Пособие по бедности: перспективы внедрения, необходимые условия, особенности начисления

За порогом бедности проживает в России множество граждан. Поэтому чиновники обсуждают вопрос, нужно ли выплачивать пособие по бедности в России. На сегодняшний день такого пособия нет. Имеются льготы по оплате коммунальных платежей и иные меры социальной поддержки для малоимущих граждан.

Если такая выплата будет утверждена, то право на нее получат только нуждающиеся семьи. Определения нуждаемости в законе нет. Предполагается, что доход семьи будет сопоставляться с прожиточным минимумом, утвержденным в регионе.

Пособие по бедности, перспективы его внедрения в РФ

Пособие по бедности

Рассчитывать на государственную поддержку смогут родители, которые воспитывают детей в возрасте до 16 лет.

Выплаты будут полагаться тем, кто знает о нищете не понаслышке.

2 условия для получения льгот:

  • доход ниже регионального прожиточного минимума;
  • отсутствие средств для покупки базового имущественного набора.

Но не все желающие смогут получить деньги.

Внимание! Опекуны получат право на пособие наравне с родными мамой и папой.

Кто такие «бедные граждане», и по каким принципам будут проводиться начисления

Число нуждающихся граждан постоянно растет. Но закон не содержит четкого определения, кто такие «бедные граждане» и как им помогать.

5 действий, необходимых для принятия закона:

  1. Определить, кто сможет получить государственную поддержку.
  2. Сформулировать требования к желающим получить выплаты.
  3. Определить минимальный размер пособия и порядок перечислений.
  4. Утвердить перечень документов для официального признания нуждающимся.
  5. Установить, каким образом подсчитывать семейный доход.

Пособие — это помощь от государства тем гражданам, которым совсем не на что жить. Прожиточный минимум — это непостоянная величина. Отдельно устанавливается размер для работающих граждан, пенсионеров и детей. Показатели отличаются в разных регионах.

Необязательно, что прожиточный минимум может только увеличиваться. В некоторых регионах он, напротив, уменьшался.

Пособие по бедности, перспективы его внедрения в РФ

Порядок, как считать доход, семьи утвержден Законом № 44-ФЗ от 05.04.2003 г. Берется доход семьи за три месяца и делится на количество совместно проживающих членов семьи.

Имеет значение, ведут семьи совместное хозяйство или нет. Если мама с папой в разводе и живут отдельно, то одной семьей они не являются.

Предложения внесены первым замом Минфина Т. Нестеренко. Сотрудники соцзащиты будут принимать решение о назначении выплаты после анализа документов о доходах, представленных заявителем.

В приоритете находятся семьи с детьми до шестнадцати лет, а также семьи, где получает заработную плату только один из родителей.

Перспективы внедрения пособия в РФ

В стране сложилась крайне неблагоприятная экономическая обстановка.

Есть 3 фактора, которые негативно влияют на обстановку в стране:

  1. Санкции, введенные против РФ западными державами.
  2. Понижение цен на нефтяные ресурсы.
  3. Необходимость материально поддерживать малообеспеченные слои населения.

Вице-премьер О. Голодец отметила, что в проект бюджета на будущие годы не заложена возможность оказания дополнительной финансовой помощи гражданам. Решения приниматься будут после установления, кто именно относится к нуждающимся.

Министр труда и социальной защиты выступил против нововведений. М. Топилин подчеркнул, что поддержка отдельных граждан эффективной не является. Вместо этого нужно увеличить размер средней зарплаты по стране.

Нюанс! Эксперты считают: сначала нужно выяснить, почему бедных граждан становится все больше, а потом только делать вывод нужно пособие или нет. Также необходимо доработать механизм реализации нового закона.

Пока определенности с дальнейшей судьбой законопроекта нет, поскольку нет финансов для его реализации.

Планы по внедрению пособия

Пособие по бедности, перспективы его внедрения в РФ

Пока отсутствует четкое мнение о том, будет принят закон или нет. Но ясно одно: семьи, оказавшиеся за чертой бедности, по независящим от них причинам, получат право на льготы.

Не получат льготы бездельники или лица, страдающие от вредных привычек (алкоголизм, наркомания). Все трудоспособные члены семьи должны работать или стоять на бирже труда. Женщина может «сидеть» дома по причине ухода в декретный отпуск.

Есть ли необходимость вводить пособие по бедности в России

Безусловно, есть необходимость в введении пособия. Ведь, по данным Всемирного банка, количество нищих уже превысило 19 миллионов. Вопрос только в том, найдет ли государство деньги для поддержки такого количества граждан.

Источник: http://lgoty-vsem.ru/posobie/posobie-po-bednosti.html

В России могут появиться пособие по бедности и социальный реестр

Ученые РАНХиГС пришли к выводу, что для снижения числа малоимущих в России необходимо ввести пособие по бедности в размере дефицита дохода. Ежемесячная выплата позволит снизить бедность семей с детьми в 1,7 раза, это потребует около 520 млрд руб.

Пособие по бедности, которое обеспечивало бы доведение доходов нуждающихся семей до национальной черты бедности — величины прожиточного минимума, должно быть адресное. Такой вывод следует из доклада «Социальная политика в долгосрочной перспективе: многомерная бедность и эффективная адресность», подготовленного экономистами РАНХиГС.

Пособие по бедности, перспективы его внедрения в РФ

Из расчетов экономистов следует, что предоставление ежемесячного пособия бедным семьям с детьми в размере дефицита их денежного дохода (но не менее 1 тыс. и не более 10 тыс. руб.) позволит снизить бедность среди домохозяйств с детьми в 1,7 раза (бедность всех домохозяйств — в 1,5 раза).

Ученые делают вывод, что для решения проблемы детской бедности нужны дополнительные финансовые средства из федерального бюджета — на выплаты адресного пособия по бедности семьям с детьми потребуется около 520 млрд руб. ежегодно.

По расчетам Минтруда, чтобы довести доходы всех россиян до уровня прожиточного минимума, необходимо 750–800 млрд руб.

Как известно, Президент России Владимир Путин в майском указе 2018 года поставил задачу добиться двукратного снижения уровня бедности к 2024 году. Вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что действующих мер недостаточно для достижения этой цели и правительство обсуждает с экспертами дополнительные инструменты поддержки граждан.

Как свидетельствует Росстат, за январь—сентябрь 2018 года, 19,6 млн россиян имеют доходы ниже прожиточного минимума, что составляет 13,3% населения. Прожиточный минимум в третьем квартале 2018 года составил 10 451 руб.

По данным статистики, в целом по стране риск относительной доходной бедности испытывают 22,1% населения. Это означает, что каждый пятый гражданин имеет доход, не превышающий 60% медианного дохода в стране.

Пособие по бедности, перспективы его внедрения в РФ

Для чего нужен социальный реестр россиян

Главная задача, которую предстоит решить для сокращения бедности в России – усиление адресности социальной защиты, чтобы помощь государства получали наиболее нуждающиеся граждане.

Экономисты РАНХиГС считают, что относительная экономия бюджетных средств, возникающая при расширении адресности, должна направляться на увеличение размеров социальной поддержки.

Основой для усиления адресности должно стать создание социального реестра получателей социальной помощи, который содержал бы в себе информацию о гражданине, его семье, источниках их доходов и имуществе, а также их социальном статусе (включая статус занятости, принадлежность к льготной категории).

Источниками данных для социального реестра станут сведения, имеющиеся в Пенсионном фонде, ГИБДД (информация о движимом имуществе), Росреестре (о недвижимом имуществе), Федеральной налоговой службе (информация о налоговых отчислениях для оценки уровня доходов) и других ведомствах.

Пособие по бедности, перспективы его внедрения в РФ

Пересмотр мер социальной поддержки

Для улучшения ситуации экономисты предлагают создать комплексную систему социального сопровождения бедных семей с учетом их нуждаемости, включающую предоставление денежных выплат и необходимых социальных услуг, способствующих выходу семьи из трудной жизненной ситуации.

Вместе с тем авторы доклада говорят о необходимости ревизии и корректировки существующих мер социальной поддержки. Они предлагают:

  • внедрить критерии нуждаемости в меры социальной поддержки федеральным и региональным ветеранам труда, сельским специалистам и другим категориям «заслуженных» льготников;
  • установить мораторий на новые меры социальной поддержки пожилым людям без применения критериев нуждаемости;
  • ввести дополнительные требования к занятости получателей социальных пособий;
  • отменить распространение мер поддержки на членов семьи отдельных категорий льготников;
  • ввести как минимум ежегодную перерегистрацию получателей адресных социальных пособий;
  • ужесточить санкции за предоставление ложной информации и несвоевременное оповещение о изменениях жизненной ситуации к лучшему.

Понятно, что задачу снижения уровня бедности невозможно достичь только посредством предоставления адресных мер социальной поддержки — необходим рост реальных денежных доходов и, в первую очередь, реальных заработных плат.

По расчетам специалистов, для двукратного сокращения бедности рост реальных доходов должен составлять не менее 5% в год.

Однако в среднесрочной перспективе такого значимого роста реальных доходов не ожидается. По прогнозу Минэкономразвития, реальные доходы в 2019 году увеличатся на 1%, а затем их рост ускорится — до 2,2% к 2021 году.

Пособие по бедности, перспективы его внедрения в РФ

Что сделают власти для сокращения бедности в два раза

Минтруд выбрал восемь регионов для запуска пилотных проектов, чтобы найти универсальные механизмы борьбы с бедностью. Результаты эксперимента будут развернуты по всей стране, чтобы сократить число бедных в два раза.

Таким образом, в России стартуют пилотные проекты для анализа главных причин бедности россиян и разработки универсальных механизмов в борьбе с ней.

Как сообщил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, эксперимент по персонифицированному выявлению семей с низкими доходами и построению для них траекторий выхода из бедности пройдет в восьми регионах.

Пилотными регионами стали Кабардино-Балкарская Республика, Республика Татарстан, Приморский край, Ивановская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская и Томская области. Для эксперимента были отобраны регионы с разной численностью граждан с доходами ниже прожиточного минимума из разных федеральных округов.

Известно, что реализация пилотных проектов пройдет по 30 ноября 2019-го и будет разделена на четыре этапа. Все ресурсное обеспечение (организационное, технологическое и финансовое) будут осуществлять сами регионы, следует из приказа Минтруда.

Основные этапы эксперимента по сокращению бедности

На первом этапе, по март 2019 года, в регионах планируется провести оценку реального уровня и структуры бедности, а также выявить основные ее причины: уровень доходов, состояние здоровья, уровень образования, занятость, безработица, участие в программах социальной поддержки, иждивенческая нагрузка и др.

За это время будут также определены периоды пребывания россиян в состоянии бедности (постоянно или периодически в силу чрезвычайных обстоятельств), а также проанализированы особенности бедности в городах и сельской местности.

Пилотные проекты помогут выбрать самые эффективные инструменты социальной поддержки, благодаря которым россияне быстрее всего выходят из бедности.

Предполагается также отдельно разобраться с тем, почему не все малоимущие граждане получают помощь от государства, и изучить возможность перераспределения ресурсов в пользу тех, кто действительно нуждается.

На втором этапе пилотных проектов, с марта по июнь 2019 года, начнется подготовка предложений о создании в регионах реестров граждан с доходами ниже прожиточного минимума.

Также будут рассмотрены предложения о создании системы мониторинга уровня жизни всего населения «с целью своевременного принятия адекватных мер по его повышению».

На данном этапе Минтруд планирует подготовить предложения и о создании системы мониторинга самозанятого населения (предполагается, что речь идет о занятых в неформальном секторе — около 14 млн человек, по данным за сентябрь 2018 года).

С июня по сентябрь 2019 года будет проведен третий этап пилотных проектов. В этот период планируется разработать предложения относительно модернизации системы пособий на детей, а также развития мер для поддержки семей с детьми.

Пособие по бедности, перспективы его внедрения в РФ

Предполагается также проработать новые инструменты социальной адаптации нуждающихся граждан (обучение, социально-психологическая работа с детьми и подростками из малоимущих семей и иное). Минтруд также намерен разработать механизмы предотвращения социального иждивенчества.

В рамках пилотных проектов предполагается расширить практику оказания государственной помощи на основании социальных контрактов. Минтруд намерен проработать с Минфином вопрос финансирования госпомощи через соцконтракты из федерального бюджета, говорил Топилин.

Сейчас расходы на материальную помощь в рамках соцконтрактов финансируются полностью из бюджетов регионов.

Соцконтракт — это соглашение между малообеспеченным гражданином и органом соцзащиты: средства соцконтракта (в среднем 35 тыс. руб., в некоторых регионах — более 100 тыс. руб.) можно направить на развитие личного подсобного хозяйства (строительство или ремонт хозяйственных построек, приобретение скота), открытие собственного дела (парикмахерские, авторемонтные, ветеринарные услуги, пошив и ремонт одежды) и т.д.

Во время финального, четвертого этапа, с сентября по ноябрь 2019 года, будут разработаны методические рекомендации по принятию в регионах программ сокращения бедности и внесению изменений в федеральное законодательство.

Читайте также:  Наложение ареста на имущество должника: правовые основы, этапы процедуры, снятие ограничений

Как снижалось количество бедных в России

Официальное количество бедных в России, то есть граждан с доходами ниже прожиточного минимума, планомерно сокращалась с 2003 года, достигнув минимальных значений в 2012 году. Тогда численность граждан, живущих в бедности, составила 15,4 млн человек, или 10,7% населения.

С 2013 года уровень бедности в стране вновь начал расти. По итогам 2017 года за чертой бедности жили 19,3 млн россиян (13,2% населения).

Пособие по бедности, перспективы его внедрения в РФ

Одной из национальных целей развития страны, поставленных в майском указе президента 2018 года, стало двукратное снижение уровня бедности к 2024 году.

В то же время вице-премьер Татьяна Голикова отмечала, что действующие меры пока не дают возможности добиться сокращения числа бедных в два раза, поэтому в 2019 году социальный блок правительства представит дополнительные меры по поддержке граждан.

Анализ потребительского благополучия россиян, проведенный экспертами РАНХиГС, показал, что 22% граждан находятся в зоне бедности, то есть их доходы не позволяют приобретать товары сверх минимально необходимого набора базовых продуктов питания.

«Значительная часть людей в зоне бедности вынуждены выбирать — купить минимальный набор самых простых продуктов (например, картофель, морковь, хлеб) или самые дешевые, но необходимые лекарства», — объяснил один из авторов исследования.

Большинство россиян вынуждены экономить, а в зоне потребительского комфорта находятся только 28,3% — столько россиян сообщили, что могут позволить себе приобрести товары длительного пользования и не опасаются снижения уровня жизни в ближайшем будущем.

Как изменится методика оценки бедности

С 2020 года Росстат планирует проводить исследования уровня бедности в России по модернизированной методике, сообщили РБК в Минтруде.

Проведенный в ведомстве анализ текущей методики показал необходимость расширить выборку респондентов, включив в неё женщин с детьми до 6 лет. Эта категория находится в зоне риска, переход на новую методику может повысить общий показатель числа бедных в стране, отмечают эксперты.

«Росстат планирует дополнить выборку теми категориями, которые сейчас не представлены в исследовании. Например, женщины с детьми до шести лет», — сообщили в министерстве. Подготовительные мероприятия по переходу на новую методику будут завершены в этом году.

Президент Владимир Путин в майском указе 2018 года поставил задачу добиться двукратного снижения уровня бедности к 2024 году. По данным Росстата за январь—сентябрь 2018 года, 19,6 млн россиян имели доходы ниже прожиточного минимума, что составляет 13,3% населения. Прожиточный минимум в третьем квартале 2018 года составил 10 451 руб.

Модернизация методики может повысить общий показатель количества бедных в стране, предупредила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Из всех семей с детьми эта категория (женщины с детьми до шести лет) наиболее уязвима.

Министр труда и соцзащиты Максим Топилин заявил, что для сокращения числа бедных граждан в два раза потребуется «прорыв». По его словам, около 80% семей за чертой бедности, — это семьи с детьми.

«Усилия должны концентрироваться на семьях с двумя детьми и многодетных семьях», — подчеркнул министр.

Включение в выборку женщин с детьми до шести лет связано с тем, что эта категория находится в группе риска бедности, объяснила Малева.

«Государство стимулирует рождение детей, но социальная поддержка семей с детьми очень неравномерна по возрасту: она предоставляется семье до достижения ребенком полутора лет, но затем резко происходит снижение доходов семьи. До школы продержаться сложно», — рассказала Малева.

Начиная с семи лет дети поступают в школу, где для учеников из низкообеспеченных семей действуют меры социальной поддержки, например, бесплатное питание, проезд и т.д.

С 2018 года малоимущие семьи получили право на пособие при рождении первого и второго ребенка. Размер выплаты равен прожиточному минимуму ребенка, установленному в регионе. В целом по стране за второй квартал 2018 года он составил 10 390 руб.

Такая выплата на детей является адресной: на нее могут рассчитывать только семьи, чьи среднедушевые доходы не превышают 1,5 прожиточного минимума трудоспособного населения. Пособие предоставляется до достижения ребенком полутора лет.

Пособие по бедности, перспективы его внедрения в РФ

Что такое абсолютная и относительная бедность

На сегодня уровень бедности (численность и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума) определяется на основе выборочных обследований бюджетов домохозяйств, которые проходят ежеквартально.

Обследование охватывает 48,5 тыс. домохозяйств. Формирование выборочной совокупности осуществляется на основе принципов случайного отбора. Обследование основывается на данных интервью членов домохозяйств и ведении ими записей обо всех текущих расходах.

До сих пор при подсчете числа малоимущих в России используется концепция абсолютной бедности, когда доходы населения соотносятся с установленным минимумом средств существования (прожиточным минимумом).

Альтернативой может послужить концепция относительной бедности, при которой доходы соизмеряются с их медианным значением. Данная концепция распространена в странах ОЭСР и Евросоюза. В качестве порога относительной бедности используется располагаемый доход, который составляет 60% от национального медианного дохода.

Когда бы Россия перешла на европейскую линию бедности (60% медианного дохода), то уровень бедности повысился бы до 21,3%, оценивает директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова.

Еще один важный критерий бедности — дефицит доходов бедных (то есть сколько денег понадобилось бы для того, чтобы ликвидировать бедность). В 2017 году этот показатель составил 717 млрд руб. В декабре 2018 года Топилин оценил объем дефицита дохода в 750–800 млрд руб.

Пособие по бедности, перспективы его внедрения в РФ

Только точно зная распределение дефицита доходов бедных, можно понять глубину бедности и, соответственно, оценивать эффективность программ помощи. Например, как считает Овчарова, для беднейших семей с максимальным дефицитом доходов даже существенное увеличение выплат мало влияет на снижение уровня бедности, но сокращает дефицит доходов

Вице-премьер Татьяна Голикова предложила переосмыслить подходы к измерению бедности в России и усовершенствовать стандарт его оценки. В Минтруде создана рабочая группа, которая к 2020 году должна представить новый подход к определению понятия бедных семей.

Источник: https://informatio.ru/news/society/posobiya/v_rossii_poyavitsya_posobie_po_bednosti_i_sotsialnyy_reestr/

Пособие по бедности: помощь малоимущим или фикция?

Как мы знаем, последние несколько лет в России наметился устойчивый рост числа граждан, которых относят к классу «бедняков» – по данным Росстата, уровень бедности в РФ сегодня уже превышает 14% и охватывает больше 22 млн граждан. Такое количество малоимущих в стране вызывает много критики в сторону властей, что вполне естественно. И это несмотря на то, что с 2010 года, борьба с бедностью в России является частью государственной экономической политики.

В качестве очередного эффективного инструмента для уменьшения количества малоимущих, представители Минфина называют «пособие по бедности». Такой формы социальной помощи в нашей стране еще не было, но нужно признать, что во многих развитых странах пособие по бедности введено достаточно давно и успешно «работает».

В российских условиях оно вполне могло бы стать эффективной формой поддержки малоимущих, но его форма и порядок предоставления требуют широкого обсуждения. Между тем высказанное предложение еще далеко от законотворческой инициативы и в планы на ближайшее время пока не входит. Карьерист.ру попытался разобраться в истинных намерениях Минфина и возможных последствиях введения такого пособия в РФ.

Главный принцип – нуждаемость

Пособие по бедности действительно является некой новинкой для российского законодательства, поскольку ни о возможности его введения, ни об успешном мировом опыте ранее никто не говорил. Первой, кто публично озвучил возможность его введения, стала первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в интервью «Российской газете», опубликованном 27 октября.

Как заявила чиновница Минфина, внедрение такого инструмента помощи бедным россиянам было бы правильным, учитывая современные условия. По ее данным, самыми нуждающимися сегодня являются многодетные семьи, где дети еще не достигли 16-летнего возраста, а работающими является лишь 1 родитель.

Судя по всему, это мировая статистика, не имеющая ничего общего с российскими условиями жизни.

Между тем по предложенному Нестеренко принципу, подобные пособия должны носить адресный характер и предоставляться не целой категории населения, определенной по конкретному критерию, а каждому гражданину или семье отдельно, отобранным исходя из условий их жизни.

Судя по словам чиновницы, такая помощь должна быть реализована в форме государственной программы, участниками которой могут стать лишь проверенные граждане. В данном случае, главным критерием для проверки должна стать «нуждаемость» и «имущественная обеспеченность».

Пособие по бедности, перспективы его внедрения в РФ

Самыми нуждающимися сегодня являются многодетные семьи, где дети еще не достигли 16-летнего возраста, а работающими является лишь 1 родитель.

Именно такой принцип предлагает применять Нестеренко при выдаче некоторых социальных пособий. Но сути это не меняет – без конкретных критериев «нуждаемости» не обойтись. Поэтому замминистра акцентирует внимание, что для полноценной работы такой программы на законодательном уровне необходимо определиться, что вообще такое «нуждаемость», выделить конкретные критерии ее оценки и порядок выявления, порядок определения благосостояния для семей и отдельных россиян, вместе с массой других особенностей, для которых, очевидно, понадобится целый закон.

Хотя, куда более логичным было бы применение в качестве «мерила бедности» прожиточного минимума. Он, конечно, далек от объективных условий жизни в стране, но если оценивать бедность адекватно, то у государства просто не окажется средств для борьбы с ней. Даже сэкономленных на «адресности» средств будет недостаточно.

Да и потом, критерий нуждаемости – сугубо субъективное понятие, его крайне сложно будет отразить формально. Понятно, что одинокий инвалид 1 группы и няня в детском саду с зарплатой в 10 тыс. рублей будут иметь разную «нужду», и она будет иметь явно разное стоимостное выражение, хотя оба из них будут формально бедными. Одно только поднятие этого вопроса ставит под сомнение справедливость распределения социальной помощи.

Но, о формализации говорить пока не приходится – сама же Нестеренко уточнила, что в бюджете на будущую трехлетку подобных программ не заложено.

Да и в правительстве инициатива поддержки не получила – как передает «НТВ», в пятницу, ходе заседания трехсторонней комиссии вице-премьер Ольга Голодец заявила, что озвученная представителем Минфина инициатива не рассматривается, а слова Нестеренко – это ее личное мнение. Так что перспективы нововведения представляются слишком туманными.

Сокращение льгот

Туманными они кажутся и некоторым законодателям. В частности, зампред эсеров в Госдуме Михаил Емельянов, чьи слова приводит Информационное агентство REGNUM, считает, что введение государственной помощи на случай бедности может негативно отразиться на выплате других форм социальной помощи, предоставляемых в России.

Читайте также:  Как получить разрешение на нарезное оружие: порядок оформления, необходимые документы, срок действия

По мнению парламентария, сама идея введения адресной помощи хорошая, но у него существует ряд сомнений в ее эффективности. В частности, объем помощи, который в нынешних экономических условиях может носить лишь символический характер. К тому же даже при определении достойных цифр, проблему с бедностью такие методы все равно не решат.

Как утверждает Емельянов, вся проблема гораздо глобальнее – ее нужно искать в направлении экономической и бюджетной политики. По мнению депутата, политика в стране больше направлена на пособничество бедности, нежели борьбу с ней, поэтому ее нужно менять.

Более того, парламентарий опасается, что параллельно с обсуждаемым пособием будут сокращены многие другие целевые программы и льготы. Он утверждает, что адресная помощь уже давно обсуждается в правительстве, но инициаторы ее введения делают акцент на ее индивидуализации, предлагая предоставлять пособие лишь «подлинно нуждающимся», а тем социальным прослойкам, которые не подходит под формальные признаки – отказать.

По мнению депутата, есть и противоположные опасения, что введение пособия по бедности будет способствовать «социальному иждивенчеству» – существованию исключительно за счет средств, полученных в качестве помощи.

Однако реальными такие опасения назвать сложно – чтоб получить таких иждивенцев, пособие должно быть массовым, а жить исключительно на массовую помощь в России объективно невозможно.

В любом случае высказанная идея пока что носит лишь абстрактный характер, а судить про какие-либо последствия можно будет лишь после озвучивания конкретных нормативных правил ее предоставления. Как выразился Емельянов: – «Дьявол будет в деталях».

Пособие по бедности, перспективы его внедрения в РФ

Социально ориентированное предложение

Не меньше скептицизма вызывает инициатива введения пособия по бедности и у главы думского комитета по труду Ярослава Нилова.

Как пишет ИА REGNUM, у депутата возникает вполне логичный вопрос – где государство возьмет деньги на это пособие, когда нет средств даже на полноценное поднятие пенсий по уровню инфляции?

Законодатель согласен с тем, что количество бедняков в России увеличивается катастрофическими темпами, причем как реально, так и формально. И в этом он согласен с Емельяновым – это все следствие провальной государственной политики.

Более того, по словам Нилова, он не исключает того, что озвучивание такой инициативы лишь фикция, и оно сделано лишь в качестве социально ориентированного противовеса по отношению к информации о введении налога на тунеядство и озвучивании конкретных цифр такого сбора. Такой себе перевод темы.

Парламентарий напомнил, что государство уже имеет ряд обязательств, направленных на борьбу с бедностью и носящих аналогичный с инициируемым пособием характер. Например, социальные доплаты к пенсии, которые получают все без исключения пенсионеры, чье возрастное пособие не дотягивает до уровня прожиточного минимума.

Но это пенсионеры, а как быть с трудоспособными и работающими гражданами, которые формально попадут в категорию бедняков? Ведь именно таких в качестве примера привела Нестеренко (семья с двумя и более детьми, где работает лишь один из родителей).

При этом Нилов удачно подметил неприметный парадокс – в случае принятия решения про налог на тунеядство и пособие по бедности, семья, приведенная замминистра финансов в качестве примера, будет попадать под оба из них.

Так, неработающий родитель будет платить взносы за пользование социальной инфраструктурой и одновременно получать помощь по бедности… Тем не менее само высказывание такой инициативы со стороны представителей правительства, по мнению депутата, носит позитивный характер – это говорит о том, что там, наконец, есть понимание масштаба проблемы с бедняками, и что они есть не только в незащищенных слоях, но и среди трудоспособных и работающих граждан.

Пособие по бедности, перспективы его внедрения в РФ

И с таким позитивом трудно не согласиться – действительно, инициатива введения такого пособия в качестве дополнительной меры соцподдержки является положительным сигналом.

Но то, что данное предложение было высказано, мягко говоря «не вовремя», уже вызывает сомнения в искренности намерений чиновников. И в этом свете, предположение Нилова о «социально направленном противовесе налогу на тунеядство» выглядит очень даже правдоподобно.

Да и потом, существует масса других инструментов целевой социальной помощи – например, карточки на бесплатные продукты получает 21% американцев, доходы которых даже сравнивать с доходами наших бедняков просто возмутительно.

Источник: https://careerist.ru/news/posobie-po-bednosti-pomoshh-maloimushhim-ili-fikciya.html

Пособие по бедности сумма в 2019 году в России

Пособие по бедности – разновидность финансовых выплат, которые предусмотрены государством для поддержки малообеспеченных семей и отдельных граждан. Законодательством России пока такого вида помощи не предусмотрено, но в Министерстве финансов проект о необходимости ее внедрения уже подан на рассмотрение. Использование такой практики поможет улучшить благосостояние нуждающихся граждан. С соответствующим заявлением выступила Татьяна Нестеренко, занимающая пост министра финансов.

Пособие по бедности, перспективы его внедрения в РФ

Кто такие «Бедные граждане» и по каким принципам будут проводиться начисления?

Так как пособие по бедности в российском государстве не выплачивалось, то в законодательной базе нет соответствующего закона. В ней не предусмотрено норм, которые бы регулировали порядок начисления, особенности выплаты и размер данного вида помощи. Также не установлено четкого понятия нуждаемости.

В соответствии с этими нормами должны формироваться и требования к людям, которые смогут заявлять право на выплаты.

Право на пособие

Право на получение помощи по бедности в России смогут получить все граждане и семьи, доходность и имущественная обеспеченность которых находится ниже нормы, установленной на государственном уровне. Зачастую при расчете размера финансовой помощи и в вопросе целесообразности ее назначения принимается во внимание такой критерий как минимальный прожиточный минимум в регионе.

Предполагается, что стандартный уровень пособия по бедности будет установлен на федеральном уровне. Но отдельным субъектам РФ буде представлено право регулирования размера выплат. На местах будут устанавливать и перечнь документов для подтверждения статуса «бедности».

Пособие по бедности, перспективы его внедрения в РФ

Принципы

Пособие по бедности будет назначаться по принципу категорийности и адресности, конечно если его назначат РФ.

Предполагается, что на данный вид помощи смогут рассчитывать семьи, воспитывающие детей до 16 лет. Но в обязательном порядке претенденты должны будут подтверждать статус «бедных» или таковых, которые действительно нуждаются в финансовой поддержке от государства.

Если гражданин имеет доход ниже установленного минимума, не имеет средств на приобретение имущественного набора, он сможет заявить свое право на пособие.

Как полагают эксперты, на получение такого вида помощи смогут претендовать семьи, соответствующие таким требованиям:

  • наличие трех и более детей (многодетные семейства);
  • один работающий родитель (опекун);
  • неполная семья;
  • матери одиночки;
  • малообеспеченные граждане (где уровень доходности на душу населения ниже, установленного в регионе (государстве) прожиточного минимума);
  • двое и более несовершеннолетних детей;
  • один из членов семьи инвалид.

Перспективы и планы по внедрению пособия

Проектом государственного бюджета (период 2017-2019 гг.), социальной программе на соответствующий период, не заложено финансирование данного вида пособия. Следовательно, в 2019 году пособие по бедности назначено не будет.

Пока для финансовых экспертов остается загадкой, как будет реализовываться проект, в каких регионах его будут внедрять и как финансировать. Возможно, программу изначально введут по отдельным регионам, где среднестатистические показатели доходности ниже минимального порога.

Может, эти выплаты будут назначать нуждающимся жителям по всей территории страны.

Планирование пособия по бедности предполагает соблюдение таких шагов:

  • определение категории граждан, которые смогут претендовать на выплаты;
  • определение требований к семьям, которым будет полагаться выплата;
  • минимальный размер и особенности регулирования данного параметра на местах;
  • перечень документов для подтверждения статуса «бедный» или нуждающийся;
  • набор документов для получения пособия;
  • проверка нуждаемости органами местной власти;
  • определение понятия нуждаемости на законодательном уровне;
  • порядок оценки доходности семейств;
  • порядок проверки имущественного благосостояния.

Информация к сведению! По экспертным оценкам специалистов Всемирного банка, число бедных граждан в России по состоянию на 2019 год выше, чем 19 миллионов человек. По прогнозам количество людей, находящимся в этой категории уменьшатся, не будет. Напротив эксперты прогнозируют увеличение их роста.

Вызвана такая ситуация санационными решениями, снижением цен на продукты нефтеперерабатывающей отрасли, сложными экономико-политическими вопросами. А данный вид социальной поддержки, как пособие по бедности, станет важным инструментом в социальной сфере, и будет направлен на улучшения благосостояния незащищенных граждан.

Это далеко не полный список параметров, которые требуют анализа и проработки. Первоначальный важный шаг – утверждение проекта правительством. Законодательное обоснование данного вида пособия – работа законодательной власти.

Поиск источников финансирования – также немаловажный и сложный процесс для финансистов. Предстоит долгосрочный этап планирования, реализации и внедрения проекта. Вместе с планами его внедрения малообеспеченные россияне получили шанс на улучшение уровня своего благосостояния.

По мнению представителя министерства финансов, Татьяны Нестеренко, правительству нужно стремиться к повышению уровня открытости таких мер господдержки, как субсидии и пенсии. Эти выплаты должны стать доступными для нуждающихся и незащищенных слоев населения.

Внимание! При изучении информации со страниц нашего сайта, учитывайте то, что мы описываем базовые общие аспекты. Всю достоверную и исчерпывающую информацию по порядку и особенностям назначения, начисления и выплаты пособия или пенсии, субсидии или льгот можно найти в законах, которые регулируют соответствующие виды государственной поддержки.

Более того каждая ситуация индивидуальна, и консультация юриста по социальным вопросам может оказаться как нельзя кстати. Квалифицированная юридическая помощь – то, что нужно, чтоб разобраться в ситуации, обозначить набор документов и определить целесообразность получения конкретного типа финансирования.

Источник: https://SocLgoty.ru/posobiya/po-bednosti.html

Эксперты предложили ввести пособия по бедности на 0,5 трлн руб

Пособие по бедности, перспективы его внедрения в РФ

В России необходимо внедрить адресное пособие по бедности, которое обеспечивало бы доведение доходов нуждающихся семей до национальной черты бедности — величины прожи­точного минимума, следует из доклада «Социальная политика в долгосрочной перспективе: многомерная бедность и эффективная адресность», подготовленного экономистами РАНХиГС Татьяной Малевой, Еленой Гришиной и Еленой Цацурой. Доклад был представлен на Гайдаровском форуме в Москве.

Предоставление ежемесячного пособия бедным семьям с детьми в размере дефицита их денежного дохода (но не менее 1 тыс. и не более 10 тыс. руб.) позволит снизить бедность среди домохозяйств с детьми в 1,7 раза (бедность всех домохозяйств — в 1,5 раза), следует из расчетов экономистов.

Для решения проблемы детской бедности нужны дополнительные финансовые средства из федерального бюджета — на выплаты адресного пособия по бедности семьям с детьми потребуется около 520 млрд руб. ежегодно, указывают авторы доклада. По расчетам Минтруда, чтобы довести доходы всех россиян до уровня прожиточного минимума, необходимо 750–800 млрд руб.

Президент Владимир Путин в майском указе 2018 года поставил задачу добиться двукратного снижения уровня бедности к 2024 году. Вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что действующих мер недостаточно для достижения этой цели и правительство обсуждает с экспертами дополнительные инструменты поддержки граждан.

По данным Росстата за январь—сентябрь 2018 года, 19,6 млн россиян имеют доходы ниже прожиточного минимума, что составляет 13,3% населения. Прожиточный минимум в третьем квартале 2018 года составил 10 451 руб.

Читайте также:  Замена фамилии в паспорте по желанию: алгоритм действий, список документов, сроки обслуживания

В целом по стране риск относительной доходной бедности испытывают 22,1% населения. Это означает, что каждый пятый гражданин имеет доход, не превышающий 60% медианного дохода в стране, указали авторы доклада.

Социальный реестр россиян

Для сокращения бедности в России необходимо усилить адресность социальной защиты, чтобы помощь государства получали наиболее нуждающиеся граждане. Относительная экономия бюджетных средств, возникающая при расширении адресности, должна направляться на увеличение размеров социальной поддержки, пишут экономисты РАНХиГС.

Основой для усиления адресности должно стать создание социального реестра получателей социальной помощи, который содержал бы в себе информацию о гражданине, его семье, источниках их доходов и имуществе, а также их социальном статусе (включая статус занятости, принадлежность к льготной категории).

По замыслу экспертов, источниками данных для социального реестра станут сведения, имеющиеся в Пенсионном фонде, ГИБДД (информация о движимом имуществе), Росреестре (о недвижимом имуществе), Федеральной налоговой службе (информация о налоговых отчислениях для оценки уровня доходов) и других ведомствах.

Пересмотр мер социальной поддержки

Экономисты предлагают создать комплексную систему социального сопровождения бедных семей с учетом их нуждаемости, включающую предоставление денежных выплат и необходимых социальных услуг, способствующих выходу семьи из трудной жизненной ситуации. Одновременно авторы доклада говорят о необходимости ревизии и корректировки существующих мер социальной поддержки. Они предлагают:

  • внедрить критерии нуждаемости в меры социальной поддержки федеральным и региональным ветеранам труда, сельским специалистам и другим категориям «заслуженных» льготников;
  • установить мораторий на новые меры социальной поддержки пожилым людям без применения критериев нуждаемости;
  • ввести дополнительные требования к занятости получателей социальных пособий;
  • отменить распространение мер поддержки на членов семьи отдельных категорий льготников;
  • ввести как минимум ежегодную перерегистрацию получателей адресных социальных пособий;
  • ужесточить санкции за предоставление ложной информации и несвоевременное оповещение о изменениях жизненной ситуации к лучшему.

Задачу снижения уровня бедности невозможно достичь только посредством предоставления адресных мер социальной поддержки — необходим рост реальных денежных доходов и в первую очередь реальных заработных плат.

Для двукратного сокращения бедности рост реальных доходов должен составлять не менее 5% в год, указывают экономисты. В среднесрочной перспективе такого значимого роста реальных доходов не ожидается.

По прогнозу Минэкономразвития, реальные доходы в 2019 году увеличатся на 1%, а затем их рост ускорится — до 2,2% к 2021 году.​

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/biznes-klub/eksperty-predlozhili-vvesti-posobija-po/

Триллион на бедность: перспектива введения пособий для неимущих оказалась иллюзорной

Как бы ни «надували щеки» власти, называя свой бюджет социальным, денег для бедных в нем нет.

Татьяна Нестеренко ссылается на то, что подобный механизм поддержки неимущих использует большинство стран мира. И это истинная правда. Скажем, 20% американских домохозяйств с доходами ниже уровня бедности получают финансовую помощь, а 60% — нефинансовую: продовольственное пособие, медицинские услуги и прочее.

А в Германии, например, безработная семья с двумя несовершеннолетними детьми получает не только денежное пособие, превышающее тысячу евро в месяц, но и небольшую квартиру в пользование, бесплатные коммунальные услуги, бесплатные поездки для школьников и многие другие льготы.

Понятно, что сравнивать американский и немецкой уровни жизни с российским не стоит. Но тем актуальнее помощь для наших неимущих соотечественников, не имеющих возможности свести концы с концами. Таковых, между прочим, в нашем государстве, согласно официальным данным Росстата, насчитывается без малого 23 миллиона.

Именно столько россиян пребывает за чертой бедности и в большинстве совсем, не имеет возможности из этого состояния выбраться, пока продолжается кризис. Ведь, несмотря на бесконечные разговоры в верхах про пройденное «дно» падения экономики и приближающийся рост ВВП, реальные доходы людей продолжают падать уже третий год подряд, причем весьма высокими темпами.

А поскольку экономика не растет и новые рабочие места не появляются, то оказавшимся за чертой бедности людям, по сути, кроме как на помощь государства, рассчитывать не на что. И в этом смысле пособия им и их семьям очень бы пригодились.

Вот только рассчитывать на них не приходится и, если быть реалистом, не придется еще долго. Как бы ни «надували щеки» власти, называя свой бюджет социальным, денег на бедных в нем нет и брать их попросту не откуда.

Собственно, это вынуждено была признать и г-жа Нестеренко, говоря о перспективах введения такого пособия в ближайшие три — то есть, в тот срок, на который рассчитан рассматриваемый сейчас в Госдуме проект бюджета. А социальный вице-премьер Ольга Голодец поспешила заявить, что эта тема в правительстве не рассматривается.

Между тем, подобные пособия, будь они введены, обошлись бы бюджету в весьма круглую сумму.

Если каждому бедняку выплачивать хотя бы по 5 тыс рублей в месяц (а меньший размер пособия просто представляется бесполезным), это потребует свыше 100 млрд рублей в месяц. Соответственно, в год набегает больше триллиона.

А откуда брать этот триллион с хвостиком, если по состоянию на конец сентября дефицит федерального бюджета составляет 1,58 трлн рублей? Вопрос риторический. Поэтому власти, еще не введя данное пособие, уже задумываются о том, как ограничить круг его возможных получателей.

Пособие по бедности, перспективы его внедрения в РФ

Во всяком случае, Татьяна Нестеренко стала рассуждать о том, что для введения пособий по бедности сначала необходимо ввести в законодательство понятие «нуждаемость», определить его критерии, порядок оценки доходов и имущества семьи или одиноких граждан, круг лиц, относящихся к членам семьи…

В переводе с чиновничьего языка это означает, что из числа официальных бедных власти выберут самых бедных, из них самых-самых бедных, а уже тем, может быть, и наскребут что-нибудь на пособие. Ответа на вопрос, когда это произойдет и многие ли из «самых-самых» до этого момента дотянут, власти ответа не дают.

Источник: https://www.mk.ru/economics/2016/10/28/trillion-na-bednost-perspektiva-vvedeniya-posobiy-dlya-neimushhikh-okazalas-illyuzornoy.html

Пособие по бедности в России: кому положено и как будет начисляться?

Проблема малообеспеченности граждан является одной из наиболее актуальных на территории Российской Федерации. Никаких материальных пособий для бедных не существует, но этот вопрос находится на этапе рассмотрения.

На сегодняшний день, Правительством государства были разработаны системы социальных льгот для нуждающихся, которые частично, или полностью освобождают их от уплаты отдельных услуг, либо наделяют малоимущих лиц преференциями, уравнивающими их права.

Такая разновидность государственной поддержки направлена на обеспечение материальной помощью нуждающихся категорий граждан, которые имеют показатель месячного дохода ниже прожиточного минимума. Данный законопроект находится на стадии рассмотрения в Министерстве финансов РФ.

При его утверждении пособие по бедности смогут получить малообеспеченные семьи и отдельные граждане, для уравнивания их уровня месячного дохода до прожиточного минимума на одного человека, установленного в регионе проживания.

Основным законодательным документом, на сегодняшний день, являетсяФедеральный закон №256 от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Так как определённый закон еще не утвержден, то его наименование, дополнительные поправки и другие критерии могут изменяться.

Говорить о конкретном законопроекте можно только, если он будет утвержден государственными властями.

Кому положено пособие по бедности?

Денежная поддержка будет предоставляться только для особенно нуждающихся категорий граждан, соответствующих определённым критериям, которые зафиксированы в разработанном законе.

Каждый из кандидатов на получение пособия по бедности должен будет попадать под следующие условия:

  • Иметь среднемесячный доход ниже прожиточного минимума, установленного в регионе;
  • Гражданин не имеет достаточного количества денег для приобретения базового минимального имущественного набора.

Полноправно претендовать на материальную поддержку от государства смогут родители, воспитывающие детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста. Однако они должны будут соответствовать вышеупомянутым критериям.

Помимо этого, пособие по бедности в России будет начисляться для следующих категорий нуждающихся:

  • Семьи, имеющие трёх и более детей, и оформившие официальный статус многодетных;
  • Матери, или отцы, воспитывающие детей в одиночку;
  • Малоимущие лица;
  • Семьи, воспитывающие ребёнка с инвалидностью;
  • Родители, воспитывающие двоих детей, которым еще не исполнилось восемнадцати лет.

Согласно разработанному законопроекту, полноправно претендовать на выплату смогут и опекуны детей. Они делаются такими же правами, что и законные родители ребёнка.

По какому принципу будет осуществляться начисление?

Количество граждан, которые нуждаются в государственной помощи, постоянно увеличивается. Однако действующие нормативные документы не содержат информации о том, кто же является «бедным», и какая помощь им полагается.

При разработке пособия по бедности в России потребуется придерживаться следующих шагов:

  • Выделить категории граждан, которые могут получить материальную помощь от государства;
  • Определить требования, выдвигаемые к семьям, что будут получать пособия;
  • Рассчитать минимальный размер выплаты и особенности изменения данного показателя в отдельных регионах;
  • Список документации для подтверждения статуса «бедного», либо нуждающегося;
  • Список документов для оформления выплаты;
  • Порядок проверки предоставленных бумаг сотрудниками местных законодательных органов;
  • Определить понятие нуждающегося гражданина на государственном уровне;
  • Разработать порядок оценки прибыли семьи;
  • Сформироваться порядок проверки состояния имущества.

Важно понимать, что пособие по бедности разрабатывается для лиц, которые вовсе не могут поддерживать своё материальное состояние. Размер её варьируется для трудящихся, пенсионеров и несовершеннолетних детей. Помимо этого, количество предоставляемых выплат варьируется зависимо от региона проживания.

Показатель прожиточного минимума в регионе не всегда увеличивается. В отдельных округах он был уменьшен.

На законодательном уровне, порядок расчета прибыли семьи регулирует Федеральный закон от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ. Согласно этому нормативному документу, для расчета берётся средний доход семьи за крайние три месяца и разделяется на каждого совместно проживающего члена семьи.

Если родители не проживают совместно, то они не признаются как единая ячейка общества.

Перспективы утверждения

Государственной Думой всё еще рассматривается внесение изменений в действующее законодательство. На сегодняшний день, на территории РФ сложилась тяжелая экономическая ситуация, которая тормозит внедрение новых пособий, выплачиваемых из госбюджета.

Основными негативно влияющими факторами являются:

  • Введение санкций против РФ со стороны других государств;
  • Снижение цен на нефтяные природные ресурсы;
  • Потребность в поддержке большого количества малообеспеченных граждан.

На будущие года не была внедрена выплата материальной помощи малоимущим лицам. Окончательное решение будет принято только после того, как будут чётко определены категории граждан, которым будет предназначаться пособие по бедности. Однако, в уже утвержденном на ближайшие три года бюджете, это не указано.

М. Топилин, Министр труда и социальной защиты, подтвердил то, что он против внедрения пособия по бедности на территории РФ. Он утверждает, что государственные деньги, которые предполагается потратить на материальную помощь малоимущим, лучше направить на увеличение размером зарплат. Министр труда заявил, что выплата не будет целесообразной, так как социальной помощи и так достаточно много.

Заключение

Законопроект о предоставлении пособий для бедных на территории России так и не был утвержден. На сегодняшний день он находится на стадии рассмотрения. В случае его принятия, получить материальную помощь от государства смогут только определенные категории граждан, которые не могут поддерживать своё материальное состояние.

Однако, уже сейчас нуждающиеся граждане могут оформить различные социальные льготы, обратившись в местное Управление социальной защиты населения.

Источник: https://posobie.wiki/fss/bezrabotnym/posobie-po-bednosti-v-rossii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector