Основные права гражданского служащего: должностной регламент

Основные права гражданского служащего: должностной регламент

Гражданским служащим является гражданин РФ, который, в соответствии с федеральным законодательством, принял обязательства по прохождению госслужбы. К данному субъекту предъявляются особые требования. Они закреплены в 79-ФЗ, а также в должностном регламенте. Далее рассмотрим основные права и обязанности гражданских служащих.

Основные права гражданского служащего: должностной регламент

Статус субъектов

Все вопросы, касающиеся деятельности государственных гражданских служащих, основные права и обязанности этих лиц регламентируются специальными нормами. Социально-правовой статус рассматриваемых субъектов возникает на основаниях, закрепленных в законодательстве. Основные права государственный гражданский служащий приобретает при поступлении на службу.

Конкретная должность лица является определяющей для его социально-правового статуса.

По сути, статус госслужащего можно рассматривать как комплекс установленных и гарантированных государством мер возможного и должного поведения сотрудника, участвующего в государственно-служебных отношениях.

При их изменении, соответственно, изменяется и социально-правовое положение работника. К примеру, это может быть понижение, повышение, выход на пенсию, увольнение и пр.

Особенности статусных норм

Как правило, они устанавливаются не персонально для отдельных служащих, а для должностей, которые они замещают. Следовательно, статусные нормы можно назвать производными от функций и задач, реализуемых конкретным государственным органом, в штате которого находится работник.

Указанные нормы разделяют на две группы: специальные и общие. Первые, в свою очередь, также подразделяются на основные и дополнительные.

К общим нормам относят положения, распространяющие действие на всех служащих вне зависимости от ветви, вида, категории, группы должностей.

В число особенных включены нормы, устанавливаемые в зависимости от указанных категорий.

Общие статусные нормы основываются на типовых квалификационных характеристиках, а специальные – с учетом особенностей межструктурных и внутриструктурных взаимодействий.

Основные права гражданского служащего: должностной регламент

Основные права гражданского служащего

Они закреплены в 14 статье 79-ФЗ. В соответствии с нормой, к основным правам гражданского служащего относятся права на:

  • обеспечение организационно-технических условий, которые необходимы для исполнения лицом его обязанностей;
  • ознакомление с документацией, устанавливающей обязанности и права по замещаемой должности, критерии оценки эффективности работы служащего, а также условия повышения по службе;
  • оплату труда;
  • отдых;
  • получение в установленном законодательством порядке материалов и информации, необходимых для надлежащего исполнения сотрудником его обязанностей;
  • посещение предприятий, организаций, учреждений любой формы собственности, если это необходимо в связи с исполнением служебного задания;
  • принятие решений в соответствии со своей компетенцией;
  • участие по собственной инициативе в конкурсе на замещение свободной должности госслужбы;
  • ознакомление со своим личным делом, отзывами о его деятельности, прочими документами до включения их в личное дело, а также на приобщение к материалам личных объяснений;
  • переквалификацию (переподготовку), повышение квалификации на средства соответствующего бюджета;
  • пенсионное обеспечение;
  • проведение служебного расследования по инициативе служащего для опровержения информации, порочащей его достоинство и честь;
  • вступление в профсоюз для защиты своих профессиональных, социальных интересов и прав;
  • внесение предложений по повышению эффективности службы в любую уполномоченную инстанцию;
  • доступ к сведениям, отнесенным к гостайне, если выполнение должностных обязанностей предполагает использование такой информации;
  • защиту персональных данных, имущества, своих жизни и здоровья, а также здоровья и жизни близких родственников. Основные права гражданского служащего: должностной регламент

Специальные права

Они также важны для надлежащего исполнения обязанностей, как и указанные выше основные права гражданского служащего. Специальные права определяются с учетом специфики должности, которую занимает субъект. Они дополняют основные юридические возможности, повышая эффективность деятельности конкретного сотрудника. К особенным правам можно отнести права на:

  • принятие вторичных правовых актов;
  • распоряжение имуществом;
  • применения дисциплинарных взысканий к подчиненным;
  • визирования документов в соответствии с полномочиями и пр.

Кроме этого, в зависимости от конкретных задач, поставленных перед сотрудником, он может наделяться правом осуществлять технический контроль исполнения поручений другими служащими, соответствия помещений требованиям безопасности и т. д.

Основные права гражданского служащего: должностной регламент

Обязанности госслужащего

При реализации специальных и основных прав гражданский служащий должен соблюдать законодательство и требования должностного регламента. В статье 15 79-ФЗ закреплены обязанности сотрудников, в числе которых:

  1. Соблюдение Конституции, федерального законодательства и иных нормативных актов, издаваемых в РФ, а также обеспечение их исполнения.
  2. Выполнение возложенных задач в соответствии с требованиями должностного регламента.
  3. Соблюдение прав организаций и граждан при исполнении служебных обязанностей.
  4. Выполнение поручений начальников, данных в пределах их компетенции, установленной законодательством.
  5. Соблюдение служебного распорядка.
  6. Поддержание квалификации на уровне, необходимом для надлежащего исполнения своих обязанностей.
  7. Сохранение конфиденциальности данных, отнесенных к гостайне, а также сведений, затрагивающих достоинство, честь, а также частную жизнь других лиц, если они стали известны при выполнении служебного долга.

Основные права гражданского служащего: должностной регламент

Дополнительные обязанности

Кроме указанного выше, госслужащий должен предоставлять информацию о себе, своих близких родственниках, сведения о доходах в порядке, установленном законодательством, сообщать о выходе из гражданства РФ, уведомлять работодателя о наличии заинтересованности при выполнении обязанностей, способной вызвать конфликт интересов, а также предпринимать меры по предотвращению этого конфликта.

Источник: https://autogear.ru/market/article.php?post=/article/406825/osnovnyie-prava-grajdanskogo-slujaschego-doljnostnoy-reglament

Изменения в должностной регламент государственных гражданских служащих — Секреты права

Основные права гражданского служащего: должностной регламент

Федерального закона исполняет должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, который согласно ст. 24 является существенным условием служебного контракта. Должностной регламент отражает требования к профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

  • Должностной регламент является основным нормативным документом, определяющим содержание и результаты деятельности гражданского служащего при замещении им конкретной должности, учрежденной в соответствующем государственном органе.
  • Должностной регламент утверждается одновременно со служебным контрактом представителем нанимателя, а не руководителем структурного подразделения, как это имеет место в правоприменительной практике, подписывается гражданским служащим в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле гражданского служащего как приложение к служебному контракту.
  • Внимание

Реализация этого требования сопряжена с известными трудностями по одной простой причине; 3) эффективное применение документов, устанавливающих функции управления, профессиональные обязанности, служебные права и ответственность звеньев управления и должностных лиц, возможно при исполнении еще одного немаловажного требования — отработанности процедур подготовки проектов нормативно-правовых актов и надлежащего утверждения этих актов. Закон №79-ФЗ так определяет значение и содержание должностного регламента — документа (ст.

47): Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

Должностной регламент — основной нормативный документ государственного служащего

В должностной регламент следует также включать перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие решения в соответствии с замещаемой должностью и со своей компетенцией, а также перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений. При этом должны быть сформулированы задачи, функции, права и ответственность гражданского служащего при принятии соответствующих решений, его участии в подготовке нормативных правовых актов различного уровня. При этом следует учитывать, что подготовка проектов документов осуществляется в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов по этому вопросу.

Как составить должностной регламент госслужащего

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ. Подробности в материалах Системы Кадры: Популярные вопросы Ответ: Для чего нужно составлять должностной регламент гражданского служащего Должностной регламент составляется по каждой штатной должности государственной гражданской службы. (ч. 1 ст.

Статья 47. должностной регламент 

Перечисленные позиции представляют собой набор обязательных разделов должностного регламента.

При условии подробного и точного составления этих разделов содержащиеся в них нормы будут наиболее полно отражать порядок организации и содержание управленческой деятельности сотрудников государственной гражданской службы, конкретно определять, каким образом то или иное должностное лицо обязано и может действовать, что является основанием для оценки деятельности гражданского служащего, в том числе для привлечения к ответственности либо для поощрения. В соответствии с действующим законодательством типовые (примерные) должностные регламенты утверждаются соответствующими органами по управлению государственной службой, а до образования таковых данную функцию временно выполняют существующие органы государственной власти федерального уровня, а также на уровне субъектов.

Как изменить должностные регламенты госслужащих?

На практике определить лицо, чья служебная деятельность урегулирована должностным регламентом, возможно лишь по наличию подписи об ознакомлении. В некоторых случаях с одним должностным регламентом ознакомляются несколько гражданских служащих.

Должностные регламенты должны содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессионального уровня, совершенствованию разделения труда между руководителями и специалистами при выполнении ими задач, определенных положением об органе, структурном подразделении, а также использоваться при оценке результатов служебной деятельности гражданского служащего с учетом задач и функций, а также показателей эффективности и результативности деятельности государственных органов и их подразделений.

8.1. должностной регламент государственного служащего

В этой связи внести в должностной регламент изменения, предусматривающие включение иных должностных обязанностей, по нашему мнению, возможно только в случае проведения в государственном органе организационно-штатных мероприятий, предполагающих сокращение должности гражданской службы, либо по соглашению сторон. Если же изменения не касаются должностных обязанностей, то согласно ст. 29 Федерального закона № 79-ФЗ об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

Читайте также:  Справка о неучастии в приватизации, где взять справку о неучастии в приватизации

В ней уже есть все необходимые разделы и понадобится только дополнить недостающие сведения.

Если такого образца нет, то можно воспользоваться предложенной нами примерной типовой формой должностного регламента начальника отдела и на ее основе разработать собственный бланк самостоятельно.

Единого для всех структур государственной службы стандарта нет, каждый орган разрабатывает и утверждает форму самостоятельно Должностной регламент начальника отдела по вопросам культуры, типовая форма Скачать Разработанный проект необходимо согласовать.

Важно

Как правило, должностные регламенты гражданских служащих утверждаются непосредственным руководителем служащего, кадровой, юридической и финансовой службами. Замечания, изменения, даты согласования и подписи отражаются в листе согласования.

Составление и наличие типовых должностных регламентов применительно к группам должностей гражданской службы (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности) не исключает разработки конкретных регламентов по имеющимся в наличии должностям на основе и с учетом типовых разработок. Конкретные должностные регламенты разрабатываются, таким образом, применительно к действующим должностям гражданской службы для непосредственного определения содержания деятельности, обязанностей, прав, ответственности и других положений, о которых упоминалось выше.

Утверждаются конкретные должностные регламенты представителем нанимателя.

Особенно это проявилось при разработке должностных регламентов гражданских служащих. Законодательно переход на должностные регламенты осуществлен с 01.02.2005. Однако зачастую имеющиеся разработки практически мало отличаются от действовавших ранее должностных инструкций. Словарь кадрового делопроизводства.

В числе форм права, дополняющих закон в тесном смысле наряду с административными распоряжениями и судебной практикой, имеет чрезвычайно важное значение право статутарное, или автономическое, то есть нормы, издаваемые самоуправляющимися общественными союзами и учреждениями.

Статуты играют роль самостоятельных источников права вследствие невозможности для центральной законодательной власти объять своими определениями все разнообразие жизненных отношений.

Однако, поскольку порядок внесения изменений в законе не прописан, государственный орган вправе самостоятельно решить, как их вносить. Например, внести изменения в должностной регламент можно путем составления дополнительного соглашения к существующему должностному регламенту.

Основанием для внесения изменений в должностной регламент может быть приказ руководителя государственного органа. Дополнительное соглашение целесообразно составить, например, в случаях:

  • изменения должностных прав и обязанностей гражданского служащего, в том числе возложения дополнительных обязанностей;
  • изменения наименования государственного органа, структурного подразделения (отдела);
  • изменения действующего законодательства.

При этом гражданского служащего необходимо письменно уведомить о вносимых изменениях.

Источник: http://prodhelp.ru/gde-hranyatsya-dolzhnostnye-reglamenty-gossluzhashhih/

Является ли должностной регламент обязательным документом на государственной гражданской службе

Основные права гражданского служащего: должностной регламент

Особенно это проявилось при разработке должностных регламентов гражданских служащих. Законодательно переход на должностные регламенты осуществлен с 01.02.2005. Однако зачастую имеющиеся разработки практически мало отличаются от действовавших ранее должностных инструкций. Словарь кадрового делопроизводства.

В числе форм права, дополняющих закон в тесном смысле наряду с административными распоряжениями и судебной практикой, имеет чрезвычайно важное значение право статутарное, или автономическое, то есть нормы, издаваемые самоуправляющимися общественными союзами и учреждениями.

Статуты играют роль самостоятельных источников права вследствие невозможности для центральной законодательной власти объять своими определениями все разнообразие жизненных отношений.

Первый опыт широкого внедрения должностных регламентов показывает, что основными их недостатками являются: неполное определение обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих, а также их взаимосвязей, что ведет к их несбалансированности и несогласованности; недостаточно четкое отражение государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям; как правило, слишком общее отражение квалификационных требований к уровню и характеру знаний, умений и навыков; неотработанность показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Эти и некоторые другие встречающиеся недостатки указывают на формальный подход к столь ответственному делу, каким является разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную служебную деятельность гражданских служащих.

Является ли должностной регламент обязательным документом на госслужбе?

  1. Внимание
  2. В значительной части должностных регламентов отсутствуют даты их утверждения и ознакомления с ними гражданских служащих.

  3. В большинстве случаев утверждение должностных регламентов осуществляется по истечении определенного времени после заключения служебного контракта, иногда до нескольких месяцев, несмотря на то, что должностной регламент является существенным условием служебного контракта.

  4. В ряде случаев ознакомление служащего с должностным регламентом может происходить как после утверждения должностного регламента, так и до этого момента.

Между тем согласно ч. 6 ст. 24 от гражданского служащего запрещается требовать исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом. 2.

An error occurred

Что это — должностной регламент? В данной статье мы постараемся ответить именно на этот вопрос. А также ознакомимся с особенностями его трактовки, общими положениями, требованиями к составлению и т. д. Введение Должностной регламент – это нормативный документ, создание которого нацелено на оптимизацию и улучшение эффективности работы всех подразделений управленческого аппарата.

Важная и ценная бумага, обуславливающая четкое определение, балансировку и согласование всех фрагментов цепи главной системы. Общие данные Должностной регламент требует ряд квалификационных требований и применяется в системе управления муниципальными и государственными структурами. Это документ, обладающий локальными и правотворческими полномочиями.

Составление актов, условия которых должны соблюдаться, обязаны соответствовать законодательству РФ, которое действует в конкретный момент времени.

Должностной регламент государственной службы

РФ, в соответствии с которой важность и содержательность рассматриваемого документа можно повысить и оценить при помощи наличия выполнения некоторых условий.

Деятельность профессионального типа, для гражданского ряда лиц, может осуществляться лишь при полном соответствии с конкретным документом. Все указания и нормы должны утверждаться представителем организации-нанимателя.

Должностной регламент обязан включать в себя ряд квалификационных требований, которым должен соответствовать уровень и характеристика знаний и умений нанимающегося гражданского лица.

Важно

Необходимо указывать набор прав, обязанностей, а также возможную ответственность за отсутствие исполнения тех или иных полномочий. Подобная информация должна сопоставляться с административной формой регламента для государственных служащих. Обязательно необходимо составить перечень явлений, ввиду которых могут возникнуть вопросы.

Источник: https://detalsystem.online/izmenenija-v-dolzhnostnoj-reglament-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhashhih.html

Прохождение гражданской службы: Должностной регламент государственного гражданского служащего

Частью 1 статьи 47 «Должностной регламент» Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено:

  • что прохождение гражданской службы государственного гражданского служащего
  • осуществляется в соответствии с должностным регламентом,
  • утверждаемым представителем нанимателя и
  • являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

Должностной регламент государственного гражданского служащего:

  • совместно с правами и обязанностями гражданского служащего,
  • являются существенными условиями служебного контракта государственного гражданского служащего.

пункт 3 части 3 статьи 24 «Содержание и форма служебного контракта» Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Должностной регламент государственного гражданского служащего является:

  • основным нормативным документом, определяющим содержание и результаты деятельности государственного гражданского служащего
  • при замещении им конкретной должности, учрежденной в соответствующем государственном органе.

Должностной регламент государственного гражданского служащего утверждается:

  • одновременно со служебным контрактом представителем нанимателя, а не руководителем структурного подразделения, как это имеет место в правоприменительной практике,
  • подписывается гражданским служащим в 2-х экземплярах, один из которых хранится в личном деле государственного гражданского служащего
  • как приложение к служебному контракту.

Должностные регламенты государственных гражданских служащих призваны:

  • обеспечить разделение служебных обязанностей государственных гражданских служащих в конкретном государственном органе,
  • содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров,
  • повышению их профессиональной квалификации,
  • совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами при выполнении ими задач, определенных положением о государственном органе, структурном подразделении.

Положения должностного регламента учитываются:

  • при прохождении государственным гражданским служащим государственной гражданской службы;
  • проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы,
  • аттестации, квалификационного экзамена,
  • планирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Результаты исполнения государственным гражданским служащим должностного регламента учитываются:

  • при проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы,
  • включении государственного гражданского служащего в кадровый резерв,
  • оценке его профессиональной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Содержание должностного регламента государственного гражданского служащего

Частью 2 статьи 47 «Должностной регламент» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливаются требования к содержанию должностного регламента государственного гражданского служащего.

В частности, в должностной регламент государственного гражданского служащего включаются:

  • квалификационные требования для замещения должности государственной гражданской службы;

К квалификационным требованиям относятся уровень образования, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы по специальности, направление подготовки.

Квалификационные требования к образованию по различным категориям должностей государственной гражданской службы установлены статьей 12 «Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу/опыту работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 г.

№ 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих», для гражданских служащих субъекта РФ — законом субъекта РФ, регулирующим вопросы прохождения государственной гражданской службы субъекта РФ.

  • должностные обязанности, права и ответственность государственного гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности государственной гражданской службы;

В данном разделе должностного регламента конкретизируются должностные обязанности государственного гражданского служащего применительно к конкретной должности государственной гражданской службы.

Нормы должностного регламента, касающиеся прав государственного гражданского служащего, могут дублировать положения статьи 14 «Основные права гражданского служащего» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также включать дополнительные права государственного гражданского служащего по усмотрению государственного органа.

  • перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
Читайте также:  Как получить квартиру от государства бесплатно: категории нуждающихся, пакет документов, причины отказа

Данная норма применяется, в первую очередь, к должностям государственной гражданской службы категории РУКОВОДИТЕЛИ.

  • перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и/или проектов управленческих и иных решений;

Указанный перечень включается в случае, если данная должность государственной гражданской службы предусматривает участие государственного гражданского служащего, ее занимающего, при подготовке проектов нормативных правовых актов и/или проектов управленческих и иных решений.

  • сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

Установление сроков подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений не всегда возможно, т.к. данные сроки могут определяться текущей необходимостью.

  • порядок служебного взаимодействия государственного гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с государственными гражданскими служащими того же государственного органа, государственными гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

Например, государственному гражданскому служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещает должность государственной гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

  • перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

В соответствии с возложенными на государственный орган полномочиями в его функции могут входить обязанности по оказанию государственных услуг. В этом случае в перечень прав и обязанностей государственного гражданского служащего могут входить права и обязанности по оказанию государственных услуг. Перечень этих услуг должен быть отражен в данном разделе.

  • показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.

В данном разделе устанавливаются конкретные показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего на основании определенных ему функций и должностных обязанностей.

На что влияет должностной регламент государственного гражданского служащего

Положения должностного регламента учитываются:

  • при проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы,
  • аттестации, квалификационного экзамена,
  • планировании профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.

То есть, при проведении:

  • конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы,
  • аттестации,
  • квалификационного экзамена,
  • планировании профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего

выясняется:

  • соответствует ли соискатель, государственный гражданский служащий квалификационным требованиям, установленным в должностном регламенте,
  • обладает ли он необходимыми знаниями и навыками,
  • способен ли выполнять функциональные обязанности, закрепленные должностным регламентом государственного гражданского служащего.

Часть 3 статьи 47 «Должностной регламент» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Результаты исполнения государственным гражданским служащим должностного регламента учитываются:

  • при проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы,
  • включении государственного гражданского служащего в кадровый резерв,
  • оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

В данном случае оценка деятельности государственных гражданских служащих осуществляется, в том числе, с использованием показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего, закрепленных в его должностном регламенте.

Утверждение примерных должностных регламентов государственных гражданских служащих

Обязанность по утверждению примерных должностных регламентов государственных гражданских служащих возлагается:

  • на специальный орган по управлению государственной гражданской службой.

Часть 5 статьи 47 «Должностной регламент» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

На основе этих примерных должностных регламентов:

  • должны разрабатываться должностные регламенты по каждой конкретной должности государственной гражданской службы,
  • которые утверждаются представителем нанимателя — руководителем государственного органа, лицом, замещающим государственную должность, либо лицом, осуществляющим полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ.

На сегодняшний день федеральный орган управления государственной службой не создан. На уровне субъектов РФ, как правило, функции органа по управлению государственной службой исполняют:

  • структурные подразделения кадровой политики и государственной службы в системе исполнительной власти субъекта РФ (г. Москва, Тюменская. Саратовская, Ярославская, Мурманская области) либо
  • данные функции возложены на государственные органы, в которых проходят службу государственные служащие (например. Тульская, Владимирская области).

До образования соответствующего органа по управлению государственной службой:

  • задачи и функции этого органа выполняются государственными органами в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Часть 6 статьи 71 «Вступление в силу настоящего Федерального закона» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Учитывая данную законодательную норму, федеральные государственные органы самостоятельно утвердили примерные должностные регламенты, например:

Источник: https://moiprava.info/trudovoe-pravo/pravo-na-gosudarstvennuyu-sluzhbu/1305-prokhozhdenie-grazhdanskoj-sluzhby-dolzhnostnoj-reglament-gosudarstvennogo-grazhdanskogo-sluzhashchego

Можно ли изменить должностные обязанности государственного гражданского служащего на основании статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»?

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее ‒ Федеральный закон № 79-ФЗ) права и обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее ‒ гражданский служащий), а также должностной регламент являются существенными условиями служебного контракта.

  • Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя, осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского служащего.
  • Пунктом 2 части 2 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривается, что в должностной регламент включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего, которые устанавливаются в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее ‒ гражданская служба).
  • Учитывая, что в должностном регламенте закрепляются права и обязанности гражданского служащего, а также устанавливается ответственность за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, должностной регламент является приложением к служебному контракту.
  • Из понятия служебного контракта, которое определено в части 1 статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ, следует, что соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим заключается о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.
  • В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 79-ФЗ по инициативе представителя нанимателя допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей.
  • В порядке, определяемом данной статьей Федерального закона № 79-ФЗ, представителем нанимателя могут быть изменены существенные условия, связанные с прохождением гражданскими служащими гражданской службы, к числу которых относятся организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей.
  • Порядок изменения существенных условий служебного контракта, связанных с замещением должности гражданской службы, к числу которых относятся должностные обязанности, статьей 29 Федерального закона № 79-ФЗ не предусматривается.

Вместе с тем, должностные обязанности, как отмечалось выше, включены в должностной регламент, в связи чем их изменение предполагает внесение соответствующих изменений в должностной регламент.

В результате изменения должностного регламента ранее замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы становится иной должностью гражданской службы в связи с изменением функциональных обязанностей.

  1. В этой связи внести в должностной регламент изменения, предусматривающие включение иных должностных обязанностей, по нашему мнению, возможно только в случае проведения в государственном органе организационно-штатных мероприятий, предполагающих сокращение должности гражданской службы.
  2. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы, включая порядок уведомления и предложения иной должности гражданской службы, регулируются статьей 31 Федерального закона № 79-ФЗ.
  3. Из положений пункта 4 части 3 статьи 27 и части 1 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ следует, что назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, предложенную ему взамен сокращаемой должности гражданской службы, осуществляется с письменного согласия гражданского служащего в порядке перевода.
  4. О возможности перевода гражданского служащего с его письменного согласия на иную должность гражданской службы в том же государственном органе указывается также в части 1 статьи 28 Федерального закона № 79-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

В соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 данной статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Учитывая изложенное, изменение должностных обязанностей гражданского служащего, по нашему мнению, возможно в соответствии с положениями Федерального закона № 79-ФЗ, регулирующими служебные отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы.

Минтруд России в настоящее время проводит анализ практики реализации положений Федерального закона № 79-ФЗ, касающихся существенных условий служебного контракта, и готовит соответствующие изменения в данный Федеральный закон.

Источник: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/1/1/0

Права государственных гражданских служащих

Права гражданского служащего — важнейшая характеристика его правового положения (статуса). Помимо того, что все государственные служащие равны перед законом и пользуются всеми правами и свободами, которые гарантируются им Конституцией РФ как гражданам, им также предусматриваются соответствующие права для осуществления служебной деятельности.

Читайте также:  Можно ли иметь 2 трудовые книжки одновременно?

Таким образом, права государственного служащего — это обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральным законом и иными нормативными правовыми актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные органы Российской Федерации или субъекта РФ.

Служебные права государственного служащего подразделяются на две категории: 1) общие; 2) специальные. Нормами ст.

14 Закона № 79-ФЗ определены общие права для всех гражданских служащих, которые, в свою очередь, подразделяются на права, связанные с осуществлением служебной деятельности, и права, сопутствующие статусу гражданских служащих.

Права гражданского служащего, связанные с осуществлением им служебной деятельности, в общем виде представлены в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Права гражданского служащего, связанные с осуществлением служебной деятельности

Пункт ч. 1 ст. 14 Основные права гражданского служащего
1 Право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей
2 Право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста
3 Право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков
4 Право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с Законом № 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом
5 Право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа
6 Право на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений
Пункт ч. 1 ст. 14 Основные права гражданского служащего
7 Право на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации
8 Право на ознакомление с отзывами о его профессиональной деятельности и другими документами до внесения в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов
9 Право на защиту сведений о гражданском служащем
10 Право на должностной рост на конкурсной основе
И Право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном Законом о гражданской службе и другими федеральными законами
12 Право на членство в профессиональном союзе
13 Право на рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Законом о гражданской службе и другими федеральными законами
14 Право на проведение по его заявлению служебной проверки
15 Право на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения
16 Право на медицинское страхование в соответствии с Законом № 79-ФЗ и Федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации
17 Право на государственную защиту своей жизни и здоровья; жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества
18 Право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом

Под организационно-техническими условиями, необходимыми для исполнения гражданским служащим должностных обязанностей, понимаются установленные Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ) нормативами безопасных и здоровых условий труда.

К документам, определяющим права и обязанности гражданского служащего по замещаемой должности, относятся: служебный распорядок, должностной регламент, положения, уставы, правила работы с информацией и др. Гражданскому служащему не может быть поручена работа или выполнение заданий, не входящих в служебные полномочия и не предусмотренных вышеназванными документами, с которыми служащие должны быть ознакомлены.

Под условиями должностного роста понимаются показатели, характеризующие соответствующую степень профессиональной подготовки и образованности, уровень моральных качеств.

Право на отдых по сути закреплено как в Конституции РФ, так и в Законе № 79-ФЗ и не может быть нарушено. Гражданским служащим оно предоставляется в той мере, без каких-либо ограничений, как и другим гражданам.

Гражданский служащий имеет право запрашивать и получать необходимую информацию, пользоваться современными научными и организационно-техническими средствами ее хранения и обработки, а также иметь возможность применять указанные средства в процессе своей служебной деятельности.

Обязанность по обеспечению возможности реализовать это право лежит на государственном органе как на работодателе.

Гражданский служащий может быть допущен к сведениям, составляющим государственную тайну, он не может ее разглашать, но имеет право допускаться к ней, если это необходимо для осуществления должностных обязанностей.

Право на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации должно быть закреплено законодательно, иначе оно может явиться основанием для злоупотребления служебными полномочиями. Это право гражданского служащего должно реализовываться только при наличии служебной необходимости.

Согласно ст. 42 Закона № 79-ФЗ о гражданской службе личные дела гражданских служащих ведутся кадровыми службами государственных органов.

Гражданские служащие имеют право не только знакомиться со всеми материалами своих личных дел, но и делать выписки из него, снимать копии, требовать приобщения к делу своих объяснений и т.д.

При этом служащий не вправе изымать из своего личного дела какие- либо документы.

Закон № 58-ФЗ устанавливает, что персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях — к сведениям конфиденциального характера (ч. 5 ст. 14). Порядок работы с персональными данными государственных гражданских служащих и ведения их личных дел определен Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 (ред. от 1 июля 2014 г.) «Об утверждении Положения о персональных данных государственных гражданских служащих Российской Федерации и ведении его личного дела»[1].

Деятельность гражданского служащего оценивается посредством квалификационных экзаменов, аттестации, конкурса на замещение вышестоящей вакантной должности, включения в кадровый резерв на конкурсной основе или по результатам его служебной деятельности.

Гражданский служащий, чтобы реализовать свое право на должностной рост на конкурсной основе, должен постоянно развиваться, повышать уровень своих профессиональных знаний и навыков.

Государство, в свою очередь, гарантирует оплату из средств бюджета его переподготовки и повышения квалификации, а также сохранение ему денежного содержания за время переподготовки и повышения квалификации.

Гражданский служащий имеет право быть членом профсоюза, но в свою очередь профсоюзы не вправе вмешиваться в служебную деятельность государственных органов по выполнению возложенных на них задач, они не имеют права организовывать и проводить забастовки сотрудников государственных органов. Вместе с тем гражданский служащий, замещающий должность категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

Индивидуальный служебный спор — это неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров. Порядок его урегулирования конкретизирован нормами главы 16 (ст. 69, 70) Закона № 79-ФЗ. Право гражданского служащего на проведение по его заявлению служебной проверки осуществляется в целях опровержения сведений, порочащих честь и достоинство гражданских служащих.

Для разрешения споров, связанных с гражданской службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на гражданскую службу, ее прохождения, реализации своих прав на гражданской службе, а также увольнения с государственной службы, гражданский служащий имеет право защищать свои права как самостоятельно, так в судебном порядке.

Право на медицинское страхование закреплено как одна из основных государственных гарантий гражданским служащим в ст. 52 Закона № 79-ФЗ.

Гражданскому служащему гарантируется защита его и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных ст. 52 Закона № 79-ФЗ.

Право на пенсионное обеспечение является одной из основных социальных гарантий осуществления гражданским служащим своей деятельности.

В статье 52 Закона № 79-ФЗ среди других основных государственных гарантий гражданских служащих указана гарантия на государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (п. 11 ч. 1).

Кроме того, ч. 2 ст. 14 Закона № 79-ФЗ закреплено право гражданского служащего с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов (ст. 19 Закона). При этом государственный гражданский служащий обязан принимать меры по предотвращению такого конфликта (п. 12 ч. 1 ст. 15 Закона).

Специальные права государственного служащего зависят от специфики органа, в котором служит гражданский служащий, и закрепляются в Положениях о том или ином государственном органе, должностных регламентах, служебных контрактах и т.д.

Источник: https://bstudy.net/684868/ekonomika/prava_gosudarstvennyh_grazhdanskih_sluzhaschih

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector