Полномочия руководителя следственного органа: основные обязанности, ответственность

Правосудие в РФ осуществляется через различные государственные структуры. Одной из них является следственный орган, который занимается производством уголовных дел и расследованием преступлений различной степени тяжести. В этой статье мы поговорим о том, в чем заключаются полномочия руководителя следственного органа.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону


+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
 

Это быстро и бесплатно!

Что такое следственный орган

Данная структура входит в централизованную систему Следственного комитета РФ. Он разделен по субъектам страны, районам, городам и т.д. В обязанности этих государственных организаций входят расследование преступлений различной степени тяжести и установление личностей правонарушителей.

При этом сотрудники ведомства обязаны гарантировать всем участникам уголовных процессов соблюдение их прав и свобод, которые обеспечены им Конституцией РФ и прочими нормативными правовыми актами.

Однако эти органы не являются контролирующими и не имеют права разрешать гражданско-правовые или административные споры. Также в их функции не входит надзор за деятельностью прочих структур. Поэтому туда не следует обращаться с жалобами на бездействие сотрудников из других органов или ненадлежащее исполнение ими своих непосредственных обязанностей.

Полномочия руководителя следственного органа: основные обязанности, ответственность

Подведомственность органа

Все следственные органы входят в состав Следственного комитета РФ. Это федеральный орган, который осуществляет свои полномочия в области уголовного судопроизводства, согласно законодательству РФ.

В функции СК РФ входят:

  • доследственная проверка по преступлениям, сообщения о которых поступают туда;
  • предварительное следствие по правонарушениям;
  • криминалистическое сопровождение расследований злодеяний;
  • судебно-экспертная деятельность;
  • контроль над процессом, проверка деятельности следственных органов и т.д.

Кто такой руководитель следственного органа

Руководитель следственного органа уполномочен контролировать работу всего учреждения и управлять расследованиями всех преступлений. Это должностное лицо, которое возглавляет данное ведомство, как и его заместитель, в соответствии с п. 18 ст. 5 УПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 39 УПК РФ, руководитель следственного органа обязан осуществлять определенные функции по производству по различным правонарушениям. Ниже мы поговорим подробнее о том, какими правами и обязанностями он обладает. Его полномочия перечислены в ст. 39 и 163 УПК РФ.

Какими полномочиями наделен руководитель следственного органа

В полномочия руководителя следственного органа входят следующие действия:

  • поручать расследование по различным правонарушениям следователю или нескольким из них;
  • забирать дело у следователя и передавать другому, но с обязательными разъяснениями причин принятия подобного решения;
  • участвовать в создании следственной группы и изменять ее;
  • отменять решения следователя по прекращению расследования, если они не были обоснованы законодательно;
  • подавать ходатайства на имя прокурора на противоправные решения следователя.

Следователь и руководитель следственного органа — два должностных лица, которые сталкиваются с преступлениями различного типа. Они оба должны обеспечивать при этом все права участникам процесса, как потерпевшему, так и подозреваемому в совершении деяния.

Полномочия руководителя следственного органа: основные обязанности, ответственность

В судебных процессах

Когда дело попадает в суд, начальник следственного органа должен продолжать осуществлять контроль над действиями следователей, которые продолжают свою работу над окончанием расследования или подготовки доказательной базы.

Он также рассматривает постановления прокуроров и частные определения судов, содержащие нарушения норм УПК РФ, если таковые имели место, а также жалобы на действия его сотрудников в ходе предварительного следствия. В соответствии с этим он принимает меры по устранению недостатков работы его структуры.

Обязанности руководителя следственного органа

Процессуальные статусы следователя и руководителя следственного органа совершенно различны. Поэтому и его обязанности отличаются от тех, которые накладываются на его сотрудников. В них входят:

  • проверять материалы уголовного дела;
  • давать указания своим сотрудникам о ходе проведения расследования, производстве отдельных следственных действий;
  • принимать решения о задержании подозреваемых в совершении правонарушения и избрании меры пресечения для них;
  • квалифицировать преступления и устанавливать объем обвинения;
  • осуществлять проверку соответствия работы следователя УПК РФ, сроков проведения следствия;
  • обеспечивать соблюдение прав всех участников дела.

Ответственность за неисполнение обязанностей

Если руководитель данного ведомства не выполняет свои обязанности или ничего не предпринимает по какому-либо делу, он будет отвечать по ст. 293 УК РФ, которая трактует такое преступление со стороны должностных лиц как халатность.

По данной статье могут быть назначены такие наказания, как штраф, исправительные или обязательные работы, арест, запрет на занятие некоторых должностей или осуществление некоторых видов деятельности.

Полномочия руководителя следственного органа: основные обязанности, ответственность

Как и куда можно пожаловаться

Если вы хотите пожаловаться на начальника этого ведомства, следует обратиться в центральный аппарат СК РФ. Для этого нужно либо записаться на прием к начальнику главного управления СК РФ, либо подать жалобу в приемную, либо отправить ее заказным письмом.

Следует составлять жалобу на руководителя следственного органа по образцу и указывать в ней суть претензии с детальным описанием противоправных действий или бездействия должностных лиц.

Заключение

Следственный орган занимается расследованием преступлений различной степени тяжести, но не осуществляет контроль за прочими правоохранительными структурами. Процессуальное положение руководителя следственного органа включает контроль деятельности своих сотрудников и проверку соответствия ее действующим законодательным актам РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

 

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/uk/sud/rukovoditel-sledstvennogo-organa.html

Руководитель следственного органа: понятие, полномочия

Определение 1

Руководители следственных органов являются новыми участниками уголовного судопроизводства, которые пришли на смену начальникам следственных отделов (на основании Федерального закона от 05.06.2007 под номером 87-ФЗ).

Тот факт, что понадобилось вводить новую фигуру руководителя обуславливается необходимостью разделять функции производства предварительных расследований и надзора за процессуальной деятельностью, которую осуществляет прокуратура, и создания следственного органа в РФ.

Руководитель следственного органа

Руководителем следственного органа в уголовном судопроизводстве является Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководитель следственного органа Российской Федерации по субъектам РФ, по районам, городам, его заместители, руководители следственных органов соответствующего федерального органа исполнительной власти, территориальные органы по субъектам РФ по районам, городам, заместители, другие лица, занимающие руководящие должности следственного органа и их заместители, процессуальные полномочия которых могут устанавливаться только в лице Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем органе исполнительной власти) в соответствии с 5 частью 39 статьи Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Полномочия руководителя следственного органа

Руководителем следственных органов осуществляется в области уголовного судопроизводства функция ведомственного процессуального контроля деятельности следователей. Для данной цели в его распоряжении присутствуют следующие полномочия:

  1. поручение производства предварительного следствия следователям, изъятие уголовных дел у следователей и передача их другим следователям при наличии обязательного указания оснований для передачи, создание следственных групп, изменение их состава или принятие дел к собственному производству;
  2. проверка материалов проверки сообщений по поводу преступлений или материалов уголовного дела, отмена незаконных или необоснованных постановлений следователей;
  3. отмена по находящимся в производстве подчиненных следственных органов уголовным делам незаконных или необоснованных постановлений руководителей, следователей (дознавателей) других органов предварительного расследования;
  4. предоставление следователям указаний по поводу направления расследований, производства отдельного следственного дейтсвия, привлечения лиц в качестве обвиняемых, избрания в отношении подозреваемых, обвиняемых мер пресечения, квалификации преступлений и объемах обвинения, личное рассмотрение сообщений о преступлениях, участие в проверке сообщений о преступлениях;
  5. предоставление согласия следователям на то, чтобы возбуждать перед судом ходатайства относительно издания, продления, отменены или изменении меры пресечения или относительно производства других процессуальных действий, допускаемых на основании судебных решений, личный допрос подозреваемых, обвиняемых не принимая уголовное дела к производству во время рассмотрения вопроса относительно даче согласия следователям на возбуждение перед судом указанных ходатайств;
  6. разрешение отводов, заявленных следователям, а также самоотводов;
  7. отстранение следователя от дальнейшего производства расследования, в случае допущения им нарушений требований Уголовно-процессуального кодекса;
  8. отмена незаконных и необоснованных постановлений нижестоящих руководителей следственных органов в порядке, который установлен законом;
  9. продление срока предварительного расследования;
  10. утверждение постановления следователя относительно прекращения производства по уголовным делам;
  11. предоставления согласия следователям, которыми производилось предварительное расследование по уголовному делу, на то, чтобы обжаловать вышестоящему прокурору решение относительно возвращения уголовного дела следователям для производства доплнительных следственных действий, изменять объем обвинения или квалифицировать действия обвиняемых, предоставлять обвинительные заключения и устранять выявленные недостатки;
  12. возврат уголовных дел следователям с дополнительными указаниями относительно производства дополнительных расследовательных действий;
  13. осуществление иных полномочий, которые предусмотрены в Уголовно-процессуальном кодексе.

Функции руководителя следственного органа

Фактически у руководителя следственного органа имеется ряд полномочий, ранее реализующихся прокурором по отношению к следователям.

Замечание 1

Вместе с этим, руководителем может осуществляться функция уголовного преследования, на основании чего у него есть право на возбуждение уголовного дела, прием уголовного дела к производству и произведение предварительного следствия в полном объеме, за счет обладания полномочиями следователей или руководителей следственных групп.

Указания руководителей следственных органов по уголовным делам должны предоставляться в письменном виде и обязательно быть исполнены следователями, но их также следователь может обжаловать руководителям вышестоящих следственных органов.

Исключением может быть случай, когда руководителем следственного органа, при рассмотрении требований прокурора относительно устранения нарушений федерального законодательства, которые были допущены во время проведения предварительных следственных действий, включая возражения следователя в письменном виде на указанные требования, предоставляется следователю письменное указание исполнения указанного действия.

Обжалование указаний не может приостановить их исполнения, исключая случаи, когда указания относятся к изъятию уголовных дел и их передачи других следователям, привлечении лиц в качестве обвиняемых, осуществление квалификации престулпения, объема обвинений, избрания мер пресечения, производства следственных действий, допускающихся исключительно на основании судебного решения, а также направления в суд или его прекращение.

Читайте также:  Оформление отгула в счет отпуска: законные основания, правила составления заявления, необходимые сведения

Пример 1

Например, в данном случае у следователя есть право на предоставление руководителю вышестоящего органа материалов по уголовному делу и возражений в письменной форме на указания руководителя следственного органа.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-protsessualnoe-pravo/rukovoditel-sledstvennogo-organa/

Полномочия руководителя следственного органа

Писарева Валерия, студентка 3 курса, Омский  государственный университет имени Ф.М. Достоевского научный руководитель: старший преподаватель Каштанова Н.С.

За прошедшее десятилетие правоохранительные органы страны подверглись масштабной реформе.

Значительные изменения в уголовно-процессуальный статус начальника следственного отдела (НСО) были внесены Федеральным законом № 87 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 05.06.2007 года, что повлекло преобразование его  в руководителя следственного органа (п. 38.1 ст.5).

В связи с этим, возникают вопросы: какие полномочия перешли от прокурора руководителю следственного органа (РСО)? Какую цель преследовал законодатель, передавая данные полномочия? Какие полномочия возникли у РСО дополнительно? В какие нормы Уголовно — процессуального кодекса не включен РСО?

С принятием ФЗ №87, изменилась функциональная направленность полномочий РСО. Он по-прежнему осуществляет процессуальное руководство и контроль над  деятельностью следователей, при этом контрольные полномочия расширились, в частности, за счет передачи части полномочий, которыми ранее располагал прокурор в отношении следователя, к руководителю следственного органа[1] (Приложение№1).

Внешнее сходство полномочий РСО с полномочиями прокурора не должно восприниматься, как состоявшаяся передача полномочий  прокурора Руководителю следственного органа. Нельзя утверждать, что, в конечном итоге, РСО потеснит прокурора. Федеральный закон от 5 июня 2007 г.

, при всей радикальности внесенных им в деятельность прокуратуры перемен, однозначно подтвердил прочность позиций прокурора, исключительной функцией которого является надзор за исполнением законов, которая придает ему независимость и принципиальность.

РСО осуществляет контроль над деятельностью следователей, кроме того, пока существует прокуратура, никакому другому органу эта деятельность поручена быть не может. Интересно, что с течением времени полномочия РСО претерпевали изменения и дополнения (Приложение №2).

Вторую группу составляют полномочия по управлению расследованием уголовных дел (право поручать производство предварительного следствия, создание следственных групп и изменение её состава, личное проведение расследования и т.п.). Также к.ю.н. Т.Ю.

Попова выделяет ещё одну новую для руководителя следственного органа группу полномочий – «разрешительные полномочия» или полномочия по процессуальному контролю над законностью процессуальной деятельности следователя и принимаемых им решений (на производство следственных действий и избрание мер пресечения, ограничивающих конституционные права граждан; на обжалование решений прокурора)[2].

Почему мы не сравнили полномочия начальника следственного отдела (НСО, 2003 года) и полномочия прокурора (2001 года)? Дело в том, что полномочия  НСО 2001 и 2003 годов идентичны, за исключением фразы «привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения» (ч.4 ст.39 ред. от 30.06.2003).

Необходимо заметить, что РСО заимствует полномочия у прокурора не только в рамках статей 37 и 39 УПК РФ. Данная рецепция полномочий прослеживается на протяжении всего УПК РФ (Приложение №3).

Согласно логике законодателя «следователь — РСО», а «дознаватель – Прокурор», так как это исходит из того, что эти субъекты непосредственно находятся в ведомственном контроле РСО и Прокурора.

Термин «ведомственный контроль»  отражает суть взаимоотношений РСО и следователя в конкретном ведомстве.

Ныне основная задача РСО – осуществление контроля, корректировка действий  подчиненных следователей, обеспечение взаимодействия с другими правоохранительными органами, то есть выполнение управленческих функций.

Иначе говоря, в современных условиях РСО – это, главным образом, менеджер, управленец, который, безусловно, заинтересован, чтобы его деятельность была эффективной и достигала поставленных задач. По этой причине, как представляется, контроль РСО может быть  сопоставим по своей эффективности с прокурорским надзором[3].

Полномочия РСО увеличились также за счет того, что законодатель «дописал» его в некоторые статьи УПК РФ (Приложение №4).

Таким образом, по-нашему мнению, целью законодателя было: возродить иерархичность (подчиненность или вертикальную подследственность) органов судопроизводства, когда все существенные решения проходят «поочередные инстанции». В связи с этим, предлагаем внести в УПК некоторые изменения.

Почему законодатель исключил РСО из числа участников уголовного судопроизводства в ст.7 УПК РФ? Так, разве, РСО при осуществлении своих полномочий не должен придерживаться принципа законности?  Вопрос возникает, когда мы обращаемся к ст.ст. 10, 11, 17 УПК РФ. Поэтому, необходимо включить РСО в круг субъектов по данным статьям.

Исходя из того, что РСО осуществляет ведомственный контроль над деятельностью следователя, то в целях эффективной деятельности следователя, необходимо изложить п.11 ч.2 ст.

37 в следующей редакции: «изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его РСО с обязательным указанием оснований такой передачи».

Затем РСО, реализуя свои функции, направляет уголовное дело по подследственности.

[1] Попова Т.Ю. Функциональная характеристика полномочий  руководителя следственного органа  // Вестник Омского Университета: Серия «Право «. 2010. № 1. С. 161 – 166.

[2] Попова Т.Ю. От начальника следственного отдела до руководителя следственного органа: формирование процессуальных полномочий  // Закон и право. 2010. № 1. С. 90 – 93.

[3] Шабунин В.А. О сущности полномочий руководителя следственного органа  // Вестник Саратовской государственной  академии права. 2011. № 2. С. 212 – 214.

Средняя:

Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)

Источник: http://conf.omua.ru/content/polnomochiya-rukovoditelya-sledstvennogo-organa

Полномочия руководителя следственного органа: основные обязанности, ответственность

Полномочия руководителя следственного органа закреплены уголовно-процессуальным законодательством в статье 39. Эта норма содержит исчерпывающий перечень прав должностного лица в отношении подчиненных ему субъектов и обязанностей по отношению к вышестоящим лицам.

Сущность понятия руководителя

Понятие и функции руководителя следственного органа закреплены не только в 39, но и в 5 статье Уголовно-процессуального кодекса. Согласно указанной норме, руководителем является должностное лицо, которое возглавляет соответствующее подразделение следствия. Также к руководящей группе относится заместитель руководителя.

  • Данное понятие ранее включало практически все организационные, административные и процессуальные полномочия руководителя следственного органа, но при этом руководитель не имел соответствующего правового статуса.
  • В связи с развитием законодательства в настоящее время, следственный руководитель представляет собой одного из ключевых участников судебного процесса уголовной направленности, имеющего широкий спектр полномочий и большую ответственность.
  • Полномочия руководителя следственного органа в уголовном процессе претерпели изменения в связи с реформированием правоохранительных органов и выделением Следственного комитета в отдельный орган, не подчиняющийся напрямую Прокуратуре РФ.
  1. Среди правоведов существует много вариантов определений понятия руководителя следствия, помимо основного, указанного в Уголовно-процессуальном кодексе.
  2. Одни правоведы определяют руководителя как лицо, занимающее должность, которая позволяет контролировать законность решений, которые принимает подчиненный следователь, а также проверять правильность осуществления процессуального порядка проводимого уголовного расследования со всеми вытекающими правами и обязанностями.
  3. Другие правоведы считают, что руководитель органа следствия – это лицо, обладающее широким спектром полномочий в сфере организации и управления следственными мероприятиями подчиненного органа.
  4. Наиболее полное мнение, по мнению большинства правоведов, содержится в соответствующем кодексе и в дополнении не нуждается.

Понятие процессуального положения

Отправной точкой для определения понятия и полномочий руководителя следственного органа является его процессуальное положение. В связи с этим необходимо определить сущность этого понятия.

  • Положение процессуального типа аналогично понятию статуса, поэтому данное понятие включает в себя совокупность имеющихся у лица и прав, и обязанностей по отношению к другим субъектам.
  • Функции лица, имеющего процессуальное положение руководителя следствия, закрепляются в правовых нормах Уголовно-процессуального кодекса и определяют не только права и обязанности, но и место руководителя в уголовном процессе.
  • Процессуальное положение руководителя включает правосубъектность должностного лица, которое контролирует работу следователей, находящихся в его подчинении, и правосубъектность органа следствия в целом.
  • Процессуальное положение руководителя следствия имеют следующие категории лиц:
  • председатель в следственном комитете РФ;
  • руководитель в главном управлении Следственного комитета в РФ;
  • руководитель в следственном органе комитета следствия по субъектам РФ;
  • руководитель в следственном органе в иных территориальных единицах;
  • заместители руководителей соответствующих органов;
  • руководители органов следствия в исполнительных федеральных органах власти (в Министерстве по внутренним делам, в Федеральной службе по безопасности, в Федеральной службе в сфере наркоконтроля и прочее);
  • иные следственные руководители, наделенные полномочиями Председателя в Следственном комитете России.

Категории разделения полномочий руководителя

Все полномочия следственного руководителя можно разделить на виды по следующим категориям:

  1. По целям, которые преследует реализация конкретного полномочия.
  2. По правовому характеру и средствам контроля над проведением предварительного этапа расследования.
  3. По осуществлению контроля над процессуальной работой подчиненных.
  4. По обязательству полномочий.

Каждая из этих категорий отражает мотив и конечный прогнозируемый результат реализации каждого из указанных в Статье 39 Уголовно-процессуального кодекса полномочий.

Разделение руководящих полномочий по целям

По поставленным следственным руководителем целям все его полномочия и полномочия заместителя руководителя следственного органа включают два вида обязанностей и прав в реализации досудебного следствия:

  • обязанности и права, которые являются средством выявления потенциальных или совершенных упущений, ошибок или нарушений законодательства со стороны следователей, которые расследуют конкретные уголовные дела;
  • обязанности и права, которые являются средством исправления и устранения установленных руководителем упущений, ошибок или нарушений, допущенных следователями в процессе проведения предварительного этапа следствия.

Каждый из указанных видов обязанностей не только выявляет и устраняет нарушения со стороны подчиненных, но и способствует в результате проведению полного, всестороннего и объективного производства предварительного этапа следствия.

Разделение руководящих полномочий по правовому характеру

Эта группа полномочий тесно связана со средствами контроля над проведением расследования на предварительном этапе. В связи с этим выделяется несколько видов совокупных обязанностей и прав руководителя следствия:

  1. Полномочия, которые обеспечивают реальную возможность выявить процессуальные недостатки в проводимом предварительном следствии.
  2. Полномочия, позволяющие устранить указанные недостатки.
  3. Полномочия, относящиеся к типу предписаний.
  4. Полномочия, выявляющиеся при изучении иных норм законодательства уголовно-процессуальной сферы.
Читайте также:  Социальные пособия на детей: виды и размер помощи, порядок оформления, список документов

Некоторые правоведы добавляют к указанным видам еще два:

  1. Обязанности и права, позволяющие обеспечить процессуальный контроль над работой аппарата следствия.
  2. Обязанности и права, способствующие реализации деятельности по уголовному преследованию правонарушителей.

Разделение руководящих полномочий по контролю над работой следователей

Процессуальные полномочия руководителя следственного органа в сфере контроля над подчиненными заключаются в следующем:

  • распределение дел о преступлениях между подчиненными руководителю следователями или группами следователей;
  • исправление недочетов и ошибок, которые были допущены следователями на предварительном этапе расследования;
  • удовлетворение ходатайств подчиненных руководителю сотрудников (обжалование прокурорских решений касательно расследуемого дела, изменение количества пунктов обвинения и прочее);
  • рассмотрение жалоб, согласно правилам, установленным в статье 124 Уголовно-процессуального кодекса;
  • контроль за деятельностью процессуального характера нижестоящих органов следствия, включая отмену необоснованных или незаконных постановлений.

Указанные виды процессуальных полномочий руководителя следственного органа позволяют в полном объеме осуществлять надзор за работой следователей и своевременно устранять выявленные в ходе надзора недостатки.

Разделение руководящих полномочий по обязательности

Понятие полномочий руководителя следственного органа в зависимости от обязанностей и прав руководителей следствия позволяет выделить два их вида: общие и специальные.

Общими полномочиями являются все, прямо указанные в статье 39 Уголовно-процессуального Кодекса, которые относятся к контрольной деятельности руководителя и носят характер процессуальных действий.

Кроме того, в эту группу входят подчинительные организационные полномочия руководителя следственного органа (подконтрольность и подотчетность вышестоящему руководству, организация работы в соответствии с указаниями надзорного органа и прочее).

Как и руководитель по отношению к своим подчиненным, вышестоящий орган также вправе отменить несоответствующее закону постановления руководителя.

Специальными обязанностями и правами являются полномочия, реализуемые при производстве предварительного расследования непосредственно руководителем органа следствия. В эту группу входят именно самостоятельные действия должностного лица.

Сюда можно отнести полномочия по возбуждению дела об уголовном правонарушении, принятии дела к производству и другие полномочия, осуществляемые руководителем следственного органа как следователем либо ведущим лицом в следственной группе.

Иная классификация полномочий руководителя следственного органа по УПК

Как участник процесса уголовного досудебного и судебного разбирательства руководитель следствия выполняет различные виды полномочий, распределенных по следующим группам:

  • контроль над проводимыми следователями органов расследованиями дел уголовной направленности;
  • руководство деятельностью подчиненных руководителю лиц и дача различных указаний и поручений сотрудникам;
  • процессуально-организационное руководство деятельностью подразделения следствия, включающее распределение поступивших дел уголовного характера между конкретными следователями;
  • персональное проведение мероприятий в рамках проводимого предварительного этапа следствия.

Каждое из закрепленных в Кодексе полномочий тем или иным образом относится к одной из групп.

Общие руководящие полномочия

В полномочия руководителя следственного органа входят следующие обязанности и права:

  1. Право на поручение производства предварительного этапа следствия конкретному следователю или следственной группе, включая право на изъятие дела из производства одного сотрудника с передачей для проведения необходимых следственных действий другому следователю. При передаче дела руководитель обязан письменно указать объективные основания передачи дела. Кроме того, сюда входит полномочие по созданию группы следователей или изменению ее состава, а также принятие дела в собственное уголовное производство.
  2. Анализ и исследование материалов проверки по сообщениям граждан о преступлениях, исследование документов по расследуемым уголовным делам, отмена незаконных или необоснованных постановлений следователей.
  3. Отмена незаконных или необоснованных постановлений руководителей, следователей или дознавателей других органов предварительного расследования по делам, которые находятся в работе у подчиненного данному руководителю органа следствия. На основании этого права полномочия руководителя следственного органа включают дозволение изучать материалы и документы, вынесенные иными, не относящимися к данному органу, следователями, если эти документы являются частью рассматриваемого подчиненными этого руководителя дела.
  4. Предоставление ведущему дело следователю указаний относительно направления расследования; производства отдельных действий следственного типа; привлечения подозреваемого лица в качестве обвиняемого; избрания по отношению к подозреваемому или обвиняемому пресекательной меры; квалификации совершенного преступления и объема входящего в него обвинения; личного рассмотрения сообщений о планируемых, совершаемых или совершенных преступлениях; участия руководителя в проверке по факту сообщений о преступлениях.
  5. Организационные функции руководителя следственного органа, включая дачу согласия на прошение следователя установить, продлить, отменить или изменить подозреваемому или обвиняемому пресекательную меру, провести иные процессуальные действия и прочее. Согласие в этом случае оформляется в письменном виде, и санкционированный руководителем документ направляется в суд для вынесения решения. Если прошение (ходатайство) такого типа поступило от подчиненного следователя, полномочия руководителя следственного органа включают право на личный допрос подозреваемого или обвиняемого без переоформления дела в свое производство. Полномочие на допрос лица, в отношении которого избирается пресекательная мера, до передачи материалов дела в суд, является правом руководителя (не обязанностью).
  6. Дача разрешения на отводы, которые были заявлены подозреваемым или обвиняемым (а также прочими участниками рассмотрения дела), по отношению к ведущему следователю, а также дача разрешения на самоотвод ведущего уголовное дело сотрудника.
  7. Отстранение следователя от проведения дальнейших следственных или процессуальных действий в рамках расследования уголовного дела, если этим лицом были допущены нарушения требований уголовно-процессуального законодательства.
  8. Отмена незаконных или необоснованных постановлений нижестоящих руководителей органов следствия в порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом.
  9. Продление сроков предварительного этапа расследования по ходатайству ведущего дело следователя.
  10. Утверждение постановлений следователей о прекращении рассмотрения уголовного дела и об осуществлении поддержки обвиняемого со стороны государственного защитника.
  11. Дача письменного согласия следователю, который проводил расследование предварительного типа в отношении дела об уголовном правонарушении, на обжалование в течение 72-х часов после постановления прокурора. Полномочия руководителя следственного органа также включают право на самостоятельное направление возражений на прокурорские постановления. Возвращение дела об уголовном правонарушении ведущему следователю для проведения дополнительных процессуальных или следственных мероприятий. Возвращение материалов сопровождается письменными указаниями относительно действий, которые необходимо провести.

В полномочия руководителя следственного органа как следователя, ведущего дело, могут входить и другие обязанности и права, указанные в других статьях кодекса, включая административные.

Административные полномочия следственного руководителя

Как и любое руководящее должностное лицо, руководитель органа следствия является административным лицом (управленцем). В связи с этим, помимо контрольных и процессуальных полномочий, руководитель обладает рядом полномочий административного типа.

Проблемы реализации полномочий руководителя следственного органа и их контроль в сфере управления заключаются в необходимости с одной стороны исправления допущенных сотрудников оплошностей, а с другой – назначения меры наказания за совершенные проступки.

К административным полномочиям относятся следующие:

  • внесение на рассмотрение вышестоящему руководству представлений касательно поощрения либо привлечения подчиненных сотрудников к дисциплинарным видам ответственности, а также представление следователей к присвоению званий специальных типов или продвижению по службе и прочее;
  • заслушивание докладов и рапортов следователей касательно взаимодействия с сотрудниками других органов и служб по вопросам раскрытия и расследования преступлений; выполнения поставленных руководителем целей и реализации планов; внедрения новых технологий, криминалистических методов и средств; вопросов повышения уровня профессионализма и мастерства;
  • координация работы подразделений следствия с прокуратурой и ее органами, с иными государственными органами или учреждениями касательно вопросов расследования уголовных дел;
  • проведение систематического анализа оперативной обстановки, качества и состояния проведенной работы по расследованию и раскрытию преступлений, результатов работы подразделений следствия и каждого из следователей в отдельности; разработка и реализация мер по улучшению работы предварительного этапа следствия, а также внесение предложений на рассмотрение вышестоящему должностному лицу;
  • рассмотрение прокурорских представлений, жалоб, определений судов частного характера на действия сотрудников следствия или нарушения норм законодательства в уголовно-процессуальной сфере, а также принятие соответствующих мер по устранению установленных нарушений;
  • контроль за недопущением привлечения следователя к выполнению обязанностей, которые не связаны с расследованием дел об уголовных правонарушениях;
  • недопущение вмешательства в работу и проведение процессуальных мероприятий лиц, не уполномоченных законодательством на это;
  • нормотворчество, выражающееся в издании нормативных локальных ведомственных актов, которые регулируют возникающие в ходе рассмотрения дел отношения, хотя как правоприменитель руководитель органа следствия не может издавать акты нормативного характера.

Полномочия следственного руководителя включают большое количество подгрупп обязанностей и прав, которые в совокупности позволяют качественно осуществлять расследование уголовных дел и контроль над ними.

Источник: http://allwomanday.ru/article/395242/polnomochiya-rukovoditelya-sledstvennogo-organa-osnovnyie-obyazannosti-otvetstvennost

Процессуальное положение, права и обязанности следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания

Следователь — должностное лицо Следственного комитета, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которое уполномочено в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Следователи правомочны также производить предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Все следователи пользуются при расследовании преступлений равными процессуальными правами и несут одинаковые процессуальные обязанности независимо от их ведомственной принадлежности. Для решения задач в ходе предварительного расследования дел следователям предоставлены сравнительно широкие процессуальные полномочия (ч. 2 ст. 38 УПК):

  • 1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;
  • 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
  • 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
  • 4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
  • 5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
  • 6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.
Читайте также:  Как правильно оформить заявление на возврат денежных средств?

При производстве предварительного следствия следователь процессуально самостоятелен. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

  1. Полномочия руководителя следственного органа осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).
  2. Руководитель следственного органа уполномочен:
  3. 1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
  4. 2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
  5. 3) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;
  • 4) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;
  • 5) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;
  • 6) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
  • 7) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований уголовно-процессуального кодекса;
  • 8) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ;
  • 9) продлевать срок предварительного расследования;
  • 10) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;
  • 11) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование решения прокурора;
  • 12) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
  • 13) осуществлять иные полномочия.
  • В случае необходимости руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Однако следователь указания руководителя следственного органа может обжаловать руководителю вышестоящего следственного органа.

При этом обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. Следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

  1. Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.
  2. Органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
  3. К органам дознания относятся:
  4. 1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
  5. 2) органы Федеральной службы судебных приставов;
  6. 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  7. 4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
  8. На органы дознания возлагаются:
  9. 1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  10. 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;
  11. 3) осуществление иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом полномочий.
  12. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
  13. 1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
  14. 2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
  15. 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Начальник подразделения дознания— должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания. Полномочиями начальника подразделения дознания обладает также его заместитель.

  • Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:
  • 1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
  • 2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • 3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
  • 4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
  • В случае необходимости начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.
  • При осуществлении возложенных на него полномочий, начальник подразделения дознания вправе:
  • 1) проверять материалы уголовного дела;
  • 2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору.

Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также имеющиеся иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели органов внутренних дел, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, таможенных органов и органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Круг прав и обязанностей дознавателя при производстве по конкретному делу во многом (но не во всем) сходится с полномочиями следователя.

На дознавателя возложены: 1) как правило, самостоятельное производство следственных и иных процессуальных действий (кроме случаев, когда в соответствии с УПК для совершения какого-то процессуального действия или принятия решения требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение); 2) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных уголовно-процессуальным кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; 3) осуществление иных полномочий, предусмотренных УПК (ч. 3 ст. 41 УПК).

Однако нужно иметь в виду, что процессуальная самостоятельность дознавателя существенно ограничена.

Это проявляется прежде всего в том, что указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с предписаниями УПК, обязательны для дознавателя.

И хотя при этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору, обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Источник: https://studopedia.su/16_68579_protsessualnoe-polozhenie-prava-i-obyazannosti-sledovatelya-rukovoditelya-sledstvennogo-organa-doznavatelya-organa-doznaniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector