карману конечного покупателя, снижая социальную защищенность населения.

Увеличение всех цен станет катализатором для уровня инфляции в стране. Предприниматели начнут скрывать часть доходов, вводя систему двойной бухгалтерии. Вместо прогнозируемого пополнения казны возможен обратный эффект от налоговых реформ 2019г.

Наши дела по теме

Услуги для юрлиц

Источник: https://la-advokat.ru/blog/novye-nalogi-s-1-janvarja-2019-goda/

Момент вступления актов налогового законодательства в силу

Главная | Налоги На сегодняшний день в силу ст.5 НК этот момент определяется с учетом следующих обстоятельств. Во-первых, акт должен быть опубликован и вступить в силу не ранее одного месяца после его официального опубликования. Во-вторых, не ранее начала налогового периода по этому налогу. Большинство налогов имеют налоговый период один год. Следовательно, таким образом, большинство изменений по налогам определяется относительно 1 января следующего года, плюс 1 месяц. Таким образом, общее требование заключается в том, что изменение налоговых законов должно произойти не позднее 1 декабря, то есть акт должен быть опубликован не позднее 1 декабря. И это сопряжено с бюджетным процессом, поскольку изменения налогового законодательства являются составной частью бюджетного процесса, и в рамках бюджетного процесса 1 декабря — это последняя точка, когда такие изменения могут произойти.

Отдельно законодатель указывает на ситуацию введения новых налогов. Здесь действует тот же один месяц и 1 января уже независимо от налогового периода, года, с которого предусмотрено введение новых налогов. Поэтому новые налоги точно так же могут появиться, если закон будет опубликован не позднее 1 декабря.

Вторая проблема, которая решена в ст.5, это проблема обратной силы актов налогового законодательства. По общему правилу, по правилу ст.57 Конституции обратная сила налоговых законов запрещена. В ст.57 Конституции сказано: законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Что такое «ухудшающие положение налогоплательщиков»? Ст.5 НК дает ответ на вопрос, что такое ухудшение положения налогоплательщиков, когда обратная сила не допускается.

К таковым относятся, во-первых, повышение налоговых ставок, установление или отягчение ответственности за налоговое правонарушение, установление новых обязанностей налогоплательщиков.

Кроме того, ухудшение положения относится не только к налогоплательщикам, но и к иным участникам налоговых правоотношений, то есть не допускается ухудшение и иных участников правоотношений, в том числе налоговых агентов.

Но на самом деле есть ситуации, когда обратная сила налогового закона возможна и желательна. В ст.5 предусматриваются ситуации, когда автоматически придается обратная сила налоговому закону, то есть независимо от указания в самом налоговом законе.

Понятно, что речь идет об улучшении положения налогоплательщиков.

Речь идет об устранении или смягчении ответственности за налоговые правонарушения либо автоматически обратная сила возникает, когда устанавливаются дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.

Наконец, в ст.5 есть еще одна ситуация, когда допускается обратная сила, но по прямому указанию закона, то есть не автоматически, а только если это указано в законе. Но такое указание в законе допускается не всегда, а только в случаях, перечисленных в ст.

5, то есть основания обратной силы заложены в самой ст.5. К этим ситуациям относится отмена налогов или сборов.

Если налог отменяется, скажем, с 1 января следующего года, то отсутствие обратной силы (если не будет прямого указания) означает, что он будет взиматься до тех пор, пока будет возникать недоимка, то есть еще, как минимум, три года.

Если же будет в законе придана обратная сила, то тем самым взимание отмененного налога прекращается на этапе вступления налогового закона в силу. Безусловно, это разные вещи. Поэтому такая обратная сила возможна, но если это прямо указано в самом налоговом законе.

  • Вторая ситуация такой обратной силы — это снижение размеров налогов или сборов, снижение размеров ставок налогов или сборов.
  • Третья ситуация допустимой обратной силы — это устранение обязанностей налогоплательщиков или плательщиков сборов или иное улучшение положения налогоплательщиков.
  • наверх   версия для печати

Источник: http://www.flexa.ru/taxes/tax018.shtml

3. Последствия повышения налогов

Следует
помнить, что налоги оказывают сильное
воздействие на мотивацию экономических
агентов. С одной стороны, введение налога
вызывает желание его не платить, т.е.
уклониться.

Это желание может быть
реализовано либо в виде ухода
плательщика в теневой сектор экономики
,
либо в попытке
переложить налоговое бремя
.

Так, продавец, повышая цену предлагаемой
продукции, перекладывает часть налогового
бремени на покупателя

В 2000
году в России была
проведена реформа подоходного
налога,
или налога на доходы физических лиц,
как он именуется в новой редакции
соответствующей главы Налогового
кодекса РФ, важнейшим элементом которой
стало установление единой плоской
ставки налога на уровне 13 %.

Основной
целью реформы было снижение номинального
налогового бремени (предельной ставки
налогообложения доходов) с целью
сокращения масштабов уклонения
от уплаты налога.

Результат
реформы — увеличение поступлений
подоходного налога в 2001
году более
чем на 45 % (23 % в реальном выражении)
по сравнению с 2000 годом. В 2002
году поступления
возросли ещё примерно на 40 % (около
20 % в реальном выражении).3

4. Введение налога на товарном рынке

С
другой стороны, экономические агенты
изменяют свое поведение. Под
воздействием налога фирма сокращает
объем производства
,
так как уменьшается ее прибыль, а
следовательно и заинтересованность в
производстве данного количества
продукции. Эта ситуация проиллюстрирована
на рис. 1.

Если вводится налог на единицу
продукции, например, акцизный сбор, то
предложение товара сократится, кривая
сдвинется в положение S1.
Вертикальное расстояние между
кривыми S0 и S1 равно
величине налога на единицу продукции h.
Как видно из рисунка, цена на товар
вырастет, а равновесное количество
уменьшится. (См.

приложение)

Если
повышается налог на заработную плату
,
то работники могут сократить
предложение труда
,
предпочитая иметь больше свободного
времени, либо же, наоборот, увеличат
предложение труда, почувствовав себя
беднее и решив компенсировать снижение
дохода большей зарплатой за больший
период рабочего времени. Если же
рассматривать рынок капитала, то налог
на капитал
 в
какой-либо отрасли экономики вызовет
его отток из-за
уменьшения прибыльности вложений.

Из
всего сказанного видно, что введение
налога на каком-либо из рынков (на рынке
товара, труда или капитала)
изменит равновесную ситуацию как правило
в сторону ухудшения. А это, в свою очередь
означает, что возможны
потери в эффективности размещения
ресурсов
.

Налогообложение
может привести и к положительному
результату, если, например, налогом
облагаются создатели негативных внешних
эффектов.

5. Проблемы развития налоговой системы рф

Проблема
налогов — одна из наиболее сложных в
практике осуществления проводимой в
нашей стране экономической реформы.

На
сегодняшний день нет другого аспекта
реформы, который подвергался бы такой
же серьезной критике и был бы предметом
таких же жарких дискуссий и объектом
анализа и противоречивых идей по
реформированию.

С другой стороны,
налоговая система — это важнейший элемент
рыночных отношений и от нее во многом
зависит успех экономических преобразований
в стране.

Для
современной налоговой системы России,
характерно множество проблем, одной из
которых продолжает оставаться ее
фискальная направленность. Фискальная
направленность налогового производства
выражается на практике в установлении
жесткого регламента в отношении
налогооблагаемой базы.

В конечном итоге
это вылилось в требование о необходимости
обособления налогового учета из системы
бухгалтерского . 4Общее
бремя налогов и платежей в РФ в настоящее
время намного выше, чем в развитых
зарубежных странах. Налоговую политику
России можно охарактеризовать принципом
«взять все, что можно».

Читайте также:  Борьба с нечестными мфо: кому и куда жаловаться?

Наиболее яркий
пример — повышение страховых взносов
(в 2010 году их размер составляет 26%, а с
2011 года их ставка возрастет до 34%). Для
подъема промышленности, сельского
хозяйства необходимы средства. Чтобы
иметь средства для наполнения доходной
части бюджета, государство вынужденно
повышать налоги.

В результате ни одно
юридическое или физическое лицо просто
не в состоянии реально заплатить все
налоги да еще и вкладывать средства в
расширение производства. Поэтому, сплошь
и рядом идет сокрытие налогов, неплатежи,
разрастание теневой экономики.

Следует
отметить и проблему нестабильности
налогового законодательства, когда
вносятся поправки и изменения, имеющие
обратную силу, ликвидируются ранее
введенные привилегии, что создает
дополнительный источник риска для
инвесторов.

Государство должно
гарантировать соблюдение стабильности
налогов и правил их взимания в течение
значительного периода времени. Налоги
не должны пересматриваться чаще, чем
раз в несколько, например, в 5 лет.

5
При этом обо всех планируемых изменениях,
налогоплательщиков необходимо извещать
до периода их действия, а не ставить
перед уже свершившимся фактом.

Также
в настоящее время продолжает иметь
место недостаточная четкость и ясность
положений нормативных документов по
налогообложению, их противоречивость
и запутанность, что значительно затрудняет
их изучение налогоплательщиком. В связи
с этим ошибки при исчислении налогов
остаются практически неизбежными.

Нестабильность, частая смена «правил
игры с государством», принятие налоговых
актов задним числом, противоречивостью
законов и подзаконных актов, в том числе
директивных конструктивных материалов,
создающих возможность, а порой просто
необходимость их дополнительного
толкования — все это не только отпугивает
иностранных инвесторов, но и создает
серьезные препятствия в работе
отечественных производителей.

Огромное
внимание, обращает на себя проблема
неэффективности отдельных элементов
налогового механизма.

Существует
многочисленный аппарат налоговой
инспекции, отделов УВД по борьбе с
экономическими преступлениями, но при
этом результат работы оставляет желать
лучшего.

Из-за неподготовленности кадров
этих органов, неумения грамотно провести
поддержку, ревизию, зачастую многие и
юридические, и физические лица легко
уходят от ответственности за сокрытие
налогов.

Россию
захлестнула волна разоблачений связанных
с незаконными финансовыми операциями.

Теневая экономика — это наиболее латентный
вид экономической деятельности,
качественно отличающийся от всех других
нарушений и «сокрытий» требующий
большего количества сил и средств для
борьбы с ним, в частности применения
оперативно-розыскных методов, и потому
представляющий собой наиболее тяжкий
вид социально опасных деяний в налоговой
сфере. От решения указанных выше проблем
зависит эффективность формирования
доходов бюджетов всех уровней, рост
предпринимательской активности, развитие
производства и в конечном итоге
стабилизация экономики нашей страны.

Источник: https://studfile.net/preview/2629048/page:2/

Какие налоги повышаются в 2019 году

На сентябрьском Московском финансовом форуме Дмитрием Медведевым было заявлено об отсутствии предпосылок для увеличения фискальной нагрузки на бизнес.

Глава кабмина акцентировал внимание на том, что Правительство не собирается реформировать действующую налоговую систему, и по факту будет продолжена политика в рамках налогового моратория.

Но последние законодательные инициативы свидетельствуют об обратном – налоговое давление с 2019 года возрастет за счет явного увеличения налоговых ставок (например, по НДС) и в силу завуалированных корректировок (отмена ряда льгот, повышение лимитов и коэффициентов-дефляторов). Рассмотрим основные грядущие изменения.

Как изменится НДС

С 2019 года базовая ставка по НДС будет увеличена на 2% (до 20%). Льготные тарифы сохранятся, не будут меняться и условия осуществления внутренних перевозок между регионами.

Такая мера призвана обеспечить наращивание доходной базы бюджета. Но это же станет причиной общего роста цен на ряд товаров – НДС является косвенным налогом, бремя его покрытия полностью перекладывается на конечных потребителей.

Законодательная инициатива подкреплена законом от 03.08.2018 г. № 303-ФЗ.

Новый налог для самозанятых

С января 2019 г. сразу в нескольких регионах запускается эксперимент по выводу из теневого сектора самозанятых физических лиц. Эффективность новой схемы взаимодействия с самозанятыми будет проверяться на примере Москвы, Московской и Калужской областей, Татарстана. Планируется ввести вилку ставок налогообложения:

  • 4% при получении доходов от физических лиц;
  • 6%, если прибыль получена от оказания услуг юридическим лицам и ИП.

Самозанятыми будут считаться граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью, не используя в своей работе наемный труд. Базой налогообложения станет профессиональный доход – выручка, полученная от реализации товарной продукции, оказания услуг и выполнения работ, доход нельзя будет уменьшить на понесенные расходы.

Максимальный размер дохода для самозанятых – 2,4 млн руб. в год. Все данные о поступающих деньгах наличностью или через электронные средства платежа должны фиксироваться в специальном мобильном приложении. Расчет налога будут производить сотрудники ФНС.

Меры воздействия на граждан, которые уклоняются от уплаты этого налога, находятся на стадии обсуждения.

В новом году изменятся ставки акцизов

На 2019 год законом от 03.08.2018 г. № 301-ФЗ вносятся правки в размер ставок акцизов. Так, на всю линейку табачной продукции акцизные платежи вырастут в среднем на 10%. По топливу рост ставок составит от 39 до 50% (несмотря на то, что в 2018 году повышение акцизов стало одной из причин стремительного роста цен на топливо, вследствие чего потребовалась «заморозка» ставок):

  • по бензину 5 класса состоится повышение тарифа с 8213 до 12 314 руб. (+50%);
  • по дизтопливу рост с 5665 руб. до 8541 руб. (+50%);
  • по средним дистиллятам запланировано увеличение с 6665 до 9241 руб. (почти 39%).

Уже сейчас можно спрогнозировать рост цен на автомобили мощностью от 90 лошадиных сил – по ним акцизные платежи в 2019 году увеличатся на 4%. Аналогичные изменения затронут и производителей мотоциклов – тоже плюс 4%.

Изменения по спецрежимам

С 2019 году субъекты хозяйствования, перешедшие на УСН или ЕНВД, не смогут применять пониженные ставки страховых взносов с доходов наемного персонала.

Ранее пенсионные взносы начислялись в размере 20%, а по другим видам обязательного страхования была установлена нулевая ставка (за исключением взносов на «травматизм»).

В 2019 году упрощенцы и вмененщики будут исчислять взносы по общим правилам:

  • на пенсионное страхование по тарифу 22% (10% при превышении лимита облагаемой базы);
  • на соцстрахование – 2,9%;
  • по ОМС – 5,1%.

Фискальное давление на лиц, применяющих спецрежимы, возрастет и в связи с обновлением значений коэффициентов-дефляторов. На упрощенцах этот фактор не скажется, а вот вмененщикам придется платить в бюджет больше. Для субъектов хозяйствования на ЕНВД коэффициент К1 возрастет до уровня 1,915 (в 2018 году действует значение 1,868). Это увеличит размер налогооблагаемой базы на 2,5%.

Еще одно препятствие в работе вмененщиков – введение запрета на торговлю маркируемой продукцией с 2019 года. Кроме того, перечень изделий, подлежащих обязательной маркировке, с нового года значительно расширяется.

Что нового для работодателей

Работодателям придется платить отчисления на обязательные виды страхования в большем объеме. Это связано с повышением с 2019 года размера предельных лимитов начисления взносов на случай временной нетрудоспособности и на пенсионное обеспечение:

  • по соцстрахованию предел вырастет до 865 000 руб. (в 2018 г. – 815 000 руб.);
  • по пенсионному страхованию предельная база увеличится до 1 150 000 руб. (в 2018 г. – 1 021 000 руб.).

Еще один негативный фактор – увеличение возраста выхода на пенсию. В 2019 году повышение пенсионного возраста будет произведено на полгода, и эти полгода работодатель будет платить не только подоходный налог с заработков сотрудника, собирающегося выйти на пенсию, но и страховые взносы.

Положительный момент для граждан РФ – повышение с января значения МРОТ (хоть и незначительное – до 11 280 руб. с 11 163 руб.). Для работодателей же этот факт означает рост издержек на оплату труда.

Экологический сбор

По ряду продукции в стоимость изделий закладывается сумма экологического сбора. Перечень таких товарных позиций зафиксирован Правительством в Распоряжении от 28.12.2017 г. № 2970-р. В 2018 году сбор применяется к 36 группам товаров, со следующего года он вводится для 54 категорий. По уже действующим видам продукции запланирован рост ставок сбора, например:

  • на 11,4% на изделия из текстиля, одежду, деревянную тару, нефтепродукты, изделия из резины (включая шины), листовое стекло, компьютерную и бытовую технику, фотооборудование, инструменты, осветительные приборы;
  • на 21,4% на аккумуляторные батареи;
  • на 28,5% на канцтовары и бумажные изделия, на хозтовары, продукцию санитарно-гигиенического назначения, туалетные принадлежности;
  • на 53,9% рост заложен по полому стеклу;
  • значительно дороже обходиться производителям будут пластмассовые изделия – сбор вырастет для упаковочных материалов из этого сырья на 171,4%, а для строительных изделий на 121,9%;
  • рекорды бьет металлическая тара и емкости, произведенные из черных металлов – рост на 725,4%.

Ип заплатят за себя больше взносов

Предприниматели платят за себя страховые взносы в фиксированных размерах. В 2019 году размер таких платежей увеличится (ст. 430 НК РФ):

  • на пенсионное обеспечение платеж составит 29 354 руб. (что на 10,6% больше показателя 2018 года – 26 545 руб.);
  • на медстрахование заплатить придется 6884 руб. (это на 17,9% больше нынешней ставки — 5 840 руб.).

Система «Платон»

Источник: https://spmag.ru/articles/kakie-nalogi-povyshayutsya-v-2019-godu

Что такое налоговые льготы и какими они бывают

Все бизнесмены хотят снизить затраты, в том числе – и по налогам. Закон дает им такую возможность, и даже – много возможностей. Рассмотрим, что такое налоговые льготы и какими они бывают.

Понятие и виды налоговых льгот

Налоговые льготы – это более благоприятный режим перечисления обязательных платежей в бюджет по сравнению со «стандартным». Предоставить преимущества можно по-разному:

  1. Вывод из-под налогообложения определенных объектов.
  2. Полное освобождение от отдельных налогов.
  3. Уменьшение облагаемой базы.
  4. Снижение налоговых ставок.
  5. Отсрочка или рассрочка по уплате.

Налоговые льготы не могут устанавливаться индивидуально для определенного физического или юридического лица (п. 1 ст. 56 НК РФ) Также льготы не должны зависеть от национальности, религии, гражданства или источника получения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Зачем нужны налоговые льготы

Устанавливая преференции по налогам, государство стремится достичь следующих целей:

  1. Развитие определенных отраслей экономики.
  2. Стимулирование инвестиций в инфраструктуру.
  3. Оптимальное распределение средств между бюджетами различных уровней.
  4. Развитие социально-значимых направлений бизнеса.
  5. Поддержка незащищенных категорий налогоплательщиков, например – инвалидов.

Кто устанавливает льготы по налогам

Налоговая система в РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них могут применяться те или иные преференции.

На федеральном уровне льготные режимы определяет только НК РФ. На региональном и местном уровнях льготы могут быть установлены НК РФ или нормативными актами субъектов РФ, либо муниципалитетов.

Также на «нижних» уровнях возможен и комбинированный вариант. В этом случае НК РФ определяет «рамочные» условия применения льгот, а региональные или местные власти – конкретизируют их.

Например, по налогу на имущество физических лиц для жилой недвижимости установлена базовая пониженная ставка – до 0,1%. А местные органы власти имеют право установить для этой категории объектов свои ставки в диапазоне от 0% до 0,3%. Налоговая нагрузка в данном случае может меняться в зависимости от стоимости объекта, его категории или местонахождения (ст. 406 НК РФ).

Вывод отдельных объектов из-под налогообложения

Читайте также:  Требования по охране труда: перечень законов, обязанности работодателя в сфере охраны труда

В первую очередь эта категория льгот применяется для обязательных платежей, которые взимаются с владельцев материальных объектов: налога на имущество, на землю или транспортного.

Например, налогом на имущество организаций не облагаются объекты культурного наследия, а транспортный налог не распространяется на автомобили небольшой мощности (до 100 л.с.), оборудованные для использования инвалидами.

Но выделение необлагаемых объектов возможно и для «оборотных» налогов. Компания в целом может являться плательщиком НДС, но при этом заниматься реализацией отдельных товаров или услуг, освобожденных от этого налога (ст. 149 НК РФ).

К таким освобождаемым категориям относятся, например, медицина, пассажирские перевозки или услуги в области культуры и искусства. Чтобы применить эту льготу бизнесмен должен вести раздельный учет по облагаемой и необлагаемой деятельности.

Полное освобождение от отдельных обязательных платежей

Один из распространенных вариантов, который позволяет бизнесмену избавиться сразу от нескольких обязательных платежей – это использование налоговых спецрежимов.

«Упрощенка», ЕНВД, единый сельхозналог и патентная система позволяют в общем случае не платить налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Для перехода на эти режимы бизнесмен должен соответствовать определенным критериям: состав учредителей, вид деятельности, выручка, численность персонала и т.п.

Впрочем, здесь правильнее говорить не об отмене этих платежей в бюджет, а об их замене на один «специальный» налог. Хотя он в большинстве случаев и выгоднее «общих», но фискальная нагрузка все равно остается.

Но для некоторых категорий налогоплательщиков возможна отмена отдельных налогов без каких-либо замещающих выплат, например:

  1. Резиденты проекта «Сколково» могут не платить налог на прибыль в течение 10 лет (ст. 246.1 НК РФ).
  2. Получить освобождение от НДС могут представители «микробизнеса» с выручкой до 2 млн. руб. в квартал, а также уже упомянутые «сколковцы» и участники других инновационных программ (ст. 145, 145.1 НК РФ).
  3. Резиденты свободных экономических зон не платят земельный налог пять лет после покупки участка на территории СЭЗ (пп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Уменьшение облагаемой базы (налоговые вычеты)

Применение этой льготы связано с исключением из налоговой базы определенных сумм.

Например, доход физического лица, который подлежит обложению НДФЛ, можно уменьшить на различные «социально-значимые» расходы налогоплательщика: приобретение жилья, обучение, лечение и т.п. (ст. 219 НК РФ).

Кроме того, закон предусматривает и фиксированные вычеты по НДФЛ, которые работодатель должен применять для от отдельных категорий: сотрудников, имеющих детей, ветеранов, инвалидов и т.п. (ст. 218 НК РФ).

Своеобразным «вычетом» по налогу на прибыль можно считать использование ускоренной амортизации.

В этом случае бизнесмен имеет возможность списать затраты на приобретение основных средств существенно быстрее, чем в стандартном режиме – коэффициент ускорения может достигать 3 (ст. 259.3 НК РФ).

Условием для ускоренного списания является, например, повышенная интенсивность использования объектов ОС, либо их приобретение в лизинг.

Снижение налоговых ставок

Для большинства обязательных платежей предусмотрена возможность применения пониженных налоговых ставок. Льгота в данном случае может быть связана с категорией плательщика или видом объекта налогообложения, например:

  1. По налогу на прибыль льготные ставки (от 5% до 13,5%) применяются для участников свободных экономических зон (ст. 284 НК РФ).
  2. По НДС пониженная 10% ставка используется при реализации некоторых групп товаров и услуг: продуктов питания, детской одежды, лекарств, пассажирских перевозок и т.п. (п. 2 ст. 164 НК РФ).

Кроме пониженных тарифов по налогам, существует и льгота в виде применения нулевой ставки, например:

  1. По НДС при экспорте товаров или услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ).
  2. По налогу на прибыль для организаций социальной направленности: медицинских, образовательных, культурных (ст. 284.1, 284.5 НК РФ).
  3. По УСН и патентной системе – в течение двух лет для вновь зарегистрированных ИП (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ).

Если бизнесмен имеет право на нулевую ставку, то он фактически не платит соответствующий обязательный платеж. Однако эту льготу следует отличать от полного освобождения от налога, рассмотренного выше.

Бизнесмен, использующий ставку 0%, должен сдавать декларации, а также исполнять другие обязанности налогоплательщика. Например, для НДС это – оформление счетов-фактур и ведение книг продаж и покупок.

Перенос срока уплаты

Уплата обязательных платежей в более поздний срок может быть реализована в двух вариантах.

  1. Отсрочка или рассрочка (ст. 64 НК РФ).

Заплатить налог позднее или частями бизнесмен может, например, в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие) или при угрозе банкротства. Период отсрочки может составлять от года до трех лет.

  1. Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66, 67 НК РФ).

Эта форма поддержки предоставляется бизнесменам, деятельность которых особо важна для государства. Это, например, инновационные компании, исполнители по оборонному заказу или резиденты зон территориального развития.

Срок налогового кредита может составлять от года до десяти лет. В отличие от рассрочки, в данном случае за пользование бюджетными деньгами нужно будет заплатить. Правда, не очень дорого: процентная ставка не должна превышать 0,75 от действующей ставки рефинансирования ЦБ.

Всегда ли нужны льготы

В отличие от самой уплаты налогов, применение льгот – это право, а не обязанность. Налогоплательщик имеет право полностью отказаться от положенных ему преференций или приостановить их использование на время, с учетом особенностей исчисления конкретного платежа (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Казалось бы – зачем отказываться от преимуществ, предусмотренных законом? Однако – такие ситуации бывают.

Предположим, малое предприятие перешло на один из спецрежимов и перестало платить НДС. В этом случае компания может потерять часть своих клиентов – плательщиков НДС или будет вынуждена предоставлять существенные скидки. Убыток в этом случае иногда оказывается сопоставимым с полученной экономией на налогах.

Также и физические лица далеко не всегда пользуются социальными вычетами по НДФЛ (например – за лечение). Люди, которые не обладают соответствующими знаниями, часто обращаются к консультантам для оформления документов на вычет. А если сумма затрат небольшая, то экономия на налогах может оказаться сопоставимой с гонораром консультанта.

  • Вывод
  • Налоговые льготы позволяют бизнесменам и «обычным» гражданам получить более выгодные условия по расчетам с бюджетом.
  • Задача льгот – перераспределять ресурсы в те области, которые государство считает приоритетными.
  • Налоговые льготы могут предоставляться различными способами – от скидок и отсрочек по уплате до полной отмены отдельных обязательных платежей.

Источник: https://uchet.pro/nalogovyie-lgotyi/

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Общие положения » Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

Вопрос о действии актов законодательства о налогах и сбора во времени достаточно актуален.

Содержание

Постоянных налогов и налоговых систем не существует. Законодательство меняется во времени из-за нехватки средств в бюджете, из-за новых товаров и несовершенства налогового законодательства.

Действие актов во времени – это законодательно закрепленные периоды вступления правовых норм в действие. Данный вопрос требует пристального внимания, поскольку права налогоплательщиков закреплены Налоговым Кодексом РФ с опорой на статью 57 Конституции РФ.

Так, к примеру, краевой закон был опубликован 29 ноября 2015 года. Один месяц со срока опубликования истекает 29 декабря 2015 года.

Налоговый период для данного закона установлен сроком в 1 год, а значит новый период начинается с 1 января 2016 года, следовательно, Закон может вступить в силу не ранее, чем с 1 января 2016 года.

При несоблюдении данного правила нарушаются конституционные права граждан.

Правила действия налоговой нормы в действии

Налоговая норма действует следующим образом. Согласно Конституции РФ, законно требование законодательства о форме, содержании, процедуре принятия и порядку введения в действие налоговых актов. Статья 57 требует от законодательства установления разумных сроков, после которых у граждан и организаций возникает необходимость платить налоги и сборы.

Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания должны вступить в силу через 10 дней после того, как были официально опубликованы. Такой порядок действует, если отдельными актами не предусмотрено иное.

Нормативный акт вступает в силу только после публикации его в официальных налоговых источниках.

Такие правила введения в действие актов о налогах и сборах применимы и к нормативно-правовым актам органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Официальная публикация источников права закреплена Конституцией РФ и невыполнение этого требования ограничивает применение конкретного налогового акта.

Модели введения в действие акта законодательства о налогах и сборах

Налоговым законодательством установлено 2 основные модели, по которым акт законодательства о налогах и сборах вводится в действие.

Первая модель предполагает введение в действие:

  • Федеральных законов, устанавливающих поправки в налоговом законодательстве в рамках установления новых налогов;
  • Актов законодательства о налогах и сборах в регионах РФ, вводящих региональные налоги;
  • нормативных актов правительства муниципалитетов, которые вводят новые местные налоги.

Вторая модель временного введения в работу актов о налогах и сборах относится ко всем остальным актам, которые вносят дополнения в действующие законы о налогах и сборах. Здесь налоговый период – календарный год или другой отрезок времени (месяц, квартал, полугодие и т.д.), после которого определяют налоговую базу и начисляют налоговые платежи.

Время вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах

Время вступления в силу того или иного акта зависит от модели введения актов в действия. Так, в случае первой модели нормативные законодательные акты о налогах и сборах обретают силе после 1 января года, следующего за годом принятия, но не раньше 1 месяца после их публикации.

Акты второй модели вступают в действие не раньше, чем по прошествии 1 месяца после публикации и не ранее 1 числа соответствующего налогового периода. Другими словами, акты должны вступить в силу с 1 числа месяца, а которого начинается определенный налоговый период в рамках отдельного налога.

Официальное опубликование актов законодательства о налогах и сборах

Каждый источник права должен быть официально опубликован. Сегодня, Федеральные законы публикуются в «Российской газете», «Парламентской газете», Собрании законодательства Российской Федерации. Постановления правительства РФ публикуются в «российской газете» и собрании законодательства.

Подведомственные нормативные акты публикуются в «Российской газете», Бюллетене нормативных актов.

Помимо вышеперечисленных источников, обязательно опубликование на официальном источнике в Интернете.

Отдельное средство массовой информации для конкретных законодательных актов устанавливается органами власти субъектов РФ. Источники и порядок опубликования в местном самоуправлении установлены в Уставе муниципалитета.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определяет помимо порядка вступления актов в силу нормами, которые устанавливаются запрет обратной силы законодательных актов.

Акты налогового законодательства, имеющие обратную силу

Законодательные акты, устраняющие или смягчающие ответственность за неуплату налогов и сборов, нарушение требований по срокам имеют обратную силу. К таким актам также относятся те, которые устанавливают дополнительную гарантию для налогоплательщиков.

Также обратную силу имеют акты, в которых предусмотрено снижение станок налогов и сборов, и акты, отменяющие обязанности плательщиков и каким-либо другим способом упрощающие положение налоговых агентов.

Акты налогового законодательства, не имеющие обратную силу

Обратную силу не имеют следующие группы законодательных актов:

  • акты об установлении налогов и сборов, повышающих налоговые ставки;
  • акты, способствующие отягощению ответственности за налоговые нарушения;
  • акты, устанавливающие для налоговых агентов новые обязательства и ухудшающие положение плательщиков налогов и сборов каким-либо другим способом.

Данное правило об обратной силе регулируется статьей 57 Конституции РФ. Для развития данного положения запрет на обратную силу актов налогового законодательства, ухудшающих положение плательщиков. установлен статьей 5 НК РФ. Запрет установлен для актов о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти.

При возникновении нормы, ухудшающей положение налогоплательщика, она не применяется к правоотношениям, длящимся со дня официального введения такой нормы в действие.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/dejstvie-aktov-zakonodatelstva-o-nalogah-i-sborah-vo-vremeni.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector