Основные права и обязанности судей российской федерации

## Общая характеристика процессуальных прав и обязанностей суда

Ключевой задачей любого современного правового демократического государства выступает обеспечение собственным гражданам возможности оперативно и эффективно защищать принадлежащие им права и законные интересы. Для целей реализации обозначенной задачи происходит формирование сложной многоуровневой системы правоприменительных органов, ключевая роль в структуре которой отводится суду.

В этой связи, ключевой задачей суда становится осуществление правосудия, то есть рассмотрение и разрешение любых правовых споров, посредством однозначного определения вопроса о правах и обязанностях сторон спорного правоотношения, в результате вынесения судебного решения, которым оканчивается рассмотрение спора по существу.

При этом обеспечение эффективности и качества обозначенной деятельности невозможно без комплексного и единообразного определения правового положения суда, то есть его процессуальных прав и обязанностей.

Пример 1

В качестве основных примеров нормативно-правовых источников, в содержании которых проводится закрепление и определение процессуальных прав и обязанностей суда в Российской Федерации, могут быть названы кодифицированные процессуальные законы, включая: Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, и т. д.

Основные права и обязанности судей Российской Федерации

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Проводя общую характеристику процессуальных прав и обязанностей суда в Российской Федерации представляется необходимым обратить внимание на то, что в нормах действующего законодательства происходит не только уточнение основных элементов правового статуса судей, но и конкретизируются правила и условия, в соответствии с которыми соответствующие права и обязанности должны реализовываться:

  1. Суд, реализуя предоставленные ему процессуальные права и обязанности в процессе рассмотрения спора по существу должен быть беспристрастным, то есть свободным от чьего-либо влияния, приверженности одной из сторон, влияния общественного мнения, и т.д.
  2. Судьям на протяжении всего периода службы надлежит поддерживать высокий уровень собственной квалификации, необходимый для надлежащего исполнения обязанностей по отправлению правосудия и защиты прав граждан и их объединений;
  3. Судья в процессе юрисдикционной деятельности, непосредственно сопряженной с реализацией процессуальных прав и обязанностей должен проявлять терпение, вежливость и тактичность по отношению к лицам, участвующим в деле, а равно всеми иными лицами, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей.

Замечание 1

При этом следует обратить внимание на то, что последнее из вышеназванных условий распространяется на суд в широком смысле слова – его должны придерживаться не только судьи, как основные носители процессуальных прав и обязанностей, но и работники аппарата суда.

Классификация процессуальных прав суда

Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в отечественной процессуальной науке во все времена уделялось значительное влияние изучению вопросов процессуально-правового статуса судей. В частности, для целей формирования более целостного и последовательного понимания вопроса о процессуальных правах судей предлагается их внутренняя классификация на следующие группы:

  • Процессуальные права судей, направленные на непосредственную проверку требований сторон спорного правоотношения, посредством восприятия и оценки всех материалов, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу, установление фактической стороны дела, и, наконец, вынесение законного, обоснованного и справедливого решения. В числе основных видов процессуальных прав, относящихся к обозначенной группе выступают право суда получать объяснения сторон, осматривать и непосредственно воспринимать доказательства по делу, назначать различные судебные экспертизы, и т.д.;
  • Процессуальные права, предоставленные суду для целей непосредственного управления ходом судебного разбирательства, включая право принимать меры санкционного характера, необходимые для поддержания внешнего порядка и благопристойности происходящего во время судебного разбирательства;
  • Иные процессуальные права, непосредственно связанные с правоприменительной юрисдикционной деятельностью суда, включая право суда направить исполнительные документы в органы принудительного исполнения, определить размер судебных издержек, включая вознаграждение свидетелей и экспертов, исполнять судебные поручения иных судов, и т.д.

Процессуальные обязанности суда

Как частично было отмечено выше, реализация задач суда по отправлению правосудия обеспечивается не только посредством предоставления судьям процессуальных прав, но и путем возложения на них законодательно установленных процессуальных обязанностей, в качестве основных из которых, исходя из анализа содержания действующего законодательства следует называть:

  • Обязанность суда строго и неукоснительно исполнять требования действующих внутригосударственных и международных нормативно-правовых актов;
  • Обязанность обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, публичных (общественных и государственных) интересов, и т.д.;
  • Обязанность организовывать работу суда и процессуальную деятельность по непосредственному рассмотрению и разрешению конкретных споров;
  • Обязанность руководствоваться в своей юрисдикционной деятельности исключительно требованиями Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов, избегая внешнего воздействия.

Замечание 2

К процессуальным обязанностям судей, в том числе связанным с необходимостью обеспечения их независимости и беспристрастности, тесно примыкают такие обязанности как: не замещать иные государственные должности, не заниматься предпринимательской деятельностью, не иметь иностранное гражданство, и т. д.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/processualnye_prava_i_obyazannosti_suda/

Основные права и обязанности судьи

Основные права и обязанности судей Российской Федерации

• судьи и народные заседатели в своей служебной и внеслужебной деятельности обязаны не допускать поступков, могущих нанести ущерб авторитету судебной власти, достоинству судьи либо вызвать сомнения в компетентности и беспристрастности судьи; • судьи обязаны проходить квалификационную аттестацию и повышать свой профессиональный уровень; • судьи обязаны оказывать народным заседателям помощь при рассмотрении дел: своевременно знакомить с подлежащими рассмотрению делами, действующим в соответствующей области законодательством и практикой его применения; • судьи и народные заседатели не вправе нарушать тайну совещания в совещательной комнате и разглашать сведения, которые стали им известны в ходе закрытого судебного заседания.

Учебник: Правоохранительные органы

  • Судьи и народные заседатели не вправе разглашать тайну совещания судей и сведения, полученные при проведении закрытых судебных заседаний.
  • Если срок полномочий народных заседателей истекает в период рассмотрения ими судебного дела, то эти полномочия сохраняются до окончания разбирательства данного дела.
  • Читать: Глава i основные понятия, предмет и система дисциплины «правоохранительные органы»
  • — Своевременно знакомить народных заседателей с делами, подлежащими рассмотрению, с действующим законодательством и практикой его применения, оказывать иную помощь в осуществлении их полномочий; — Не разглашать тайну совещания судей и иных сведений, полученных в закрытых судебных заседаниях.

Правосудие в Российской Федерации строится на следующих принципах: Конституция РФ устанавливает: «разбирательство дела во всех судах открытое.

— предъявлять при приеме на работу документы, сообщать сведения личного характера, предусмотренные законодательством, а также информировать обо всех изменениях, происшедших в запрошенных сведениях, в частности об изменении адреса, семейного положения и т.д.

, в сроки, установленные в суде; — поддерживать уровень квалификации, необходимый для эффективного исполнения своих должностных обязанностей; — соблюдать трудовую дисциплину, а также правила внутреннего распорядка суда; — использовать рабочее время для производительного труда; — принимать меры по устранению причин, нарушающих нормальный ход работы, и немедленно сообщать о случившемся непосредственному руководителю; — бережно относиться к средствам оргтехники и другому имуществу суда, поддерживать чистоту на рабочем месте, соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов; — воздерживаться от действий, препятствующих другим работникам выполнять их служебные (трудовые) обязанности; — проявлять вежливость, уважение, терпимость; — иметь опрятный внешний вид; — при отсутствии на рабочем месте принять меры к извещению об этом непосредственного руководителя; — хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей и затрагивающие частную жизнь граждан; — воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, а также их руководителей; — соблюдать требования настоящих Правил, должностных и иных инструкций, а также установленный порядок работы со служебными документами.

Статья 4

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанности государства. Данный конституционный принцип ставится во главу угла всей судебной работы.

В соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Права и свободы человека и гражданина первичны, даже по отношению к интересам государства, органов власти, корпоративным интересам.

Статус судьи в РФ

  1. Начиная с 1990-х гг.
  2. произошли значительные изменения судебной системы.
  3. В разные годы были приняты Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», федеральные законы «Об исполнительном производстве», «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ», «О мировых судьях в РФ», «О финансировании судов РФ», Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ», Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы, Кодекс административного судопроизводства и др.
  4. *(1) Европейская хартия о статусе судей, ноябрь 1998 г.
  5. Судьи судов основного звена имеют право: требовать от отдельных должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей;
  6. В свою очередь государственные органы, общественные организации и должностные лица обязаны выполнять требования и рас-поряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельности, своевременно отвечать на их представления и запросы.
  7. Источник: http://vash-yurist102.ru/prava-i-objazannosti-sudej-78892/

Основные права и обязанности районных судей

Основные права и обязанности районных судей Для выполнения своих задач по осуществлению правосудия и других функций судьи и народные заседатели обладают властными полномочиями, которые определяются в законодательном порядке.

В свою очередь государственные органы, общественные организации и должностные лица обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельности, своевременно отвечать на их представления и запросы.

Районный суд – основное звено системы судов общей юрисдикции

Районный суд – основное звено системы судов общей юрисдикции Принципы его организации определены Конституцией РФ, Законами «О судоустройстве», «О статусе судей» и другими21 .

Районный суд действует в каждом районе или городе, не имеющем районного деления. Районные суды создаются и упраздняются федеральным законом по представлению Верховного Суда РФ, основанному на предложении Судебного департамента.

§ 4.

Основные права и обязанности и народных заседателей Судьи судов основного звена имеют право: требовать от отдельных должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей; В свою очередь государственные органы, общественные организации и должностные лица обязаны выполнять требования и рас-поряжения, связанные с осуществлением судебной деятельности, своевременно отвечать на их представления и запросы.

Правоохранительные органы

  • Правоохранительные органы Для выполнения своих задач по осуществлению правосудия и других функций судьи обладают властными полномочиями, которые определяются в законодательном порядке.
  • В свою очередь государственные органы, общественные объединения и должностные лица обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельности, своевременно реагировать на их представления и отвечать на запросы.
  • Права и обязанности судей; Наличием системы органов судейского сообщества.
  • Предоставлением материального обеспечения.

Установленным порядком приостановления и прекращения полномочий. 4.

Правом судьи на отставку: — по собственной инициативе или вынужденно, — ввиду истечения срока полномочий и ли достижения определенного возраста, — в ходе судебного заседания имеют право на исследование доказательств, задавать вопросы сторонам, свидетелям и другим допрашиваемым лицам, принимать решения по существу дела, заявленным ходатайствам и отводам и т.

Источник: http://respect66.ru/prava-i-objazannosti-sudej-52274/

Читайте также:  Сколько дней положено отпуска работнику за отработанный месяц?

Права и обязанности мирового судьи

Порядок создания должностей мировых, их полномочия и порядок деятельности детально регламентируется Конституцией РФ, Законом о мировых, Законом о судебной системе, Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ) и Гражданским процессуальным кодексом (ГПК РФ).

Согласно перечисленным законам, мировые суды входят (наряду с конституционными судами) в единую судебную систему Российской Федерации и выступают при этом общей юрисдикции.

Источник: https://bizsovets.ru/osnovnye-prava-i-obyazannosti-sudi.html

Права и обязанности судей рф

Основные права и обязанности судьи

Конституция – единственный официальный документ федерального уровня, которому подчинены все ветви судебной инстанции. Дополнительно есть несколько федеральных законов, распространяющихся на одну или несколько ступеней иерархии.

Отчетность перед прочими структурами госвласти судьи нести не должны. Декларированные законами права и обязанности судей РФ могут стать причиной наказания стороннего лица, нарушающего, к примеру, преференции, положенные статусом принадлежности к этой инстанции. В частности, все граждане нашей страны обязаны проявлять уважение к суду.

Если должностное лицо усматривает в поступках, словах некоторого лица неуважение, то это может стать причиной необходимости ответить перед законом.

  • В равной степени декларирована обязанность выказывать уважение и к инстанции как единому объекту, и к отдельным ее сотрудникам, играющим роль судей.
  • тесно

Полномочия и порядок назначения судей в РФ. Обязанности судей РФ

Именно это особое положение является гарантией обеспечения прав и обязанностей, которые реализует судья при осуществлении правосудия. В конституционном, уголовном, гражданском, арбитражном, административном судопроизводстве личность судьи является центральной, уровень его профессионализма и ответственности, степень независимости определяют качество выносимых судебных решений.

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу. Обязанности судей. Судья должен:

  1. — Судья должен избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти;
  2. — Обязан поддерживать свою квалификацию на высоком уровне;
  3. — Быть независимым и подчиняться только Конституции РФ и другим законодательным актам;
  4. — Быть беспристрастным, не допуская влияния на свою профессиональную деятельность кого бы то ни было;

Судья не должен:

Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны. Закреплены гарантии независимости судьи. В частности установлено, что независимость судьи обеспечивается запретом чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, а также предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» Настоящий Закон с момента его опубликования, за исключением настоящего Закона распространяется на судей, избранных после внесения необходимых изменений в Российской Федерации

Основные права и обязанности судей Российской Федерации

Они обязательны для всех судей, независимо от уровня их компетенции и региона.Занять пост судьи имеет право любой гражданин РФ, достигший 25 лет, с высшим юридическим образованием и стажем работы по этой профессии не менее 5 лет.

Судья в России имеет право применять меры принуждения, предусмотренные в российском законодательстве, к лицам, нарушившим закон. Все государственные суды РФ составляют судебную систему, которая

2. Права и обязанности судьи. Гарантии деятельности судьи

85 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей называет установленный законодательными актами порядок назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий судьи; неприкосновенность судьи; процедура рассмотрения дел и вопросов; тайна совещания при вынесении судебных постановлений и запрещение требовать ее разглашения; ответственность за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность; создание надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов и другие.

Несменяемость судей проявляется, прежде всего, в том, что судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без его личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом. Недопустимость вмешательства в деятельность судей.

Статья 85 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе

Основные права и обязанности судей Российской Федерации

В этот стаж не входит время обучения в вузе. В стаж учитывается только то время, в течение которого кандидат работал в должности юриста, помощника адвоката, в следственном комитете, нотариате.В зависимости от региона, к кандидату могут быть предъявлены дополнительные требования.

Главное, чтобы у него или у его близких родственников не было непогашенной судимости.Суд – это государственный орган, осуществляющий правосудие в соответствии с принятыми в стране законами.

Судья в России имеет право применять меры принуждения, предусмотренные в российском законодательстве, к лицам, нарушившим закон.

Все государственные суды РФ составляют судебную систему, которая состоит из следующих инстанций:

  1. Конституционный.
  2. Мировой.
  3. Верховный.
  4. Арбитражный.

Правосудие в них осуществляется путем применения Конституции, гражданского, административного и уголовного законодательства РФ.

Источник: http://econsalting.ru/prava-i-objazannosti-sudej-rf-62471/

Общие положения статуса судьи в РФ

См. также Заключения Комиссии Совета судей РФ по этике

Судейский корпус (судейское сообщество) — совокупность государственных служащих, занимающих должности судей.

Круг таких должностных лиц охватывает всех судей, начиная от председателей и членов высших судебных инстанций до судей основного звена федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также действую­щих в субъектах РФ мировых судей и судей конституционных (устав­ных) судов. С 1992 г. в судейский корпус входят также судьи, пребы­вающие в отставке.

На судей возлагается осуществление весь­ма ответственных обязанностей. Это прежде всего принятие общеобя­зательных решений, так или иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций.

От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому цивилизованному обществу.

Судьям, действующим иногда совместно с представителями народа (присяжными и арбитражными заседателя­ми), доверено осуществление судебной власти.

В силу этого они при­званы выступать не только в качестве гаранта прав и законных инте­ресов, законности и правопорядка, но и при определенных обстоятель­ствах в роли фактора, сдерживающего и балансирующего другие вет­ви государственной власти — законодательную (представительную) и исполнительную.

Статус судьи — совокупность его прав и обязанностей, его правовое положение.Речь идет не вообще о правах и обязанностях, а о тех, носителями которых конкретные судьи становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что им доверяется судебная власть, в том чис­ле:

  • осуществление конституционного контроля;
  • отправление правосу­дия;
  • проверка законности действий и решений государственных орга­нов и должностных лиц и т. д.

Судьи, как и другие граждане, разуме­ется, обладают широким кругом прав, скажем, правом что-то продать или купить, вступить в брак, воспитывать детей, пользоваться отпус­ком. Они также являются субъектами многочисленных общеграждан­ских обязанностей. Но сверх этого у них есть такие права и обязанно­сти, которых нет у обычных граждан.

О правах и обязанностях судьи можно судить по ряду положений утвержденного VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года Кодексу судейской этики.

При характеристике статуса (правового положения) судей весьма важно иметь в виду, что он (статус) в принципе является единым для всех судей, независимо от того, в каком суде они работают.

Но данное положение не означает, что судьи, работающие во всех судах, постав­лены в абсолютно одинаковые условия. Различия существуют.

Как не­трудно догадаться, не может быть полного тождества в статусе судей Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, во­енного и гражданского и т. д. У них свои участки работы, а следова­тельно, свой круг полномочий.

Уже одно это позволяет говорить об отсутствии тождества, о возможности отступления от общего требо­вания о единстве статуса всех судей. Однако такое отступление до­пускается только в случае, если оно санкционируется законом, а не является результатом прихоти какого-то должностного лица.

Всю совокупность прав и обязанностей, определяющих статус су­дей, можно было бы сгруппировать в несколько блоков:

  1. права и обязанности, связанные с формированием судейского кор­пуса (требования, предъявляемые к кандидатам; правила отбора кан­дидатов и наделения их судейскими полномочиями);
  2. права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления своих полномочий (особые правила приостановления и прекращения полномочий, уход в отстав­ку с предоставлением ряда льгот и др.);
  3. права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/obschie-polozheniya-statusa-sudi-v-rf

2. Права и обязанности судьи. Гарантии деятельности судьи

Эффективное
осуществление судьями функций, связанных
с правосудием, невозможно без наделения
их соответствующим комплексом прав и
возложения обязанностей.

Права судьи изложены
в ст. 89 Кодекса Республики Беларусь о
судоустройстве и статусе судей в
следующем виде. Судья
имеет право
:

  • требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;
  • запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан.
  • требовать созыва Конституционного Суда Республики Беларусь, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда Республики Беларусь.

Судьи при
осуществлении правосудия обязаны
(ст.

89 Кодекса Республики Беларусь о
судоустройстве и статусе судей)
неукоснительно соблюдать Конституцию
Республики Беларусь, законы и иные
законодательные акты, обеспечивать
защиту прав и свобод граждан, охраняемых
законодательством интересов государства
и организаций, индивидуальных
предпринимателей, высокую культуру
судебной деятельности, быть справедливыми
и беспристрастными. Судья также обязан
строго соблюдать положения Кодекса
чести судьи Республики Беларусь.

Читайте также:  Наркотики в ваших руках – это оружие, направленное против вас

Реализация названых
прав и выполнение обязанностей
обеспечивается определенными гарантиями.
Гарантии деятельности судьи, прежде
всего, связаны с необходимостью
обеспечения конституционного принципа
независимости
судей.

Рассматриваемая проблема носит
международный характер. В связи с этим
на VII Конгрессе ООН по предупреждению
преступности и обращению с преступниками
1985 г. принят документ, названный Основными
принципами независимости судебных
органов.

Приоритет
(господство) права как определяющий
признак правового государства,
предполагает наличие независимой и
самостоятельной судебной власти.
Независимость судей, подчинение их
только закону являются необходимым
условием беспристрастного и объективного
разрешения судами уголовных, гражданских,
административных и иных дел.

Независимость
судей гарантируется мерами их правовой
и социальной защиты, в числе которых
ст.

85 Кодекса Республики Беларусь о
судоустройстве и статусе судей называет
установленный законодательными актами
порядок назначения (избрания, утверждения),
приостановления и прекращения полномочий
судьи; неприкосновенность судьи;
процедура рассмотрения дел и вопросов;
тайна совещания при вынесении судебных
постановлений и запрещение требовать
ее разглашения; ответственность за
неуважение к суду или вмешательство в
его деятельность; создание надлежащих
организационно-технических условий
для деятельности судов и другие.

Несменяемость
судей

проявляется, прежде всего, в том, что
судья не может быть переведен на другую
должность или в другой суд без его
личного согласия. Полномочия судьи не
могут быть приостановлены или прекращены
иначе, как в порядке и по основаниям,
установленным законом.

Недопустимость
вмешательства в деятельность судей.

Статья 85 Кодекса Республики
Беларусь о судоустройстве и статусе
судей рассматривает требование о
недопустимости вмешательства в
деятельность судьи в качестве элемента
независимости судей, при этом делая
ссылку на ответственность, установленную
законодательством, в случае нарушения
данного требования. Глава 34 УК содержит
перечень деяний, признаваемых
преступлениями против правосудия. Среди
них такие, как насилие в отношении судьи
или народного заседателя (ст. 388), угроза
в отношении судьи или народного заседателя
(ст. 389), вмешательство в разрешение
судебных дел или производство
предварительного расследования (ст.
390) и другие. Особенностью перечисленных
деяний является совершение их в отношении
судьи именно в связи с его профессиональной
деятельностью по осуществлению
правосудия.

Неприкосновенность
судей

– это существенная гарантия их
независимости.

Поскольку судья разрешает
юридические конфликты, а судебные
решения так или иначе затрагивают
интересы различных субъектов, судья
нуждается в повышенном уровне защищенности,
в дополнительных гарантиях от вторжения
в сферу профессиональной деятельности.
Судейская неприкосновенность необходима
для защиты публичных интересов,
обеспечения справедливого правосудия.

Согласно
нормам законодательства (ст. 87 Кодекса
Республики Беларусь о судоустройстве
и статусе судей), неприкосновенность
судьи распространяется на его жилище,
служебное помещение, транспорт и средства
связи, корреспонденцию, имущество и
документы, используемые им.

Это означает,
что проникновение в жилище или служебное
помещение судьи, проверка его
корреспонденции, прослушивание телефонных
разговоров, а также производство в
отношении него следственных действий,
выполняемых с санкции прокурора, могут
осуществляться не иначе, как с санкции
Генерального прокурора Республики
Беларусь или лица, исполняющего его
обязанности, или по судебному решению
и только по возбужденным уголовным
делам.

Неприкосновенность
судьи означает также особую процедуру
привлечения к ответственности. Так,
согласно ст.

4682
УПК Республики Беларусь, решение о
возбуждении уголовного дела в отношении
судьи, либо о привлечении его в качестве
подозреваемого или обвиняемого по
уголовному делу, возбужденному в
отношении других лиц либо по факту
совершенного преступления, принимается
Генеральным прокурором Республики
Беларусь или лицом, исполняющим его
обязанности, с предварительного согласия
должностного лица, назначившего судью
(государственного органа, избравшего
его), то есть с согласия Президента
Республики Беларусь, а в отношении судей
Конституционного Суда Республики
Беларусь, избранных
Советом Республики Национального
собрания Республики Беларусь
– с согласия Совета Республики.

В
законодательстве идет речь об иммунитете
только применительно к уголовной
ответственности. Последнее объясняется
характером уголовной ответственности,
которая по своей сущности более сурова,
чем, например, административная.

Необоснованное уголовное преследование
судьи может нанести ущерб высокому
престижу судебной власти.

Дополнительной
гарантией недопущения подобных ошибок
является положение, согласно которому
уголовные дела в отношении судей подсудны
только Верховному Суду Республики
Беларусь.

Развивая
положение о неприкосновенности судьи,
закон предусматривает также, что в
отношении судьи не допускаются применение
таких принудительных мер, как задержание,
привод, личный обыск.

Судья не может
быть привлечен к какой-либо ответственности
за высказанное им при осуществлении
правосудия суждение и принятое решение,
если вступившим в законную силу приговором
суда не будет установлена его виновность
в преступном злоупотреблении.

Судья,
задержанный по подозрению в совершении
преступления, доставленный в орган
внутренних дел или иной государственный
орган, должен быть освобожден немедленно
после выяснения его личности, кроме
случаев задержания его непосредственно
при совершении преступления.

На обеспечение
неприкосновенности судей направлено
также принятие 13 декабря 1999 г. Закона
Республики Беларусь «О государственной
защите судей, должностных лиц
правоохранительных и контролирующих
органов»77,
предусматривающего комплекс мер
безопасности, применяемых в необходимых
случаях в отношении судьи и его близких.

Материальное и социальное обеспечение
судей
. Независимость и самостоятельность
судебной власти, подчинение судей только
закону и другие конституционные положения
и гарантии, не подкрепленные соответствующим
материально-финансовым обеспечением,
достойным высокого уровня звания судьи,
превращаются в декларацию.

В
Кодексе республики Беларусь о
судоустройстве и статусе судей, на наш
взгляд, данному вопросу уделяется
недостаточно внимания, поскольку
предусмотренные обязательное социальное
страхование судей, право на внеочередную
установку квартирного телефона, а также
освобождение от воинской службы не
обеспечивают в надлежащей мере
независимость судьи.

Источник: https://studfile.net/preview/5622073/page:18/

Районный суд – основное звено системы судов общей юрисдикции

В системе федеральных судов общей юрисдикции районный суд является основным звеном.

Это обусловлено прежде всего его широкой компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется.

Он в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Принципы его организации определены Конституцией РФ, Законами «О судоустройстве», «О статусе судей» и другими21 .

Районный суд действует в каждом районе или городе, не имеющем районного деления. Районные суды создаются и упраздняются федеральным законом по представлению Верховного Суда РФ, основанному на предложении Судебного департамента.

Полномочия районного суда. Районный суд в настоящее время, будучи судом первой инстанции, рассматривает и разрешает уголовные, гражданские и административные дела по существу тех вопросов, которые в этих делах затронуты.

В качестве суда апелляционной инстанции районный суд наделен правом пересматривать приговоры (решения) и постановления мирового судьи по уголовным и гражданским делам, не вступившие в законную силу.

Ему подсудны почти все уголовные дела, кроме дел, отнесенных законом к ведению мировых судей, вышестоящих и военных судов; все гражданские дела, подведомственные судебным органам; дела об административных правонарушениях.

В районном суде дела рассматриваются судьей единолично.

Организуя исполнение приговоров по уголовным делам, районный суд решает ряд вопросов, связанных с реализацией наказания. В этой связи он рассматривает вопросы об условно-досрочном освобождении от наказания, замене наказания более мягким и т.д.

В связи с изменением уголовно-процессуального законодательства у судьи появилось полномочие, связанное с выдачей разрешения органам расследования на производство ряда процессуальных и следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и продлении срока содержания под стражей; о помещении подозреваемого (обвиняемого) в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; о производстве обыска и выемки в жилище; о наложении ареста на корреспонденцию, ее осмотр и выемку; о контроле и записи телефонных переговоров и иных переговоров и ряда других процессуальных действий (ч. 1 ст. 29 УПК РФ).

Районный суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, которые затрагивают права и интересы участников процесса (ст.ст. 29, 125 УПК РФ).

Возложен на районные суды и контроль за законностью и обоснованностью действий органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью. В соответствии с ч. 2 ст.

8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» «проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения».

Основные права и обязанности судьи районного суда. Для выполнения своих задач по осуществлению правосудия и других функций судья обладает властными полномочиями, которые определяются в законодательном порядке.

  • Судья имеет право:
  • – требовать от должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей;
  • – вносить представления в различные инстанции об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
  • – запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров.
  • В то же время судьи несут определенные обязанности:
  • – при рассмотрении судебных дел точно исполнять требования законов;
  • – обеспечивать охрану прав и свобод граждан, их чести и достоинства, интересов общества, высокую культуру судебной деятельности;
  • – быть справедливыми и гуманными.

Состав районного суда. В состав районного суда входят все судьи данного суда. В соответствии с законом все судьи обладают единым статусом. Но это не исключает возможности и необходимости возложения на одного из них (если судей несколько) обязанностей по организации работы районного суда.

Такие обязанности возлагаются на председателя районного суда, который, как и другие судьи, председательствует в судебных заседаниях, а также назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях; ведет личный прием граждан и организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в различные инстанции и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; руководит работой аппарата суда; организует работу по повышению квалификации работников суда; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством (ст. 26 Закона «О судоустройстве»).

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя районного суда исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя председателя или одного из судей этого суда.

Организация работы районного суда. В зависимости от количества поступающих в районный суд дел, числа судей, их квалификации обязанности могут распределяться с учетом таких принципов, как:

– территориальный, когда определенный судья рассматривает все дела, возникшие на определенной территории;

– функциональный, когда один судья рассматривает гражданские, другой – уголовные, третий – административные дела и т.д.;

– территориально-функциональный, когда каждый судья рассматривает гражданские или уголовные либо административные дела, возникающие на определенной территории;

– персональный, когда каждый судья рассматривает гражданские дела по заявлениям или жалобам, поступившим во время личного приема населения и представителей организаций, а уголовные и административные дела – по поручению председателя суда.

Читайте также:  Освобождение пенсионеров от налогов: перечень налоговых привелегий, условия снижения суммы

Организационная сторона деятельности районного суда не ограничивается работой судей по рассмотрению поступающих в суд дел. Существенное влияние на отправление правосудия в районном суде оказывает аппарат, который включает администратора суда, судебных приставов, секретарей канцелярии, секретарей судебных заседаний, делопроизводителей, вспомогательный технический персонал.

В канцелярии суда ведутся книги учета поступающих в суд дел и заявлений, подлежащих рассмотрению в суде, организуется статистический учет рассмотренных дел, их хранение. Работники канцелярии учитывают и хранят вещественные доказательства, составляют описи законченных дел и сдают их в архив.

Основная обязанность секретарей судебного заседания – вести протокол по рассматриваемым делам во время судебного разбирательства. Кроме того, они обеспечивают вызов участников процесса.

  1. Администратор районного суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения. Администратор районного суда:
  2. – принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;
  3. – взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;
  4. – принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда;
  5. – осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Источник: https://3ys.ru/sudebnaya-vlast-v-rossijskoj-federatsii/rajonnyj-sud-osnovnoe-zveno-sistemy-sudov-obshchej-yurisdiktsii.html

Конституционно-правовой статус судей в РФ: содержание, правовое регулирование, принципы

Судьи являются носителями судебной власти, их, правовое положение определяет конституционно-правовой статус судей, который включает в себя следующие положения:

  • наделение судей полномочиями;
  • символы судебной власти;
  • принципы статуса судей;
  • компетенции;
  • гарантии;
  • ответственность.

Суд является органом, осуществляющим правосудие. Состав суда может быть коллегиальным, либо правосудие осуществляет судья единолично. Граждане РФ принимают участие в осуществлении правосудия в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей.

Об этом говорит ФЗ «О судебной системе Российской Федерации». Сегодня работают две последние формы участия граждан в судебных заседаниях, это является их гражданской обязанностью. Федеральный бюджет предусматривает вознаграждение за данную деятельность.

В присяжные граждане отбираются на основании положений закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Арбитражные заседатели участвуют в судах на основе другого документа, ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».

Судья и его полномочия

Определение 1

Судьями являются лица, наделенные полномочиями осуществления правосудия в соответствии с законом и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Правовой статус судьи обеспечивает действительную защиту прав и свобод правосудием каждому человеку. Все судьи в РФ имеют единый статус, но разные полномочия и компетенции. Судьи имеют квалификационные классы, которые зависят от должности, стажа и пр.

Судья должен обладать высокопрофессиональными навыками, знаниями, опытом, а также для работы в этой должности важны личностные качества морального и этического плана.

Разумеется, судьи могут в полной мере реализовывать свои гражданские права, но без умаления достоинства и авторитета судьи и судебной власти.

Судей Конституционного и Верховного Суда РФ назначает Совет Федерации, Президент РФ назначает судей других федеральных судов соблюдением законодательства.

Замечание 1

Если судья в первый раз назначен на должность, он приносит присягу, что является юридическим фактом, вследствие которого возникают права и обязанности судьи.

Закон «О статусе судей Российской Федерации» говорит о том, что судья приступает к исполнению своих обязанностей с момента принесения им присяги, а если судья назначен на должность не в первый раз, то с момента его назначения. Одновременно с этим судья вступает в судейское сообщество. Содержание присяги несколько разное у конституционного суда, федеральных судов, судов субъектов, но строго подчинено закону.

Определение 2

Символами судебной власти являются государственный флаг РФ, государственный герб РФ, судебная мантия, удостоверение судьи.

На зданиях судов должен быть установлен государственный флаг РФ, который характеризует власть государства. В зале суда также должны быть размещены флаг и герб. При осуществлении правосудия судьи должны заседать в мантиях.

Принципы статуса судей

Судья прежде всего независим, значит принцип независимости является одним из основных. Для судей создаются условия, при которых они осуществляют судебную деятельность, опираясь на Конституцию и ФКЗ. Независимость судьи обеспечивается факторами объективного и субъективного характера.

Объективными факторами являются:

  • строгий регламент процедуры осуществления правосудия;
  • запрет на вмешательство в осуществление правосудия;
  • существование порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • наличие права судьи на отставку;
  • эффективная работа органов судейского сообщества.

Субъективными факторами являются:

  • гарантии безопасности;
  • достойное материальное обеспечение;
  • особая защитные государственные меры судьи и членов его семьи, имущества.

Принцип независимости обеспечен правовыми гарантиями. Это федеральные законы, другие НПА, касающиеся гос. защиты, социальных гарантий, дополнительных гарантий и мер.

В РФ не могут быть изданы законы, ставящие под сомнение или умаляющие самостоятельность и независимость суда и судьи.

Принцип независимости делает работу судей беспристрастной, объективной, направленной на достижение истины. Вмешательство в деятельность судей или попытка воздействовать на них влечет за собой административное и уголовное наказание.

КоАП предусматривает административную ответственность за то, что не исполнено судебное распоряжение о пресечении действий, которые нарушают правила, установленные в суде, о воспрепятствовании явки в суд присяжного заседателя и пр., об этом говорится в главе 17.

В УК существуют нормы, предусматривающие уголовную ответственность за неуважение к суду, клевету в отношении судьи (ст. 297-298 УК РФ).

Замечание 2

В суде принято вести себя, придерживаясь определенных правил, несоблюдение этих правил поведения является проявлением неуважения к суду.

В качестве примера можно привести несколько установленных правил поведения в суде:

  • при входе судьи в зал суда или выходе из него все присутствующие встают, демонстрируя уважение к судебной власти;
  • обратиться к составу суда можно только с разрешения председательствующего, при обращении следует вставать;
  • если дело рассматривается одним судьей, к нему следует обращаться «Ваша честь», если суд рассматривает дело коллегиально, то «Уважаемый суд».

Нарушители могут быть удалены из зала суда или оштрафованы.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в соответствии с законодательством, об этом говорит принцип несменяемости судьи. Без согласия самого судьи он не может быть переведен на другую должность или в другой суд.

Принцип исключает подчиненное положение судей, невозможность его замены или смещения. Порядок прекращения полномочий судьи четко определен в законодательстве. Однако принцип несменяемости судей не является абсолютным.

В 2005 году Конституционный суд РФ в определениях подчеркивал, что несменяемость судьи не тождественна бессрочности пребывания в должности судьи.

Принцип неприкосновенности заключается в том, что предъявленные государством высокие требования к судье должны быть дополнительно обеспечены гарантиями надлежащего осуществления им своей деятельности.

Замечание 3

Положение Конституции о неприкосновенности судьи – одна из гарантий его профессиональной деятельности. Это положение распространяется на присяжных и арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия.

Неприкосновенными являются: личность судьи, жилые и служебные помещения, транспортные средства, документы, багаж и пр. Соблюдается тайна переписки, телефонных переговоров.

Привлечение судьи к ответственности

После прекращения своих полномочий судья не привлекается к ответственности за свои решения, принятые при осуществлении правосудия.

Если приговором суда установлена вина судьи в случаях злоупотребления судебной властью или вынесения заведомо несправедливого решения, тогда судья может быть привлечен к ответственности. К уголовной ответственности судья может быть привлечен только в соответствии с федеральным законом.

Уголовное дело возбуждается в специальном порядке. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи принимает председатель следственного комитета РФ.

Если необходимость принятия такого решения существует председатель СКР обращается с представлением о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи в Конституционный Суд РФ, в Высшую квалификационную коллегию судей РФ, в квалификационную коллегию судей субъекта в зависимости от того, какую должность занимает судья.

Замечание 4

Вышеперечисленные органы в течение 10 дней должны принять решение с мотивировкой по вопросу о даче согласия.

Если судья привлекается к административной ответственности, порядок принятия решения по этому вопросу тоже установлен. Решение принимается по представлению Генерального прокурора РФ в судебную коллегию Верховного суда РФ, в судебную коллегию субъекта. Решение коллегией принимается также в течение 10 дней.

Решение об избрании в отношении судьи меры пресечения заключение под стражу принимается в соответствии с ходатайством председателя СК России. Председатель СК ходатайствует в судебную коллегию Верховного Суда РФ или субъекта. Решение Конституционного суда и других инстанций о даче согласия на избрание меры пресечения должно быть принято в течение 5 дней после поступления представления.

Если в отношении судьи осуществляются оперативно-розыскные действия или действия следственного характера, которые ограничивают гражданские права судьи, нарушают его неприкосновенность, должно быть решение судебной коллегии Верховного Суда РФ или субъектов.

После того, как уголовное дело возбуждено, оперативно-розыскные и следственные мероприятия в отношении судьи производятся в порядке, который установлен УПК и ФЗ об оперативно-розыскной деятельности.

Дисциплинарная ответственность судей в российском законодательстве не рассматривалась. Однако международно-правовые акты предусматривают такую ответственность в случаях, связанных с халатностью, поведением, не соответствующим занимаемой должности. Институт дисциплинарной ответственности стал развиваться и в современной России.

Проступок дисциплинарного характера определен как нарушение норм Закона о статусе судей и положений Кодекса судейской этики.

Вывод 1

Судья имеет своей обязанностью строго соблюдать Конституцию РФ и законы. При исполнении своих обязанностей и вне работы избегать всего, что умаляет авторитет судебной власти, судьи.

Ничто не должно вызывать сомнения в объективности, беспристрастности, и справедливости судьи. Судья должен быть высокопрофессиональным и обладать особыми морально-этическими качествами.

Поэтому свои гражданские права судья должен реализовывать таким образом, чтобы не умалять чести и достоинства судебной власти.

Кодекс судейской этики говорит о том, что судья должен руководствоваться нормами и законами РФ, а также общепринятыми нормами морали и нравственности и неукоснительно следовать присяге судьи. Дисциплинарным наказанием может быть предупреждение или досрочное прекращение полномочий судьи, так как это не просто нарушение профессиональных норм, но и общепринятых.

Пленум Верховного Суда РФ отмечает, что к судьям предъявлены особые требования, которые соответствуют их высокому статусу носителей государственной власти. Честное и добросовестное исполнение своих обязанностей, независимость судей дает гарантии эффективного восстановления прав, утверждая в обществе уверенность в справедливости суда и неотвратимости наказания.

Конституционный Суд РФ посчитал, что наложение на судью дисциплинарного взыскания не противоречит Конституции, поскольку данная мера применяется за совершение такого проступка, который порочит честь и достоинство судьи или вовсе несовместим со статусом судьи.

Также Конституционный суд отметил, что судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за судебную ошибку без грубых нарушений при применении норм права.

Правовой статус судьи – это элемент конституционно-правового регулирования, а судебная власть и судья – элементы публично-правовой системы. Учреждение суда – это властный институт, где осуществляется правосудие. Государство обязано обеспечить организацию и деятельность судебных органов и их эффективное функционирование.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/konstitutsionno-pravovoj-status-sudej-v-rf/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector