Нормативно-правовое обеспечение образования в российской федерации

Нормативно-правовое обеспечение образования является важным вопросом, заслуживающим детального рассмотрения и изучения. В настоящее время обучение в высших учебных заведениях играет важнейшую роль в социальной и экономической политике страны. Именно поэтому так важно нормативно-правовое обеспечение образования, особенно в период реформирования данной отрасли.

Нормативно-правовое обеспечение образования в Российской Федерации

Современные тенденции

В настоящее время происходит интернационализация в области высшей школы. Сейчас создается единое образовательное пространство. После того как наша страна стала полноценным участником Болонской образовательной системы, особенно актуальным стало нормативно-правовое обеспечение системы образования.

Признаки и особенности

Нормативно-правовое обеспечение образования предполагает определенные нормы. Правовой акт синтезирует в себе общие обязательные правила поведения, создаваемые и охраняемые государством. К общим нормативно-правовым актам причисляют конституцию страны, иные законы, различные нормативные документы, которые утверждены органами исполнительной власти.

Нормативные акты оперативно и в полном объеме характеризуют меняющиеся потребности развития. Они обеспечивают нужную стабильность и результативность правового регулирования.

Иные источники права, такие как административные и судебные прецеденты, не обладают общей регулятивной важностью.

Нормативно-правовое обеспечение образования в Российской Федерации

Важные моменты

Нормативно-правовое обеспечение образования характеризуется некоторыми важными составляющими. Например, система воспитательного и развивающего процесса регламентируется законами. Под законом понимают нормативный акт, который принимается высшим законодательным органом либо в результате референдума.

Основным в отечественной системе школ, детских садов, колледжей, академий и институтов является закон «Об образовании».

Нормативно-правовое обеспечение образования в Российской Федерации

Что такое правовая норма

Нормативно-правовое обеспечение деятельности в образовании является важным и необходимым инструментом управленческой работы. Термин «норма» рассматривается в качестве узаконенного установления обязательного порядка, построения новой системы. Термин «право» рассматривается в качестве совокупности обязательных общих правил, которые санкционированы либо установлены государством.

Каким должно быть нормативно-правовое обеспечение в сфере образования? Оно опирается на нравственность и право, направлено на обеспечение безопасности педагогов и обучающихся в любом учебном учреждении.

Нормативно-правовое обеспечение образования в Российской Федерации

Системный подход

Чтобы оценить нормативно-правовое обеспечение образования РФ, необходимо рассмотреть данный вопрос с позиций системного подхода на региональном, федеральном, муниципальном уровнях, а также в рамках отдельной образовательной организации.

Содержание, смысл, использование любых нормативных и правовых актов в первую очередь определяются свободами и правами человека и гражданина, которые установлены основным законом нашей страны – Конституцией.

Поэтому нормативно-правовое обеспечение образования Российской Федерации базируется на Конституции РФ, законодательных документах страны, нормативных приказах и распоряжениях Министерства образования и науки в РФ.

Также в данную систему включены распоряжения региональных, муниципальных органов, распоряжения по конкретным образовательным организациям.

Нормативно-правовое обеспечение среднего образования в качестве основного компонента рассматривает права и обязанности граждан, которые декларированы в Конституции нашей страны, на базе которых функционирует современное законодательство РФ (ФЗ от 29.12.2012 №273, ст. 29).

Реализация образовательной деятельности связана с трудовым законодательством, законом РФ «Об образовании», законами о предпринимательстве, Гражданским кодексом РФ, законами, связанными с уголовным и административным правом.

Нормативно-правовое обеспечение образования в Российской Федерации

Нормативные документы Министерства образования РФ

К ним причисляют постановления профильного министерства, инструкции, приказы, методические письма, положения по разным сферам просветительской работы.

Данные документы регулируют основную образовательную работу на базе Конституции, закона «Об образовании».

Они направлены на правовое и нормативное обеспечение, охватывающее множество сфер обучающей деятельности единой российской системы.

Нормативно-правовое обеспечение образования в Российской Федерации

Инклюзивное

Что это? Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования базируется на Конституции РФ, приказе Министерства образования и науки РФ, ФЗ «Об образовании», от 29 декабря 2012 года, ст. 2.

В связи с увеличением на территории страны количества детей, имеющих серьезные проблемы с физическим и психическим здоровьем, на уровне Правительства РФ было принято решение об организации специального обучения.

В рамках национального проекта, разработанного с целью обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, педагоги прошли специальную подготовку, получили сертификаты на право дистанционной работы с детьми-инвалидами.

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования основывается на основных правах человека, которые указаны в Конституции РФ, в частности, на получении качественного бесплатного обучения.

В каждом российском регионе разработаны дополнительные региональные распоряжения и приказы, в которых уточнены особенности организации такого обучения.

Во всех российских регионах созданы специальные центры, координирующие деятельность дистанционных педагогов, обеспечивающие доступность и качество воспитания и образования детей-инвалидов.

На федеральном уровне деятельность основывается на федеральных нормах. Структура и совокупность нормативных документов аналогичны федеральной системе, в ней выделяются приказы, постановления регионального министерства, инструктивно-методические письма, положения, инструкции.

Подобные нормативы гарантируют функционирование региональной образовательной системы в рамках суммарного образовательного пространства страны с учетом региональных и национальных особенностей каждого субъекта РФ.

Дошкольное

Каково нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования? Оно характеризуется теми же нормативными документами, которые применимы и к иным сферам российского образования. На муниципальном уровне приказы и распоряжения базируются на региональных и федеральных нормативных документах (ст.

10 ФЗ 115 от 25 июля 2002 г.

) После их получения муниципальный орган управления дошкольным образованием издает приказы, распоряжения, рассылает в дошкольные учреждения инструкции и письма, распространяет положения по разным вопросам воспитательной и образовательной деятельности, учитывая специфические особенности конкретной территории.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования не должно противоречить Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, трудовому, уголовному, административному праву.

Среди важных изменений, которые произошли в последнее время в дошкольном российском образовании, необходимо выделить распоряжение Министерства образования РФ об организации доступности посещения детских садов детьми с трехлетнего возраста. Данное распоряжение способствовало восстановлению системы дошкольного образования, позволило молодым мамам выходить на работу после отпуска по уходу за ребенком.

Нормативно-правовое обеспечение образования в Российской Федерации

Дополнительное

В последнее время вопросам, связанным с организацией внеучебной занятости подрастающего поколения, уделяется особое внимание.

Каково нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования в нашей стране? Помимо закона «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, в данной сфере издаются специальные распоряжения, приказы, инструкции региональных министерств образования и науки, муниципальных управлений.

Согласно приказу Министерства образования Российской Федерации, на данный момент в стране существует огромная система дополнительного обучения, охватывающая разные направления (ст. 75, ФЗ от 29.12.2012 № 273).

При очевидном приоритете федеральных, региональных, муниципальных нормативов в каждом таком центре существуют собственные локальные акты: Устав организации, правила трудового распорядка, положение о доплатах — на основании которых осуществляется деятельность данной организации. В связи с укрупнением образовательных организаций, происходящим в настоящее время во многих российских регионах, следует остановиться еще на одном важном вопросе.

Среди локальных актов, которые обеспечивают функционирование центра дополнительного образования, которое является структурным подразделением школы, следует выделить положения о разных структурных подразделениях школы, правилах и особенностях организации в них учебного процесса.

Также в качестве нормативных документов, которые связаны с организацией деятельности в центре дополнительного образования, необходимо упомянуть приказы и распоряжения директора, разнообразные инструкции, которые разрабатываются администрацией.

К примеру, в качестве подобного документа можно рассмотреть правила трудового внутреннего распорядка. Также к нормативно-правовым актам, без которых невозможно представить дополнительное образование, причисляют должностную инструкцию.

Ее разработкой и утверждением занимается директор центра, учитывая мнение профсоюзного комитета организации, предложения сотрудников.

Высшее

Реформирование, наблюдаемое в последние годы в образовательной системе Российской Федерации, не обошло стороной и обучение в высших учебных заведениях. Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования основывается на Конституции РФ, основных законах, распоряжениях, имеющих прямое отношение к этому вопросу.

Помимо применения закона «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года, ст.

3) в компетенцию учреждений профессионального образования включено право на разработку и нормативное утверждение учебных планов, просветительских программ, определенных учебных предметов.

Подобные полномочия характеризуют принцип автономности российских образовательных учреждений. Существенно изменилась компетенция, которая обеспечивает реализацию принципа автономности.

По требованиям новых образовательных стандартов, повышена ответственность руководителя организации за последствия и результаты образовательной деятельности организации, вверенной ему в рамках должностных обязанностей. В частности, в установленном законодательством страны порядке учебное учреждение высшего звена несет ответственность за следующие действия:

  • невыполнение функций, возложенных на учебное заведение в рамках компетенции;
  • за неполную реализацию основных образовательных программ;
  • за низкое качество знаний и умений выпускников;
  • за нарушение основных свобод и прав учеников, воспитанников, работников данной организации;
  • за здоровье и жизнь работников и учеников в рамках учебного процесса.

Международные документы

Кроме нормативных документов федерального, областного, районного уровня, касающихся ведения деятельности образовательной организации любого типа, важными являются и некоторые нормативные международные документы, касающиеся организации воспитательного и развивающего процесса. Так, нельзя оставлять без должного внимания Международную Конвенцию о правах ребенка, которая была принята на 44 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 году, ратифицирована в нашей стране в 1990 году. Этот документ необходимо использовать при разработке образовательной организацией Положения о правах и обязанностях учащихся в рамках познавательного процесса. В Конвенции отмечены основы светского воспитания, использовать которые важно при составлении инновационных просветительских программ на разных ступенях образовательной деятельности.

Современное законодательство регулирует взаимоотношения в сфере образования. Права детей, формы и способы их защиты указаны в законодательстве нашей страны, а также в международных документах.

Несколько слов в заключение

  • Основным документом, который определяет особенности воспитательного, развивающего, обучающего процессов, в нашей стране является закон «Об образовании».
  • После присоединения в 2003 году России к Болонской конвенции (признания «Декларации о европейском пространстве для высшего образования») произошли существенные реформирования высшего, среднего и дошкольного образования.
  • Российское законодательство устанавливает равные возможности для всех граждан страны на получение образования любого уровня, независимо от национальности, расы, пола, материальных возможностей.
  • Именно на данном положении закона «Об образовании» должны основываться все региональные, муниципальные органы, разрабатывая определенные приказы, инструкции, распоряжения, касающиеся воспитания и обучения подрастающего поколения россиян.

Среди особенностей, которые появились в российской образовательной системе, — открытость и доступность. В настоящее время родители могут ознакомиться с учебными планами, развивающими программами, реализуемыми в конкретном учебном заведении. Для этого им достаточно внимательно изучить информационный сайт организации, который, согласно требованиям отечественного законодательства, в настоящее время имеет каждая школа, колледж, университет. Это поможет родителям быть не наблюдателями в процессе обучения их детей, а активными участниками.

Источник: https://autogear.ru/article/431/310/normativno-pravovoe-obespechenie-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii/

6.3. Нормативно-правовое обеспечение государственно-общественного управления образованием в Российской Федерации

Правовая
норма

важный и необходимый инструмент
управ­ленческой деятельности.

В «Советском
энциклопедическом словаре» термин
«норма» трактуется как узаконенное
установление, признанный обязатель­ным
порядок, построение чего-нибудь, а
«право» — как совокуп­ность
общеобязательных правил (норм),
установленных или санк­ционированных
государством.

Г. Гейне писал: «Не
быть подчиненным никакому закону —
значит быть лишенным самой спасительной
защиты, ибо законы должны нас защищать
не только от других, но и от самих себя»
[56]. Опора на право и нравственность —
одно из важнейших усло­вий обеспечения
безопасности учащихся и педагогов в
образова­тельном учреждении.

Каким же должно
быть нормативно-правовое обеспечение
функ­ционирования и развития
образовательного учреждения? Чтобы
ответить на этот вопрос, рассмотрим
нормативно-правовое обес­печение
образования с позиций системного подхода
на федераль­ном, региональном,
муниципальном уровнях и на уровне
образо- вательного учреждения. На рис.
13 графически представлена сис­тема
нормативно-правового обеспечения
образования в РФ.

Смысл, содержание
и применение любых нормативно-право­вых
актов прежде всего определяются правами
и свободами чело­века и гражданина,
установленными главным законом страны
— Конституцией. Поэтому системообразующим
компонентом в сис­теме выступают
права и обязанности граждан, декларированные
в Конституции РФ, на основе которой
действует существующее ныне законодательство
страны.

При осуществлении
образовательной деятельности важную
роль играют законы РФ «Об образовании»,
трудовое законодательство, законы о
предпринимательской деятельности,
законы, включен­ные в «Гражданский
кодекс Российской Федерации», а также
за­коны, в той или иной степени связанные
с административным и уголовным правом.

Читайте также:  Наследники первой очереди после смерти одного из супругов, матери, бабушки

К нормативным
документам Министерства образования
РФ
от­носятся
постановления Коллегии Министерства
образования РФ, приказы,
инструктивно-методические письма,
инструкции, по­ложения по различным
сферам образовательной деятельности.
Эти документы регулируют образовательную
деятельность на основе Конституции РФ
и Закона РФ «Об образовании» и направлены
на нормативно-правовое обеспечение
образования в рамках единого
образовательного пространства страны.

Рис. 13. Система
нормативно-правового обеспечения
образования в Российской Федерации

Нормотворческая
деятельность на федеральном уровне
опирается
на федеральные нормы, а структура
совокупности нормативных документов
повторяет федеральную: постановления
регионального органа Управления
образованием, приказы, инструктивно-мето­дические
письма, инструкции, положения. Эти
нормативы обес­печивают функционирование
региональной системы образования в
рамках единого образовательного
пространства страны с учетом
национально-региональных особенностей
субъекта РФ.

  • На муниципальном
    уровне
    на
    основе полученных федеральных и
    региональных нормативных документов
    издаются постановления муниципального
    органа управления образованием, приказы
    его руководителя, методические письма
    и инструкции, положения по различным
    вопросам образовательной деятельности,
    учитыва­ющие ее местную специфику.
  • Говоря
    о нормотворческой
    деятельности на уровне общеобразо­вательного
    учреждения,
    следует
    отметить очевидный приоритет федеральных,
    региональных, муниципальных нормативов
    над внутришкольными нормами, поэтому
    в своем нормотворчестве образовательное
    учреждение в обязательном порядке
    учитывает нормативные требования всех
    вышестоящих уровней.
  • Основными
    нормативными документами, обеспечивающими
    функционирование образовательного
    учреждения, являются:
  • — Устав муниципального
    образовательного учреждения;
  • — локальные акты,
    обеспечивающие его функционирование
    (в их число могут включаться такие
    документы, как положение о данном
    образовательном учреждении, положение
    о доплатах и надбавках, стимулирующих
    деятельность работников, положения о
    различных структурных подразделениях
    школы и др.);

—  приказы
директора, различные инструкции,
разработанные администрацией (например,
правила внутреннего трудового рас­порядка,
описания должностных обязанностей
работников и т.д.).

Кроме того, Закон
РФ «Об образовании» (ст. 2) включает в
компетенцию образовательного учреждения
не только выбор, но и разработку и
нормативное утверждение образовательных
про­грамм, учебных планов, программ
некоторых вновь вводимых в данной школе
учебных предметов.

Эти полномочия
конкретизируют объявленный принцип
авто­номности образовательных
учреждений (ст. 2).

  1. Следует особо
    отметить, что возросшая компетенция,
    обеспе­ченная реализацией принципа
    автономности, означает повыше­ние
    ответственности руководителя за
    результаты и последствия деятельности,
    осуществляемой образовательным
    учреждением. В данном случае образовательное
    учреждение в установленном за­конодательством
    РФ порядке несет ответственность:
  2. -за невыполнение
    функций, отнесенных к ее компетенции;
  3. -за неполную
    реализацию образовательных программ;
    -за качество образования своих выпускников;
  4. -за нарушение прав
    и свобод учащихся, воспитанников и
    ра­ботников образовательного
    учреждения;
  5. — за жизнь и здоровье
    учащихся и работников во время
    образо­вательного процесса.

Помимо
нормативных документов федерального,
региональ­ного и муниципального
уровня для осуществления нормотвор-ческой
деятельности образовательного учреждения
оказываются важными и некоторые международные
нормативные документы,
например
Международная Конвенция о правах
ребенка, приня­тая 44-й сессией
Генеральной Ассамблеи ООН 5 декабря
1989 г.

и ратифицированная Верховным
Советом СССР 13 июня 1990 г. Этот документ
помимо Конституции РФ должен использоваться
при разработке образовательным
учреждением прав и обязанностей ребенка
в образовательном процессе.

В данной
Конвенции предус­мотрены современные
направления светского воспитания,
кото­рые могут быть учтены при
разработке инновационных образо­вательных
проектов.

Источник: https://studfile.net/preview/1728076/page:3/

Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования

  •    Нормативный правовой документ – это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. 
  •    Знание педагогом нормативных документов – залог его правовой грамотности, повышение профессиональной компетенции, позволяющее осуществлять воспитательно — образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в соответствии с действующим законодательством.
  • Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования включает в себя документы международного, федерального уровня, регионального уровня, а также уровня образовательной организации. 
  •    Рассмотрим ключевые документы.
  • Документы международного уровня
  • К документам международного уровня относятся:

— Декларация прав ребенка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка.

Декларация является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.

В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которые должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, и она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей.

«Конвенция о правах ребенка ООН» является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

  1. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
  2. Документы федерального уровня
  3. Федеральный уровень образовательного законодательства включает в себя:
  4. -Конституцию РФ,

-Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 г. N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

  • -Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
  • -Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Документы регионального уровня.

Региональный уровень образовательного законодательства регулирует вопросы образовательной деятельности в Республике Татарстан, экономические отношения в сфере образования, трудовые, социальные и иные отношения работников ОУ, расположенных на территории республики. На уровне субъектов РФ принимаются нормативные акты, регулирующие размер родительской платы в ДОУ, порядок определения и выплаты субсидий и учета региональных особенностей бюджетного финансирования ДОУ.

  1. Одним из основных документов регионального уровня в нашей республике является Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании»
  2. На уровне образовательного учреждения принимаются правовые акты, регламентирующие права и обязанности работников и воспитанников данного учреждения и действующие только в пределах данного учреждения. Например:
  3. Устав дошкольного образовательного учреждения;
  4. -Правила внутреннего трудового распорядка;
  5. -Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанника;
  6. -Положение о родительском комитете и др.

В системе дошкольного образования произошли грандиозные события, требующие переосмысления многих позиций. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС.   Основными нормативными документами, регламентирующими введение и реализацию ФГОС являются:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • — Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» — это нормативно-правовой акт Федерального уровня, регламентирующий деятельность дошкольного образовательного учреждения. На основании этого закона разрабатываются все остальные нормативные акты. Данный Закон был принят 29 декабря 2012 г. и вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» впервые выделяет дошкольное образование первым, самостоятельным уровнем общего образования (ч.2 ст.10 п.4). В прежние времена считалось, что образование начинается со школы. В итоге получается такая цепочка:

дошкольное образование — общее — среднее профессиональное — высшее.

Настоящий Федеральный закон гарантирует право каждого человека на образование.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.5 п.2).

  1. Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Впервые в российской истории в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года разработан и вступил в силу с 1 января 2014г федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который призван регулировать отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
  3. ФГОС стал главным нормативным документом, на который теперь опирается современная нормативно-правовая база системы дошкольного образования .
  4. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (ч.2 п. 2.9).

— Содержание программы охватывает должно охватывать следующие образовательные области — социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие (ч.2 п.2.6).

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (ч.2 п.2.11).

  • ФГОС направлен на охрану и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизацию целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования первой ступени образования и перестройки системы управления.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  • Утвержден прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования.

Мы работаем по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Читайте также:  Эвакуация автомобиля на штраф стоянку

В заключение хотелось бы отметить, что наша современная жизнь – это жизнь в ускоренном темпе, которая диктует определённые правила, где информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованным, идти в ногу со временем. Современное состояние образования – реформирование. Изменения претерпевают все ступени: дошкольная, школьная, средняя и высшая профессиональная. Образование становится приоритетным направлением государственной политики.

С разработкой и утверждением новых федеральных законов образования радикально изменяется нормативно-правовая база дошкольного образования. Современный педагог должен идти в ногу со временем, знать и грамотно применять в работе нормативно-правовые документы.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/normativnoe-pravovoe-obespechenie-doshkolnogo-obrazovaniya.html

Введение

Образование — это общественный организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.

Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Образование связано со всеми сферами общественной жизни.

Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования производит самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

  • Главная цель общего среднего образования — формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений).
  • Объектом исследования курсовой работы является сфера образования города Улан-Удэ, а предметом — процесс управления в сфере среднего образования МО города Улан-Удэ.
  • Целью данной курсовой работы является исследование управления в сфере образования города Улан-Удэ. Для достижения этой цели необходимо выделить ряд задач:
  • — рассмотреть нормативно-правовое регулирование сферы образования со стороны государственных органов Российской Федерации;
  • — ознакомиться с федеральными программами, совершенствующими среднее образование;
  • — проанализировать управление в сфере образования в городе Улан-Удэ;
  • — рассмотреть деятельность муниципальных органов управления в сфере образования города Улан-Удэ;
  • — выявить проблемы, связанные со средним образованием и предложить пути решения.

Нормативно-правовое обеспечение сферы образования

Законодательство Российской Федерации в области образования, согласно ст.

3 Закона РФ «Об образовании», включает в себя Конституцию Российской Федерации, сам Федеральный закон «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Соблюдение законных прав и исполнение обязанностей составляют основу формирования гуманитаризации образования.

Гуманитарность, т.е. обращенность к человеку, к его правам и интересам — характерная черта современного общества и образования.

Гуманитаризация современного образования, утверждая право на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, обеспечивает демократизацию управления образованием, активное и заинтересованное участие обучаемого или воспитанника в педагогическом процессе.

Федеральные законы в области образования:

1. разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

2. регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

3. вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и, в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

  1. В сфере образования выделяются следующие направления правового регулирования поведения участников образовательной деятельности, связанного с реализацией ими своих гражданских прав и осуществлением гражданских обязанностей:
  2. 1) установление правового статуса участников образовательного процесса, в частности, образовательных организаций, педагогических работников, обучающихся;
  3. 2) правовое регулирование имущественных отношений — отношения собственности, распоряжение и управление имуществом образовательной организации в зависимости от ее организационно-правового статуса;
  4. 3) правовое регулирование предпринимательской деятельности образовательной организации; установление условий занятия ею, направлений деятельности;

4) особо выделяется сфера платной образовательной деятельности образовательной организации. Ст. 45 Закона РФ «Об образовании» определяет правила предоставления платных дополнительных образовательных услуг государственным и муниципальным образовательным учреждением, а ст. 46 — негосударственным.

При этом платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

5) правовые гарантии качества образования;

6) гражданско-правовая ответственность за нарушение неимущественных прав обучающихся (нематериальные блага), возмещение морального вреда, причиненного в процессе образовательной деятельности (банкротство, прекращение деятельности образовательной организации, лишение аккредитации, причинение вреда образовательными технологиями).

Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

  • Согласно ст. 4 закона РФ «Об образовании», задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:
  • 1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;
  • 2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
  • 3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
  • 4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
  • Ядром отношений в образовательном праве является взаимодействие между его субъектами: образовательное учреждение — обучающийся; педагог — обучающийся; родители (осуществляющие семейное образование) ребенок.

К ситуациям правового взаимодействия относятся, к примеру, основания и порядок исключения (отчисления) обучающегося из образовательной организации, правила организации образовательного процесса, проведения промежуточной и государственной итоговой аттестаций, обжалование решений и действий должностных лиц образовательной организации, нарушающих права, свободы и охраняемые законом интересы обучающихся. Эти взаимоотношения регулируются ст. 19 Закона РФ «Об образовании», уставом и локальными актами образовательного учреждения.

Основным документом, обеспечивающим в нашей стране правовую защиту ребенка, является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Этот закон состоит из 5 глав и 25 статей:

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5);

Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации (ст.ст. 6-15);

Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.ст. 16-22);

Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (ст. 23);

Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25).

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Кроме того, права ребенка установлены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.

Условно права ребенка можно разделить на шесть основных групп: на жизнь, имя, на равенство в осуществлении других прав; на семейное благополучие; на свободное развитие личности; на здоровье; на образование и культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); на защиту от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ, является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования.

В соответствии с действующим законодательством гражданам, поступающим в образовательные учреждения, предоставлена возможность обучаться на родном языке.

Определение языка, на котором ведется обучение в образовательном учреждении, должно содержаться в уставе этого учреждения.

Формы получения образования могут быть разные: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейное образование, самообразование и экстернат. Следовательно, право выбора конкретной формы получения образования остается у гражданина.

государственный муниципальный управление образование

Источник: https://studbooks.net/1136299/pravo/gosudarstvennoe_regulirovanie_munitsipalnogo_upravleniya_sfere_obrazovaniya

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации

Машинистова Н. В. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 37-40. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3740/ (дата обращения: 13.12.2019).

Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дополнительного образования. Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация. Чтобы определить место и значимость дополнительного образования детей в системе современного российского образования, обратимся к его нормативно-правовой базе на федеральном и региональном уровне (на примере Забайкальского края). В данной статье мы рассматриваем основные документы, касающиеся:

  • прав детей на получение образования;
  • системы дополнительного образования;
  • учреждений дополнительного образования;
  • современных стратегий российской образовательной политики в сфере дополнительного образования детей;
  • дополнительного образования детей в Забайкальском крае.
  1. Так как в центре системы дополнительного образования детей находится ребенок, считаем необходимым назвать следующие основополагающие документы международного и федерального значения, в которых закреплены его права на образование:
  2. Декларация прав ребенка, провозглашающая, что «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях» (принцип 7) [1];
  3. Конвенция о правах ребенка, в которой указывается, что «государства-участники признают право ребенка на образование» (статья 28) и соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, цивилизациям, отличным от его собственной, окружающей природе; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе (статья 29) [2];
  4. Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (статья 43) [3];
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который также гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на образование (статья 5) [6];
Читайте также:  Как высчитываются алименты с зарплаты: советы юриста

Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка.

В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка»[4].

Что касается системы дополнительного образования, то нам следует обратиться к основным Федеральным законам, обеспечивающим право граждан на дополнительное образование, определяющим государственную политику и регулирующим отношения в области дополнительного образования. С 1 сентября 2013 г.

начнет действовать новый Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6], который сменит принятый в 1992 году закон «Об образовании». Новый закон коснулся всех уровней образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п.

2 Федерального закона определяется место дополнительного образования в системе образования РФ: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)» [6], т. е.

дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования. В статье 23, п. 3 уточняется, что организация дополнительного образования — это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам» [6].

Следует подчеркнуть, что особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности (статья 75).

Более подробно система дополнительного образования представлена в Федеральном законе о дополнительном образовании от 12.07.2001 [5]. Приведем здесь выдержки из статей, касающихся дополнительного образования детей.

Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» (статья 1) [5].

Общее дополнительное образование направлено на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека. Статья 3 закрепляет право граждан РФ, в том числе детей до 18 лет, на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно статье 4 система дополнительного образования включает в себя: дополнительные образовательные программы; государственные образовательные стандарты дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования; органы управления образованием.

Содержание дополнительного образования определяют дополнительные образовательные программы, которые могут быть различных направленностей (статья 5). Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей следующих видов: дворцы; центры (дома); станции; школы; клубы; студии; детские оздоровительно-образовательные лагеря и др. (статья 10). Оно направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности и осуществляется в соответствии со следующими принципами (статья 13):

  • свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ;
  • многообразие дополнительных образовательных программ;
  • непрерывность дополнительного образования;
  • преемственность дополнительных образовательных программ;
  • психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;
  • творческое сотрудничество педагогических работников и детей;
  • сохранение физического и психического здоровья детей.

К документам, регулирующим деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, относится Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей [17], которое отражает основные функции, задачи, права и обязанности учреждения дополнительного образования, организацию его деятельности и управления, определяет участников образовательного процесса, затрагивает имущественные вопросы. Кроме того, каждое учреждение дополнительного образования имеет свой Устав [18]. Он определяет: предмет, цели, виды деятельности; организацию образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущество и финансовое обеспечение деятельности учреждения; организацию деятельности и управления учреждением; права и обязанности участников образовательного учреждения; порядок комплектации персонала; реорганизацию, изменение типа, ликвидацию учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03 [13], утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ.

Какова же стратегия образовательной политики в сфере дополнительного образования детей? Развитие системы дополнительного образования детей рассматривается в контексте реализации Национального проекта “Образование”, цель которого — повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала. Обратимся к наиболее важным за последнее десятилетие документам, в которых четко просматривается отношение государства к системе дополнительного образования.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации [8]-основополагающий государственный документ, который определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Врезультате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить всех желающих дополнительным образованием, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г.

указывается, что стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требования инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», что предусматривает «расширение сферы дополнительного образования» [9].

Целью Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, являлось «создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности» [12]. Модернизация дополнительного образования детей продолжается и сегодня.

Основной целью Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. [10] является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ, поэтому модернизации подлежат все уровни образования, в том числе и дополнительного.

Государственная Программа «Развитие образования 2013–2020» направлена на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения.

Одной из ее основных задач является «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей» [11].

Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет. Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75 процентов детей 5–18 лет будут охвачены программами дополнительного образования.

Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. [7] также направлена на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.

Она предусматривает разработку и внедрение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования, организацию системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей, повышение оплаты труда педагогам учреждений дополнительного образования детей.

Развитие дополнительного образования детей происходит и на региональном уровне.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3740/

Лекция «Нормативно-правовые основы воспитательной и внеурочной деятельности в общеобразовательной организации» | Педагогическая мастерская | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

  • ООО «Издательская Группа «Основа»
  • Организация: ООО «Издательская Группа «Основа»
  • Населенный пункт: г. Москва
  • План лекции
  1. Введение.

  2. Обзор нормативных документов в сфере воспитательной и внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.
  3. Закон «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Профессиональные стандарты «Педагог (воспитатель, учитель)» и «Специалист в области воспитания».

  5. Воспитательный компонент федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования.
  6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  8. Заключение.

Лекция

В современном быстроменяющемся мире, который требует от человека широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными организациями стоят особо сложные задачи.

Одна из первостепенных задач сформулирована в Конвенции о правах ребенка. В пункте 1 статьи 29 данного документа отмечается: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» [8].

Воспитаниев общеобразовательной организации заключается в создании условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненно­му самоопределению, в содействии процессу взаимодействия педагогов, родителей и обу­чающихся в целях эффективного решения общих задач.

Принципы реализации воспитательной компоненты образования опираются на идеологию и ценностно-смысловые установки, сформулированные как приоритеты государственной политики в области воспитания для всей системы обра­зования и отражающие государственный и социальный заказ.

Именно поэтому так важно для каждого работника образователь­ной организации не просто их знать, но и понимать суть, видеть возможности реализации в практической деятельности, настойчиво овладевая актуальными умениями и навыками эффективной воспитательной работы в професси­ональной деятельности.

Образовательные организации и педагоги вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, исходя из запросов участников образовательного процесса.

Поэтому каждый работник образования должен иметь представление об основах нормативно-правового обеспечения управления и уметь ориентироваться в различных документах [5].

  1. Тема первой лекции – «Нормативно-правовые основы воспитательной и внеурочной деятельности в общеобразовательной организации».
  2. Цель лекции – дать обзор основных концептуально-программных документов, регламенти­рующих деятельность и определяющих тактику и стратегию развития образователь­ной организации.
  3. Более подробно остановимся на содержании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», требованиях профессиональных стандартов педагогической деятельности и федерального государственного образовательного стандарта общего образования, ценностных ориентирах и концептуальных подходах к воспитательной и внеурочной деятельности, изложенных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
  4. Обзор нормативных документов в сфере воспитательной и внеурочной деятельности в общеобразовательной организации

Управление качеством воспитательной деятельности образовательной организации связывается, прежде всего, с качеством ее нормативно-правового обеспечения, которое подразделяется на внешнее и внутреннее [4].

Внешнее обеспечение включает директивные и нормативные документы международного, федерального и регионального уровней. Внутреннее — локальные акты образовательной организации и ее документацию по организации воспитательного процесса.

Содержание лекции не предполагает изучение документов регионального уровня и локальных актов образовательной организации, это станет предметом самостоятельной работы слушателей курсов.

Концептуальными основаниями для организации воспитательной деятельности в современной образовательной организации являются следующие международные нормативно-правовые документы:

1. Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 19.11.1974).

Источник: https://www.1urok.ru/categories/21/articles/11982

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector