Взыскание ущерба с виновника ДТП: оценка причиненного вреда, виды правовой защиты, судебная практика

Требовать возмещение ущерба при ДТП можно не только с владельца автотранспорта, но и с непосредственного водителя, а также со страховой компании по программе ОСАГО. Распределение оснований для ответственности напрямую зависит от характера правоотношений между указанными субъектами, а при наличии спора такие вопросы решаются в судебном порядке.

Взыскание ущерба с виновника ДТП: оценка, способы, порядок и судебная практика

Судебная практика по ДТП

Приобретение автомобиля сегодня дело вполне обыденное. Однако своему обладателю машина не только приносит удовольствие, но и заставляет порой раскошелиться. Особенно обидно, когда это происходит из-за дорожной аварии. В России число происшествий на дороге достаточно велико.

В 2018 году было зафиксировано около 168 тысяч таких инцидентов, в них погибло 18 тысяч человек, 215 тысяч получили травмы. Практика показывает, что часто участникам ДТП приходится обращаться за защитой своих прав в суд. Причины таких обращений разнообразны: от оспаривания вины в аварии до взыскания денег на возмещение вреда имуществу, здоровью и жизни.

О самых распространенных причинах таких судебных споров и о том, как отстоять свои интересы, и пойдет речь в нашей статье.

Примеры из судебной практики

Попасть в дорожную аварию, нанести вред своему и чужому авто, а то и здоровью и жизни — это только начало. «Бывалые» водители знают, что далее могут последовать еще и судебные тяжбы.

Большую практическую пользу попавшему в такую беду человеку принесут уже состоявшиеся судебные акты по схожим случаям. Рассмотрим наиболее интересные судебные дела по ДТП.

Взыскание ущерба с виновника ДТП: оценка, способы, порядок и судебная практика

Бесконтактная авария

Они действительно встречаются. Рассмотрим пример: водитель Б., выезжая со второстепенной дороги, не предоставил преимущество водителю С., который ехал по дороге главной.

Результат — автомобиль С. съехал в кювет и опрокинулся. Между тем прямого столкновения между ними не было. Тем не менее нарушитель Б. был признан виновником этой аварии. Последний решил оспорить решение суда и проиграл.

Вывод: бесконтактная авария не лишает пострадавшего права на компенсацию ущерба. Если же виновник ДТП вообще нигде не застрахован, требовать денег придется непосредственно с него.

Ежегодно регистрируются ДТП, виновником которых стала недобросовестность дорожных служб (например, на дороге образовалась глубокая яма, не укладывающаяся в нормативы). Как быть в таком случае?

В первую очередь следует задокументировать факт такой аварии. Для этой цели нужно вызвать инспектора ГИБДД, который составит акт о дефектах в состоянии дороги. Но сначала он проверит, не нарушил ли сам водитель правила движения. Если окажется именно так, то ремонт авто владельцу придется оплачивать самостоятельно.

Взыскание ущерба с виновника ДТП: оценка, способы, порядок и судебная практика

Так, однажды Ш. обратилась в ООО «…» с денежным требованием за повреждение её авто на необработанной от гололеда дороге. Суд ей отказал с такой мотивировкой: Ш. выбрала неподходящую скорость для движения по заснеженной и скользкой дороге, в результате чего и случилась авария. Вот так дорожные службы избежали ответственности.

ДТП со смертельным исходом

Смертельный исход — самое страшное последствие ДТП, виновника может ожидать уголовная ответственность после аварии. Но в каждом конкретном случае все зависит от обстоятельств происшествия.

Так, водитель Ю. ночью насмерть сбил пешехода Б. Однако, уголовное дело не возбуждалось, поскольку пешеход был пьян, а дорогу решил перейти вне пешеходного перехода.

Водитель просто не мог избежать наезда, но при этом двигался без нарушения правил. Гражданский суд впоследствии взыскал с Ю. денежные средства в качестве компенсации за моральные страдания, которые испытали родственники погибшего.

Взыскание ущерба с виновника ДТП: оценка, способы, порядок и судебная практика

Обоюдная вина

Еще один интересный случай: оба участника ДТП оказались нарушителями и одновременно спровоцировали аварию.

Как правило, судебная практика по ДТП, в котором виноваты все его участники, складывается из требований определить степень вины каждого из виновников. От этого зависит напрямую размер денежного возмещения, которое каждый из водителей получит от страховых компаний.

К. подал исковое заявление к Г. и страховой компании «..», попросив суд установить вину свою и Г. и взыскать соответствующую сумму в качестве ущерба. Разобравшись в обстоятельствах, судья решил, что вина каждого составляет 50%, поэтому обязал страховую выплатить К. ровно половину от стоимости ремонта.

Если в ДТП пострадали люди, которые были травмированы, они имеют право потребовать с виновника деньги, потраченные на лечение или восстановление, а также за причиненные страдания. Возмещение назначается по фактическим затратам, а моральную компенсацию сложно подсчитать, её размер определяется по усмотрению судьи.

Неумышленное ДТП

Под фразой «Неумышленное ДТП» скрывается неумышленное оставление места аварии автовладельцем, наказание за которое предусмотрено ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ либо, при наличии признаков уголовно наказуемого деяния — ст. 264 УК.

Любому водителю полезно знать: даже если в ДТП нет других участников, это не повод отправиться домой, нужно обязательно вызвать инспектора ГИБДД для оформления аварии.

Взыскание ущерба с виновника ДТП: оценка, способы, порядок и судебная практика

Иначе, как некому Е., который опрокинул на дороге автомобиль своей фирмы, придется лишиться прав на год. Суд подтвердил, что такое наказание вполне законно и отменять его не стал.

Авария на ЖД переезде

Как правило, последствия подобных ДТП весьма серьёзны, что показывает судебная практика по таким происшествиям. Ф. на переезде допустил столкновение с локомотивом, все участники остались живы.

Мало того, Ф. еще и попытался потребовать с РЖД и машинистов деньги на ремонт своего разбитого автомобиля. Но в иске ему отказали, так как он сам был виновен, хотя и пытался переложить вину на машинистов.

Как проходят суды по ДТП

Любого человека интересует, как проходят судебные разбирательства по делам, связанным с ДТП. Выше уже отмечалось, что тут возможны три варианта развития событий.

  1. Если речь идет об оспаривании протокола о дорожном происшествии, тяжба относится к административному судопроизводству. Рассматривая такие дела, судья выясняет обстоятельства аварии: как все произошло, кто и где в этот момент находился и т. д. Именно на основе всех установленных в заседании фактов и принимается решение о том, прав был инспектор или нет, действительно ли виновен определённый виновным водитель. Шансы восстановить справедливость, если инспектор незаконно применил к невиновному водителю наказание, конечно, есть. Но не стоит забывать, что, например, в отношении пьяных водителей суды придерживаются очень жесткой позиции. Процент успешно оспоренных протоколов по такой статье КоАП РФ ничтожно мал.
  2. Все ходатайства о денежных возмещениях рассматривают гражданские суды. Их еще называют судами общей юрисдикции. Чаще всего это иски водителей к своим страховым компаниям, которые экономят и платят недостаточную для ремонта автомобиля сумму. Какие здесь есть особенности? Поскольку требования денежные, их размер придется обосновать, причем документально. Для получения страховой выплаты требуется заключение оценщика по затратам на ремонт или чек из автосервиса. Требуете с виновника деньги на лечение — предоставьте копии медицинских бумаг. Есть только одно исключение — моральный вред, в этом случае его оценивает суд.
  3. Рассмотрение уголовных дел существенно отличается, поскольку решается судьба человека, совершившего ДТП с тяжкими последствиями. Само уголовное разбирательство в силу закона длится дольше, суд скрупулезно выясняет все обстоятельства инцидента, допрашивает и участников, и свидетелей. Большую роль играют вопросы толкования закона применительно к конкретной ситуации. Поэтому основной совет на такие случаи — не стоит отказываться от профессиональной помощи адвоката.

Любой из этих судебных процессов по ДТП складывается из следующих этапов:

  • подача заявления (иска, жалобы), в уголовных делах — передача обвинительного заключения с делом в суд;
  • непосредственно судебное разбирательство: установление фактов, допросы, экспертизы;
  • судебный акт (постановление, решение или приговор).

Независимо от сути дела по ДТП судом всегда разбираются фактические обстоятельства аварии. Именно они определяют дальнейшую судьбу требований сторон.

Как доказать свою невиновность

Пожалуй, самый актуальный вопрос — как доказать свою невиновность. Чаще всего водителей интересует, что делать если не согласен с протоколом ГИБДД при ДТП. К примеру, несправедливо назначили виновником аварии. Порядок действий должен быть таким:

  1. Уже на этапе составления протокола нужно письменно сообщить о своем несогласии с выводами инспектора ГИБДД. Обычно возражения пишут на самом протоколе. Желательно свои доводы изложить четко, по существу, без «воды». Это поможет в дальнейшем.
  2. Придется отправиться в отдел ГИБДД на рассмотрение своего административного дела и там также заявить, с чем не согласны и по какой причине. Все эти объяснения обязательно фиксируются в материалах дела.
  3. Если все-таки постановление вынесено в соответствии с первоначальным решением инспектора ГИБДД, остается одно — оспаривание вины в ДТП в суде. Здесь нельзя пропустить срок на такое обжалование — 10 суток с того дня, когда сам текст судебного постановления был получен на руки. Отдать свою жалобу можно или инспектору, который принял оспариваемое решение, или (куда чаще) сразу в мировой суд. Госпошлину здесь платить не нужно. В тексте важно выделить все основные доводы в свою пользу, желательно со ссылками на законы.
  4. Если в суде тоже не получилось отменить постановление инспектора, есть еще апелляция в лице суда районного. Образец апелляционной жалобы по ДТП можно взять на сайте местного суда, также типовые документы обычно есть в самом помещении суда на информационном стенде. Наконец, можно просто обратиться к юристам.
  5. Закон предусматривает многоступенчатую систему проверки принятых судьями решений. Поэтому при отрицательном результате рассмотрения апелляции можно подать жалобу еще и в областной (краевой и т.п.) суд и как в последнюю инстанцию — в Верховный суд.

Взыскание ущерба с виновника ДТП: оценка, способы, порядок и судебная практика

Конечно, в рамках одной статьи уместить всю полезную информацию по судебным делам об авариях на дороге невозможно. Каждый такой случай по-своему уникален и требует внимательного подхода и от инспекторов ГИБДД, и в особенности от суда. Главное — это не бояться защищать себя и сразу после происшествия, и впоследствии во всех судебных инстанциях.

Источник: https://AvtoPravil.net/sudebnaya-praktika-po-dtp.html

Как взыскать с виновника ДТП моральный ущерб при ОСАГО и без

Дорожно-транспортные происшествия не редкость на наших дорогах, поэтому большинство водителей сталкивается с проблемой выплат по ОСАГО, а также возмещения ущерба причиненного в результате ДТП.

Судебная практика по делам о возмещении ущерба в результате ДТП идет по пути полного удовлетворения требований пострадавших, если истец (потерпевший) собирает все необходимые доказательства и обосновывает свои требования, ссылаясь на действующие нормативно-правовые акты.

Виды правовой защиты при взыскании ущерба с виновника ДТП

Судебная практика по возмещению ущерба при ДТП с виновника предусматривает следующие способы правовой защиты:

  • обращение с претензией к виновнику дорожного происшествия, с требованием полностью выплатить материальный и моральный ущерб добровольно;
  • подача иска непосредственно на страховую компанию, которая отказывается осуществлять страховые платы, либо проводить ремонт автомобиля;
  • подача иска на виновника ДТП, если у него нет страхового полиса, либо выплаты меньше, чем реальный ущерб.
Читайте также:  Увольнение по совместительству: законные основания, порядок действий, особенности процедуры

Кроме этого судебная практика по возмещению ущерба от ДТП, нормы Гражданского кодекса, Закона об ОСАГО, предусматривают следующие материально – правовые требования, которые удовлетворяются в ходе рассмотрения дел данной категории.

  1. Материальный ущерб. Он состоит из двух частей. Первая это средства, которые необходимы на ремонт, восстановление автомобиля. Вторая это деньги, что потратил потерпевший на лечение (если ему были причинены телесные повреждения). Кроме этого практика судов допускает перерасчет определенного ущерба в сторону увеличения, если с момента его оценки и взыскания произошла инфляция.
  2. Моральный ущерб. Судебная практика по взысканию ущерба по ДТП с виновника, говорит о том, что пострадавшие имеют право также требовать с виновного лица моральный ущерб. Он не имеет прямую связь с материальным. Его сумма зависит от физических и психологических страданий, полученных потерпевшим при ДТП.

Нужно знать, что судебная практика по таким делам формируется в основном Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом РФ. Они дают обязательные рекомендации судам низших инстанций в виде пленумов и решений, как правильно применять те или иные правовые нормы.

Изменения к закону об ОСАГО

До марта 2017 года судебная практика по ДТП и взыскание ущерба с виновника ДТП шла по пути того, что с ответчиков (виновных лиц или страховых компаний) взыскивался материальный и моральный ущербы, положенные в виде обязательных выплат и компенсаций.

Но с 1 января 2018 года в Федеральный нормативный акт об ОСАГО были внесены некоторые изменения, согласно которым судебная практика по возмещению ущерба при ДТП по ОСАГО пошла по другому пути.

Главное изменение в Закон об ОСАГО состоит в том, что теперь страховики не обязаны производить компенсационные выплаты потерпевшим автомобилистам. Они должны проводить восстановительный ремонт поврежденной машины на специально аккредитованных СТО, с которыми у них должен быть заключен договор.

При этом страховые организации не могут заключать договора с теми СТО, которые не соответствуют определенным законодательным требованиям (например, техническое оснащение, наличие конкретных специалистов).

Если у виновника происшествия нет ОСАГО, тогда судебная практика взыскания ущерба с виновника ДТП без полиса ОСАГО, идет на общих условиях.

Случаи, когда выплачиваются страховые выплаты

Но, несмотря на то, что теперь страховщики должны ремонтировать автомобили, Федеральный Закон об ОСАГО предусмотрел также и случаи, при которых пострадавшим предусмотрена материальная компенсация:

  • в случае если станция технического обслуживания и ремонта автомобилей не подходит под технические критерии установленные Законом об ОСАГО для ремонта конкретных автомобилей, и потерпевший отказывается ехать на другое СТО, предложенное страховиком;
  • если транспортное средство получило такие повреждения, которые не предусматривают его восстановление (полное уничтожение автомобиля);
  • когда потерпевший от полученных травм скончался;
  • при получении пострадавшим средних или тяжких телесных повреждений;
  • в случаях, когда предположительный ремонт стоит больше, чем автолюбителю положена страховая компенсация по ОСАГО или европротоколу;
  • если потерпевшим является инвалид (независимо от группы), и он желает получить именно страховую компенсацию (для этого ему нужно написать заявление);
  • когда все участники дорожного происшествия признаны виновными, и они отказываются произвести доплаты за ремонт пострадавших автомобилей;
  • в случаях, когда прямым договором ОСАГО между автолюбителем и страховой компанией предусмотрено проведение компенсационной выплаты, а не ремонт транспортного средства.

Исходя из этого, возмещение ущерба от ДТП с виновника, и судебная практика теперь отталкивается от вышеуказанных новшеств законодательства об ОСАГО.

Нужно запомнить, что условия страховых договоров (полисов) ОСАГО, которые не соответствуют Закону, считаются недействительными. Поэтому автолюбители, прежде чем купить страховой полис, должны внимательно его прочитать, и по возможности проверить на подлинность.

Если автолюбитель купит недействительный или поддельный страховой полис, в случае ДТП он и будет возмещать весь ущерб, если будет признан виновником.

Решение Конституционного Суда РФ

В марте (10 числа) 2017 года Конституционный Суд Российской Федерации, по обращению некоторых автомобилистов, принял решение, которое внесло некоторые изменения в судебную практику возмещения ущерба при ДТП без учета износа.

Раньше суды придерживались такой правовой позиции, по которой с виновника дорожного происшествия взыскивалась сумма равная восстановительной стоимости транспортного средства без его износа. Эта практика также касалась и ситуаций, когда материальный ущерб взыскивался с автомобилистов, у которых вообще не было ОСАГО.

Многие пострадавшие были недовольны таким расчетом, но ничего поделать не могли. Это было на руку автомобильным хулиганам, и другим нерадивым водителям.

Несколько автомобилистов, как было указано выше, обратились в Конституционный Суд РФ, с исковым заявлением на трактовку некоторых положений Закона об ОСАГО, Конституции РФ, норм Гражданского кодекса, с целью разъяснения судебной практики по взысканию ущерба с виновника ДТП без учета износа.

Конституционный Суд РФ, внимательно изучив все законодательные акты, принял следующее решение.

Пострадавшая сторона, имеет право требовать полного возмещения восстановительных (ремонтных) работ своего автомобиля, со страховой компании и виновника ДТП.

Взыскание ущерба от ДТП без учета износа (судебная практика 2017 год) происходит со страховой компании, которая выдала полис, на основании методики утвержденных расчетов Центробанком России.

Взыскание ущерба с виновника ДТП сверх лимита по ОСАГО, а также разницы между реальной стоимостью восстановительных работ машины, и коэффициента износа, происходит с человека, который нарушил ПДД и допустил причинение вреда транспортному средству пострадавшего.

То есть, главное, на чем нужно акцентировать внимание, это на то, что теперь автолюбители наконец получили право на полное возмещение затрат, необходимых для восстановления транспортного средства.

Судебная практика по взысканию материального вреда по ДТП если у виновника нет ОСАГО

К сожалению не все автолюбители имеют полис ОСАГО, поэтому бывают ситуации, когда пострадавшая сторона не может рассчитывать на выплаты страховика, поскольку виновник не имеет полиса ОСАГО. Поэтому возникает резонный вопрос, кто оплачивает ущерб при ДТП если у виновника нет ОСАГО.

Судебная практика в данном случае идет по следующему пути. Автолюбитель обязан зафиксировать факт дорожного происшествия (вызвать полицию), и полностью записать контактные данные виновника. Для оценки причиненного ущерба лучше сделать профессиональную оценку машины, либо провести ее автотовароведческую экспертизу.

После сбора всех документов, автолюбитель может составить претензию, к которой нужно приложить все документы (копии), и должен направить ее по месту жительства (нахождения) виновника.

Если виновник не отреагирует, тогда остается подавать исковое заявление в суд

При обращении в судебные органы, нужно учесть одну особенность. Если сумма ущерба не превышает 50 тысяч, тогда обращаться придется к мировому судье. В случаях, когда ущерб переваливает за 50 тысяч, такие дела правомочен рассматривать только районный судебный орган.

В исковом заявлении помимо нормативного обоснования потерпевший имеет полное право просить не только компенсацию материального ущерба, но и моральный вред.

К исковому заявлению должны быть приложены все копии документов, подтверждающие материальный ущерб (оценка транспортного средства), чеки с медицинских учреждений, если пострадавший проходил лечение.

Важно запомнить, что главным доказательством в судах по таким категориям дел всегда выступает решение органа о признании гражданина виновником ДТП и административном наказании его за нарушение Правил дорожного движения.

Вот такая судебная практика по возмещению ущерба при ДТП, если у виновника нет ОСАГО.

Взыскание морального вреда

Если страховые компании практически не возмещают свои клиентам морального ущерба, который получил пострадавший в результате ДТП, то суды это делают, только при условии правильного составления иска, и предоставления необходимых доказательств.

Под моральным ущербом подразумевается вред, который был причинен психике человека путем его физических и психологических страданий, полученных в результате неправомерных действий третьих лиц.

В любом случае виновник ДТП совершает неправомерные действия (нарушает ПДД), которые приводят к таким последствиям, как повреждение транспортного средства потерпевшего, а также получение им физических травм и увечий, что вызывает психологические страдания и внутренний дискомфорт.

Но получение моральных страданий нужно доказать, поэтому о том, как взыскать с виновника ДТП моральный ущерб будет рассказано ниже.

  1. Для начала потерпевший обязан зафиксировать факт причинения ему телесных повреждений. Для этого сначала нужно обратиться в медицинское учреждение, и пройти там курс лечения.
  2. После того как на руках будут медицинские документы, автолюбитель может обратиться в специальное учреждение для проведения судебной — медицинской экспертизы. Это не обязательная процедура, но она фиксирует факт получения телесных повреждений.
  3. Далее нужно подать иск в суд, и ждать первого судебного заседания.
  4. На судебном заседании нужно детально рассказать, какие моральные страдания получены (плохой сон, невозможность заниматься спортом, и другие причины), и во сколько они оцениваются (в денежном эквиваленте).

Если судом будут учтены все доводы истца, тогда он может рассчитывать на то, что в его пользу будет взыскан моральный ущерб.

Практика данной категории дел говорит о том, что суды не всегда полностью удовлетворяют требования по возмещению морального вреда, ссылаясь на его недоказанность, либо необоснованность.

Опытные юристы, которые уже имеют большой практический стаж в таких делах, рекомендуют потерпевшим проводить судебные – психологические экспертизы.

Нужно запомнить, что на сегодняшнее время в Российском законодательстве утверждена методика по определению причиненного морального вреда в денежном измерении.

Согласно процессуальному кодексу сторона, обратившаяся в суд, обязана доказать свои требования к ответчику. Поэтому проведение такой психологической экспертизы подтверждает не только факт причинения морального вреда пострадавшему, но и определяет его в денежном эквиваленте.

Судебная практика по взысканию ущерба с виновника ДТП и страховых компаний претерпела некоторые изменения с марта 2017 года. В этом месяце Конституционный Суд РФ принял решение, на основании которого автолюбители теперь могут требовать коэффициент износа ТС, который не платят страховые компании с виновников ДТП.

Источник: http://Driving24.ru/sudebnaya-praktika-po-vzyskaniyu-ushherba-s-vinovnika-dtp/

С кого требовать возмещение ущерба при ДТП?

В результате ДТП может причиняться вред транспортным средствам, иному имуществу граждан и предприятий, а также здоровью людей. Исходя из норм гражданского законодательства и положений судебной практики, компенсация указанного вреда осуществляется за счет следующих источников:

  1. по программе ОСАГО – если ущерб причинен в результате страхового случая, а у виновника аварии имелся действующий полис автогражданки;
  2. за счет непосредственного водителя автомобиля, если право управления было передано на законном основании (например, по доверенности или устному распоряжению собственника), а столкновение не подпадает под действие страхового случая;
  3. за счет водителя, если он завладел автотранспортом незаконным способом (например, угнал машину или эксплуатировал без прямого согласия собственника);
  4. за счет водителя, виновного в аварии, если у него отсутствует полис ОСАГО, либо строк действия страховки истек;
  5. за счет собственника автомашины – если водитель является наемным работником или оказывает иные услуги собственнику на возмездной основе по устному или письменному договору.
Читайте также:  Что нужно знать при покупке квартиры на вторичном рынке?

Необходимо учитывать, что программа ОСАГО предусматривает страхование гражданской ответственности автовладельца или непосредственного водителя за любой вред, причиненный в результате ДТП. Однако даже при наличии действующего полиса ОСАГО ущерб может взыскиваться с виновника аварии – например, если сумма выявленного ущерба превысила следующие законодательные нормативы:

  • по ущербу автотранспорта – не более 400 000 рублей;
  • ущерб иным имущественным активам – не более 400 000 рублей;
  • вред здоровью или смерть пострадавшего – не более 500 000 рублей.

Определение указанных лимитов осуществляется на федеральном уровне, страховая компания и водитель не могут произвольно уменьшать или увеличивать размер страхового возмещения по полису ОСАГО. В качестве дополнительного варианта погашения ущерба могут заключаться добровольные виды страхования – ДСАГО, КАСКО и т.д.

Нюансы разграничения ответственности между водителем и собственником

Взыскание ущерба с виновника ДТП: оценка, способы, порядок и судебная практика

Несмотря на множество законодательных норм, и обширной судебной практики, по настоящее время возникают сложности при рассмотрении подобных дел. Выделим следующие нюансы правоприменительной практики, рассмотренные на уровне Верховного суда РФ:

  1. при совпадении собственника и водителя в одном лице сложностей с определением ответчика не возникает – при отсутствии страховки или превышении лимита выплат он будет обязан компенсировать ущерб по судебному акту;
  2. если автовладелец передал право управления иному лицу (например, выдав ему письменную доверенность на вождение), он освобождается от ответственности за вред, причиненный непосредственным водителем;
  3. если собственник принял на работу водителя, либо на возмездной основе пользуется его услугами для передвижения — он будет выступать ответчиком перед пострадавшим, а требовать регрессной компенсации с виновника аварии сможет с учетом норм ТК РФ или иных законодательных актов (например, по ТК РФ водитель может привлекаться к материальной ответственности только в пределах суммы, указанной в трудовом контракте).

Страховая компания также может предъявить регрессные требования к виновнику ДТП или собственнику, если в рамках полиса ОСАГО была перечислена выплата пострадавшему. Такие требования рассматриваются только в судебном порядке с учетом перечисленных правил.

На практике, могут возникать сложности при определении наличия или отсутствия законных прав на управление автомашиной.

Выдача доверенности на управление в настоящее время является необязательным требованием законодательства, достаточно устного распоряжения и присутствия владельца авто рядом с водителем.

Даже если водитель эксплуатирует машину без доверенности и в отсутствии собственника, подтвердить законность управления можно по данным полиса ОСАГО – в его содержании указывается круг лиц, допущенных к вождению.

Для рассмотрения спорных вопросов  значение будет иметь определение характера и степени вины водителя, нужно учитывать следующие обстоятельства:

  • если в ДТП виноват сам пострадавший, либо возникли форс-мажорные и случайные обстоятельства – водитель и собственник не только устраняются от ответственности, но смогут добиться возмещения вреда с виновного лица (например, пешехода, переходившего дорогу на красный свет светофора);
  • при обоюдной вине водителя страховая компания сможет выплатить возмещение пострадавшим только на основании судебного акта, так как только суду предоставлено право определять конкретные размеры ущерба;
  • если административным материалом подтверждена вина водителя в аварии, он сможет избежать возмещения ущерба при предъявлении трудового договора, однако будет привлечен к санкциям по КоАП РФ.

Сможет ли собственник сам обратиться с иском к водителю, который в результате ДТП причинил ущерб переданному автомобилю?

Если передача автомобиля оформлялась в рамках аренды, все условия ответственности сторон должны быть определены при подписании договора. В частности, арендатор автотранспорта обязан либо застраховать машину, либо полностью компенсировать ущерб владельцу за счет собственных средств. Возмещение ущерба по договору аренды может происходить и при отсутствии вины арендатора.

Если передача права управления осуществлялась на основании устного распоряжения, добиться возмещения можно только при наличии прямой вины водителя. В этом случае потребуется получить протокол или справку из ГИБДД, и обратиться к автоэксперту для оценки характера и степени повреждений. Взыскание будет проходить по общим правилам гражданского судопроизводства.

Источник: https://law03.ru/avto/article/vzyskanie-ushherba-s-vinovnika-dtp

Как взыскать ущерб с виновника ДТП

Взыскание ущерба с виновника ДТП: оценка, способы, порядок и судебная практика

Внедрение ОСАГО в России в качестве обязательного страхования для владельцев транспорта во многом облегчило процесс взыскания ущерба с виновника ДТП в пользу пострадавшего.

Казалось бы, достаточно заявить о происшествии в страховую фирму, и компенсация причинённого ущерба гарантирована. Однако на практике всё оказалось не так просто, как хотелось бы. О чём свидетельствует большое количество споров водителей со страховыми фирмами.

Основной причиной тому является слабая осведомлённость, недостаточная юридическая грамотность клиентов страховых компаний и неправильные их действия после попадания в ДТП. Кроме того, нужно ясно представлять, каким образом и в каких случаях, а также в каком порядке и размерах осуществляется процесс возмещения ущерба пострадавшим.

В каких случаях страховая компания может не выплатить компенсацию

Согласно заключённому страховому договору ОСАГО обязанность возмещения пострадавшему в ДТП водителю причинённого ущерба возлагается на страховщика – ту страховую компанию, с которой заключён договор о страховании виновником или участником происшествия. При этом ст.7 Федерального закона об ОСАГО №40 от 25.04.02 устанавливает следующие предельные суммы компенсации, которые должны выплачиваться пострадавшим в автоавариях:

  1. В случае причинения физического вреда здоровью (смерти, увечий и травм) максимальная сумма компенсации составляет 500 тысяч рублей.
  2. В случае причинения материального вреда имуществу максимальная сумма компенсации составляет 400 тысяч рублей.

Обычно количество потерпевших в автомобильных авариях не ограничивается одним человеком, их может быть несколько. При этом каждый из них имеет право на получение материальной компенсации за причинённый ущерб.

Как любое хозрасчётное предприятие, страховая компания старается минимизировать свои расходы. Достигается это поисками достаточных оснований в каждом конкретном случае для отказа в предоставлении материальной компенсации.

Как показывает практика, наиболее распространёнными причинами для отказа в выплате страховой компенсации пострадавшим являются следующие обстоятельства, на которые ссылаются страховщики для обоснования своего решения:

  • виновник ДТП при совершении аварии находился в состоянии опьянения;
  • виновник ДТП не имел прав на управление автомобилем;
  • дорожное происшествие произошло в тот период времени, на который не распространяется действие страхового договора;
  • виновник ДТП не имел страхового полиса ОСАГО;
  • у страховой фирмы отозвана лицензия.

В двух причинах, указанных первыми, когда виновник аварии был пьян или не имел прав управления, по закону страховщик обязан выплатить материальную компенсацию пострадавшим в счёт возмещения ущерба, оставляя себе право взыскания понесённых расходов с виновника ДТП в судебной инстанции в качестве регресса.

Если виновник аварии не имел с собой страхового полиса в момент происшествия, то страховые выплаты должны производиться после выяснения реквизитов договора ОСАГО при его наличии.

В случае, когда страховая компания обанкротилась или у неё отозвана лицензия, обязанности по возмещению ущерба пострадавшим возлагаются на РСА.

Когда нужно требовать возмещения от виновника ДТП?

Пострадавшая сторона может обратиться с претензией о взыскании ущерба с виновника ДТП не только к страховой компании, а непосредственно к виновнику аварии в тех случаях, когда:

  • причинённый ущерб превысил установленный законом предел компенсации по страховке и выделенной от страховой фирмы суммы не хватает для полного его погашения;
  • получен отказ от страховой компании в возмещении ущерба или она только частично погасила его;
  • у виновной стороны отсутствует договор страхования;
  • в результате аварии пострадавшим нанесён вред здоровью или наступила смерть, повлекшая моральный ущерб участникам ДТП и их родственникам. Моральный ущерб не оплачивается страховой компанией.

Следует иметь в виду, что ответчиками по иску о возмещении вреда могут быть, как люди, управлявшие машиной и совершившие аварию, так и владельцы автомашины, на которой было совершено ДТП. Например, если аварию совершил водитель автотранспортного предприятия, находясь на работе и исполняя свои служебные обязанности, то ответчиком в возмещении ущерба будет юридическое лицо, т.е. та организация, которая является собственником автомобиля.

В этом случае пострадавшему будет гораздо легче добиться полного погашения ущерба, так как предприятие или компания обладает большими финансовыми возможностями и ресурсами по сравнению с физическим лицом.

По положениям Гражданского кодекса виновник аварии должен полностью возместить пострадавшей стороне причинённый ущерб с учётом, как материальной, так и моральной стороны вреда.

Особенностью досудебного и судебного разбирательства по спорным вопросам является то, что доказывать размер понесённого ущерба приходится пострадавшей стороне, поэтому это потребует дополнительных расходов на услуги квалифицированного юриста и проведение независимых экспертиз для получения доказательных документов.

Возмещение ущерба при ДТП

Существует два способа взыскания причинённого материального и морального ущерба с виновной стороны:

  1. В порядке добровольного согласия виновника с предъявленной претензией и компенсацией причинённого ущерба в соответствии с обоюдной договорённостью.
  2. Через судебные органы в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Досудебное добровольное урегулирование спора

Этот способ является менее затратным и быстрым в плане получения возмещения, но требует достижения взаимной договорённости, которая обычно получается путём согласования взаимных уступок и компромиссных решений с учётом материального положения и возможностей обеих сторон. При этом к моменту предъявления требований к виновнику аварии пострадавший участник ДТП должен выполнить следующие действия:

  • получить в ГИБДД все необходимые документы о дорожном происшествии, подтверждающие факт ДТП с определением виновника и участие в нём заявителя в качестве пострадавшего;
  • получить в страховой компании документы, подтверждающие отказ в выплате страховой компенсации или о начислении компенсационной суммы в размере, недостаточном для полного погашения ущерба;
  • подать заявку на проведение независимой экспертизы причинённого ущерба после ДТП, выслав виновнику аварии приглашение на участие в экспертизе, получить на руки заключение эксперта с оценкой размера ущерба;
  • составить претензию для досудебного урегулированияю
  • Все платёжные квитанции на произведённые финансовые расходы нужно сохранить, чтобы можно было внести их в требование о компенсации вынужденных затрат за счёт виновника в случае судебного разбирательства. При составлении претензии обязательно следует указать в ней требуемую сумму компенсации, срок выплаты и способы расчёта.
Читайте также:  Пенсия работающим пенсионерам: правила индексации, нюансы выплат, влияющие факторы

К претензии нужно приложить копии следующих документов:

  • справки из ГИБДД о произошедшем ДТП;
  • акта из страховой фирмы о страховом происшествии;
  • протокола или постановления о правонарушении, приведшем к происшествию;
  • телеграммы в адрес виновника аварии с приглашением на проведение экспертизы;
  • платёжных чеков и квитанций на произведённые вынужденные расходы;
  • заключения независимого эксперта о результатах автотехнической экспертизы.

Составленную претензию с приложенным пакетом документов нужно отправить в адрес ответчика заказным письмом с обязательным уведомлением о вручении адресату.

Если виновник аварии проявляет интерес в достижении мирового соглашения, то важно достигнутую договорённость зафиксировать письменно с подробным описанием всех этапов расчёта и ответственностью сторон, не полагаясь на устные обещания.

Если в течение недели после получения письма ответчик не отвечает на претензию, то нужно переходить ко второму способу взыскания ущерба с виновника ДТП. С исковым заявлением в суд можно обратиться в течение трех лет с момента ДТП.

Судебное разбирательство

Исковое заявление в судебную инстанцию по поводу получения компенсации за причинённый ущерб можно отправлять в зависимости от обстоятельств дела, как в отношении виновника ДТП, не желающего возмещать вред, так и в отношении страховой компании, незаконно отказывающей в выплате страховки. При этом следует учитывать определённые отличительные процессуальные особенности судопроизводства в этих двух случаях. Например:

  • Иск против страховой фирмы может подаваться в суд первой инстанции по месту пребывания заявителя, а иск против частного лица, признанного виновником ДТП, должен подаваться только в тот районный суд, который расположен по месту проживания ответчика. Данное обстоятельство может значительно усложнить процесс участия в судебном разбирательстве для истца, когда ответчик зарегистрирован в другом территориальном регионе.
  • При предъявлении иска в отношении физического лица, виновника аварии, по закону истец должен оплатить госпошлину. Если иск предъявляется к страховой компании, то пошлина не платится.
  • Процесс взыскания денежных средств от физического лица обычно гораздо более длительный, чем получение компенсации по решению суда от страховой компании или другой организации.

Нужно также иметь в виду, что иски ценой меньше 50 тысяч рублей могут рассматриваться мировым судьёй, более дорогие иски нужно направлять в районный суд. При этом к исковому заявлению следует приложить:

  • пакет документов о ДТП, полученный в ГИБДД;
  • заключение страховой компании о выплате компенсации за причинённый ущерб;
  • акт о проведённой независимой оценочной экспертизе;
  • все договоры, чеки и платёжные квитанции о вынужденных расходах, связанных с подачей иска, включая проведение экспертизы, наём адвоката, оплату пошлины, почтовые и дорожные расходы.

После приёма искового заявления и проверки прилагаемого пакета документов суд определяет дату первого судебного заседания и отправляет повестки его участникам.

Если истец, ответчик или его представители не прибывают на судебное заседание, оно может быть перенесено по решению судьи или решение может принято без их участия заочно.

В ходе судебного разбирательства ответчик имеет право оспорить результаты независимой экспертизы, проведённой по инициативе истца, и суд может назначить дополнительную экспертизу. При несогласии с судебным решением истец или ответчик имеют месячный срок для его обжалования в суде второй инстанции.

Если обе стороны не обжалуют судебное постановление, то исполнение решения суда по взысканию ущерба с виновника ДТП передаётся судебному приставу по месту пребывания ответчика.

Для ускорения процесса истцу следует получить на руки копию судебного решения и отнести его в службу судебных исполнителей по месту нахождения ответчика вместе с заявлением о взыскании. Судебный пристав принимает меры по принудительному изъятию денежных средств со счетов виновника ДТП. Если ответчик работает, то часть зарплаты будет изыматься в пользу истца.

Если ответчик не работает, то пристав выносит постановление об аресте его имущества с целью реализации в пользу истца.

Если на банковских счетах ответчика есть денежные активы, то они могут быть списаны в пользу истца без согласия владельца.

Что может быть взыскано с виновника ДТП

В современных условиях технического прогресса каждый житель Земли часто являются участником дорожного движения, и никто не застрахован от попадания в ДТП, как в качестве пострадавшего, так и в качестве виновника. При этом обычно материальный и моральный ущерб несут обе стороны. К сожалению, среди них попадаются и недобросовестные люди, пытающиеся по случаю взыскать с виновника несоответствующие причинённому ущербу средства.

Чтобы не попадаться на удочку таких мошенников, нужно знать, что по закону можно взыскать с виновника аварии в пользу пострадавшего. Это могут быть:

  1. Затраты потерпевшего на эвакуацию и хранение повреждённого транспортного средства.
  2. Потери за счёт снижения товарной стоимости автомобиля после аварии, если возраст машины не старше 5 лет, а износ не превышает 35%.
  3. Стоимость восстановительных работ и деталей, подлежащих замене на повреждённом автомобиле.
  4. Стоимость технической экспертизы для оценки состояния машины после аварии и причинённого материального ущерба.
  5. Иные вынужденные финансовые расходы потерпевших, связанные с ДТП и судебным и досудебным разбирательством.
  6. Моральный и физический вред здоровью, причинённый потерпевшему в результате ДТП. Для этого требуется медицинское освидетельствование наличия травм, заключение судмедэксперта, выписка из амбулаторной карты или истории болезни пострадавшего, другие документы, свидетельствующие о степени нанесённого вреда здоровью и расходах на его восстановление.
  7. Утраченный заработок пострадавшего вследствие потери трудоспособности в результате аварии.

Источник: http://AvtoMotoProf.ru/zakon-i-voditel/kak-vzyiskat-ushherb-s-vinovnika-dtp/

КС разрешил взыскивать с виновного в ДТП полную разницу в стоимости ремонта

Конституционный суд разъяснил нормы Гражданского кодекса, на основании которых решается вопрос о размере страховых выплат за ремонт поврежденного в аварии автомобиля.

После массового ДТП четверо жителей Краснодарского края получили со страховых компаний выплаты на ремонт автомобилей с учетом износа деталей и пытались в судебном порядке дополнительно взыскать с виновников аварий суммы, составляющие разницу между ущербом, рассчитанным с учетом износа и без учета износа деталей.

Краснодарский краевой суд, ссылаясь на данные ранее разъяснения Верховного суда, не удовлетворил их требования. В обзоре судебной практики Верховного суда говорится, что потерпевший может требовать от виновника аварии сумму ущерба, рассчитанную по Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт, т. е. с учетом износа деталей, узлов и агрегатов.

Заявители же захотели взыскать с виновника аварии сумму возмещения убытков без учета износа деталей и, таким образом, восстановить свои нарушенные права в полном объеме, так как детали при ремонте пришлось ставить новые. Они попросили признать норму обязательного учета износа не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 15 (часть 1,2), 19 (часть 1), 35 (часть 1,2) и 55 (часть 2).

В постановлении Конституционного суда говорится, что Верховный суд ранее давал разъяснения о необходимости включать в состав реального ущерба расходы на восстановление автомобиля, если для этого понадобились новые материалы. Но впоследствии судебная практика пошла по другому пути, и размер выплаты ущерба страховщиком или виновным в аварии стали определять только по Единой методике, учитывающей износ деталей.

Однако Закон об ОСАГО и основанная на нем Единая методика не препятствуют возмещению полной стоимости ремонта и запчастей в составе подлежащих возмещению убытков потерпевшего от ДТП.

Уменьшать суммы ущерба суды могут, если при ремонте были использованы новые детали, узлы и агрегаты, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной замене, а также если виновник ДТП найдет разумный и менее затратный способ восстановления поврежденного имущества.

Данное толкование оспоренных норм не противоречит Конституции, поэтому ранее принятые решения по делам заявителей подлежат пересмотру, постановил Конституционный суд.

Недавно Верховный суд пояснил, что избежать наказания за нарушение ПДД, зафиксированного камерой фотовидеофискации, можно, если за рулем находился не собственник машины. Правда, чтобы доказать это, придется приложить определенные усилия.

Также Верховный суд отменил наказание за выезд на полосу встречного движения, так как обстоятельства нарушения доказаны не были: в данном месте не было ни сплошной линии, ни каких-либо знаков, указывающих, что выезд на встречку запрещен.

Александр Тарасенков/ТАСС

Источник: https://www.zr.ru/content/news/905804-ks-razreshil-vzyskivat-s-vinov/

Попытка возмещения ущерба с работника ООО после ДТП в порядке суброгации провалилась

Этому делу 2,5 года. Тогда же я его анонсировал на Праворубе. Однако так и не смог разместить подробный отчет о нем, что сейчас и делаю. Что и говорить — долги надо возвращать.

Предыстория. В сентябре-октябре 2015 г. ко мне обратился мужчина, являвшийся водителем одного из ООО г.Курска.

Как он пояснил, находясь на работе он совершил дтп, в ходе которого причинил ущерб и служебной машине, и машине другого участника дтп. В результате происшествия наступила полная гибель автомобиля второго участника.

Страховая компания потерпевшей стороны написала претензию моему клиенту, на которую он никак не отреагировал, и спустя полгода подала на него в суд.

Компания хотела получить с него разницу между общим размером ущерба и лимитом ответственности страхователя по ОСАГО.

Ситуация осложнялась тем, что клиент боялся потерять работу точно в тот момент, когда его работодатель узнает о наличии настоящего судебного спора, т.к. ему стоило больших усилий, в т.ч. финансовых, возместить  ущерб работодателю. Кроме того, все заботы по продаже пострадавшего автомобиля работодателя он также взял на себя. Но выплачивать денежные средства страховой компании он хотел еще меньше.

На протяжении 2 судебных заседаний работодатель находился в счастливом неведении. Инициатива о привлечении работодателя моего клиента в качестве соответчика исходила от суда. Когда страховая компания узнала о надлежащем ответчике, она потеряла всяческий интерес к моему доверителю, а я стал одновременно действовать и на стороне доверителя, и в интересах его работодателя.

А в деле было за что зацепиться.  Так, размер возмещения вырос в значительной степени благодаря наличию Акта об обнаружении скрытых повреждений, который и был поставлен под сомнение в связи с наличием нескольких процессуальных дефектов.

Доказательств того, что указанные в акте повреждения были связаны с данными ДТП и являлись скрытыми, истцом не представлено. А также не видно, присутствовали ли при обнаружении скрытых повреждений заинтересованные стороны. Вместе с тем, средняя стоимость нормо-часов на ремонт легковых автомобилей в Курской области значительно ниже.

Суд с учетом изложенного суд приходит к выводу, что Акт об обнаружении скрытых повреждений, является недопустимым доказательством.

При этом в деле был еще и отчет об оценке стоимости восстановительного и материального ущерба, поврежденного транспортного средства, который ответчика полностью устроил. Вопрос о производстве экспертизы ни истцом, ни ответчиком не ставился.

В итоге с моего клиента не взыскали ничего, а его работодатель потерял в общей сложности немногим более 80000 рублей, что в 4,5 раза меньше изначально заявленной суммы.

В апелляции данное решение устояло.

ЭНД  ХЭППИ ЭНД.

Источник: https://pravorub.ru/cases/83232.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector