Полномочия главы муниципального образования: особенности избрания, ответственность

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 10Следующая ⇒

  • Глава МО — это высшее должностное лицо МО, наделенное уставом МО и законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
  • Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
  • 1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; 2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае формирования представительного органа муниципального района по исполняет полномочия его председателя. 4) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

Согласно ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава МО в пределах своих полномочий: представляет МО в отношениях с органами мсу других МО, органами гос власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени МО; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом МО, нпа, принятые представительным органом МО ; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа.

В зависимости от своего статуса, закрепленного в уставе муниципального образования, глава муниципального образования может наделяться широким кругом других полномочий.

Например, глава муниципального образования: вправе вносить на рассмотрение в представительный орган муниципального образования проекты нормативных правовых актов; от имени муниципального образования приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности; в случае если это предусмотрено уставом муниципального образования, обязан представлять представительному органу ежегодный отчет о своей деятельности, деятельности администрации муниципального района и ее структурных подразделений и др.

В соответствии с ФЗ №131 глава МО подконтролен и подотчетен населению и представительному органу МО.

Подотчетность главы муниципального района, как правило, устанавливается в следующих формах:1) информирование населения о текущей работе через средства массовой информации; 2) проведение встреч с населением; 3) ответы на запросы отдельных депутатов и представительного органа МО в порядке, установленном уставом МО; 4) представления главой МО представительному органу ежегодного отчета о своей деятельности. Представительный орган муниципального образования при этом может принять решение об одобрении или признании неудовлетворительными результатов деятельности главы муниципального образования.

В случаях, когда глава муниципального образования временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное уставом муниципального образования субъекта Федерации.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

Чаще всего это заместитель (первый заместитель) главы муниципального образования.

38.Местная администрация.

Администрация МО – это орган мсу, наделенный уставом МО исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава МО либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Администрация муниципального образования обладает правами юридического лица, имеет бюджетные и иные счета в банках, гербовую печать со своим наименованием, другие печати, бланки и штампы, необходимые для ее деятельности.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Руководители структурных подразделений администрации издают по вопросам своей компетенции приказы, обязательные для исполнения всеми сотрудниками структурного подразделения.

Администрация муниципального образования (ст.

37): 1) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования, установленные законодательством и уставом муниципального образования; 3) разрабатывает проект бюджета муниципального образования, а также проекты программ социально-экономического развития муниципального образования; 4) обеспечивает исполнение бюджета муниципального образования, программ социально-экономического развития муниципального образования и готовит отчет об исполнении бюджета, а также отчеты о выполнении указанных программ и др

Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) — представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Федерации — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Мун служба.

Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Т. о.

депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления муниципальными служащими не являются.

  1. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее — законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
  2. Федеральный закон от 2 марта 2007 г №25 «О мун слуюбе в Российской Федерации» установил общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.
  3. Основными принципами муниципальной службы являются: 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего; 3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих; 4) стабильность муниципальной службы; 5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; 7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы; 8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих; 9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; 10) внепартийность муниципальной службы.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/5x532f.html

К вопросу о способах наделения полномочиями глав муниципальных образований

  • К  ВОПРОСУ  О  СПОСОБАХ  НАДЕЛЕНИЯ  ПОЛНОМОЧИЯМИ  ГЛАВ  МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ОБРАЗОВАНИЙ
  • Коновалова  Ксения  Владимировна
  • студент  4  курса,  юридический  факультет  ВятГГУ,  г.  Киров
  • E-mail:  denicia@bk.ru
  • Ложкина  Татьяна  Евгеньевна

научный  руководитель,  ст.  преподаватель  кафедры  государственно-правовых  дисциплин  ВятГГУ,  г.  Киров

В  настоящее  время  органы  местного  самоуправления  занимают  достойное  место  в  системе  властных  структур.  Высшим  должностным  лицом  в  системе  органов  местного  самоуправления  является  глава  муниципального  образования.

  Этот  значимый  пост  —  глава  муниципального  образования,  можно  получить  различными  способами,  предусмотренными  Федеральным  законом  от  06.10.

2003  №  131-ФЗ  «Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации».

  1. Целью  настоящей  статьи  является  рассмотрение  различных  способов  через  их  достоинства  и  недостатки,  на  основании  которых  определить,  какая  из  моделей  лучше  для  большинства  регионов,  и  в  частности,  для  города  Киров,  а  так  же  посмотреть,  какая  ситуация  складывается  в  различных  муниципальных  образованиях  на  сегодняшний  день.
  2. В  соответствии  с  ФЗ  №  131  «Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в  РФ»,  глава  муниципального  образования  может  получать  своим  полномочия  следующими  способами:
  3. ·     избирается  на  муниципальных  выборах,  при  этом  может  быть  и  председателем  представительного  органа  муниципального  образования,  либо  быть  главой  муниципального  образования  и  главой  администрации.

·     избирается  представительным  органом  муниципального  образования  из  своего  состава,  при  этом  может  исполнять  полномочия  главы  муниципального  образования  и  председателя  представительного  органа  муниципального  образования  [2].  То  есть  возможен  только  один  вариант,  в  отличие  от  предыдущей  ситуации.

Могут  быть  и  иные  ситуации  (в  небольших  муниципальных  образованиях  глава  муниципального  образования  может  избираться  сходом  граждан  и  одновременно  занимать  должности  главы  администрации  и  председателя  представительного  органа,  но  это  скорее  исключения,  поэтому  в  рамках  данной  статьи  этот  вопрос  не  рассматривается).

Проанализировав  ФЗ  №  131,  можно  сделать  вывод,  что  данный  закон  дает  альтернативу  наделения  полномочиями  главы  муниципального  образования,  и  это  может  быть  оценено  только  с  положительной  стороны,  однако,  кто  правомочен  решать  данный  вопрос  —  выбирать  способы?  Сами  органы  местного  самоуправления  без  совета  с  населением?  На  наш  взгляд  это  неправильно,  и  полагаем,  что  данные  вопросы  обязательно  должны  решаться  посредством  проведения  местного  референдума. 

  • Стоит  рассмотреть  достоинства  и  недостатки  каждого  из  способов.
  • Избрание  главы  на  муниципальных  выборах:
  • Достоинства:
Читайте также:  Ответственность за манипуляции с оружием: незаконные действия, размер штрафа, уголовное наказание

·     В  Европейской  хартии  местного  самоуправления  [1]  заложены  принципы  выборности  органов  местного  самоуправления  и  непосредственного  участия  населения  в  решении  вопросов  местного  значения.  Следовательно,  данный  способ  соответствует  нормам  международного  документа,  имеющего  важную  юридическую  силу.

  1. ·     Избрание  главы  муниципального  образования  обеспечит  высокий  уровень  легитимности  всех  структур  органов  местного  самоуправления,  так  как  люди  осуществляют  свой  собственный  выбор,  и  не  имеют  возможности  критиковать  с  такой  легкостью,  какая  может  быть  в  случае  не  избрания  главы  населением.
  2. ·     Это  же  обеспечивает  высокий  уровень  ответственности  главы  муниципального  образования  перед  населением,  так  как  они  его  избрали,  они  же  могут  отозвать,  в  качестве  меры  ответственности.
  3. ·     Так  же  при  избрании  населением  глава  муниципального  образования  в  большей  степени  ответственен  перед  населением,  и  защищен  от  контроля  или  смещения  органами  местного  самоуправления  или  органов  государственной  власти  субъекта,  то  есть  его  статус  становится  более  независимым  и  свободным  в  своей  деятельности  и  во  взаимоотношении  с  другими  властными  структурами.
  4. ·     И,  безусловно,  с  учетом  этого,  население  чаще  участвует  в  политической  жизни,  активизируется  и  это  способствует  созданию  реального  местного  самоуправления.
  5. Недостатки:
  6. ·     Самый  весомый  недостаток  —  это  организационные,  денежные  и  временные  трудности,  которые  могут  возникать  при  проведении  длительных  избирательных  кампаний.
  7. ·     В  результате  избрания  населением  к  власти  могут  прийти  представители  криминалитета,  которые  воспользуются  доверчивостью  избирателей,  тогда  как  при  назначении  из  состава  представительного  органа  —  он  будет  избран  знающими  людьми  —  депутатами.

·     Можно  считать  минусом,  и  то,  что  возникает  в  результате  избрания  населением  ещё  одна  дилемма  —  кем  будет  глава  муниципального  образования  —  главой  местной  администрации,  или  же  председателем  представительного  органа?  (на  основании  закона  возможны  оба  варианта).

  • Избрание  главы  представительным  органом:
  • Достоинства:
  • ·     То,  что  являлось  недостатками  в  первом  случае,  в  данном  случае  будет  являться  —  достоинством,  это  экономия  денежных  и  временных  ресурсов.
  • ·     Уже  было  отмечено  —  назначение  лучшего  лучшими  представителями  населения  (главу  муниципального  образования  депутатами).
  • ·     При  таком  избрании  есть  возможность  контроля  над  деятельностью  главы  муниципального  образования  со  стороны  представительного  органа,  и  привлечение  его  к  ответственности,  в  случае  нарушения  им  законодательства,  то  есть  он  подотчетен  представительному  органу  муниципального  образования.
  • Недостатки:
  • ·     Отсутствие  связи  (тесных  отношений)  высшего  должностного  лица  муниципального  образования  с  населением,  и  не  подконтрольность  ему  в  своих  действиях.
  • ·     Представительные  органы,  которым  он  подконтролен,  могут  иметь  над  ним  свои  рычаги  власти,  тем  самым  ограничивать  его  свободу  и  самостоятельность  в  принятии  решений.
  • ·     Низкая  степень  легитимности  и  политического  участия  населения  в  формировании  органов  местного  самоуправления.

Конечно,  достоинства  и  недостатки  есть  у  каждого  из  способов,  однако,  всегда  одни  из  достоинств  более  значимы,  а  другие  —  менее.

  Мы  считаем,  что  главу  муниципального  образования  следует  избирать  населением,  так  как  это  один  из  важных  способов  участия  населения  в  политической  жизни,  и  его  нельзя  упускать,  ведь  местное  самоуправления  с  этой  целью  и  создается. 

Однако  возникает  следующий  вопрос,  что  лучше  —  когда  глава  в  результате  избрания  населением  становится  главой  местной  администрации  или  же  председателем  представительного  органа  муниципального  образования?

Первый  вариант,  когда  глава  муниципального  образования  становится  главой  местной  администрации,  позволяет  сосредоточить  наибольший  объем  полномочий  и  основные  рычаги  власти  в  руках  главы,  то  есть  быть  реально  действующей  фигурой  в  местной  власти.  К  тому  же  высшее  должностное  лицо  априори  является  исполнительной  властью,  а  значит,  должность  главы  администрации  более  органична  и  логична.

Второй  вариант,  демонстрирует  всем  известную  ситуацию  «царствовать,  но  не  править»,  реальные  рычаги  власти  в  таком  случае  будут  отсутствовать,  он  лишь  будет  исполнять  представительские  функции.

  Думается,  что  в  такой  ситуации  главе  муниципального  образования  и  представительному  органу  будет  сложно  сработаться,  в  силу  того,  что  они  (депутаты)  его  не  избирали,  а  главе  муниципального  образования  при  этом  нужно  председательствовать.

Таким  образом,  можно  заключить,  что  для  большинства  муниципальных  образований  должен  быть  характерен  следующий  вариант  —  избрание  главы  муниципального  образования  населением,  где  он  будет  являться  главой  местной  администрации.

Какая  же  ситуация  складывается  на  сегодняшний  день  в  большинстве  регионов?  Так  в  большинстве  муниципальных  образований,  таких,  как  Новосибирск,  Астрахань,  Краснодар,  Томск,  Ярославль  и  в  других  распространена  та  модель,  которую  автор  особо  выделил  в  рамках  настоящей  статьи,  а  именно,  избрание  главы  муниципального  образования  населением,  где  он  становится  главой  местной  администрации. 

В  таких  городах,  как  Киров,  Брянск,  Курган,  Тюмень,  Екатеринбург  и  других  —  система  без  избрания  главы  муниципального  образования  населением,  где  его  избирает  представительный  орган,  и  он  же  становится  их  председателем.

Что  касается  третей  модели-  избрания  главы  муниципального  образования  и  наделения  его  полномочиями  председателя  представительного  органа  –  она  не  распространена,  в  отличие  от  предыдущих.

Очевидно,  что  тот  плюрализм,  который  в  этом  вопросе  предоставил  ФЗ  №  131  «Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в  РФ»,  местным  органам  —  используется,  и  каждое  муниципальное  образование  самостоятельно  решает  данный  вопрос,  только  остается  неясно,  эффективны  ли  те  модели,  которые  выбраны  и  применяются,  и  учитывают  ли  они  мнения  населения,  местные  традиции  и  историю  того  или  иного  муниципального  образования?  Если  это,  действительно,  так,  то  теоретические  разработки  данной  статьи  совпадают  с  практическим  выбором  большинства  муниципальных  образований,  если  же  это  пока  не  так,  то  следует  учитывать  вышеприведенные  рассуждения  по  данному  вопросу  и  использовать  их  на  практике.

Список  литературы:

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xiv/34839

Шпаргалка по "Муниципальное право"

Проведение 
местного Реф-ма или схода граждан по вопросу определения структуры ОМС вновь образованного МО обеспечивают органы гос власти субъекта РФ при наличии соотв инициативы жителей вновь образованного МО.

Местный Реф-ум проводится если в течение 1 месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ МО выступила группа жителей МО, обладающих избирательным правом.

Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей МО, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3% от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта РФ.

Избирательная комиссия субъекта РФ формирует избирательную комиссию МО, кот проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного реф-ма.

При отсутствии инициативы граждан о проведении местного реф-ма структура ОМС определяется представительным органом вновь образованного МО после его избрания.

Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного МО, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного МО в случае отсутствия инициативы граждан о проведении местного реф-ма устанавливаются законом субъекта РФ.

Выборы в ОМС вновь образованного МО проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания. Избирательная комиссия субъекта РФ формирует избирательную комиссию вновь образованного МО, кот назначает выборы в представит. орган данного МО и осущ иные полном-ия.

ОМС вновь 
образованного МО являются правопреемниками ОМС, кот на день создания вновь образованного МО осущ полномочия по решению вопросов местного значения на соотв территории, в отношениях с органами госвласти РФ, органами госвласти субъектов РФ, органами МС, физ и юрлицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного МО.

 В решении 
о структуре ОМС МО, принимаемом на местном референдуме, устанавливаются: 1) структура (перечень) и наименования ОМС; 2) порядок избрания и полномочия главы МО.

Полномочия 
ОМС по решению вопросов местного значения: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниц- правовых актов; установление официальных символов МО; создание муниц предприятий и учреждений; установление тарифов на услуги, предоставляемые муницип предприятиями и учреждениями; организация теплоснабжения; принятие и организация выполнения планов и программ комплексного соц-эк развития,

46.Порядок формирования и статус представительного органа МС.

    Представительный 
орган МС
— выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать свое право на местное самоуправление. Порядок формирования:  Представительный орган является обязательным органом в структуре органов МС любого МО (поселение, муниципальный район, городской округ).

Представительный орган МО обладает правами юридического лица.

Порядок его 
формирования устанавливается Уставом 
муниципального образования и зависит 
от его вида. Представительный орган 
поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Представительный орган муниципального района

Источник: https://student.zoomru.ru/municpravo/shpargalka-po-municipalnoe-pravo/56774.450133.s14.html

Глава муниципального образования (статья 36)

Вопрос

Законом субъекта Российской Федерации был изменен порядок избрания главы муниципального образования. Полномочия действующего главы муниципального образования досрочно прекращены в связи со смертью. При этом полномочия представительного органа муниципального образования истекают только через 9 месяцев. Когда и как следует избрать нового главу муниципального образования?

Читайте также:  Положены ли бесплатные лекарства инвалидам?

Вопрос

Правомерно ли устанавливать главе муниципального образования доплату за работу в выходные, нерабочие и праздничные?

Вопрос

Возможно ли внести изменения в порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, предусматривающие, что председатель конкурсной комиссии не обладает правом решающего голоса?

Вопрос

В 2015 году полномочия главы муниципального образования были досрочно прекращены. В соответствии с уставом муниципального образования его полномочия исполнял заместитель главы муниципального образования.

В сентябре 2018 года был избран новый состав представительного органа муниципального образования.

Однако, до настоящего времени новый глава муниципального образования так и не был избран (избирается представительным органом муниципального образования из своего состава).

Вправе ли заместитель главы муниципального образования продолжить исполнять полномочия главы муниципального образования? Вправе ли он подписывать решения представительного органа муниципального образования?

Вопрос

В связи с различными требованиями, предусмотренными в федеральном законодательстве (в том числе о противодействии коррупции) к кандидатам на должность главы муниципального образования в зависимости от способа его избрания (на выборах или по результатам конкурса), правомерно ли закрепление в муниципальном правовом акте, регулирующем проведение конкурса на замещение должности главы муниципального образования, перечня документов, аналогичного перечню, содержащемуся в статье 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»?

Вопрос

Должен ли глава муниципального образования – председатель представительного органа муниципального образования, избираемый из числа депутатов, слагать с себя полномочия депутата представительного органа муниципального образования?

Должен ли заключаться трудовой договор (контракт) с главой муниципального образования – председателем представительного органа муниципального образования, избираемым из числа депутатов представительного органа?

Вопрос

Обязан ли зарегистрированный кандидат на время его участия на конкурсной основе на должность главы муниципального образования, выполняющий свои обязанности действующего главы муниципального образования, на время его участия в выборах освобождаться от выполнения своих должностных обязанностей, представлять в избирательную комиссию копии соответствующих приказов?

Должен ли зарегистрированный кандидат, находящийся на муниципальной службе, освобождаться от выполнения должностных обязанностей? Является ли глава муниципального образования муниципальным служащим?

Вопрос

Соответствует ли законодательству наделение должностного лица местного самоуправления, исполняющего полномочия главы муниципального образования в случае его временного отсутствия, правом на подписание нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования, без одновременного предоставления возможности применения им права отлагательного вето?

При отсутствии у должностного лица местного самоуправления, исполняющего полномочия главы муниципального образования в случае его временного отсутствия, права отлагательного вето, обязано ли оно подписать не соответствующий законодательству нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования?

Вопрос

Каким образом можно определить, насколько правомерно представительным органом муниципального образования установлены дополнительные выплаты к должностному окладу главы муниципального образования за работу со сведениями, составляющими государственную тайну?

Вопрос

 Законом субъекта Российской Федерации был изменен порядок избрания главы муниципального образования (глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию, а руководство представительным органом будет возложено на председателя представительного органа).

Действующий глава муниципального образования, избранный из состава представительного органа и являющийся его председателем, не избран депутатом представительного органа муниципального образования нового созыва.

Уставом муниципального образования предусмотрено, что заместители главы и руководитель аппарата местной администрации работают по срочному контракту до дня начала работы представительного органа нового созыва.

Таким образом, до дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования отсутствует должностное лицо, наделенное полномочиями по руководству местной администрацией. Возможно ли наделение действующего главы муниципального образования полномочиями главы местной администрации? 

Вопрос

Не повлечет ли временное исполнение полномочий главы муниципального образования его заместителем (муниципальный служащий) либо депутатом представительного органа муниципального образования нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом № 131-ФЗ и Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»?

Вопрос

Предусмотрено ли заключение трудового договора с главой муниципального образования избранным представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса?

Вопрос

В случае принятия представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в связи удалением его в отставку или в связи с отрешением от должности, с какого момента полномочия данного лица считаются прекращенными?

Вопрос

  •  Является ли ограничением пассивного избирательного права неограниченного круга лиц установление в муниципальном правовом акте о порядке проведения конкурса на замещение должности главы муниципального образования обязательных требований к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам кандидата?
  • Является ли несоответствие кандидата на должность главы муниципального образования установленным муниципальным правовым актам требованиям к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения, безусловным основанием для отказа ему в участии в конкурсе?
  • Возможно ли установление требований к стажу или опыту работы по аналогии с требованиями, установленными законодательством о государственной и муниципальной службе?

Вопрос

Предусмотрена ли действующей редакцией Федерального закона № 131-ФЗ возможность главы муниципального образования давать поручения главе местной администрации?

Вопрос

Полномочия главы муниципального образования прекращены досрочно в связи с отставкой по собственному желанию. Необходимо ли оформлять решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении его полномочий?

Вопрос

В нашем регионе уже год проводятся выборы главы сельского поселения по-новому – представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Мы считаем это нарушением конституционных прав граждан. В связи с этим просим внести соответствующие изменения в федеральное законодательство, позволяющие избирать главу сельского поселения на муниципальных выборах.

Вопрос

Могут ли действующие главы муниципальных образований принимать участие в конкурсе, не слагая своих полномочий?Когда прекращаются полномочия главы местной администрации, если он осуществляет полномочия главы муниципального образования?

Вопрос

Возможен ли отзыв населением (избирателями) главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса?

Вопрос

Может ли глава муниципального образования, ушедший в отставку по собственному желанию, выдвигаться кандидатом в депутаты на выборах в представительный орган муниципального образования и из его состава быть избранным главой муниципального образования?

Вопрос

Является ли глава муниципального образования, работающий на постоянной основе (глава избран из состава представительного органа) депутатом, работающим на постоянной основе, либо в таком случае замещение высшей муниципальной должности (главы) депутатом не препятствует работе депутатом на постоянной основе другому депутату представительного органа?

Вопрос

Может ли быть отозван глава муниципального образования, избранный из состава представительного органа в случае, если все или часть депутатов избирались по партийным спискам?

Вопрос

В какой форме должен быть составлен отчет главы муниципального образования? Необходимо ли порядок отчета главы закреплять в каком-либо муниципальном правовом акте?

Вопрос

Какими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения может наделяться в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования?

Вопрос

О каких подведомственных главе муниципального образования органах местного самоуправления говорится в части 5.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ?

Источник: http://komitet4.km.duma.gov.ru/Voprosy-i-otvety/Federalnyj-zakon-ot-6-oktyabrya-2003-god/Organy-i-dolzhnostnye-lica-mestnogo-samo/Glava-municipalnogo-obrazovaniya-statya-

Функции и полномочия главы муниципального образования (стр. 2 из 5)

При распределении полномочий важно найти оптимальное решение того, какую функцию следует передавать на принципе исключительного исполнения, а для какой устанавливать совместную ответственность различных уровней управления.

С точки зрения повышения эффективности управления необходимо стремиться к тому, чтобы во всех областях отношений, в которых неизбежна совместная ответственность, между различными уровнями управления определялся участник, координирующий усилия органов власти различного уровня по решению совместной задачи.

Органы государственной власти имеют право наделять своими отдельными государственными полномочиями органы местного самоуправления всех муниципальных образований, муниципальных образований определенной категории или группы, а также отдельного муниципального образования.

Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления представляет собой передачу органами государственной власти Российской Федерации или субъекта федерации части принадлежащих им полномочий органам местного самоуправления. [5, c. 77]

Всякое полномочие органа публичной власти включает в себя три компонента: нормативно – правовое регулирование, финансирование и реальное предоставление тех или иных услуг.

Для вопросов местного значения все эти компоненты закреплены за органами местного самоуправления. Для вопросов государственного значения, передаваемых органам местного самоуправления, должны делегироваться только полномочия по предоставлению услуг.

Уровень власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в той или иной сфере, устанавливающий нормативы и стандарты предоставления услуг, а также различные социальные льготы, должен знать, с какими затратами связано обеспечение этих нормативов, стандартов и льгот, и нести ответственность за их финансовое обеспечение.

Читайте также:  Оформление материнского капитала через "Госуслуги": необходимые документы, подача заявки, сроки рассмотрения

Несоблюдение данного принципа привело к тому, что по состоянию на 2003 г. финансовые обязательства государства только по социальным льготам превышают весь его консолидированный бюджет.

Федеральный закон 2003 г. позволяет кардинально изменить эту ситуацию. Прежде всего, в нем установлено, что: «Все полномочия органов местного самоуправления, не отнесенные данным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления» [7, c. 21].

Таким образом, появляется простой и понятный критерий разделения муниципальных и государственных полномочий: все, что отсутствует в перечне вопросов местного значения, относится к государственным полномочиям. Осуществление отдельных государственных полномочий возлагается, как правило, на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов [8, с. 54].

1.3 Глава муниципального образования, порядок избрания и полномочия

Глава муниципального образования, это высшее должностное лицо самоуправляющейся единицы, наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Кроме статуса высшего должностного лица ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяет глав муниципальных образований положением единоличных органов местного самоуправления.

Глава муниципального образования в соответствии со ст. 36 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является обязательным должностным лицом местного самоуправления. Единственным способом приобретения им своих полномочий остается избрание.

  • Известны два альтернативных способа выборов главы муниципального образования:

Источник: https://mirznanii.com/a/37158-2/funktsii-i-polnomochiya-glavy-munitsipalnogo-obrazovaniya-2

Некоторые проблемы привлечения к ответственности главы муниципального образования

Сразу оговоримся, что данная статья носит информационный характер.

Хотите уточнить детали по вашей ситуации — звоните сегодня: +7 (812) 648-00-88 или напишите письмо info@lawforyou.ru

Прежде чем говорить о тех проблемах, которые возникают на практике, хотелось бы остановиться на определении термина «ответственность». В теории права под ответственностью понимают неблагоприятные последствия, наступившие после нарушения какой-либо нормы закона.

Если же обратиться к понятию ответственности в муниципальной сфере, то согласно статье 70 Федерального закона 06.10. 2003 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

К субъектам ответственности относятся:

— депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные и иные должностные лица местного самоуправления, а также глава муниципального образования.

Должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед государством (ст. 70), физическими и юридическими лицами (ст. 76), депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления — перед населением (ст. 72).

Дальнейшее раскрытие понятия ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, должно происходить на уровне муниципальных образований, в частности уставов муниципалитетов. Однако    уже на этом уровне начинаются практические проблемы.

Федеральный закон № 131-ФЗ п. 8 ч. 1 ст.

44 установил обязанность муниципальных образований определять в своем уставе виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления ответственности и процедуру привлечения к ответственности, в том числе и процедуру досрочного прекращения полномочий главой муниципального образования. Таким образом, законодатель предоставил муниципалитетам самостоятельно регулировать виды ответственности главы муниципального образования.

Следует отметить, что такой разброс в определении видов ответственности, как в теории права, так и в практике, приводит к тому, что большинство муниципальных образований просто дублируют в своих уставах положения текста закона № 131-ФЗ.

Согласно п. 1 Федерального закона от 21.07. 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»2 территориальные органы Минюста России проводят государственную регистрацию уставов муниципальных образований.

В 2011 году по Архангельской области 293 устава муниципальных образований поступило в Минюст на регистрацию, из них 152 (51%) было отказано в регистрации, еще 4 оставлено без рассмотрения.

3 В итоге более половины из поступивших проектов уставов не соответствовали действующему законодательству.

На сайте ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу расположен текст модельного устава муниципального образования.4

Все вышеприведенное в очередной раз указывает на тот факт, что большая часть действующих уставов муниципальных образований на 90-93% копирует положения из федерального закона № 131-ФЗ. И положения об ответственности главы муниципального образования носят исключительно бланкетный характер.

Некачественная подготовка уставов муниципальных образований связана с недостаточным профессионализмом специалистов органов местного самоуправления по вопросам подготовки уставов муниципальных образований и отсутствием желания выборных должностных лиц, заблаговременно ставить себя в такие рамки, когда за свои действия приходится нести ответственность.

Помимо проблем на уровне принятия уставов муниципальных образований и иных нормативно-правовых актов возникают сложности при привлечении главы муниципалитета к дисциплинарной ответственности.

 Проанализировав положения устава муниципального образования и муниципальные нормативно-правовые акты, пришли к выводу о невозможности реализации на практике данного предписания, так как нигде не предусмотрено кем, в какие сроки предписания прокуратуры должны исполняться, и в какой форме глава муниципального образования должен нести ответственность. В данном сельском поселении отсутствует должность юриста, всеми правовыми вопросами занимается секретарь местной администрации.

К тому же судебная практика фактически не знает примеров привлечения главы муниципального образования к уголовной ответственности.

В соответствии со ст.

8 Уголовного Кодекса Российской Федерации5, основанием уголовной ответственности главы муниципального образования является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного в УК РФ. Перечень деяний содержится в главе 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Ст. 285 ч.

2 УК РФ предусматривает злоупотребление должностными полномочиями — ответственность главы муниципального за использование своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Ст. 286 ч. 2 предусматривает ответственность главы муниципального образования за превышение должностных полномочий. Состав заключается в совершение главой муниципального образования действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Необходимо отметить, что по смыслу уголовного законодательства под главой муниципального образования может пониматься достаточно широкий круг лиц, в том числе и председатель представительного органа местного самоуправления.

Ч. 1 ст. 447 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации6 предусматривает особый порядок производства по уголовным делам и отношении членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностные лиц, в частности главы муниципалитета.

Для привлечения к уголовной ответственности главы муниципального образования не требуется согласие соответствующего представительного органа муниципалитета, достаточно санкции руководителя следственного органа Следственного комитета субъекта Федерации для возбуждения уголовного дела.

В дальнейшем проверка поступившего заявления также будет проводиться в прокуратуре субъекта Федерации. Данное положение закреплено в ч. 1 ст.

448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Вышеназванное правило действует и в случаях возбуждения уголовных дел частного обвинения. Настолько сложный порядок возбуждения уголовного дела в отношении главы муниципалитета приводит к тому, что установленные сроки для возбуждения дела пропускаются и материал закрывают за истечением сроков.

И последний пункт на котором, хотелось бы остановиться – административная ответственность главы муниципального образования. В федеральном законе № 131-ФЗ прямо предусмотрено, что органы государственности власти субъекта Федерации обязаны установить ответственность должностных лиц органов местного самоуправления за несоответствие муниципальных правовых актов действующему законодательству:

— Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ст. 7).

Тем не менее, если обратиться к проблематике заседания координационного совета при ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу «Обеспечение соответствия муниципальных нормативных правовых актов действующему федеральному законодательству» то одной из острейших проблем обсуждения стало практически полное отсутствие ответственности должностных лиц, в частности персональной ответственности главы муниципального образования, за длительное не приведение уставов и иных муниципальных правовых актов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством.

В заключении стоит сказать, что законодательство Российской Федерации о местного самоуправлении динамично развивается, данный институт новый для российской действительности. Муниципальная система и правовой статус главы муниципального образования нуждается в упорядочении и более детальной законодательной регламентации.

Литература:

1.Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10. 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822

Источник: https://lawforyou.ru/articles/89-publikatsii/165-privlecheniya-k-otvetstvennosti-glavy-munitsipalnogo-obrazovaniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector