Роль арбитражного суда в нашей жизни



Автор предлагает рассматривать деятельность судебной власти как одну из функций государства, которая реализуется в способности и одновременной возможности государства отстаивать и защищать нарушенные или оспариваемые права физических и юридических лиц, осуществляется на основании действующего законодательства через систему судов в предусмотренной законом процессуальной форме, с последующим обеспечением в виде принудительного исполнения. При всем этом государство также относится к той категории субъектов, законные интересы которого также подлежат судебной защите. Суть деятельности судебной власти сводится к всестороннему рассмотрению правового конфликта и последующему справедливому его разрешению на основании закона, в чем и заключается основная роль судебной власти в правовой жизни общества.

Ключевые слова: судебная власть, роль судебной власти, место судебной власти.

The author proposes to consider the activities of the judiciary as one of the functions of the state, which is implemented in the ability and simultaneous ability of the state to defend and protect the violated or disputed rights of individuals and legal entities, is carried out on the basis of the current legislation through the system of courts in the procedural form provided by law, followed by enforcement. At the same time, the state also belongs to the category of entities whose legitimate interests are also subject to judicial protection. The essence of the activities of the judiciary is reduced to a comprehensive consideration of the legal conflict and its subsequent fair resolution on the basis of the law, which is the main role of the judiciary in the legal life of society.

Keywords: the judiciary, the role of the judiciary, the place of the judiciary.

Одним из перспективных и наиболее важных факторов реализации конституционных распоряжений является процессуальный механизм обеспечения и охраны гарантий, закрепленных Конституцией [3], как оптимального и эффективного инструмента объединения общества и его устойчивого правового развития.

Используя аналитическую базу вопросов, связанных с конституционной ролью суда в современном обществе, важно, прежде всего, остановить внимание на том факте, что представляет собой сам институт суда.

Ведь именно суд является одной из составных частей базовых культурных традиций права, важнейшим элементом общего правового наследия, а также значимым достижением современной правовой цивилизации.

Судебная власть обладает необходимым правовым потенциалом, используемым для разрешения споров и конфликтов между субъектами правоотношений. Г. В.

Мальцев в рамках своих научных исследований отмечает, что суд представляет собой универсальное социальное явление, которое не обходит стороной ни один народ, спонтанно возникающее в рамках усложнения его внутренних связей и структур, при этом архаические формы суда основываются на незыблемом авторитете вождей и старейшин [6, с. 243].

Еще в древние времена правосудию отводилось особое место в системе общественной организации граждан, что получило свое проявление, например, в известном римском изречении о том, что правосудие представляет собой основу государства. Известный юрист и правовед А. Ф.

Кони, обосновывая истинность данного изречения, непременно указывал на смысловое единство понятий «правосудие» и «справедливость».

При этом он отмечал, что при рассмотрении взаимоотношений общества в целом и отдельных его членов нередко возникает необходимость ограничить личную свободу члена общества в угоду общего блага в целом, обеспечив защиту прав отдельных лиц при этом. В указанном случае «справедливость должна находить себе выражение в законодательстве, которое тем выше, чем глубже оно всматривается в жизненную правду людских потребностей и возможностей, — и в правосудии, осуществляемом судом, который тем выше, чем больше в нем живого, а не формального отношения к личности человека» [2, с. 4].

Признанные положения доктрины права позволяют лучше осознать причины того, что сегодня позитивный потенциал суда оказывается более актуализирован в качестве основы урегулирования споров и воспроизводства общественного доверия в условиях нарастающих социальных, культурных, этнических, религиозных, геополитических и иных разногласий.

Влияние судебной власти на современное общество чрезвычайно многогранное и его невозможно свести только к правоприменительным аспектам.

Роль суда, определяемая в современном правовом государстве, состоит, прежде всего, в необходимости обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и служить гарантией для самого права от сторонних неправомерных действий и решений с целью обеспечить господство права [4, C. 4].

Стоит отметить, что именно суд, находясь в условиях бюрократического кризиса государственности и ослабления классических институтов публичного представительства, берет на себя значительный вес ответственности за поддержание устойчивости конституционно-правового режима и становится, к слову, ключевым гарантом реализации конституционных принципов и ценностей, правовых регламентов в общественной и государственной жизни. Помимо прочего, суд призван обеспечивать цивилизованное разрешение юридических споров, конфликтов, коллизий, которые сопряжены с социально-экономическими, экологическими, национально-культурными, религиозными, административно-политическими и иными важными жизненными интересами.

Влияние институтов правосудия на правовую жизнь современного государства имеет масштабный характер, и параллельно с этим судебная жизнь «включается» в жизнь общества и человека [7, с. 64–65].

Исследователи указывают на тот факт, что судебную жизнь следует рассматривать как особую форму правовой жизни, которая может находить свое проявление в различного рода судебных актах и позволяет проявлять напрямую особенности и эффективность судебно-правового развития в правовой жизни общества, обеспечивая соответствующее отношение субъектов права к судебным органам и уровню современной судебной защиты [5].

Институты правосудия обеспечивают и гарантируют устойчивую связь публичной власти и гражданского общества, содействуют реальному, результативному включению граждан к механизму государственного правотворчества.

Определение позиции и роли суда в современном обществе становится знаковым вопросом, ответ на который зависит, в том числе, от того, что суды активно вовлекают в мотивацию по рассматриваемым делам, помимо анализа нормативно-правового регулирования, иные факторы и обстоятельства, характеризующие в широком смысле реальный социальный контекст и ценности, признаваемые обществом на конкретном историческом этапе [1]. Однако, несмотря на осторожное отношение к судебной активности подобного рода и значимости для суда решать только вопросы права и проявлять политическую нейтральность, важно учитывать тот факт, что увеличивающееся влияние суда на общественную жизнь не может не взаимодействовать с воздействием на деятельность суда общественного мнения в аспекте процессов демократизации.

  • Вовлечение институтов правосудия в разрешение конституционно обусловленных вопросов правовой жизни имеет объективный и определяющий характер, при этом гарантируется не только через прямое погружение соответствующих институтов в осуществление и корректирование юридической практики, но и с помощью:
  • – создания и эволюции теории права отечественного государства и общества;
  • – осуществления целей по реализации правовых гарантий Конституции и охране конституционных основ правовой системы в целом;
  • – воспитательного и идеологического воздействия на общественное правосознание, формирования правомерных векторов индивидуальной психики субъектов правоотношений в рамках защиты и утверждения авторитета права и Конституции, укрепления доверия к ним.

Высший закон государства признает в судебной власти один из ключевых элементов основы конституционного строя, организационную составляющую системы разделения властей. В этой связи право на судебную защиту представляет собой абсолютное, не подлежащее каким-либо ограничениям правомочие (ст. 46 Конституции).

Указанное позволяет сделать вывод о том, что суд является тем институтом, который может решать споры о праве окончательно и на основе общеобязательности исполнения решения.

При этом речь не идет о банальном определении судом той нормы права в системе действующего законодательного регулирования, которая применима в конкретной ситуации, поскольку ни неясность подлежащих применению норм, ни даже их полное отсутствие — не могут служить оправданием отказа в правосудии.

Применяя ту или иную норму права, тем не менее, суд не становится только институтом, провозглашающим мнение законодателя, поскольку он параллельно с законодателем ориентируется на публичные и частные ценности конституционного строя, от которых невозможно отступить, даже ориентируясь на закон.

При рассмотрении судебного дела позиция судьи должна восходить к Конституции (ч. 1 ст. 120) и содержательно определяться принципом приоритета прав человека, обеспечение непосредственного действия которых Конституция напрямую связывает с правосудием (ст. ст. 2, 18).

Судебные органы структурно синтезированы в механизм народовластия, поскольку по своему конституционному предназначению они служат гарантом того, что современная организационная основа и практическое функционирование этого механизма будут соответствовать основам конституционного строя.

Они устанавливают в уточненном варианте нормативно-правовое содержание конституционно-статусных характеристик человека в качестве равноценного участника конституционного использования права и носителя ценностей правовой демократии, чем призваны обеспечивать достоинство личности во всех сферах, включая взаимоотношения с государством, с которым гражданин может вступать во взаимоотношения в лице его органов. Именно с судебной деятельностью тесно связано претворение в жизнь осознания непосредственного действия основных прав и свобод как оказывающих в общей системе конституционного регулирования проходящий эффект, в связи с чем правосудие содействует укоренению конституционных ценностей в качестве реального основания и допустимых пределов в отношении и публичной власти, самоорганизации гражданского общества и правомерного поведения как правового регулятора.

Таким образом, все вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что непосредственно институты правосудия наделены функционалом оказывать определяющее воздействие на процесс обеспечения гарантий прямого действия Конституции в аспекте ее верховенства.

При этом юридическая ценность Конституции как непосредственного регулятора общественных отношений воплощается через конституционно обусловленное судебное усмотрение.

Судебное усмотрение, в свою очередь, служит основанием к разрешению правовых споров (конфликтов) судьей, который руководствуется законом, что проявляется в рамках прямого достоверного соотнесения применимых к конкретному делу отраслевых норм права с конституционными принципами и нормами, и правовой совестью самого судьи.

Литература:

  1. Егоркин С. К вопросу о роли судов в обществе. URL: https://zakon.ru/blog/2015/4/29/k_voprosu_o_roli_sudov_v_obshhestve (дата обращения: 01.11.18).
  2. Кони А. Ф. На жизненном пути: Публичные чтения и речи. Т. 4 / Кони А. Ф. — Берлин, Ревель: Библиофил, 1923. — 483 c.

Источник: https://moluch.ru/archive/233/54131/

История создания Арбитражного Суда Республики Абхазия

Прошедшие годы были важными для истории суда – произошло становление Арбитражного суда в качестве важнейшего звена судебной системы Республики Абхазия. За эти годы Арбитражный суд превратился в эффективный механизм судебной защиты прав и законных интересов субъектов экономических правоотношений.

Арбитражный суд Республики Абхазия – самостоятельный хозяйственный суд, занимающий важное место в судебной системе, разрешающий экономические споры и обеспечивающий правовые гарантии развития экономических отношений в Абхазии.

Проводимая в стране судебная реформа существенным образом затронула Арбитражный суд, закрепила его дальнейшее развитие, наряду с судами общей юрисдикции, укрепив роль и значимость Арбитражного суда, как самостоятельного звена судебной системы Республики Абхазия.

Особая роль Арбитражного суда предопределена теми обстоятельствами, что защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности отнесены к его ведению.

Наш суд с поставленными задачами справляется успешно.

Мы сумели создать эффективный механизм судебной защиты прав и законных интересов субъектов экономических правоотношений – предпринимателей и инвесторов, вкладывающих свои средства в экономику нашей страны. Мы честно служим закону, обеспечиваем защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, чтобы сделать жизнь лучше и укрепить государство.

Хочу отметить, что наши достижения были бы невозможны без профессионального коллектива, которым обладает наш суд – судей, их помощников, секретарей судебного заседания, специалистов в сфере судопроизводства.

Поздравляю коллектив Арбитражного суда с юбилейной датой. Позвольте поблагодарить вас за ответственное отношение к работе, профессионализм, принципиальность, верность идеалам права и справедливости. От вашей настойчивости,высокого профессионального уровня, добросовестного исполнения обязанностей и уважения к людям зависят доверие граждан к судебной власти.

КВИЦИНИЯ ФАТИМА АЛЕКСЕЕВНА Председатель Арбитражного суда Республики Абхазия

Становление и развитие Арбитражного суда имеет довольно длительную историю. Арбитрáж — обобщающее наименование государственных органов, существовавших в СССР в период с 1931–1991 годы и осуществлявших рассмотрение имущественных споров между организациями, предприятиями и учреждениями советского социалистического хозяйства.

Необходимость создания Арбитражного суда предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности.

Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно.

В постсоветском пространстве арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражной процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере всем участникам гражданского оборота.

Конституция Республики Абхазия 1994 г. в статье 68, впервые в истории отечественного законодательства закрепила, что хозяйственные споры в Республике Абхазия разрешает Арбитражный суд. В связи с этим, возникла необходимость в принятии Закона «Об арбитражном суде» и Арбитражного процессуального кодекса Республики Абхазия.

Читайте также:  Права и обязанности экспедитора и клиента

Появление Арбитражного суда, имеющего специальную юрисдикцию, целенаправленно и быстро влияющую на изменения в экономической жизни, явилось одним из серьезных шагов в становлении нашего государства и позволило говорить о наличии действенных механизмов правовой защиты рыночной экономики в Абхазии. 3 апреля 1998 года принят первый Арбитражный процессуальный кодекс, положивший основу арбитражного судопроизводства в Республике.

Первоначальные мероприятия по организации деятельности Арбитражного суда, его материальному и техническому обеспечению проходили при участии и под личным руководством первого Председателя Арбитражного суда Республики Абхазия – Гурджуа Валерия Тебовича.

Мы гордимся нашими ветеранами, помним их и всегда рассчитываем на их поддержку.

Источник: https://as-ra.org/o-sude/istoriya-sozdaniya/

Реферат "Арбитражные суды"

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Функции арбитражных судов
  2. Задачи арбитражных судов
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Введение
  • Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями.

В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

1. Функции арбитражных судов

  1. Арбитражные суды РФ наделены и выполняют следующие связанные между собой функции:
  2. 1) разрешение споров, возникающих в процессе
  3. предпринимательской и иной экономической деятельности;
  4. 2) предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
  5. 3) ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;
  6. 4) установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

Новые функции Арбитражного суда, которые возникли в связи с введением в действие нового Арбитражного процессуального кодекса (АПК). Сегодня основная задача арбитражных судов состоит “в эффективной защите нарушенных прав и интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью”. Для того, чтобы сделать правосудие подлинным, надо было провести четкие разграничения подведомственности, чтобы передать споры с участием акционерных и иных хозяйственных обществ в одну судебную систему.

Кроме того, как выяснилось, в новом АПК зафиксирован чрезвычайно важный для административного судопроизводства принцип доказывания. Он состоит в том, что именно на государственном органе лежит бремя доказывания законности тех актов и действий, которые он предпринял по отношению к предпринимателю.

Введен также новый институт арбитражного заседателя — это будут не люди с улицы, а специалисты, которые должны знать соответствующее предпринимательское дело, чтобы рассматривать сложнейший предпринимательский спор, например, в сфере банковской и кредитной деятельности.

Изменилась и роль прокуроров в арбитражном процессе. Так, раньше прокуроры своими исками совершенно необоснованно вмешивались в частные дела. Теперь они этого делать не могут. Нет больше прокурорского надзора и за судами — отныне прокурорам запрещено вносить протесты.

Предполагается, что возрастет роль мирового соглашения в арбитражном процессе. Если дело тщательно подготовлено на открытой состязательной основе, стороны заранее предвидят результат рассмотрения дела.

Они становятся склонными к компромиссу. В этой ситуации многие истцы отзывают исковые заявления, видя бесперспективность дальнейшего спора. Стороны заканчивают дело миром.

Необходимость в вынесении судебного решения исчезает.

Многих предпринимателей от участия в судах останавливает дороговизна судебных процессов. Чаще процессы затягивает неправая сторона, тем самым увеличивая судебные расходы другой стороны. В новом АПК установлено, что неправая сторона, проигравшая спор, возмещает все судебные расходы другой стороны, в том числе и расходы, связанные с наймом адвоката.

В Арбитражном кодексе предусмотрено использование упрощенных процедур, которые возможны только с согласия сторон. Есть, в частности, бесспорные дела, на которые не стоит тратить время и средства.

2. Основные задачи арбитражных судов

Под основными задачами арбитражных судов субъектов РФ понимаются единые для всех арбитражных судов положения, закрепленные нормами Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», обусловленные предназначением арбитражных судов, требующие своего достижения как в организации, так и в деятельности арбитражных судов. В этой связи следует изменить редакцию ст. 5 указанного закона, расширив сферу действия основных задач и распространив их не только на сферу отправления правосудия по экономическим спорам, но и на организацию арбитражных судов.

Основными задачами арбитражных судов являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях. (табл.1)

Таблица 1

Система арбитражных судов

Первый уровень арбитражных судов Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции. Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81.
Второй уровень арбитражных судов Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Третий уровень арбитражных судов Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.
Четвертый уровень арбитражных судов Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

Т.о. общими для всех арбитражных судов задачами являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.

На Высший Арбитражный Суд РФ, кроме того, возложены специфические задачи: изучение и обобщение практики применения законодательства арбитражными судами, подготовка и осуществление предложений по ее совершенствованию и унификации, разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы.

Чтобы защита прав и законных интересов была реальной, необходимо эффективное правосудие. При этом эффективность правосудия должна рассматриваться не в качестве самоцели, а как средство достижения другой цели — защиты нарушенных субъективных, частных и публичных прав и интересов посредством судебной деятельности1.

В специальной литературе эффективность правосудия по гражданским делам определяется как «способность (свойство) правосудия как вида осуществляемой судом в установленной законом гражданской процессуальной форме государственной деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных судебных дел с вынесением по ним законных, обоснованных и справедливых постановлений обеспечивать при определенных условиях достижение социально значимых целей. Эта способность характеризуется отношением фактически достигнутого правосудием уровня целей к нормативно установленному законом»2.

Итак, эффективность представляет собой свойство, благодаря которому достигается поставленная цель. Эффективность правосудия – это показатель его качества, а потому при определении эффективности правосудия следует исходить из его сущности, которую в самом общем виде можно представить как деятельность суда, направленную на достижение предусмотренных законом целей.

Этому способствует наличие процессуальных гарантий — юридических средств, призванных создавать на всех стадиях судопроизводства благоприятные условия для беспрепятственного осуществления предоставленных лицам, участвующим в деле, процессуальных прав.

Такими процессуальными гарантиями выступают основные принципы арбитражного судопроизводства, закрепленные в ст. 5—11 АПК РФ. Представляется, что их реализация в процессе судебного разбирательства в полной мере служит залогом принятия законного, обоснованного и справедливого решения, что, по сути, и означает эффективное правосудие.

В качестве одного из упомянутых принципов закон называет осуществление судопроизводства на основе состязательности. В специальной литературе состязательность определяют как «обеспеченную законом возможность активности сторон в доказывании, где решение об участии в процессуальной «битве» принимает только само лицо, исходя из личного и субъективного понимания собственных интересов».

АПК РФ 2002 г. содержит принцип состязательности сторон при осуществлении судопроизводства. Что же понимается под состязательностью в действующем арбитражном процессуальном законе?

В самом общем виде процессуальный закон требует от сторон доказать свои требования (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).

Для участия в доказательственной деятельности стороны и другие лица, участвующие в деле, наделяются широким кругом полномочий (ч. 1 ст. 41 АПК РФ).

Анализ данной правовой нормы позволяет сделать вывод, что более половины процессуальных прав лиц, участвующих в деле, касаются доказательственной деятельности.

Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства.

Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Важно отметить, что это именно права сторон, которыми они могут воспользоваться, а могут и не воспользоваться.

Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом; разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности; предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий; оказывает содействие в реализации их прав; создает условия для всестороннего полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела (ст. 9 АПК РФ).

Отсюда задача суда сводится к тому, чтобы в процессе рассмотрения каждого дела установить достоверные сведения о фактических обстоятельствах, характерных для спорного правоотношения, и точно применить к установленным юридическим фактам нормы материального права, т. е. предоставить защиту нарушенным субъективным правам посредством принятия судебного решения либо отказать в такой защите, если будет установлено отсутствие нарушенного субъективного права.

Заключение

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

Список используемой литературы

  1. Бойков Ю. Новое законодательство об арбитражных судах// Рос.юстиция, 2004, № 8, стр.10
  2. Баталова Л. Окружные арбитражные суды-только во благо // Закон, 2004, № 9, стр.58
  3. Демьяненко Ф. Кассационная инстанция в системе арбитражного судопроизводства // Экономика и жизнь, 2004, № 37, стр.33
  4. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: КОНТРАКТ, 2005.
  5. Майкова Л. Новое в арбитражном законодательстве // Экономика и жизнь, 1995г., № 37,стр.33
  6. Яковлев В., Юков М. Новое в деятельности арбитражных судов // Закон. 2005. № 9. стр.52.

Источник: https://help-stud.ru/ref_arbitrajnie_sudi.php

§ 5. Роль арбитражного суда в делах о несостоятельности

Дела
о несостоятельности (банкротстве)
юридических лиц и граждан, в том числе
зарегистрированных в качестве
индивидуальных предпринимателей,
рассматриваются арбитражным судом (ст.
6, 32 Закона о банкротстве 2002 г.).

Более
того, подведомственность арбитражным
судам дел о несостоятельности носит
исключительный характер: дела о
банкротстве не могут передаваться на
рассмотрение третейских судов.

Анализируя
положение арбитражного суда в конкурсном
процессе, следует признать, что суд в
соответствии с действующим законодательством
наделен реальными возможностями для
достижения целей и задач процесса о
несостоятельности, главной из которых
является защита нарушенных или
оспариваемых прав и законных интересов
лиц, участвующих в деле о банкротстве
(ст. 2 АПК РФ).

Читайте также:  Куда жаловаться, если неправильно начисляют квартплату?

Законодатель
наделяет суд достаточно широким кругом
полномочий, среди которых можно выделить
полномочия организационного и контрольного
характера.

Полномочия
организационного характера представляют
собой совокупность действий арбитражного
суда, осуществляемых в рамках подготовки
и проведения судебного разбирательства.

В
частности, арбитражный суд принимает
заявление о признании должника банкротом
при соблюдении требований, предусмотренных
АПК РФ и Законом о банкротстве 2002 г.,
отказывает в принятии заявления, если
нарушено хотя бы одно из условий,
предусмотренных п. 2 ст. 33 Закона о
банкротстве 2002 г.

В
рамках подготовительных мероприятий
арбитражный суд рассматривает заявления,
жалобы и ходатайства лиц, участвующих
в деле о банкротстве, устанавливает
обоснованность требований кредиторов.

Судебное заседание по проверке
обоснованности требований заявителя
к должнику проводится не менее чем через
15 дней и не более чем через 30 дней с даты
вынесения определения о принятии
заявления о признании должника банкротом.

При
подготовке дела к судебному разбирательству
арбитражный суд вправе по ходатайству
лица, участвующего в деле о банкротстве,
принять меры по обеспечению требований
кредиторов, как то: наложение ареста на
имущество, запрещение должнику и другим
лицам совершать определенные действия
и т.д.

Одной
из мер по обеспечению требований
кредиторов является право арбитражного
суда обязать должника передать ценные
бумаги, валютные ценности, иное имущество
должника на хранение третьим лицам.

Одним
из полномочий арбитражного суда
организационного характера является
также принятие мер для примирения
сторон, что одновременно не может служить
основанием для приостановления
производства по делу о банкротстве.

В
ходе всего судебного разбирательства
арбитражный суд не должен допускать
недобросовестных действий сторон в
ущерб интересам друг друга. В связи с
этим Закон о банкротстве 2002 г.

наделяет
арбитражный суд существенными полномочиями
по осуществлению контроля за законностью
действий участников процесса о
несостоятельности. Так, арбитражный
суд проверяет обоснованность возражений
должника по требованиям кредиторов
(ст. 47 Закона о банкротстве 2002 г.

),
освобождает внешнего управляющего от
исполнения обязанностей (ст. 97), признает
недействительными определенные сделки
должника (ст. 103) и т.д.

Помимо
этого, арбитражный суд рассматривает
заявления арбитражных управляющих и
жалобы кредиторов, а также разрешает
разногласия между ними.

В частности,
арбитражный управляющий вправе обратиться
в арбитражный суд с ходатайством о
принятии дополнительных мер по обеспечению
сохранности имущества должника, об
отстранении руководителя должника от
должности (ст. 66 Закона о банкротстве
2002 г.).

Таким
образом, практически все действия,
совершаемые участниками процесса,
подконтрольны рассматривающему дело
арбитражному суду, а некоторые из
действий приобретают юридическую силу
только после соответствующего «одобрения»
суда (например, утверждение мирового
соглашения, утверждение арбитражного
управляющего и т.д.).

Источник: https://studfile.net/preview/428933/page:21/

Арбитражный суд: от истории до наших дней

В 2011 году исполнилось 20 лет с момента принятия Закона РСФСР от 4 июля 1991 года «Об арбитражном суде». Сегодня арбитражные суды имеют достаточно хорошую законодательную базу для осуществления своей деятельности, неплохую материальную основу и уверенно идут вперед.

О деятельности органов государственного арбитража, о том, что им предшествовало, рассказывает Председатель Арбитражного суда Красноярского края в отставке, заслуженный юрист РФ, член Совета Красноярского регионального отделения Ассоциации юристов России (КРО АЮР) Тамара Ивановна Машкина.

В 2011 году исполнилось 20 лет с момента принятия Закона РСФСР от 4 июля 1991 года «Об арбитражном суде», который был введен в действие с 1 октября 1991 года.

В постановлении Верховного Совета РСФСР о введении в действие названного Закона предусматривалось, что органы государственного арбитража в РСФСР, образованные и укомплектованные в соответствии с Законом СССР «О государственном арбитраже в СССР», исполняют свои функции и сохраняют свои полномочия до избрания соответствующих арбитражных судов в соответствии с Законом РСФСР «Об арбитражном суде».

Вскоре после принятия закона был сформирован Высший Арбитражный Суд РСФСР, а в течение первого полугодия 1992 года — большинство региональных арбитражных судов. Формирование арбитражных судов прошло довольно организованно и в достаточно короткие сроки.

Это стало возможным благодаря принятому единственно верному в то время решению — создать новую ветвь судебной власти на базе государственного арбитража, используя его пусть скромную, но имеющуюся в наличии материальную и финансовую базу и, конечно же, кадровый потенциал.

На этом закончилась непростая история системы органов государственного арбитража, существовавшей в СССР почти семьдесят лет.

За два прошедших с момента образования десятилетия арбитражные суды сделали невероятный рывок, стали одной из полноправных ветвей судебной власти.

Сегодня арбитражные суды имеют достаточно хорошую законодательную базу для осуществления своей деятельности, неплохую материальную базу и уверенно идут вперед. Впрочем, это не означает, что система арбитражных судов лишена недостатков.

Они есть, они разноплановы, им немало уделяется внимания в специальной литературе, но налицо и принятие практических мер к совершенствованию деятельности арбитражных судов.

Мне хочется остановиться на деятельности органов государственного арбитража. Как человеку, имеющему отношение и к системе органов госарбитража, и к системе арбитражных судов, проанализировать те особенности, которые имелись в деятельности государственных арбитражей, и которые позволили им стать впоследствии судами.

Да и в чересчур насыщенной на события нашей жизни в последние два десятилетия мы стали забывать, что представляли собой органы госарбитража.

Уверена, что большинство судей арбитражных судов, назначенных на должности в последние годы, имеют весьма ориентировочное представление о предшественнике тех органов, в которых они трудятся.

В современной российской истории первым органом, осуществлявшим рассмотрение имущественных споров между предприятиями, стали Арбитражные комиссии при Совете Труда и обороны РСФСР и арбитражные комиссии при областных, губернских экономических совещаниях, созданные постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 года.

Примечательно, что вначале советская власть Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 года № 1 «О суде» вообще наложила запрет на какое-либо судебное рассмотрение споров между казенными учреждениями.

Но уже в 1922 году, видимо, поняв ошибочность такой позиции, власть не только создала арбитражные комиссии, но и в Положении о судоустройстве РСФСР, утвержденном 11 ноября 1922 года, отнесла центральную и местные арбитражные комиссии к временно действующим специальным судам.

Постановлением ЦИК и СНК от 21 сентября 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Просуществовали арбитражные комиссии до 4 марта 1931 года, когда постановлением ЦИК и СНК СССР они были упразднены, а споры предприятий различных ведомств было решено передать на рассмотрение общих судов.

Но спустя всего 16 дней Совет Народных Комиссаров СССР в своем постановлении вновь признает необходимость организации специального органа для разрешения споров между хозяйственными субъектами, но уже в виде государственного арбитража.

3 мая 1931 года принято первое Положение о государственном арбитраже.

В Положении предусматривалась не только цель создания государственного арбитража — разрешение всех споров по заключенным договорам и сделкам и других имущественных споров, но и закладывалось направление рассмотрения дел — обеспечивающее укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета. При рассмотрении дел государственному арбитражу предписывалось руководствоваться законами и распоряжениями центральных и местных органов власти, а также общими началами экономической политики Союза ССР.

Пунктом 9 Положения о государственном арбитраже предусматривалось, что государственный арбитраж исходит из необходимости строгого соблюдения плановой и договорной дисциплины и повышения материальной ответственности хозяйственных органов и персональной ответственности хозяйственников за невыполнение или ненадлежащее выполнение договоров и сделок. Обо всех серьезных нарушениях договорной и плановой дисциплины предлагалось сообщать вышестоящим органам предприятий или органам рабоче-крестьянской инспекции, а в надлежащих случаях — прокуратуре. Положением о государственном арбитраже 1931 года устанавливалось, что надзор за деятельностью госарбитража возлагается на Совет труда и обороны, экономические советы союзных республик, краевые, областные исполнительные комитеты. Согласно пункту 12 Положения эти органы вправе были в порядке надзора отменить или изменить решение государственного арбитража или передать дело на новое рассмотрение.

Именно этим документом, на мой взгляд, была заложена неопределенность в правовом статусе органов госарбитража, т.е. их учреждение при органах исполнительной власти.

Однако что означало такое нахождение при органе исполнительной власти самостоятельного специального органа, уполномоченного на рассмотрение споров, глубокой проработки в юридической науке не нашло. В таком статусе государственные арбитражи просуществовали до 1987 года, когда система этих органов стала обособленной.

Таким образом, первое Положение о государственном арбитраже заложило основы своеобразного статуса органов, созданных для разрешения имущественных споров между предприятиями и организациями, при котором вплоть до их упразднения юридическая наука не нашла точного ответа на вопрос о правовой природе этих органов.

Наделение органов госарбитража не только функциями по рассмотрению так называемых хозяйственных споров, но и требование от него осуществления контроля за соблюдением законов порождало в юридической среде немало споров. Так, в учебнике для студентов юридических вузов и факультетов «Арбитражный процесс» под ред. В.В.

Яркова (2-е издание, переработанное и дополненное, стереотипное) («Волтерс Клувер», 2005 г.) отмечено, что в научной литературе той эпохи оживленно обсуждался вопрос о правовой природе органов государственного арбитража.

Был высказан значительный диапазон различных мнений: государственный арбитраж рассматривался и в качестве органа государственного управления, и как орган руководства народным хозяйством; в качестве органа защиты гражданских имущественных прав; как специальный орган, сочетающий в себе черты органа государственного управления и судебного органа, и др. На мой взгляд, они были особыми органами, сочетающими в себе черты и судебного органа, и органа управления.

Госарбитраж был нужен не только предприятиям и организациям как орган для рассмотрения возникающих споров. Он нужен был государству как один из рычагов воздействия на хозяйствующие субъекты. Иначе чем можно объяснить уже в более позднее время (1979 г.

) включение в закон «О государственном арбитраже в СССР» статьи 2, предусматривающей среди задач органов госарбитража и задачи по активному воздействию на предприятия, учреждения, организации, их вышестоящие органы и должностных лиц в целях обеспечения соблюдения ими социалистической законности, своевременного заключения хозяйственных договоров, выполнения плановых заданий и договорных обязательств, борьбу с проявлениями местничества и ведомственности в хозяйственной деятельности; неуклонное применение установленных законодательством или договором мер имущественной ответственности за нарушения государственной дисциплины, содействие улучшению договорной и претензионной работы в народном хозяйстве, предупреждение нарушений законности в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Органы государственного арбитража в своей деятельности согласно закону должны были всемерно использовать правовые средства в целях усиления охраны социалистической собственности, укрепления хозяйственного расчета, усиления режима экономии и устранения потерь в народном хозяйстве, повышения роли договора, развития рациональных хозяйственных связей и сотрудничества между предприятиями, учреждениями и организациями, содействовать динамичному, планомерному и пропорциональному развитию народного хозяйства, ускорению научно- технического прогресса, повышению эффективности общественного производства и качества работы, улучшению конечных результатов хозяйственной деятельности.

Положение о государственном арбитраже, принятое в 1931 году, действовало почти три десятилетия, до 17 августа 1960 года.

Первые Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами госарбитража в 1934 году утверждены самим Госарбитражем при СНК СССР.

Постепенно в этот период компетенция органов Госарбитража расширялась за счет передачи новых категорий споров: преддоговорных хозяйственных споров, преддоговорных споров при морских и речных перевозках, о водоснабжении, о снабжении электроэнергией и т.д.

Эпохальным событием для системы государственного арбитража стало принятие 23 июля 1959 года Советом Министров СССР постановления «Об улучшении работы Государственного арбитража».

Этим постановлением вновь расширена компетенция данного органа по разрешению споров.

С 1 января 1960 года все споры между социалистическими организациями, кроме споров с участием колхозов, передавались на рассмотрение органов госарбитража.

Госарбитраж СССР дополнительно наделялся новой, по существу законотворческой функцией.

В его обязанности вменялось утверждение Особых условий поставки тех или иных видов продукции и товаров, Инструкций о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству; Госарбитражу давалось право разъяснять предприятиям и хозяйственным организациям применение Положений о поставках.

Выполняя возложенные задачи, Госарбитраж СССР, например, в июне 1965 года утвердил Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения по количеству, а в апреле 1966 года — Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения по качеству.

Помимо этого, к примеру, Госарбитраж при Совете Министров СССР согласовывал Министерству путей сообщения разрабатываемые и утверждаемые им в соответствии с Уставом железных дорог СССР Правила перевозок грузов. Надо отметить, что акты Госарбитража СССР по утверждению Инструкций, Правил разного рода составляли самостоятельный пласт в нашем законодательстве и являлись источниками права.

Читайте также:  Стаж работы для начисления пенсии по старости: что входит, расчет

С расширением компетенции органов Госарбитража по рассмотрению дел и приданием ему новых функций назрела потребность в принятии нового Положения о госарбитраже, поэтому 17 августа 1960 года Совет Министров СССР утвердил Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. В тот период система государственного арбитража не была единой, и каждая республика утверждала положение о Государственном арбитраже при Совете Министров соответствующей союзной республики.

На смену первым Правилам рассмотрения и разрешения споров 1934 года, которые действовали почти 3 десятилетия, пришли Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденные Главным государственным арбитром СССР и введенные в действие с 1 июля 1963 года. Экономическая реформа, которая была начата в 1965 году, вновь расширила подведомственность споров органам госарбитража. Утвержденные же в этот период новые Правила рассмотрения хозяйственных споров по существу содержали нормы, регулирующие арбитражный процесс.

В 1970 году принимаются два акта, которые не могли не сказаться на деятельности органов Госарбитража. Это постановления Совета Министров СССР «О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве», а также постановление Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве».

Возвращаясь к хронологии регулирования деятельности органов госарбитража, надо напомнить, что в 1974 году Совет Министров СССР принял постановление «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража», которым Государственный арбитраж при Совете Министров СССР преобразовывался в союзно-республиканский орган, в результате чего система органов государственного арбитража стала единой. С этого времени государственные арбитражи имели двойное подчинение — своему вышестоящему органу и органу, при котором соответствующий госарбитраж состоял. В этот же период утверждается новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР, а Госарбитраж СССР постановлением от 30.12.1976г. № 136 утверждает новые Правила рассмотрения хозяйственных споров.

Источник: https://krasn.pravo.ru/review/view/32347/

Место и роль Арбитражных судов в системе Российской Федерации

Размышляя о важности роли Арбитражных судов, нельзя не коснуться их истории. Прообразом нынешних Арбитражных судов можно назвать суды еще Российской Империи. Ведь именно в эти года берет свое начало довольно устойчивая судебная система, сложившаяся для необходимости решения, в первую очередь, различных торговых вопросов и споров.

В период НЭПа появляется яркая необходимость в разделении хозяйственных от производственных функций. Для этого создаются специальные Арбитражные комиссии, которые должны были решать споры между предприятиями. Но существенно законодательно закрепил свое место только законом СССР 30 ноября 1979 года «О государственном Арбитраже в СССР».

  • А также значительные изменения в политической, экономической и социальной жизни страны подтолкнули к реформе Арбитражных органов, целью которой, в первую очередь, было создать независимый суд, имеющий дело с частной, государственной, муниципальной собственностью.
  • В 1991 году был принят закон РСФСР «об Арбитражном суде», в котором уже учитывались условия перехода к рыночной экономике, а также появление многообразия форм собственности.
  • 28 апреля 1995 года знаменуется выходом закона «об Арбитражных судах в Российской Федерации», а также 5 мая этого же года Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в котором уже указывается статус Арбитража и его место в системе судов РФ.

В настоящее время Арбитражные суды решают споры экономического характера между предпринимателями, их и государством и другие дела. Они являются независимым и самостоятельным органом, способствующим поддержанию законности в стране.

Арбитражным судам подведомственны гражданские и административные дела. Примером могут послужить, например, дела об оспаривании решений третейских судов, дела специальной подведомственности. К делам специальной подведомственности относятся дела: о несостоятельности (банкротстве), защите деловой репутации, по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций.

Экономическая сфера играет важнейшую роль в развитии нынешнего общества. И не удивительно, что имеет собственное правовое регулирование. И вполне правильно, что для защиты и контроля предпринимательской деятельности созданы такие специальные суды, как Арбитражные.

Арбитражи всегда находятся в центре экономических событий, что способствует постоянному совершенствованию законодательной базы, которая должна быть доступна и эффективна.

Наиболее характерными экономическими спорами, разрешаемыми этими судами, можно выделить: о разногласиях по договору, об изменении условий или о расторжении договоров, о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, о признании права собственности, об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения, о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения.

Можно смело называть систему Арбитражных судов развивающейся. Она трансформируется в зависимости от развития рыночных отношений. Позволяет интеллигентно разрешать конфликты, осуществлять процесс банкротства, также содействует формированию определенных обычаев, деловой этики, дает возможность находить выходы в связи с неплатежами и в общем дисциплинирует экономические отношения.

Правосудие осуществляется на основе законности, независимости, подчиненности, равенства всех перед судом.

Арбитражный суд не вправе ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон, при этом сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляя руководство, создает условия для всестороннего и исследования доказательств и правильного применения закона.

Роль Арбитражного суда также подчеркивается в обязательности исполнения его решений. Неисполнение влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Подводя итоги, можно сказать, что Арбитражные суды хотя и входят судебную систему, но являются ее самостоятельной частью. И не смотря на довольно таки долгую историю создания, находится в постоянном совершенствовании и развитии. И это хорошо сказывается на всей судебной системе Российской Федерации.

Соколова О.В.

Специалист по экономике и праву

Количество показов: 3121

Источник: http://arbir.ru/articles/a_1981.htm

Выступление на торжественном заседании, посвященном 10-летию арбитражных судов

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рад поздравить вас со знаменательной датой – 10-летием арбитражных судов Российской Федерации. Важность принятого в начале 90-х годов решения трудно переоценить.

Тогда правосудие пришло в ключевую сферу жизни – в экономику, в новую, нарождающуюся рыночную экономику.

Здесь происходили фундаментальные процессы, определяющие вектор развития страны, и они должны были опереться на правовой порядок.

Создание Арбитражного суда не случайно совпало с появлением в России института частной собственности, с формированием системы частных интересов в сфере экономики – с одной стороны.

И с необходимостью эффективного управления государственной собственностью – с другой. Не уверен, правда, что мы добились и того, и другого в настоящее время.

Но совершенно очевидно, что арбитражные суды играли, играют и, я уверен, будут играть в нашей стране в этом смысле очень большую роль.

Арбитражный суд сыграл тогда огромную роль в утверждении свободы договора как основы рыночной экономики. Он стал действенным механизмом защиты предпринимателей от неправового произвола. Достаточно сказать, что налогоплательщики, обжалующие решения налоговых органов, выигрывают дела в 60 процентах случаев.

Все это – подтверждение эффективности судебного контроля за законностью актов органов управления. За этот период арбитражными судьями, которых сегодня всего около 2500, было рассмотрено почти четыре миллиона дел.

И сегодня я хотел бы отметить уникальность этого корпуса судей: они профессионалы самого высокого класса, это самая сложная область юридической деятельности, не в обиду другим будет сказано.

Подчас арбитражные суды влияют на самочувствие не только отдельных коллективов, но и целых отраслей экономики.

Уважаемые коллеги, арбитражное правосудие стало полноценным элементом единой судебной системы России. Это единство выражено не только в престиже высокого статуса всех судей, но и в постоянном профессиональном взаимодействии Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов.

Арбитражная практика – это богатый материал для законопроектной работы. На ее основе в значительной степени создавались законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Думаю, что вам и сегодня можно более активно использовать свое право законодательной инициативы.

Хотел бы обратить особое внимание на новаторскую роль системы арбитражных судов. Здесь впервые появились такие новации, как судебные округа и окружные суды.

Мы с председателем долго обсуждали эту тему, и думаю, что в настоящее время руководство Арбитражного суда в административном плане приняло наиболее оптимальное решение с целью приблизить сами суды к потребителям ваших услуг, если вы позволите так сказать, и в то же время обеспечить их независимость от местных властей. Здесь были утверждены апелляции и кассации как важнейший фактор процессуальных гарантий сторон, позволяющий им добиваться вынесения правосудных решений.

Сделано немало, однако жизнь не стоит на месте, и страна и общество развиваются, совершенствуется судебная система в целом. Поэтому, как и другим судам, арбитражу предстоит пройти через преобразования, связанные с реализацией новых законов о судебной системе.

Прежде всего предстоит принятие и освоение новых процессуальных кодексов: арбитражного и гражданского.

Важно также добиваться четкого разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, чтобы одни и те же дела и одни и те же споры не рассматривались параллельно в разных судах. Мы знаем, к чему это приводит.

Это, к сожалению, до сих пор одна из проблем нашей системы, которая часто запутывает и позволяет людям недобросовестным использовать эту слабость правовой системы в личных либо корпоративных интересах во вред экономике страны и во вред стране в целом.

На мой взгляд, пока слабо развиты посреднические и примирительные процедуры, а также альтернативные способы разрешения споров в третейских судах.

Хотел бы обратить ваше внимание и на укрепление кадрового состава. Важная задача – пресечение безответственности, злоупотребления властью и тем более коррупции, особенно когда это касается судейского корпуса. Уверен, что больше всего в этом заинтересованы сами судьи.

В праздничный день не хочется, конечно, говорить о проблемах. Тем более вы их знаете и без меня, и лучше, чем я. Но в арбитражных судах часто решается судьба огромных предприятий, в том числе градообразующих.

Иногда эти споры выливаются на страницы прессы, интерпретируются в рамках борьбы за интересы разных групп, поэтому в вашей работе важна юридическая проработанность, беспристрастность и высочайший профессионализм.

Уважаемые друзья!

У всех ветвей власти сегодня есть общая задача – привести в порядок страну. И правосудие – один из самых мощных инструментов этого процесса. Вы по собственному опыту знаете: закон и право действуют только тогда, когда за ними следует эффективная правоприменительная практика, когда граждане добиваются справедливости в судах, а судебные решения уважаются и, что особенно важно, исполняются.

Желаю вам именно таких результатов, именно такой работы.

Источник: http://www.kremlin.ru/d/21511

Арбитражные суды играют ведущую роль в развитии хозяйственного права в стране

С момента появления арбитражных судов в 1992 году пройден большой путь. За это время было принято три арбитражных процессуальных кодекса (1992, 1995 и 2002 годы), причем последний, принятый по инициативе первого главы Арбитражного Суда России Вениамина Яковлева, на мой взгляд, весьма удачный законодательный акт, на современном уровне регулирующий судопроизводство в арбитражных судах.

С 2003 года появились апелляционные арбитражные суды, которые стали обособлены от судов первой инстанции (ранее апелляционные жалобы рассматривались другим составом судей суда первой инстанции), что обеспечило их независимость и беспристрастность.

С середины нулевых, при возглавлявшим арбитражную систему в 2005-2014 годах Антоне Иванове,  стала формироваться система электронного правосудия — публикация судебных актов в открытом доступе, возможность подачи процессуальных документов в суд в электронном виде, что существенно повысило доступность правосудия.

Позитивным, на мой взгляд, является также движение к формированию единообразия в практике арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Например, устранены разногласия, касающиеся того, к подведомственности какой из системы судов относятся некоторые категории дел.

В частности, иски к поручителям-физическим лицам, поручившимся за подконтрольные им компании, ранее рассматривались и арбитражными судами, и судами общей юрисдикции.

На законодательном уровне в арбитражном процессуальном законодательстве появляются институты, ранее касавшиеся только судов общей юрисдикции. Например, с 2016 года арбитражные суды вправе выносить судебные приказы, что позволяет кредиторам по бесспорным делам быстро взыскивать деньги.

В то же время важно, что Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда в целом сохраняет преемственность позициям Высшего Арбитражного Суда и ссылается на них в своих судебных актах.

Опасения относительно сохранения действия многих удачных правовых позиций ВАС РФ после объединения Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда были, но, к счастью, не оправдались.

В этом, несомненно, на мой взгляд, заслуга нынешнего главы Верховного суда Вячеслава Лебедева и руководителя коллегии по экономическим спорам ВС Олега Свириденко.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что арбитражные суды сегодня играют ведущую роль в развитии хозяйственного права в стране.

В последнее время по ряду важных вопросов сформирована судебная практика, позволяющая справедливо рассматривать споры в экономической сфере. Достаточно много важных позиций высказано Коллегией по экономическим спорам Верховного Суда в сфере банкротства.

Развивается судебная практика в сфере недвижимости. Хотелось бы, чтобы в других областях судебная практика формировалась не менее активно.

Представляется, что в целом арбитражная система развивается в правильном направлении, стремится к справедливому разрешению споров.

Из пожеланий можно отметить необходимость более качественной, подробной мотивировки судебных актов, особенно это важно для арбитражных судов округов и Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда.

Как и тщательного контроля за соблюдением норм процессуального права как самим судом, так и иными участниками судопроизводства.  

Источник: https://rg.ru/2017/12/22/arbitrazhnye-sudy-igraiut-vedushchuiu-rol-v-razvitii-hoziajstvennogo-prava-v-strane.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector