Содержание под стражей: нормативные акты, сроки, места

Положения о содержании под стражей граждан на стадии их подозрения или обвиняемых в преступлениях представляет федеральный закон № 103. Акт был принят в 1995 году.

За прошедшие 23 года в мире произошло много изменений — в политике, экономике, бытовой сфере.

Несмотря на то что законодательство международного права гласит о справедливости в своих описаниях, в судебной практике не все и не всегда так.

25 ноября 2018 года вступил в силу новый закон. Правовой акт утверждает, каким должно быть содержание под стражей, если граждане попали под критерии подозреваемых или обвиняемых в совершении преступных деяний. Ключевой момент, цели, задачи, которые стремились решить и достигнуть законодатели — навести порядок в исправительных учреждениях и СИЗО.

Содержание под стражей: нормативные акты, сроки, места   Трактовка фактов

Юриспруденция — наука серьезная. И порой философствовать здесь не о чем, но правоведы часто начинают полемику о значении терминов, их правильной трактовке. И каждый считает, что только его взгляд в тематике верный.

В процессуальном принуждении принимаются различные меры, которые ограничивает свободу человека, к примеру, содержание под стражей.

Выполняется это с единственной целью — предупредить преступление, если следователи предполагают, что обвиняемый или подозреваемый способен его совершить.

Основанием служат собранные и подшитые к делу доказательные факты. Самая строгая превентивная мера — арест. Только в этом случае наблюдается сокращение конституционных прав и свобод. Эту ситуацию правоведы в своих трудах и пытаются разъяснить, а трактовка получается разной, в зависимости от взглядов. Всего можно выделить несколько разновидностей мер пресечения:

  • содержание под стражей;
  • заключение;
  • арест.

Кажется, ну какая разница, как будет называться действие. Ведь человека все равно задержали и насильственно удерживают в закрытых помещениях правовых органов.

Содержание под стражей: нормативные акты, сроки, места   Что раскрывает содержание?

От одного слова зависит срок нахождения. А для невиновного человека — сколько там находиться, пока дознаватели разберутся в тонкостях дела. А компетентные судьи придираются к каждой букве закона, чтобы исключить юридические неточности. Часто их сравнивают с врачебными ошибками, где от неправильно поставленного диагноза зависит жизнь и судьба человека.

Поэтому правоведы относят стражу и содержание под стражей как реализацию юридического родового понятия в виде задержания подозреваемых, включая аресты, к мерам пресечения. Простыми словами, граждан без предъявленного обвинения не должны удерживать более срока, установленного законодательством.

Содержание под стражей: нормативные акты, сроки, места   Как действует на практике юридический термин?

Содержание под стражей подозреваемых относится к самому строгому временному лишению свободы граждан. Подобную меру избирают в случае, когда другие способы не обеспечивают надлежащего поведения конкретного человека.

Закон требует от правомочных лиц обосновывать каждый шаг.

Исключить такой метод из судопроизводства нельзя, потому что даже при несвоевременном задержании опасного преступника, биография которого собрала много тяжких злодеяний, приведет к новым неправомерным деяниям опасным для общества. Цель данного способа:

  • пресечь противоправные действия;
  • обеспечить законодательный порядок;
  • защитить общество от преступных элементов, совершающих кражи личного имущества, хищения государственных ценностей, убийства, надругательства.

Суть меры принудительного воздействия, как содержание обвиняемых под стражей, состоит в заселении их в СИЗО, где они живут, пока не объявят обвинительный приговор о лишении свободы или же оправдают и отпустят. Следователи обязаны ее применять только после тщательного рассмотрения случая. При этом нужно определить, что никаким способом нельзя использовать мягкую меру.

При этом перечень злодеяний, на которые способен человек, опираясь на историю юриспруденции, только увеличивается, становится совершенным и изощренным. Руки дознавателей часто связаны законодательными положениями, черту которых они не могут переступить.

Содержание под стражей: нормативные акты, сроки, места   Исполнительный порядок

Решение о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых принимает суд, если по рассматриваемому преступлению в УК РФ положен срок для заключения не меньше 2 лет. Существуют исключения в законодательных актах, где разрешено использование задержания, если преступление классифицируется наказанием с лишением свободы меньше 2 лет:

  • постоянное место жительства не установлено, прописки в РФ нет;
  • не определена личность;
  • были нарушения по ранее избранным мерам пресечения;
  • гражданин скрывался от суда и следствия.

До судебного постановления лицо могут задержать на 48 часов.

В отношении несовершеннолетних закон о содержании под стражей может быть применен только при подозрении или обвинении их в особо серьезных или средней тяжести преступлениях. Депутаты Госдумы от такой меры освобождены конституционной 58-й статьей благодаря своему статусу неприкосновенности.

Законодательное единство

Конституция РФ как главный для России закон в статье 22 ч. 2 раскрывает случаи, когда допускаются аресты и заключения.

Международный пакт — Конвенция, которая создана защищать права граждан, гласит, что правила служат гарантом того, что суд защитит при ущемлении их прав и свобод.

В совокупности международные правовые акты и статья 15 из нашей Конституции, которую включила в свой состав правовая система РФ, подтверждают единое положение.

Каждый арестованный или задержанный, подозреваемый в уголовном преступлении, должен срочно быть направлен в судебную инстанцию. Судья в пределах своей компетенции обязан разобраться и определить места содержания под стражей или освободить лиц, лишенных свободы.

Стадии процесса

Чтобы реализовать меру пресечения, направляется в суд ходатайство со стороны:

  • прокуратуры;
  • следователей;
  • дознавателей по согласованию с прокурором.

В заявлении указывают:

  • причины с изложением мотивов и оснований, которые требуют задержания;
  • прилагают документально подтвержденные обоснования.

Подсудность процедуры

Комплект с доказательной базой должен поступить в суд в пределах норм, соответствующих срокам задержания, но не позже 8 часов до их окончания. Постановления данного рода принадлежат к юрисдикции районных судов. Этим инстанциям соответствует подсудность в случае необходимости продления срока содержания под стражей до полугода, если рассматриваются средние по сложности дела.

Когда расследуются тяжкие преступления, задержать могут на год. При дальнейшем рассмотрении материалов судью меняют, не может одно должностное лицо обладать полномочиями в деле постоянно, чтобы не создавать предвзятость. УПК РФ в статье 108 указывает на соблюдение процессуального порядка, когда выносятся постановления о мерах пресечения.

Куда направляют подследственных?

После того как суд удовлетворил ходатайство органа о задержании лиц, их направляют в одно из 3 видов специальных заведений:

  • следственный изолятор;
  • помещение для временного содержания, если в отделении МВД имеется ИВС;
  • камеру в исправительном учреждении — при условии, что она отделена от заключенных и оборудована для содержания лиц на период следствия.

Конвоируют задержанных лиц для дознания по требованию следователя специальные подразделения. Военные преступники направляются на гауптвахты.

Содержание под стражей: нормативные акты, сроки, места   Единственная мера пресечения

Преступник может вынести для себя положительные моменты от того, что он находился в СИЗО или ИВС. Это время засчитывается в срок его наказания, которое определит суд. Исполняют постановление суда о нахождении граждан под временным содержанием в изоляторе лица, которые направляли ходатайство – следователи и дознаватели. УПК в статье 165 указывает о порядке продления содержания под стражей.

Для этого необходимы причины:

  • отсутствие оснований изменить меру пресечения;
  • невозможно закончить расследование по доказанному обвинению.

Дознаватель согласует вопрос с прокуратурой и направляет ходатайство о продлении срока. Документ содержит:

  • обоснованные основания для продления срока;
  • наличие обстоятельств и фактов.

Каждое утверждение, представленное в процессуальных бумагах, тщательно исследуется, подтверждается доказательствами о причастности задержанного лица к преступным действиям.

Ограничительные сроки

Срок временного заключения зависит от скорости расследования. Каждый раз, когда заканчивается один период, его продлевают, но для этого обращаются в суд. Необходимо, чтобы судья определил, насколько правомерно находится подследственный в СИЗО. По мере увеличения срока содержания изменяется и статус ведомства, решающего вопрос. Представления подают при увеличении:

  • Если нужно увеличить срок на 4 месяца – прокурор, который контролирует соблюдение законности следователями. Или же судья, если это суд постановил избрать меру пресечения.
  • На 9 и 18 месяцев – вопрос согласовывают с Генеральной прокуратурой.

УПК в статье 156 указывает, когда дело невозможно расследовать в периоды, установленные законом, и нет оснований прекратить задержание подозреваемого в преступлении. В этом случае вправе прокурор направить ту часть дела, которая полностью доказана. Из процесса выделяют незавершенную часть, над ним будут работать отдельным производством. При этом будут учтены следующие моменты:

  • время первого задержания;
  • период прохождения стационарного экспертного обследования;
  • повторное заключение по одному делу;
  • выделенные части расследования;
  • промежуток с предъявлением новых обвинений.

Каждый момент складывают математическим способом. Когда суд вынесет постановление о лишении свободы, все это время зачтется как пройденный этап для наказания.

Если дознаватели и прокуратура не продлевают сроки задержания, подозреваемых обязаны освободить из СИЗО. Исполнителем является начальник по предварительному заключению. В день окончания срока он обязан предупредить Генерального прокурора о своих действиях, основанием для этого служит отсутствие документов о продлении содержания подследственного.

Итог

После окончания расследования следователь знакомит с материалами задержанного и его адвоката. Они должны подтвердить, что прочли каждую страницу, своей подписью. Для этой процедуры предоставляется месяц. Следует учесть, что максимальный период продления равен 18 месяцам. Обвиняемых больше этого времени держать в заключении не должны, если не успели доказать виновность.

В этом случае следователи выбирают исключения из правил. Опираясь на основание, ходатайствуют о меньшем продлении, к примеру, на 4 месяца. В вердикте судья укажет, что каждый день, проведенный в изоляторе, будет учтен.

Источник

Источник: https://subscribe.ru/group/rossiya-evropa-amerika-dalee-vezde/15413697/

Вопрос 380. Заключение под стражу: основание, порядок избрания, изменения и отмены. Сроки содержания под стражей. Участие защитника в рассмотрении судом ходатайств о заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу, продлении в отношении обвиняемого срока содержания под стражей

 Экзамен на адвоката

Вопрос 380. Заключение под стражу: основание, порядок избрания, изменения и отмены. Сроки содержания под стражей. Участие защитника в рассмотрении судом ходатайств о заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу, продлении в отношении обвиняемого срока содержания под стражей.

Заключение под стражу (ст. 108 УПК).

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение.

Такими обстоятельствами не могут являться данные, не проверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение требований статьи 89 УПК.

  • В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:
  • 1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;
  • 2) его личность не установлена;
  • 3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;
  • 4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159, 160, 165, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171-174, 174.1, 176-178, 180-183, 185-185.4, 190-199.2 УК, при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1-4 части первой ст. 108 УПК.

К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство.

В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства.

Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном статьями 91 и 92 УПК, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Читайте также:  Требования по охране труда: перечень законов, обязанности работодателя в сфере охраны труда

Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с обязательным участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Подозреваемый, задержанный в порядке, установленном статьями 91 и 92 УПК, доставляется в судебное заседание. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, руководитель следственного органа, следователь, дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявки обвиняемого.

Принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск.

В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

  1. Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:
  2. 1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;
  3. 2) об отказе в удовлетворении ходатайства;

3) о продлении срока задержания.

Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.

  • При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судья по собственной инициативе вправе при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 УПК, и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 УПК, избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде залога или домашнего ареста.
  • Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.
  • Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу.
  • Если вопрос об избрании в отношении подсудимого в качестве меры пресечения заключения под стражу возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем выносится определение или постановление.

Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения.

Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления. Решение суда кассационной инстанции об отмене постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит немедленному исполнению.

Решение суда кассационной инстанции может быть обжаловано в порядке надзора по правилам, установленным главой 48 УПК.

Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет о месте содержания под стражей или об изменении места содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого кого-либо из его близких родственников, при их отсутствии – других родственников, при заключении под стражу военнослужащего – также командование воинской части, при заключении под стражу лица, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, – также секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию, а при заключении под стражу сотрудника органа внутренних дел – также начальника органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

Не допускается возложение полномочий, предусмотренных настоящей статьей, на одного и того же судью на постоянной основе. Эти полномочия распределяются между судьями соответствующего суда в соответствии с принципом распределения уголовных дел.

На обвиняемого, содержащегося под стражей, распространяются требования статьи 95 УПК.

Сроки содержания под стражей (ст. 109 УПК).

  1. Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца.
  2. УПК предусмотрены следующие случаи продления срока содержания под стражей:

Содержание под стражей: нормативные акты, сроки, места

Исчисление сроков.

Срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд (п. 9 ч. 8 ст. 109 УПК).

В срок содержания под стражей также засчитывается время (ч. 10 ст. 109 УПК):

  • 1) на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого;
  • 2) домашнего ареста;
  • 3) принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда;
  • 4) в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со статьей 460 УПК.
  • В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного подозреваемым, обвиняемым под стражей ранее.

Рассмотрение судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, за исключением случаев нахождения обвиняемого на стационарной судебно-психиатрической экспертизе и иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При этом участие защитника обвиняемого в судебном заседании является обязательным (ч. 13 ст. 109 УПК)

Следующая глава

Статья 301.
Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей
1. Заведомо незаконное задержание –наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с

СТАТЬЯ 126. Порядок направления жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей
Администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под

Статья 301. Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей
1. Заведомо незаконное задержание -наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с

Глава 4. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ Статья 32. Предмет надзора
Предметом надзора

Статья 95. Порядок содержания подозреваемых под стражей
1. Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются федеральным законом.2. В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания,

Статья 109. Сроки содержания под стражей
1. Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца.2. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры

Статья 126. Порядок направления жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей
Администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под

Статья 95. Порядок содержания подозреваемых под стражей
1. Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются федеральным законом.2. В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания,

Источник: https://law.wikireading.ru/380

Правила конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

  • — конвоирование подозреваемых из ИВС в следственные изоляторы, медицинские учреждения для амбулаторного освидетельствования (обследования), санпропускники и обратно, из органов внутренних дел в межрайонные или городские ИВС, охрана подозреваемых и обвиняемых во время производства следственных действий;
  • — конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС и следственных изоляторов в суды и обратно, охрана указанных категорий лиц во время судебных заседаний;
  • — конвоирование подозреваемых и обвиняемых на обменные пункты плановых маршрутов конвоирования и обратно.
  • Административно-правовой статус конвойных подразделений определяется Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, указами президента РФ, постановлениями правительства РФ, нормами международного права, нормативными правовыми актами МВД России и, в частности, «Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» (утверждены приказом МВД № 140 от 7 марта 2006 года).

Конвой — группа вооруженных и экипированных специальными средствами сотрудников, назначенных для охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Конвой обеспечивает своевременное доставление лиц взятых под стражу к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима, предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой, а также задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

  1. Конвой призван осуществлять постоянный надзор и неотлучное нахождение всего состава наряда рядом с конвоируемыми с момента их получения в месте содержания под стражей и до водворения обратно, изоляцию охраняемых от контактов с родственниками, знакомыми или посторонними гражданами.
  2. В зависимости от характера выполняемой задачи в состав конвоя назначаются: начальник (старший) конвоя, помощник начальника конвоя, полицейский-кинолог и конвоиры.
  3. В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным.
  4. Обыкновенный конвой назначается из расчета: два конвоира — на одного-двух конвоируемых; три конвоира — на три-шесть конвоируемых; семь конвоиров — на семь-десять конвоируемых.

Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя. При проведении следственных действий на местности состав конвоя увеличивается.

Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого-либо из конвоируемых совершить побег, нападения на охрану, причинить какой-либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями, для конвоирования в воздушном, речном (морском) судне.

При усиленном конвое: на одного конвоируемого должно быть три конвоира; на два-четыре конвоируемых — шесть конвоиров; на пять-шесть конвоируемых — восемь конвоиров; на семь-восемь конвоируемых — 10 конвоиров; на 9-10 конвоируемых — 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава.

  • Конвоированию не подлежат: лица с неправильно оформленными документами или без документов; больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию; беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования; не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону; бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов такого освидетельствования.
  • Основанием конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления для производства отдельных следственных действий или рассмотрением дела в суде является:
  • — письменные заявки следователей, лиц, производящих дознание, суда, начальников ИВС, СИЗО для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде;
  • — санкционированное прокурором постановление или определение (постановление) суда об этапировании;
  • — постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий;
  • — истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии санкционированного прокурором постановления или определения суда о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы;
  • — распоряжение начальника территориального органа МВД России (начальника ИВС) о направлении подозреваемого или обвиняемого в лечебное учреждение, в санпропускник (баню) общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.
  • Конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется в специальных автомобилях, в легковых автомобилях, в купе пассажирского вагона, на речных и морских судах, на самолетах и вертолетах, а также пешим порядком только при невозможности использования других способов, на небольшие расстояния.

Конвоирование осуществляется по определенным маршрутам (основным, запасным). При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, следственными изоляторами (СИЗО), обменными пунктами и судами.

Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан: предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых и служебное удостоверение; получить подготовленные документы и проверить правильность их оформления; определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение. Также начальник конвоя должен произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования; осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Читайте также:  Удостоверение беженца: порядок получения, необходимые документы, важные нюансы

Прием подозреваемых и обвиняемых для конвоирования производится по одному, в отдельном помещении, в котором должны находиться только лица, сдающие и принимающие конвоируемых.

После опроса подозреваемых и обвиняемых полученные данные сверяются с имеющимися документами, указанные лица регистрируются в путевом журнале, подвергаются личному обыску, а их вещи и продукты питания — досмотру.

В этих целях назначаются конвоируемые из расчета один обыскивающий на четыре-шесть подозреваемых и обвиняемых.

О результатах личного обыска и досмотра начальник (старший) конвоя делает отметку в путевом журнале. Запрещенные к хранению вещи и продукты изымаются и сдаются администрации органа-отправителя.

  1. Конвоирование обвиняемых в республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные суды и охрана их во время судебных заседаний осуществляется на основании установленных документов о принятии этих учреждений под обслуживание и соответствующих указаний министров внутренних дел, начальников Главного управления МВД, Управления МВД, Управление на транспорте МВД.
  2. При наличии такого указания образуется межведомственная комиссия в составе представителей конвойного подразделения полиции (ОВД) и суда, подавшего заявку на конвоирование. Прием суда под обслуживание оформляется актом межведомственной комиссии, в котором указываются:
  3. — наименование суда и конвойного подразделения полиции (органа внутренних дел), их точные адреса;
  4. — характеристика залов судебных заседаний, помещений для конвоя и содержания обвиняемых;
  5. — обеспечение их необходимым противопобеговым оборудованием, средствами связи и сигнализации;
  6. — порядок изготовления съемного оборудования, выделения помещений для содержания обвиняемых и размещения конвоя в местах проведения выездных сессий этого суда;
  7. — маршруты конвоирования от специальных автомобилей до камер для содержания обвиняемых, в залы судебных заседаний и обратно;
  8. — порядок взаимодействия с руководителями суда;
  9. — недостатки в оборудовании помещений суда, сроки их устранения и ответственные за это должностные лица.
  10. Один экземпляр акта, подписанный председателем суда и командиром конвойного подразделения (начальником органа внутренних дел), направляется в МВД, ГУ МВД, УМВД, УТ МВДТ, где издается приказ о принятии суда под обслуживание, а другой — в соответствующие судебные органы для контроля за устранением отмеченных недостатков.
  11. Обслуживание суда прекращается по инициативе органа внутренних дел при не устранении недостатков в техническом оснащении и оборудовании помещений суда, где охраняются или конвоируются обвиняемые; по инициативе суда после уведомления председателем соответствующего суда командира конвойного подразделении полиции и издания в МВД, ГУ МВД, УМВД субъекта РФ соответствующего приказа.
  12. Сдача подозреваемых и обвиняемых оформляется распиской дежурного органа-получателя в путевом журнале и заверяется печатью.

Контроль за передвижением конвоев осуществляется с помощью разрабатываемой системы непрерывного слежения. Связь с конвоем осуществляется по установленным каналам радио и проводной связи.

  • При осуществлении контроля проверяется:
  • а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых (обвиняемых) условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;
  • б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;
  • в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;
  • г) порядок связи с нарядами.
  • О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).
  • Учет результатов работы нарядов ИВС и конвоев полиции ведется в целях оценки их деятельности и определения мер по совершенствованию организации и управления этой службой.
  • Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20170802/1499605007.html

«Бесконечные» сроки содержания под стражей

Некоторое время назад меня пригласили в качестве защитника для оказания юридической помощи гражданину, обвиняемому в мошенничестве.

Уголовное дело было возбуждено следственными органами в феврале 2016 года и к моменту принятия мной поручения на защиту прошло основные стадии процесса: предварительное расследование, производство в суде первой инстанции с постановлением обвинительного приговора, производство в суде апелляционной инстанции с отменой обвинительного приговора и возращением уголовного дела прокурору.

Мне предстояло осуществить защиту прав обвиняемого (подсудимого) при производстве дела в суде первой инстанции после отмены судом апелляционной инстанции решения суда первой инстанции о возращении дела прокурору. К слову, дело в отношении моего доверителя более двух лет из одного суда направлялось в другой суд либо возвращалось прокурору, а затем прокурором снова направлялось в суд.

Итак, незадолго до майских праздников в ходе судебного разбирательства уголовного дела в суде первой инстанции один из районных судов города Москвы, рассмотрев материалы данного уголовного дела в судебном заседании, решил (в очередной раз) возвратить дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом, а меру пресечения в виде заключения моего доверителя под стражу оставил без изменения, продлив срок содержания под стражей еще на три месяца.

При этом мой доверитель, которому инкриминируется совершение преступления экономической направленности, с апреля 2016 года находится под стражей в условиях полной изоляции. Таким образом, на момент принятия указанного решения суда он уже содержался под стражей более 36 месяцев.

Обратившись с апелляционной жалобой на данное решение суда первой инстанции в части меры пресечения, я задумался над проблемой сроков содержания обвиняемых (подсудимых) под стражей на стадии судебного производства в целом. Предполагая дискуссионность и сложность вопроса о мерах пресечения, считаю возможным высказать свое мнение исключительно в отношении предельных сроков применения данной меры на примере конкретного дела.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ содержатся формальные ограничения, определяющие максимальный срок содержания под стражей в период предварительного расследования, за пределами которого, по общему правилу, дальнейшее пребывание обвиняемого под стражей недопустимо.

Так, при расследовании преступлений срок содержания под стражей не может превышать двух месяцев. Когда закончить предварительное расследование в течение этого времени невозможно, срок может быть продлен до 6 месяцев.

В случаях особой сложности уголовного дела (тяжкие и особо тяжкие преступления) срок содержания под стражей может быть продлен до 12 месяцев.

При обвинении лиц в совершении особо тяжких преступлений в исключительных случаях срок содержания под стражей может быть продлен до 18 месяцев (ст. 109 УПК РФ).

Для стадии судебного производства предусмотрены иные сроки и порядок их продления. В частности, срок содержания под стражей со дня поступления уголовного дела в суд и до вынесения приговора не может превышать 6 месяцев.

Однако суд, в производстве которого находится уголовное дело, по истечении указанного срока со дня поступления уголовного дела вправе продлить срок содержания под стражей по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, и каждый раз не более чем на три месяца (ст. 255 УПК РФ).

Каких-либо формальных ограничений, устанавливающих предельные сроки содержания под стражей лиц на стадии судебного производства, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, законодателем не предусмотрено1.

Поскольку мой доверитель обвиняется в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса РФ, которые относятся к категории тяжких преступлений, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности продлить ему срок содержания под стражей еще на три месяца.

Между тем Верховный Суд РФ в своих разъяснениях обращал внимание на то, что при возвращении уголовного дела прокурору суд продлевает срок содержания обвиняемого под стражей – при необходимости сохранения данной меры пресечения – с учетом предельных сроков, предусмотренных ст. 109 УПК РФ, и лишь в рамках, достаточных для производства следственных и иных процессуальных действий, необходимых для устранения препятствий его судебному рассмотрению2.

Данные разъяснения коррелируются с правовой позицией Европейского Суда по правам человека, неоднократно указывавшего на то, что продолжительность содержания под стражей не должна превышать разумных пределов3.

Иными словами, применительно к инкриминируемым моему доверителю преступлениям предельный срок содержания под стражей ни при каких обстоятельствах не должен превышать 12 месяцев даже в стадии возвращения уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом. Данный вывод находит отражение и в Определении Конституционного Суда РФ от 7 октября 2014 г. № 2162-О.

Казалось бы, отсутствие в законодательстве формальных ограничений, устанавливающих предельные сроки содержания под стражей лиц на стадии судебного производства, было восполнено указанными разъяснениями Верховного Суда РФ, правовыми позициями ЕСПЧ и КС РФ.

Однако впоследствии КС РФ другим своим решением внес в данный вопрос определенную дискуссию относительно возможности содержания обвиняемого под стражей свыше предельных сроков по уголовному делу, возвращенному прокурору.

В частности, по мнению КС РФ, уголовно-процессуальный закон не распространяет норму ч. 4 ст. 109 УПК РФ о недопустимости продления срока содержания под стражей на данный особый порядок движения уголовного дела (возвращение уголовного дела прокурору)4.

Мне сложно согласиться с этой позицией, поскольку указанное, на мой взгляд, не только противоречит основополагающим принципам уголовного процесса, но и идет вразрез с разъяснениями Верховного Суда РФ и не соотносится с правовыми позициями того же КС РФ, высказанными ранее.

Потому, как верно отметил судья КС РФ Ю.М. Данилов, сроки содержания обвиняемых под стражей становятся бесконечными, ограниченными только сроками давности привлечения к уголовной ответственности5.

Одним из принципов уголовного процесса является уважение чести и достоинства личности. Но можно ли утверждать, что в случае возможного «бесконечного» продления срока содержания обвиняемых под стражей данный принцип соблюдается?

Вместе с тем каждому арестованному или задержанному по уголовному обвинению лицу должно быть обеспечено право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение6. Отвечает ли содержание под стражей обвиняемого (подсудимого) сроком более 36 месяцев (как в случае с моим доверителем) требованиям международных правовых актов? И является ли указанный срок «разумным»?

На мой взгляд, содержание кого бы то ни было под стражей (мера пресечения) на столь продолжительный срок (36 месяцев) не может считаться справедливым, адекватным и пропорциональным.

Конституция РФ декларирует, что принадлежащее каждому от рождения право на свободу и личную неприкосновенность воплощает наиболее значимое социальное благо, которое, исходя из признания государством достоинства личности, предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу ее автономии (ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Конституции РФ).

Данное конституционное право, в частности, не допускает ограничений, которые связаны с заключением по стражу или с лишением свободы сверх установленных сроков7.

Полагаю, что следует законодательно предусмотреть формальное ограничение предельных сроков содержания под стражей обвиняемых (подсудимых) на стадии судебного производства, установив предельный срок для соответствующей стадии процесса.

Вероятно, необходимо также определить общий максимальный срок содержания под стражей обвиняемых (подсудимых) на стадии досудебного и судебного производства, который будет распространяться и на случаи возвращения уголовного дела прокурору.

Таким образом, предусмотренные в законодательстве формальные ограничения, с одной стороны, предотвратят зачастую произвольное и «бесконечное» продление срока содержания под стражей, а с другой – создадут предпосылки для устранения какой-либо волокиты при рассмотрении и разрешении уголовных дел по существу.

Дискуссионный вопрос о возможности или невозможности продления сроков содержания под стражей свыше предельных сроков был бы устранен, а конституционные права обвиняемых (подсудимых) не нарушались.

Предупреждая возможную критику данного предложения, считаю, что целью предлагаемых изменений является исключительно предоставление дополнительных гарантий гражданам, которые подверглись уголовному преследованию.

1 Куряхова Т.В. Особенности продления предельного срока содержания под стражей по возвращенному судом уголовному делу // Законодательство и практика. 2018. № 1. С. 51–54.

2 Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2009 г. № 28 (ред. от 15 мая 2018 г.) «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству».

3 Постановления ЕСПЧ от 26 июня 1991 г. «Летелье (Letellier) против Франции» (жалоба № 12369/86); от 29 января 2008 г. «Дело “Саади (Saadi) против Соединенного Королевства”» (жалоба № 13229/03).

4 Постановление КС РФ от 16 июля 2015 г. № 23-П «По делу о проверке конституционности положений частей третьей – седьмой статьи 109 и части третьей статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.В. Махина».

5 Особое мнение судьи КС РФ Ю.М. Данилова в связи с принятым Конституционным Судом Российской Федерации Постановлением по делу о проверке конституционности положений частей третьей – шестой статьи 109 УПК Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.В. Махина.

Читайте также:  Как написать заявление в полицию о краже имущества?

6 Пункт 3 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.); п. 3 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

7 Постановление КС РФ от 13 июня 1996 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Щелухина».

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/beskonechnye-sroki-soderzhaniya-pod-strazhey/

Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Подозреваемые и обвиняемые после вынесения решения об их задержании или аресте могут содержаться лишь в тех учреждениях, которые предусмотрены Законом № ЮЗ-ФЗ. Все учреждения могут быть подразделены на три вида.

Первый и основной — это следственные изоляторы, которые образуются и функционируют в рамках уголовно-исполнительной системы.

Структура следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы наиболее разветвленна. В следственных изоляторах содержится подавляющее большинство подозреваемых и обвиняемых.

Они имеются в каждом субъекте РФ и крупных городах. Всего их насчитывается в России свыше 150 единиц.

Вторым видом мест содержания под стражей являются И ВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ.

В связи с тем что органы внутренних дел проводят дознание и предварительное следствие по большинству уголовных дел, как правило, каждый из них имеет ИВС, который предназначен для кратковременного задержания подозреваемых в совершении преступления.

Данные ИВС являются подразделениями полиции, которая в соответствии с п. 14 ст. 12 Федерального закона «О полиции» обязана содержать, охранять и конвоировать заключенных под стражу лиц, находящихся в ИВС.

Дислокация и условия деятельности органов дознания пограничных войск, которые осуществляют дознание по делам о нарушении Государственной границы РФ, обусловливают необходимость иметь собственные ИВС подозреваемых и обвиняемых. Поэтому ИВС создаются только в пограничных частях, непосредственно охраняющих

Государственную границу РФ. Они предназначены для содержания под стражей задержанных и подозреваемых в совершении преступлений, связанных с нарушением Государственной границы РФ, а также с нарушением правил несения пограничной или караульной службы.

Если следственные изоляторы предназначены для содержания обвиняемых и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, то И ВС — для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могут временно содержаться в И ВС только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно ст.

13 Закона № ЮЗ-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в ИВС в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на 10 суток в течение одного месяца.

Третий вид мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых — это учреждения, для которых содержание под стражей не является основной задачей. Так, по основаниям, предусмотренным Законом № ЮЗ-ФЗ, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут быть учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы.

В этом случае должны содержаться изолированно от других осужденных лица, задержанные по подозрению в совершении другого преступления во время отбывания наказания.

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться в исправительных учреждениях, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов.

  • Местами содержания под стражей являются воинские гауптвахты, где могут содержаться подозреваемые и обвиняемые из числа военнослужащих, как задержанные по подозрению в совершении преступления, так и заключенные под стражу в порядке избрания меры пресечения.
  • В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.
  • Рассмотрим более подробно деятельность следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы как основного места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
  • Правовой основой деятельности следственного изолятора являются Конституция РФ, УИК, Закон № ЮЗ-ФЗ и Закон № 5473-1, правовые акты Российской Федерации, ее субъектов, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты Минюста России.
  • Министром юстиции РФ утверждено Положение о следственном изоляторе, в соответствии с которым к основным задачам следственного изолятора относятся:
  • 1) создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия и суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни уклониться от отбывания наказания;
  • 2) осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;
  • 3) обеспечение законности и правопорядка в следственном изоляторе, личной безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории;
  • 4) обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
  1. Для реализации указанных задач на персонал следственных изоляторов возлагаются определенные функции, основными из которых являются:
  2. прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственный изолятор и размещение их по камерам;
  3. охрана и надзор за ними;
  4. обеспечение изоляции;
  5. выявление, предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений со стороны лиц, содержащихся в следственном изоляторе, обеспечение выполнения правил внутреннего распорядка;
  6. организация и обеспечение безопасности в следственном изоляторе и на прилегающей территории;
  7. материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с установленными нормами и законодательством об охране здоровья граждан;
  8. создание условий для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей;
  9. освобождение из-под стражи лиц, в отношении которых вынесено соответствующее судебное решение, истек срок содержания под стражей, вынесены акты об амнистии или помиловании либо истек назначенный приговором срок отбывания наказания в виде лишения свободы;
  10. исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных в следственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию, а также оставленных в нем на срок до шести месяцев или переведенных из учреждений, исполняющих наказания, в связи с производством следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами, или в связи с рассмотрением дел в судах, а также осужденных, переведенных из учреждений, исполняющих наказания, в связи с привлечением к уголовной ответственности по другому делу, если в отношении их избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
  11. проведение оперативно-розыскных мероприятий в порядке, предусмотренном законом; оказание содействия органам и подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в проведении необходимых мероприятий в отношении лиц, содержащихся под стражей;
  12. осуществление финансово-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность учреждения, и ведение соответствующего делопроизводства.

Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование, материально-техническое обеспечение следственных изоляторов могут производиться также за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Структура и штаты следственных изоляторов утверждаются органами ФСИН России. Следственный изолятор возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от нее начальником территориального органа уголовно-исполнительной системы. В состав руководства следственного изолятора кроме начальника входят заместители по оперативной работе, охране и режиму, воспитательной работе.

  • Следственный изолятор имеет в своем составе дежурную службу и отделы: режима и охраны, оперативный, специальный, кадров, по воспитательной работе среди содержащихся под стражей и осужденных, по работе с личным составом, интендантского и хозяйственного обеспечения, коммунально-бытовой, а также медицинскую и финансовую части.
  • За деятельностью следственных изоляторов осуществляется международный, государственный и общественный контроль.
  • Непосредственный контроль за деятельностью следственных изоляторов осуществляют федеральный и территориальные органы ФСИН России.

Источник: https://studref.com/384460/pravo/mesta_soderzhaniya_strazhey_podozrevaemyh_obvinyaemyh_sovershenii_prestupleniy

Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Содержание под стражей — это наиболее строгая мера пресечения, предусмотренная уголовно-процессуальным законодательством, которая выражается в лишении на определенный срок свободы лица, обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления.

Данная мера пресечения регулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Ст. 7 ФЗ определяет, что местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:

    1. следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;
    2. изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
    3. изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности;
    4. учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
    5. гауптвахты (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом).

Осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но изолированно от осужденных, отбывающих наказание (ст. 10 ФЗ).

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов.

Подозреваемые и обвиняемые военнослужащие содержатся на гауптвахтах в случаях и порядке, которые предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 11 ФЗ).

В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

Лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/mesta-soderzhaniya-pod-strazhey-podozrevaemich-i-obvinyaemich-v-sovershenii-prestupleniy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector