Принцип нерушимости государственных границ: описание, применение в международном праве

Принцип
нерушимости государственных границ
означает
обязанность государств уважать
установленные в соответствии с
международным правом границы каждого
иностранного государства. Принцип
нерушимости государственных границ
составляет одну из важнейших основ
безопасности государства.

Идея
нерушимости границ впервые получила
свое правовое оформление в договоре
СССР с ФРГ от 12 августа 1 970 г., а затем
в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ.

С этого
времени нерушимость границ стала нормой
международного права, юридически
обязательной для государств – участников
упомянутых договоров.

В этих договорах
выражены два существенных элемента:
признание существующих границ и отказ
от каких-либо территориальных притязаний.

Принцип
нерушимости границ был сформулирован
в Заключительном акте Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе
1975 г.: «Государства-участники
рассматривают как нерушимые все границы
друг друга, как и границы всех государств
в Европе, и поэтому они будут воздерживаться
сейчас и в будущем от любых посягательств
на эти границы».

Посягательство
на государственные границы
 –
это односторонние действия или требования,
направленные на изменение линии границы,
ее юридического оформления или
фактического положения линий границы
на местности.

Поэтому признание этого
принципа означает также и отказ от
каких-либо территориальных притязаний,
т. е.

государства «будут воздерживаться
от любых требований или действий,
направленных на захват или узурпацию
части или всей территории любого
государства-участника».

Принцип
нерушимости границ тесно связан с другим
принципом международного права
– принципом
неприкосновенности государственных
границ.

Последний
входит в нормативную систему общего
международного права, имея универсальный
характер, независимо от наличия
специальных соглашений по данному
вопросу между конкретными государствами,
поскольку непосредственно вытекает из
других общепризнанных принципов
международного права, содержащихся в
Уставе ООН и Декларации принципов
международного права 1970 г., а первый
носит региональный характер. Содержание
принципа неприкосновенности границ
включает обязанность государств
соблюдать существующую линию границы
на местности; не допускать произвольного
перемещения линии границы на местности
и ее пересечения без соответствующего
разрешения или вне установленных правил;
право каждого суверенного государства
контролировать пересечение его границы
людьми и транспортными средствами.

Принцип
нерушимости границ и принцип
неприкосновенности границ различаются
по географической сфере своего действия.
Принцип нерушимости границ согласно
Заключительному акту 1975 г. действует
только в отношениях государств –
участников этого акта, т. е.

европейских
государств, а также США и Канады.

Принцип
неприкосновенности границ имеет более
широкую сферу действия, поскольку
является принципом общего международного
права и действует на всех континентах
независимо от того, существуют или нет
специальные соглашения по этому вопросу.

14. Принцип территориальной целостности государств

Данный
принцип утвердился с принятием Устава
ООН в 1945 г., но процесс его развития
продолжается. Само наименование принципа
окончательно не установилось: можно
встретить упоминание как территориальной
целостности, так и территориальной
неприкосновенности.

Оба эти понятия
близки по смыслу, однако их правовое
содержание различно.

Понятие территориальная
неприкосновенность
шире
понятия территориальная
целостность:
несанкционированное
вторжение иностранного самолета в
воздушное пространство государства
будет нарушением его территориальной
неприкосновенности, притом что
территориальная целостность государства
не будет нарушена.

Назначение
этого принципа в современном мире велико
с точки зрения стабильности в
межгосударственных отношениях – это
защита территории государства от любых
посягательств. В соответствии с ч. 3 ст.
4 Конституции РФ «Российская Федерация
обеспечивает целостность и неприкосновенность
своей территории».

В
Декларации о принципах международного
права 1970 г. при раскрытии содержания
формулировки п. 4 ст.

2 Устава ООН были
отражены многие элементы принципа
территориальной целостности
(неприкосновенности) и установлено, что
каждое государство «должно воздерживаться
от любых действий, направленных на
частичное или полное нарушение
национального единства и территориальной
целостности любого другого государства
или страны».

Содержание
данного принципа в Заключительном акте
СБСЕ выходит за рамки положений о
запрещении использования силы или
угрозы силой, либо превращения территории
в объект военной оккупации, либо
приобретения территории с использованием
силы или ее угрозы.

Согласно Заключительному
акту государства, обязываясь уважать
территориальную целостность друг друга,
должны «воздерживаться от любых действий,
не совместимых с целями и принципами
Устава ООН».

Сюда могут относиться любые
действия против территориальной
целостности или неприкосновенности –
транзит любых транспортных средств
через иностранную территорию без
разрешения территориального суверена
является нарушением не только
неприкосновенности границ, но и
неприкосновенности государственной
территории, поскольку именно она
используется для транзита.

Все природные
ресурсы являются составными компонентами
территории государства, и если
неприкосновенна территория в целом, то
неприкосновенны и ее компоненты, т. е.
природные ресурсы в их естественном
виде. Поэтому их разработка иностранными
лицами или государствами без разрешения
территориального суверена также является
нарушением территориальной
неприкосновенности.

В
мирном общении сопредельных государств
нередко возникает проблема защиты
государственной территории от опасности
нанесения ей ущерба путем какого-либо
воздействия из-за границы, т. е.

опасности ухудшения естественного
состояния этой территории или отдельных
ее компонентов.

Использование государством
своей территории не должно наносить
ущерб естественным условиям территории
другого государства.

Источник: https://studfile.net/preview/5251178/page:7/

Принцип неприкосновенности и нерушимости государственных границ

Данный принцип является одной из важнейших основ безопасности каждого государства и мирового сообщества в целом.

Территория любого государства ограничена сухопутными, воздушными, а часто и водными границами. Государства всегда придавали важное значение защите границ, признавая право друг друга на установление линии границы, пограничных знаков, создание вооруженных постов и т. п.

Издревле считалось, что посягательство на границу составляет casus belli — законный повод пострадавшего государства к войне.

Однако в прошлом в условиях постоянных войн и переделов территорий обеспечить безопасность границ для каждого государства было весьма сложным делом.

В современном международном праве утвердился императивный принцип нерушимости и неприкосновенности границ. Государства для обеспечения безопасности границы устанавливают ее правовой режим, порядок его поддержания и пересечения границы.

В практике и науке принцип обычно используется с упоминанием лишь одного из его элементов: либо «нерушимость»1, либо «неприкосновенность»2. Эти термины используются как синонимы3, что неверно. Каждый из них имеет свое содержание и назначение.

Неприкосновенность границ — более широкое понятие: это предохранение границ от посягательств извне в целях полного или частичного их изменения, произвольного перемещения их линии на местности, неправомерного пересечения границ. Государства вправе контролировать пересечение их границ людьми, животными, транспортными и информационно-техническими средствами.

Нерушимость границ — это юридически закрепленное и признанное состояние стабильности правомерно установленных и существующих границ, линий их прохождения, отказ от попыток их изменения.

Положение о нерушимости границ было впервые четко сформулировано и конкретизировано в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы

  • 1 См. Декларацию принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г.
  • 2 См. Декларацию о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств — участников СНГ от 15 апреля 1994 г.
  • 3 В вышеуказанной Декларации СНГ от 15 апреля 1994 г. в названии документа использован термин «неприкосновенность границ», а в тексте — «нерушимость границ».

друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Посягательство на границы — это любые односторонние притязания или действия, направленные на изменение линии границы путем ее юридического переоформления или фактического прохождения на местности, в том числе связанные с захватом и узурпацией части или всей территории государства. Принципы нерушимости границ и территориальной неприкосновенности тесно связаны и взаимно дополняют друг друга.

Данный принцип получил широкое признание, он закреплен во множестве многосторонних и двусторонних договоров государств всех континентов. Государства обязались уважать как нерушимые исторически сложившиеся и (или) договорно установленные границы друг друга и не допускать неправомерные требования или действия, направленные на их изменение.

Взаимное признание и уважение государствами границ друг друга — необходимое условие обеспечения их добрососедства, мира и безопасности.

Безусловно, принцип не замораживает сложившиеся территориальные разграничения. В мире всегда будут происходить различные процессы политико-территориальной трансформации. Могут изменяться и границы государств. Но это должно происходить в правовых рамках, с учетом законных прав и интересов сопредельных государств и их народов.

Источник: https://studref.com/378678/pravo/printsip_neprikosnovennosti_nerushimosti_gosudarstvennyh_granits

Принцип нерушимости государственных границ

Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности европейских государств.

Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ.

С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств — участников упомянутых договоров.

В этих договорах выражены два существенных элемента: признание существующих границ и отказ от каких-либо территориальных притязаний.

Принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

Посягательство на государственные границы — это односторонние действия или требования, направленные на изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности.

Государства — участники СБСЕ тем самым выразили свое признание или подтверждение существующих границ европейских государств. Это признание является международно-правовым, что влечет определенные юридические последствия, в частности это признание нельзя аннулировать.

Таким образом, основное содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем элементам: 1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом; 2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем; 3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости границ имеет много общего с традиционным принципом международного права — неприкосновенности государственных границ.

Содержание последнего включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил.

Оно включает также право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами.

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия.

Принцип нерушимости границ, согласно Заключительному акту 1975 года, действует только в отношениях государств — участников этого акта, то есть европейских государств, а также США и Канады.

Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего международного права и действует на всех континентах, независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.

Принцип самоопределения народов и наций

Согласно Декларации о принципах международного права 1970 г. основные положения этого принципа состоят в следующем.

  • Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано ува­жать это право в соответствии с положениями УставаООН.
  • Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и ока­зывать помощь ООН в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа с тем, чтобы:
  • a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами, и
  • b) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплу­атации является нарушением настоящего принципа, равно как и отри­цанием основных прав человека, и противоречит Уставу ООН.
  • Создание суверенного и независимого государства, свободное при­соединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно опреде­ленного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.
Читайте также:  Недостойные наследники: определение понятия, основания для признания, судебная практика

Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. Это право отражено в принципе самоопределения народов и наций.

Содержание принципа самоопределения менялось в зависимости от исторической обстановки. Было время, когда самоопределение сводилось к проблеме образования самостоятельных национальных государств, поскольку нации исторически сложились после государств. Стремление нации образовать собственное государство, следовательно, связано с конкретным этапом общественного развития.

Принцип самоопределения народов и наций в качестве обязательной нормы получил свое развитие после принятия Устава ООН. Одна из важнейших целей ООН — «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…» (п. 2 ст. 1 Устава).

Указанная цель конкретизируется во многих положениях Устава. В ст. 55, например, она теснейшим образом связывается с задачей повышения уровня жизни, решением международных проблем в экономической и социальной областях, в сферах здравоохранения, образования, культуры, соблюдения прав человека и т.

п.

Принцип самоопределения неоднократно получал свое подтверждение в документах ООН, в частности в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой.

Вместе с тем и сегодня принцип самоопределения является основным при решении проблем колониальных и зависимых народов, о которых говорится в главах XI—XIII Устава ООН, поскольку субъектом самоопределения являются не государства, а народы и нации.

В резолюции 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г.

Генеральная Ассамблея прямо указала, что «дальнейшее существование колониализма препятствует развитию международного экономического сотрудничества, задерживает социальное, культурное и экономическое развитие зависимых народов и идет вразрез с идеалом Организации Объединенных Наций, заключающимся во всеобщем мире».

Согласно этой же резолюции и многим другим документам ООН, недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность или недостаточная подготовленность в области образования не должны использоваться в качестве предлога для отказа в предоставлении независимости.

В содержании права на самоопределение все чаще выделяют экономические аспекты, например право каждого народа свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, осуществлять культурное развитие и т. п.

Каждое государство в соответствии с Декларацией 1970 года обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение.

Право народов и наций на самоопределение теснейшим образом связано со свободой политического выбора. Самоопределившиеся народы свободно выбирают не только свой внутриполитический статус, но и свою внешнеполитическую ориентацию. Уважение свободы политического выбора становится фундаментом сотрудничества, а не соперничества и противоборства.

С этим, в частности, связано право освободившихся государств на проведение политики неприсоединения, на участие в решении как общемировых, так и региональных проблем. Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным, религиозным (и т. п.

) традициям и представлениям.



Источник: https://infopedia.su/17x11e62.html

Ответственность за нарушение принципов международного права его субъектами

В теории международного права принципы международного права определяются как руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений.

Таким образом, принципы международного права — это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств [5].

Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года [2].

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

  • Принцип неприменения силы и угрозы силой;
  • Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
  • Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
  • Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
  • Принцип равноправия и самоопределения народов;
  • Принцип суверенного равенства государств;
  • Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
  • Принцип нерушимости государственных границ;
  • Принцип территориальной целостности государств;
  • Принцип уважения прав человека и основных свобод [7].

В Уставе ООН указывается обязательность уважения территориального верховенства. Это сделано в форме запрещения агрессивных войн.

Устав ООН предписывает всем членам Организации воздерживаться «в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций» (п. 4 ст. 2) [12].

Все спорные вопросы, которые возникают у государств в связи с тер­риториальным устройством, должны решаться мирными средствами, без применения оружия[9].

Территориальные вопросы неразрывно связаны с проблемой сохранения мира и предотвращения войны. «Если попытаться,— как подчеркнул Н. С.

Хрущев,— выделить те вопросы, по которым чаще всего возникают опасные трения между государствами в разных районах мира, то это, несомненно, территориальные споры, проблемы границ государств, взаимные или односторонние притязания государств на территорию друг друга»[10].

Принцип уважения территориальной целостности (неприкосновенности) непосредственно вытекает из обязанности государств соблюдать территориальное верховенство друг друга. Империалистические державы стремятся сохранить свои привилегии в бывших колониальных и зависимых странах, занять ключевые позиции в их экономике.

Так, например, американские монополии захватили в Ливии лучшие нефтяные участки, на которые приходится более 90% общей добычи нефти в стране. В 1962 г.

доходы американских нефтяных компаний в Ливии составили более 50 миллионов фун­тов стерлингов, в то время как отчисления в казну ливийского государства не превысили 7 миллионов фунтов [14,С. 28].

Подобные действия империалистических держав, ограничивающие право слаборазвитых стран свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами в национальных интересах, являются противоправными, нарушающими принцип суверенитета и территориального верховенства.

VII сессия Генеральной Ассамблеи в резолюции 626 (VII) «Право свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов» отметила, что «право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами и свободно их эксплуатировать является их неотъемлемым суверенным правом и соответствует целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций» [1].

Это не единственный пример нарушения принципов Устава ООН.

Со стороны США в отношении Ливии были нарушены 5 (пять) основных принципов международного права: 1) Принцип неприменения силы и угрозы силой; 2) Принцип разрешения международных споров мирными средствами; 3) Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; 4) Принцип территориальной целостности государств; 5) Принцип уважения прав человека и основных свобод. Также США нарушила принцип уважения прав человека и основных свобод, поскольку нарушила право на жизнь людей, живущих на территории Ливии [15].

Нарушение основных принципов международного права ставит под сомнение существование самого международного права. В виде приговора выступила очередная резолюция Совета Безопасности ООН (далее СБ ООН) по отношению к Ливии. Резолюция № 1973 ввела новые санкции против Ливии и усилила старые, введённые Резолюцией № 1970 от 26 февраля.

Нарушения международного права в новой резолюции  проявляются: Во-первых, новая резолюция установила «обязанность прекращения огня».  Однако при этом не было указано, кто должен прекратить огонь. Обычно такое требование обращается «ко всем сторонам» конфликта. Однако в резолюции 1973 такого уточнения нет. В такой ситуации это означает обращение лишь к властям страны.

Особо опасным пунктом резолюции является предоставление права предпринять «все необходимые меры» для защиты гражданского населения. При этом не уточнено кому предоставляется такое право. Возможно, это право предоставлено «любым желающим государствам-членам». Такая формулировка не исключает применение вооружённой силы, включая бомбардировки с воздуха.

Значит, резолюция 1973 формально «уполномочила» любое государство-член ООН использовать это средство, если оно будет сочтено необходимым. Параграф 6 Резолюции 1973 устанавливает запрет на воздушные полёты над территорией Ливии. А параграф 7 разрешает всем государствам «принимать все необходимые меры» для обеспечения этого запрета.

Впрочем, и предыдущая Резолюция № 1970, принятая 26 февраля, также прямо нарушала все мыслимые нормы и принципы международного права.

Всё это говорит о том, что резолюции СБ ООН №1970 и №1973 приняты с грубейшими нарушениями международного права [11].

Любое нарушение международного права влечет привлечение к ответственности государства нарушившего принципы и нормы международного права.

Право международной ответственности — отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют для субъектов международного права юридические последствия международно-противоправных деяний, а также причинения ущерба в результате деятельности, не запрещенной международным правом. [ 6, С.369].

Согласно Уставу ООН «главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности» несет Совет Безопасности [13].

В соответствии с принципом ответственности государство несет ответственность за свое собственное поведение. Однако порою противоправное деяние является результатом взаимодействия ряда государств. Если государство оказывает помощь другому государству при совершении им противоправного деяния, то оно несет ответственность при условии, что:

  1. это делается со знанием обстоятельств противоправного деяния;
  2. деяние было бы противоправным в случае, если бы оно было непосредственно совершено государством, оказывающим помощь.

В практике обычно имеет место оказание помощи в нарушении общепризнанных норм. После бомбардировки американской авиацией г. Триполи в 1986 г. Ливия предъявила претензии и Великобритании, которая разрешила использовать свои авиабазы. И заявила, что Великобритания «несет частичную ответственность» за «поддержку и непосредственное содействие» совершению нападения.

Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности неоднократно призывали государства воздерживаться от предоставления военной помощи государствам, совершившим серьезные нарушения прав человека [3, С.30‑33].

По этому поводу Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию, призвавшую все государства «воздерживаться от оказания какой-либо помощи или предоставления каких-либо средств для совершения актов агрессии против» Ливии [4].

Читайте также:  Что нужно, чтобы отказаться от завещания: пошаговая инструкция, необходимые документы, исключения из правил

Кроме этого Чартером ООН был установлен механизм быстрого и решительного действия по вопросам глобального мира и безопасности, осуществляемый Советом Безопасности. Статья 2 (4) из Чартера ООН ясно определяет универсально принятый принцип международного права.

Он гласит: «Все Члены должны воздержаться в рамках международных отношений от угрозы или использования силы против территориальной целостности или политической независимости любого государства, или в любой другой форме, противоречащей Целям Организации Объединенных Наций»:

Исключение к этому принципу невмешательства находиться в статье 2(7), которая закрепляет, «ничто …в Чартере не должно давать право ООН вмешиваться в вопросы, которые находятся в пределах внутренней юрисдикции  любого государства… но этот принцип не должен наносить ущерб применению мер осуществления Главы VII».

В главе VII содержатся полномочия Совета Безопасности, который  определяет, что есть угроза миру, нарушение мира или акт агрессии, и может применять особые меры.

Эти меры, типа экономических санкций или использования военной силы, могут быть обязательны для государств- членов, чтобы «поддерживать или восстанавливать безопасность и мир во  всем мире» [8, С.37].

При этом для «поддержки или восстановления безопасности» в Ливии необходимо осуществление законной миротворческой операции организации. Подробное описание содержит Устав ООН.

Как вытекает из основополагающего документа, государства обязаны передавать воинские подразделения из под своего суверенного командования, под командование Военно-штабного комитета ООН, формируемого Советом Безопасности.

Эти силы действуют на основании особых соглашений стран с Совбезом.

Соглашения вступают в силу только после ратификации их парламентами стран — участниц международных сил.

Планы применения таких сил — если исходить из Устава ООН — должны исходить не от «США, Великобритании и Франции», а от самого Совета Безопасности, при помощи его военно-штабного комитета. Военно-штабной комитет должен состоять из начальников штабов всех постоянных членов Совета Безопасности.

Устав ООН дает Ливии полное право на оборону от такой агрессии США, Франции и Великобритании. Как говорит статья 51 — Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону.

Кроме этого, Ливию так и не пригласили для рассмотрения её дела и  акцию в отношении Ливии готовят вовсе не силы ООН.

Генеральные штабы Китая и России незаконно отстранены от управления военной операцией против Ливии, и Совет Безопасности не информирован о военных подробностях операции, что является просто обязательной частью процедуры применения международных сил во всех предусмотренных Уставом ООН форматах [16].

В итоге, данные действия со стороны США были охарактеризованы как  военное вмешательство сил международной коалиции в гражданскую войну в Ливии.

Интервенция в Ливии, санкционированная Резолюцией Совета Безопасности ООН 1973, принятой 17 марта 2011 года, декларирующей защиту мирных жителей как цель вмешательства, дало право уничтожать любые войска, представляющие угрозу для восставших, только с помощью ударов с воздуха [16].

Война США против ливийского народа разрушает основополагающий принцип международных отношений о невмешательстве во внутренние дела суверенного государства. Ни Совет Безопасности ООН, никакая другая международная организация не имеет такого права: разрешать или не разрешать войну. Любая война является международным преступлением.

Если международное сообщество в лице Совбеза ООН оставляет преступление безнаказанным, то оно полагает это преступление как право. Сегодня Совбез ООН опустился до уровня организации, лоббирующей интересы империалистических держав и придающей захватническим войнам и преступлениям законный характер.

 Любая война со стороны агрессора против суверенного государства является захватнической империалистической войной. Война государства, защищающегося от агрессии, является оборонительной войной, войной справедливой, национально-освободительной. Война за нефть нужна международной буржуазии, нефтяным магнатам, акционерам западных нефтяных монополий.

Нефть и уничтожение ливийского государства, ливийской нации, стали истинной причиной империалистической войны Запада против Ливии, а не защита «населения» Бенгази от Муамара Каддафи. Тезис о защите ливийского населения является удобным предлогом и одновременно ширмой, скрывающей истинные цели войны.

США, Великобритания, Франция, Италия и другие члены военно-политического альянса НАТО начали эту войну с целью передела мира, с целью грабежа чужих природных ресурсов [17].

Список литературы:

  1. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Седьмая сессия. Дополнение .№ 20 (А/2361).
  2. Глобалистика: Энциклопедия. — М. 2003. С. 565.
  3. Журнал «Международное публичное и частное право» Лукашук И.И. «Право международной ответственности» 2. 2002г.
  4. Заявление Ливийского посла // The times.1986.16Апр. Резолюция 41/38 от 20 ноября 1986 г.
  5. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. «Международное право» / Москва, 1994
  6. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 544 с.
  7. Международное публичное право: Учебник /Л.П. Ануфриева, К.А. Бякешев; Отв. Ред. К.А. Бякешев. — М.: ТК Велби, Проспект, 2003.
  8. Фрейзер Х.М. Международный форум в ОСАКе «ЦЕНТР ХХI столетия» «Безопасность и международный гуманитарный закон». — М: Юрист.2002г.
  9. Послание Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущева главам государств (правительств) стран мира. «Правда», 4 января 1964.
  10. «Правда», 1964, 4 января.
  11. Резолюция СБ ООН № 1973 от 17 марта 2011 года, // Документ ООН: SC/10200.
  12. УСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ от 26.06.1945 года (г.Сан-Франциско).
  13. Устав ООН. Глава 5.Совет Безопасности. Функции и Полномочия. Статья 24
  14. Ю. Мало. Нефтяная лихорадка в Ливии. «Новое время», 1963, № 20.
  15. РОМАНОВА О. Международный государственный бандитизм. [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://er-portal.ru/about/text.shtml?19/8895
  16. Сообщество «БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА». Атака на Ливию — нарушение устава ООН 'ради демократии.20.03.2011г. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://yablor.ru
  17. Александр В.Война США и ЕС против Ливии // 28.08.2011г. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:  http://forum-msk.org

Источник: https://sibac.info/studconf/science/i/55484

Государственные границы. Делимитация и демаркация. Договоры о режиме границ. Законодательство РФ о государственной границе

Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.

Легальное закрепление понятия государственной границы получило в ст.

1 Закона РФ «О Государственной границе РФ»: «Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ». Приведенное определение применимо к границе любого другого государства.

Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.

Различают границы:

  • орографические (линии, проведенные с учетом рельефа местности — речное русло, горный водораздел и т.д.);
  • геометрические (прямые линии, которые устанавливаются от одной до другой точки без учета рельефа местности);
  • комбинированные границы (на некоторых своих участках проведены с учетом рельефа местности и являются орографическими, а на других участках проведены без учета рельефа местности и являются геометрическими).

В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница, которой называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.

Границы государства устанавливаются в договорном порядке. Международное право допускает изменение государственных гра­ниц, а значит и принадлежности государственной территории путём под­писания соответствующего международного договора.

Принцип нерушимости государственной границы сформировался по­сле окончания Второй мировой войны в связи с желаниями государств при­знать сложившиеся границы. Он нашёл своё воплощение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в ряде других последующих международно-правовых документов.

Принцип неприкосновенности территории государства означает за­прет насильственного присоединения территории страны, что выражается в обязанности государства:

  1. соблюдать существующие границы;
  2. не допускать необоснованного, т.е. произвольного перемещения границы (пограничных столбов и др. знаков);
  3. не допускать случаев незаконного пересечения государственной границы вне установленных пунктов пропуска или без соответствующих разрешений.

В соответствии с основополагающими принципами международного права — нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств — границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.

Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы:

  1. Сделка о продаже территории.
  2. Компенсация за передаваемую территорию.
  3. Обмен территориями.
  4. Восстановление исторических прав на территорию.
  5. В порядке наказания государства за агрессию.

Делимитации и демаркации границ

Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.

Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии.

В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.

Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.

Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.

Российское законодательство о государственной границе

Вопрос о границах имеет важное значение для каждого государства. Особенно велико его значение для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью более 60 тыс. км.

Российское законодательство о государственной границе основывается на Конституции РФ и ее международных договорах и включает прежде всего упомянутый Закон «О Государственной границе РФ», а также принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В этой связи можно привести Основы пограничной политики РФ, утвержденные Президентом России 5 октября 1996 г.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.

Законом установлены следующие принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:

  1. обеспечение безопасности РФ и международной безопасности;
  2. взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами;
  3. взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
  4. мирное разрешение пограничных вопросов.

РФ сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

  • на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
  • на море — по внешней границе территориального моря РФ;
  • на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
  • на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
  • на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде. Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.
Читайте также:  Борьба с нечестными мфо: кому и куда жаловаться?

Режим государственной границы включает правила:

  • содержания Государственной границы;
  • пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
  • перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
  • пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
  • ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
  • разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств некоторые из вышеуказанных правил могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Для разрешения вопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки государственной границы руководителем ФСБ России по согласованию с МИД России в соответствии с международными договорами РФ назначаются пограничные представители РФ (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/gosudarstvennie-granitsi-delimitatsiya-i-demarkatsiya-dogovori-o-rezhime-granits-zakonodatelstvo-rf-o-gosudarstvennoy-granitse

О принципах неприкосновенности и нерушимости границ

Принцип неприкосновенности границ является основополагающим — универсальным — принципом МП. Он действует независимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами.

Суть принципа в том, что государства обязаны соблюдать существующий режим границы, не перемещать произвольно линию границы на местности, не допускать ее незаконного пересечения.

В то же время государства имеют право осуществлять контроль за пересечением границы людьми и транспортными средствами.

Незаконные въезд, выезд, переход границы, перемещение товаров, ценностей наказываются, в зависимости от внутреннего права государства, в уголовном или административном порядке. Если государственная граница нарушается иностранным военным кораблем или пограничным отрядом, могут быть предприняты меры по пресечению нарушения либо заявлен протест иностранному государству.

Развитием принципа неприкосновенности границ является, согласно российской доктрине, принцип нерушимости границ. Принцип нерушимости границ — это принцип более ограниченной сферы действия.

Он признан в Европе, в этом смысле его можно считать региональным (Международное право / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. М., 2005, с. 89-90). Он действует в отношениях России с большинством сопредельных государств. Во многих частях мира принцип нерушимости границ не действует.

Об этом свидетельствуют территориальные споры, имевшие или имеющие место на других континентах.

Принцип нерушимости границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства.

Принцип нерушимости границ закреплен в Декларации о принципах МП 1970 года.

В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) содержится обязательство «воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств» на границы друг друга и границы всех государств Европы.

Признание границ считается отказом от каких-либо территориальных притязаний государств Европы. Изменение границ возможно только в соответствии с международным правом.

Таким образом, европейские страны: 1) признали существующие в Европе границы; 2) отказались от территориальных притязаний, в том числе на будущие времена; 3) отказались от любых посягательств на европейские границы, в том числе и с применением силы.

В Заключительном акте были предусмотрены также меры доверия: государства обязаны уведомлять друг друга о военных учениях, которые проводятся в пределах 250 км от границ, о крупных передвижениях войск в районе границы. Договорились заключить соглашение о демилитаризованной пограничной зоне в Центральной Европе.

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров (ст. 62, ч. 2), нельзя ссылаться на «коренное изменение обстоятельств» как на основание прекращения договора, если этот договор устанавливает границы. В Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года определено (ст. 11), что правопреемство само по себе не затрагивает границ, установленных договором.

Принципы неприкосновенности и нерушимости границ — своеобразное продолжение принципа территориальной целостности и неприкосновенности. Границы священны и неприкосновенны.

Силовое нарушение, одностороннее изменение границы, ее юридического оформления или фактического положения линий границы на местности недопустимы. В этом залог мира и сотрудничества.

Если ставить под сомнение границы друг друга, мира и покоя не будет никогда.

Под термином «граница» понимаются, среди прочего, временные (предварительные) границы, линии перемирия — любые линии, установленные договором или имеющие иное юридическое основание.

В рамках данных принципов регламентируются отношения по поводу установления и охраны границ, их делимитации (определение общего направления границ), демаркации (проведение границы на местности с помощью пограничных знаков), ректификации (уточнение, изменение линии границы на местности).

Установление государственных границ, порядок определения границы на местности, ее режим, вопросы урегулирования пограничных инцидентов, конфликтов и взаимной помощи, режим хозяйственной деятельности в пограничных зонах, использования пограничных рек — все это содержится в пограничных договорах. К таким договорам прилагаются протоколы с описанием границы, карты с линиями границ.

Советский Союз при заключении пограничных договоров (договоров о режиме государственной границы, о порядке урегулирования пограничных инцидентов и т.п.) ввел в практику институт пограничных представителей, или пограничных комиссаров. В их обязанности входило и входит расследование инцидентов и т.п.

В постсоветское время Россия заключила с рядом бывших республик СССР договоры, касающиеся режима границ. Так, в мае 1996 года было подписано Соглашение между Россией и Азербайджаном о сотрудничестве по пограничным вопросам.

Принцип нерушимости границ был закреплен в Договоре 1992 года об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Россией и Узбекистаном, в Договорах 1997 года о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной, а также о дружбе, сотрудничестве и безопасности между Россией и Азербайджаном.

На многостороннем уровне государства — участники Содружества Независимых Государств (СНГ) в 1992 году заключили Соглашение по обеспечению стабильного положения на их внешних границах.

В августе 1993 года участники СНГ подписали Декларацию о неприкосновенности границ, а в апреле 1994 года — Декларацию о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств — участников СНГ.

Принцип нерушимости границ был включен в числе других в Основополагающий акт о взаимных отношениях между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (НАТО).

Вопросы государственной границы во внутреннем праве России решаются Федеральным законом «О государственной границе Российской Федерации» 1993 года.

Если появляется (образуется) новое независимое государство, оно связано преемственностью границы, т.е. обязано находиться в тех границах, которые достались. Это правило называется правилом uti possidetis.

Оно неоднократно подтверждалось актами Международного суда ООН, в том числе по спорам о границах в Африке (ICJ Reports, 1986, р. 565-566).

Примером действия данной нормы могут служить: государства, появившиеся в процессе деколонизации в 60-х годах XX века; государства, образованные после распада Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ) в 80—90-х годах XX века или СССР в 1991 году.

Возникает вопрос: означают ли принципы неприкосновенности и нерушимости границ, что государства, соглашаясь соблюдать эти принципы, не могут иметь свой взгляд на статус той или иной границы, должны отказаться от своей позиции по поводу границы или линии границы? Другими словами, признание и соблюдение принципа являются ли признанием самой границы, отказом от притязаний?

Вот, например, ранее принадлежавший России Крым волею достаточно нелепого обстоятельства (руководитель СССР, будучи выходцем из Украины, одной из республик СССР, «подарил» Крым Украине) после распада СССР стал частью нового государства — Украины. Россия в силу правила uti possidetis признала административные границы между республиками в качестве государственных, соответственно признала принцип неприкосновенности границы с Украиной.

Означает ли это, что у России не может быть своей позиции в отношении статуса Крыма, что Россия навсегда отказывается от притязаний в отношении Крыма? Думается, что не означает.

Ведь Федеративная Республика Германии всегда считала Германскую Демократическую Республику частью единой Германии, и это не помешало ФРГ согласиться с принципом нерушимости границ в Европе и соблюдать этот принцип. Как известно, в 1990 году по Договору о восстановлении единства Германии конституция ФРГ распространила свое действие на ГДР; ГДР перестала существовать.

Равным образом Россия должна считать Крым частью единой России. Можно не признавать границу, но нельзя нарушать принцип неприкосновенности границ. И наоборот: можно соблюдать принцип неприкосновенности границ и при этом не признавать эту границу легитимной. Равным образом эти тезисы, видимо, можно применить и к принципу нерушимости границ.

Одна из проблем, которые наносят ущерб международной безопасности и правопорядку в международной военно-политической системе, — это наличие большого количества территориальных споров.

Территориальные споры не могут решаться силовым изменением границ. Территориальные споры, как правило, являются наиболее затяжными и проблемными. Они чреваты нарушениями мира и применением силы.

При серьезном территориальном споре невозможно нормальное сотрудничество государств и народов.

Примером попыток силового решения территориального спора могут служить сомалийско-эфиопские конфликты 60—70-х гг. XX века. В июле 1977 года регулярные войска Сомали вторглись на Юго-Восток Эфиопии — территорию, населенную преимущественно сомалийскими племенами.

В 1978 году вооруженные силы Эфиопии освободили эту территорию, но государство Сомали от территориальных претензий к Эфиопии не отказалось.

Эфиопия эти притязания отвергла и потребовала выплаты компенсации за ущерб, нанесенный стране боевыми действиями сомалийских войск в Эфиопии.

Советский Союз выступил в сомалийско-эфиопском вооруженном конфликте на основе принципов территориальной целостности и нерушимости границ, по просьбе Эфиопии оказал этому государству помощь в защите границы. Сомали в ответ на такую позицию прекратило действие Советско-сомалийского договора о дружбе и сотрудничестве 1974 года.

Примером мирного решения международного спора о границе может служить спор между Буркина-Фасо и Мали. Линия границы была определена Международным судом ООН в решении от 22 декабря 1986 года. Фактически решение Международного суда ООН стало своеобразной заменой международного договора, способом создания и закрепления правил двусторонних взаимоотношений по поводу линии границы.

Источник: https://bstudy.net/749390/pravo/printsipah_neprikosnovennosti_nerushimosti_granits

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector