Норматив накопления твердых коммунальных отходов: понятие, определение и виды

В начале 2016 году в квитанциях об оплате содержания жилья появился новый пункт о вывозе твердых коммунальных отходов.

Что же означает это понятие?

Что такое твердые коммунальные отходы?

  • Норматив накопления твердых коммунальных отходов: понятие, определение и виды
  • Твердые коммунальные или, как их еще называют, бытовые отходы включают довольно широкий перечень: отходы жилых и производственных, торговых и общественных помещений, опавшая листва, остатки ремонтных материалов, отходы с дворовых территорий, испорченные продукты питания.
  • Другими словами, к ним можно отнести все, что попадает в мусорные контейнеры возле многоэтажек.
  • Твердые коммунальные отходы также различаются по способу переработки и обращения с ними, источнику возникновения, уровню опасности, составу и другим признакам.

Однако, не все можно выбрасывать в баки во дворе. В законе указаны правила обращения и четкого разделения коммунальных отходов.

Можно выбрасывать в мусорные контейнеры:

  • древесные и растительные отходы;
  • мелкий мусор, собранный дворниками (пыль, окурки и другое);
  • пищевые отходы и испорченные продукты питания;
  • вещи из текстиля
  • материалы, используемые для упаковки (картон), ненужная бумага и газеты.

Нельзя выбрасывать в мусорные контейнеры:

  • крупногабаритные отходы после ремонта;
  • жидкие и масляные средства;
  • фекалии домашних животных;
  • просроченные лекарства и другие фармацевтические отходы;
  • токсичные вещества.

Весь этот мусор необходимо вывозить в индивидуальном порядке с помощью специальных служб. Особенно это важно для коммунальных отходов, опасных для здоровья, таких как разбитые лампочки и использованные энергосберегающие лампы.

Необходимо знать основные правила обращения с ними.

В таких вещах содержится ртуть, которая даже в небольших количествах губительно сказывается на здоровье людей.

Большинство из нас не задумывается о последствиях, которые возможны из-за нарушений правила обращения с коммунальными отходами. Мусор может пролежать в контейнерах несколько дней и стать причиной неприятных последствий: заражения (в случае органических отходов), отравления (ртуть) и возможного возгорания.

Правила обращения важно соблюдать и научить этому своих детей. Ведь от того, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, зависит здоровье окружающих и непосредственно вашей семьи, а также экологическая ситуация в целом.

Небольшие неудобства по вызову специальных служб не идут ни в какие сравнения с опасностью, которой подвергаются невинные люди.

Поправки в законе о накоплении коммунальных отходов

Норматив накопления твердых коммунальных отходов: понятие, определение и виды

Недавно в правовой акт накопления твердых коммунальных отходов внесено несколько существенных поправок.

  1. Отменено разграничение между мусором от производства и жилых зон.
  2. Прописана организация единой системы контроля за утилизацией всех отходов.
  3. Определён новый расчет оплаты за вывоз домового мусора.
  4. Введены нормативы накопления мусора на одного жителя квартиры или целиком с торгового помещения в расчете на площадь.
  5. Для решения всех организационных вопросов в регионах назначается оператор ТКО. Его назначением занимаются органы администрации (проводится конкурсный отбор). Главные требования: наличие исправного транспорта для осуществления вывоза отходов и разрешение на данную деятельность Роспотребнадзора.

В течение прошлого года проводились разнообразные тестирования, в результате которых были разработаны и посчитаны нормативы накопления твердых отходов. Именно это и отображает новая графа в платежной квитанции по содержанию жилья.

Определение нормативов накопления коммунальных отходов

Новая инструкция четко определила нормативы для каждой категории лиц, на которых распространяются правила обращения.

К ним относятся:

  • собственники жилых помещений;
  • владельцы прилегающих территорий;
  • индивидуальные предприниматели, арендующие производственные помещения.

Нормативы определяются с помощью специальных замеров раз в сезон, проводимых оператором ТКО. Для этого выбирают жилой район, в котором сосредоточено не менее 2% общего населения для небольших городов, 1% — для крупных и 0,5% для городов-миллионников.

Для проведения таких замеров используют специальное оборудование – особые контейнеры и большие полиэтиленовые пакеты. Четко отслеживается разделение твердых отходов всех трех категорий, и исключается возможность смешивания.  После проведения таких работ должен быть составлен отчет об отходах для каждого дня.

Следующий шаг – расчет по специально выведенным формулам дополнительных коэффициентов:

  • средний посуточный норматив;
  • средний количественный норматив для каждого сезона;
  • годовой норматив (посуточный умножить на количество дней в году);
  • среднемесячный норматив.

После того, как экспериментальные контейнеры заполнены, проводится измерение массы и объема отходов.

Для этого выполняется ряд действий.

  1. Выравнивание всех отходов.
  2. С помощью специальной линейки проводится замер объема собранных отходов. Измерение происходит сверху вниз, а длина линейки составляет полтора метра.
  3. Для измерения массы используют динамометр, а затем от полученного значения отнимают массу пустого бака.
  4. Если вес мусора составляет менее 10 кг, его могут взвешивать на погрузочном автомобиле.

Все полученные результаты вносятся в специальную таблицу, после чего выводится среднее значения по всем видам твердых отходов отдельно (жилые, придомовые, производственные).

Оператор ТКО является предпринимателем, который несет юридическую ответственность за все произведенные расчеты и ведет дальнейшую работу с ними.

От чего зависят нормы

  1. Норматив накопления твердых коммунальных отходов: понятие, определение и виды
  2. Простым жильцам многоквартирных домов наверняка интересно, от чего же зависят приведенные в квитанциях нормы, почему они неодинаковы для всех?
  3. На них влияют следующие факторы:
  • уровень благоустроенности жилого помещения (наличие системы центрального отопления, канализации и т.д.);
  • наличие контейнеров для отдельного сбора различных видов мусора (пластика, бумаги и т.д.). (в таком случае масса ТКО значительно меньше);
  • погодные условия (например, в северных регионах нашей страны значительно увеличен срок отопительного сезона);
  • присутствие на придомовой территории зеленых посадок.

Для точного составления нормативов используют данные из благоустроенных и неблагоустроенных районов. Большое значение имеет способ отопления жилья.

После полного исследования, на каждый вид помещений составляют санитарный паспорт, в котором, в обязательном порядке, указано количество человек, проживающих в многоэтажке, (для предпринимателей — мест в кафе или ресторане); уровень благоустройства и ухоженности прилегающей территории (наличия работ по озеленению и тротуарных дорожек).

Если имеет место раздельный сбор мусора, указывают данные по его измерению.

Нормативы ТКО на каждого человека

Для единых расчетов в пределах целой страны создана специальная инструкция, в которой прописаны примерные нормы накопления для каждого потребителя.

Они бывают:

  • среднесуточные за год;
  • среднесуточные за сезон;
  • среднегодовые.

Они рассчитываются с учетом плотности населения.

Категории, по которым рассчитываются нормативы:

  • благоустроенное жилье (есть центральное отопление, проведен газ и водоснабжение, сбор отходов осуществляется раздельным способом);
  • неблагоустроенное жилье (печное отопление, отсутствие постоянного водоснабжения и канализации, сбор отходов не осуществляется, отдельно выделяют частные дома);
  • жидкие отходы (отдельной строкой идут отходы, скапливающиеся в подвалах и выгребных ямах).

Конечное решение о размере нормативов накопления твердых коммунальных отходов принимают органы местного самоуправления. Их поправка происходит через каждые 5 лет.

Временные нормативы

Норматив накопления твердых коммунальных отходов: понятие, определение и виды

Такие нормативы действительны для индивидуальных предпринимателей на то время, пока оператор ТКО проводит измерения и рассчитывает постоянные показатели.

В основе расчета временных нормативов лежит род занятий каждой конкретной организации. Обычно используют среднее значение количества мусора. По инструкции, временные нормативы должны корректироваться раз в год.

Для каждого вида деятельности установлен свой коэффициент. Чтобы рассчитать число накоплений отходов, его умножают на имеющиеся нормативы и количество рабочих дней.

Сейчас средними временными нормативами пользуется множество направлений индивидуального бизнеса: магазины (хозяйственные, продуктовые, промтоваров), лотки и торговые палатки, транспортные конторы, различные предприятия сферы услуг.

В расчет временных нормативов не входят крупногабаритные отходы. Если такие отходы появились, они включаются в расчеты и умножаются на коэффициент 1,5. Для крупных городов нормы накопления твердых отходов от производства, как минимум, в 2 раза меньше, чем от жилых зон.

Новые нормативы. Нужны ли они?

Норматив накопления твердых коммунальных отходов: понятие, определение и виды

Принятый закон по обращению с коммунальными отходами направлен, в первую очередь, на сохранение благоприятной экологической обстановки в местах проживания большого количества людей. Кроме того, ведется подсчет реальных показателей накопления твердых отходов на производстве.

Принятые меры помогут:

  • увеличить количество предприятий, занимающихся утилизацией твердых отходов;
  • наладить безопасное захоронение опасного мусора и правильное обращение с ним;
  • построить новые заводы для переработки некоторых видов отходов;
  • уничтожить незаконные свалки и привлечь к уголовной ответственности лиц, ответственных за их создание.

В инструкциях к закону по обращению с твердыми отходами четко прописаны меры по утилизации для производственных предприятий. Теперь специальные организации, ответственные за уничтожение отходов, не смогут отказать им в приеме мусора. Соответственно надобность в несанкционированных свалках пропадет.

Новые правила обращения с коммунальными отходами в условиях тяжелой экологической обстановки, как нельзя кстати. Их соблюдение, как обычными собственниками жилых помещений, так и производственными компаниями обеспечит чистоту и порядок в каждом городе.

Источник: http://bytrf.ru/kommunalnye-uslugi/normativy-nakopleniya-tverdyh-kommunalnyh-othodov.html

Твердые коммунальные отходы: что это за отходы?

Ежедневно на свалки и полигоны отправляются тонны мусора: медицинский, промышленный, твёрдые коммунальные отходы (ТКО). Большая часть — это ТКО, которые различаются по составу, возможности переработки, уровню вреда и происхождению.

Что такое твёрдые коммунальные отходы?

Понятие твёрдые коммунальные отходы широкое. В категорию включено то, что получается в результате жизнедеятельности человека и работы предприятий (кроме медицинских, промышленных и иных категорий). К ним относят:

  • остатки пищи;
  • растительные отходы;
  • продукты очистки колодцев, ливневых канализаций, сточных труб;
  • бытовая химия, предназначенная для использования физическими лицами в жилых помещениях;
  • смёт с улиц;
  • бумага, картон, упаковка;
  • полиэтиленовые пакеты, пластик;
  • стекло, керамика;
  • металлолом;
  • бытовая, компьютерная, прочая техника;
  • краски;
  • ацетон;
  • строительный утиль;
  • лом дорожного покрытия;
  • крупногабаритная мебель;
  • музыкальные инструменты;
  • текстиль;
  • обувь;
  • иные отбросы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц.

Детальный перечень того, что относится твёрдым отходам представлен в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО).

Читайте также:  Права и обязанности водителя управляющего транспортным средством

Что гласит закон о ТКО?

В Российской Федерации обозначения, особенности обращения с отходами закреплены законодательно на федеральном, региональных и местном уровнях.

Обращение с твёрдыми коммунальными отбросами обозначены Федеральными законами, постановлениями Правительства, приказами Росприроднадзора, санитарно-эпидемиологическими нормами в сферах экологии, потребления, учёта мусора, утилизации.

Информация о том, что такое твёрдые коммунальные отходы представлена в Федеральном законе № 89, а полный перечень представлен регулярно обновляемым ФККО (Федеральным классификационном каталогом отходов), утверждённом Росприроднадзором. Обозначение ТКО указано в статье 1 федерального закона от 24.06.1998г.

Разработана законодательная база, закрепляющая права, обязанности юридических, физических лиц, задействованных на вывозе, утилизации, хранении отбросов.

Отдельные законодательные акты регулируют правила обращения с отходами на региональном уровне. Регулярно принимаются дополнительные законы, вносятся поправки, меняется, улучшается распределение ресурсов, контроля за действием уполномоченных органов. С 1 января 2019 года государство окончательно реформирует отрасль обращения с коммунальными отбросами, переходя на новую систему работы с ними.

Обращение с твёрдыми коммунальными отходами

Процессы, выполняемые в отношении мусора со стороны людей, называют обращением: собирание, хранение, транспортировка, уничтожение, переработка. Документально закреплены:

  • правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами;
  • категории вредности;
  • нормы по накоплению ТКО;
  • плотность отбросов.

Правила обращения

За работу с мусором на всех этапах и уровнях отвечает региональный оператор. Собственник твёрдых коммунальных отходов придерживается установленных норм сбора мусора, а также заключает соглашение с оператором либо уполномоченным лицом на доставку отбросов к месту переработки или захоронения.

Правила транспортирования твёрдых коммунальных отходов обусловлены происхождением, характеристикам, вредностью мусора.

Класс опасности

ТКО разделяют по степени вреда для людей и экологии на 5 групп.

Уровень оказываемого вреда Показатели
1 Самые опасные. Воздействие на экологию фатальное. Природа не восстанавливается
2 Опасные. Негативное влияние обратимое. Окружающая среда возобновит функции через тридцать лет после исчезновения вредоносного источника.
3 Умеренно опасные. На протяжении десяти лет природа полностью восстановится.
4 Малоопасные. Последствия воздействия исчезают в течение трёх лет.
5 Практически неопасные. Не оказывают вредного действия на окружающий мир.

Свойствами отходов коммунальных обусловлены нормы убыли, накопления и плотности.

Нормативы накопления ТКО

Эти нормативы предусмотрены Постановлением Правительства России № 269 от 4 апреля 2016г.

Региональный оператор или уполномоченный представитель замеряет количество и объём неуплотнённых коммунальных отходов каждый сезон в течение недели. Для этого проводится сбор отбросов внутри кварталов, с численностью людей около двух процентов всего населения города (посёлка). Расчёт ведётся по специальным формулам, которые определяют:

  • годовые нормативы;
  • месячные показатели;
  • средний коэффициент в сезон;
  • средние в разные сезоны.

При проведении подсчётов недопустимо объединять отходы быта из жилых домов с промышленным мусором. Но надо учитывать результаты уборки околодомовых территорий. Измерения проводятся каждые пять лет, поскольку происходит как увеличение объёмов мусора, так и изменение нормы естественной убыли твёрдых отходов.

Плотность

Важным показателем при измерениях норм и определении нормативов является плотность отбросов. Устанавливают это значение следующим образом:

  1. Специальной линейкой измеряют выравненные отходы.
  2. Следующий этап — взвешивание измеренных отбросов. Исходя из размера общей массы, определяют массу ёмкости.
  3. Специалисты рассчитывают среднюю плотность мусора, суточную и годовую нормы накопления.

Расчёт показателей плотности и нормативов наполнения необходим для соблюдения правила коммерческого учёта твёрдых коммунальных отходов

Региональный оператор ТКО

Юридическое лицо, проводящее деятельность сбору, транспортированию отходов к месту утилизации. Регионального оператора регулярно выбирают путём конкурса, проводимого местной администрацией, на срок не менее десяти лет. Работает ответственная организация на основе соглашения с собственниками отбросов, управляющими компаниями, ответственными представителями частного сектора.

С начала 2019 года обязанностей у регионального оператора будет больше:

  • уничтожение стихийных свалок;
  • ответственность за работу с мусором любого класса опасности от сбора до утилизации.

Утилизация ТКО

Чтобы отбросы не накапливались, их надо куда-то девать или сделать так, чтобы они исчезли. Процесс уничтожения твёрдого мусора регламентирован преимущественно региональными администрациями. После транспортировки коммунальные отбросы поддают одному из видов утилизации:

  • захоронение на полигонах;
  • сжигание;
  • компостирование;
  • переработка.

Функция контроля за соблюдением правил уничтожения отходом возложена на Федеральную службу по надзору.

Захоронение

Таким способом утилизируют несортированный мусор от первого до пятого классов опасности. Полигон, предназначенный для захоронения оборудован системами вентиляции, гидроизоляции, фильтрации.

Сжигание

Открытое горение на свалках иногда практикуется, но допустимо только для отбросов пятого класса опасности. Чтобы вред для окружающей среды от продуктов горения был минимальным, мусор доставляют на завод по термическому обезвреживанию твёрдых коммунальных отходов. Предприятие оборудовано системой фильтрации, газосборником. В этом случае сжигать можно отбросы всех групп вредности.

Компостирование

Метод утилизации, применяемый в сельской местности, на фермах, в частных хозяйствах. Так уничтожаются органические твёрдые коммунальные отходы (помои, бумага, листья, картон, древесина, кора, ветки). Мусор закапывают или складывают внутрь специальных ёмкостей, где проходит гниение и образовывается удобрение.

Переработка вторсырья

Предпочтительно твёрдые коммунальные отходы перерабатывать, а не сжигать и захоранивать.

Это экономит ресурсы, поскольку результат переработки можно использовать в производстве (топливо, газ, электричество), продавать (утиль бумаги, древесины, металла, пластика, стекла).

Эта утилизация не наносит вреда экологии. Кроме того, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.

Твёрдые коммунальные отходы — основная часть мусора на планете. Их происхождение, состав, характеристика, уровень вредности абсолютно разные, требуют своего подхода к сбору и утилизации. Обращение с ТКО регламентируется на федеральном, региональном уровнях. Правила, нормы, обозначенные законодательно надо соблюдать во избежание нанесения вреда людям и природе.

Источник: https://bezotxodov.ru/othody/tverdye-kommunalnye-othody-chto-jeto-za-othody

Норма накопления ТКО на 1 человека в 2019 году

С 2019 года федеральным законодательством устанавливается обязанность граждан оплачивать коммунальные услуги, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО). Для этого устанавливаются тарифы, которые рассчитываются, исходя из нормы накопления отходов на 1 человека.

Что такое обращение с ТКО в квитанции об оплате коммунальных услуг?

Понятие нормы накопления ТКО

Норма накопления ТКО — это средний объем образования твердых коммунальных отходов, приходящийся на 1 человека в течение календарного года.

Нормирование происходит в соответствии с Правилами определения, утвержденными Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 269.

Этот показатель влияет на:

  • размер тарифа для населения – ставки за сбор, вывоз и утилизацию 1 кубометра мусора;
  • частоту вывоза отходов с территории;
  • определение необходимого количества единиц техники;
  • расчет затрат на топливо;
  • определение места для утилизации отходов на полигоне;
  • планирование возможностей по переработке мусора.

Норматив накопления для населения учитывает все виды отходов жизнедеятельности, включая бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, негабаритные строительные отходы и т.д.

Кем регулируется?

Полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО наделены субъекты Российской Федерации, что подтверждается ст. 6 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, являющегося основным нормативным документом в сфере обращения с отходами, в народе названной «Мусорной реформой«. Уполномоченные органы устанавливают нормы дифференцировано для:

  • категорий объектов, образующих отходы;
  • территорий субъекта и зон, в которых действует региональный оператор, осуществляющий сбор, вывоз и утилизацию твердых отходов;
  • категорий потребителей услуги;
  • видов отходов.

Нормы и тарифы утверждает региональная служба по тарифам. Оплата производится в соответствии с:

  • Правилами, действующими в отношении предоставлении коммунальных услуг населению (утверждены Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354);
  • Жилищным кодексом.

На региональном уровне разрабатываются свои нормативы, утверждаемые законодательными актами субъекта.

Норматив накопления ТКО на 1 человека в год

На расчетный объем накоплений ТКО оказывают влияние следующие параметры:

  • географический и природный характер местности;
  • уровень развития территории в сфере обслуживания населения (предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и общепита);
  • степень благоустройства территории и развития инженерных сетей;
  • соотношение демографических групп населения;
  • время года;
  • способ сбора коммунальных отходов.

Статически определяется среднесуточное и среднегодовое накопление ТКО на 1 человека.

Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Для объектов общественного значения они устанавливаются отдельно для каждой из категорий.

Годовой норматив ТКО на 1 кв. м. площади в Московской области для:

  • квартир — 0,113 м3;
  • жилых домов — 0,123 м3.

Норма накопления ТКО на 1 человека в 2019 году по регионам

Согласно региональных приказов «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории…» на 1 проживающего жителя норматив для МКД и ИЖД в 2019 году будет следующим:

РегионМногоквартирный домИндивидуальный жилой домкг/годм3/годкг/годм3/год
Республика Бурятия 0,228 1,99 0,294 2,27
Республики Башкортостан 235,6 1,92 298,9 1,95
Республика Адыгея 194,52 1,95 199,27 2,00
Республики Алтай 323,16 2,84 445,08 1,28
Республики Ингушетия 2,2 3,0
Кабардино-Балкарской Республики 493 2,99 568 3,17
Республики Калмыки 320 1,5 310 1,4
Карачаево-Черкесской Республики 3,25 4,1
Республика Карелия 312 2,094 231,137 1,892
Республика Марий Эл 203,5 1,85 211,2 1,92
г. Иркутск 525 2,1 525 2,1
Иркутская область 392 1,56 392 1,56
Калининград 260 2,0 450 3,0
Калужская область 17,1 0,122 366,8 2,5
Камчатский край 567,36 2,856 601,8 2,784
Кемеровской области 247,027 2,073 247,027 2,073
г. Киров 1,732 1,732
Кировская область 1,45 1,45
Тверская область 1,805 1,805
Костромская область 284,24 2,18 382,15 2,88
г. Курган 327,3 1,9 327,3 1,9
Курганская область 234,8 1,7 234,8 1,7
Курская область с населением:больше 100 тыс. чел.меньше 100 тыс. чел.  285220  1,51,1  450  1,5
Ленинградская область 329,345 2,944 329,345 2,944
г. Санкт-Петербург 381,696 2,055 696,864 3,96
Липецкая область 2,04 2,7
г. Магадан 467,78 3,0 579,09 3,2
Мурманская область 284,36 1,6 284,36 1,6
Нижегородская область 8,88 (за 1 кв.м) 0,10 (за 1 кв.м) 194,16 2,33
Нижний Новгород 276,79 2,87
Омская область 304,41 1,825 304,41 1,825
г. Омск 306,6 2,19 306,6 2,19
г. Ханты-Мансийск 198,414 2,19 283,919 3,285
Свердловская область (Екатеринбург)  403,032 2,028 362,952 2,280
г. Ставрополь  — 2,5 2,8
г. Ростов-на-Дону  517,44 3,08 592,80 3,12
Воронежская область:
в городских округах  419,71  3,355  462,15  3,215
в муниципальных районах  387,81  3,1  387,81  3,1
Волгоградская область 421,44 2,472 371,124 2,436
г. Симферополь (Крым) 404,55 2,9 404,55 2,9
г. Краснодар 415,8 2,31 477 2,65
Читайте также:  Причины признания брачного договора недействительным

Если Вы не согласны с действующим нормативом, то отправьте заявление в УФАС.

Скачать образец заявления о проверке правомерности установленных нормативов накопления ТКО

Как рассчитывается норма накопления ТКО на 1 человека в год?

Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади. В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.

Размер накоплений отходов рассчитывается для населения и организаций отдельно. Руководствуются при этом следующими факторами:

  • наличием мусоропровода и коммуникаций (системы отопления, водоснабжения, канализации, подключением к газоснабжению);
  • этажностью дома;
  • образ жизни и благосостояние жителей;
  • климатическими характеристиками территории.

Точные расчеты производятся на основании замеров и взвешивания мусора в пределах конкретных территориальных единиц. Нормативы ТКО устанавливаются после проведения непрерывных замеров в течение недели в различные сезоны года во исполнение требований:

  • федерального законодательства;
  • Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя от 28.07.2016 524/пр.

Эти измерения дают возможность рассчитать нормы накопления с 1 человека в месяц.

Следует заметить, что для благоустроенных домов, подключенных к системам отопления, водоснабжения, канализации, нормы ниже, чем для неблагоустроенных. Это объясняется тем, что в общем объеме ТКО неблагоустроенных домов учитываются также отходы от сжигания дров.

Для определения норматива замеры производятся на участках территорий, где проживают:

  • 2 и более процента граждан от общей численности для поселений, где население составляет не более 300 тысяч человек;
  • 1 и более процента – для поселений с численностью от 300 до 500 тысяч человек;
  • 0,5 и более процентов – для поселений с численностью, превышающей 500 тысяч человек.

Среди категорий, для которых устанавливаются нормативы, не только многоквартирные дома и частные домовладения, но и объекты общественного значения:

  • административные здания,
  • предприятия торговли,
  • дошкольные, учебные, досуговые и спортивные заведения;
  • общепит и т.д.

Формула среднесуточного норматива дана в Правилах, утвержденных Постановлением № 269:

G = Gо / (n × 7), где

  • Gо — масса отходов объекта за период проведения замеров, кг;
  • n — количество расчетных единиц;
  • 7 — дни проведения замеров, суток.

Расчет среднемесячного норматива производится по формуле: G = Go / 12.

Источник: https://nedexpert.ru/kvartira/zhkh/norma-nakoplenija-tko/

Три ключевых судебных дела об объеме и массе ТКО

Одним из выделяющихся событий 2018 года стало вмешательство третьей власти (судебной) в определение правил установления тарифов операторов в сфере обращения с отходами.

Среди вопросов, оказавшихся в центре рассмотрения судами, был вопрос о практике применения положений пункта 18 Основ ценообразования, которые определяют, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объема и (или) массы ТКО.

Расчетный объем и (или) масса ТКО определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов — исходя из данных территориальной схемы, или при ее отсутствии — исходя из нормативов накопления ТКО.

— Реклама —

  • Обратим особое внимание на то, что согласно подпункту, а) пункта 58 Основ ценообразования, отклонение фактического объема (массы) принятых ТКО от объема (массы), учтенного при установлении тарифов, является одним из оснований корректировки тарифов по результатам истекшего года в соответствии с формулой корректировки НВВ, установленной в Методических указаниях.
  • Таким образом, расчетный объем становится значимым показателем в обеспечении получения дохода любого оператора, осуществляющего регулируемые виды деятельности в отрасли по обращению с ТКО.
  • Проблемы практики выявили три прикладных аспекта:
  1. закрытость данных о фактическом объеме ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года,
  2. ошибки в содержании территориальных схем по обращению с отходами,
  3. необходимость утверждения единого тарифа регионального оператора в условиях, когда часть территориальной схемы признана недействительной.

Данные проблемы носят прикладной правоприменительный характер и уже повлияли, и повлияют также в перспективе на размер тарифа регионального оператора.

Содержащиеся в территориальной схеме данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта РФ с разбивкой по видам и классам опасности отходов необходимо критично оценивать с учетом того, что во многих регионах территориальные схемы были утверждены до утверждения нормативов накопления, в связи с чем их положения могут не компилироваться с Правилами определения нормативов накопления ТКО (утверждены постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269) и принятыми во исполнение данного постановления приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО.

Три ключевых судебных кейса, касающихся данного вопроса.

КЕЙС 1

Объем и (или) масса ТКО в территориальной схеме должны быть определены исходя из нормативов накопления ТКО. Расчетный метод для определения количества ТКО в территориальной схеме не предусмотрен законодательством.

Определение Верховного Суда РФ от 13 сентября 2017 г. № 7-АПГ17-7. В данном деле рассматривался вопрос о признании недействующей территориальной схемы обращения с ТКО Ивановской области на период 2016 — 2031 гг.

в связи с тем, что раздел схемы не соответствовал требованиям законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления; в схему включены неправильные сведения о количестве образованных и размещенных ТКО, что затрагивает права неопределенного круга лиц на получение услуги по обращению с ТКО по экономически обоснованной цене.

Территориальная схема обращения с отходами должна включать в том числе данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта РФ с разбивкой по видам и классам опасности отходов.

Из содержания территориальной схемы следовало, что ввиду отсутствия точных данных о количестве ТКО, образующихся в жилом секторе Ивановской области, Департаментом произведен расчет по формуле, которая определяет количество отходов IV и V классов опасности (тонн в год), как произведение количества жителей (чел.) и нормы накопления отходов (тонн/чел. в год).

Источниками сведений о количестве ТКО, образующихся в нежилом фонде Ивановской области, послужили данные, полученные в результате анкетирования муниципальных образований Ивановской области, а также данные статистической отчетности.

Суд апелляционной инстанции указал, что приведенный в схеме расчет количества ТКО является необоснованным и непроверяемым и нарушает права и законные интересы потребителей.

Согласно статье 24.10 Закона об отходах производства и потребления в случаях, определенных Правительством РФ, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.

Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта РФ).

Отсутствие на момент утверждения территориальной схемы Методических указаний не свидетельствует о правильности расчета Департаментом количества ТКО, поскольку в расчете использованы произвольные величины. Кроме того, расчетный метод для определения количества ТКО в территориальной схеме не предусмотрен законодательством.

В отсутствие утвержденных нормативов приведенное в схеме понятие «нормативы накопления твердых коммунальных отходов» использовано в целях определения ориентировочного количества ТКО, образующихся в жилом фонде, и условного выделения доли этих отходов из общего количества; данные сведения приведены в схеме как ориентировочные, каких-либо правовых последствий использование данных нормативов не имеет.

Оспариваемая территориальная схема утверждена на долгосрочный период 2016 — 2031 гг.

 Действующее законодательство в области обращения с отходами допускает возможность изменения территориальной схемы, но в настоящее время количество ТКО, определенное в схеме, не пересчитано, следовательно, может повлиять на ценообразование в рассматриваемой сфере регулирования и повлечь нарушение прав и законных интересов участников регулируемых правоотношений.

Территориальная схема была признана недействительной с даты принятия судебного решения.

КЕЙС 2

Признание территориальной схемы недействительной в части, не является стоп-фактором для определения расчетного объема ТКО при определении тарифов.

Указанная в Кейсе 1 тема получила свое развитие в другом деле (см. Апелляционное определение Верховного суда РФ от 21 ноября 2018 г. № 7-АПГ18-8), когда рассматривался вопрос о порядке определения расчетного объема ТКО при определении тарифа регионального оператора в Ивановской области.

Региональный оператор обратился в Ивановский областной суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов 1, 2, 3 Постановления № 177-к/4, ссылаясь на их несоответствие положениям Федерального закона от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также — Закон № 89-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30 мая 2016 г.

№ 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 (далее также — Методические указания).

Верховный суд РФ в своем Апелляционном определении от 21 ноября 2018 года по данному делу обратил особое внимание на порядок применения пункта 18 Основ ценообразования в связке с положениями пунктов 85, 86 и 95 Методических указаний.

В частности, суд указал:

Пунктом 18 Основ ценообразования предусмотрено, что расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов — исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг. Аналогичное положение закреплено в пункте 14 Методических рекомендаций.

Расчет единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляется по формулам, приведенным в пункте 85 Методических рекомендаций, учитывающим в своем составе в том числе показатели объема (массы) отходов, сбор и транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор (QPO (WPO), и объема (массы) отходов, направляемой (планируемой к направлению) региональным оператором на объект оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (QOj (Woj).

Пунктом 95 Методических указаний предусмотрено, что на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами при расчете единого тарифа регионального оператора по обращению с отходами величины QOj (WOj) и QPO (WPO) определяются в соответствии с пунктом 86, согласно которому орган регулирования тарифов учитывает количество отходов QOj (WOj) и QPO (WPO), определяемые на уровне соответствующих фактических объемов и масс за последний отчетный год с учетом динамики изменения количества отходов за последние три года, при условии, что направления транспортирования отходов соответствуют территориальной схеме и не содержат изменений за последние три года. Значения этих параметров подлежат корректировке в случае, если территориальная схема предусматривает изменения баланса образования и обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора либо такие изменения предусмотрены соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Читайте также:  Состав гражданского правонарушения включает в себя: элементы и условия

Проанализировав указанные нормы в их взаимной связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что объем (масса) ТКО для расчета единого тарифа регионального оператора по обращению с отходами подлежит определению в следующем порядке:

  • на основании данных о фактической массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов;
  • в случае отсутствия подтверждающих документов — исходя из данных территориальной схемы;
  • при отсутствии территориальной схемы — исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.

Поскольку территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Ивановской области на период 2016 — 2031 гг. была утверждена в 2016 г., статус регионального оператора был присвоен Обществу в 2017 г.

и, соответственно, сведения о динамике образования в Ивановской области ТКО за последние 3 года отсутствовали, а сама Территориальная схема решением Ивановского областного суда от 19 апреля 2017 г.

с учетом его изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 сентября 2017 г.

была признана не действующей в части раздела 3 «Количество образующихся отходов», в рассматриваемом случае Департаменту следовало при расчете тарифов учитывать количество отходов QOj(WOj) и QPO (WPO), исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» договоров на оказание услуг.

КЕЙС 3

При определении расчетного объема ТКО для целей установления тарифа необходимо учитывать наличие у такого оператора реальной возможности по обработке и захоронению соответствующего объема (технико-экономические параметры эксплуатируемого им объекта по обращению с ТКО)

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 7 июня 2018 г. N 18-АПГ18-18.

В данном деле при установлении тарифов были использованы данные территориальной схемы, имеющие расхождения с фактическим объемом ТКО, который может быть обработан с использованием конкретного объекта и технико-экономических параметров эксплуатируемого объекта. По мнению истца, расчетный объем ТКО необоснованно определен не на основании данных о фактическом объеме ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года, а исходя из данных территориальной схемы обращения с отходами.

Согласно пункту 18 Основ ценообразования расчетный объем и (или) масса ТКО определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов — исходя из данных территориальной схемы или при ее отсутствии — исходя из нормативов накопления ТКО. Аналогичные положения предусмотрены пунктами 7, 14 Методических указаний.

Установленный в производственной программе в области обработки ТКО показатель производственной деятельности — 240 231 тонна соответствует сумме расчетных объемов ТКО для г. Геленджика и г. Новороссийска согласно разделу 6 «Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов» территориальной схемы.

В то же время как следует из территориальной схемы, проектная вместимость и фактическая мощность эксплуатируемого ООО «Терра-Н» полигона твердых бытовых отходов, расположенного в Урочище горы Щелбы г. Новороссийска Краснодарского края, составляет 80 000 тонн.

Из представленных Обществом данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год (2016), достоверность которых административным ответчиком не оспаривается, возможность достижения тех производственных показателей, которые установлены Обществу Приказом № 9/2017-тко, не следует.

Предусмотренные производственными программами мероприятия (капитальный ремонт оборудования и укладка временной дороги к картам полигона) увеличения проектной вместимости объекта размещения до указанных значений также не предполагают.

Таким образом, в силу приведенных положений нормативных правовых актов установление показателей производственной деятельности на основании полученных расчетным путем показателей количества образующихся отходов в населенных пунктах, обслуживаемых оператором по обращению с ТКО, без учета наличия у такого оператора реальной возможности по обработке и захоронению соответствующего объема отходов является недопустимым.

Принимая во внимание указанные обстоятельств, а и тот факт, что наряду с данными учета Обществом были предъявлены другие подтверждающие показатели отчетности документы (сводные реестры объемов по договорам на прием и размещение ТКО, договоры на оказание услуг по размещению ТКО, сводные реестры контрагентов). Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, подтвердившего правомерность действий Комиссии, отказавшейся использовать данные о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данные о динамике образования ТКО за последние 3 года.

С учетом допущенных регулирующим органом нарушений при установлении в производственных программах Общества планируемых объемов обрабатываемых, обезвреживаемых и размещаемых ТКО, а также при применении в расчете тарифов расчетной массы ТКО без учета фактических данных оспариваемые нормативные правовые акты об установлении тарифов были признаны недействующими.

Источник: https://news.solidwaste.ru/2019/02/tri-klyuchevyh-sudebnyh-dela-ob-obeme-i-masse-tko/

Что такое нормы накопления ТКО (ТБО)?

serezniy/Depositphotos

Сегодня понятие ТБО (твердые бытовые отходы) заменено на ТКО (твердые коммунальные отходы).

Согласно статье 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ, ТКО – это отходы, формирующиеся в ходе повседневной жизни человека или в результате деятельности организаций, работа которых непосредственно не связана с производством товаров либо выполнением услуг.

То есть это бытовой мусор, образующийся в результате жизни человека, а также отходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, схожие по составу с бытовым мусором.

К ТКО, например, относятся биологические отходы: кости животных, растительные компоненты (помои, отбросы), – и синтетические отходы: пластик, бумага, древесина, текстиль, кожа, резина, стекло.

Самые чистые города России: рейтинг 150 городов

Что делать, если не вывозят мусор?

Что такое норматив накопления твердых коммунальных отходов?

Так называется среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени. Другими словами, нормы накопления – это месячное накопление ТКО на одного человека или на один квадратный метр занимаемой площади.

Понятие норматива установлено в том числе для сравнения стоимости содержания собственности с принимаемым ежегодно стандартом, а также для соблюдения единства этой стоимости в регионах. Хотя основная их функция другая.

monkeybusiness/Depositphotos

На что влияют нормы накопления ТКО?

Согласно статье 24.10 ФЗ «Об отходах производства и потребления», нормативы накопления твердых коммунальных отходов определяют, сколько гражданам придется платить за вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов. Эти нормативы могут различаться для разных регионов.

На основе этих норм устанавливаются:

  • единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • тариф на обработку твердых коммунальных отходов;
  • тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;
  • тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

Кроме того, эти нормы учитываются в программах оператора ТКО по строительству, реконструкции объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ТКО в разных регионах.

Нормы позволяют управляющим компаниям планировать расходы на сбор и вывоз ТКО. Властям – расходы на переработку. Операторам, осуществляющим вывоз, – парк машин и расходы на топливо. Перерабатывающим и мусоросжигательным заводам, а также полигонам по хранению ТКО – планировать объемы работ и определять территории обслуживания.

Можно ли не платить за вывоз мусора?

Как начать сдавать старые батарейки всем подъездом?

Как считаются нормы накопления ТКО на квартиру?

Как и нормативы потребления горячей и холодной воды, электричества и тепла, нормы накопления ТКО нужны для расчета стоимости содержания одного квадратного метра жилья. И рассчитывается норматив за квадратный метр, а не за человека.

Эксперты видят в этом противоречие: мусор на той или иной площади появляется не самостоятельно, а в результате деятельности человека.

Однако цена за вывоз и утилизацию, которую устанавливают органы самоуправления каждого региона, должна учитывать расходы на сбор и транспортировку планируемых объемов ТКО.

Эти расходы несет управляющая компания, поэтому она должна предложить жильцам дома цену с учетом фактических объемов. Рассчитывая их на одного человека, можно отталкиваться только от официальной статистики, которая, как правило, не учитывает всех реально проживающих в доме людей.

А вот квадратные метры всегда соответствуют действительности. Конечно, у людей, проживающих в одиночестве в больших квартирах, это может вызывать недоумение. Поэтому периодически в отдельных случаях нормы корректируют, исходя из фактических объемов вывоза.

blinow61/Depositphotos

На нормативы накопления ТКО влияет целый ряд факторов.

Например, благоустроенность жилья (есть ли в нем система централизованного отопления) или возможность раздельного сбора составляющих мусора (бумаги, картонных упаковок, пищевых отходов, пластиковых бутылок).

При раздельном сборе масса ТКО уменьшается в среднем на 20 кг с одного человека, при вторичной переработке ряда компонентов – более чем на 30 кг, и это влияет на размер нормативов.

Кроме того, учитывается:

  • наличие зеленых насаждений в городах;
  • потребление местным населением овощей и фруктов;
  • климатические условия – в северных регионах долго длится отопительный сезон, а значит, тратится больше сырья для отопления, в южных регионах увеличивается число дней уборки придомовых территорий.

Как сделать обычную жизнь экологичной?

Личный опыт: «На деле сортировать мусор чертовски сложно»

Как узнать эти нормы для каждого региона?

Нормативы накопления определяют сами субъекты РФ. Узнать их можно в местных органах власти или у региональных операторов обращения с ТКО, если такие созданы в регионе.

  • Стоит помнить, что норматив – всегда неточная величина, власти могут его менять, чтобы компенсировать предприятиям действительные расходы, в том числе возмещать долги неплательщиков за счет жильцов, которые дисциплинированно оплачивают счета.
  • Не пропустите:
  • Почему растут тарифы на обслуживание дома?
  • На сколько снижает цены близость мусороперерабатывающего завода?

Владею долей в квартире, но не живу там. За что я должен платить?

Реинкарнация батарейки

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/chto_takoe_normy_nakopleniya_tko_tbo/8015

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector