Основные виды и система наказаний в уголовном праве

План

1.
Понятие и признаки уголовного наказания.

2.
Цели наказания.

3.
Понятие, виды и значение системы уголовных
наказаний.

4.
Характеристика отдельных видов наказаний.

5.
Смертная казнь.

1.
Понятие и признаки уголовного наказания

Наказание
— это мера государственного принуждения,
назначаемая по приговору суда. Наказание
применяется к лицу, признанному виновным
в совершении преступления, и заключается
в предусмотренных УК РФ лишении или
ограничении прав и свобод этого лица.

  • Признаки
    уголовного наказания
    :

  • основанием его назначения является
    только совершение лицом преступления;

  • носит публичный характер;

  • наказание назначается от имени
    государства;


носит строго личный характер, т.е.
наказание применяется только к лицу,
совершившему преступление;


  1. назначается только по приговору суда,
    вступившему в законную силу;

  2. носит карательный характер и приводит
    к существенному ограничению прав и
    свобод виновного;

  3. влечет судимость.

2. Цели наказания

Уголовный
закон предусматривает следующиецели
наказания:


восстановление
социальной справедливости.

Это означает, что применение наказания
к виновному лицу восстанавливает
нарушенные в результате совершения
преступного деяния личные и общественные
интересы, возмещает вред, причиненный
объекту посягательства. Такая цель
реализуется путем наложения штрафа,
назначения лишения свободы и иных видов
наказания;


исправление
осужденного.

Данная цель направлена на изменение
отрицательных ценностных ориентаций
виновного, в результате чего лицо
начинает осознавать необходимость
соблюдения уголовного закона. Исправление
осужденного достигается в том случае,
если он в дальнейшем больше не совершает
новых преступлений, поэтому эту цель
называют еще специальным предупреждением;


предупреждение
совершения новых преступлений
.
Эта цель относится к лицам, к которым
наказание еще не применялось. Она
достигается путем установления уголовной
ответственности за каждое совершенное
преступление и обеспечения реальности
и неотвратимости назначения и исполнения
наказания.

Целью
уголовного наказания не является
причинение физических страданий
виновному лицу или унижение его
человеческого достоинства.

3. Понятие, виды и значение системы уголовных наказаний

Система
наказаний

— это установленный уголовным законом
исчер-пывающий перечень видов наказаний,
расположенных в определенном порядке.
Перечень видов наказаний построен а
зависимости от тяжести наказаний: от
менее строгих к более строгим.

  • Статья
    44 УК РФ

    предусматривает следующие виды наказаний:
  • а)
    штраф;
  • б)
    лишение права занимать определенные
    должности или заниматься определенной
    деятельностью;
  • в)
    лишение специального, воинского или
    почетного звания, классного чина и
    государственных наград;
  • г)
    обязательные работы;
  • д)
    исправительные работы;
  • е)
    ограничение по военной службе;

ж)
утратил силу.- Федеральный закон от
08012.2003 № 162;

  1. з)
    ограничение свободы;
  2. з1)
    принудительные работы;
  3. и)
    арест;
  4. к)
    содержание в дисциплинарной воинской
    части;
  5. л)
    лишение свободы на определенный срок;
  6. м)
    пожизненное лишение свободы;
  7. н)
    смертная казнь.
  8. Наказания
    подразделяются на три категории:

  9. только основные;

  10. только дополнительные;

  11. наказания, которые могут назначаться
    и как основные, и как дополнительные.
  12. Основные
    наказания

    — это наказания, которые могут быть
    назначены в качестве самостоятельных
    и не могут быть применены как дополнительные
    к другим видам наказания.
  13. Основные
    наказания всегда предусмотрены в санкции
    уголовно-правовой нормы.
  14. Уголовный
    кодекс относит только
    к основным видам

    наказаний:

  15. обязательные работы;

  16. исправительные работы;

  17. ограничение по военной службе;

  18. ограничение свободы;

  19. принудительные работы;

  20. арест;

  21. содержание в дисциплинарной воинской
    части;

  22. лишение свободы на определенный срок;

  23. пожизненное лишение свободы;

  24. смертную казнь.
  25. Дополнительные
    наказания

    не могут назначаться самостоятельно,
    они лишь могут присоединяться к основным,
    усиливая тем самым тяжесть применяемого
    уголовного наказания.
  26. К
    только
    дополнительным

    наказаниям относятся:

  27. лишение специального, воинского или
    почетного звания, классного чина и
    государственных наград.
  28. Штраф
    и лишение права занимать определенные
    должности или заниматься определенной
    деятельностью

    могут применяться как
    в качестве основных
    ,
    если они указаны в санкции конкретной
    статьи УК РФ, так
    и в качестве дополнительных
    видов
    наказаний.
  29. Однако
    штраф как дополнительное наказание
    может назначаться только в случаях,
    специально предусмотренных соответствующими
    статьями Особенной части УК РФ.

Источник: https://studfile.net/preview/5645233/page:41/

Виды уголовных наказаний: классификация, основные и дополнительные | Правоведус

Уголовное наказание – это мера государственного принуждения, предусмотренная санкциями Уголовного кодекса РФ и применяемая в целях достижения социальной справедливости, исправления осужденных и для предупреждения новых преступлений, как виновными лицами, так и иными гражданами. Данная мера применяется только по приговору суда от имени государства.

Наказание, назначенное судом за совершенное общественно опасное деяние, есть ни что иное, как форма реализации уголовной ответственности.

Классификация уголовных наказаний

При наличии высокого разнообразия свойств уголовных наказаний, действующих на территории Российской Федерации, их можно квалифицировать по различным основаниям. Уголовный кодекс РФ содержит прямые критерии, которые позволяют выделить три основания для деления наказаний:

  1. ст. 44 УК РФ делит наказания на виды по степени их строгости – определяют 12 полноценных наказаний (13, если считать такой вид наказаний, как смертная казнь);
  2. ст. 45 УК РФ определяет наказания по потенциальным возможностям – делятся на три группы: основные, дополнительные и смешанные (как основные, так и дополнительные);
  3. ст. 45 УК РФ также распределяет наказания по выполняемой ими нагрузке и роли в вопросах реализации целей наказания, так есть основные, выполняющие главную роль, и дополнительные, выполняющие вспомогательные функции.

Основные и дополнительные уголовные наказания

Уголовный кодекс РФ в статье 44 насчитывает 13 видов уголовных наказаний, которые подразделяются на три основные подгруппы: 1. Наказания, которые применяются исключительно, как основные (те, которые призваны нести основную нагрузку в реализации стоящих перед наказанием целей):

  • обязательные либо исправительные работы,
  • ограничения свободы,
  • арест,
  • ограничения по военной службе,
  • содержание в дисциплинарной воинской части,
  • лишение свободы на определенный судом срок,
  • пожизненное лишение свободы,
  • смертная казнь (в России существует мораторий на смертную казнь).

Отличительными особенностями основных видов наказания является то, что они прямо указываются в санкциях за все преступления, перечисленные в статьях УК РФ, а также назначаются судом всегда, если суд имеет убеждения о необходимости назначить виновному уголовное наказание. Кроме того, основные виды уголовного наказания применяются только как самостоятельный вид наказания.

2. Наказания, которые назначаются как дополнительные:

  • Лишение специального, почетного или воинского звания,
  • Лишение классного чина,
  • Лишения государственных наград.

3. Наказания, которые назначаются как основные, так и в качестве дополнительных:

  • лишение права наниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности,
  • штраф.

Уголовное наказание — штраф

Такой вид уголовного наказания, как штраф (ст. 46 УК РФ), представляет собой денежное взыскание, которое может быть назначено судом в пределах, предусмотренных статьями УК РФ. Сущность данного наказания состоит в ущемлении имущественных интересов лица, совершившего преступление. Размер штрафа определяется двумя способами:

  • в виде фиксированной денежной суммы – от 5000 рублей до 5 000 000 руб., точная сумма штрафа определяется судом в зависимости от степени тяжести совершенного преступления и имущественным положением осужденного;
  • в виде заработной платы или другого дохода осужденного за период от 2-х недель до 5-ти лет.

Более подробно о наказании в виде штрафа Вы можете прочитать в статье «Штраф, как уголовное наказание».

Уголовное наказание – лишение права

Лишение права заниматься определенной деятельностью либо занимать определенную должность (ст.

47 УК РФ) является наказанием, представляющим собой запрет в осуществлении профессиональной или иной деятельности (например, врачебной или педагогической) или запрет на занимание должностей на государственной службе либо в органах самоуправления.

Данный вид наказания может быть как основным, так и дополнительным, он назначается на срок от 1-го года и до 5-ти лет. Более подробно о наказании в виде лишения права Вы можете прочитать на нашей в статье «Лишение права занимать определенные должности».

При осуждении лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления суд может назначить наказание в виде лишения специального, почетного или воинского звания, лишить виновного государственных наград и классных чинов (статья 48 УК РФ).

Уголовное наказание – обязательные работы

Обязательные работы (ст. 49 УК РФ) – это общественно полезные бесплатные работы, которые осужденный должен выполнять в свободное от основной работы или учебы время.

Объект, где будут осуществляться обязательные работы и их виды, определяются органами местного самоуправления совместно с уголовно-исполнительной инспекцией. Обязательные работы могут быть назначены на срок от 60-ти до 480-ти часов, работы отбываются осужденным не свыше 4-х часов в день.

При злостном уклонении от отбывания обязательных работ, данный вид наказания может быть заменен другим, согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ.

Важно! Обязательные и исправительные работы не могут быть назначены в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3-х лет, в отношении инвалидов 1-й группы и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава.

Уголовное наказание – исправительные работы

Исправительные работы (ст. 50 УК РФ), в отличии от обязательных, назначаются осужденному, не имеющему основного места работы и только как основной вид наказания.

Место отбывания наказания определяется органами местного самоуправления совместно с уголовно-исправительной инспекцией, однако объект должен находиться в районе места жительства осужденного. Срок исправительных работ, которые назначают осужденному, рассчитывается от 2-х месяцев до 2-х лет.

Наказание реализуется посредством удержания в доход государства из заработной платы осужденного к исправительным работам, размер удержаний устанавливается приговором суда и составляет от 5% до 20%.

В случае злостных уклонений от отбывания наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может заменить неотбытую часть исправительных работ арестом, ограничением или лишением свободы на срок из расчета:

  • один день ограничения свободы за один день исправительных работ;
  • один день ареста за два дня работ;
  • один день лишения свободы за три дня работ.

Уголовное наказание – ограничение по военной службе

Ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ) – это лишение возможности для осужденного повышения в должности и получения воинских званий с одновременным удержанием в пользу доходов государства части денежного довольствия в размере, установленном судом.

Данный вид наказания назначается на срок от 3-х месяцев до 2-х лет, за это время осужденный не только не может быть повышен в должности, но и срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Также осужденный может быть перемещен на другую должность, в том числе, с переводом в другую часть, если характер совершенного им преступления или иные факты являются решающими в вопросе невозможности оставления его на занимаемой должности.

Уголовное наказание – ограничение свободы

Ограничение свободы (ст. 53 УК РФ) представляет собой содержание осужденного в условиях контроля без изоляции от общества. Ограничение свободы подразумевает:

  • невозможность посещения осужденным определенных мест;
  • невозможность отсутствия его по адресу постоянного места жительства в определенное время суток;
  • невозможность выезда осужденного за пределы определенного муниципального образования без разрешения на то контролирующего инспектора;
  • невозможность изменить место жительства, работы или учебы без согласия контролирующего инспектора.

Ограничение свободы назначается осужденным в качестве основного наказания на срок от 2-х месяцев до 4-х лет за преступления небольшой и средней тяжести, в качестве дополнительного на срок от 6-ти месяцев до 2-х лет к лишению свободы или принудительным работам. Кроме того, на осужденного при назначении наказания судом возлагается обязанность по регистрации в специализированном органе в срок от 1 до 4-х месяцев после вступления приговора суда в законную силу.

В случае злостного уклонения от отбытия наказания, оно может быть заменено на наказание в виде лишение свободы на весь срок ограничения свободы.

Уголовное наказание – принудительные работы

Данный вид наказания регламентирует ст. 53.1 УК РФ, его назначают в качестве альтернативы лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести, а также тяжкого преступления, совершенного впервые. Принудительные работы назначаются судом тогда, когда есть основания полагать, что осужденный имеет возможность исправиться без реального отбывания наказания в местах лишения свободы.

Важно! Принудительные работы не могут быть назначены осужденному, которому назначено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет.

Принудительные работы назначаются судом на срок от 2-х месяцев до 5-ти лет. Место осуществления наказания определяется органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы. При злостном уклонении отбытия наказания работы заменяются лишением свободы из расчета — один день принудительных работ равен одному дню лишения свободы.

Этот вид наказания не применяется к инвалидам, беременным, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, к женщинам и мужчинам, достигшим 50-ти и 60-ти лет, соответственно, а также к военнослужащим.

Уголовное наказание – арест

Такой вид уголовного наказания, как арест, есть заключение осужденного в строгую изоляцию от общества.

Во время ареста осужденному не предоставляется свиданий, кроме свиданий с лицами, имеющими право на оказание юридической помощи и не допускается передача посылок, за исключением предметов первой необходимости.

Арест устанавливается на срок от 1-го и до 6-ти месяцев. При замене обязательных или исправительных работ на арест, наказание может быть назначено судом на срок менее 1-го месяца.

Важно! Арест не может быть назначен судом, как уголовное наказание лицам, чей возраст не достиг 16-ти лет к моменту вынесения приговора суда, а также беременным и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14-ти лет.

Читайте также:  Каким образом судебные прения решают исход дела

Уголовное наказание – содержание в дисциплинарной воинской части

Содержание в дисциплинарной воинской части (ст.

55 УК РФ), как вид уголовного наказания, назначается военнослужащим, которые проходят военную службу по призыву или по контракту, касаемо должностей рядового и сержантского состава, при условии, что на момент вынесения приговора, срок его службы не окончен. Данный вид наказания устанавливается на срок от 3-х месяцев до 2-х лет за преступление против военной службы.

Уголовное наказание – лишение свободы

Лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ) являет собой наказание в виде заключения осужденного под контроль с изоляцией от общества, осуществляется путем направления виновного лица в исправительное учреждение общего, строгого или особого режима, а также в тюрьму, колонию поселение, воспитательную колонию или лечебно-исправительное учреждение.

Указанный вид наказания назначается судом на срок от 2-х месяцев до 20 лет. При полном или частичном сложении сроков наказания, назначенного по совокупности преступления, максимальный срок лишения свободы не может быть более 25-ти лет, а по совокупности приговоров – 30-ти лет.

Для несовершеннолетних срок наказания по совокупности всех преступлений и приговоров не должен превышать 10 лет.

Уголовное наказание – пожизненное лишение свободы

Данный вид наказания назначается судом только за преступления особой тяжести, посягающих на жизнь человека, либо направленных против общественной безопасности. Пожизненное лишение свободы (ст.

57 УК РФ) назначается только за оконченное преступление. Уголовный кодекс РФ содержит в себе шесть статей, ка которые предусмотрен данный вид наказания — это ст.105, 205, 277, 295, 317, 357 УК РФ.

Данный вид наказания не назначается женщинам, а также мужчинам, которые в момент совершения преступления не достигли совершеннолетия, либо к моменту вынесения приговора достигли возраста 65 лет.

Уголовное наказание – смертная казнь

Смертная казнь (ст. 58 УК РФ) является исключительной мерой наказания, которое может быть назначено только за особо тяжкие преступления.

Данный вид наказания осуществляется непублично путем расстрела, в присутствии прокурора, представителя учреждения исполняющего приговор суда и врача, который впоследствии констатирует смерть осужденного.

По факту исполнения приговора, администрация учреждения обязана поставить в известность об этом суд и одного из близких родственников осужденного. С 1999 г. на территории Российской Федерации введен мораторий на смертную казнь, данный вид наказания заменен на пожизненное лишение свободы!

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/criminal/vidyi-ugolovnyih-nakazaniy/

Основные и дополнительные виды наказания — комментарии Федерального Судьи / Юрсервис бесплатных юридических консультаций

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Уголовные дела — комментарии Федерального Судьи / Юрсервис бесплатных юридических консультаций » Наказание » Основные и дополнительные виды наказания — комментарии Федерального Судьи / Юрсервис бесплатных юридических консультаций

  • Основные и дополнительные виды наказания – бесплатные ответы юристов онлайн
  • Содержание
  • Уголовный кодекс Российской федерации (далее – УК РФ) устанавливает достаточно широкий спектр наказаний, которые могут быть назначены лицу за совершение того или иного преступления. Установленные в уголовном праве виды наказаний представляются как система, которой присуща следующая классификация:
  • Виды наказаний, которые назначаются судом лицу, совершившему преступление, в качестве основного наказания.
  • Предусмотренные в уголовном праве определенные меры воздействия на лица, совершившего преступления, которые могут быть назначены как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания.
  • Виды наказаний, которые суд может назначить лицу, совершившему преступление, только в качестве дополнительных.

Данная классификация видов наказаний содержится в ст. 45 УК РФ и является исчерпывающей для судебного органа, выносящего приговор лицу, совершившему преступление.

Основные наказания

Основным видом наказания в уголовном праве согласно ч.1 ст.

45 УК РФ являются такие виды наказаний, которые выступают в качестве самостоятельной и единственной меры ответственности за совершение того или иного преступления.

То есть, за совершение какого-либо преступления суд может выбрать в качестве наказания только основное наказание, если иного прямо не установлено конкретной нормой УК РФ.

Данные виды наказаний в уголовном праве содержат такие наказания, как обязательные и исправительные работы. Еще один вид работ, который может быть назначен лицу в данной категории наказаний – принудительные работы.

Также система основных наказаний в уголовном праве включает в себя такие меры уголовного принуждения, как ограничение на осуществление военной службы и деятельности, а также содержание в дисциплинарной воинской части.

Еще один вид основного наказания в соответствии с УК РФ — арест и лишение свободы.

Также часть 2 ст. 45 УК РФ упоминает и такие виды наказаний, которые могут быть назначены в качестве основного наказания, хотя и не относятся к видам основных наказаний. Такими наказаниями являются штраф и лишение права осуществлять работу на определенной должности или заниматься определенной деятельностью.

Так, система основных видов наказаний предусматривает наказания, связанные и не связанные с лишением свободы.

Система основных наказаний, предусмотренных в уголовном праве РФ, особенно выделяет меры ответственности, которые влекут лишение или ограничение свободы лица, совершившего преступление.

Понятие «лишение свободы» в соответствии с нормами УК РФ означает строгую изоляцию лица, виновного в совершении преступления, причем такая изоляция становится целью не только восстановления социальной справедливости, но и выступает как мера исправления преступного поведения.

Более мягким наказанием, связанным с лишением свободы, является арест, который подразумевает временную изоляцию преступника от общества и отличается меньшим сроком, чем лишение свободы. Аналогичной мерой, направленной на ограничение свободы, является такое основное наказание, как содержание в дисциплинарной воинской части.

Наказаниями, не связанными с лишением свободы и изоляцией от общества, как правило, являются различного вида работы – исправительные работы, обязательные работы и принудительные работы.

Понятие «обязательные работы» подразумевает под собой некие обязанности, которые выполняются бесплатно в то время, когда осужденный свободен от трудовых обязанностей по основному месту службы.

Какие именно виды работ будет выполнять осужденный, решает орган местного самоуправления по месту жительства лица, совершившего преступление.

Понятие «исправительные работы» означает, что лицо будет вынуждено в период определенного времени выполнять те или иные трудовые обязанности (допускается и по основному месту трудоустройства) и будет отчислять от заработанных денежных средств определенную сумму, установленную судом в приговоре.

Понятие принудительных работ в ук рф относится к работам, которые могут быть назначены лицу вместо лишения свободы с целью его исправления без изоляции от общества.

Дополнительные наказания

Понятие наказаний, которые могут быть назначены судом исключительно в качестве дополнительных к уже установленным УК РФ основным наказаниям, содержится в ч. 3 ст. 45 УК РФ.

Классификация дополнительных наказаний в уголовном праве содержит следующие наказания:

  • Утрата лицом специального чина или званияВ данной ситуации под утратой специального чина или звания подразумевается утрата лицом привилегий, а именно – чина или звания, которые были таким лицом получены и назначены от имени государства. Как правило, данная мера ответственности за совершение преступления применяется в отношении лиц, несущих службу в государственных органах или структурах.
  • Утрата лицом присвоенного ему воинского званияДанный дополнительный вид наказания применяется исключительно для лиц, чья деятельность тесно связана с несением военной службы.
  • Утрата лицом имеющихся у него государственных наградКак правило, такой дополнительный вид наказания предусматривается в случае, если лицо вследствие совершения им преступления становится недостойным иметь награду, полученную от имени государства. Какие награды являются государственными, установлено в специальном Указе Президента РФ.
  • Утрата лицом почетного звания.Почетные звания назначаются гражданам государством в целях поощрения их деятельности, осуществляемой на благо всего общества. Например, почетным званием, которого лицо может быть лишено вследствие совершения преступления, является звание Народного артиста России.

Смешанные наказания

УК РФ кроме основных и дополнительных наказаний также предусматривает и смешанные наказания. Смешанными наказаниями являются такие наказания, которые могут быть назначены по усмотрению суда как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания, если такая возможность прямо предусматривается конкретной статьей уголовного кодекса.

Система смешанных видов наказаний включает в себя такие наказания, как:

  • Штраф Под штрафом в уголовном законодательстве понимается денежное взыскание, которое устанавливается лицу за совершенное им преступление. Предельный размер штрафа за совершение преступления составляет 2 миллиона рублей, за исключением отдельно установленных уголовным законом случаев (ст. 46 УК РФ)
  • Лишение возможности лица осуществлять определенные виды деятельности или занимать какую-либо конкретную должность (ст. 47 УК РФ) Под лишением осужденного лица занимать определенные должности как правило подразумевается запрет нести государственную или гражданскую службу, а также работать в той или иной профессии. Например, преподаватель может быть лишен возможности осуществлять преподавательскую деятельность в течение определенного времени за совершение преступления, тесно связанного с осуществлением им деятельности в области образования.
  • Ограничение свободыНазначая осужденному меру наказания в виде ограничения свободы, суд подразумевает ограничение привычного уклада жизни лица, привлеченного к уголовной ответственности. Так, под ограничением свободы нередко понимаются запреты на смену места жительства или работы, а также на посещение определенных мест или заведений (в том числе, и в ночное время суток).

Источник: https://advokat-malov.ru/nakazanie/osnovnye-i-dopolnitelnye-vidy-nakazaniya.html

Тема 14. Понятие наказания. Система и виды наказаний

Тема 14. Понятие наказания. Система и виды наказаний

  1. Понятие наказания. Виды наказаний.
  2. Наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы.
  3. Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы.
  4. Исключительные  виды (меры) наказания.

1. Понятие наказания. Виды наказаний.

Наказание является формой реализации уголовной ответственности. Наказание — это мера принудительного воздействия на осужденного с целью лишения или ограничения его свободы и иных прав гражданина.

Совокупность видов наказания представляют собой систему наказаний, которая строится по принципу перехода от менее сурового наказания к более суровому.

Наиболее мягкими наказаниями признаются те, которые не влекут ограничения или лишения свободы. Самое суровое наказание – смертная казнь.

Большое количество видов наказания – особенность белорусского Уголовного кодекса, воспринятая им из советского уголовного законодательства.

Наказания подразделяются на основные и дополнительные. К осужденному можно применить только одно основное наказание – отсюда и его название. Дополнительные наказания применяются вместе с основным (дополняют его).

К основным наказаниям  в соответствии со ст. 48 УК относятся:

  1. общественные работы;
  2. штраф;
  3. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  4. исправительные работы;
  5. ограничение по военной службе;
  6. арест;
  7. ограничение свободы;
  8. лишение свободы;
  9. пожизненное заключение;
  10. смертная казнь.

Дополнительными наказаниями выступают лишение воинского или специального звания и конфискация имущества.

Кроме того, такие наказания, как общественные работы, штраф и  лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться не только как основное, но и как дополнительное наказание. Эти наказания называются смешанными.

2. Наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы. 

В современных  условиях значение наказаний, не связанных с лишением или ограничением свободы, возрастает.

Развитые европейские страны значительно увеличили роль денежных взысканий, налагаемых на преступников, а также роль наказаний, связанных с выполнением осужденными общественно-полезных работ.

В нашей стране после введения в действие нового Уголовного кодекса возможности использования подобных видов наказания также расширились.

Основные наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы.

Общественные работы (ст. 49 УК) заключаются в том, что осужденный в свободное от основной работы или учебы время бесплатно работает в месте, которое определяется органами исполнения наказаний.

Виды общественных работ могут быть определены Комитетом по исполнению наказания МВД на основании данных Центров занятости.

Как правило, общественные работы связаны с благоустройством населенных пунктов, иной общественно-полезной деятельностью в социальной сфере.

Срок этого наказания измеряется в часах – от шестидесяти до двухсот сорока часов.

Общественные работы не могут назначаться нетрудоспособным осужденным: 1) лицам, не достигшим 16-летнего возраста; 2) женщинам и мужчинам старше 55-ти и 60-ти лет соответственно; 3) беременным женщинам; 4) инвалидам 1 и 11 групп,  а также 5) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком и 6) военнослужащим. Если указанные обстоятельства возникают после назначение общественных работ, то суд освобождает лицо от дальнейшего отбытия наказания.

Злостное уклонение осужденного от общественных работ в соответствии со ст. 419 УК влечет наказание в виде ареста сроком до трех месяцев.

Штраф (ст. 50 УК) представляет собой денежное взыскание. Его размер определяется нормативом минимальной базовой величины, действующим на день вынесения приговора. Размер штрафа устанавливается в пределах от 30 до 1000 минимальных базовых величин.

Если штраф применяется как наказание за преступление, содержащее в своем составе административную преюдицию, то размер штрафа не может быть меньше, чем тот максимальный размер, который предусмотрен в санкции соответствующей статьи Кодекса об административных правонарушениях.

При назначении штрафа обязательно учитывается материальное положение осужденного. В случае невозможности взыскать штраф, он заменяется общественными работами. Если же виновный уклоняется от взыскания штрафа, имея возможность его уплатить, то на основании ст. 418 УК он может быть подвергнут наказанию в виде ареста на срок до трех месяцев.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 51 УК).

В большинстве случаев это наказание применяется для запрета занимать должности, связанные с материальной ответственностью, выполнением руководящих, административно-хозяйственных, воспитательных функций, занятия предпринимательской деятельностью или для лишения права управлять транспортным средством. Срок наказания – от одного года до пяти лет.

Читайте также:  Имеет ли право учитель забрать телефон: советы юристов

Этот вид наказания может применяться как основное, так и как дополнительное к любому основному наказанию (кроме общественных работ и штрафа), даже если он не назван в санкции статьи Особенной части.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью начинает действовать с момента  вступления в силу основного наказания до его полного исполнения, и сверх того – на срок, указанный в приговоре.

Только в случае применения его с исправительными работами срок лишения права исчисляется с момента начала отбытия исправительных работ.

Уклонение от отбывания наказания, предусмотренного ст. 51 УК, влечет для осужденного ответственность по ст. 417 УК и наказание в виде штрафа или ареста до шести месяцев.

Исправительные работы (ст. 52 УК) заключаются в том, что с осужденного производится принудительное удержание части его заработка в доход государства. Размер удержаний устанавливается судом в пределах от 10 до 25 процентов заработка. Срок исправительных работ – от шести месяцев до двух лет.

Исправительные работы не назначаются тем же лицам, которым не могут быть назначены общественные работы, а также иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства. При возникновении перечисленных обстоятельств осужденный либо освобождается от отбывания наказания либо наказание заменяется более мягким.

Офицерам и военнослужащим-контрактникам вместо исправительных работ назначается ограничение по военной службе (своего рода исправительные работы для военнослужащих), а военнослужащим срочной службы – арест до шести месяцев.

Ограничение по военной службе (ст. 53 УК) состоит в том, что из денежного содержания военнослужащего производится удержание в доход государства от 10 до 25 процентов заработка. Во время этого наказания военнослужащий не может быть повышен в должности или звании, срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Срок ограничения по военной службе составляет от трех месяцев до двух лет.

Это наказание не может быть назначено беременным женщинам; лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; лицам, которые имеют выслугу лет для назначения пенсии либо по состоянию здоровья имеют право на увольнение с назначением пенсии, а также при наличии других обстоятельств, являющихся основанием для увольнения с военной службы. Если данные обстоятельства возникают в период отбытия наказания, то суд освобождает лицо от дальнейшего его отбывания или заменяет неотбытую часть наказания более мягким.

Дополнительные наказания, не связанные с лишением илиограничением свободы.

Лишение воинского или специального звания (ст. 60 УК) применяется только за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления. Это наказание не распространяется на почетные звания, государственные награды и т.д.

Конфискация имущества (ст. 61 УК) состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, которое находится в собственности осужденного.

Конфискация применяется только за тяжкие и особо тяжкие корыстные преступления и только тогда, когда она предусмотрена в санкции статьи Особенной части УК.

Она не может быть назначена как дополнительное наказание к другим денежным взысканиям – к штрафу и исправительным работам.

Суд должен указать в приговоре, подлежит ли конфискации все имущество осужденного, либо указать, какие конкретно предметы подлежат конфискации, либо какая часть имущества должна быть конфискована (половина, одна четверть и т.д.).

Конфискация не распространяется на предметы, жизненно необходимые для осужденного и его иждивенцев. Их перечень приводится в Уголовно-исполнительном кодексе.

От конфискации имущества следует отграничивать специальную конфискацию, которая заключается в обращении в собственность государства предметов, изъятых из гражданского оборота, орудий и средств преступления, имущества, добытого преступным путем, не подлежащих возврату вещей, принадлежащих потерпевшему или иному лицу (ч. 6 ст. 61 УК).

3. Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы.

Проблема сбалансированности применения к виновным наказаний, как связанных, так и не связанных с лишением свободы, стоит в нашей стране достаточно остро. С одной стороны, не уменьшается доля тяжких и особо тяжких преступлений, рецидивов, что влечет применение суровых мер наказания к лицам, их совершившим.

С другой стороны, лишение свободы продолжает применяться без необходимости, обусловленной обстоятельствами совершенного преступления и личностью осужденного.

В связи с переполненностью мест лишения свободы органы МВД вынуждены инициировать частые амнистии, которые подрывают авторитет судебной власти и стабильность приговоров.

Общепризнано, что эффективность борьбы с преступностью зависит главным образом не от тяжести наказания, а от неотвратимости уголовной ответственности и ее справедливости.

Таким образом, решение задач по борьбе с преступностью зависит в первую очередь от профессионализма правоохранительных, следственных органов и от судебной власти.

Кроме соображений справедливости и гуманности по отношению к тем, кто совершил преступление, необходимо учитывать и то, что содержание осужденных требует значительных денежных средств, строительства и модернизации пенитенциарных учреждений, наличия многочисленной охраны и т.п.

Арест как мера уголовного наказания состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции (ст. 54 УК). Условия строгой изоляции должны обеспечивать специальные пенитенциарные учреждения — арестные дома. Арест может быть назначен на срок от одного до шести месяцев.

Арест не назначается беременным женщинам; женщинам и одиноким мужчинам, имеющим детей до 14-ти лет или детей-инвалидов; инвалидам 1 и 11 группы. Военнослужащие отбывают арест на гарнизонной гауптвахте.

Ограничение свободы заключается в том, что осужденный находится в условиях осуществления за ним надзора, при этом он привлекается к обязательному труду в местах, определяемых органом исполнения приговора (ст. 55 УК). Контроль за условиями проживания осуществляют органы Комитета по исполнению наказания МВД, они же определяют место работы осужденных.

В просторечье это наказание называют «химией», «стройками».

От исправительных работ оно отличается тем, что при ограничении свободы из заработка осужденного вычитания не производятся, кроме того, исправительные работы  предполагают проживание осужденного дома и работу как правило по прежнему месту, а ограничение свободы – проживание в условиях контроля со стороны МВД.

Наказание в виде ограничения свободы назначается с направлением в исправительное учреждение открытого типа. Вместе с тем, с учетом личности виновного, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, наличие у него постоянного места жительства суд может назначить наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.

Срок ограничения свободы – от шести месяцев до пяти лет.

Это наказание не назначается лицу, не достигшему 18-го возраста ко дню постановления приговора; несовершеннолетним; женщинам и мужчинам старше 55-ти и 60-ти лет; беременным женщинам; инвалидам 1, 11 и 111 групп; военнослужащим срочной службы; лицам, которым назначены принудительные меры безопасности и лечения, больным открытой формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированным, больным СПИДом либо не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания; иностранцам и не проживающим постоянно в Беларуси лицам без гражданства. В случае возникновения в период отбывания лицом наказания в виде ограничения свободы указанных обстоятельств, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания или заменяет неотбытую часть наказания на более мягкое наказание.

Уклонение от отбывания ограничения свободы в соответствии со ст. 415 УК влечет наказание в виде лишения свободы до трех лет. 

Лишение свободы (ст. 57 УК) отбывается совершеннолетними мужчинами в исправительных колониях-поселениях, в исправительных колониях общего, усиленного, строгого и особого режима, в тюрьме; женщинами – в исправительных колониях-поселениях, исправительных колониях общего и строго режима, в тюрьме.

Несовершеннолетние отбывают это наказание в воспитательной колонии. Вид колонии определяется в зависимости от формы вины, тяжести преступления, рецидива. Суд имеет право ужесточать или смягчать вид режима осужденному при наличии соответствующих мотивов, за исключением случаев особо опасного рецидива.

Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до десяти лет. За особо тяжкие преступления – до 15 лет, а если эти преступления сопряжены с посягательством на жизнь человека – до 25 лет.

Несовершеннолетним наказание в виде лишения свободы не может превышать 12 лет. Заключение в тюрьме назначается на часть всего срока и не может превышать пяти лет. Срок лишения свободы за неосторожные преступления не может превышать семи лет.

При назначении наказания по совокупности преступлений или совокупности приговоров срок лишения свободы может быть больше, чем 25 лет.

При отбытии в таком случае лицом свыше 20 лет лишения свободы, суд, учитывая поведение осужденного, состояние его здоровья или возраст, может освободить осужденного от отбывания части наказания, превышающей 20 лет лишения свободы.

Уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы или ареста, побег из места лишения свободы и ареста влечет ответственность по ст.ст. 413, 414 УК.

4. Исключительные виды (меры) наказания.

Исключительный характер смертной казни и пожизненного заключения заключается в том, что они практически исключают достижение такой цели уголовной ответственности, как исправление осужденного.

Поэтому эти виды наказания применяются только за совершение особо опасных преступлений, связанных с посягательством на жизнь человека.

Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает ряд особых гарантий при рассмотрении дел о преступлениях, за которые могут быть назнчены исключительные виды наказания. Такие дела рассматриваются областным судом, в деле должен участвовать защитник и т.д.

Сегодня в мире смертная казнь не применяется более чем в ста странах. В Беларуси в 1996 году был проведен референдум по вопросу отмены смертной казни, большинство населения высказалось за ее использование. Практика назначения белорусскими судами наказания показывает, что судебная система страны двигается в направлении фактического неприменения смертной казни.

Пожизненное заключение допускается как альтернатива смертной казни (ст. 58 УК) за совершение умышленных преступлений, сопряженных с лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. По отбытии 20 лет заключения суд, учитывая поведение осужденного, состояние его здоровья или возраст, может заменить бессрочное заключение на лишение свободы сроком до пяти лет.

Пожизненное заключение не назначается лицам, совершившим преступление до 18-ти лет, женщинам, мужчинам старше 65 лет.

Осужденные к пожизненному заключению отбывают наказание в колонии особого режима.

Смертная казнь (ст. 59 УК) применяется в виде расстрела за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. В порядке помилования она может быть заменена пожизненным заключением. Смертная казнь не применяется к тем же лицам, которым не может быть назначено пожизненное заключение.

Вопросы по теме:

  1. В чём состоит практическое значение построения системы из видов наказания?
  2. Чем отличается наказание в виде общественных работ от исправительных работ?
  3. Чем отличается наказание в виде штрафа от взыскания ущерба, причинённого преступлением?
  4. Какая ответственность предусмотрена за уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью.
  5. Чем отличается наказание в виде конфискации имущества от специальной конфискации?
  6. Чем отличается арест от лишения своды?
  7. В чём отличие ограничения свободы от исправительных работ?
  8. Каковы виды исправительных колоний при назначении наказания в виде лишения свободы?
  9. Когда отбытие наказания назначается в тюрьме?
  10. В чём состоит исключительность пожизненного заключения и смертной казни?

Источник: https://ebooks.grsu.by/yg_pravo_konspekt/tema-14-ponyatie-nakazaniya-sistema-i-vidy-nakazanij.htm

Система уголовных наказаний в действующем законодательстве

Разнообразие охраняемых уголовным правом общественных отношений, посягающих на них общественно опасных деяний, а также свойств личности преступников обусловливают необходимость строгой индивидуализации наказаний.

Непременным условием этого является установление в законе широкого перечня разных по карательным, воспитательным и предупредительным возможностям видов уголовных наказаний. Поэтому традиционно в уголовных законах различных стран устанавливаются широкие перечни наказаний различных видов.

В действующем уголовном законодательстве Российской Федерации (ст. 44 УК) предусматривается перечень, включающий тринадцать видов наказаний:

  • а) штраф;
  • б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
  • г) обязательные работы;
  • д) исправительные работы;
  • е) ограничение по военной службе;
  • ж) конфискация имущества;
  • з) ограничение свободы;
  • и) арест;
  • к) содержание в дисциплинарной воинской части;
  • л) лишение свободы на определенный срок;
  • м) пожизненное лишение свободы;
  • н) смертная казнь.

Все эти виды наказаний различны по своему характеру, строгости и возможностям воздействия на осужденных, что позволяет суду в каждом конкретном случае назначать справедливую и наиболее целесообразную меру наказания лицу, виновному в совершении преступления. Разнообразие наказаний в законе — один из важнейших признаков предусмотренного законом перечня наказаний.

Другим его важнейшим признаком является исчерпывающая определенность в уголовном законе.

В соответствии с классическим принципом «nullum crimen, nulla poena, sine lege» (нет преступления и нет наказания без указания о том в законе), суд может назначить осужденному лишь тот вид наказания, который указан в данном перечне, определенном уголовным законом.

Никакую другую меру государственного воздействия в качестве уголовного наказания суд применить к виновному не может, сколь бы эффективной эта мера не представлялась суду. В этом заключается важная законодательная гарантия прав осужденных от произвола.

Еще одним важным признаком предусмотренного законом перечня наказаний является его упорядоченность. Все виды наказаний расположены в нем в соответствии со степенью строгости каждого из них.

Читайте также:  Следователь в уголовном процессе: участие, полномочия и статус

При этом важно отметить, что в новом Уголовном кодексе законодатель совершенно обоснованно использовал принцип построения перечня наказаний «от менее строгого к более строгому», который впервые в отечественном законотворчестве был применен в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г., но в дальнейшем был заменен на противоположный.

Этот же принцип положен законодателем и в основу перечисления альтернативных видов наказания в санкциях статей Особенной части нового УК. Эти новации, а также прямое указание в законе (ч. 1 ст.

60 УК) о том, что «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случаях, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания», призваны психологически ориентировать суды на экономию мер уголовно — правовой репрессии.

В теории уголовного права перечень уголовных наказаний, обладающий отмеченными признаками, стало привычным именовать красивым научным термином «система наказаний», а последнюю определять не иначе как перечень.

Так, устоявшимся в уголовно-правовой литературе является следующее ее определение: «Система наказаний — есть установленный в уголовном законе и строго обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенном порядке в соответствии со степенью их тяжести». (См., напр.: 184, с. 273; 222, с. 321; и др.).

В теории была высказана и иная точки зрения. К примеру, П.П.

Осипов обоснованно утверждал, что «при таком подходе система наказаний сводится к простой сумме составляющих ее компонентов, а ее исследование — к анализу отдельных видов наказания», между тем как «знание частей еще не означает знания целого, так как свойства, связи и отношения системы гораздо богаче, чем свойства, связи и отношения ее компонентов».

Исследование системы наказаний предполагает не только изучение отдельных видов наказаний, но в качестве предварительного условия — изучение системы в целом». (163, с. 69). О неудовлетворенности приведенным выше определением и необходимости «глубокого социально — правового анализа системы наказаний» заявлял также П.А. Фефелов. (236, с. 94).

Однако и в уголовно-правовой литературе последних лет издания система наказаний традиционно определяется как перечень.

На наш взгляд, подобные определения, сводящие понятие системы наказаний к простому (хотя и упорядоченному) их перечислению в законе, являются поверхностными и в принципе неправильными.

Следуя логике подобных определений, можно было бы практически любое множество, перечисленное в законе (а то и независимо от перечисления в законе) в определенной последовательности, именовать системой. Очевидно, что этого не может быть, это было бы неправильным.

В частности, в Уголовном кодексе РФ различных перечней немало — например, в ст. ст. 61, 63, 105, 111 и др., однако совершенно справедливо никто не наделяет их статусом системы.

Потому что система — это нечто большее, чем просто перечень, это не любое, а только особое состояние определенного множества.

Чтобы какое-то множество могло быть наделено статусом системы, недостаточно, чтобы составляющие его элементы были просто перечислены в определенной последовательности, а надо, чтобы данное множество объективно обладало совокупностью необходимых системных (системообразующих) признаков.

Нам уже приходилось писать о том, что понятие «система» употребляется в различных областях социальной жизни и в самых разных значениях. Но при всей его многозначности термин «система» чаще применяется там, где речь идет о совокупности элементов, взаимосвязанных и упорядоченных.

Большинство авторов считает, что объект исследования может быть наделен статусом системы, если он, во-первых, имеет сложное строение, состоит из совокупности взаимосвязанных элементов; во-вторых, обладает целостностью, относительной выделенностью из окружающей среды и имеет интегративные качества, производные от качеств составляющих его элементов, но отличные от них; в-третьих, имеет устойчивые связи и характеризуется упорядоченностью элементов. (71, с. 13). Это, по нашему мнению, необходимый минимум свойств, которыми должно обладать некое множество, чтобы его можно было признать «системой». Это т.н. «системообразующие» свойства, выступающие своеобразными общими «критериями системности» элементов множества.

Система уголовных наказаний имеет в своей основе указанные системообразующие свойства, вполне соответствует этим «критериям системности».

Многоэлементность предусмотренной Уголовным кодексом РФ системы наказаний и многообразие свойств составляющих ее элементов определяют сложность ее строения.

В системе наказаний различаются наказания основные и дополнительные, общие и специальные, связанные с исправительным воздействием и не связанные с таковым, разные по характеру, направленности и степени тяжести содержащихся в них правоограничений и т. д.

При этом отдельные виды наказаний, которые могут рассматриваться как структурные подразделения системы наказаний, в свою очередь, имеют собственную внутреннюю, нередко сложную структуру.

Критерием системности уголовных наказаний является также оконченность, завершенность, исчерпывающая определенность элементов системы наказаний.

Важным системообразующим признаком системы наказаний является упорядоченность составляющих ее видов наказаний в уголовном законе.

Это свойство системы наказаний имеет принципиальное и практическое значение, показывая, как оценивает законодатель соотносительную степень строгости отдельных видов наказаний, что очень важно для назначения судом справедливого наказания осужденному. В частности, в следующих случаях:

  • при выборе меры наказания в пределах относительно — определенной санкции;
  • при выборе меры наказания из нескольких, альтернативно предусмотренных в санкции;
  • при необходимости избрания наказания более мягкого, чем предусмотрено законом (ст. 64 УК);
  • при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК);

при назначении наказания за неоконченное преступление (ч. ч. 2, 3 ст. 66 УК);

при назначении наказания в случаях рецидива преступлений (ч. 2 ст. 68 УК);

при назначении наказания по совокупности преступлений (ч. 2 ст. 69 УК);

при назначении наказания по совокупности приговоров (ч. 4 ст. 70 УК);

при решении вопроса об обратной силе уголовного закона (ст. 10 УК).

Все виды наказаний, составляющие систему наказаний, взаимно связаны, функционально взаимодействуют между собой и с «внешним миром». Это проявляется и в их законодательном регулировании, и в применении на практике.

Так, изменение содержания и (или) порядка применения одних видов наказания в уголовном законе влечет определенные «подвижки» в правовом регулировании содержания, порядка и условий применения «смежных» видов наказания.

Эти изменения отражаются, безусловно, на характере и пределах применения как тех, так и других: расширение сферы или объема применения одних видов наказания неизбежно влечет за собой сужение сферы или объема применения других, и наоборот.

Исключение из уголовного закона одних видов наказания и включение в него других неизбежно влечет за собой изменения в правовом регулировании и практике применения других видов наказания, входящих в единую систему.

Так, исключение из уголовного законодательства в ходе его реформирования наказаний в виде ссылки, высылки — повлекли изменения в правовом регулировании и практике применения лишения свободы, ограничения свободы и других наказаний.

Исключение наказаний в виде общественного порицания и возложения обязанности загладить причиненный вред — на правовом регулировании и применении штрафа и обязательных работ.

Исключение из уголовного закона таких мер уголовно-правового воздействия, как отсрочка исполнения приговора и условного осуждения с обязательным привлечением к труду повлияло, с одной стороны, на предусмотренную новым УК систему видов освобождения от ответственности и от наказания, с другой стороны — на усиление карательного содержания, объем и пределы применения института условного осуждения, а также наиболее мягких видов наказаний в сторону их увеличения.

Особенно отчетливо подобная зависимость проявляется в структуре наказуемости преступлений, предусмотренной новым Уголовным кодексом. В соответствии со ст.

4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса РФ», положения УК о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста не были введены в действие в связи с отсутствием необходимых условий для исполнения этих видов наказаний.

Фактическое неприменение указанных видов наказаний обусловило восполнение образовавшейся в системе наказаний «бреши» между лишением свободы и заметно более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, не связанными с лишением свободы, за счет более частого применения, с одной стороны, лишения свободы, с другой стороны — условного осуждения.

К примеру, судами общей юрисдикции РФ в 1997 г. и 1998 г. первая из указанных мер применялась в отношении соответственно 30,7 и 32,2 %% осужденных, вторая мера — в отношении 54,2 и 51,3 %% осужденных. Все остальные меры уголовно-правового воздействия в указанные годы применялись в отношении всего лишь 16 — 20 %% осужденных.

Взаимодействуют система наказаний и составляющие ее виды также и с «внешней средой» — с иными средствами воздействия на преступность, с состоянием, структурой и динамикой преступности, с личностными свойствами преступников и т. д. (71, с. 14).

Например, увеличение количества преступлений или ухудшение структуры преступности обусловливают превалирование в структуре фактически применяемых на практике наказаний более строгих их видов и усиление интенсивности пенализации соответствующих видов преступлений в законе.

И наоборот, улучшение криминогенной ситуации влечет сокращение применения более строгих видов наказания, увеличение случаев применения условного осуждения, освобождения от уголовной ответственности и освобождения от наказания.

Вместе с тем, «ошибочно представлять себе дело так, что система наказаний (как в законодательстве, так и в судебной практике) должна быть поставлена в полную и однозначную зависимость от состояния преступности, ее уровня, структуры и характера». (163, с. 71).

  1. При этом система наказаний имеет собственное «лицо», она обладает определенной целостностью — интегративными свойствами, которые не сводятся к совокупности свойств отдельных видов наказаний, они выделяют ее как своеобразный феномен, самостоятельный уголовно-правовой институт.
  2. Система уголовных наказаний соответствует общим «критериям системности», при этом она характеризуется свойствами, отмеченными нами выше применительно к перечню наказаний — разнообразием элементов, их исчерпывающей определенностью и обязательностью для судебных органов, а также упорядоченностью в законе.
  3. Однако понятие «система» (и, соответственно, производное от него понятие «система наказаний») — существенно более богатое по содержанию, чем понятие «перечень», хотя бы и упорядоченный, и предусмотренный законом.

Кроме отмеченных выше признаков, свойственных перечню наказаний, система наказаний обладает таким важнейшим отличительным признаком, как функциональность, или нацеленность на функционирование.

В отличие от «мертвого», статичного перечня, система — это нечто «живое» или, во всяком случае, жизнеспособное, динамичное.

Образно выражаясь, система наказаний отличается от перечня наказаний, предусмотренного законом, точно так же, как реальный человек отличается от своего изображения в зеркале, на фотографии или на картине.

Поэтому «нельзя определять систему наказаний как их перечень; перечень есть лишь «технологический» метод изложения ее в законе». (240, с.35-37). Быть перечнем — это лишь один из признаков системы наказаний. Важный, необходимый, но лишь один из многих, к тому же не сущностный, а формальный.

Важно обратить внимание еще и на следующее формальное отличие системы наказаний от перечня наказаний, предусмотренного законом: если последний урегулирован в единственной статье 44 УК, то вопросам закрепления и функционирования системы наказаний посвящен весь комплекс уголовно-правовых норм, регулирующий институт наказания и его применения, включая и систему санкций статей Особенной части УК.

Возможно, кому-то этот спор покажется схоластическим, а проблема надуманной… Мы придерживаемся иного мнения.

Поскольку суть проблемы состоит в том, что для эффективной уголовно-правовой борьбы с преступностью необходима именно система — «живой», функционирующий организм, способный не просто «быть перечисленным», а обеспечивать достижение оптимальным путем стоящие перед ним цели. Простое перечисление видов наказания в уголовном законе для этого недостаточно.

Все это делает систему наказаний необходимым и весьма важным уголовно-правовым инструментом в деле борьбы с преступностью.

Система уголовных наказаний создается государством, т. е. волей людей, однако она не является чем-то надуманным, искусственным, своим возникновением и существованием она обязана породившей ее необходимости, она социально обусловлена. (240, с. 36).

Появление и функционирование системы наказаний обусловлено рядом объективных и субъективных факторов: системы наказаний требует системность общественных отношений; система наказаний призвана содействовать работе законодателя и правоприменительных органов, облегчить изучение и определение эффективности составляющих ее элементов.

«Предусмотренная уголовным законом система наказаний имеет важное значение. Она является воплощением принципа законности, благодаря которому деятельность суда по назначению наказания вводится в определенные рамки и становится невозможным произвольное применение уголовной репрессии.

Более того, наличие в уголовном законе системы наказаний оказывает непосредственное влияние и на законодателя, который обязан считаться с тем, какие наказания и в каких пределах могут применяться в борьбе с преступностью.

Значение системы наказаний, кроме того, состоит и в том, что, благодаря ей, суд получает юридическую базу для осуществления правосудия на началах индивидуализации ответственности с учетом особенностей обстоятельств дела и личности виновного.

Наконец, система наказаний обусловливает структуру санкций статей Особенной части УК, так как их построение применительно к конкретным преступлениям осуществляется на основе расположения видов наказаний в ст. 44 УК и возможности сочетаться между собой». (184, с. 278).

Исходя из всего изложенного, представляется более точным и правильным определить систему наказаний как «социально обусловленную целостную совокупность взаимодействующих видов уголовных наказаний, установленную законом в форме исчерпывающего перечня с учетом их сравнительной тяжести».

Систему наказаний следует изучать во всем многообразии ее связей и опосредований, добиваясь глубокого и всестороннего проникновения в нее именно как в систему, а не в механический агрегат разнородных элементов». (163, с. 70).

Источник: https://studwood.ru/662029/pravo/sistema_ugolovnyh_nakazaniy_deystvuyuschem_zakonodatelstve

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector