Определение понятия, признаки, примеры бытовой коррупции

Понятие «коррупция» имеет латинские корни. В буквальном переводе corrumpere означает «подкупать». Понятие, формы коррупции закреплены официально на международном уровне в Резолюции ООН. В 1995 г.

В соответствии с ее положениями, внутригосударственные законодательства устанавливают критерии этого явления, предусматривают меры по его искоренению. Рассмотрим далее формы и виды проявления коррупции.

Определение понятия, признаки, примеры бытовой коррупции

Определение

На международном уровне коррупцией признается подкуп, а также иное поведение по отношению к лицам, обладающим полномочиями в частном или государственном секторе, нарушающее обязанности, вытекающие из данного статуса.

Соответствующие действия направлены на получение каких-либо ненадлежащих преимуществ для виновного или иных субъектов. Задача по искоренению этого явления в РФ была поставлена в 1992 г. Указом Президента.

В соответствии с распоряжением Главы государства, были выработаны формы борьбы с коррупцией. Они нашли отражение в Приказе МВД от 1992 г.

Актуальность проблемы

Формы коррупции в России представляют собой серьезное препятствие на пути нормального развития общества. Сегодня эта тема считается одной из самых обсуждаемых в народе. Это явление рассматривается как социальное зло, разлагающее общество и власть. Любые формы проявления коррупции должны ликвидироваться на самой ранней стадии развития.

Большая часть исследований этого явления посвящена его политическим и экономическим предпосылкам. При этом практически неизученным остается вопрос об отношении простых граждан к этому аспекту жизни общества.

Между тем как показывает практика, люди, однозначно осуждающие любые формы проявления коррупции на словах, вполне способны сами подкупать должностных лиц, находя различные оправдания своему поведению в конкретных ситуациях.

Характеристика

Рассматривая сущность и формы коррупции в широком смысле, необходимо отметить, что это явление всегда связано с использованием субъектом его должностного статуса в личных корыстных целях. В этом проявляется его продажность. В узком смысле коррупция – ситуация, когда субъект принимает незаконное решение, при реализации которого другая сторона извлекает определенную выгоду.

Служащий при этом получает незаконное вознаграждение. Типичной считается ситуация, когда чиновник, обязанный в рамках своей компетенции принять какое-либо решение в отношении другого лица, начинает создавать искусственные препятствия, понуждая тем самым клиента к даче взятки. Определение понятия, признаки, примеры бытовой коррупции

Предпосылки

Виды и формы коррупции появляются как результат экономических, политических, социальных проблем. Получение незаконного вознаграждения, ненадлежащих преимуществ происходит чаще в период реформ. Большая часть граждан для решения своих проблем предпочитает передать чиновнику конверт с определенной суммой.

Это во многих случаях не просто ускоряет решение вопроса, но и обеспечивает 100% исход в пользу заявителя. Как показывает статистика, в настоящее время угрожающие масштабы приобрело взяточничество. Как форма коррупции оно занимает лидирующее место среди экономических преступлений.

Это явление причиняет огромный ущерб государству. Между тем в стране существуют и другие формы коррупции. К ним, например, относят протекционизм, подкуп политиков.

Предпосылками для их возникновения и развития выступают огосударствление социальной жизни, чрезмерная централизация системы управления, бюрократизм, увеличение масштабов теневой экономики, падение нравов и пр.

Классификация

В настоящее время существуют верхушечная и низовая формы коррупции. Первая распространена среди чиновников среднего и высшего звена, политиков. Для этой формы коррупции характерна нацеленность на принятие решений, имеющих высокую цену.

Например, это могут быть определенные формулировки в законах, передача госзаказов конкретным лицам и пр. Для второй формы коррупции характерна направленность на рутинные отношения с гражданами. Она распространена среди чиновников среднего и низшего звена.

Привлекательность низовой коррупции заключается в том, что при небольшом риске для обоих участников отношений она имеет большую ценность не только для получателя незаконного вознаграждения, но и для субъекта, его дающего.

Подкуп позволяет решить бытовые вопросы, выступает как приемлемая оплата возможности совершить мелкие нарушения инструкций и законодательных предписаний.

Особенности взаимодействия населения и власти

Как правило, отношения «гражданин-чиновник» возникают в двух случаях. Первый связан с обязанностью власти предоставить населению определенные услуги. Это может быть, к примеру, выдача разрешения, предоставление справки и пр. В таких ситуациях предрасполагающими к коррупции факторами выступают:

  1. Наличие широкого ассортимента государственных услуг, на которые распространяется разрешительный принцип.
  2. Незнание населением своих прав, а также обязанностей чиновников.
  3. Сокрытие служащими информации о правовом статусе, возможностях граждан, а также о своей ответственности перед ними. Определение понятия, признаки, примеры бытовой коррупции
  4. Сложность бюрократических процедур.
  5. Монополизация ведомствами сферы услуг.
  6. Структурная специфика властных органов, при которой одно госучреждение имеет полномочия на принятие решений и обслуживание населения.

Вторым является случай, когда властные органы, исполняя ограничивающую и регулирующую функции, обязывают гражданина поделиться ресурсами с государством в рамках взыскания с него бюджетных платежей, наложения штрафов за нарушения действующих предписаний. В этой ситуации предпосылками для развития коррупции выступают отсутствие удобства при реализации людьми своих обязанностей, неадекватность денежных санкций, толкающих на уклонение от их отчисления посредством дачи взятки.

Бюрократический рэкет

Его приемы широко используются в различных административных структурах, БТИ, нотариальных конторах, учреждениях здравоохранения, статистики, страхования, коммунального хозяйства и так далее. Бюрократический рэкет вплотную примыкает к низовой коррупции. Эти явления обладают одной природой.

Однако отличие между ними состоит в том, что в последнем случае чиновник получает незаконное вознаграждение по соглашению с предпринимателем, рэкетир же вымогает определенную сумму у бизнесмена против его воли. Если оба заинтересованных участника работают в одной организации, то говорят о вертикальной коррупции.

Как правило, она выступает связующим звеном между верхушечной и низовой. Основные формы коррупции, принимая большие масштабы, создают серьезные риски. В первую очередь они формируют благоприятную почву для совершения других преступлений. Определение понятия, признаки, примеры бытовой коррупции

Сферы распространения

Правоохранительные органы проводят тщательный анализ ситуации, определяют области, в которых наиболее распространены преступления. На основании полученных результатов разрабатываются формы и методы борьбы с коррупцией. К сферам, в которых наиболее распространены преступные действия, следует отнести:

  1. ЖКХ. Как показывают опросы, проведенные среди граждан, жилищно-коммунальное хозяйство считается в обществе самым коррумпированным. На первый взгляд, развитие рынка недвижимости должно было привести к снижению рисков, однако этого все еще не произошло.
  2. Правоохранительные структуры. По мнению населения, эти органы занимают второе место по коррумпированности. Как показывает статистика, за несколько последних лет среди субъектов, привлеченных к ответственности за подкуп и получение незаконного вознаграждения, четверть составляют сотрудники правоохранительных структур. Большую часть из этой доли составляют работники ГИБДД. Кроме этого, распространено взяточничество при оформлении регистрации, выдаче водительских удостоверений, разрешений на оружие.
  3. Налоговая и таможенная сферы. Эти области деятельности считаются самыми «перспективными» для низовых коррупционеров.
  4. Военный призыв. Как показывают предварительные подсчеты, больше половины юношей, освобожденных от службы, добились этого через взятку.

Особые случаи

Определение понятия, признаки, примеры бытовой коррупции

Ответственность

В настоящее время используются разные формы противодействия коррупции. Наиболее жесткие меры предусмотрены УК. В Кодексе присутствует несколько статей, устанавливающих наказание за разные деяния, связанные с коррупцией. Среди них нормы:

  1. 174. Она устанавливает санкции за отмывание (легализацию) денег или другого имущества, полученных незаконным способом. По последним, например, понимают осуществление финансовых операций и прочих сделок с материальными ценностями, приобретенными преступным путем, использование их для ведения предпринимательской или другой экономической деятельности.
  2. 285. В этой статье предусматриваются санкции за злоупотребление служебным статусом. Оно предполагает использование лицом его должностных полномочий против интересов госоргана. При этом в качестве обязательного признака преступления выступает наличие корыстной или другой личной заинтересованности, а также существенный вред интересам организаций, государства, граждан, общества.
  3. 290. В этой статье закрепляется наказание за получение незаконного вознаграждения. Взятка может быть представлена как определенная денежная сумма, другое имущество или выгода материального характера. Как правило, незаконное вознаграждение передается для совершения служащим определенных действий или бездействие в пользу лица или субъектов, им представляемых.
  4. 292. В этой норме закреплены санкции за служебный подлог. Он предполагает внесение лицом, занимающим определенную должность, госслужащим или работником органа территориальной власти, заведомо ложной информации в официальные документы или исправлений, существенно искажающих их содержание. Определение понятия, признаки, примеры бытовой коррупции

Формы противодействия коррупции

Основная работа ведется в нижних эшелонах власти. Что касается высшего и среднего уровня, то коррупционеры здесь часто действуют безнаказанно, прикрываются своей неприкосновенностью, авторитетом, статусом.

При наличии подозрений на совершение чиновником преступления, правоохранительные органы начинают устанавливать все связи с другими фигурантами, проверять документацию и банковские счета. Кроме этого, выполняются «литерные» мероприятия.

Они предполагают негласный обыск в квартире, установление наружного наблюдения, скрытых камер, прослушка телефонов, вербовка осведомителей из числа лиц, находящихся в близком окружении подозреваемого.

Преступления в государственном аппарате

Коррупция власти имеет место постольку, поскольку чиновник обладает возможностью распоряжаться ресурсами, не принадлежащими ему, посредством принятия либо непринятия определенных решений. В частности, в руках властных структур находятся средства бюджета, муниципальная и госсобственность, госзаказы, льготы и так далее.

Если же лишить аппарат распорядительных функций, смысл его существования будет потерян. Осуществляя сбор налогов, штрафов, других платежей, закрепленных законодательством, чиновник получает ресурсы, которые ему не принадлежат. Если сбор предусмотрен нормами, то собственником является казна государства.

Если же платеж незаконен, то владельцем является тот субъект, с которого чиновник требует выплаты. Госслужащий должен принимать решения только в рамках компетенции, ориентируясь на цели, закрепленные Конституцией, ФЗ и прочими нормативными документами.

Коррупция начинает развиваться там, где цели, определенные законодательством, подменяются корыстью чиновника, реализуемой в конкретных его действиях.

Опасность явления

В современных условиях резко обострилась коррупционная ситуация в стране. Вместе с традиционными способами подкупа появились и новые схемы. Так, например, вместо передачи конвертов с деньгами, совершаются действия, направленные на изменение имущественного положения субъектов, привлеченных к коррумпированным отношениям.

Среди них, в частности, криминальное лоббирование, создание лжекомпаний, инвестирование в коммерческие предприятия бюджетных средств, перевод госсобственности в АО, содействие вывозу стратегического сырья за границу и так далее. Ситуация усугубляется и очень скрытным характером многих преступлений.

Сложные схемы бывает очень проблематично выявить и раскрыть, ведь внешне все представлено вполне законно и официально обоснованно.

Масштабы

Определение понятия, признаки, примеры бытовой коррупции

Заключение

Особая опасность коррупционных действий заключается в том, что они подготавливают благоприятную почву для совершения других преступлений. В результате возникают острые экономические проблемы, усиливается напряженность в обществе.

Одним из благоприятных факторов для развития коррупции является бюрократия. Между тем, как отмечают юристы, выявление преступников на всех уровнях власти указывает на наличие проблем в самой системе управления.

Читайте также:  Развод с двумя детьми: советы и рекомендации юриста

Разумеется, устройство власти несовершенно в любой стране, и, соответственно, коррупция имеет место в том или ином масштабе во всех развитых государствах. Это, однако, не означает, что правоохранительные органы должны закрывать на нее глаза.

Необходимо постоянно совершенствовать формы противодействия этому явления, разрабатывать самые жесткие меры против нарушителей законодательства, осуществлять мероприятия по предупреждению криминальных явлений на всех уровнях власти.

Источник: https://BusinessMan.ru/vidyi-i-formyi-korruptsii-metodyi-borbyi.html

«Коррупция» и «бытовая коррупция»: соотношение понятий, актуальные проблемы противодействия

Общеизвестно, что коррупция как опасное социальное явление существует с момента появления первых рабовладельческих государств Африки, Азии и Европы. Упоминание об этом явлении есть в законодательстве и Древнего Вавилона, и Древней Греции, и Древнего Рима и многих других государств.

Сам термин имеет латинское происхождение и трактуется как продажность, растление, порча, подкуп, разложение. Такое множественное толкование коррупции отражают постоянно происходившие изменения в содержании этого понятия.

Например, в Древней Греции коррумпировать первоначально означало портить человеку желудок некачественной едой, портить или отравлять воду, уничтожать имущество путём поджога, пустить по ветру отцовское наследство и только позднее – действовать аморально, безнравственно, рушить дело свободы, растлевать молодежь, подкупать народ в целом либо отдельного человека.

В Древнем Риме Законы «XII Таблиц» используют понятие «коррупция» в следующих значениях: «свидетель за деньги меняет свои показания в суде» либо «подкуп судьи». Н. Макиавелли считал, что термин «коррупция» приобрел собственно юридическую форму именно в римском праве.

Однако не следует, на наш взгляд, гиперболизировать значение римского публичного права для современного противодействия коррупции и пытаться найти в нём решение для существующих современных проблем противодействия коррупции. Сама  коррупция была редким явлением в этот период государственности Рима. Очевидно, что в самом римском государстве она получила большое распространение лишь на этапе его разложения и гибели.

Появление феодализма в Европе привело к развитию денежных отношений, росту численности государственного аппарата, объединению всей власти в одних руках вопреки основным идеям римского публичного права. Это не могло не изменить и отношение к коррупции, рассматривавшейся уже на этом этапе развития государства и права как проявление коррумпированной сущности общества.

Именно в период феодализма зреет постепенно принципиально новое понимание коррупции как антисоциального явления не только существующего с момента возникновения человеческого общества, но и разъедающего всё общество сверху донизу.

На этом этапе развития дефиниции «коррупция» доходит до своей крайней точки зрения: она начинает пониматься как причина каждого отступления от закона.

При этом и само первоначальное значение рассматриваемого понятия не было окончательно забыто.

Новый этап в формировании понятия «коррупция» совпадает с периодом появления в Европе и ныне существующих централизованных государств романо-германской и англосаксонской правовых систем.

История России, Англии, Франции, Испании и других европейских государств в течение XV-XVI веков наглядно показывает, на наш взгляд, что политическая борьба за власть трансформировала коррупцию не только в важнейший фактор безопасности государства, но и сделала её одним из самых эффективных инструментов для захвата власти.

Широко известно высказывание Н. Макиавелли о том, что «коррупция это та болезнь, которую вначале трудно распознать, но легко лечить, а позже – уже легко распознать, но лечить практически невозможно». По Н. Макиавелли, развращенный коррупцией народ не может остаться свободным.

Им делался вывод о том, что сама гибель Западной римской империи в большей степени была обусловлена именно невиданным ранее ростом коррупции.

Действительно, на сегодняшний день общеизвестны убийства многих римских императоров (как их тогда с иронией называли современники, «солдатских» императоров) вследствие разложения и варваризации римской армии.

Однако не во всем с Н. Макиавелли можно согласиться. Например, он считал, что «в монархиях, правящих при помощи слуг, коррупция менее опасна, поскольку все царские слуги обязаны своему царю милостями, их будет труднее подкупить».

Однако опыт современной государственности настоятельно показывает нам, что чем больше чиновников и меньше их жалование, тем легче их подкупить.

Действительно очевидно, что часть чиновничества по всему современному миру повышает свой прожиточный уровень не за счёт жалования, а преимущественно благодаря незаконным вознаграждениям, получаемым от юридических и (или) физических лиц либо хищений из бюджета.

В большинстве современных стран мира термин «коррупция» означает «противоречащее законодательству и моральным установкам использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды». Коррупцией является также и подкуп должностных лиц, и их продажность, и сам факт их подкупности. Следовательно, свойственным коррупции признаком является как сам конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя, так и конфликт между действиями выборного лица и интересами общества или государства. В результате большинство видов коррупции подобны мошенничеству, только совершенному должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Таким образом, коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее свободой усмотрения (дискреционными полномочиями) в сфере распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (судья, депутат, министр, прокурор, государственный или муниципальный служащий, полицейский, администратор и др.).

На протяжении ХХ столетия большинство исследователей придерживались мнения о том, что основным мотивом для должностного лица к совершению коррупционных правонарушений может быть только корысть, то есть коррупция возможна только если присутствует вероятность обогащения любого должностного лица. Общий вывод – коррупция имманентно связанна с использованием должностным лицом принадлежащих ему властных полномочий, а главным сдерживающим коррупцию фактором может быть лишь суровое уголовное наказание: расстрел, длительное лишение свободы.

Авторы не сводят понимание коррупции только лишь к правовой проблематике. Представляется также, что коррупция несёт и опасную для общества и государства экономическую проблему.

Многочисленные макроэкономические и политэкономические исследования давно убедительно показали, как коррупция наносит значительный ущерб экономике любого современного государства и мешает его экономическому росту в интересах личности, общества и государства.

Развитие данного процесса неизбежно приводит к ухудшению инвестиционного климата в экономике. Параллельно происходит формирование криминальной рыночной экономики, ограничение «чистых»  инвестиций и утрата самой возможности интеграции страны в мировую экономическую систему.

Вместе с тем, государству наносится и огромный экономический ущерб от недополученных налогов и от «разграбления» страны подпольным экспортом и импортом.

Коррупция является и основательной политической проблемой, поскольку оказывает разлагающее воздействие на все стороны жизни государства и гражданского общества. В России последствия коррупции в большей или в меньшей степени проявляются, порой, в невозможности осуществления государством стоящих перед ним задач.

Из-за коррупции происходит подрыв доверия народа к высшим эшелонам власти вследствие устойчивого снижения уровня жизни населения.

Одновременно коррупция в системе правоохранительных органов, органов государственной безопасности способствует повышению уровня коррупции во всех органах государственной и муниципальной власти и управления, а также способствует снижению самого уровня государственной безопасности.

Очевидно также и такое следствие коррупции как искажение подверженным ей государственным аппаратом социально-экономической политики государства, что сказывается, в том числе, и на возможности и результативности осуществления предпринимательской и иной деятельности добросовестными гражданами, приводит к появлению криминальных элементов в сфере материального производства и оказания различных видов услуг.

Источник: https://e-koncept.ru/2016/46309.htm

Понятие, виды и основные признаки коррупции

Принимая во внимание большую социальную значимость коррупции, следует определить понятие коррупции, осознать, какова ее правовая сущность? Именно в зависимости от правильного установления природы коррупции во многом зависит и успех борьбы с ней.

К сожалению, в данном вопросе среди правоведов нет единого мнения. В свою очередь, отсутствие теоретически обоснованного определение данного социального явления отрицательно сказывается на профилактической и правоприменительной деятельности государственных органов в противодействии ей.

Было бы ошибочно понимать под коррупцией банальную взятку, которая является только одной из разновидностей этого правонарушения. Коррупция сегодня — это получение материальных и юридических преимуществ путем обхода законов в своих интересах, это и решение локальных частных проблем за счет «своих» людей.

Коррупция — это ни что иное, как использование государственных функций в частных интересах, которые, как правило, идут вразрез с интересами общества, интересами национальной безопасности государства.

И главное — это существование таких неоспоримых негативных последствий коррупции, как: снижение качества государственных услуг, создание предпосылок для роста теневой экономики, укрепление позиций криминальных структур, международного терроризма и экстремизма.

Проблема коррупции в современных условиях превратилась в проблему мирового масштаба, поскольку она присуща всем странам, независимо от их политического устройства и уровня экономического развития, имеет место и в демократических государствах с рыночной экономикой.

Коррупция всегда высока, когда страна находится в стадии модернизации. Казахстан переживает сейчас не просто модернизацию, а коренное изменение общественных, государственных и экономических устоев.

Происходящие в настоящее время в казахстанском обществе процессы, характерные для становления молодого независимого государства, актуализируют необходимость усиления противодействия коррупционной преступности.

Мировая практика показывает, что коррупция является неизбежным атрибутом стран переходного периода. В Казахстане это, прежде всего, связано с рядом объективных причин, таких как экономические, институциональные и социально-культурные причины.

Возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности, поскольку именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, а исходя из своих личных корыстных побуждений.

Таким образом, коррупция выступает как сложное социально-политическое явление, которое зародилось в глубокой древности и существует в настоящее время — при изменении форм проявления коррупции ее объемы не сократятся.

Коррупция — социальное явление, характеризующееся подкупом государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей. Коррупция определяется иногда как «социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом органов государственной власти и управления своего служебного положения для личного обогащения».

  • Коррупция в современном обществе представляет собой социальный институт, элемент системы управления, тесно взаимосвязанным с другими социальными институтами — политическими, экономическими, культурными. Об институционализации коррупции свидетельствуют:
  • — выполнение ею ряда социальных функций;
  • — упрощение административных связей, ускорение и упрощение принятия управленческих решений, консолидация и реструктуризация отношений между социальными классами и группами, содействие экономическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров, оптимизация
  • экономики в условиях дефицита ресурсов и др.;
  • — наличие вполне определенных субъектов коррупционных взаимоотношений, распределение социальных ролей;
  • — наличие определенных правил игры, норм, известных субъектам
  • коррупционных действий;
  • — сложившиеся сленг и символика коррупционных действий;
  • — установившаяся и известная заинтересованным лицам такса услуг.
  1. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.
  2. Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» определяет коррупцию как не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.
  3. Источники международного права дают более широкое определение коррупции и, соответственно, расширенный круг субъектов правонарушений, связанных с коррупцией.
  4. Одной из наиболее лаконичных, но информативно содержательных дефиниций является формулировка, предложенная Девятым конгрессом ООН, определяющая коррупцию как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».
Читайте также:  Кто может получать пенсию по потере кормильца?

Коррупция имеет множество разновидностей. В их числе – «открытая» в виде взносов в пользу избирательных компаний. Политики обязаны оплачивать крупных доноров ответными услугами. Более разрушительные последствия имеет «систематическая» разновидность.

Денежная поддержка в пользу избирательных компаний и лоббирование сопровождаются ускоренной приватизацией инфраструктуры (до принятия соответствующих основ регулирования и при привлечении малого числа потенциальных покупателей), что может помешать развитию и без прямых «откатов» государственным чиновникам.

Различают и «мелкомасштабную» коррупцию, суть которой достаточно очевидна.

По классификации ООН выделяют и «мягкую коррупцию». В Казахстане – это такие явления, как непотизм (кумовство, раздача постов и льгот родственникам) и кронизм (устойчивые дружеские отношения между высшими должностными лицами государства). Различают и «бытовую коррупцию», в которую вовлечена половина населения, что объясняется «восточным» менталитетом.

Наибольшее распространение получила «административная коррупция» – вымогательство госчиновников у предпринимателей, «захват государства» или, иначе говоря, теневое влияние бизнеса на власть, и «захват бизнеса», т. е. рейдерство – контроль власти над бизнесом.

«Рейдерские атаки» – это последовательные, взаимосвязанные действия определенных группировок, в целях получения доступа к управлению или распоряжению собственностью предприятия путем инициирования бизнес-конфликта, как правило, с подключением силовых структур.

Это сопровождается снижением инвестиционного потенциала, сдерживанием развития малого и среднего предпринимательства, торможением конкуренции и в целом наносит ущерб экономике страны.

  • В связи с этим, коррупция бывает:
  • — политическая;
  • — экономическая;
  • — элитарная;
  • — низовая.
  • Развитие политической коррупции может привести к неконтролируемой политической ситуации в стране и представляет угрозу демократическим институтам и балансу различных ветвей власти.
  • Экономическая коррупция снижает эффективность рыночных институтов, регулирующих деятельность государства.

Элитарная коррупция характеризуется: высоким социальным положением субъектов ее совершения; изощренно интеллектуальными способами их действий; огромным материальным, физическим и моральным ущербом (сопряжена с принятием решений, имеющих «высокую цену», — формулы законов, государственные заказы, изменение форм собственности и т.п.).

Низовая коррупция распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.). Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации.

Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, — это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией.

Это особенно опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций.

Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами; он также обязан следовать уставным задачам своей организации; у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды.

Бюрократия в международных организациях находится под менее пристальным контролем по сравнению с национальными, контролируемыми общественными организациями своих стран. Все это влечет за собой коррупцию, которая, к тому же, в силу специфики работы международных организаций, находится в зоне значительно меньшего риска для участников коррупционных сделок.

Исследователями выделяются три модели развития коррупции. Данные модели описывают превращение коррупции в системное явление, т.е. в неотъемлемую часть политического устройства и всей общественной жизни.

Азиатская модель: коррупция — привычное и общественно-приемлемое культурное и экономическое явление, связанное с функционированием государства.

Африканская модель: власть продается группе основных экономических кланов, договорившихся между собой, и политическими средствами обеспечивает надежность их существования.

Латиноамериканская модель: попустительство коррупции дает возможность теневым и криминализированным секторам экономики достигнуть могущества, соизмеримого с государственным. Постоянная политическая нестабильность увеличивает шансы установления диктатуры на волне борьбы с коррупцией.

Механизмы коррупции:

а) двустороннюю сделку, при которой лицо, находящееся на государственной или иной службе, нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возможностях, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организованным преступным формированиям), а «покупатель» получает возможность использовать государственную либо иную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, социального контроля и т.п.;

б) вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения;

в) инициативный, активный подкуп служащих, нередко с одновременным сильным психическим воздействием на них.

Неэффективность институтов власти. Тоталитарные режимы строят громоздкий государственный аппарат.

Речь идет, прежде всего, об исполнительной власти.

Бюрократические структуры стойки и хорошо выживают при самых тяжелых потрясениях, причем, чем энергичней преобразования, тем больше энергии и изобретательности тратится аппаратом на собственное сохранение. В итоге окружающая жизнь стремительно меняется, а бюрократические институты и, следовательно, система управления отстают от этих изменений.

В ранний период становления независимого Казахстана было отчетливо видно, как реагировала система управления на усложняющиеся и множащиеся проблемы – «плодила» свои системные пороки, увеличивая

Государственный аппарат, вводя дополнительные иерархические уровни управления, создавая огромное число безответственных координационных структур.

Практически то же самое мы имеем и сейчас, то есть ежегодно происходят так называемые «сокращения» количества государственных служащих в определенных процентах.

Однако на деле всё сокращения сводятся только к увеличению количества новых подразделений.

Итог прост — чем сложнее и неповоротливее система управления, чем больше несоответствие между ней и проблемами, которые оно должно решать, тем легче в ней угнездиться коррупции.

Неэффективность государства проявляется и в том, что после разрушения номенклатурной системы не появилась новая, современная, закрепленная в нормативных актах система отбора и продвижения государственных служащих прежде всего по их профессиональным и морально-деловым качествами.

В результате новая волна чиновников содержит немало «проходимцев», идущих на государственную службу с заранее обдуманными намерениями использовать свое служебное положение в целях, весьма далеких от благородных.

Нередко наблюдается прямое делегирование «агентов влияния» из коммерческих либо еще хуже криминальных структур в административные органы.

Источник: https://cyberpedia.su/2x7bee.html

Реферат на тему “Коррупция как один из острых проблем нашего времени”

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и виды коррупции
Глава 2. Структура коррупции
Глава 3. Причины коррупции
Глава 4. Основные меры по борьбе с коррупцией
4.1. Усовершенствование законодательства – приоритетная мера борьбы с коррупцией
4.2. Национальная стратегия по борьбе с коррупцией
Заключение

Список использованных источников

Введение

Коррупция сегодня рассматривается как одно из самых важных препятствий для политического и экономического развития России и за последние годы количество исследований причин и средств борьбы с коррупцией быстро увеличивается.

Государственные реформы после развала Советского Союза и переход на новые модели управления в России способствовали росту коррупционных преступлений на фоне глубокой трансформации экономических отношений, тотальной приватизации и формирования новых социальных групп.

На сегодняшний день большинство российских и зарубежных исследователей коррупции достаточно аргументировано рассматривают ее как понятие, имеющее не только правовое, криминологическое, но и социально-общественное, а также политэкономическое значения.

Понятие коррупции в общественно-социальном значении является наиболее широким, из него могут быть вычленены отдельные составляющие.

Так, например, одна из целей коррупции заключается в получении различного рода выгод, благ и преимуществ, большая часть из которых носит материальный характер.

Но достижение целей нематериального характера, например, касающихся захвата, удержания, укрепления и перераспределения власти невозможно без материальной основы, т. е. без ресурсного обеспечения.

Следовательно, одним из важнейших аспектов коррупции является вопрос об отношении к собственности любой формы, в том числе материальным ресурсам общества и государства, ее захвата, использования, распоряжения ею. При этом способы получения доступа к собственности, ресурсам могут быть как формально правомерными, так и прямо нарушающими закон.

Глава 1. Понятие и виды коррупции

Коррупция – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью – властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/referat-na-temu-korruptsiya-kak-odin-iz-ostryh-problem-nashego-vremeni/

Определение коррупции, формы и виды проявления коррупции

Андрианов В.Д. Масштабы распространения коррупции в мире и усиление внимания международного сообщества к этому негативному явлению превратили коррупцию в глобальную проблему современности.

Благодаря активной позиции ряда международных организаций и гражданской пропаганде коррупция стала восприниматься не только как проблема коррумпированных стран, но и как проблема тех государств и иностранных компаний, которые их коррумпируют.

Читайте также:  Какой процент по ипотеке будет в 2020 году?

В настоящее время меры по противодействию коррупции осуществляются как правительствами отдельных стран, так и различными международными, общественными и неправительственными организациями. Многие страны ввели в практику государственной политики широкий арсенал мер по противодействию коррупции, которые заслуживают самого пристального внимания и изучения.

В результате постепенно в мировом сообществе возникает и формируется так называемый глобальный антикоррупционный консенсус.

В борьбе с этим злом антикоруппционный консенсус претендует на объединение усилий между различными общественными и политическими силами, в том числе между левыми и правыми, между либералами и консерваторами, между глобалистами и антиглобалистами.

Чтобы найти ответы на вопрос, как эффективно противодействовать коррупции, нужно обратиться к истории, понять причины возникновения этого негативного явления, выявить формы его проявления, проанализировать современное состояние проблемы, понять, почему одни страны по индексу восприятия коррупции занимают первые места, а другие — последние, ознакомиться с зарубежным опытом борьбы с коррупцией. Современный термин «коррупция» произошел от латинского слова corrumpere, имеющего несколько значений, основное из которых — «портить».

Справочно: латинское слово corrumpere при переводе на русский язык имеет 15 значений: «повреждать желудок плохой пищей», «портить воду в закрытой таре», «расстраивать дела», «расточать состояние», «приводить в упадок нравы», «упускать возможности», «истощать источник», «истреблять насекомых», «поджигать имущество», «губить свободу», «обольщать женщин», «развращать молодежь», «искажать смысл», «фальсифицировать результаты», «унижать достоинство».

Коррупция — достаточно сложное социально-экономическое явление и не имеет единственного общепринятого определения. В самом общем виде под коррупцией понимается использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным законом и правилам.

Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.По одному из определений коррупция — это неспособность государства с помощью стимулов направить корыстный интерес человека в продуктивное русло.

Историческая справка: исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

Из числа должностных преступлений взяточничество является самым ранним из известных человечеству. Свидетельством древности этого деяния могут служить слова Овидия (I в. до н.э.): «Дары увлекают, поверь, людей и богов, Юпитер мирится сам при виде даров».Следует отметить, что первоначально коррупция была больше нравственной проблемой.

В частности, в книге «Коррупция. Этика и власть во Флоренции в 1600-1770 гг.» ее автор Жан-Клод Ваке писал, что в рассматриваемый период дискурс о коррупции был дискурсом не о государстве, а о человеческой природе.

Особую озабоченность в древние времена вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей.

В частности, в Библии сказано: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых». В Коране говорится: «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей».Как писал Томас Гоббс (1588-1679), английский философ XVII в., коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам».

По мере усложнения государства, появления аппарата управления появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованьем. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

  • Административная коррупция
  • Деловая коррупция

Коррупцию можно классифицировать, используя различные признаки, критерии и особенности проявления. В частности, можно выделить следующие виды коррупции:-    административную и как ее разновидность бытовую;-    деловую;-    коррупцию, связанную с «пленением» или захватом государства;-    политическую.Под административной коррупцией понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам. Классическим примером административной коррупции является мелкий торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице официальных инспекторов, районным начальникам, местным правоохранительным органам, различного рода «крышам» и др. Кроме того, к административной коррупции можно отнести взятки с целью получения различного рода разрешений, таможенного оформления, получения государственных заказов и др.По данным социологических исследований, проведенных в странах СНГ, средний размер выплат, связанных с административной коррупцией, в конце 90-х годов оценивался в среднем в 3,7% валового годового дохода компании. Аналогичный показатель для малых компаний оказался почти в три раза больше.Разновидностью административной коррупции является бытовая коррупция, которая порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Этот вид коррупции наиболее распространен в сфере услугДеловая коррупция возникает при взаимодействии бизнеса и власти. Деловая коррупция — плата предпринимателями денежных средств или материальных ценностей государственным или муниципальным служащим по делам своей фирмы. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.Результаты различных научных исследований свидетельствуют, что в мире нет государства, где вера в чиновника была бы абсолютной. Проведенные в конце 90-х годов социологические исследования и опросы о распространенности коррупции в разных странах и среди различных категорий сотрудников дают весьма показательные печальные результаты. В частности, в возможность того, что ваш непосредственный начальник хотя бы раз в жизни брал взятку, в Италии верили 100% опрошенных, во Франции — 75, в Нидерландах — 70, в Германии — 68, в США — 56, в Японии — 43, в Норвегии — 30%.В Германии, согласно официальной полицейской статистике, в середине 90-х годов прошлого столетия в получении взяток было уличено около 2 тыс. государственных чиновников. По оценкам специалистов, ежегодные потери страны от заключения различных контрактов за взятки оценивались в 10 млрд немецких марок.

Справочно: наиболее громкие скандалы последних лет были связаны с крупнейшими немецкими транснациональными компаниями — «Сименс», «Фольксваген» и «Даймлер». В частности, в 2007 г. власти Германии за доказанные взятки компании «Сименс» в Нигерии, России и Литве на общую сумму 12 млн евро наложили на фирму штраф в размере 201 млн долл.

В результате скандала компании «Сименс» пришлось уволить 130 руководителей различных подразделений, включая менеджеров высшего звена концерна. По закону о коррупции в США могут привлекаться к суду иностранные предприятия, представленные на американской бирже. В конце 2008 г.

в соответствии с немецким законом о противодействии коррупции за рубежом «Сименс» была вынуждена выплатить 350 млн долл. по гражданскому иску Комиссии по ценным бумагам и биржам США и 450 млн долл. по уголовному иску Министерству юстиции США. Совокупный размер штрафов «Сименс» по делам о взятках составил 1,18 млрд долл.В начале 2010 г.

Министерство юстиции США предъявило немецкому автопроизводителю концерну «Даймлер» обвинения в даче взяток чиновникам в 22 странах мира на общую сумму 56 млн долл. для получения крупных государственных заказов.Речь идет о нарушениях, совершенных в период с 1998 по 2008 г.

немецким экспортным подразделением концерна «Даймлер Экспорт энд Файненс ГмбХ» и российским ЗАО «Мерседес-Бенц Рус» (до недавнего времени ЗАО «Даймлер Крайслер автомобили Рус») в таких странах как Россия, Китай, Таиланд, Греция, Ирак, Хорватия, Туркмения, Узбекистан и др.

По версии Минюста США, представители этих двух организаций дарили государственным служащим дорогие подарки или просто переводили на их счета крупные суммы денег. По документам деньги проходили как скидки или комиссионные платежи.

Руководство немецкого концерна «Даймлер» признало свою вину в подкупе чиновников и заключило мировое соглашение с органами юстиции США.

За прекращение дела и судебных разбирательств, что могло нанести еще больший ущерб имиджу концерна, «Даймлер» выплатил штраф в размере 185 млн долл., которые были поделены между двумя ведомствами США — 93,6 млн долл.

получило Министерство юстиции США и 91,4 млн долл. — Комиссия по ценным бумагам и биржам США.

По заявлению заместителя государственного секретаря США С. Айзенстата, за период с 1994 по 1998 г. американские компании потеряли при заключении международных контрактов около 24 млрд долл. по причинам, связанным с коррупцией.

В этот период обвинения в использовании взяток были высказаны в отношении 294 случаев подписания международных контрактов общей стоимостью 145 млрд долл.?(1)В 2009 г. связанные с коррупцией потери американских компаний при заключении международных контрактов оценивались специалистами в 27 млрд долл.

Справочно: в 2010 г.

американской компании «Хьюлитт Паккард» было предъявлено обвинение в предполагаемых взятках на сумму 8 млн евро., которые позволили ей выиграть контракт стоимостью 35 млн долл. на поставку Генеральной прокуратуре России компьютеров, программного обеспечения и системы защищенного обмена данными.

Деньги для взяток были проведены через сложную сеть подставных компаний и счетов в Великобритании, Швейцарии, Австрии, на Виргинских островах, в Белизе, Новой Зеландии, Латвии и Литве и в американских штатах Делавэр и Вайоминг.

По мнению специалистов, свойственные Франции концентрация власти и перекосы во взаимоотношениях между государственными и частным секторами экономики, весьма способствуют процветанию коррупции. В 1994-1995 гг. в отставку из-за обвинений в коррупции ушли три министра.

Ассоциация аудиторов Японии в 1997 г. провела специальное исследование, которое свидетельствует об исключительно высоком уровне коррупции в японском деловом мире.

Справочно: согласно исследованию пятая часть из 1850 обследованных японских компаний в 90-е годы в том или ином виде была замешана в скандалах, связанных с несоблюдением деловой этики.

Чаще всего это были нарушения антимонопольного законодательства, а также зафиксированные в судебном порядке случаи взяточничества. Самым громким скандалом в Японии в послевоенный период было знаменитое дело компании «Локхид», приведшее к падению премьер-министра Японии Какуэ Танаки.

Один из последних скандалов связан с именем Нобухару Окамуцу, бывшего заместителя министра здравоохранения, которого в конце 90-х годов прошлого столетия обвинили в получении взяток в размере 472 тыс. долл. в обмен на предоставление государственных субсидий на строительство больниц.

  1. «Пленение государства»
  2. Политическая коррупция
  3. Коррупция в высших эшелонах власти

Источник: http://viperson.ru/articles/opredelenie-korruptsii-formy-i-vidy-proyavleniya-korruptsii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector