Органы исполнительной власти как субъекты административного права: содержание, структура, организация, управление

Орган исполнительной власти в самом общем смысле представляет некоторую ячейку общей организации, некоего коллектива, предназначенную для выступления по ее поручению.

Каждый орган государственной власти, в том числе исполнительной власти, в Российской Федерации является ее представителем и действует в ее интересах.

Государственные органы являются основными носителями государственных функций: они предназначены для обеспечения устойчивости в меняющихся условиях реальности.

Определение 1

Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов исполнительной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Органы исполнительной власти как субъекты административного права: содержание, структура, организация, управление

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Орган исполнительной власти — структурный элемент аппарата государства.

Любой орган исполнительной власти имеет набор государственно — властных полномочий для принятия разного рода правовых актов, проведения мероприятий, которые имеют целью обеспечение этих актов.

В связи с тем, что органы исполнительной власти имеют влияние в разных сферах, каждый из них обладает своей исключительной компетенцией.

Определение 2

Компетенция — тот или иной объем государственной деятельности, возложенный на данный орган, или круг вопросов, предусмотренных правовым актом, который правомочен разрешать орган исполнительной власти.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти также как и любые субъекты административного права обладают правосубъектностью. При характеристике правосубъектности органов исполнительной власти, теоретики отмечают следующие особые признаки:

  • Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов — следствие нормативного закрепления принципа разделения властей;
  • Органы исполнительной власти — это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества;
  • Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности;
  • Главная задача органа исполнительной власти — правоисполнительная деятельность, т.е. исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права. В то же время существуют также некоторые органы и организации, выполняющие отдельные задачи и функции исполнительной власти и наделенные для этого властными полномочиями наряду со своими основными функциями. В таком качестве, как правило, выступают органы, не отнесенные ни к одной из систем органов государственной власти, а также организации, наделенные властными полномочиями. Эти органы и организации не входят в систему органов исполнительной власти;
  • Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер, в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции;
  • Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти;
  • Орган исполнительной власти обладает собственной компетенцией. Это центральный признак органа исполнительной власти. Компетенция органа исполнительной власти представляет собой совокупность полномочий органа по предметам его ведения. Полномочия, в свою очередь, это права и обязанности органа в отношении принятия правовых актов, а также осуществления других государственно-властных действий;
  • Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории Российской Федерации;
  • Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности — правом издания актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач и осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти — это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой — результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т.е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.

Замечание 1

Кроме того, органы исполнительной власти обладают правом создавать правовые нормы – акты управления. Акты, издаваемые органами исполнительной власти можно назвать «оболочкой» управленческих действий и одновременно результатом административного правотворчества в системе государственного управления.

Для органов исполнительной власти установлены особый порядок основания, формирования, реорганизации и ликвидации.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти в основной мере характеризуется тем, что они обладают самостоятельностью и независимостью в осуществлении предоставленной им компетенции.

Эти характеристики для органов исполнительной власти устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и иными нормативными актами.

Организационная структура органов государственного управления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада.

Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти и объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

Система нормативных правовых актов, регламентирующих правовое положение федеральных органов исполнительной власти, складывается из следующих актов:

  1. Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 < 79 >;
  2. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452 < 80 >;
  3. регламенты федерального органа исполнительной власти (федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства), например, Регламент Федеральной службы по финансовым рынкам (утвержден Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 1 декабря 2011 г. N 11-64/пз-н < 81 >);
  4. административные регламенты исполнения государственных функций;
  5. административные регламенты предоставления государственных услуг;
  6. должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/fizicheskie_lica_kak_subekty_administrativnogo_prava/organy_ispolnitelnoy_vlasti_kak_subekty_administrativnogo_prava/

Органы исполнительной власти в качестве субъектов административного права: понятие, отличительные признаки, классификация

В систему административно-публичных органов или, как её ещё называют, публичной администрации входит ряд организаций, наделённых властными управленческими полномочиями административного права. К ним относятся органы:

  • исполнительной власти;
  • местного самоуправления;
  • некоторые муниципальные и государственные учреждения;
  • иные организации, обладающие полномочиями публичной власти в сфере административного права.

Определение 1

Органы исполнительной власти являются важной составной частью публичной администрации, сформированной на основе Конституции РФ, Конституций субъектов федерации, а также норм действующего административного законодательства.

Органы исполнительной власти являются основным видом властных структур, главным предметом деятельности которых является реализация распорядительных и охранительных решений государства.

Признаки, характеризующие органы исполнительной власти

  • Органы исполнительной власти как субъекты административного права обладают рядом характерных признаков, выделяющих их в административно-правовой сфере.
  • Административно-правовой целью создания и функционирования органов исполнительной власти является необходимость беспрепятственного и согласованного исполнения законодательных норм федерального и регионального законодательства юридическими и физическими лицами, государственными и местными органами самоуправления.
  • Административно-правовые функции органов исполнительной власти заключаются в исполнении ряда задач, направленных на осуществление специфических видов административной деятельности.

Задачи органов исполнительной власти

К административно-правовом задачам относятся:

  1. Установление порядка действий, предусмотренных административно-правовым законодательством и необходимых к соблюдению в советующих условиях всеми физическими и юридическими лицам, органами государственного и местного самоуправления и их должностными лицами. Несоблюдение порядка предполагает юридические последствия, предусмотренные данными правовыми нормами.
  2. Запрещение под страхом применения юридических санкций, например, дисциплинарной или административной ответственности, выполнение определённых действий.

Пример 1

Если должностное лицо совершило деяние, ставшее причиной подачи жалобы со стороны гражданина (группы граждан), то её запрещено подавать на имя этого должностного лица. Нарушение данного запрета со стороны официальных лиц ведёт к их дисциплинарной ответственности.

  1. Регулирование поведения должностных лиц.
  2. Предоставление лицам, реализующим своё субъективное право, возможность действовать по собственному усмотрению. Другими словами, человек в определённых условиях получает право выбора совершать или не совершать действия, предусмотренные нормой административного права.

Пример 2

В случае, если должностное лицо совершило действие, которое, по мнению гражданина, является противоправным, то он может принять самостоятельное решение о том, стоит или не стоит обжаловать действия чиновника.

  1. Предоставление официальной оценки наиболее значимых общественных отношений, урегулированных административными, налоговыми и иными нормами федерального законодательства, представленных в виде одобрений, разрешений или иных форм признания.
  2. Разрешение споров в сфере административного права по обращениям физических и юридических лиц.
  3. Выявление и устранение нарушений в сфере административного права, а также правонарушений, формально не являющихся административными, но влекущими за собой возникновение нарушений налоговых, бюджетных, банковских и т. п., которые фактически являются административными.
  4. Обеспечение в определённых ситуациях процессуального равенства сторон при регулировании отношений.
  5. Противодействие всевозможным административно-правовым казусам, вызванным причинами природного, техногенного и иного рода.
Читайте также:  Понятие и правовой режим коммерческой тайны

Вывод 1

Функции органов исполнительной власти сосредоточены на таких характерных видах деятельности, как административный надзор, а также административное:

  • правопредоставление;
  • санкционирование;
  • арбитрирование.

Главным направлением деятельности органов исполнительной власти в сфере административного права является достижение баланса законных интересов, а также публичных и частных административных прав участников правоотношений.

Благодаря решениям и действиям органов исполнительной власти, с одной стороны происходит интеграция публичных и частных прав органов государственного и местного самоуправления и их должностных лиц, а также физических и юридических субъектов, с другой – обеспечивается защищённость законных интересов участников административных правоотношений. С целью обеспечения процесса интеграции частных и публичных прав органы исполнительной власти принимают распорядительные решения, с целью обеспечения законных интересов участников административных правоотношений органы исполнительной власти принимают соответствующие охранительные решения и действия.

Вывод 2

Являясь субъектами административного права, органы исполнительной власти призваны реализовывать комплекс действий административно-распорядительного и административно-охранительного характера.

Органы исполнительной власти, действуя в сфере административного права, оказывают юридически властное односторонне направленное воздействие на поведение физических и юридических лиц, не входящих в систему публичной власти, а также иных субъектов, являющихся представителями публичной власти: органов государственного и местного самоуправления, их должностных лиц, государственных и местных организаций и учреждений. В зависимости от особенностей юридических взаимоотношений, возникающих между субъектами публичной власти и органами исполнительной власти, последние осуществляют либо внешневластную (административно-публичную), либо внутриорганизационную и внутрисистемную (административно-служебную) деятельность.

Пример 3

Деятельность федерального министерства по изданию приказов, устанавливающих правила поведения для физических и юридических лиц, относится к категории административно-публичной. Деятельность этого же министерства по контролю и координации за функционированием внебюджетных фондов, федеральных агентств и служб относится к категории административно-служебной.

Принцип функционирования системы органов исполнительной власти

  1. Создание, реорганизация и ликвидация органов исполнительной власти осуществляется Президентом РФ, руководителями субъектов федерации на основании Конституции РФ, законов, уставов и Конституций федерального и регионального уровней.

  2. Органы исполнительной власти в сфере административного права представляют собой иерархическую систему, в которой каждый их них подчинён вышестоящему по службе и соподчинён нижестоящим.
  3. Являясь субъектами административного права, органы исполнительной власти напрямую либо через вышестоящие инстанции подчинены Президенту и Правительству Российской Федерации и управляются ими.

  4. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами прокуратуры, а также судебными и законодательными.

Компетенции органов исполнительной власти

В законодательных актах, определяющих правовой статус органов исполнительной власти, перечень их компетенций раскрывается при помощи перечисления и описания элементов правового статуса, таких как ограничение сферы деятельности, цели, задачи, функции. В результате понятие «компетенции органов исполнительной власти» следует рассматривать как категорию собирательную и обобщающую, главными элементами которой являются:

  • определение сферы административной деятельности;
  • административно-правовые цели, задачи и функции, возложенные государством на исполнительные органы;

Вышеперечисленные элементы, входящие в понятие компетенций исполнительных органов, регулируются соответствующими законами, подзаконными актами или положениями о функционировании данного органа, например, положение о федеральной службе, федеральном министерстве, федеральном агентстве и т. п.

Полномочия, права и обязанности органов исполнительной власти

В пределах установленных компетенций органы исполнительной власти обладают функциональной и организационной самостоятельностью, административными полномочиями, правами и обязанностями. Исполнительные органы имеют законодательно зафиксированное штатное расписание и структуру и призваны выполнять определённые (также законодательно зафиксированные) виды административной деятельности.

Для реализации компетенций, имеющихся у исполнительного органа, его подразделения и должностные лица наделены рядом полномочий. Им предоставляются права, которые одновременно выступают в роли обязанностей и которые необходимы для реализации поставленных государством целей, решения административных задач и осуществления административно-правовых функций.

В соответствии со своими полномочиями исполнительные органы в одностороннем порядке издают специфические индивидуальные и нормативные правовые акты, совершают действия, способствующие реализации норм публичного права Российский Федерации и её субъектов, являющиеся обязательными для физических и юридических лиц всех органов федерального и местного самоуправления.

Полномочия исполнительных органов

Все административные полномочия исполнительных органов и их должностных лиц можно разделить на три большие группы:

  • Полномочия по принятию (изданию) правовых актов, конкретизирующих и детализирующих публичные и частные интересы, входящие в сферу деятельности конкретных органов.

В сферу полномочий Правительства России входит обязанность по изданию постановлений, направленных на регламентацию правил дорожного движения, продажи некоторых видов товаров, оказания определённых видов услуг и т. п.

  • Полномочия по принятию (изданию) индивидуальных правовых актов, обеспечивающих индивидуальную согласованность и интеграцию (взаимосвязь) публичных и частных законных интересов, а также их правовую защищённость.

В круг полномочий начальника федеральной службы входит издание приказов о принятии граждан на государственную службу.

В круг полномочий федеральной службы по предоставлению индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам разрешений или лицензий на ведение деятельности входит оформление и выдача этих документов.

  • Полномочия по реализации других юридически значимых действий, способствующих интеграции и защищённости публичных и частных законных интересов.
  • Подразделения внутренних дел уполномочены совершать ряд видов удостоверительных, регистрационных, разрешительных и иных административно-правовых действий.
  • В некоторых случаях, регламентированных законами и подзаконными актами, регулирующими функционирование деятельности исполнительных органов, полномочия данных органов могут быть ограничены вплоть до полного запрета (в редких случаях).
  • В соответствующем нормативно-правовом акте о государственном контроле и надзоре действующего российского законодательства установлены ограничения по продолжительности и количеству проверок, которые органы исполнительной власти могут проводить в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Федеральным законом «О полиции» установлен запрет на использование огнестрельного оружия и некоторых спецсредств сотрудниками органов внутренних дел в отношении определённых категорий граждан.

Подобный запрет необходим для предотвращения излишнего вмешательства представителей исполнительной власти в деятельность организаций и физических лиц, а также необоснованного причинения вреда или ущерба со стороны властных структур.

Обязанности органов исполнительной власти

Определение 2

Административные обязанности исполнительных органов представляют собой установленные законодательством нормы должного поведения, исполнение которых необходимо для реализации возложенных на них государством административных целей и задач.

К наиболее общим административным обязанностям, являющихся общеобязательными для всех исполнительных органов, функционирующих на территории России, относят обязанности:

  • по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, прав организаций;
  • по осуществлению административно-правовой деятельности строго в пределах компетенций, предоставленных данному органу;
  • по соблюдению установленных законодательством административных процедур деятельности органа;
  • по соблюдению ограничений и запретов, установленных нормативными актами для данного органа исполнительной власти.

Все вышеописанные административно-правовые цели, задачи, компетенции, функции, полномочия, права и обязанности исполнительного органа в совокупности определяют положение этого органа в системе правоотношений. Такое правовое положение исполнительного органа называется административно-правовым статусом.

Классификация органов исполнительной власти

Видовая классификация органов исполнительной власти осуществляется по ряду специфических критериев:

  • По федеративному устройству. Сюда входят органы федеральной исполнительной власти, такие как правительство России, территориальные органы исполнительной власти и т. д., а также органы исполнительной власти субъектов федерации.
  • По основанию образования. В этой категории выделяются органы, созданные в соответствии с положениями Конституции РФ, и органы, созданные на основании иных действующих законодательных актов.
  • По характеру компетенций выделяют органы компетенции:
    • общей;
    • специальной;
    • отраслевой;
    • внутриотраслевой;
    • межотраслевой;
    • смешанной;
  • По организационно-правовым формам выделяют такие виды исполнительных органов, как:
    • правительства;
    • советы министров, обладающие статусом правительств;
    • федеральные министерства;
    • федеральные агентства;
    • федеральные службы;
    • министерства субъектов России;
    • комитеты субъектов России;
    • службы субъектов России;
    • главные управления;
    • инспекции;
    • управления;
    • департаменты;
    • администрации;
    • отделы;
    • мэрии;
    • иные исполнительные органы;
  • По способу разрешения подведомственных вопросов исполнительные органы подразделяются на коллегиальные и единоличные.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/organy-ispolnitelnoj-vlasti/

Органы исполнительной власти как субъекты административного права

Орган исполнительной власти это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Образование, структура, порядок деятельности и компетенция органов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности) определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции и прекращается в связи с их упразднением.

Как и любой другой субъект административного права, орган исполнительной власти для участия в управленческих отношениях должен обладать соответствующими качествами, которые раскрываются в содержании его правового статуса.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из следующих компонентов:

  • целевой (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности);
  • организационно-структурный (включает правовые предписания, определяющие порядок образования, реорганизации и ликвидации, структуру, линейную и функциональную подчиненность);
  • компетенционный (совокупность властных полномочий (компетенция в области планирования, контроля и т. д.) и подведомственности).

В соответствии с федеративным государственным устройством Российской Федерации различаются:

  • федеральные органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департаменты, главные управления, агентства);
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения.

В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить органы:

  • общей компетенции, которые осуществляют управление большинством отраслей их сферы деятельности;
  • специальной компетенции, которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление;
  • отраслевой компетенции — осуществляют руководство отдельными сферами или отраслями управления;
  • внутриотраслевой компетенции — руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств);
  • межотраслевой (функциональной) компетенции — выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления;
  • смешанной компетенции, т.е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности. Организационно-правовая форма позволяет выделить такие органы исполнительной власти, как правительства, министерства, службы, агентства, инспекции, департаменты, администрации, мэрии, отделы и др.
Читайте также:  Возраст сексуального согласия — что нужно знать?

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на единоначальные и коллегиальные.

Источник: https://studref.com/376122/pravo/organy_ispolnitelnoy_vlasti_subekty_administrativnogo_prava

Органы исполнительной власти как субъекты административного права

  • Содержание
  • Введение3
  • 1. Понятие, классификация органов исполнительной власти4
  • 2. Система федеральных органов исполнительной власти, принципы её построения9
  • Заключение13
  • Библиографический список литературы14
  • Введение
  • Орган исполнительной власти — это организация, представляющая собой структурно обособленную единицу государственной администрации, посредством которой реализуются управленческие функции исполнительной власти и совершаются юридически значимые действия от имени государства.

Основное назначение органов исполнительной власти — деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.

Основная задача органов исполнительной власти — осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Специфику административно-правового статуса любого органа исполнительной власти определяют его функции и задачи, которые он реализует в процессе управления от имени государства в объеме и пределах своей компетенции.

В отличие от органов законодательной власти органы исполнительной власти РФ и ее субъектов образую единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это означает не только координацию деятельности этих органов, но и обязательность указаний и решений федеральных исполнительных органов для исполнительных органов субъектов Федерации.

В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

Функции органов исполнительной власти исполнять законы и следить за их исполнением, что и отражено в названии этих органов.

  1. Понятие, классификация органов исполнительной власти

Деятельность исполнительной власти по своему содержанию есть не что иное, как выполнение общих функций, возникающих в процессе совместного труда, а по способу осуществления это властная деятельность.

Наличие власти означает, что ее субъект может односторонне определять поведение подчиненных и просто зависимых от него, добиваться выполнения заранее определенной цели усилиями других людей, которые подчиняют свою деятельность вышестоящей воле.

  1. Органы исполнительной власти обладают общими родовыми признаками:
  2. — представляют собой автономные части государственного аппарата;
  3. — это организованный коллектив людей;
  4. — коллектив имеет юридическое оформление (устав, структура, система);
  5. — осуществляют государственные функции от имени и по поручению государства;
  6. — выполняя эти функции, действуют еще и от своего имени;
  7. — обладают собственной компетенцией, государственно-властными полномочиями;
  8. — несут ответственность перед государством за свою деятельность;
  9. — их положение, структура и деятельность регламентирована правом;
  10. — учреждаются государством.
  11. Таким образом, орган государственного управления (исполнительной власти) — это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный компетенцией, выполняющий публичную функцию, структура и деятельность которого регламентируется нормами права.
  12. Основные направления деятельности органов исполнительной власти

1. Прогнозирование — предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в том числе научной.

2. Планирование — определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности.

3. Организация управляющей и управляемой подсистем (создание органов управления, определения их функций, право и обязанностей, подбор и расстановка кадров и т.д.).

4. Правовое регулирование — установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих структур.

5. Предварительная и текущая координация действий различных органов управления, должностных лиц, организаций.

6. Общее руководство и оперативно-распорядительная работа.

7. Контроль — проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений в исполнении законов, планов, программ и принятие мер установленного порядка.

8. Учет людских, материальных, денежных и иных средств (ресурсов) для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.

9. Информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа.

10. Методическая работа.

11.Кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т.п.

В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами администраций. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства), и иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю Правительства).

Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из трех блоков:

1. Целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности. Являясь инструментом, средством осуществления публичных дел, орган исполнительной власти всегда должен действовать ради системы, элементом которой он является, в «чужих» интересах.

2. Организационно-структурного, который включает в себя правовые предписания, регламентирующие: а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа; б) его структуру; в) его линейную и функциональную подчиненность.

3. Компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности. Ее можно рассматривать в функциональном разрезе (компетенция в области планирования, контроля и т. д.), применительно к определенным субъектам (иным государственным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам).

Органы исполнительной власти разрабатывают основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организуют их осуществление; организуют управление государственной собственностью; вырабатывают меры по проведению внешней политики и выполняют иные функции, возложенные законодательством страны.

Органы исполнительной власти осуществляют деятельность, которая по своему содержанию является исполнительной и распорядительной.

В соответствии с законодательством они обладают государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию нормативных актов и их реализации.

В целом эти органы наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Подзаконность деятельности органов исполнительной власти — важнейший момент в их правовом положении.

Центральные органы исполнительной власти являются органами специальной компетенции и наряду с правительством включаются в структуру органов исполнительной власти.

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления.

Обычно руководство местными делами поручается назначаемому представителю центральной власти — губернатору.

Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления.

Классификация органов исполнительной власти:

По характеру компетенции: Органы общей компетенции — несут ответственность за положение дел в соответствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, округе, административно-территориальной единице, они руководят многими видами отраслевой и функциональной компетенции, работу которых они объединяют. Это правительство, администрация субъектов федерации.

Органы отраслевой компетенции — осуществляют руководство подведомственными отраслями.

Органы межотраслевой специальной компетенции (это обычно государственный комитет и др.) — органы оказывающие руководящее значение на группу специализированных отраслей выполняющих функции, напр., министерство труда, федеральная миграционная служба.

Органы внутриотраслевой компетенции.

По территориальному масштабу деятельности. Этот критерий определяется федеративным устройством и административно-территориальным делением.

Подразделяются на:

Федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю РФ. Это министерства, правительство, государственные комитеты и т.д.

Органы исполнительной власти субъектов федерации, которые осуществляют свою деятельность в пределах субъекта.

В автономных образованьях, городах федерального значения исполнительная деятельность осуществляется соответствующей администрацией. Администрации подчинены управления, отделы, комитеты, департаменты и иные краевые, областные, окружные

Источник: https://www.studsell.com/view/101231/

Содержание административно-правового статуса государственных органов исполнительной власти. Организация их работы

Административно-правовой статус органов исполнительной власти характеризует их положение в системе исполнительной власти при осуществлении государственного управления. Статус органа исполнительной власти определяется его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Административно-правовой статус закреплен в Конституции РФ, законах и в нормативных актах (как правило, положениях об органах).

Органы обладают административной правосубъектностью (правоспособность и дееспособность у органов сливается).

Правосубъектность частично совпадает с компетенцией, частично выходит за ее пределы, поскольку, во-первых, орган в административных правоотношениях может выступать как субъект или как объект государственного управления, во-вторых, не все функции реализуются через государственно-властные полномочия (например, через предоставление услуг).

Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структуру, территориальный масштаб деятельности и компетенцию.

Внутренняя структура органа исполнительной власти включает в себя руководителя и его заместителей, коллегиальный орган управления и работников аппарата (структурные и другие подразделения).

Руководитель устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними, утверждает структуру, положения о структурных подразделениях и штатное расписание аппарата в пределах установленной численности работников и фонда оплаты труда.

Читайте также:  Порядок проведения и список документов для межевания земли

Так, Президент утверждает укрупненную структуру подразделений своего аппарата, устанавливает численность работников и месячный оклад. Правительство утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, численность и месячный фонд заработной платы управленческого персонала.

И так — «сверху» «вниз» на федеральном и региональном уровнях управления.

Коллегиальный орган (коллегия, совет) оказывает существенное влияние на деятельность органа исполнительной власти. Коллегии создаются во всех министерствах, ведомствах, других органах управления. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности органа исполнительной власти. Ее решения проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя.

Органы управления общей и специальной компетенции.

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий, органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции.

Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслей государственного управления.

Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.

Органы общей компетенции осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по основным вопросам их деятельности (Правительство Российской Федерации).

В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами администраций. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства), и иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю Правительства).

Источник: https://studopedia.net/4_293_soderzhanie-administrativno-pravovogo-statusa-gosudarstvennih-organov-ispolnitelnoy-vlasti-organizatsiya-ih-raboti.html

Введение Среди субъектов административного права органы исполнительной власти гос

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-06

Введение

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти (гос. управления) занимают особое место.

Это самая многочисленная из числа организаций – группа субъектов административного права, объединенная к тому же единым руководством и подчинением и действующая согласованно и целенаправленно.

Эти органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права, она охватывает – в практически организующем плане – все области и сферы государственного руководства.

 Орган исполнительной власти представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, пользуется определенным методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

 Наконец, органы исполнительной власти наделены, в рамках своей компетенции, определенными управленческими полномочиями в отношении иных субъектов административного права. Например, граждан или общественных организаций, чего нельзя сказать о других субъектах.

  1.  Понятие органа исполнительной власти

Органы исполнительной власти (гос. управления) состоят в системе государственного аппарата, объединяющего еще органы представительные и законодательные, президента, органы правосудия, прокуратуры и другие государственные органы. Система государственного аппарата основана на единстве и различии входящих в аппарат органов.

Поэтому определить понятие и статус органа государственного управления можно и нужно в таком порядке: определить общие признаки, которые имеют все государственные органы, составляющие государственный аппарат, а затем выделить те особенности, в организационно-правовом аспекте, которые отличают органы управления от других государственных органов.

  •    Итак, органы исполнительной власти, составляя часть государственного аппарата, как и другие государственные органы, действуют от имени государства и по его поручению, наделены государственными полномочиями, имеют территориальные масштабы своей деятельности, располагают источниками финансирования, словом, обладают всеми признаками государственного органа.
  •     В то же время каждое из звеньев государственного аппарата имеет свои признаки, особенности, определяющие основы его организационно-правового статуса. Такими свойствами органов государственного управления являются:
  • а) содержание деятельности органа государственного управления: это деятельность управленческая, практически – организующая по реализации государственных задач и функций;
  • б) по своему правовому характеру деятельность органа государственного управления это деятельность подзаконная, по организации практического исполнения законов и иных предписаний представительной (законодательной) власти, а по организационному положению – деятельность исполнительно-распорядительная: каждый орган управления исполняет предписания вышестоящего органа власти или управления, в то же время он наделен распорядительными полномочиями в отношении других органов управления и других субъектов административного права;

в) органы государственного управления в процессе исполнения полученной им компетенции принимают правовые акты управления, отличающиеся от всех иных правовых актов своим содержанием, юридическими свойствами, порядком принятия и вступления в действие и т.д.;

г) органы государственного управления исполняет свои полномочия постоянно, а многие из них – и непрерывно, что обусловлено природой управления, которое, как известно, должно быть адекватным тем процессам в экономике, социальной среде и других областях жизнедеятельности, которые требуют постоянного или непрерывного воздействия.

 Компетенция органов государственного управления закрепляется в Конституции, Законах о Правительстве и других органах, Указах Президента, Положениях о ведомствах и других органах.

Особенность компетенции органов государственного управления не только в ее управленческом характере, но и структуре.

Основными элементами структуры компетенции органа государственного управления являются следующие.

Задачи и цели органа управления: чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.

 Функции органа управления указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач. Функции отражают материальное содержание деятельности органа.

Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и другие.

Полный и точный перечень функций органа государственного управления в правовых актах, закрепляющих компетенции органа, имеет первостепенное значение для правильной организации управления.

   Закрепляемые правовыми актами права и обязанности определяют границы полномочий органа государственного управления в осуществлении каждой из его функций; планирование по конкретным показателям и в установленные сроки, финансирование из определенных источников и в определенном объеме, меры поощрения по видам и в определенных размерах, меры дисциплинарной и административной ответственности по видам и также в определенных размерах и т.д.

   Формы и методы работы органа государственного управления определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям.

Наиболее общими методами и формами работы органов государственного управления являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов, разработка мер по обеспечению; инструктирование; инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.

  Вместе взятые органы государственного управления составляют одно из звеньев государственного аппарата и находятся в определенных взаимоотношениях с другими звеньями.

 Органы государственного управления определяются по отношению к представительным органам как исполнительный аппарат, т.е. возлагаются задачи организации практического исполнения решения представительных органов.

  Реформы политической системы и экономики требуют того, чтобы аппарат управления стал действительно исполнительным и подконтрольным представительным органом, освободиться от тех гипертрофированных властных полномочий, которые он присвоил в прежние годы.

 Другие звенья государственного механизма – органы прокурорского надзора, правосудия и другие – также находятся в определенных связях и соотношении с государственным управлением.

 Деятельность аппарата государственного управления и каждого в отдельности исполнительно – распорядительного органа должна строится на основе познания и правильного использования объективных законов общественного развития. Только в этом случае она может быть полноценной и приносящей пользу обществу и государству.

  1.  Классификация органов исполнительной власти

        Исполнительно-распорядительную деятельность осуществляют многие и разнообразные органы исполнительной власти (государственного управления), которые могут быть классифицированы по существенно важным признакам сходства и различия. Это необходимо для правильной и все сторонней характеристики правового положения каждого органа исполнительной власти в отдельности.

  С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут быть 2-х уровней: федерального и субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономные области и автономных округов.

Этот признак обусловлен федеральным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. На всю территорию России свою деятельность распространяют: Правительство, Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов федерации осуществляют свою деятельность соответственно в пределах своей территории, то есть части территории России.

 Кроме того, имеются межтерриториальные органы, деятельностью которых могут охватываться несколько субъектов (например, железные дороги, военные округа, пограничные округа и т.п.).

  1.   По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются: Правительство Российской Федерации; Министерство РФ, государственный комитет РФ; федеральная комиссия России; федеральная служба России; российское агентство; федеральный надзор России; управление делами Президента.
  2.   Организационно-правовыми формами исполнительной власти субъектов Федерации могут быть: правительства (совета министров); министерства, комитеты; департаменты; главные управления, управления, отдела, службы и иные органы.
  3.   В зависимости от объема и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:
  4. а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов Федерации);
  5. б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерства, структурное подразделение администрации);
  6. в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный надзор).
  7.  Иногда выделяют органы смешанной компетенции, то есть сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.
  8. По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются:

Источник: http://samzan.ru/128746

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector