Органы опеки и попечительства: полномочия, права, выполняемые функции

Значительная часть населения Российской Федерации – это несовершеннолетние или недееспособные граждане. Права и интересы таких лиц могут нарушаться другими людьми сознательно или непреднамеренно. Защищать этих людей обязаны опекуны, а вот контролировать их действия должны представители государственных органов опеки и попечительства.

Они имеют конкретный перечень полномочий и прав, выходить за рамки которых они не могут. Зная основные функции данной службы и понимая принцип их работы, гораздо легче отстаивать свои права и интересы подопечных.

Органы опеки и попечительства (ООП) – это орган исполнительной власти, на который возложены функции защиты прав и интересов тех граждан, которые в силу своего возраста или установленной недееспособности не могут самостоятельно это сделать. ООП действует на территории всей Российской Федерации и подчиняется нормам законов, разработанных для регуляции данной сферы правоотношений.

Органы опеки и попечительства: полномочия, права, выполняемые функции

Дополнительная информация

В зависимости от величины населенного пункта в нем может находиться отдел ООП или отсутствовать. В небольших поселениях и городах функции опекунской службы на себя могут брать местные органы самоуправления.

Органы опеки находятся в постоянном контакте с иными государственными структурами. В своей деятельности они тесно взаимодействуют с организациями следующего типа:

  1. Социальные.
  2. Образовательные.
  3. Медицинские.
  4. Жилищные и иные.

Эти структуры выполняют некоторую часть функций ООП.

Законодательная база

Деятельность органов опеки строго регламентируется законодательной базой.

Основополагающим нормативным актом для ООП является Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» изданного 24 апреля 2008 года.

С даты введения документа в действие он неоднократно дорабатывался и дополнялся, устраняя выявленные несоответствия и дорабатывая систему исполнения. Этот законодательный акт регламентирует:

  1. Какие задачи сотрудники структуры должны ставить перед собой.
  2. Объем предоставляемых полномочий.
  3. Очерчивает круг обязанностей, которыми наделяется ООП.

Кроме ФЗ № 48, опекунская служба ориентируется на статьи Гражданского кодекса РФ и Семейного кодекса РФ. Перечень функций и полномочий сотрудников опеки перечислен в статьях 77, 121, 122 и 123 СК РФ.

Дополнительная информация

Многие моменты, связанные с нюансами предоставления помощи и защиты интересов несовершеннолетних или недееспособных лиц,  разъясняются федеральными и региональными законами.

Основные функции

Орган опеки наделен уникальными полномочиями, выполнять которые другие структуры не вправе. Ни одна из организаций не может изъять несовершеннолетнего при обнаружении достаточных оснований для этого, такое действие будет расценено как превышение полномочий.

Но деятельность ООП не сводится к применению наказания, она подразумевает, прежде всего, выявление ситуаций, в которых права людей с ограниченными возможностями нарушаются.

Кроме этого, работники службы должны прилагать максимум усилий для стабилизации ситуации и ее постепенного улучшения, если такая возможность существует.

Функции органов опеки сводятся к следующим базовым направлениям:

  1. Обнаружение нарушения прав несовершеннолетних в части лишения их защиты со стороны родителей.
  2. Производство учета детей, оставшихся без попечения родителей и актуализации сведения в базах данных.
  3. Определение несовершеннолетних в специальные учреждения или поиск для них опекунов, попечителей¸ усыновителей.
  4. Разрешение семейных споров и конфликтов.

На этом список полномочий ООП не заканчивается, в него входят и иные действия, направленные на защиту интересов и прав детей и недееспособных взрослых.

Выявление детей без родительского попечения

Обязанность по выявлению несовершеннолетних, которые остались без родительской защиты и попечения, возложена на опекунскую службу.

Это, однако, вовсе не означает, что иные организации или физические лица не должны обращать внимание на попрание интересов детей.

В статье 122 Семейного кодекса РФ установлена обязанность юридических и физических лиц, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения мамы и папы, сообщать об этом в местные отделения ООП.

Представители правоохранительных органов, медицинских учреждения, образовательных организаций или простые обыватели обязаны своевременно уведомлять опекунскую службу о выявленных случаях.

При обнаружении детей, родители которых неизвестны, следует незамедлительно сообщить в правоохранительные органы и письменно уведомить о случившемся опекунский отдел.

На эти действия физическому лицу отводится 48 часов, но лучше не затягивать с оповещением, так как это может быть расценено как принудительное удержание ребенка или даже его кража.

Важно!

Сотрудники ООП обязаны проверять все заявления о выявленных фактах и реагировать на них соответственно ситуации.

Устройство детей

Выявление ребенка, оставшегося без родительского попечения, — это только начало длительной процедуры. Целью опекунского отдела считается устройство таких детей. По закону несовершеннолетний, не имеющий родителей или лишенный их опеки по каким-либо причинам, должен быть оформлен в:

  1. Специализированное учреждение.
  2. Приемную семью.

Избежать временного нахождения в спецучреждениях удается редко. Обычно такая мера применяется по отношению к большинству выявленных детей, что позволяет обеспечить их сиюминутные нужды.

Детские дома или дома малютки дают ребенку кров, питание, одежду.

Специалисты, работающие там, помогают ребенку пройти адаптацию, выявить наличие психологических, психических ли физиологических проблем и при возможности устранить их.

Органы опеки и попечительства: полномочия, права, выполняемые функции

Выполнив первичную задачу по защите жизни и здоровья ребенка, работники ООП прилагают все возможные усилия для определения его в семью.

Для этого данные о несовершеннолетнем вносятся в специальные базы, где его могут увидеть гипотетические приемные родители.

Для ускорения поиска сотрудники службы могут обращаться с просьбами оформления опекунства или попечительства к тем семьям, что уже имеют на воспитании подобных детей.

Если родственники хотят оформить права на воспитание ребенка, в задачу ООП входит всесторонняя помощь в достижении положительного результата при условии, что кандидатура будущего опекуна соответствует обязательным требованиям.

Разрешение семейных споров

Особое внимание работники опекунского отдела должны уделять работе с неблагополучными семьями и теми взрослыми, которые не числились ранее в ООП, но обратились за помощью с целью разрешения сложившейся неблагоприятной ситуации. Первостепенной задачей органов опеки считается именно сохранение родительской семьи, а не изъятие ребенка и передача его третьим лицам на воспитание.

Сотрудники ООП часто задействуются в решении конфликта между бывшими супругами, которые не могут договориться о порядке общения с детьми.

Иногда данная ситуация затрагивает интересы не только отца и/или матери, но и иных родственников, которым не разрешается видеться с ребенком и принимать участие в его жизни.

Затянувшийся спор можно решить в судебном порядке, но это не самый лучший вариант.

Обратите внимание!

Оптимальным способом решения конфликтов между опекуном и подопечным считается привлечение опекунской службы, которая становится третьей независимой стороной, не принимающей доводы одной из сторон, а соблюдая исключительно интересы самого несовершеннолетнего.

Полномочия и права

Выполнение возложенных на ООП функций должно производиться в строгом соответствии с имеющимися у органа полномочиями и правами. Они также закреплены законодательно и имеют строго установленные границы, выходить за которые запрещено. Работники опекунской службы наделены следующим перечнем полномочий и прав:

  1. Ходатайствовать в судебные инстанции о признании лица недееспособным или, наоборот, для возврата ему дееспособности.
  2. Изымать несовершеннолетних из семьи при обнаружении фактов угрозы его здоровью и жизни.
  3. Лишать родителей, опекунов, попечителей возможности выполнять свои обязанности дальше.
  4. Давать разрешение или отказ на проведение сделок с имуществом опекаемого.
  5. Удостоверять договора доверительного управления.
  6. Защищать интересы подопечных в суде или иных инстанциях.
  7. Проверять условия, в которых находятся или будут проживать дети или люди с инвалидностью.
  8. Проверка выдвигаемых на роль приемных родителей кандидатур, их согласование и контроль дальнейшего содержания детей.
  9. Предоставление юридической помощи опекунам и опекаемым.

Полномочия опекунской службы могут расширяться при необходимости.

Обращение в суд

Органы опеки имеют право самостоятельно издавать постановления на изъятие ребенка из семьи. Опекуны могут оспорить правомерность такого вмешательства в судебном порядке.

Далеко не все действия выполняются сотрудниками ООП по собственному волеизъявлению. Для принятия глобальных неотвратимых решений опекунской службе не обойтись без вмешательства судебной инстанции. Обращение в суд подается в следующих случаях:

  1. Необходимо ограничить официальных опекунов в полномочиях по отношению к ребенку или лишить их прав вовсе.
  2. Производится усыновление или удочерение несовершеннолетнего.
  3. Требуется установить недееспособность человека или, наоборот, вернуть ему дееспособность.

Обратите внимание!

Судебное вмешательство может потребоваться и в тех случаях, когда были выявлены нарушения по отношению к опекаемым лицам.

Обследование жилищных условий

Дееспособный совершеннолетний человек может решать самостоятельно, в каких условиях он будет проживать. Ни одна инстанция не запретит ему свободно выражать свою волю.

Что касается малолетних или недееспособных граждан, то они сами зачастую не могут отстаивать свои интересы, а потому должны быть обеспечены всем необходимым для полноценной жизни, развития и воспитания.

По этой причине жилищные условия, в которых находится ребенок или лицо ограниченное, считается наиважнейшим критерием для оценки ухода за ним.

Сотрудники ООП обязаны обследовать условия проживания с определенной периодичностью.

В ситуациях, где дети воспитываются родителями, а нареканий к семье не имеется, никто не пойдет без причины к ним интересоваться существующими условиями.

А вот при получении сигналов о нарушении прав подопечных первое, с чего начинается проверка, — это обследование жилья на его соответствие нормам. Работники опекунской службы проверяют:

  1. Наличие инженерных коммуникаций и их функционирование. В доме должно быть отопление (газовое, паровое, печное), вода (как минимум холодная), канализация. При обследовании ориентироваться следует на возможность подвода коммуникаций, например, в деревнях вода может быть только на улице или отсутствует централизованная канализация и это не считается нарушением. Важно, проверить и то не отключены ли те или иные коммуникации из-за задолженностей.
  2. Наличие электричества, а также нахождение всей сети в исправности. Торчащие провода и неисправные розетки могут привести к поражению электричеством и возгоранию.
  3. Общее состояние помещения и домовладения. Проживание в аварийных домах является прямой угрозой жизни и здоровью подопечных.
  4. Санитарно-бытовые условия.
  5. Наличие продуктов питания для обеспечения жизнедеятельности растущих организмов.

По результатам исследования составляется акт, который зачастую ложится в основу дальнейшего производства по изъятию опекаемых.

Органы опеки и попечительства: полномочия, права, выполняемые функции

Отобрание детей

Изъятие подопечных – это крайняя мера. В соответствии со статьей 77 СК РФ, она может применяться только в тех случаях, когда речь идет об угрозе жизни и здоровья опекаемых.

Под этой формулировкой может рассматриваться масса ситуаций.

Данная мера обычно применяется в тех случаях, где было зафиксировано психологическое, физическое или сексуальное насилие над несовершеннолетним или недееспособным.

Важно!

Изъять ребенка работники опекунской службы могут по постановлению. Оно подготавливается в ООП и в нем излагаются причины столь крайней меры.

https://www.youtube.com/watch?v=LiJYQockI4k

Сразу после отобрания несовершеннолетнего о произведенном действии уведомляется прокуратура. Прокурор инициирует дополнительную проверку по факту изъятия, подтвердив целесообразность принятой меры.

Отбирание несовершеннолетнего не всегда ведет к лишению опекунов прав на дальнейшее воспитание.

Если официальный представитель ребенка своевременно и в полном объеме устранит выявленные несоответствия, не позволяющие обеспечить безопасность ребенку, он может вернуть опеку назад.

При выявлении насилия выбор не предоставляется и ООП ходатайствует о лишении родительских прав и привлечения их к ответственности за содеянное.

Источник: http://mojurist.ru/opeka/organy-popecitelstva/

Деятельность органов опеки и попечительства: функции и полномочия госоргана

Органы опеки и попечительства являются неотъемлемой и очень важной системой, которая помогает людям, оставшимся в сложном положении, детям-беспризорникам, малышам, оставшимся без заботы родителей.

Читайте также:  Вступление в наследство после смерти без завещания

Органы опеки

Органы опеки и попечительства являются муниципальным учреждением, которое занимается вопросами опеки, попечительства, усыновления, патронажа над стариками, оставшихся без попечения родственников и недееспособными лицами и многое другое, что касается обездоленных и незащищенных слоев населения Российской Федерации. Также функциональной частью органов опеки и попечительства  является выбор формы помощи и содействия нуждающегося лица. Все действия производятся в рамках замках федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Органы опеки и попечительства: полномочия, права, выполняемые функции

Структура и администрация

Сама структура органов опеки и попечительства устанавливается субъектами Российской Федерации. Чаще всего отдел опеки и попечительства входит в департамент, но существуют случаи его независимого функционирования.

В поселках, ПГТ и маленьких городах, где нет региональной структуры ООП, функции ООП выполняют органы местного самоуправления. Также такой структурой отличаются такие крупные города как Москва и Санкт-Петербург.

Структура отдела органов опеки и попечительства выглядит следующим образом:

Начальник
Выявляет беспризорных детей и сирот, оставшихся без опеки, и устраивает их в семью. Работает с кандидатами в усыновители и попечители.
Главный специалист
Решает вопросы, связанные с усыновлением и попечение несовершеннолетних.
Ведущий специалист N1
Отвечает за сохранность финансового и жилищного имущества находящегося под опекой или патронажем. Работает с выпускниками детских домов.
Ведущий специалист N2
Решает вопросы об опеке над  недееспособными гражданами. Занимается спорами, возникающими между опекунами и находящимися под опекой. Защищает личные права лиц, находящихся под опекой.

Задачи госоргана

Основные задачи, которые возложены на органы опеки и попечительства, прописаны в Федеральном законе N43. По закону служба опеки обязана:

  1. Защищать права и интересы лиц, которые остались в трудном положении и нуждаются в досмотре.
  2. Контролировать лица, которые взяли опеку или попечение над детьми, либо лицами, которым необходим особенный уход.
  3. Контролировать деятельность детских домов, дома малютки, домов престарелых.
  4. Отвечать за сохранность финансов, либо имущества, лиц, находящихся под опекой.

Функции органов опеки

ОПП действуют всегда в интересах лиц, которые остались без социальной защиты. Их основными функциями являются:

  1. Выявление детей оставшихся без родителей, по каким-либо причинам.
  2. Выявление беспризорников.
  3. Проверка социально неблагополучных семей.
  4. Внесение кандидатов на усыновление, опеку и попечительство в базу данных.
  5. Устройство детей в дома малютки и детские дома.
  6. Помощь в устройстве в приемную семью.
  7. Защита прав несовершеннолетних, оставшихся без родителей.
  8. Урегулирование семейных конфликтов.

Полномочия органов опеки и попечительства

Помимо функций, ОПП имеют свои полномочия, которые тоже прописаны в Федеральном законе N43. В эти полномочия входят:

  1. Представление в суде находящегося под опекой, если он совершил противоправные действия и находится под следствием.
  2. Представление в суде прав  несовершеннолетних, либо недееспособных лиц, которые хотят защитить свои права.
  3. Проверка жилищных условий неблагополучных семей, состоящих на учете.
  4. Проверка условий содержания лиц в психдиспансерах, домах престарелых, детских домах.

Органы опеки и попечительства: полномочия, права, выполняемые функции

Обязанности

Госорган ОПП  имеет обширный спектр обязанностей, который можно разделить на три сектора.

Гражданские отношения Имущественные Семейные
  • Назначение помощника для патронажа.
  • Выполнение функций опекуна, если он не был назначен.
  • Назначение кандидатов в усыновители и опекуны.
  • Быть свидетелем на суде, в пользу разрешения пользования имуществом в возрасте от 14-18 лет.
  • Контролировать соблюдение прав подопечных.
  • Контролировать условия проживания, воспитания и обучения ребенка.
  • Давать разрешение на психиатрическое освидетельствование, лиц до 18 лет.
  • Давать разрешение на перевод  из одного учебного заведения в другое.
  • Давать разрешение на выезд заграницу на ПМЖ.
  • Заключение договора с опекуном о разрешении распоряжаться имуществом подопечного.
  • Давать согласие на заключение сделок опекуном.
  • Разрешать обмен жилплощади подопечного.
  • Возмещать ущерб, если он был нанесен непосредственно сотрудниками ООП.
  • Уведомлять налоговые службы о недееспособности граждан.
  • Подавать заявления в суд, если опекуны незаконно пользовались финансами подопечного.
  • Забирать детей из неблагополучных семей, где имеется угроза жизни и здоровью ребенка.
  • Рассказывать о методах воспитания ребенка.
  • Подавать заявление в суд о лишении родительских прав.
  • Предоставлять необходимые документы для судебного заседания об установлении опеки.
  • Урегулировать конфликты между опекуном  и опекаемым.
  • Быть свидетелем в суде, о признании брака между опекуном и опекаемым недействительным.
  • Заключение договоров о принятии ребенка в семью.
  • Назначать социальные пособия и льготы опекунам.
  • Направлять иски в суд о назначении алиментов.

Обжалование действий ООП

Иногда возникает необходимость обжаловать деятельность  органов опеки и попечительства, но далеко не все знают, куда нужно обращаться и что именно делать.

  1. Прежде всего, нужно обратиться в департамент социального обеспечения г. Москва и оставить жалобу.
  2. Пожаловаться в районную администрацию.
  3. Подать исковое заявление в суд о неправомерных деяниях со стороны ООП. Но обязательно нужно имеет вещественные доказательства.
  4. Пожаловаться в управление по опеке и попечительству.
  5. Пожаловаться уполномоченному по правам ребенка.

Место обжалования зависит от ситуации, в которой оказался истец.

Виды материальной ответственности работника

Работники ООП имеют право:

  1. Распоряжаться доходами опекаемого, если он является недееспособным.
  2. Совершать сделки, которые не перечат правовым отношениям опекуна и опекаемого, если он не достиг возраста 18-ти лет, либо является полностью недееспособным.

В любом случае, ООП являются важной частью государственной системы, которая помогает всем нуждающимся, сиротам, людям, оказавшимся в сложном положении.

  1. ФЗ N 48
  2. ГУ ст.41
  3. СК РФ ст. 77
  4. СК РФ 121

Органы опеки и попечительства: полномочия, права, выполняемые функции

Источник: https://opekarf.ru/opeka-i-popechitelstvo/obshhie-ponyatiya/organy-opeki

Что такое опека и попечительство ребенка. Права органов опеки

Что такое опека и попечительство и как выстроена работа органов опеки и попечительства, не все хорошо представляют. Но, почему-то, заранее считают, что их деятельность не очень лицеприятна.

Когда в нашем обществе слышат слова «органы опеки и попечительства», то сразу возникает неприятная картинка: детей забирают, мать лишают родительских прав и т. д. Никто даже не верит, что данные органы могут работать на благо общества, ребенка и семьи. И они работают, другое дело, что огласке предаются только те события, которые имеют резонанс.

А резонанс у нас всегда имеют именно плохие события. Но не все так, как кажется на первый взгляд.

Рассмотрим, какие права и обязанности у данного учреждения, что оно должно делать и чьи права защищать.

Функции органов опеки и попечительства (ООП)

Следует сразу отметить следующее. Полномочия, функции, задачи, права и обязанности органов опеки регламентируются законодательно.

  • Есть федеральный закон № 48-ФЗ РФ, который так и называется «Об опеке и попечительстве», принятый в 2008 году.
  • Что же представляет собой данный орган?
  • Согласно ФЗ орган опеки — это орган исполнительной власти, представленный в каждом конкретном регионе России.

Главная цель его работы – это обеспечение нормальной жизни несовершеннолетних детей и других лиц, нуждающихся в опеке. При этом неважно, где пребывают эти лица: в семье или в интернате, за каждым из них должен быть контроль.

Поднимая вопрос: а что делают представители этих органов, необходимо в обязательном порядке раскрыть функции органов опеки и попечительства.

Среди них главными являются следующие:

  • Это выявление случаев, которые подтверждают социальное сиротство детей. То есть выявление фактов того, что даже в имеющихся семьях дети предоставлены сами себе и их права нарушаются самими родителями. К этим случаям можно отнести избиение ребенка, ненадлежащий уход и т. д.;
  • В случаях изъятия несовершеннолетних от родителей — поиск и подбор кандидатур, которые могут стать приемными папой и мамой для малыша;
  • Постоянная защита прав и свобод всех сирот региона, находящихся как в опекунских семьях, так и в интернатах;
  • Предоставление помощи тем детям, которые остались без попечительства родителей и других взрослых людей. Помощь выражается в обеспечении минимального набора благ для  жизни: еда, средства первой необходимости, одежда;
  • При судебных тяжбах, в которых принимают участие дети, представительство их интересов в суде. То есть представитель опеки в суде всегда должен руководствоваться исключительно интересами ребенка, а не интересами других лиц. Другое дело, что в таких случаях приходится принимать очень тяжелые и судьбоносные решения.

  Опека и попечительство над детьми

Если внимательно изучить функции органов опеки, то можно сделать следующий вывод.

Опека и попечительство — главная задача

Главная задача – это помочь тем малышам и подросткам, которые по воле судьбы оказались в очень сложной жизненной ситуации, в том числе и по вине родителей.

Сам же закон об ООП РФ предусматривает следующие задачи, которые должны выполняться данными представителями власти:

  • Это обеспечение защиты прав и интересов тех граждан, которые находятся под опекой или на попечительстве;
  • Защита интересов тех, кто непосредственно нуждается в опеке или попечительстве;
  • Осуществление контроля за действиями тех граждан, кто стал официальными попечителями и опекунами;
  • Обязательный контроль за сохранностью того имущества, что по закону принадлежит несовершеннолетним гражданам, утратившим своих родных родителей;
  • Контроль за учреждениями и организациями, в которых пребывают дети-инвалиды;
  • Иные задачи и цели, достижение которых должно улучшить ситуацию каждого отдельного ребенка.

Как видно из этого списка, цели вполне гуманные. Другое дело, что опека и попечительство все же зависит от конкретного работника и от его желания помочь.

Ведь каждый относится к своей работе по-разному, поэтому и эффективность работы может отличаться.

Обязанности ООП

Чтобы достичь поставленных целей и результатов, перед каждым работником данного органа должны быть поставлены конкретные функциональные обязанности. За невыполнение которых, сотрудник может быть отстранен от работы.

Рассмотрим обязанности органов опеки и попечительства в соответствии с упомянутым ранее Федеральным Законом.

Обязанности сотрудников:

  • Мониторинг жизни несовершеннолетних граждан, которые были приняты под опеку или на попечительство. Данная обязанность заключается в том, чтобы отследить факты насилия или ненадлежащего ухода за ребенком. Как показывает практика, такие случаи не единичны;
  • Защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Суть данной обязанности заключается в том, что работник должен понимать, что лучше для ребенка: изъятие из семьи или дальнейшее воспитание в ней. Лучше отдать воспитывать бабушке или дедушке или изъять в интернат и т. д. Другими словами, сотрудники всегда должны принимать решение: что лучше для малыша;
  • Контроль над тем, чтобы мнение ребенка всегда учитывалось в случае, если ему исполнилось 14 лет. В данном варианте ООП не всегда должны принимать решение самостоятельно, они также должны во внимание брать и мнение ребенка старше 14 лет;
  • Предоставление комплекса услуг, обеспечивающих помощь в трудной ситуации. К таким услугам можно отнести психологическую помощь, медицинскую и другую. При этом, это не значит, что сами ООП оказывают такие услуги, они в этом не всегда компетентны. Просто они должны проследить за тем, чтобы они были оказаны: вызвать врача, психолога, отправить малыша на реабилитацию. В большинстве случаев ООП постоянно сотрудничают с местными властями, благотворительными фондами и другими организациями. Поэтому при необходимости у них есть такая возможность помочь.
Читайте также:  Совместно нажитое имущество в гражданском браке

  Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Таким образом, рассмотрев данные обязанности, становится ясным, что такое опека и попечительство и чем занимаются органы опеки и попечительства.

Особенности работы ООП

Но есть и один нюанс, который очень часто не все знают или делают вид, что не знают. Когда малыш переезжает на новое место жительства, то это не значит, что с ООП того региона снимается ответственность.

По закону данные представители власти просто обязаны сделать следующее:

  1. Полностью передать информацию о конкретной проблемной семье, подшефном малыше другому региональному представительству власти;
  2. В обязательном порядке составить ходатайство о взятии под контроль определенного субъекта. При этом есть сроки составления ходатайства – не более, чем 3 дня с момента того, как стало известно о переезде субъекта;
  3. Передать личное дело, которое было заведомо на малыша или семью.

Говоря также об обязанностях ООП, нельзя не рассмотреть отдельно вопрос того, что за ними закреплена задача за сохранностью имущества подопечного.

В чем может выражаться такая обязанность?

Например, если недвижимость принадлежит нескольким собственникам, среди которых есть несовершеннолетний, находящийся под опекой, то продать квартиру можно будет только с письменного разрешения самих органов опеки. Для этого другие собственники должны подать заявление в органы опеки и попечительства.

ООП никогда не выдадут письменное разрешение на сделку по продаже недвижимости, если у них взамен не будет гарантий относительно того, что ребенку будет предоставлена жилая недвижимость с условиями, не хуже нынешних.

  1. Если же ребенок будет пристроен под опеку или попечительство, то соответственно имуществом будет распоряжаться его законный опекун.
  2. И в этом  случае ООП должны в обязательном порядке контролировать такого опекуна в вопросах распоряжения имуществом.

  3. Необходимо обеспечить такую ситуацию, при которой имущество и средства будут использоваться только в интересах ребенка, но не более.

Полномочия ООП

Для того чтобы достичь поставленных задач и иметь возможность выполнять свои прямые обязанности, необходимо иметь некие полномочия. Если таких полномочий не иметь, то достаточно трудно выполнять свои обязанности.

  Семейный кодекс о совместно нажитом имуществе супругов

Полномочия органов опеки и попечительства:

  • Выявление случаев, когда будет установлена необходимость оказания помощи несовершеннолетнему;
  • Подача заявления в суд по поводу признания гражданина, например, матери или отца недееспособным;
  • Право на установление опеки ребенка. Установление попечительства с назначением попечителя ребенка;
  • Принятие решений о том, что дети должны быть изъяты из семьи и определены в интернат или другие организации;
  • Принятие решения о том, что конкретный опекун или попечитель не может выполнять своих прямых обязанностей. Изъятие малыша из опекунской семьи;
  • Предоставление разрешения на сделку в отношении продажи имущества,  долей которого владеет ребенок;
  • Подписание договора по поводу того, что ООП будет являться управленцем того имущества, которым владеет несовершеннолетний. Договор заключается на основании норм Гражданского Кодекса РФ, в частности ст. 38;
  • Представление любых интересов несовершеннолетнего гражданина;
  • Проверка всех условий проживания детей в  семьях с родными родителями, с опекунами и попечителями;
  • Проведение консультационных и разъяснительных работ. С возможными попечителями и опекунами в отношении их обязанностей и прав. Подбор детей, которые нуждаются в опеке;
  • Предоставление разнообразной помощи всем субъектам, которые принимают участие в жизни малыша;
  • Другие полномочия, которые не противоречат ФЗ.

Кто же контролирует ООП

Но если для ООП предусмотрены такие полномочия и обязанности, то возникает вполне логичный вопрос. А кому подчиняются органы опеки и попечительства?

Контроль за деятельностью ООП осуществляют следующие органы власти:

  1. Местные органы самоуправления, то есть местная власть;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, то есть известный всем Рособрнадзор.

В компетенцию других органов власти не входит контроль за ООП. Правда, это на федеральном уровне.

На региональном уровне местными решениями могут устанавливаться дополнительные расширенные права для некоторых организаций.  Организаций, в компетенцию которых входит наблюдение за органами опеки.

Но куда необходимо обращаться в том случае, если обнаружены факты некомпетентного обращения сотрудников ОПП или ненадлежащее выполнение ими обязанностей?

В таком случае, необходимо писать заявление в прокуратуру. Где будут проводить расследование или решать дело в судебном порядке.

Таким образом, опека и попечительство обеспечиваются разнообразными функциями и задачами.

Но главная их цель – это предоставление ребенку тех условий, которые смогут обеспечить нормальную жизнь.

И при этом неважно, где он живет: в своей родной семье, в интернате или у опекунов. Контроль должен быть везде.

Другое дело, что и мотивация у ООП должна быть хорошая.

Ведь от их добросовестной работы может зависеть жизнь ребенка.

Источник: https://PoKodeksu.ru/semeynoe-pravo/polnomochiya-organov-opeki-i-popechitelstva.html

Глава 2. Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия

Статья
6. Органы
опеки и попечительства

1.
Органами опеки и попечительства являются
органы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации.

(часть
1 в ред. Федерального закона
от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

1.1.

Органы местного самоуправления поселений,
городских округов, муниципальных
районов, внутригородских муниципальных
образований городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга, на
территориях которых отсутствуют органы
опеки и попечительства, образованные
в соответствии с настоящим Федеральным
законом, могут наделяться законом
субъекта Российской Федерации полномочиями
по опеке и попечительству с передачей
необходимых для их осуществления
материальных и финансовых средств. В
этом случае органы местного самоуправления
являются органами опеки и попечительства.

(часть
1.1 введена Федеральным законом
от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

1.2.

Вопросы организации и деятельности
органов опеки и попечительства по
осуществлению опеки и попечительства
над детьми, оставшимися без попечения
родителей, определяются настоящим
Федеральным законом, Семейным кодексом
Российской Федерации, Гражданским
кодексом
Российской Федерации, Федеральным
законом
от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации», Федеральным
законом
от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»,
иными федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.

(часть
1.2 введена Федеральным законом
от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

2.
В акте, регламентирующем деятельность
органа опеки и попечительства, должно
быть указано наличие у него статуса
органа опеки и попечительства.

3.

Деятельность органов опеки и попечительства
по оказанию подопечным и (или) опекунам
или попечителям помощи в получении
образования, медицинской помощи,
социальных услуг, а также по подбору и
подготовке граждан, выразивших желание
стать опекунами или попечителями либо
принять детей, оставшихся без попечения
родителей, в семью на воспитание в иных
установленных семейным законодательством
формах, осуществляется во взаимодействии
с другими органами исполнительной
власти субъекта Российской Федерации,
органами местного самоуправления и
территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти,
образовательными организациями,
медицинскими организациями, организациями,
оказывающими социальные услуги, или
иными организациями, в том числе для
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, и общественными
организациями.

4.

Полномочия органов опеки и попечительства
по выявлению лиц, нуждающихся в
установлении над ними опеки или
попечительства, а также по подбору и
подготовке граждан, выразивших желание
стать опекунами или попечителями либо
принять детей, оставшихся без попечения
родителей, в семью на воспитание в иных
установленных семейным законодательством
формах, могут осуществлять образовательные
организации, медицинские организации,
организации, оказывающие социальные
услуги, или иные организации, в том числе
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в случаях и в
порядке,
которые установлены Правительством
Российской Федерации.

5.

Уполномоченный Правительством Российской
Федерации федеральный орган исполнительной
власти утверждает требования
к профессиональным знаниям и навыкам
работников органов опеки и попечительства,
необходимым для исполнения ими должностных
обязанностей, примерные дополнительные
профессиональные программы для работников
органов опеки и попечительства, а также
осуществляет разработку методических
материалов
по вопросам деятельности по опеке и
попечительству и контроль за деятельностью
органов опеки и попечительства.

(часть
5 в ред. Федерального закона
от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

  • Статья
    7. Задачи
    органов опеки и попечительства
  • 1. Основными задачами органов опеки
    и попечительства для целей настоящего
    Федерального закона являются:
  • 1)
    защита прав и законных интересов граждан,
    нуждающихся в установлении над ними
    опеки или попечительства, и граждан,
    находящихся под опекой или попечительством;
  • 2)
    надзор за деятельностью опекунов и
    попечителей, а также организаций, в
    которые помещены недееспособные или
    не полностью дееспособные граждане;
  • 3)
    контроль за сохранностью имущества и
    управлением имуществом граждан,
    находящихся под опекой или попечительством
    либо помещенных под надзор в образовательные
    организации, медицинские организации,
    организации, оказывающие социальные
    услуги, или иные организации, в том числе
    для детей-сирот и детей, оставшихся без
    попечения родителей.

2.
На органы опеки и попечительства
возлагаются также иные задачи в
соответствии с федеральными законами
и законами субъектов Российской
Федерации.

  1. Статья
    8. Полномочия
    органов опеки и попечительства
  2. 1.
    К полномочиям органов опеки и попечительства
    относятся:
  3. 1)
    выявление и учет граждан, нуждающихся
    в установлении над ними опеки или
    попечительства;
  4. 2)
    обращение в суд с заявлением о признании
    гражданина недееспособным или об
    ограничении его дееспособности, а также
    о признании подопечного дееспособным,
    если отпали основания, в силу которых
    гражданин был признан недееспособным
    или был ограничен в дееспособности;
  5. 3)
    установление опеки или попечительства;
  6. 4)
    осуществление надзора за деятельностью
    опекунов и попечителей, деятельностью
    организаций, в которые помещены
    недееспособные или не полностью
    дееспособные граждане;
  7. 5)
    освобождение и отстранение в соответствии
    с настоящим Федеральным законом опекунов
    и попечителей от исполнения ими своих
    обязанностей;
  8. 6)
    выдача в соответствии с настоящим
    Федеральным законом разрешений на
    совершение сделок с имуществом подопечных;
  9. 7)
    заключение договоров доверительного
    управления имуществом подопечных в
    соответствии со статьей
    38
    Гражданского кодекса Российской
    Федерации;
  10. 8)
    представление законных интересов
    несовершеннолетних граждан и недееспособных
    граждан, находящихся под опекой или
    попечительством, в отношениях с любыми
    лицами (в том числе в судах), если действия
    опекунов или попечителей по представлению
    законных интересов подопечных противоречат
    законодательству Российской Федерации
    и (или) законодательству субъектов
    Российской Федерации или интересам
    подопечных либо если опекуны или
    попечители не осуществляют защиту
    законных интересов подопечных;
  11. 9)
    выдача разрешения на раздельное
    проживание попечителей и их
    несовершеннолетних подопечных в
    соответствии со статьей
    36
    Гражданского кодекса Российской
    Федерации;
  12. 10)
    подбор, учет и подготовка в порядке,
    определяемом Правительством Российской
    Федерации, граждан, выразивших желание
    стать опекунами или попечителями либо
    принять детей, оставшихся без попечения
    родителей, в семью на воспитание в иных
    установленных семейным законодательством
    формах;
  13. 11)
    проверка условий жизни подопечных,
    соблюдения опекунами и попечителями
    прав и законных интересов подопечных,
    обеспечения сохранности их имущества,
    а также исполнения опекунами и попечителями
    требований к осуществлению ими прав и
    исполнению обязанностей опекунов или
    попечителей, определяемых в соответствии
    с частью
    4 статьи 15
    настоящего Федерального закона;
Читайте также:  Техника безопасности на складе: основные принципы, общие нормативы, ценные рекомендации


ред. Федерального закона
от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

12)
информирование граждан, выразивших
желание стать опекунами или попечителями
либо принять ребенка, оставшегося без
попечения родителей, на воспитание в
семью в иных установленных семейным
законодательством формах, о возможных
формах устройства ребенка в семью, об
особенностях отдельных форм устройства
ребенка в семью, о порядке подготовки
документов, необходимых для установления
опеки или попечительства либо устройства
детей, оставшихся без попечения родителей,
на воспитание в семью в иных установленных
семейным законодательством формах, а
также оказание содействия в подготовке
таких документов;

(п.
12 введен Федеральным законом
от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

13)
оказание помощи опекунам и попечителям
несовершеннолетних граждан в реализации
и защите прав подопечных.

(п.
13 введен Федеральным законом
от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

2.
Федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации
могут быть предусмотрены иные полномочия
органов опеки и попечительства наряду
с указанными в части
1
настоящей статьи полномочиями.

3.

По вопросам, возникающим в связи с
установлением, осуществлением и
прекращением опеки или попечительства,
органы опеки и попечительства издают
акты. Указанные акты могут быть оспорены
заинтересованными лицами в судебном
порядке.

Статья
9. Обязанности
органа опеки и попечительства при
перемене места жительства подопечного

1.
Полномочия органа опеки и попечительства
в отношении подопечного возлагаются
на орган опеки и попечительства, который
установил опеку или попечительство в
соответствии со статьей
35
Гражданского кодекса Российской
Федерации.

2.
При перемене места жительства подопечного
орган опеки и попечительства, установивший
опеку или попечительство, обязан
направить дело подопечного в орган
опеки и попечительства по его новому
месту жительства в течение трех дней
со дня получения от опекуна или попечителя
извещения о перемене места жительства
подопечного.

3.

Полномочия органа опеки и попечительства
по новому месту жительства подопечного
возлагаются на данный орган опеки и
попечительства со дня получения личного
дела подопечного.

Усыновление
форма семейного воспитания детей,
лишённых родительской опеки, с
установлением между усыновленным и
усыновителем правовых (личных и
имущественных) отношений, существующих
между родителями и детьми.

По
российскому праву усыновление допускается
только в отношении несовершеннолетних
детей. Усыновление производится судом
по заявлению лиц, желающих усыновить
ребёнка, в порядке особого производства
по правилам гражданского процессуального
законодательства.

Основными
этапами процедуры усыновления для
российских граждан являются:

  1. Обращение в органы опеки по месту жительства и знакомство с сотрудниками, отвечающими за работу с усыновителями.

  2. Прохождение медосмотров, обучение в школе приемных родителей, сбор справок и подготовка необходимого пакета документов.

  3. Подача собранного пакета документов в органы опеки, рассмотрение документов специалистом опеки, обследование жилищных условий и оформление акта данного обследования.

  4. Получение заключения о возможности быть усыновителем.

  5. Поиск ребёнка. Получение направления на знакомство с ребёнком (детьми). Если по месту собственного проживания нет детских учреждений или не удалось подобрать ребёнка, то обращение в любой другой орган опеки или к региональному оператору банка данных о детях оставшихся без попечения родителей с имеющимся на руках заключением о возможности быть усыновителем.

  6. Знакомство с ребёнком, при желании, независимое медицинское обследование ребёнка, принятие окончательного решения о желании усыновить данного ребёнка.

  7. Подача заявления в суд, ожидание даты заседания суда. В это время орган опеки по месту проживания ребёнка готовит заключение о целесообразности усыновления конкретного ребёнка и документы на ребёнка для суда.

  8. Рассмотрение заявления судом. Получение копии решения суда на руки.

  9. Получение в ЗАГСе свидетельства об усыновлении, нового свидетельства о рождении ребёнка, внесение записи о ребёнке в паспорт.

  10. Регистрация ребёнка по месту проживания усыновителя.

Патронаж —
самостоятельная форма
помощи совершеннолетнимдееспособным гражданам.

Ранее
являлся разновидностью попечительства.
В Российской
Федерации —
России правовая форма патронажа
предусмотрена ст. 41Гражданского
кодекса.
Под патронажем следует понимать
регулярное оказание помощи в осуществлении
своих прав.

В
данном случае попечительство
устанавливается над совершеннолетним
дееспособным гражданином, который по
состоянию здоровья не может самостоятельно
осуществлять и защищать свои права,
а также исполнять свои обязанности. При
этом, просьба о патронаже исходит от
самого гражданина.

Приняв
заявление, орган опеки и попечительства
обязан назначить гражданину попечителя (помощника).
Сам заявитель может согласиться, либо
отклонить данное назначение.

Если
назначение помощника будет одобрено,
то между ним и заявителем заключается договор
поручения или договор доверительного
управления.
Попечитель исполняет свои обязанности
перед опекаемым гражданином на основании
такого договора.

Для совершения бытовых
и иных сделок требуется согласие
подопечного. Органы опеки и попечительства
осуществляют надзор за деятельностью
попечителей-помощников.

Патронаж
прекращается также по инициативе
заявителя. Он может прекратиться в связи
со смертью патрона либо
подопечного или же по просьбе попечителя.

Источник: https://studfile.net/preview/3563133/page:3/

Органы опеки и попечительства: их задачи, полномочия и обязанности

Основной задачей органов опеки и попечительства является защита интересов несовершеннолетних детей, которые по каким-либо причинам остались без родительского контроля, недееспособных граждан, которые по состоянию здоровья или в силу возраста не имеют возможности обслуживать себя и защищать свои интересы самостоятельно. Органами опеки и попечительства являются специализированные организации, действующие на основании закона и в интересах недееспособных или несовершеннолетних подопечных.

Понятие органов опеки и попечительства

Опека и попечительство — разные понятия и структуры, но их часто путают или считают синонимами. Согласно нормам законодательства РФ, органами опеки и попечительства в РФ являются организации, в ведении которых находятся:

  1. Опека — это вид устройства детей, не достигших 14 лет, или лиц, признанных недееспособными судом, при котором назначаются законные опекуны (подробнее в статье: опека: что это и как ее установить?). Они являются представителями указанных лиц и совершают от их имени и в их интересах правовые действия.
  2. Попечительство — это вид устройства лиц в возрасте от 14 до 18 лет, или людей, ограниченных судом в дееспособности. При этом гражданам назначаются законные попечители, обязанные содействовать своим подопечным в осуществлении их прав, защите интересов в отношениях с третьими лицами (организациями). Попечители имеют полномочия давать согласие на заключение крупных сделок или совершение других действий.

Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства в РФ

Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется в Российской Федерации на основании Федерального закона № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Этот закон регулирует отношения по оформлению, течению и прекращению опеки и попечительства над нуждающимися в этом людьми.

В акте четко прописаны права, обязанности, задачи и полномочия этих организаций с целью исключения нарушения прав опекаемого.

На организации, в которые помещены недееспособные граждане, возлагаются обязанности по их обеспечению и защите интересов. Отношения, возникающие в момент установления, исполнения или прекращения опеки и попечительства, регулируются Гражданским, Семейным кодексами и другими документами, принятыми на их основании и определяющими правовой статус подопечных.

Структура органов

Если в мелких населенных пунктах отсутствуют региональные структуры ООП, то органы местного самоуправления могут сами выступать в качестве органов опеки и попечительства. Функции ООП могут выполнять медицинские, образовательные и другие учреждения, в которые помещаются недееспособные граждане.

Задачи ООП

Задачи органов опеки закреплены в ст.7 ФЗРФ № 48-ФЗ. Обязанности органов опеки основаны на защите прав и интересов опекаемых, указанные структуры должны:

  • обеспечивать защиту интересов людей, нуждающихся в опеке;
  • осуществлять контроль над деятельностью лиц, являющихся опекунами и попечителями, а также организаций, в которых находятся недееспособные граждане;
  • обеспечивать сохранность имущества, которое принадлежит людям, находящимся под опекой в медицинских, образовательных или иных организациях.

При выполнении ООП своих задач должны составляться соответствующие акты, которые могут быть оспорены заинтересованным лицом в суде. Судебный процесс проходит в соответствии с нормами законодательства и требует предоставления пакета необходимых документов.

Полномочия

У органов опеки и попечительства существует множество полномочий. К основным функциям и полномочиям органов опеки относятся:

  • поиск и учет людей, нуждающихся в опеке и попечительстве;
  • обращение в суд с целью признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, а также для восстановления дееспособности при устранении причин ее утраты;
  • установление факта опеки или попечительства;
  • выдача разрешений на совершение сделок, связанных с имуществом подопечного;
  • заключение договоров на доверительное управление имуществом подопечных;
  • выдача разрешений на раздельное проживание опекунов и несовершеннолетних опекаемых;
  • проверка жилищных условий, в которых проживают подопечные;
  • защита прав и интересов опекаемых лиц.

После оформления той или иной формы устройства уполномоченные органы:

  • осуществляют контроль за действиями опекунов или организаций, в которых находятся опекаемые;
  • при нарушении действующего законодательства отстраняют и освобождают опекунов и попечителей от возложенных на них обязаностей;
  • оказывают помощь, связанную с защитой законных прав и интересов опекаемых.

Органы опеки выбирают семьи, желающие оформить опеку или попечительство, помогают с оформлением необходимых документов и справок. Если семья не может взять подопечного по закону, им будет отказано в проведении этой процедуры. В некоторых случаях разрешение дается с условием, если семья в указанные сроки исправит все нарушения и предоставит соответствующие доказательства.

Обязанности ООП

В случае изменения места жительства подопечного попечители обязаны уведомить об этом факте ООП и передать дело подопечного в аналогичный орган по адресу нового местонахождения. Такие действия необходимо выполнить в течение 3 дней с момента получения информации о данных изменениях. Сведения о смене места проживания подаются посредством направления извещения от опекунов или подопечного.

С момента получения дела новый отдел опеки и попечительства возлагает на себя все полномочия в отношении подопечного. ООП также исполняют поручения соц. служб и осуществляют социальную деятельность, исполняют частично функции указанных органов.

Кто контролирует деятельность органов опеки и попечительства?

Проверка деятельности органов опеки и попечительства выполняется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки — Рособрнадзором, который вправе проводить плановые и незапланированные проверки, в ходе которых устанавливаются нарушения деятельности ООП. Полученные сведения направляются в уполномоченные органы для устранения недочетов.

Куда можно обратиться с жалобой на ООП?

Кому пожаловаться на ООП, какие организации занимаются рассмотрением жалоб? Пожаловаться на противоправные действия ООП в отношении несовершеннолетних детей и недееспособных граждан можно:

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: чем занимается уполномоченный по правам ребенка в РФ?

Чтобы подать жалобу в прокуратуру, необходимо соблюдать следующие требования:

  • Данные заявителя должны быть достоверными — анонимные жалобы не принимаются.
  • Текст жалобы составляется на русском языке.
  • Текст жалобы должен содержать как можно больше сведений, в противном случае ее вернут обратно без рассмотрения;
  • Жалобу можно подать в электронном виде с прикреплением аудио- и видеозаписей (при их наличии). Если объем информации превышает допустимый, документацию можно направить почтой в адрес прокуратуры.

Предоставляемые сведения должны быть достоверными и иметь подтверждение. Составлять жалобу на ООП можно только при наличии реального факта нарушения, выявленного гражданином.

Источник: https://SemPravorf.ru/opeka/polnomochiya-organov-opeki-i-popechitelstva.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector