Подведомственность и подсудность в гражданском процессе: понятия, содержание и особенности

Подведомственность и подсудность в гражданском процессе: понятия, содержание и особенности

Проведение гражданского судебного процесса имеет собственные отличительные особенности, термины. Одни из самых основополагающих — понятие подведомственности и подсудности. Мы разберем значения данных терминов, их разновидности, отличительные особенности. Начнем с первого понятия.

О подведомственности

Мы рассматриваем подведомственность и подсудность в гражданском процессе. Что это?

Подведомственность — относимость споров и иного рода юридических дел, нуждающихся во властно-государственном рассмотрении, к ведению определенного государственного (или какого-либо иного) органа.

Подведомственность — конкретное свойство юридических дел, по которому они будут подлежать рассмотрению юрисдикционными определенными органами.

Разновидности

Виды подведомственности и подсудности тоже будут разобраны нами. Первое понятие разделяется на следующие разновидности:

  • Исключительная. Это такая подведомственность юрисдикционных дел, которая исключает обращение за защитой собственных прав в любую юрисдикционную организацию, кроме суда.
  • Условная. Данная подведомственность требует соблюдение установленного буквой закона алгоритма внесудебного предварительного порядка урегулирования споров.
  • Альтернативная. Она допускает рассмотрение гражданского дела не только судом общей юрисдикции, но также и другими юрисдикционными органами.
  • Договорная. Данная подведомственность основана на соглашении сторон о рассмотрении определенного дела в третейском суде.

Подведомственность и подсудность в гражданском процессе: понятия, содержание и особенности

Главные категории

Если обратиться к правилам о подведомственности и подсудности, то мы заметим, что первое явление разделяется также на две большие категории:

  • Подведомственность арбитражному суду.
  • Подведомственность суду общей юрисдикции.

Ознакомимся с каждой из этих категорий подробно.

Отнесение к арбитражным судам

Что касается арбитражных судов, в их компетенцию входит рассмотрение гражданских дел предпринимательской и прочего рода экономической направленности (основание — ст. 1.27 АПК).

Отсюда следует, что арбитражные суды призваны разрешать экономические споры, рассматривать иные дела, где принимают участие юридические лица, организации, а также граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юрлица (имеющие правовой статус ИП).

В таких делах параллельно с ними могут участвовать представители госвласти РФ, субъектов федерации, а также муниципальных образований, структуры местного самоуправления и иных государственных органов.

Что еще касается подведомственности и подсудности? В порядке административного судопроизводства арбитражными судами рассматриваются экономические споры, которые появляются из административных и иного рода публичных правоотношений (основание — ст. 27-33 АПК). Это следующее:

  • Оспаривание правовых нормативных актов, которые затрагивают законные интересы и права заявителя, возникающие при ведении предпринимательской деятельности, вступлении в экономические отношения.
  • Оспаривание правовых ненормативных актов, издаваемых органами госвласти.
  • Административные правонарушения.
  • Взыскание с юрлиц и граждан, занимающихся предпринимательской (или какой-либо иной экономической) деятельностью санкций и обязательных платежей.

Подведомственность и подсудность в гражданском процессе: понятия, содержание и особенности

Отнесение к судам общей юрисдикции

Продолжаем представлять подведомственность и подсудность в гражданском процессе. Тут мы подробно разберем подведомственность судам общей юрисдикции. Они отличаются универсальным характером (по отношению к подведомственности арбитражному суду) — здесь рассматриваются все гражданские дела, которые прямо не относятся к компетенции арбитражных судов.

В частности, тут разрешается следующее:

  • Исковые дела с участием юрлиц, граждан, органов госвласти и местного самоуправления по защите оспариваемых, нарушенных прав, интересов, свобод.
  • Разрешение споров, возникающих из гражданских, жилищных, семейных, трудовых, экологических и иного рода правоотношений.
  • Дела по требованиям, указанным в ст. 122 ГПК, разрешаемым в порядке приказного производства.
  • Дела, которые возникают из публичных правоотношений, указанных в ст. 245 ГПК.
  • Дела особого производства, перечисленные в ст. 262 ГПК.
  • Дела по оспариванию решений третейского суда, по выдаче исполнительных документов на принудительное выполнение решений, выданных теми же третейскими судами.
  • Дела о признании и дальнейшем приведении в исполнение решений, постановленных иностранными судами, зарубежными арбитражными решениями.
  • Рассмотрение и разрешение дел с участием иностранцев, лиц, не имеющих гражданства, иностранных, международных компаний, организаций, функционирующих с участием иностранных инвестиций.

Подведомственность и подсудность в гражданском процессе: понятия, содержание и особенности

О подсудности

Подведомственность и подсудность в гражданском процессе — близкие, но не тождественные понятия. Познакомимся с определением последнего.

Подсудность — распределение между судебными организациями дел, что подлежат рассмотрению по первой инстанции. Иными словами, это определение конкретного суда, где и должно рассматриваться конкретное дело.

Подсудность будет включать в себя как власть, компетентность, принадлежащую определенному суду, постановить свое решение по делу, так и соответствующую данной власти обязанность подчиняться этому компетентному суду заинтересованных лиц.

Почему важно рассматривать подведомственность и подсудность в гражданском процесс вместе? При предъявлении в суд исковых заявлений учитывается не только подведомственность дела конкретному суду, но и правила подсудности. Последняя будет определять возможность рассмотрения споров в каком-либо конкретном суде.

Итак, подсудность — относимость дел, подведомственных судам, к ведению конкретного суда. Нормы, которые регулируют относимость дел к ведению определенных судов, образуют собой правовой самостоятельный институт. Они играют важную роль уже в судебной практической деятельности.

Подведомственность и подсудность в гражданском процессе: понятия, содержание и особенности

Разновидности

Мы рассмотрели понятие подсудности и ее отличие от подведомственности. Теперь рассмотрим разновидности подсудности:

  • Предметная (иное название — родовая).
  • Пространственная (или территориальная).

Также выделяют подсудность определенных гражданских дел мировым судьям и районным судам. Теперь представим подробно каждую из данных категорий.

Предметная категория

Подведомственность и подсудность дел в гражданском процессе разделяются на несколько разновидностей. Что подразумевает родовая подсудность? С ее помощью различные дела, подведомственные суду, разделяются среди звеньев судебных систем по первой инстанции, по вертикали. То есть дело может быть подсудно следующему:

  • Мировой судья.
  • Районный суд.
  • Суд определенного российского субъекта.
  • Верховный суд РФ.

Родовая подсудность будет определяться в зависимости от рода судебного дела, его характера, свойства, значимости и проч. Она помогает не только определить, найти суд, который будет по первой инстанции рассматривать дело, но также выступает критерием нагрузки судов. То есть распределяет, какое число дел будет рассматриваться конкретными судами.

Предметная подсудность близко связана с конституционным требованием (ч. 1, ст. 47): никакое лицо не может быть лишено права на рассмотрение его дела теми судьями и в тех судах, к подсудности которых оно отнесено законодательными предписаниями.

Подведомственность и подсудность в гражданском процессе: понятия, содержание и особенности

Подсудность мировому судье и районному суду

Мы выявили отличие подсудности от подведомственности. Первая определяет возможность рассмотрения конкретных споров в конкретном суде, последняя — отношение дела к определенному суду.

Что касается гражданских дел, они могут быть подсудны не только районному суду, но и мировому судье. К подсудности последнего (по ст. 23 ГПК) относятся следующие дела:

  • По выдаче судебных приказов.
  • О расторжении брака (если супруги не начали спор о детях).
  • О разделе между супругами имущества, нажитого ими совместно (если его стоимость не превышает 100 000 рублей).
  • Иные дела, вырастающие из семейных правоотношений. Исключение: оспаривание материнства или отцовства, лишение родительских прав, установление отцовства, удочерение или усыновление несовершеннолетнего.
  • Имущественные споры. Исключение: дела по наследованию собственности, споры, возникающие из правоотношений по созданию и дальнейшему использованию итогов интеллектуальной деятельности (если цена иска не выше 100 000 рублей).
  • Определение порядка пользования тем или иным имуществом.

Если в заявлении, поданном гражданином, содержатся несколько требований, часть из которых подсудны районному суду, а часть — мировому судье, то такой иск будет рассматриваться именно районным судом.

Что касается споров между мировым судьей и районным судом о подсудности того или иного дела, они по российскому законодательству не допускаются. То есть если мировой судья решил направить дело в районный суд, то последний должен рассмотреть его по существу. Районный суд не имеет права возвращать это дело мировому судье.

Подведомственность и подсудность в гражданском процессе: понятия, содержание и особенности

Пространственная категория

Если вы определите подведомственность и подсудность дела, вам будет легко установить, какой именно суд должен его рассматривать. Родовая подсудность помогает определить отнесение дела к определенному суду по вертикали — от мирового судьи до Верховного суда.

А уже территориальная, пространственная подсудность — это разграничение гражданских дел между организациями одного уровня судебной структуры. То есть отнесение дел по горизонтали в пространстве, на котором осуществляется юрисдикционная деятельность.

Соответственно, общим правилом для определения пространственной подсудности служит местонахождение (или же место жительства) ответчика. По ст. 20 ГК это место, где гражданин преимущественно или постоянно проживает. По факту это место регистрации (прописки) лица.

Если же ответчик — не физическое, а юридическое лицо, то по ст. 54 ГК РФ местом его нахождения признается место госрегистрации компании. Надо отметить, что место жительства ответчика указывает в своем заявлении истец.

Разновидности

Пространственная подсудность, в свою очередь, разделяется на следующие категории:

  • Альтернативная. В некоторых случаях (ст. 29 ГПК) истец может подавать судебное заявление не только по месту жительства (или же местонахождения) ответчика, но и в ином суде по выбору самого заявителя.
  • Договорная. Будет установлена по соглашению сторон. Цель этого — лучшее обеспечение их интересов.
  • Исключительная. Выделяет список объектов права (ст. 30 ГПК), споры в отношении коих подлежат разрешению лишь в судах, перечисленных в данной статье.
  • По связи дел. Такая подсудность предусмотрена уже ст. 31 ГПК. Независимо от территории, спор будет подлежать разрешению в том судебном органе, где уже рассматривается дело, с ним связанное.

Подведомственность и подсудность в гражданском процессе: понятия, содержание и особенности

Мы разобрали понятие подсудности и ее отличие от подведомственности. Вместе они позволяют выявить отнесение дела к определенному суду, уровню российской судебной системы.

Подведомственность определяет отнесение гражданских дел к судам арбитражным или другой группы — общей юрисдикции.

Подсудность — рассмотрение дела определенным уровнем судебной системы, определенным судом по территориальному признаку.

Источник: https://autogear.ru/article/470/264/podvedomstvennost-i-podsudnost-v-grajdanskom-protsesse-ponyatiya-soderjanie-i-osobennosti/

Подведомственность и подсудность гражданских дел

Определение 1

Подведомственностью является категория дел, подлежащая защите тем или иным судебным органом – судом общей юрисдикции, арбитражным или третейским судом в соответствии с процессуальным законодательством.

Каждый орган имеет право рассматривать только подведомственные ему дела.

Подведомственность бывает:

  • исключительной;
  • множественной.

При исключительной подведомственности дело может рассматриваться непосредственно судом и никакими другими органами. Для разрешения спора нет необходимости в обязательном досудебном порядке обращения в какие-либо другие органы.

Исключительную подведомственность составляют такие споры как: признание авторства, восстановление на работе, признание недействительным договора передачи квартиры в собственность и др.

Множественная подведомственность подразумевает возможность разрешения юридического вопроса в суде общей юрисдикции, третейском суде либо в комиссии по трудовым спорам. В определенных случаях заявителю предоставлено законом право выбора органа, помогающего решить спорный вопрос.

Подведомственность и подсудность в гражданском процессе: понятия, содержание и особенности

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Множественная подведомственность делится на:

  • альтернативную, при которой спор может разрешаться не только в суде, но и в другом несудебном органе – в третейском суде либо в административном или нотариальном порядке. В данном случае истец, заявитель или другое заинтересованное лицо определяют соглашением сторон форму защиты нарушенного права;
  • договорную – которая представляет собой соглашение сторон о способе разрешения возникающих споров;
  • условную, при которой предварительный внесудебный порядок рассмотрения правовых вопросов другим органом является обязательным условием их разрешения их подведомственности;
  • императивную, которая подразумевает строгое и последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел зависит от содержания исковых требований и их множественности. Если одни требования подлежат рассмотрению в суде, а другие – в арбитражном суде, то их нельзя разделять и следует рассматривать в суде общей юрисдикции.
Читайте также:  Режим рабочего времени устанавливается: описание, виды, нормативная база

Понятие подсудности и ее содержание

Определение 2

Подсудностью является определение пределов компетенции конкретных судов для рассмотрения и разрешения данного дела.

  • Правила подсудности заключаются в определении компетенции конкретных судов общей юрисдикции, которые полномочны рассматривать и разрешать гражданские дела в первой инстанции.
  • Приняв исковое заявление и определив подведомственность данного дела судам общей юрисдикции, судья решает, какому суду из судебной системы подсудно данное дело.
  • Подсудность делят на:
  • родовую (предметную);
  • территориальную;
  • подсудность по связи дел.

Суть родовой подсудности заключается в определении компетенции судов различных звеньев судебной системы, выступающих в качестве судов первой инстанции.

Все гражданские дела, которые подведомственны судам общей юрисдикции, распределяются в судебной системе РФ между судами разных звеньев. Одни гражданские дела рассматриваются мировыми судами, другие – районными.

Отнесение гражданского дела в ведение того или иного суда зависит от характера дела, предмета спора и его субъектного состава.

Территориальная подсудность заключается в определении пространственной компетенции одноуровневых судов судебной системы. После определения звена судебной системы, которому подсудно конкретное гражданское дело, определяется, какому суду территориально подсудно это дело.

Территориальная подсудность может быть:

  • альтернативной – истцу предоставляется право выбора суда между несколькими судами одного уровня, к компетенции которых отнесено гражданское дело;
  • исключительной – при которой законом точно определено, в компетенции какого суда находится разрешение данного дела;
  • договорной – возможность предоставления сторонам права заключить соглашение об изменении территориальной подсудности для конкретного дела.

Замечание 1

Подсудность по связи дел имеет место тогда, когда отдельные самостоятельные требования объединяются для рассмотрения и разрешения в одно производство.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/podvedomstvennost_i_podsudnost_grazhdanskih_del/

Подведомственность и подсудность — понятия и содержание

Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны.

Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст.

134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

Виды подведомственности:

  • исключительная;
  • множественная.

Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами.

Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде.

В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

Разновидности множественной подведомственности:

  1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом).

    Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);

  2. договорная – определяется соглашением сторон.

    Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде.

    Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;

  3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е.

    до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;

  4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований.

    При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подсудность: понятие и содержание

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Институт подсудности — разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы. Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Виды подсудности:

  1. родовая (предметная) подсудность;
  2. территориальная подсудность;
  3. подсудность по связи дел.

Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции.

Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д.

Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы.

После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е.

определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

Территориальная подсудность делится на:

  1. альтернативную, или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
  2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
  3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/podvedomstvennost-i-podsudnost-ponyatiya-i-soderzhanie

23. Подведомственность гражданских дел: понятие, виды

Подведомственность
— это свойство дел, в силу которого их
рассмотрение и разрешение отнесено
зако­ном к ведению определенного
юрисдикционного органа.

Защиту
нарушенных или оспоренных гражданских
прав в соответствии с подведомственностью
дел, установ­ленной процессуальным
законодательством, осу­ществляют
(ст.
11 ГК
РФ):

    • суд;
    • арбитражный суд;
    • третейский суд.

Применительно
к судам под подведомственностью
понимаются
 гражданские
дела, которые эти суды правомочны
рассматривать и разрешать по существу.

В
соответствии со ст.
22 ГПК
РФ судам
подведомственны:

    • исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, поспорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
    • дела по указанным в статье 122 ГПК РФ требованиям (требования, по которым выдаетсясудебный приказ), разрешаемые в порядке приказного производства;
    • дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК РФ;
    • дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК РФ;
    • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
    • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Все
исковые и неисковые дела рассматриваются
судами общей юрисдикции при условии,
что они не относятся к категории
эко­номических споров и других
дел, отнесенных законов к ведению
арбитражных судов (ст.
22 ГПК
РФ).

  • При
    обращении в суд с заявлением, содержащим
    несколько связанных между собой
    требований, из которых одни подведомственны
    суду общей юрисдикции, другие — арбитражному
    суду, если разделение требований
    невозможно, дело подлежит рассмотрению
    и разрешению в суде общей юрисдикции.
  • В
    случае, если возможно разделение
    требований, судья выносит определение
    о принятии требований, подведомственных
    суду общей юрисдикции, и об отказе в
    принятии требований, подведомственных
    арбитражному суду.
  • Исключительная
    подведомственность
  • Абсолютное
    большинство споров, вытекающих из
    гражданских, семейных, жилищных,
    экологических, других правоотношений,
    рассматривается непосредственно
    только судом и не может разрешаться
    по существу другими органами.

Исключительная
подве­домственность означает, что
для разрешения спора судом не требуется
обязательного досудебного порядка
обращения в какие-либо иные органы. К
исключительной подведомственности
относятся споры о признании авторства
на художественное произве­дение, о
восстановлении на работе, о признании
договора передачи квартиры в
собственность гражданамнедействительным
и т.д.

Альтернативная
подведомственность

Спор
правового характера может быть по закону
разрешен не только судом, но и другим
несудебным органом (в административном
порядке, нотариаль­ном порядке,
третейским судом).

Обращение к той или
иной форме защиты права зависит от
усмотрения истца, заявителя, другого
заинтересованного лица или определяется
соглашением сторон, выраженным как в
отдельном документе, так и в тексте
гражданско-правового договора (контракте).

Разновидностью
альтернативной подведомственности
является передача споров третейским
судам. Для передачи спора третей­скому
суду требуется волеизъявление не одной
стороны, а двух сторон и заключение
соглашения о передаче спора третейскому
суду в определенной форме.

Условная
подведомственность

Данный
вид подведомственности означает, что
для определенной категории споров или
иных право­вых вопросов
соблюдение предварительного
внесудебного порядка их рассмотрения
выступает в качестве необходимого
условия их подведомственности суду.
Для условной подведомственности
ха­рактерно, чтобы требование до суда
обязательно было предметом рассмотрения
и разрешения другого органа.

Так, индивидуальные
трудовые споры рассматриваются
комиссиями по трудовым спорам и судами,
и т.д.

  1. Подведомственность
    дел, определяемая по связи исковых
    тре­бований
  2. При
    объединении нескольких связанных между
    собой требований, из которых одни
    подведомственны суду, а другие —
    арбитражному суду, все требования
    подлежат рассмотрению в суде общей
    юрисдикции, если их разделение невозможно.
  3. Объективное
    соединение требований возможно при
    наличии общности их оснований.

В
ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее
решить вопросы подведомственности
связанных между собой исковых
требований,
когда их разъединение возможно. В этой
статье Ко­декса РФ закреплен приоритет
подведомственности судов общей
юрисдикции.

Если
возможно разделение требований, судья
выносит опреде­ление о принятии
требований, подведомственных суду общей
юрисдикции, и об отказе в принятии
требований, подведомствен­ных
арбитражному суду.

24.
Подведомственность гражданских дел:
критерии, правила определения
.

1.
Гражданские дела весьма разнообразны.
В законе и иных нормативных актах
невозможно дать исчерпывающий перечень
подведомственных суду гражданских дел.
Поэтому в ГПК закреплены общие правила
подведомственности суду гражданских
дел и отдельные исключения из этих
правил.

Общие
правила подведомственности гражданских
дел — это закрепленные в нормах права
критерии (признаки), с помощью которых
определяется подведомственность дел
судам и иным юрисдикционным органам.

Общие
правила подведомственности суду
гражданских дел закреплены в ч. I ст. 37
ГПК. К ним относятся:

  • а)
    наличие спора о праве:
  • б)
    характер правоотношения, из которого
    вытекает заявленное требование:
  • в)
    субъектный состав спорного правоотношения.

Судам
обшей юрисдикции, как правило,
подведомственны дела по спорам о праве.
Дела, в которых нет спора о праве, как
правило, разрешаются в административном
порядке и судам неподведомственны.

Например, при отсутствии спора о праве
нотариус может выдать свидетельство о
праве собственности на долю в общей
совместной собственности супругов.

Лишь в случаях, прямо предусмотренных
законом, дела бесспорного характера
могут быть предметом судебного
разбирательства.

В
гражданском судопроизводстве спор о
праве используется в качестве критерия
разграничения дел искового производства
и иных видов производств.

По
общему правилу к ведению судов общей
юрисдикции отнесены споры, возникающие
из гражданских, семейных, трудовых,
жилищных, земельных и других правоотношений.
Вместе с тем ряд дел. возникающих из
указанных выше правоотношений, в случаях,
предусмотренных актами законодательства,
разрешаются иными юрисдикционными
органами.

Суды
общей юрисдикции рассматривают
гражданские дела, в которых хотя бы
одной из сторон в споре является
гражданин. В порядке исключения в
случаях, установленных ГПК и другими
нормативными актами, к ведению этих
судов отнесены дела по спорам, возникающим
между юридическими лицами (например,
споры о прекращении деятельности
политических партий, религиозных
организаций и т.д.).

Суды
обшей юрисдикции рассматривают дела,
в которых участвуют иностранные граждане,
лица без гражданства, иностранные
юридические лица (ст. 541 ГПК).

Таким
образом, наличие спора о праве, характер
и субъектный состав спорного правоотношения
— основные критерии (признаки), с помощью
которых определяется подведомственность
суда дел в гражданском процессе.

Из этих
правил установлены некоторые исключения.
Отдельные категории дел, которые в
соответствии с общими правилами должны
были бы рассматриваться судом, отнесены
к ведению других юрисдикционных органов.

В
качестве критериев отнесения отдельных
категорий юридических дел к ведению
определенных органов можно выделить:

во-первых, характер спорного правоотношения
(имея в виду его содержание — связано ли
оно с предпринимательской и иной
экономической деятельностью или нет);

во-вторых, субъектный состав (состав
участников спора);

в-третьих, спорность либо бесспорность
права;

в-четвертых, наличие договора между
сторонами спора;

в-пятых, характер правового акта (носит
ли он нормативный или ненормативный
характер);

в-шестых, орган, которым принят нормативный
акт (имея в виду всю иерархию и
структуру
органов
государственной власти и органов
местного самоуправления).
Могут
использоваться в законодательстве и
иные критерии разграничения
подведомственности.

Источник: https://studfile.net/preview/5638933/page:14/

Кубанское агенство судебной информации

 Потапенко С.В., заведующий

  •  кафедрой гражданского  процесса
  •  и международного права ФГБОУ
  •  ВПО «Кубанский  государственный
  •  университет,  доктор юридических
  •  наук, профессор, заслуженный
  •  юрист РФ, почетный работник
  •  судебной  системы
  • Тезисы лекции по дисциплине «Гражданское процессуальное право»,
  • юридический факультет КубГУ, 2015-2016 учебный год
  • АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ И ПОДСУДНОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ
  1. Понятие и правовое содержание подведомственности.
  2. Виды подведомственности.
  3. Разграничение подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
  4. Понятие и правовое содержание подсудности.
  5. Проблемы определения родовой и территориальной подсудности.
  1. Понятие и правовое содержание подведомственности

В гражданско-правовых спорах от правильного решения вопроса о подведомственности, то есть о том, какой конкретно судебный орган должен рассматривать спор, зависит реальное обеспечение права граждан и организаций на судебную защиту, доступ к правосудию. Проблема подведомственности судебных споров, прежде всего, процессуальная.

Как с полным основанием отметила Осокина Г.Л.

, «значение института подведомственности заключается в том, чтобы упорядочить, разграничить деятельность различных органов по разрешению юридических вопросов, обеспечив при этом оптимальное сочетание государственных и общественных форм защиты прав и законных интересов граждан и организаций»[1].

Осипов Ю.К. обращает внимание на то, что подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами[2].

В ГПК РФ отсутствует легальное закрепление понятия «подведомственность». В научной литературе существует несколько точек зрения относительно определения понятия подведомственности. Например, Чудиновских К. А. определяет подведомственность путем указания на составляющие ее элементы.

Во-первых, это круг юридических дел, отнесенных к ведению того или иного юрисдикционного органа, а во-вторых, — это правовая связь, существующая между юридических делом и юрисдикционным органом, которая определяет относимость конкретной категории дел к предмету ведения этого органа[3].

Осипов Ю. К. в определении института подведомственности исходит из того, что данное понятие необходимо рассматривать в широком и узком смысле[4].

    В широком смысле, по мнению автора, подведомственность есть круг любых объектов, по отношению к которым тот или иной орган государства или общественности может осуществлять возложенные на него функции.

Подведомственность в узком смысле представляет круг материально-правовых вопросов индивидуального значения, по отношению к которым тот или иной орган вправе осуществлять функцию применения права и следовательно является частью юрисдикции.

По мнению Осокиной Г.Л., подведомственность представляет собой совокупность гражданско-процессуальных норм, устанавливающих границы полномочий  различных органов по рассмотрению и разрешению юридических дел, а также порядок их реализации[5].

Авдеенко Н. И. и Кабакова М. А. определяли подведомственность через разграничение компетенции различных органов по защите гражданских прав[6].

Тараненко В. Ф. трактует подведомственность как круг дел, отнесенных законом к ведению того или иного органа[7].

По мнению Треушникова М.К., правовое понятие «подведомственность» происходит от глагола «ведать» и означает в гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов[8]

Ярков В. В. рассматривает подведомственность как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами[9].

Щепалов С.В. считает, что подведомственность – это относимость дела к компетенции определенного правопримененительного органа[10].

В нашем понимании применительно к гражданскому судопроизводству под судебной подведомственностью, прежде всего, следует понимать круг гражданских дел, которые соответствующие суды вправе рассматривать и разрешать по существу.

Иными словами, это компетенция суда как органа государственной власти.

Подведомственность, с другой стороны, это институт гражданского процессуального права, включающий в себя нормы, определяющие какие дела подлежат рассмотрению в каких судах.

Подведомственность конкретного правового требования может быть исключительной, условной, альтернативной, договорной и определяемой по связи требований.

Исключительная (или единичная) подведомственность озна­чает, что из всей совокупности юрисдикционных органов лишь один из них уполномочен законом на рассмотрение и разрешение данного конкретного дела. Например, только судам общей юрисдикции подведомственны дела о восстановлении на работе или об усыновлении.

Условная подведомственность означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду.

Например, согласно ст. 121 УЖТ РФ[11] до предъявления против перевозчи­ка иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок пасса­жиров, багажа, ему может быть предъявлена претензия.

Несоблюдение заинтересованным лицом установ­ленного федеральным законом или предусмотренного догово­ром сторон обязательного для данной категории дел досудебного порядка урегулирования спора либо непредставление заинтере­сованным лицом документов, подтверждающих его соблюдение, является основанием для возвращения искового заявления (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).

Альтернативная подведомственность означает, что дело отне­сено законом к ведению различных юрисдикционных органов (как судебных, так и несудебных), право выбора одного из которых принадлежит заинтересованному лицу. Например, в со­ответствии с ч. 1 ст.

254 ГПК РФ заявление об оспаривании ре­шения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государ­ственного или муниципального служащего, которое нарушает права и свободы, может быть подано гражданином или органи­зацией непосредственно в суд либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Рассмотрение вышестоя­щим органом или должностным лицом такого дела по существу не лишает заинтересованное лицо права на обращение в соот­ветствующий суд в дальнейшем.

Альтернативная подведомственность имеет место также в случаях передачи дела на разрешение третейского суда.

Договорная подведомственность означает, что дело может быть рассмотрено не в одном, а в нескольких юрисдикционных органах по выбору спорящих сторон, основанному на обоюдном согласии, т. е. договоре.

Договор о передаче дела на рассмотре­ние и разрешение в тот или иной юрисдикционный орган представляет собой соглашение сторон об изменении установленной законом подведомственности конкретного дела в случаях, когда такое изменение допускается законом.

Например, дела, возникающие из гражданских правоотношений, подведомст­венные судам общей юрисдикции, могут быть переданы по со­глашению сторон на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом (ч. 3 ст. 3 ГПК РФ).

Альтернативная подведомственность отличается от договор­ной тем, что выбор юрисдикционного органа осуществляется одной, а не обеими сторонами, в связи с чем для ее реализации согласие обеих сторон не требуется.

Подведомственность по связи требований – это особый вид подведомственности.

  При объединении нескольких связанных между собой тре­бований, из которых одни подведомственны суду, а другие — ар­битражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно. Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований[12].

На этот счет в ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье ГПК РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрис­дикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

  1. Разграничение подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов

Проблема разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами весьма актуальна, что обусловлено функционированием двух ветвей судебной власти, рассматривающих частно-правовые и публичные споры.

Институт подведомственности служит для разграничения полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов, исходя из их компетенции по защите прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других лиц.

Разрешение проблем, возникающих при разграничении полномочий названных судов, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку правильность определения подведомственности судебных споров напрямую связана с реализацией принципа доступа каждого к правосудию.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал на то, что из гарантированного Конституцией РФ (ч. 1 ст.

46) права каждого на судебную защиту прав и свобод не следует возможности выбора по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции РФ федеральным законом[13].

Разграничивая подведомственность судов общей юрисдикции и арбитражных судов следует, прежде всего, учитывать, что последние являются специализированными судами, поэтому их компетенция более детально определена законом. Очевидно, исходя из этого в ч. 3 ст.

 22 ГПК установлено общее правило разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и специализированными арбитражными судами: суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают все указанные выше дела (ч. 1 и 2 ст.

 22 ГПК), за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Поэтому, решая вопрос о разграничении подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами необходимо обращаться не столько к нормам ГПК РФ, сколько к положениям АПК РФ.

Традиционно основными критериями разграничения компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами по рассмотрению гражданских дел являются характер спорных правоотношений и их субъектный состав[14]. Однако из этого общего правила имеются многочисленные исключения (п. 4 ст. 27, ст. 33 АПК РФ), дающие основания говорить о доминирующем значении характера спора.

Вопросы разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами разъяснены в  п.п. 3  – 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодек

Источник: https://pro-sud-123.ru/science/studentu/tezisy-lektsii-po-distsipline-grazhdanskoe-protsessualnoe-pravo-aktualnye-problemy-podvedomstvennost/

Содержание понятий «подведомственность» и «подсудность» гражданских дел в свете реформирования процессуального законодательства

УДК 34

Юридические науки

Ратахин Никита Витальевич

Ключевые слова: ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ; ПОДСУДНОСТЬ; КОМПЕТЕНЦИЯ; ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ; ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО; JURISDICTION; JURISDICTION; COMPETENCE; CIVIL PROCEDURE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION; CIVIL PROCEEDINGS.

Аннотация: В статье анализируются понятия «компетенция суда», «подведомственность» и «подсудность» гражданских дел; указанные понятия сопоставляются между собой с учетом изменений гражданского процессуального законодательства, которые вступают в силу с момента введения в действие апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

28 ноября 2018 года Президентом Российской Федерации был подписан законопроект о реформировании процессуального законодательства, который практически полностью изменил некоторые положения Гражданского процессуального кодекса РФ. В число основных вошли изменения компетенции мировых судов, закрепление требования об обязательном высшем юридическом образовании для представителей сторон по гражданским и арбитражным делам.

Термин «подведомственность» (применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов) заменен термином «компетенция/подсудность» (в зависимости от контекста) [2, п. 40, ст. 6].

Закреплено новое обязательство, относящееся к понятию подсудности: если в ходе рассмотрения дела судом общей юрисдикции обнаружится, что спор подлежит рассмотрению в другом суде общей юрисдикции, данный суд обязан передать дело, к подсудности которого оно отнесено законом.

В случае же, когда тот факт, что суд некомпетентен рассматривать конкретный спор, выявляется на стадии принятия искового заявления, его возвращают заявителю в связи с неподсудностью.

Компетенция — это предусмотренная законами совокупность прав и обязанностей суда судебной системы РФ при осуществлении правосудия в установленных видах судопроизводств по закрепленным в законе инстанциям и выполнению других функций, предоставленных судебной власти. [3, ст. 57]

В свою очередь, подведомственность гражданских дел — это отнесение спора о праве или иного судебного разбирательства к компетенции определенного суда.

Исходя из данных определений, можно сделать вывод, что понятие подведомственности является одной из составных частей понятия «компетенция», но в научной литературе нередко данные термины трактуют как тождественные [см., например: 3].

Для того, чтобы дать правильную оценку данному подходу, необходимо иметь в виду, что термин «компетенция» обозначает круг определенных законом субъектов права, наделенных особым набором властных полномочий, которые также являются и их обязанностями.

Таким образом, «компетенция» — наиболее широкое из рассматриваемых понятий, поскольку в качестве обязательного элемента функционирования системы включает не только подведомственность, т. е. формулировку предметов судебного разбирательства, но и непосредственно механизм действия властных полномочий.

Поэтому замена данных терминов является оправданной, так как введение понятия «компетенция» расширяет круг вопросов и объем обстоятельств, относящихся к судебному разбирательству.

Представляется необходимым определить правовые последствия неправильного определения подведомственности и подсудности (компетенции, по новой терминологии) на разных стадиях гражданского процесса.

В настоящее время в случае неподведомственности гражданского дела суду общей юрисдикции на стадии возбуждения дела выносится определение об отказе в принятии искового заявления (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ), на всех остальных стадиях – определение о прекращении производства по делу (абзац второй ст. 220 ГПК РФ) [1].

Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции редакция п. 1 ч. 1 ст.

134 ГПК РФ о том, что судья отказывает в принятии искового заявления, если оно «не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке» будет изменено.

Формулировка указанного пункта будет звучать так: «заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в суде». Вместе с тем согласно новой редакции п. 2 ч. 1 ст.

135 ГПК РФ, в случае подсудности дела арбитражному суду исковое заявление возвращается заявителю. Однако на всех остальных, кроме возбуждения дела, стадиях гражданского процесса дело должно будет передаваться «по подсудности» в тот суд (в том числе в арбитражный), который компетентен рассматривать возникший спор.

Таким образом, законодатель фактически уравнивает понятия компетенции и подсудности, что видно из проанализированных норм ГПК РФ в новой, еще не вступившей силу редакции.

В настоящее время гражданину, подавшему исковое заявление с нарушением порядка подведомственности, необходимо изучить положения ГПК РФ и направить исправленное заявление в компетентный суд самостоятельно, иначе оно не будет рассмотрено по существу.

Данное положение будет изменено после вступления в законную силу Федерального закона № 451-ФЗ, согласно положениям которого суды в установленном законе порядке должны передавать заявление в зависимости от их компетенции (подведомственности / подсудности) [2, п. 61, ст. 6].

Это, несомненно, облегчит процесс гражданского судопроизводства для физических лиц – истцов (заявителей), так как не каждый гражданин нашей страны обладает достаточным уровнем юридических знаний, чтобы самостоятельно определить подведомственность и подсудность того или иного гражданского дела.

С этой точки зрения анализируемые изменения гражданского процессуального закона можно оценить положительно.

Список литературы

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноя. 2002 г. № 138-ФЗ: в ред. Федер. закона от 27 дек. 2018 г. № 562-ФЗ // Рос. газ. — 2002. — 20 ноя.; 2018. – 29 дек.
  2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 28 ноя. 2018 г. № 451-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – 2018. – 28 ноя.
  3. Тихомиров Ю. А. Теория компетенции / Ю. А. Тихомиров. — М.: Изд. г-на Тихомирова, 2001. — 355 с.

Источник: http://novaum.ru/public/p1325

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector