Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

О правонарушениях несовершеннолетних

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

Презентация к классному часу «Преступление и подросток»

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

основные свойства, закономерности возникновения

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

Правонарушение среди подростков

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

Задание 15 1. Понятие и признаки правонарушения деликтоспособным лицом.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

Слайд 1 — Отдел организационно

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

тест по теме правонарушение

1 Тема: Правонарушения Как ранее было сказано, юридические

Разработка классного часа в 7 классе «Зачем законы соблюдаем

***** 1 — Здоровый образ жизни

Прокуратура Челябинской области

Правонарушения и виды юридической ответственности

Правонарушение и юридическая ответственность

Согласно Конституции я имею ….. 1. Самое ценное у человека – его…..,и 2.

Правила реагирования медицинских работников при

Правоотношения, правонарушения и юридическая

Юридическая ответственность и её виды

Виновен – отвечай. — Сайт учителя истории и обществознания

Правонарушения и юридическая ответственность 

Источник: https://studylib.ru/doc/4488564/profilaktika-prestuplenij-i-pravonarushenij-sredi-nesoversh…

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

  • Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся.
  • Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.  
  •  Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
  • Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную,  гражданско- правовую.

            1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом.

Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

            2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

            3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

             4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

  1.  Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков:
  2. — неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
  3. — порицаемое поведение — поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

— девиантное поведение — нравственно отрицательные действия и поступки,  принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);

—   предпреступное поведение — поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

  •  — противоправное или преступное поведение — поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
  • Признаками проблемных детей могут являться:
  • 1. Уклонение от учебы вследствие:
  • – неуспеваемости по большинству предметов;
  • – отставания в интеллектуальном развитии;
  • – отсутствия познавательных интересов.
  • 2. Низкая общественно-трудовая активность:
  • – отказ от общественных поручений;
  • – пренебрежительное отношение к делам класса;
  • – демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
  • – пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
  • 3. Негативные проявления:
  • – употребление спиртных напитков;
  • – употребление психотропных и токсических веществ; курение
  • – тяга к азартным играм;
  • – нездоровые сексуальные проявления.

4. Негативизм в оценке действительности.

  1. 5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
  2. – грубость;
  3. – драки;
  4. – прогулы;
  5. – пропуски занятий;
  6. – недисциплинированность на уроках;
  7. – избиение слабых, младших;
  8. – вымогательство;
  9. – жестокое отношение к животным;
  10. – воровство;
  11. – нарушение общественного порядка;
  12. 6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
  13. – равнодушное;
  14. – негативное;
  15. – ожесточенное.

Почему формируется такое поведение?  Что влияет на подростков?

1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.  Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела.

Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей.

Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

3. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как  родители  боясь, чтобы их дети не наделали ошибок,  не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие — инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.

4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.

В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ.

Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.

Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

  • ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
  • Статьи административного кодекса, по которым чаще всего привлекаются подростки к административной ответственности. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся
  • Появление в состоянии опьянения до 16 лет, а так же распитие алкогольной продукции, употребление наркотических, психотропных веществ (штраф 500-1500р).
  • Мелкое хулиганствоПрофилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся
  • -нецензурная брань;
  • -приставание к гражданам
  • (штраф 500-1000руб).
  • Появление в состоянии опьянения
  • (штраф 100-500р).
  • Уголовный кодекс РФ,Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся
  • (разделуголовная ответственности несовершеннолетних).

Несовершеннолетними согласно ст. 87 УК РФ признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Уголовная ответственность – это самый строгий вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, но за многие деяния, которые явно являются преступлениями с 14 лет. Преступление – это грубое нарушение закона. Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе РФ.

  1. Преступления, по которым уголовная ответственность наступает с 14 лет.
  2. Кража – тайное хищение чужого имущества . Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся
  3. Разбой — нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни, либо с угрозой применения такого насилия .
  4. Грабеж — открытое хищение чужого имущества.
  5. Вымогательство – требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия, либо уничтожения и повреждения чужого имущества.
  6. Угон – неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.
  7. Убийство – умышленное причинение смерти другому человеку .
  8. Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка.
  9. Преступления, по которым уголовная ответственность наступает с 16 лет. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся
  10. Побои – нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших умышленное причинение легкого вреда здоровью.
  11. Мошенничество— хищение чужого имущества обманным путем или злоупотребления доверием.
  12. Умышленное уничтожение или повреждение имущества – (если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба).
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся
  • Наказания, назначаемые несовершеннолетним (предусмотрены в УК РФ)
  • — Штраф. Лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • — Обязательные работы;
  • — Исправительные работы;
  • — Арест ;
  • — Лишение свободы на определенный срок.

Если подросток совершил преступление, не достигшего возраста уголовной ответственности, в этом случае рассматривается вопрос о помещении этого подростка в ЦВСПН (центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей), где он может находиться до 30 суток по решению суда. По истечении срока пребывания в ЦВСНП, подросток возвращается домой к родителям. Если подросток повторно совершает преступление и не достиг возраста уголовной ответственности, то решается вопрос о помещении его в СПШ или в СПТУ.

Источник: https://multiurok.ru/files/profilaktika-prestuplenii-i-pravonarushenii-sred-2.html

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся — PDF Free Download

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Раздел 4.2.1. План работы социальной службы на 2016-2017 учебный год Цель работы создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных,

Подробнее

УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с УИОП 80 Е.М. Булгакова «01» сентября 2015 г. План мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних на 2015-2016 учебный год 1.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Подробнее

«Утверждаю» И.о. директора МКОУ «Акимовская СОШ» Е.В.Усова Приказ от План основных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся МКОУ «Акимовская СОШ» на 2015-2016 учебный

Подробнее

1. Общие положения 1.1.Положение о Совете профилактики правонарушений государственного автономного общеобразовательного учреждения амурской области «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

Подробнее

Организация работы по профилактике правонарушений, а также работа с детьми «группы риска» В последние годы проблема безнадзорности и правонарушений подростками стала чрезвычайно актуальной. Это связано,

Подробнее

2.Основные задачи и функции классного руководителя. 2.1.Основной задачей классного руководителя является создание благоприятных условий пребывания ребёнка в образовательном учреждении, формирование у обучающихся

Подробнее

беспризорный безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности

Подробнее

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 1900″ УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа 1900 С.А.Нестин » » 2016 г. План работы по профилактике

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/43447372-Profilaktika-prestupleniy-i-pravonarusheniy-sredi-nesovershennoletnih-vospitanie-pravovogo-soznaniya-obuchayushchihsya.html

Формирование правового сознания подростков в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как основное условие профилактики правонарушений

Зеленина В. В. Формирование правового сознания подростков в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как основное условие профилактики правонарушений // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 54-56. — URL https://moluch.ru/archive/110/27091/ (дата обращения: 13.12.2019).



Проблема организации профилактики правонарушений подростков в общеобразовательной школе в настоящее время актуальна, о чем свидетельствуют статистические данные о правонарушениях подростков.

Правовое обучение и воспитание подростков является важным условием для организации профилактики правонарушений. В подростковом возрасте закладываются все основные взгляды и понятия, начинает формироваться мировоззрение. Важно, чтобы подростки могли ощущать себя полноправными членами общества.

Для этого они должны знать свои права и обязанности, уметь отстаивать их и нести ответственность за совершенные поступки, т.е. необходимо формировать правовое сознание подростков. К сожалению, современная молодежь характеризуется низким уровнем правовой осведомленности.

Зачастую знания о собственных правах, обязанностях или ответственности (уголовной или административной) носят субъективно-искаженный характер.

В современной литературе выделяются следующие основные элементы правового сознания: знание права, представление о данной категории, отношение к действующему праву, отношение к исполнению правовых предписаний и те требования, которые предъявляются к праву.

Читайте также:  Кассационная жалоба по административному делу: правила составления, порядок подачи, установленные сроки

Правовое сознание формируется в процессе правового обучения и правового воспитания. Правовое обучение направлено на формирование правовых знаний у обучаемых, усвоение ими законов, прав и обязанностей.

«Правовое воспитание – это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного законопослушного поведения» [1].

Анализ литературы по данной проблеме выявил, что в современном образовательном процессе уделяется недостаточное внимание такому важному аспекту формирования личности, как правовое сознание, что увеличивает процент правонарушений среди подростков.

Нередко искаженные представление о правовых нормах подростки получают из рассказов окружающих людей, СМИ или неквалифицированных специалистов.

Иногда правовые знания подросток получает посредством собственного опыта, так как из-за незнания в полной мере закона и неспособности правильно расшифровать его смысл, подростки не могут объективно оценить ответственность за правонарушения и их последствия.

Некоторые исследователи выделяют следующий ряд причин, обуславливающих необходимость формирования правового сознания у подростков. Сюда, в первую очередь, включены особенности развития правосознания несовершеннолетних, а именно: неспособность соотнесения своих действий с существующим законом, игнорирование правовых категорий, неосведомленность о правовых нормах [1].

Незнание социальной роли закона, приводит к представлениям о нем как о формальном своде правил. Вследствие чего, подростки редко задумываются о его предназначении.

Зачастую срабатывает установка «законы существуют только для борьбы с преступниками», приводящая к их полному или частичному игнорированию.

Фрагментарность знаний и отсутствие возможности применения последних на практике, неспособность объективно оценить свои поступки и легкомысленное отношение подростков к общественным законам — все это тормозит процесс формирования правового сознания подростков.

Правовое воспитание подростков заключается не столько в правовом просвещении посредством бесед, сколько в формировании определенного стиля поведения, характеризующегося активной гражданской позицией.

Сюда так же стоит отнести доступное объяснение существующих правовых положений, как теоретических, так и практических, выявление и своевременное устранение нарушений закона. Все эти пункты включены в профилактическую работу соответствующих государственных служб. Важно так же учитывать следующий факт: правосознание, согласно А.Н.

Павлухину, это одно из форм общественного сознания. Поэтому целесообразным будет повышать правовую культуру не отдельного индивида, а общества в целом [3].

В формировании правового сознания подростков особая роль отводится дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности». Среди задач, которые решаются в данном курсе различают: формирование знаний по вопросам государства и права; воспитание активной гражданской позиции; знакомство с государственными структурами, обеспечивающими безопасность населения.

Формирование позитивного отношения к таким категория как «права» и «обязанности» можно начинать со знакомства подростков с Уставом общеобразовательной школы; правилами поведения детей и подростков в общественных местах.

Затем продолжить развитие данных категорий в процессе знакомства с законодательством о здравоохранении; гражданским законом; уголовным законом.

Анализируя программу по ОБЖ 7 — 9 классы (всего 105 часов), из разделов включающих право можно выделить следующие:

Тема: Нормативно – правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в РФ (4 часа). «Содержание законов РФ о противодействии терроризму и экстремисткой деятельности» (1 час), «Положения Конституции РФ» (1 час). Учебные действия: характеризовать законодательную и нормативно – правовую базу по организации борьбы с терроризмом.

Тема: Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ (2 часа): «Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлением экстремизма» (1 час). Учебные действия: анализировать и обсуждать эффективность мероприятий по борьбе с терроризмом.

Тема: Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремальной деятельности (1 час): «Уголовный кодекс РФ об ответственности за антиобщественное поведение, участия в террористической экстремальной деятельности» (1 час). Учебные действия: иметь представление о неотвратимости наказания за участие в террористической экстремальной деятельности. Делать сравнительный анализ тяжести наказаний за отдельные виды преступлений.

В процессе изучения ОБЖ решаются задачи правового образования и воспитания подростков: информирование по актуальным вопросам в области правоведения; привитие навыков правомерного поведения. Решения данных задач требует формирование у подростков знаний о собственных правах и обязанностях и умения отстоять их в любой жизненной ситуации.

Проведенный анализ программы по ОБЖ показал, что количество часов, отведенное на изучение тем направленных на формирование правовых знаний невелико — всего 4 часа из 105 часов. В этой связи, большое значение отводится внеурочной и внеклассной работе по курсу ОБЖ.

Изучив методические условия организации внеклассных занятий по ОБЖ [5,6], нами были разработаны лекции, конференции, дебаты, способствующие укреплению интересов подростков к правовым знаниям.

Исходя из вышесказанного, расширить правовые знания и восполнить программный материал возможно с помощью предложенных внеклассных мероприятий: — решение ситуационных задач на тему: «Что бы не случилось беды».

Учащиеся разыгрывают ситуации на распространенные темы о подстерегающих опасностях и учатся находить из них выход в соответствии с законом;

— правовая дискуссионная игра «Моё правовое сознание». Ознакомлениеподростков со сведениями о правовых нормах, обсуждение ими имеющихся вопросов и проблем на данную тему. В данной форме внеклассной работы у учащихся есть возможность оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение, приводя свои доводы, опираясь на право и закон. Выход на общее решение, соглашение;

— игра по станциям «Правовой поезд». Закрепление у подростков системы правовых знаний, культуры, поведения, а так же развитие творческих способностей;

— профилактическая беседа для подростков с сотрудником ПНД на тему: «Твои права и обязанности». Выявление и устранение причин и условий, препятствующих развитию личности подростка для его дальнейшей социализации.

Таким образом, роль курса ОБЖ в правовом воспитании и образовании очень важна, так как этот предмет не только воспитывает личность, но и учит действовать в различных ситуациях соблюдая права и обязанности. Если подросток приобретает данные навыки, то ему гораздо проще справляться с возникающими жизненными трудностями.

Правовое обучение в курсе ОБЖ позволяет решать основные задачи правового образования и воспитания, поэтому методы обучения праву направлены на достижение целей правового образования, воспитания и просвещения подростков. Выбор внеклассных занятий с активными методами обучения и воспитания позволяют достичь поставленной цели и выполнить поставленные задачи в профилактике правонарушений подростков.

Литература:

  1. А.Н. Павлухин, З.С. Зарипов, Н.Д. Эриашвили. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних средствами правового воспитания. М.: Закон и право. Изд.: Юнити, 2009.
  2. Комарницкий А.В. Проблемы преступности несовершеннолетних: история и современность. – СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2007.
  3. Дологова А.И., Миньковский Г.М. Правовое воспитание несовершеннолетних и молодежи. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1974.
  4. Станкевич П.В. Формирование профессиональной компетентности бакалавра естественнонаучного образования/ Вестник Приморского государственного университета. Серия: Физиологические и психолого-педагогические науки. -2007.- №1.- с.118.
  5. Попова Р.И. , Силакова О.В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися.// Мир науки, культуры, образования. 2011.№ 5. С.63-66.
  6. Абрамова В.Ю., Бахвалова С.Б., Елизарова И.С. Подготовка магистров педагогического образования безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету// Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С.3-6.

Основные термины (генерируются автоматически): час, правовое сознание, правовое обучение, подросток, правовое воспитание, правовое образование, знание, правовое сознание подростков, РФ, активная гражданская позиция.

Источник: https://moluch.ru/archive/110/27091/

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

  • Что такое правонарушение?
  • Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
  • Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
  • Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.

           1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

           2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

  1. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
  2. Гражданско– правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.

Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.

  1.    Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
  2.      Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков:
  3. — неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
  4. — порицаемое поведение — поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

— девиантное поведение — нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);

—   предпреступное поведение — поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

— противоправное или преступное поведение — поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Признаками проблемных детей могут являться:

  1. Уклонение от учебы вследствие:
  • – неуспеваемости по большинству предметов;
  • – отставания в интеллектуальном развитии;
  • – ориентации на другие виды деятельности;
  • – отсутствия познавательных интересов.
  1. Низкая общественно-трудовая активность:
  1. – отказ от общественных поручений;
  2. – пренебрежительное отношение к делам класса;
  3. – демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
  4. – пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
  5. – употребление спиртных напитков;
  6. – употребление психотропных и токсических веществ;
  7. – тяга к азартным играм;
  8. – курение;
  9. – нездоровые сексуальные проявления.
  1. Негативизм в оценке действительности.
  2. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
  • – грубость;
  • – драки;
  • – прогулы;
  • – пропуски занятий;
  • – недисциплинированность на уроках;
  • – избиение слабых, младших;
  • – вымогательство;
  • – жестокое отношение к животным;
  • – воровство;
  • – нарушение общественного порядка;
  • – немотивированные поступки.
  1. Отношение к воспитательным мероприятиям:
  1. – равнодушное;
  2. – скептическое;
  3. – негативное;
  4. – ожесточенное.
Читайте также:  Проверка службы безопасности при приеме на работу

   Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков?

  1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

  1. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
  2. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие — инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.
  3. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
  4. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
  • Раннюю профилактику, можно определить как совокупность мер, осуществляемых с тем чтобы:
  • 1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;
  • 2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;
  • 3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации.

Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями.

Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Источник: https://dol6school.edumsko.ru/conditions/soc_psih_slujba/post/426502

Правовое воспитание. Причины и профилактика правонарушений среди школьников

Цель правового воспитания — довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении.

Содержание правового воспитания

Содержание правового воспитания в целостном педагогическом процессе рассматривается в возрастном аспекте. Нравственные основы правового воспитания закладываются в раннем детстве, в нравственных отношениях семьи, в формировании нравственных стимулов и тормозов поведения.

Ребенок осознает свои «права и обязанности» как члена семьи сквозь призму представлений: желаемого и должного, допустимого и нежелательного, возможного и запретного. Он впитывает все это с молоком матери и приходит в школу с определенным сознанием своих привычек, потребностей и обязанностей.

Младшие школьники и подростки продолжают свое «правовое образование» на более организованной морально-правовой основе. Через учебный процесс они получают общие представления о государстве, его символах, правах и обязанностях граждан.

В воспитании их морально-правовых чувств огромную роль играют музыка и изобразительное искусство — разучивание песен о Родине, изображение жизни общества в рисунках. Школьники этого возраста, участвуя в гражданских отношениях, нередко по неведению нарушают требования правовых норм.

Поэтому уже младшим подросткам необходима нравственно-правовая профилактика, разъяснение ситуаций, когда их поведение стоит на грани правонарушения, когда эгоизм, избалованность, распущенность, разгильдяйство могут причинить вред другому человеку или нанести ущерб общественному достоянию.

Это особенно важно потому, что у школьника, который еще не несет юридической ответственности, накапливается опыт безнаказанного правонарушительского поведения.

Вступая в юношеский возраст, учащиеся более глубоко осмысливают суть правовых и нравственных отношений с помощью специальных учебных предметов. Они изучают обществоведение, этику и психологию семейной жизни, дающую представление о семейном праве.

Правовое воспитание школьников старшего возраста характеризуется тем, что они вступают в реальные правовые отношения гражданской ответственности в различных видах деятельности. Старшеклассники знакомятся с «Основами законодательства в области народного образования», с уставами школы.

Они практически усваивают свои права и обязанности через систему ученического самоуправления, организацию и оплату производительного труда, организацию досуга, в отношениях друг с другом. Школьники знакомятся с жизнью трудовых коллективов, их правами и обязанностями, участием в управлении государством.

Они узнают о практической деятельности административных органов, судов, милиции, оказывают помощь взрослым в проведении выборных кампаний. Некоторые старшеклассники, нарушающие закон, приобретают отрицательный опыт правовых взаимоотношений, подвергаясь за свои поступки различным мерам воздействия и пресечения.

В целях предотвращения правонарушений среди старшеклассников с ними не только обсуждают правовой аспект их отношений и поведения, усиливают профилактическую работу, но и вовлекают их в правоохранительную деятельность как высшую форму нравственно-правового воспитания.

Гражданская активность подростков и юношей реализуется в создании отрядов друзей милиции, которые патрулируют территорию микрорайона школы, сосредоточивают внимание на поведении ребят своей и соседних школ. На формирование правового сознания юношей и девушек оказывает определенное влияние их пристрастие к чтению детективной литературы.

Существует немало высокохудожественных приключенческих произведений, удовлетворяющих интерес молодежи к романтике познавательного расследования. Кроме того, подлинно художественный детектив всегда несет в себе глубокий социальный смысл, раскрывающий корни и причины правонарушений, предостерегающий от противоправного поведения.

Пути и средства правового воспитания учащихся и предупреждения правонарушений:

  • Ш Классные часы по знакомству учащихся с правами и обязанностями, вновь принятыми законами РБ, Указами и Декретами Президента РБ и другими нормативно-правовыми актами.
  • Ш Беседы с учащимися сотрудников ИДН;
  • Ш Проведение анкетирований среди учащихся/мониторингов: «Нужны ли учащимся правовые знания?», «Вредные привычки» и т.д.
  • Ш Работа в школе Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений (беседы с учащимися учетных категорий и их родителями).
  • Ш Лекции педагогических работников, работников ИДН, РУВД для родителей.
  • Ш Нетрадиционные формы уроков (деловые и ролевые игры, уроки-практикумы, дискуссии, «круглые столы», «юридические консультации» и др.).
  • Ш Конкурс рисунков и газет, конкурс сочинений.
  • Ш Защита проектов.
  • Ш Отряды друзей милиции и т.д.
  • Причины и профилактика правонарушений среди школьников
  • Предупреждение правонарушений среди учащихся — одно из центральных направлений правового воспитания школы, семьи и общественности.
  • Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям.
  • Причины правонарушений
  • Среди наиболее распространенных причин выделяют следующие (факторы риска):
  • Ш Семьи с явной деградацией членов семьи (пьянство, драки, судимости и пр.);
  • Ш Развод, конфликты в семье, неполные семьи.
  • Ш Недостатки, ошибки воспитания, педагогическая запущенность. Дети воспитываются эгоистами, усваивают психологию иждивенчества, вещизма, потребительства, мещанства, вседозволенности, прав без обязанностей, удовлетворения потребностей в отрыве от личного труда, не приучаются к контролю за своим поведением, в распущенности усматривают свободу личности.
  • Ш Семьи, где за чисто внешним благополучием скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. В такой атмосфере у детей воспитывается пренебрежение к труду, ориентация на «выгодную» работу, корыстные предпочтения в выборе трудовой деятельности, ложно понимаемые престижные устремления. Результат — установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными.
  • Ш Влияние сверстников, неформальных групп (склонность поддаваться воздействию массовой психологии, законам ложного товарищества и чести). Для подростка одобрительное мнение членов его группы о совершаемых им аморальных и противоправных поступках представляется более значимым и важным, чем осуждение тех же поступков взрослыми — родителями, учителями и т.п. Подросток может пойти на правонарушение за компанию, опасаясь обвинения в предательстве, в трусости или поддавшись случайно возникшему влечению к «романтическому» приключению.
  • Ш Информация СМИ, из общения. Нередко школьники попадают в противоречивое положение: с одной стороны, они усваивают требования морали и права, безусловную необходимость их исполнения; с другой — из средств массовой информации и общения узнают о многочисленных фактах грубого нарушения норм нравственности и закона людьми, облеченными властью, доверием народа. Это вносит сумятицу в их сознание, ставит под сомнение действительную ценность закона и правовых норм.

Динамику личностной деформации можно представить последовательностью следующих этапов:

  • Ш появление пробелов и искажений в нравственно-волевой сфере личности;
  • Ш превращение их в относительно устойчивые взгляды и привычки;
  • Ш формирование мотивации предпочтительного поведения, включающей антиобщественные цели и средства;
  • Ш искажения нравственно-правового сознания в части пределов дозволенного поведения;
  • Ш правонарушение;
  • Ш систематическое правонарушение;
  • Ш систематическое правонарушающее поведение;
  • Ш преступление.

Работа по предупреждению правонарушений среди учащихся включает следующие этапы:

  • * устранение обстоятельств, которые способствуют формированию правонарушающего поведения (неблагоприятные условия жизни и воспитания), до того, как эти обстоятельства существенно сказались на поведении (ранняя профилактика);
  • * оздоровление среды, условий жизни и воспитания учащихся, которые пагубно влияют на них, и одновременно коррекция их личностной позиции (первый этап непосредственной профилактики);
  • * аналогичные меры в отношении лиц, уже совершающих правонарушения и находящихся поэтому в сфере внимания правоохранительных органов: инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов (второй этап непосредственной профилактики);
  • * правовоспитательные воздействия на учащихся, систематически совершающих правонарушения, т.е. таких, поведение которых позволяет прогнозировать реальную опасность перехода на преступный путь (третий этап непосредственной профилактики);
  • * работа с учащимися, уже совершившими преступление, если наказание или заменяющие его меры не предусматривают их изъятия из коллектива (профилактика рецидива).

Источник: https://studwood.ru/1661846/pedagogika/pravovoe_vospitanie_prichiny_profilaktika_pravonarusheniy_sredi_shkolnikov

Статья:"Школа и ее роль в профилактике правонарущений среди несовершеннолетних "

Абдуллабекова А.Э. — заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №59 им. А.Г. Николаева», к.и.н., доцент.

  • РОЛЬ ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • В числе наиболее актуальных проблем современного общества является безнадзорность детей и правонарушения среди несовершеннолетних.
  • Важнейшим аспектом профилактики детской беспризорности и правонарушений, — являются организация работы в школе, с семьей и повышение ответственности родителей за воспитание детей.
  • Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
Читайте также:  Выдача больничных листов по уходу за ребенком: основные правила, особенности расчета, необходимые требования

В системе субъектов профилактической деятельности с полным основанием особое место занимают общеобразовательные учреждения, осуществляющие предупреждение преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних.

В Федеральном законе «Об основах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних» указано, что важным субъектом формирования правомерного поведения и профилактики противоправного поведения является школа [1].

Одна из центральных задач, стоящих перед образованием, — создание в учебно-воспитательных учреждениях условий, обеспечивающих, несмотря на трудности, здоровое физическое и социальное развитие детей [4, с.279].

В Уставе общеобразовательной школы указывается, что главные задачи школы состоят не только в том, чтобы дать учащимся образование, но и в том, чтобы осуществлять нравственное воспитание, формировать у молодого поколения общечеловеческое мировоззрение.

Тем самым Устав закрепляет необходимость участия школы в работе по предупреждению антисоциальных поступков и правонарушений среди учащихся.

Полное и эффективное использование школами своих воспитательно-профилактических возможностей может внести весомый вклад в предупреждение преступности несовершеннолетних в целом.

При проведении профилактической работы нередко возникают вопросы: как это делать и надо ли вообще об этом говорить? Широко распространено мнение, что хороший способ профилактики – это «напугать раз и навсегда». Но он не всегда имеет положительный результат.

Профилактическая работа не должна сводиться лишь к передаче знаний и объяснениям.

Профилактика предполагает: формирование адекватного отношения к социальному явлению (например, пьяный или наркоман – это неприятно, опасно для самого человека, так что иногда полезно наглядно показать подростку пьяного человека на улице или уже совершенно больного спившегося алкоголика); тренировку навыков преодоления внешнего давления, умения сказать «нет», быть независимым; развитие у ребёнка определенных личностных качеств: уважение к себе, умение говорить о своих трудностях и просить помощи, уверенности в себе и т. д.

Учебная профилактическая программа будет эффективна, если она строится на основе определённых правил. А именно: диалогическое общение, то есть взаимодействие педагога и ученика как равных партнеров без излишней авторитарности со стороны учителя; демократический стиль обучения, основанный на искренности и доверительности.

Возникает вопрос, кто должен проводить такую работу с подростками? Специалистами проводилось исследования, в котором приняло участие 140 подростков и 140 взрослых в возрасте 23 – 64 года.

Выбирая ведущего профилактической программы, все опрошенные на первое место поставили сотрудника специализированного центра, на второе место – школьного психолога прошедшего специальную подготовку. Специалисты пришли к выводу: для подготовки ведущего профилактических программ обязательно нужно специальное обучение, вести эту работу должен специалист [8, с.

105-106]. Успех во многом определяется готовностью всего педагогического коллектива. В первую очередь психолога и социального педагога, к работе с трудными подростками.

Большинство преступлений подростки совершают не неожиданно, «не вдруг». Этому предшествует процесс нравственной деформации личности: возникновение отдельных, сначала незначительных, искажений во взглядах, интересах подростка.

Важно своевременно выявить первые отклонения в поведении подростка, изменение его отношения к коллективу, в учебе с тем, чтобы принять меры к пресечению начинающегося негативного процесса. Большими возможностями в этой части обладает школа.

Именно в школе впервые проявляются утрата интереса к учебе и отчуждение от коллектива, отрицательные привычки и интересы, неуважительное отношение к людям и результатам их труда, сдвиги представлений о предпочтительном и дозволенном поведении, т.е. те искажения в нравственной характеристике личности, которые свойственны « трудным» подросткам и правонарушителям.

В связи с этим большое значение приобретают методика изучения индивидуальных особенностей каждого школьника, условия его жизни и воспитания. Как отмечал К. Ушинский, «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» [9, с.25].

Изучение особенностей характера, интересов учащихся, среды, в которой они живут, — основа профилактической работы в школе.

Процесс воспитательной работы в школе важно строить по известной формуле: «Знание – убеждение – поступок».

Для этого необходимо добиться строгого порядка, сознательной учебно-трудовой дисциплины и культуры поведения на уроке каждым учащимся, чтобы все уроки стали воспитывающими.

Система профилактики правонарушений и преступлений учащихся включает в себя следующие компоненты:

  1. Выявление учащихся группы «риска», определение причин отклоняющегося поведения.

  2. Устранение причин отклонений в поведении школьника:

  1. ―изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;
  2. ―вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;
  3. ―изменение условий семейного воспитания.

Важно, чтобы в профилактиктической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, родители, работники учреждений дополнительного образования детей, сотрудники органов внутренних дел [2, с.49].

Основное условие успешной работы по предупреждению правонарушений учащихся – это создание здорового коллектива, обеспечение строгого режима и образцового порядка, организация эффективной борьбы с пропусками и нарушениями учебной дисциплины. Высокий уровень дисциплины в школе способствует формированию у обучающихся стереотипа дисциплинированного поведения, что положительно сказывается на поступках подростков и во внеурочное время.

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.» подчеркивалась «необходимость усиления роли дисциплин обеспечивающих успешную социализацию учащихся», среди которых называется такой предмет, как право.

Это обусловлено тем, что большинство молодых людей или не знают, или неправильно понимают законы государства, а самое главное, не умеют использовать их для защиты своих прав и интересов, не владеют навыками их применения в реальных жизненных ситуациях [6, с.63].

В связи с этим необходимо было бы увеличить объем учебной нагрузки в изучении права в школе, что способствовало бы повышению правового сознания и правовой культуры учащихся. На сегодняшний день по-прежнему уделяется не достаточное внимание правовому просвещению учащихся.

Как показывают исследования, атмосфера школьной жизни, нормы и правила, отношения с учителями существенным образом влияют на поведение учащихся. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, расширяют безопасное для ребенка пространство, в котором ему хорошо и интересно.

Школьное самоуправление способствует расширению числа строгого не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является ребенок. Важно, чтобы равноправие учителей и учеников осуществлялось не только при подготовке, к каким – то мероприятиям.

Основное в школьном самоуправлении – поддержание корпоративного духа: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила.

Возможность оказывать влияние на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность школьника к формированию уклада школьной жизни.

Это означает, что школьное пространство становится для него « своим» и не отторгается, не провоцирует отклонение в поведении от норм, принятых в школьном сообществе [2, с.56-57].

Практика показывает, что как бы хорошо ни была организована воспитательная работа с «трудными» учащимися, они время от времени подвергаются влиянию отрицательных различных факторов.

К сожалению, имеет место случаи, когда учащиеся, несмотря на все принимаемые школой меры, продолжают пропускать занятия, увлекаться алкоголем и наркотическими средствами, совершать правонарушения.

Причина агрессивности, применение силовых способов разрешения конфликтов – в неумении подростков общаться, устанавливать межличностные отношения в коллективе [3, с.111]. Руководители школ не сообщают о правонарушениях в органы милиции, боясь бросить тень на авторитет учебного заведения. Такая точка зрения совершенно неверна.

Ведь о состоянии работы по предупреждению правонарушений судят не по количеству состоящих на учете в органах МВД, а по числу административных правонарушений и уголовных преступлений со стороны учащихся. Не следует забывать, что постановка на учет в органах МВД позволяет улучшить контроль по месту жительства за поведение «трудного» подростка [4, с.284].

Для эффективного функционирования государственной системы профилактики правонарушений предполагается создание развернутой и стабильной нормативно – правовой базы на всех уровнях профилактики (федеральном, региональном и местном).

Одним из направлений государственной функции является совершенствование и повышение социальной эффективности законодательства, которое находится в ведении субъектов Российской Федерации.

Эта задача может быть успешно решена посредством обеспечения системного и комплексного подхода к пониманию сущности и содержания современных требований к правовым нормам, принимаемым в установленном порядке региональными органами государственной власти [5].

На сегодняшний день, несмотря на усилия государственных и муниципальных органов управления образованием, профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательной среде является одним из уязвимых мест, серьезное беспокойство вызывает низкая эффективность мер по преодолению детской преступности, наркомании и других антиобщественных явлений.

В соответствии с Федеральным законом от 24. 06. 99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на образовательные учреждения возложена обязанность:

  • -оказывать социально – психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
  • -выявлять несовершеннолетних, находящихся социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимать меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
  • -выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей;
  • -обеспечивать организацию в образовательных учреждениях спортивных общедоступных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
  • -осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних [1].

В организации профилактической деятельности важную роль играют советы по профилактике правонарушений учащихся. Опыт советов в некоторых школах показывает, что эффективна форма объединения усилий педагогического коллектива, органов полиции, родительской общественности по предупреждению правонарушений среди учащихся общеобразовательных школ.

Руководители школы обеспечивают широкое информирование учащихся и их родителей о принятых советом по профилактике мер воздействия к нарушителям.

Советы в школах в основном принимают следующие меры воздействия к правонарушителям: 1) предупреждение и строгое предупреждение; 2) ходатайство о наложении на учащегося дисциплинарного взыскания руководством школы; 3) решение о направлении письма на работу родителей (если они работают); 4) ходатайство о постановке на учет в ОВД подростка и родителей из неблагополучных семей.

Одна из важнейших задач совета по профилактике – оказание мер воздействия на учащихся за злостные нарушения дисциплины, прогулы, аморальные проступки, правонарушения, а также на родителей за антипедагогическое поведение и невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей.

В заключении следует отметить, что именно школа, занимает одно из лидирующих мест в ранней профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Положительный результат этой работы возможен при условии интеграции усилий учебного заведения, семьи, внешкольных досуговых и социальных учреждений и организаций, а также тесного взаимодействия с органами внутренних дел, здравоохранения и местного самоуправления. Важную роль в работе с «трудными детьми», занимает не учебный, а социальный аспект.

Необходимо своевременно выявлять первые отклонения в поведении подростка, изменение его отношения к учебе, школьному коллективу с тем, чтобы принять меры к пресечению начинающегося негативного процесса.

Список литературы

Источник: https://compedu.ru/publication/statia-shkola-i-ee-rol-v-profilaktike-pravonarushchenii-sredi-nesovershennoletni.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector