Субъект российской федерации: что такое, перечень, особенности статуса

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В этой статье мы рассмотрим понятие «субъект Российской Федерации», разберем, что это такое.

Узнаем, по какому принципу наше государство классифицирует своих субъектов и где можно посмотреть их кодификацию.

Субъект РФ — это..

Согласно данным Росстата (госучреждения, занимающиеся учетом статистических данных по РФ), площадь Российской Федерации на 01.01.2018 г. составляла 17,1 млн. км2, а численность населения – 146,9 млн. человек (данные взяты из сборника Росстата «Россия в цифрах. 2018»).

Наше государство самое большое в мире. Управлять такой территорией как единым административным образованием невозможно.

Именно поэтому страна делится на территориальные единицы (части), каждая из которых имеет обозначенную территорию и систему местных органов власти (подчиняются федеральным органам власти). Эти территориальные единицы называются субъектами РФ.

В Конституции РФ сказано:

«Субъект» переводится с латинского «subjectus» как «лежащий в основе». Следовательно, субъекты РФ – это части, из которых состоит государство.

Субъекты РФ не имеют права выходить из состава государства, но могут менять свои границы при взаимном согласии и договоренности (ст. 67, п. 3 Конституции РФ).

Субъекты Федерации являются ее равноправными членами, их статус не зависит от размера занимаемой территории или экономического положения.

Сколько субъектов в Российской Федерации (карта)

Деление РФ на субъекты регламентируется основным законом нашей страны – Конституцией РФ. Сколько субъектов в РФ на сегодняшний день, прописано в статье 65 Конституции:

  1. 22 республики;
  2. 9 краев;
  3. 46 областей;
  4. 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
  5. 1 автономная область (Еврейская);
  6. 4 автономных округа.

В статье 5 Конституции РФ сказано, что республики могут иметь собственную Конституцию (но не противоречащую Конституции РФ), законодательство, вправе иметь государственный язык, отличающийся от русского.

Республики в Российской Федерации – это как бы «государства в государстве».

  • Все остальные субъекты РФ имеют немного меньше полномочий, у них есть свой Устав и свое законодательство (не противоречащее федеральному законодательству).
  • Всего в РФ 85 субъектов. На карте это выглядит так:
  • *при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Примечание: мировое сообщество в большей своей части не признало присоединение Крыма и Севастополя (как города федерального значения) к РФ. Поэтому статистические данные о количестве субъектов РФ на сегодняшний день в российских и зарубежных источниках информации различаются.

Как узнать код субъекта в РФ

Каждому субъекту РФ присвоен уникальный код (на карте субъектов РФ в предыдущем разделе статьи это наглядно отражено). Все виды кодов можно посмотреть по следующей ссылке: https://ru.wikipedia.org/wiki/Коды_субъектов_Российской_Федерации.

Отдельно стоит упомянуть о кодах ОКТМО (общероссийский классификатор территорий муниципальных образований). Коды данного классификатора используются как идентификатор субъекта РФ при налоговом учете ИП и юридических лиц.

История административного деления России

  1. Деление России на отдельные территориальные составляющие началось еще в Древнерусском государстве (Киевской Руси). Эти административные единицы назывались волостями (областями).
  2. В 12 веке началось деление на независимые княжества.

  3. В 14 – 15 веках на основе Московского княжества было образовано единое Русское государство (объединились северо-восточная и северо-западная части Руси). До 17 века Россия делилась на уезды и волости.

  4. После реформы Петра Первого были образованы новые территориальные образования – губернии. В начале 18 века губернии были поделены на провинции и уезды.
  5. В конце 18 века после реформ Екатерины Второй страна была разделена на наместничества, губернии и 1 область.

  6. Во второй половине 19 века произошло территориальное деление губерний на земства (в них существовало местное самоуправление – прообраз современных субъектов федерации).
  7. В начале 20 века Россия была разделена на губернии и области, а области – на уезды и округа.

  8. После образования РСФСР произошел переход на градацию субъектов, близкую к современной: автономные социалистические республики, автономные области и округа, области и краевые образования.

Структура власти в субъектах РФ

Все субъекты РФ имеют одинаковую структурную организацию органов власти из трех ветвей:

Такая структура государственной власти позволяет каждому из субъектов принимать свои законы, вершить суд и управлять своим субъектом по собственному разумению. Но стоит уточнить, что все эти функции выполняются только в рамках установленных федеральных законов.

Читайте наш блог, это познавательно и полезно.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Субъект Российской Федерации: что такое, перечень, особенности статуса

  1. * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  2. Подборки по теме
  3. Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/subekty-rf-chto-ehto-takoe-skolko-subektov-rossijskoj-federacii-kody.html

Состав субъектов РФ, их статус и общая характеристика

Российская Федерация состоит из следующих субъектов (ст. 65 Конституции РФ):

    • республик;
    • краев;
    • областей;
    • городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
    • автономной области;
    • автономных округов.

Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

Статус субъектов РФ

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации уста­навливается в первую очередь Конституцией России, федеральны­ми законами, а также другими правовыми актами. Так, республи­ки принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы.

Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Правовой статус субъектов РФ в решающей степени гарантируется Конституци­ей РФ, изменения гл.

3 — 8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации.

На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъек­ты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

  1. Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).
  2. Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.

  3. Право выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.
  4. Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.

  5. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.

  6. Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.

  7. система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционногостроя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

  8. Каждый субъект РФ имеет свою правовую систему, которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые имзаконы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.
  9. Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.

Особенности правового статуса республик

    • Конституция РФ признает государствами только республики;
    • только республики вправе принимать свои конституции;
    • только республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.

Между тем с правовой точки зрения такое обоснование не может быть принято, поскольку общепризнано, что все люди равноправны независимо от расы, национальности, языка и иных обстоятельств, определяющих их принадлежность к тому или иному конкретному народу. Более того, как уже говорилось, в российской Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и никто не

Общая характеристика субъектов РФ

Принципы определения полномочий органов государствен­ной власти субъекта РФ достаточно просты:

    1. по предметам ведения субъ­ектов РФ — определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;
    2. по предметам совместного ведения — определяются Конституцией РФ, федеральными закона­ми, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;
    3. по предметам ведения РФ — определяются федеральными законами, из­даваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми ак­тами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные право­вые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установ­ленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РФ и единства системы государственной власти в РФ.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечисле­нием наименований всех субъектов Федерации в Конститу­ции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

Подробнее о равноправии субъектов РФ

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Феде­рального Собрания (по два представителя от каждого субъек­та РФ), а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководи­телей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявле­ны государствами, в то время как все другие субъекты такого ста­туса не имеют и могут рассматриваться только как государствен­ные образования.

Читайте также:  Можно ли вернуть телефон в магазин: необходимые документы, составление заявления, пошаговая инструкция

Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ — только законода­тельными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как госу­дарственные образования наравне с этими краями и областями.

Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма.

Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71-73 Конституции РФ.

Субъекты РФ не вправе вмешивать­ся в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего мно­гонационального народа России, в том числе всех субъектов Фе­дерации.

Последние представлены в Федеральном Собрании, а следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государствен­ной власти Федерации они осуществляют правовое регулирова­ние и управление по предметам совместного ведения.

При этом до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осущест­влять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федеральною закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в двухмесяч­ный срок приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Вне пределов ведения РФ и совме­стного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государст­венной власти.

Такое решение проблемы разграничения предметов ведения оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов.

Если вопрос относится к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъек­тами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу.

Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов власти субъекта Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

При этом Конституция предоставляет субъектам Федерации важную гарантию.

Поскольку их законы и нормативные акты, изданные по вопросам совместного ведения, должны соответст­вовать федеральным законам и в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода по во­просам исключительного ведения субъектов Федерации приори­тет отдается их законам и нормативным правовым актам. Следо­вательно, федеральный закон не может вторгаться в сферу ис­ключительного ведения субъектов РФ.

Отдельные полномочия органов госу­дарственной власти субъекта РФ могут быть временно возложе­ны на федеральные органы государственной власти или должно­стных лиц, назначаемых федеральными органами государствен­ной власти.

Это может произойти в случаях, если:

    1. в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрез­вычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствуют и не могут быть сформированы в соответствии с фе­деральным законом (решение принимается Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания);
    2. возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта РФ просроченная за­долженность по исполнению долговых или бюджетных обяза­тельств, определенная в порядке, установленном Бюджетным ко­дексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъ­екта РФ в последнем отчетном году (в этом случае по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с федеральным законом вводится временная финан­совая администрация);
    3. при реализации полномочий, осуществляемых за счет пре­доставления субвенций из федерального бюджета, исполнитель­ным органом государственной власти субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом (решение при­нимается Правительством РФ с изъятием субвенций).

Споры, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий, долж­ны разрешаться заинтересованными сторонами путем проведе­ния переговоров и использования иных согласительных проце­дур. В случае необходимости стороны договора, соглашения мо­гут создавать согласительные комиссии.

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в кото­рую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъ­ектах РФ), законы, подзаконные акты.

Правовая система субъек­тов РФ как бы образует собственное конституционное право, ко­торое, однако, не разрывает единого конституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно.

Одна­ко требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, нахо­дились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъек­тов, ведения субъектов Федерации.

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Статус особой экономической зоны предоставляет органам госу­дарственной власти соответствующего субъекта РФ дополнитель­ные права и льготы в области таможенного регулирования, тран­зита товаров, налогов, режима инвестиций и предприниматель­ской деятельности.

По юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образова­ниям.

К тому же бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик. Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ — нет.

Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (раз­деления властей, правового социального государства и др.). Про­верку соответствия конституций, уставов, законов и иных норма­тивных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ осущест­вляет Конституционный Суд РФ.

Субъекты Федерации в лице своих органов законодательной и исполнительной власти вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125). Конституционный Суд РФ, кроме того, разрешает споры о ком­петенции между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, между высшими го­сударственными органами последних.

Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Экономическую основу деятельности органов государствен­ной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственно­сти субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а так­же имущественные права.

Федеральный закон установил круг вопросов, решение кото­рых относится к полномочиям по совместному ведению и осуще­ствляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Таких вопро­сов 41 (обеспечение деятельности органов власти, проведения выборов, предупреждения чрезвычайных ситуаций, образования, здравоохранения и др.).

Те же полномочия, которые передаются субъектам РФ федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета на определенных условиях.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть, однако, конститу­ционные требования, которые они при этом должны соблюдать:

  1. система орга­нов власти должна соответствовать основам консти­туционного строя РФ (разделение и самостоятельность трех властей: законода­тельной, исполнительной и судебной);
  2. система орга­нов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов госу­дарственной власти, установленных федеральным законом.

Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Однако их международная право­субъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ста­вить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубеж­ные представительства на уровне посольств и т. д. Российская Федерация координирует международные и внешнеэкономиче­ские связи субъектов Федерации.

Многие субъекты РФ заключили торгово-экономические и финансовые соглашения с зарубежными государствами, прини­мая долговые обязательства и обязательства по их реструктуриза­ции. Эти соглашения не являются международными договорами.

Федеральный закон «О координации международных и внешне­экономических связей субъектов РФ» от 4 января 1999 г. требует, чтобы такие соглашения согласовыва­лись с федеральными органами исполнительной власти.

При этом федеральные органы государственной власти не несут от­ветственности по соглашениям об осуществлении международ­ных и внешнеэкономических связей, заключенным органами го­сударственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государст­венной власти иностранных государств с согласия Правительст­ва РФ либо по конкретному соглашению субъекта РФ имеютсяофициальные гарантии Правительства РФ. Соглашения регист­рируются Министерством юстиции РФ в соответствии с Прави­лами, утвержденными постановлением Правительства РФ.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граж­дан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной под­держки населения, культуры.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/sostav-subektov-rf-ich-status-i-obschaya-charakteristika

Сколько субъектов федерации входит в состав РФ

Субъекты РФ: количество, наименование, столицы.

Огромные масштабы российского государства требуют особого территориального разделения для осуществления государственной власти. Федеративное устройство России закреплено Конституцией Российской Федерации принятой в 1993 г, в соответствии с которым Российское государство территориально разделено более чем на 80 субъектов.

Что такое субъект Российской Федерации: пример

Верхним региональным уровнем управления власти Российской Федерации (исполнительной, законодательной, судебной) является ее субъект. На данный момент в Российской Федерации различают следующие равноправные субъекты:

  1. Республика
  2. Край
  3. Область
  4. Город федерального значения
  5. Автономная область
  6. Автономный округ

Сколько республик, краев, областей, автономных областей, городов федерального значения входит в состав РФ: перечень, число

Российская Федерация состоит из 85  субъектов
Наименование субъекта Количество, единиц
  • Город федерального значения
3

85 субъектов Российской Федерации: список со столицами

Данные по субъектам РФ на  1.01. 2017:

Наименование
Область Административный центр
  • Москва (офиц.)
  • Красногорск (факт.)
Наименование
Республика Административный центр
Наименование
Края  Административный центр
Наименование
Автономная область  Административный центр
Города федерального значения
Наименование
Автономные округа  Административный центр

Знание федеративного устройства своего государства носит не только познавательный характер, но и является патриотическим атрибутом каждого добропорядочного гражданина Российской Федерации.

Читайте также:  Федеральный закон об оружии с изменениями на 2020 год

Видео: Флаги субъектов Российской Федерации

Источник: https://heaclub.ru/skolko-subektov-federacii-vhodit-v-sostav-rf-spisok-so-stolicami-skolko-respublik-kraev-oblastej-avtonomnyh-oblastej-gorodov-federalnogo-znacheniya-vhodit-v-sostav-rf-perechen-chislo-chto-tak

Состав Российской Федерации, особенности статуса субъектов РФ

Российская Федерация — это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

На момент принятия настоящей Конституции в Российской Федерации 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Сейчас эта цифра несколько изменилась. Помимо перечисления в Конституции закрепляется также правовой статус субъектов РФ.

  • Состав Российской Федерации входят несколько видов субъектов:
  • § республики;
  • § автономная область;
  • § автономные округа: края и области;
  • § города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург.

Республики в составе Российской Федерации. Они выступают в качестве государств. Республики принимают конституции, тогда как остальные субъекты принимают уставы.

Причем Конституция РФ не регламентирует порядок принятия республиканских конституций, в то время как остальные субъекты должны принимать собственные уставы посредством своих законодательных (представительных) органов (. 2 ст. 66).

Республики вправе устанавливать свои государственные языки.

В то же время в соответствии с «Федеральным законом «О языках народов Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами.

Государственные языки республик употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ). Другие субъекты Федерации, построенные по национально-этническому принципу (автономная область, автономные округа), таким правом не обладают.

Наличие конституций служит основанием для формирования в республиках собственных конституционных судов. Другие субъекты Федерации вправе учреждать уставные суды. Оба вида судебных органов выполняют однотипные функции и поэтому различия в их наименованиях не являются решающими.

В качестве атрибутивного признака государства можно «расценивать наличие у республик столиц, тогда как остальные субъекты располагают административными центрами. Правовой статус столиц, административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов.

Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим.

Главным принципом современного российского федерализма является принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определенных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другими.

Конституционный Суд РФ в решении по делу «о республиканском суверенитете» подчеркнул, что используемое в федеральной Конституции понятие «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Автономная область, автономные округа в составе Российской федерации. Автономии — национально-государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения.

Статус всех субъектов Федерации, как известно, определяется федеральной Конституцией и в зависимости от вида субъекта — его конституцией или уставом. Однако, согласно Конституции РФ, статус автономной области и автономного округа, кроме того, может регламентироваться законом о соответствующей автономии.

Такой закон может быть принят по представлению законодательных и исполнительных органов названных субъектов (ч. 3 ст. 66). К настоящему времени ни одна из автономий не представила в федеральный парламент соответствующего законопроекта.

Большая часть автономных округов входит в состав краев и областей. Действующая Конституция права автономий на выход из состава области не предусматривает, закрепляя лишь возможность договорного решения вопросов, представляющих взаимный интерес.

Теоретически предметом такого договора может стать и вопрос о непосредственном вхождении в Федерацию автономного округа, т.е. о фактическом выходе округа из состава области.

Здесь, однако, требуется взаимное согласие таких субъектов, а также юридическое «оформление» такого решения на федеральном уровне.

В соответствии с Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» от 15 декабря 1990 г., все автономные области были выведены из состава краев и включены в Российскую Федерацию непосредственно. Таким образом, в настоящее время 9 автономий из 11 входят в Российскую Федерацию и одновременно в состав краев или областей.

Края, области в составе Российской Федерации. Некоторые российские регионы являются сложносоставными, т.е. включают в свой состав другие субъекты — автономные округа.

В условиях закрепления равноправия всех субъектов необходимы определенные юридические формы регулирования статуса таких субъектов, их взаимоотношений, разрешения возможных споров и т.п.

Конституция РФ в качестве таких форм называет внутренние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий.

Например, такие договоры заключены между органами государственной власти Иркутской области и органами государственной власти входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, между органами государственной власти Тюменской области и органами государственной власти входящих в ее состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Предыдущая российская Конституция предусматривала для автономных округов и автономных областей возможность самостоятельного решения вопроса о том, находиться ли им в составе края, области или войти в Российскую Федерацию непосредственно.

Тогда правом выхода из состава области воспользовался лишь один автономный округ — Чукотский, что было закреплено Законом РФ «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» от 17 июня 1992 г.

Конституционность этого Закона была проверена Конституционным Судом РФ.

Суд пришел к выводу, что выход Чукотского автономного округа из состава Магаданской области и непосредственное его вхождение в состав Российской Федерации не влияют на национально-государственное устройство и состав Федерации, а также на конституционно-правовой статус автономного округа. Закон был признан конституционным.

В составе Российской Федерации имеются две области, которые отделены от основной части территории государства: Сахалинская область отделена от материковой части России Татарским проливом, а Калининградская область — территорией иностранных государств. Естественно, что последняя область имеет гораздо больше особенностей по сравнению со всеми остальными регионами страны. С учетом этого был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 г.

Города федерального значения в составе Российской Федерации. Эти города занимают анклавное положение, т.е. их территория окружена территорией другого субъекта — области (Московской и Ленинградской).

В Конституции ничего не сказано по поводу взаимоотношений этих городов и соответствующих областей.

Думается, что по аналогии с областями и входящими в их состав автономными округами эти взаимоотношения могут быть урегулированы договорами, а в случае крайней необходимости также федеральными законами при обязательном учете интересов обеих сторон.

Города федерального значения, кроме того, отличаются от остальных членов Федерации сочетанием в себе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта — города. Остальные субъекты, являясь территориальными единицами, напротив, включают в свой состав города, иные населенные пункты и т.д.

Наконец, статус Москвы включает в себя, по меньшей мере, четыре правовых аспекта. Москва выступает в качестве населенного пункта — города; субъекта Федерации — города федерального значения; административного центра другою субъекта — Московской области; столицы Российской Федерации. Статус столицы, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 70), устанавливается федеральным законом.

  1. Российская Федерация состоит из следующих субъектов (ст. 65 Конституции РФ):
  2. ·
  3. · республик;
  4. · краев;
  5. · областей;
  6. · городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
  7. · автономной области;
  8. · автономных округов.
  9. Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.
  10. Статус субъектов РФ

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации уста­навливается в первую очередь Конституцией России, федеральны­ми законами, а также другими правовыми актами. Так, республи­ки принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы.

Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Правовой статус субъектов РФ в решающей степени гарантируется Конституци­ей РФ, изменения гл.

3 — 8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации.

На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъек­ты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Источник: https://cyberpedia.su/1×8252.html

Виды субъектов Российской Федерации. — конституция ответы

  • Российское государство – это федерация.
  • РФ образовано совокупностью относительно
    самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.
  • Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное
    образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на
    территориальном или национальном принципе образования.
  • Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает,
    что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.
  • В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип;
    3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого
субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой
территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как
правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с
особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные
согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но
включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные
субъекты РФ.

  1. Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и
    национального, и территориального принципа.
  2. Виды субъектов РФ: 1) 21 республика в составе РФ (это
    самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности,
    они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6
    краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и
    отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены
    по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории);
    4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к
    субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности
    населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой
    правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному
    принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).
  3. В зависимости от вида субъекта Федерации
    дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях
    с другими субъектами рФ.
Читайте также:  Новые правила пропуска пешехода на пешеходном переходе

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в
составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они
входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично
зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ
обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города
федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Признаки субъектов
РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на
самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус
граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором
проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным
законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

Источник: https://www.sites.google.com/site/konstituciaotvety/home/vidy-subektov-rossijskoj-federacii

Субъекты Российской Федерации: виды и правовой статус (стр. 1 из 7)

Введение

Конституция Российской Федерации 1993 г. заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. Избранная новой Россией форма государственности — федерализм — не имеет единого международного образца, а российский федерализм, имеющий свою специфику, к тому же исключительно динамичен.

«Федерализм в классическом его понимании — принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях»[1]

Федерализм является важнейшим принципом организации и функционирования российской государственной и общественной системы, что, естественно, находит отражение в различных положениях Конституции, начиная с первой статьи.

Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции РФ.

Это обусловлено как необходимостью укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, так и реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ.

В ст. 1 Основного Закона записано: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В ст. 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».

  • Однако нормы Конституции РФ, устанавливающие основу конституционного статуса субъектов РФ, по ряду причин являются неоднозначными и внутренне противоречивыми, что вызывает определенные сложности для федерального и региональных законодателей при их развитии в текущем законодательстве, а также для всех правоприменителей при их практической реализации.
  • В то же время, чем глубже идет развитие федеративных отношений, тем яснее становится противоречивость и недоработанность ряда конституционных положений, острее выражается потребность в дальнейшем развитии конституционных норм, касающихся Федерации.
  • Именно этим и обусловливается актуальность выбранной темы.
  • Цель данной работы – выявить и проанализировать в ходе исследования общие признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ, рассмотреть особенности конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов РФ.
  • Достижение цели требует выполнение следующих задач:
  • проанализировать особенности, принципы федеративного устройства России;
  • рассмотреть виды субъектов РФ;
  • выявить общие и особенные признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ;
  • рассмотреть проблему асимметрии конституционно-правового статуса субъектов РФ.

Особенности федеративного устройства России. Конституционные принципы федеративного устройства РФ.

Форма государственного устройства России определена в Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация является федеративным государством. В настоящее время в мире существует немало различных федераций, включая такие крупные федерации, как США, ФРГ, Бразилия, однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, которые отличают её от других федераций.

Федерация обычно образуется вследствие объединения нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло иным путём.

Россия как федерация не является объединением нескольких государств, она была образована путём создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населявших её территорию.

Эти государства, а также национально-государственные образования были признаны субъектами РФ.

Такой порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта Федерация носила не договорный, а конституционный характер.

Конституция РФ 1993 года, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, подтвердила их выбор.

Все субъекты РФ изначально находятся в её составе, сохраняя исторически сложившееся государственное единство Российской Федерации (преамбула и ч.1 ст.65 Конституции РФ) [2]
.

В России федерализм – это, прежде всего, государственная организация национальных отношений. Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской Федерации, он означает свободное развитие наций и народностей. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов РФ – республик, автономной области, автономных округов.

Однако российский федерализм – не только форма разрешения национального вопроса, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти, распределение её по регионам – существенная гарантия демократизма в управлении государством.

Центр в этом случае теряет монополию на власть и потому не может употребить её произвольно. Предоставляется больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам другого.

Федеративное устройство РФ базируется на ряде принципов, которые являются исходными началами территориального устройства не только Федерации, но и её субъектов. Согласно ч.3 ст.

5 Конституции РФ таковыми являются: государственная целостность РФ; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов; равноправие и самоопределение народов в РФ; равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Государственная целостность РФ.

Данный принцип означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования, которые не имеют права выхода из состава Федерации.

В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов; осуществляет территориальное верховенство; обеспечивает свою неприкосновенность.

В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; единое гражданство. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ.

Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Единство системы государственной власти.

Этот принцип тесно связан с государственной целостностью и ею обусловлен. Целостная, но в то же время федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти.

Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна.

Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти.

Однако они должны приз
навать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их.

  1. В РФ государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент РФ, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.
  2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.
  3. Конституция РФ определяет:
  4. перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;

предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;

Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов — предметам совместного ведения.

Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот «остаток» федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы.

Источник: https://mirznanii.com/a/187737/subekty-rossiyskoy-federatsii-vidy-i-pravovoy-status

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector