Усыновление иностранными гражданами детей граждан российской федерации: порядок и особенности процедуры

Усыновление российских детей иностранными гражданами допустимо нормами закона.

В данном вопросе актуальны статьи 121, 137, 140 Семейного кодекса Российской Федерации, в которых говорится о правах и обязанностях усыновителя и усыновленного малыша. Осуществляется процедура в судебном порядке.

Перед подачей искового заявления иностранцу придется получить одобрение органов опеки и попечительства (ООП), подготовить требуемые суду документы и пройти экспертизу жилищных условий.

Основные правила

Усыновление иностранными гражданами детей граждан Российской Федерации: порядок и особенности процедурыИностранец имеет право усыновить ребенка, находящегося на содержании ООП, при соответствии предъявляемым уполномоченными лицами критериям. Для регулирования правовых вопросов граждане другой страны обычно обращаются в компании, имеющие лицензию от Министерства образования и науки РФ. Подобные организации вправе действовать от лица истца и представлять его интересы во всех инстанциях.

Получить доступ к базе данных сирот подданный другой страны может после одобрения органов опеки. До этого момента запрещены любые контакты с детьми, находящимися на их содержании.

После утверждения кандидатуры, иностранцу предоставят информацию о малыше и дадут время, чтобы принять окончательное решение. Если усыновитель не откажется от своих намерений, то должен подать исковое заявление в суд.

При вынесении положительного решения иностранному гражданину дадут свидетельство, подтверждающее факт удочерение/усыновления, паспорт от отдела виз и регистрации и документы, требуемые миграционной службе.

По закону усыновитель является полноправным родителям, поэтому может сделать запрос о предоставлении другого гражданства своему ребенку. За проживанием ребенка и сменой гражданства будут следить уполномоченные ООП лица. В первые три года подданного другой страны ожидает по 1 контрольному визиту раз в 3 месяца. По истечении испытательного срока проверки прекратятся.

В целом, статистика усыновления русских детей свидетельствует в пользу граждан РФ. Для примера, в 2016 году 7082 малыша нашли новый дом у соотечественников, а иностранцы приютили лишь 3355. Показатели по областям отличаются.

Из Свердловской и Челябинской области граждане других стран усыновляют по 100-150 детей в год, а из Республики Адыгея и Хакасия – не более 10.

Среди рекордсменов можно выделить Москву (250-280), Санкт-Петербург (320-350) и Пермский край (230-250).

Усыновление иностранными гражданами детей граждан Российской Федерации: порядок и особенности процедуры

Законодательная база

Усыновление иностранцем детей российских граждан будет регулироваться следующими законодательными актами:

Статья СК РФОписание
121 Требование соблюдения интересов ребенка и перечень условий, на которых допустима процедура усыновления.
137 Список обязательств, накладываемых на усыновителя, и особенности судопроизводства по данному вопросу.
140 Основания, на которых будет рассматриваться дело по аннуляции усыновления.

Отдельно выделяется постановление правительства №275. В нем описаны нюансы, связанные с усыновлением детей гражданами другой страны.

Усыновление иностранными гражданами детей граждан Российской Федерации: порядок и особенности процедуры

Условия усыновления

Понятие «иностранец» применяется к людям, имеющим гражданство другой страны, гражданам РФ, проживающим в другом государстве свыше полгода, и лицам без гражданства. Они могут быть усыновителями, но предпочтение в данном вопросе отдается соотечественникам.

Иначе обстоит ситуация, если на сироту нет «спроса» в родной стране. После получения одобрения от органов опеки в суд будет подана документация, подтверждающая факт отсутствия желающих стать усыновителями в течение последнего года.

Затем уполномоченные органы будут определять степень правдивости информации о заявителе и ребенке. При выявлении ложных данных, ответственное за предоставленные сведенья лицо будет наказано, а дело – отклонено.

Если кандидат полностью устраивает ООП и никаких нареканий не выявлено, то судья вправе вынести положительный вердикт.

Запрещено усыновлять русских детей лишь гражданам, проживающим на территории США (Соединенных Штатов Америки). Подобным момент приведен в 4 ст. Федерального закона от 28 декабря 2012 года.

Поводом для его составления стала печальная история усыновления сирот, родившихся в РФ, лицами, являющимися поданными США.

По статистике, именно в американских семьях происходило больше всего случаев нарушения интересов русских детей.

Требования к иностранцам

Предъявлять заявление об усыновлении позволительно совершеннолетним иностранцам обоих полов.

Ребенок может подлежать передаче супружеской паре, одному из супругов или лицу, не состоящему в брачных отношениях. Совместная подача ходатайства допустима лишь от мужа и жены.

От лиц, не находящихся в браке, документы на одного и того же малыша не примут. Не имеют права стать усыновителями следующие группы лиц:

  • Усыновление иностранными гражданами детей граждан Российской Федерации: порядок и особенности процедурыНедееспособные или частично дееспособные люди. Если подается заявление супружеской парой, в которой муж или жена имеет статус «недееспособен», то заявление также отклоняется.
  • Граждане, ранее лишенные опекунских или родительских прав.
  • Лица, чьи права усыновителей были отменены.
  • Люди, имеющие проблемы со здоровьем. Противопоказанные заболевания выявляются врачами в ходе прохождения медицинского обследования:
    • туберкулез;
    • инфекционные патологии, требующие диспансерного наблюдения;
    • онкологические заболевания;
    • расстройства психики;
    • зависимость (лекарственная, наркотическая, алкогольная);
    • патологии, ставшие причиной инвалидности усыновителя.
  • Отсутствие у заявителя постоянного дохода, требуемого для обеспечения ребенка.
  • Наличие судимостей.
  • Подача заявления от однополой супружеской пары или от 2 человек, не состоящих в брачных отношениях.
  • Отсутствие собственной жилплощади.
  • Граждане, не прошедшие специальных курсов. Исключение составляют следующие лица:
    • родственники;
    • опекуны;
    • отчим или мачеха;
    • люди, которые ранее становились усыновителями.

Усыновление иностранными гражданами детей граждан Российской Федерации: порядок и особенности процедуры Порядок прохождения курсов у жителей РФ и иностранцев ничем не отличается. Граждане другой страны вправе закончить их у себя на родине или на территории Российской Федерации. В обоих случаях кандидат в усыновители получит справку, подтверждающую окончание школы приемных родителей.

Кто имеет право представлять интересы сирот и иностранцев?

Международное усыновление при участии посредников на территории РФ запрещено. В данную категорию входят люди, занимающиеся поиском сведений о сиротах и распространяющие их третьим лицам. Представлять интересы детей должны сотрудники ООП. Аналогичные функции возьмут на себя уполномоченные органы в родной для иностранца стране.

Защищать интересы усыновителя могут организации, имеющие официальные представительства в РФ и действующие по нормам, установленным Гражданским кодексом. По закону подобные компании обладают следующими правами:

  • Передавать документы иностранцев, оператору, ответственному за сведенья о сиротах, и в отделение суда.
  • Получать базовую информацию об усыновляемом малыше, предоставляемую органами опеки. Распространять сведенья кому-либо, помимо заявителя, подобные организации не вправе.
  • Передавать от уполномоченных органов ответы и официальные заявления.
  • Помогать с въездом в Россию и выездом из нее вместе с усыновленным ребенком.
  • Принимать подданного другого государства (предоставить жилье, необходимые сведенья).
  • Усыновление иностранными гражданами детей граждан Российской Федерации: порядок и особенности процедурыПомогать собирать документы, требуемые суду и ООП.
  • Принимать участие в судопроизводстве.
  • Принимать участие в оформлении документов на усыновленного малыша.
  • Представлять интересы подданного другой страны и оказывать ему любую незапрещенную законом помощь.

Информация из базы данных сирот предоставляется иностранцу или лицу, защищающему его интересы. Третьим сторонам данные никто не вправе разглашать.

Усыновление иностранцем детей российских граждан подразумевает личное участие в изучении документов малыша. Если иностранец не понимает русского языка, то суд разрешит воспользоваться услугами переводчика.

Особенности усыновления детей иностранными гражданами

Процесс усыновления проходит по определенному алгоритму действий. Отличия есть лишь в предоставляемых документах и специфике критериев к усыновителю. Порядок оформления особо не меняется:

  • Получение консультации в ООП.
  • Сбор документов.
  • Подача заявления и приложенных к нему документов в органы опеки.
  • Ожидание уполномоченного лица, которое должно будет провести экспертизу жилищных условий.
  • Получение акта о проведении обследования и ожидание результатов (около 2 недель).
  • Усыновление иностранными гражданами детей граждан Российской Федерации: порядок и особенности процедурыПолучения согласия от органов опеки на усыновление.
  • Выбор малыша из базы данных и предоставление информации о нем выбранному кандидату.
  • Подача искового заявления с перечнем необходимых суду документов.
  • Участие в слушанье по делу об усыновлении.

Если суд постановил одобрить требования иностранца, то начинается процесс передачи малыша из места содержания в руки новому родителю и получения документов в ЗАГСе и миграционной службе. В случае отказа ребенок останется под опекой государства.

Требуемый пакет документов

Перечень документов, требуемых для одобрения кандидатуры представителями ООП, выглядит следующим образом:

  • Удостоверение личности, признаваемое в РФ.
  • Ходатайство об усыновлении и предоставлении информации из базы данных сирот.
  • Анкета иностранца.
  • Документ, свидетельствующий об отсутствии возможности заключать браки между гражданами одного пола в родной стране заявителя.
  • Соглашение на усыновление от второго супруга, если усыновителем является только муж или жена.
  • Письменное заверение о предоставлении информации касаемо условий жизни усыновленного ребенка.
  • Копия документа, подтверждающего прохождение специальных курсов приемных родителей.
  • Разрешение на усыновление, полученное от уполномоченных органов в родной стране заявителя.
  • Письменное обязательство регистрации малыша в консульстве РФ после усыновления.
  • Усыновление иностранными гражданами детей граждан Российской Федерации: порядок и особенности процедурыСправка о доходах.
  • Документ, подтверждающий наличие собственного жилья.
  • Копия лицензии компании, представляющей интересы иностранца в деле об усыновлении.
  • Свидетельство о браке или о рождении (при отсутствии брачных отношений).

Если иностранец приходится сироте родственником, то потребуется предоставить доказательства. За ними можно обратиться к сотрудникам ЗАГСа. Иногда приходится направляться за необходимыми сведеньями в органы социальной защиты или учреждения по месту проживания и работы.

Предоставленный пакет документов следует перевести на русский язык и продублировать. Подтверждаются копии в консульстве или у нотариуса. После одобрения кандидатуры и выбора ребенка иностранцу необходимо составить исковое заявление в суд:

  • Фамилия, имя, отчество, дата рождения, страна проживания, место прописки.
  • Сведенья о выбранном для усыновления ребенке, его родителях, близких родственниках.
  • Причину, по которой гражданин другого государства желает усыновить ребенка, родившегося в России.
  • Обоснование заявленного требования.
  • Просьба изменить сведенья о малыше:
    • имя, фамилия, отчество;
    • место и дата рождения;
    • предыдущие усыновители.

Актуальность сведений будет проверяться, поэтому необходимо указывать лишь правдивую и проверенную информацию. Помимо заявления, суду потребуются следующие документы:

  • Свидетельство о браке или рождении усыновителя.
  • Усыновление иностранными гражданами детей граждан Российской Федерации: порядок и особенности процедурыОдобрение второго супруга (при необходимости).
  • Справка, подтверждающая отсутствие тяжелых патологий и удовлетворительное состояние здоровья заявителя.
  • Документ, свидетельствующий об окончании специальных курсов.
  • Справка о доходах и наличии жилья.
  • Одобрение на усыновление и передачу ребенка от уполномоченных органов страны, подданным которой является усыновитель.
  • Справка, подтверждающая добавление заявителя в реестр кандидатов на усыновление.
  • Результат экспертизы жилищных условий от уполномоченных органов родной страны иностранца.

Специфика судебного процесса

В ходе судебного разбирательства органы опеки обязаны будут представить документы, подтверждающие отсутствие интереса у граждан российской федерации к ребенку. Если ранее были кандидаты в усыновители, то судья может вызвать их для выяснения причины отказа. Мнение самого малыша потребуется лишь при достижении им 10-летнего возраста.

На рассмотрение передаваемых документов и доводов заявителя обычно уходит не более 2 месяцев. Если у суда не останется претензий, то дело завершится в пользу иностранного кандидата в усыновители.

Контроль условий жизни усыновленных детей

Малыша необходимо поставить на учет в консульстве или дипломатическом представительстве РФ после въезда в родную страну усыновителя. У нового родителя на выполнения обязательства есть 3 месяца. С собой необходимо иметь несколько документов:

  • заявление с вложенными 2 фотографиями;
  • решение суда, подтверждающее усыновление ребенка;
  • паспорт родителя и новое свидетельство о рождении малыша.

Усыновление иностранными гражданами детей граждан Российской Федерации: порядок и особенности процедурыПоставить на учет ребенка можно до отправления на родину усыновителя. Достаточно обратиться в консульский департамент МИД РФ с озвученными документами.

Контролировать выполнение обязательств должны сотрудники ООП РФ либо органы, обладающие аналогичными правами в иностранном государстве. После постановки малыша на консульский учет, у уполномоченных лиц есть 1 месяц для отправки соответствующего уведомления (справки о постановке на учет или копии удостоверения личности ребенка) в орган исправительной власти России.

При смене места жительства новоиспеченные родители должны сообщить об этом представителям консульства, в котором их ребенок находится на учете. Затем необходимо поставить малыша на учет по новому месту проживания.

Судебная практика

Исходя из судебной практики, ребенок может быть передан на усыновление иностранному гражданину, но на процедуру оказывают влияние многие нюансы:

  • Потенциальному усыновителю органы опеки могут представить сведенья о малыше, но контактировать с ним допускается лишь после завершения судопроизводства.
  • Если подданный другой страны подал заявление об усыновлении в ООП, но ребенком интересуются прочие кандидаты, то иностранцу откажут в ходатайстве.
Читайте также:  Куда обратиться по трудовым спорам с работодателем?

Плюсы и минусы усыновления детей иностранцами

Иностранцы, в отличие от граждан РФ, чаще усыновляют детей-инвалидов, что является явным плюсом. Подобная тенденция связана с более высоким уровнем дохода и возможностью предоставить ребенку профессиональную медицинскую помощь. Не менее важно безразличие подданных других стран к национальности малыша. Для россиян подобный критерий часто становится ключевым.

Минусом усыновления российских детей иностранцами является психологический фактор. Если дитя старше 10 лет имеет право высказаться, то мнения малышей никто не спрашивает. Подобная поездка может отразиться на психоэмоциональном фоне ребенка и оставить психическую травму.

Усыновление российских детей иностранными гражданами допускается, но потребуется учесть ряд нюансов. Подданному другого государства предстоит собрать пакет документов и написать заявление в ООП.

Если кандидатура будет подтверждена, то аналогичные действия потребуются для начала судебного разбирательства.

Для получения положительно вердикта малышом не должны интересоваться последний год, а кандидат в усыновители обязан соответствовать выдвигаемым органами опеки критериям.

Источник: https://FamAdviser.ru/polnomochija/adoptacija/usynovlenie-inostrannymi-grazhdanami-rossijskih-detej.html

Усыновление детей иностранными гражданами: порядок оформления и основания

В детских домах РФ проживает несколько десятков тысяч детей-сирот. Проблема передачи их на воспитание в полноценные семьи очень остра, особенно учитывая, что половина из них имеет существенные проблемы со здоровьем. В такой ситуации усыновление российских детей иностранными гражданами становится счастливым билетом в полноценную жизнь для сотен сирот.

Основные правила

Усыновление иностранными гражданами детей граждан Российской Федерации: порядок и особенности процедурыВопрос усыновления детей, имеющих российское гражданство иностранцами, муссируется в обществе последние несколько лет. Связано это с громкими скандалами в отношении зарубежных семей, взявших маленьких россиян на воспитание. Из-за неблагоприятной ситуации усложнилась процедура передачи ребенка для усыновления иностранцам.

Приоритетное положение при усыновлении маленьких россиян имеют граждане РФ. Кандидатуры иностранцев же рассматриваются только, если претендентов на ребенка внутри страны не имеется. Причем данный факт должен быть рассмотрен советом судебной коллегии отдела попечительства и внесен в протокол.

Естественно, что при таком подходе шанс быть усыновленными иностранными гражданами приобретают в первую очередь дети, требующие серьезного медицинского ухода, дорогостоящих операций, социальной и психологической корректировки.

Согласно нормам Международного Частного Права усыновление российских детей осуществляется по законам тех государств, граждане которых являются претендентами на родительство. Главное, чтобы процедура не нарушала нормы российского законодательства (в первую очередь ст. 124 СК РФ) и международную Конвенцию по правам ребенка, которую Советский Союз ратифицировал в 1990 г.

При усыновлении ответственные лица обязаны учитывать интересы ребенка, поэтому во внимание принимаются такие факторы:

  • Национальная принадлежность претендентов на усыновление.
  • Вероисповедание усыновителей.
  • Совпадение языка и культурных традиций.

Претенденты обязаны будут доказать, что у них имеется возможность предоставить ребенку надлежащий медицинский уход, всестороннее воспитание.

Еще одно обязательное правило, действующее в отношении, как иностранных, так и российских усыновителей, заключается в передаче кровных братьев и сестер только в одну семью. Исключения возможны только при наличии существенных обстоятельств, затрагивающих интересы ребенка.

Если в качестве усыновителя выступает интернациональная семья, в которой один из супругов – гражданин России, процедура осуществляется по законам РФ.

Важно! На 2019 год российское законодательство запрещает отдавать детей на усыновление гражданам лишь одной страны – США. Данная норма регламентируется ФЗ РФ № 272 (от 28.12.2012). Закон был принят после резонансного дела о смерти усыновленного малыша – Димы Яковлева американской парой.

Плюс имеются ограничения на усыновление россиян гражданами государств, в которых официально разрешены браки между лицами обоего пола.

Основные требования

В отношении детей, подлежащих усыновлению, законодательство ограничений не накладывает. Никакие заболевания или социальные факторы не являются препятствием для проведения процедуры. Единственное условие, указанное в ст. 124 СК РФ предписывает, что не могут быть усыновлены иностранцами маленькие россияне, сведения о которых находятся в Федеральном банке данных о детях менее 1-го года.

В отношении приемных родителей требований много, большинство из них действует и применительно к россиянам:

  • Граждане должны достигнуть совершеннолетия и являться дееспособными.
  • Недопустимо признание недееспособности у любого из родителей даже, если она не полная, а частичная.
  • Претенденты не могут быть в прошлом лишены или ограничены в родительских правах в отношении любого ребенка.
  • Недопустимо для приемных родителей снятие судом обязанностей попечителя по причине их ненадлежащего исполнения.
  • Наличие серьезных заболеваний также является препятствием для процедуры.
  • Приемная семья должна обладать достаточным официальным доходом и собственной жилплощадью.
  • Не могут стать усыновителями лица, имеющие или в прошлом имевшие судимость за совершение тяжких преступлений.
  • У претендентов не должно быть любой неснятой судимости, и они не должны находиться под следствием.

Каждый приемный родитель должен пройти специальное обучение, для официального усыновления.

Основные этапы проведения усыновления выглядят следующим образом:

  • Если супружеская пара принимает решение об усыновлении ребенка из России, ей надлежит сделать официальный запрос в единую Федеральную базу данных.
  • После предварительной проверки личностей по запросу предоставляют сведения о детях, которые могут быть оформлены в семьи иностранцев.
  • После выбора понравившегося ребенка следует получить разрешение на его посещение в воспитательном учреждении у попечительского Совета.
  • В ходе визитов к ребенку устанавливается психологический контакт. Если желание жить одной семьей обоюдно, в попечительский Совет подается еще одно заявление.
  • Следующим этапом будет сбор необходимых документов и судебное заседание, на котором принимается решение о передаче ребенка в семью или об отказе. Подобные дела слушаются в Верховных республиканских или областных судах.

Необходимые документы

Если в целом кандидатуры потенциальных родителей были одобрены, им потребуется собрать и представить ряд документов. В данном случае следует учитывать, что большая их часть выдается зарубежными структурами не на русском языке.

Поэтому для всех документов необходима легализация (Приказ Минобрнауки № 101 от 17.02.2015). Легализация предполагает перевод текста на русский язык и заверка его компетентными органами.

Она может быть осуществлена 2-мя способами:

  • Проставление апостиля. Такой вариант возможен лишь в отношении документов, составленных и заверенных в странах, являющихся действующими участниками Гаагской конвенции 1961 года.
  • Легализация в консульстве. Документы заверяются полномочным лицом в консульстве того государства, гражданином которого является претендент (Приказ МИД № 9470).

Легализация документов требуется не для всех иностранцев. В ряде случаев достаточно будет перевода на русский язык. Это возможно, если претендент является гражданином страны, с которой у России подписан Договор о взаимном признании документов, входящих в официальный документооборот. К таковым относятся все республики СНГ, Греция, Польша, Китай, Болгария и пр.

Перечень основных запрашиваемых документов, включает в себя:

  • Гражданские паспорта заявителей.
  • Официальное прошение об усыновлении плюс заполненная анкета установленного образца.
  • Разрешение на проведение обследования условий проживания семьи.
  • Официальное подтверждение государственных структур о запрете однополых браков в стране, гражданами которой являются потенциальные родители.
  • Заключение об условиях проживания ребенка, составленное полномочной российской государственной структурой.
  • Справка о прохождении курсов подготовки родителей, плюс программа данных курсов. Осуществляются они иностранными организациями, поэтому потребуется свидетельство, предоставляющее право на проведение.
  • Удостоверение о заключении брачного союза.

Если ребенка желает усыновить иностранец, имеющий близкие кровные узы с ребенком, ему следует представить дополнительно документы, которые могут подтвердить факт наличия родства.

Заявление на усыновление содержит в себе следующую информацию:

  • Основные данные о претендентах (ФИО, дату и место рождения и пр.).
  • Данные о стране (странах), гражданами которой являются заявители.
  • Информация об усыновляемом ребенке (ФИО, дата рождения и пр.).
  • Сведения об имеющихся биологических родителях ребенка и наличии кровных братьев и сестер.
  • Изложение причины, по которой граждане хотят стать усыновителями и причины выбора конкретного ребенка.
  • Ходатайство с просьбой о смене ребенком имени, фамилии, отчества и внесении сведений об усыновителях в его документы в качестве родителей.

Когда ребенок официально уже усыновлен, новые родители обязаны представить в попечительский Совет следующие документы:

  • Акт о проведенной проверке условий проживания.
  • Заверение о постановке на учет в российском Консульстве ребенка, вывезенного за пределы РФ, плюс свидетельство, выданное организации в том, что она имеет полномочия для постановки на учет ребенка.

Обязательный контроль

Усыновители должны понимать, что после передачи ребенка в семью, уполномоченные структуры осуществляют проверку условий его жизни в дальнейшем вплоть до наступления совершеннолетия.

Это касается и детей, усыновляемых иностранцами, хотя, процедура проверки в другой стране для российских органов опеки и попечительства затруднена.

Именно поэтому функции проверки берут на себя полномочные представительства тех государств, гражданами которых являются приемные родители.

После окончания процедуры усыновления и переезда в другую страну уполномоченному органу отводится срок не более 1 месяца для взятия ребенка на консульский учет.

В дальнейшем он обязан осуществлять периодические проверки и отправлять рапорты российскому попечительскому Совету. Проверке подлежат бытовые условия проживания ребенка, состояние его здоровья, процесс обучения.

К рапорту прикладываются фотоснимки для подтверждения сведений.

Источник: https://lawinfo24.ru/family/usynovlenie/usynovlenie-rossijskix-detej-inostrannymi-grazhdanami

Условия усыновления иностранными гражданами российских детей

Усыновление (удочерение).

Согласно п. 1 ст. 165 Семейного кодекса усыновление, отмена усыновления иностранными гражданами или лицами без гражданства подчиняются законодательству государства, гражданином которого является усыновитель.

Так, например, по законодательству Израиля не могут быть усыновителями одинокие граждане, кроме родственников усыновляемого, а разница в возрасте между усыновителями и усыновляемым должна составлять не менее восемнадцати лет.

Кроме того, в этих случаях должны применяться соответствующие положения Семейного кодекса, а именно ст. 124-126, ст. 127 (кроме абзаца 8 п.1), ст. 128,129, 130 (кроме абз.5), 131-133.

Итак, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Таким образом, ограничения не распространяются на родственников ребенка проживающих за рубежом или являющихся иностранными гражданами.

Об этом свидетельствует следующий пример.

Иностранные граждане — супруги Р. обратились в суд с заявлением об усыновлении двоих несовершеннолетних детей — С. (2003 года рождения) и К. (2004 года рождения), находящихся в государственном учреждении «Специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики».

В обоснование заявления супруги Р. указали, что состоят в браке длительное время, имеют двоих родных дочерей, но, чтобы семья была полной, хотят иметь двоих сыновей, однако по медицинским показаниям сами они детей больше иметь не могут.

Заявители хотят стать родителями мальчиков, потому что полюбили их и готовы дать им домашние тепло и уют; имеют для этого все условия; с медицинским заключением детей они ознакомлены. При усыновлении просили изменить имена и фамилии детей, в актовых записях о рождении С. и К.

записать их в качестве родителей, даты рождения детей оставить без изменения.

Заявители просили обратить решение суда к немедленному исполнению, ссылаясь на то, что их несовершеннолетние дети остались дома с родственниками и друзьями, а также на то, что уже назначена встреча с лечащим врачом для осмотра С. и К.

Представитель опекуна детей — главный врач государственного учреждения «Специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» дала согласие на усыновление детей супругами Р. и не возражала против их просьбы о приведении решения суда к немедленному исполнению.

Читайте также:  Прибавка к пенсии пенсионерам за 3 детей

Представитель органа опеки и попечительства полагала, что данное усыновление возможно, соответствует интересам детей, заявители отвечают установленным законом требованиям.

Прокурор возражал против удовлетворения указанного заявления.

Решением Верховного Суда Республики от 22 декабря 2006 г. названное заявление удовлетворено. Решение суда обращено к немедленному исполнению.

В кассационном представлении прокурор просил отменить решение суда как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом прокурор ссылался на то, что заявители — супруги Р. не отвечают одному из требований ст. 127 СК РФ, поскольку ими не представлено суду доказательств наличия необходимых материальных условий для полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития С. и К.

Кроме того, прокурор полагал, что у суда не имелось достаточных оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 27 февраля 2007 г. в удовлетворении кассационного представления отказала частично по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 54 СК РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 СК РФ.

В силу п. 1 ст.

123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

В соответствии со ст. 124 СК РФ усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абз. 3 п. 1 ст.

123 СК РФ, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

При этом усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Удовлетворяя заявление супругов Р., суд исходил из того, что усыновление соответствует интересам детей, поскольку заявители смогут обеспечить им надлежащие условия для физического и нравственного развития. Препятствий к усыновлению супругами Р. несовершеннолетних граждан Российской Федерации С. и К. судом не выявлено.

Данный вывод суда является правильным.

Установлено, что С. и К. — дети, утратившие родительское попечение, которые находятся на воспитании в государственном учреждении «Специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики». О родителях С. ничего не известно. С требованиями о его розыске никто не обращался. Мать К.

отказалась от родительских прав на ребенка сразу после его рождения, дала письменное согласие на его усыновление, ссылаясь на то, что не сможет его воспитывать по состоянию здоровья. 15 октября 2006 г. она умерла. Сведений об отце ребенка не имеется. У К.

есть братья и сестры, однако в связи с тем, что он в семье не воспитывался, о родстве с братьями и сестрами в силу возраста не осведомлен, то их наличие не препятствует его усыновлению.

Органами опеки и попечительства принимались меры по устройству С. и К. в семьи граждан Российской Федерации, но никто не изъявил желания взять их на воспитание.

По информации Министерства образования и науки Российской Федерации, за период нахождения сведений об указанных детях на учете в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не представилась возможность передать детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и обратившихся в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Изложенные обстоятельства позволили суду сделать выводы об отсутствии возможности передать детей на воспитание в семью российских граждан, в том числе родственников, и о соответствии усыновления супругами Р. интересам С. и К.

Довод в кассационном представлении о том, что заявители не смогут создать усыновленным детям необходимые материальные условия для полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития по причине недостаточного дохода, не нашел своего подтверждения в суде кассационной инстанции. Из материалов дела и приложенных к возражениям на кассационное представление документов видно, что доходы супругов Р. значительно превышают их расходы. Кроме того, в ближайшее время доходы их семьи возрастут и супруги Р. смогут содержать двоих усыновленных детей.

Вместе с тем следует признать обоснованным довод кассационного представления о том, что у суда не имелось достаточных оснований для обращения решения к немедленному исполнению.

Решение суда в части приведения его к немедленному исполнению постановлено с нарушением норм ст. 212 ГПК РФ, согласно которым суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

В настоящее время на практике зачастую нарушаются положения Семейного кодекса, а также Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся усыновления детей на международном уровне, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. и ст. 21 Конвенции о правах ребенка 1989 г.

, согласно которой усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком при наличии двух условий: если он не может быть передан на воспитание или помещен в семью в стране происхождения и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

При усыновлении иностранцами российских детей должны быть в первую очередь защищены интересы ребенка. В некоторых странах правовое положение усыновленных детей может отличаться от правового положения родных детей, например, может быть ограничено право на получение наследства.

Такие обстоятельства, которые свидетельствуют о дискриминации ребенка, могут послужить основанием для отказа в усыновлении. В соответствии с п. 2 ст.

165 Семейного кодекса в случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке. Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка при передаче ребенка на усыновление должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Дети-граждане Российской Федерации, проживающие за пределами страны, могут быть усыновлены в компетентных учреждениях иностранных государств с соблюдением установленных ими процедур. Согласно п. 4 ст. 165 Семейного кодекса такое усыновление может быть признано действительным в Российской Федерации при соблюдении следующих условий:

— усыновление было произведено компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель;

— получено разрешение от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации.

С целью защиты прав детей при усыновлении иностранными гражданами Российская Федерация в 2000 году подписала Гаагскую конвенцию «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (Гаага, 1993 г.), но пока конвенция не ратифицирована. К началу 2002 года конвенция вступила в силу для 45 государств, в том числе Австрии, Франции, Финляндии и др.

Согласно ст.126/1 Семейного кодекса не допускается посредническая деятельность по усыновлению детей. К таковой не относится деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории РФ в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности.

Аккредитация таких организаций осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 г. N 268 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» и Приказом Министерства образования РФ от 29.09.

2000 N 2822 «Об аккредитации представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации». Так, например, на территории Российской Федерации аккредитованы ряд организаций США: Adopt-a-child, Inc. (Адопт-э-чайлд, Инк.); Children's Hope International (Чилдренс Хоуп Интернэшнл).

Несмотря на жесткие требования к иностранным усыновителям количество таких усыновлений растет. По статистике в Санкт-Петербурге усыновление детей иностранными гражданами составило 85% от общего количества усыновленных, в Москве – более 50 %, в Московской области каждый третий ребенок усыновляется иностранцами.

Практически во всех регионах страны иностранные граждане усыновляют большее количество российских детей, чем граждане Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5.

37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений являются уголовным преступлением согласно ст. 154 Уголовного кодекса.

6.2. Порядок усыновления российских детей иностранными гражданами установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г.

№ 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

Заявления иностранных граждан, лиц без гражданства, и российских граждан, постоянно проживающих за рубежом, желающих усыновить российского ребенка, рассматриваются судами субъектов Российской Федерации.

К заявлению прилагаются те же документы, которые необходимы для усыновления гражданами Российской Федерации, а также заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства — государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на его территории. Документы усыновителей — иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке (т.е. их подлинность должна быть подтверждена консульскими или другими компетентными органами). После легализации они должны быть переведены на русский язык и перевод нотариально удостоверен.

Усыновители, проживающие за пределами Российской Федерации, должны встать на учет в консульском учреждении Российской Федерации в течение трех месяцев со дня их въезда в государство места проживания.

На консульские учреждения возложены также функции по защите прав и законных интересов усыновленных детей- граждан Российской Федерации до достижения ими совершеннолетия.

Читайте также:  Реализация материнского капитала: документы и порядок реализации

Консульские учреждения в конце каждого календарного года направляют в Министерство образования РФ списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленных детей и неблагополучии в семье усыновителей.

Источник: https://studopedia.su/15_177375_usloviya-usinovleniya-inostrannimi-grazhdanami-rossiyskih-detey.html

Особенности усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами РФ, постоянно проживающими за ее пределами

Согласно п.4 ст.

124 СК РФ усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Выполнению этого условия призваны помочь ст.122 СК РФ, определяющая правила выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, и Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» Федеральный закон от 16 апреля 2001 г.

N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»// Собрание законодательства Российской Федерации от 23 апреля 2001 г. N 17 ст. 1643. . Указанной категории усыновителей дети могут быть переданы лишь по истечении 6 месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (п.4 ст.124).

В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (с изменениями от 4 апреля 2002 г., 10 марта 2005 г., 11 апреля 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 10 апреля 2000 г., N 15, ст. 1590. иностранные граждане, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, обращаются в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет кандидатам в усыновители информацию о ребенке, в отношении которого возникли установленные СК РФ основания для его усыновления. Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов Российской Федерации, они могут обратиться непосредственно в Министерство образования РФ для постановки их на учет и получения сведений о ребенке, подлежащем усыновлению. Установление усыновления производится судом по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидатов в усыновители в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

  • Согласно данному постановлению и СК РФ кандидаты в усыновители обязаны лично:
  • познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;
  • ознакомиться с документами усыновляемого ребенка;
  • подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка;
  • присутствовать на судебном заседании, при рассмотрении дела об усыновлении ребенка.
  • Представлять интересы иностранных граждан в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную некоммерческую деятельность по защите их прав на территории Российской Федерации может специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей через свои представительства, открываемые в установленном порядке в Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и о контроле за ее осуществлением» Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г.

N 268 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // Собрание законодательства Российской Федерации, 3 апреля 2000 г., N 14, ст. 1501.

представительства иностранных организаций:

  1. представляют в установленном порядке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Министерство образования Российской Федерации документы кандидатов в усыновители, проживающих на территории государства местонахождения иностранной организации, для подбора ребенка на усыновление, а также в суд для установления усыновления;
  2. получают направления для кандидатов в усыновители на подбор ребенка в установленном порядке;
  3. организуют прием и размещение кандидатов в усыновители, оказывают необходимую помощь в оформлении усыновления, а также осуществляют иную деятельность по представительству интересов кандидатов в усыновители на территории Российской Федерации, разрешенную законодательством Российской Федерации.

Запрета на направление документов почтой для постановки на учет в федеральном законодательстве не существует, однако данный запрет может устанавливаться местными законами того региона, куда усыновители направляют свои документы.

Но можно направить документы почтой в специально уполномоченный государством, чьими гражданами являются кандидаты в усыновители, орган или организацию по усыновлению детей, которые передадут их в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ.

В этом случае они будут обязаны принять документы.

Таким образом, лично нужно будет присутствовать при знакомстве с ребенком и на судебном заседании при рассмотрении дела об усыновлении.

Применение при усыновлении на территории РФ иностранного законодательства обусловлено, прежде всего, интересами усыновляемых детей, являющихся российскими гражданами, которые после усыновления скорее всего будут проживать вместе с усыновителями — иностранными гражданами за пределами территории РФ.

Соблюдение при усыновлении требований законодательства зарубежного государства (гражданами которого являются усыновители) позволяет обеспечить соответствующий правовой статус ребенка в этом государстве. Следует иметь в виду, что в соответствии с п.1 ст.

26 Закона о гражданстве РФ Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 2002 г. № 22 ст. 2031.

ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его иностранными гражданами (или иностранным гражданином), сохраняет гражданство РФ.

Гражданство РФ ребенка, усыновленного иностранными гражданами (или иностранным гражданином), может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей (или единственного усыновителя) при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

29 мая 1993 г. в г.

Гааге на 17-й сессии Гаагской конференции по международному частному праву была принята Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (далее также Конвенция) Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления от 29 мая 1993 г. // Сборник международных правовых актов, 1995, № 6. . Конвенция вступила в силу 1 мая 1995 г.

О юридическом статусе этой Конвенции можно сказать следующее.

Общее число государств, подписавших, но не ратифицировавших Конвенцию — 15. О государствах подписавших, но не ратифицировавших Конвенцию.

Общее число ратификаций Конвенции — 31 В соответствии с ч. 4 ст.

15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Ратификация Российской Федерацией международных правовых актов на уровне законодательства позволяет отнести последние к нормативным источникам внутригосударственного права. .

Общее число присоединений: 11.

Согласно Статье 44 (3) Конвенции, присоединение действует только для отношений между присоединившимся государством и тех договаривающихся государств, которые не возражали против присоединения в течение шести месяцев после срока выдачи депозитарием уведомления о присоединении. Дата окончания этого шестимесячного периода в этом случае является датой ратификации.

  • Согласно ст.1 Конвенции ее целями являются:
  • а) создание гарантий того, что межгосударственное усыновление производится только в интересах ребенка и с уважением его или ее основных прав, как это признано международным правом;
  • б) создание системы сотрудничества между Договаривающимися государствами для обеспечения того, чтобы эти гарантии соблюдались и тем самым предотвращались бы похищение, продажа или незаконный вывоз детей;
  • в) обеспечение признания в Договаривающихся государствах усыновлений, произведенных в соответствии с настоящей Конвенцией.

Согласно ст.2.

2 Конвенция применяется к случаям, когда ребенок, обычно проживающий в одном из Договаривающихся государств («государстве происхождения»), перемещается или должен быть перемещен в другое Договаривающееся государство («принимающее государство»), или после его или ее усыновления в государстве происхождения супругами или лицом, постоянно проживающими в принимающем государстве, либо для целей такого усыновления в принимающем государстве или в государстве происхождения.

Согласно ст.2.

3 Конвенция применяется только к тем случаям усыновления, в которых создается постоянная связь между родителями и ребенком.

Так, в одном из гражданских дел, рассмотренных Верховным судом РФ указывается на то, что супруги У-н как кандидаты в усыновители наладили с ребенком хороший контакт. Заявители — опытные родители, любят детей и хорошо подготовились к приему Д.

в свою семью, ознакомившись с вопросами международного усыновления посредством литературы, бесед со специалистами и другими приемными родителями. Дети заявителей хорошо себя ведут и с нетерпением ждут того, чтобы у них был маленький брат.

Они понимают, что ребенку из России требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к своему новому окружающему миру и почувствовать себя с ними комфортно. Родственники и друзья семьи У-н поддерживают их планы по усыновлению. Все они испытывают огромное желание с теплом принять нового ребенка в свой круг.

Поэтому решение по делу Верховным Судом было отменено и вынесено новое решение об удовлетворении заявления граждан Соединенных Штатов Америки Дэйла Рэя и Лесли Рени У-н об установлении усыновления Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 22 января 2003 г.

N 154пв02 «Об удовлетворении заявления граждан Соединенных Штатов Америки Дэйла Рэя и Лесли Рени У-н об установлении усыновления» // сайт Верховного Суда РФ — www.Sudrf.ru/.

В России наблюдается тенденция к преимущественному усыновлению сирот иностранцами, а не российскими гражданами. Поэтому государство не может безучастно относиться к ситуации, сложившейся вокруг международного усыновления.

Повышенный интерес к усыновлению детей иностранными гражданами обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Одной из объективных причин является то, что международное усыновление превалирует над российским, в этой связи иностранцы стали больше усыновлять российских детей.

Как видно из проведенного анализа, усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка, что его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность.

В соответствии с п.2 ст.124 СК усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах.

И поскольку цель усыновления — дать детям семейное воспитание и наделить усыновителей родительскими правами и обязанностями, часть 3 п.1 ст.

123 СК диктует, что при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Нетрудно заметить, что, предъявляемые к усыновлению требования практически все обращены к усыновителям. Что же касается самих усыновляемых детей, необходимо отметить, что закон не содержит каких-либо ограничений в отношении усыновления больных детей, т.е. состояние их здоровья, наличие отклонений от нормы в физическом и умственном развитии, дурных привычек и пр. не мешают усыновлению.

Источник: https://studbooks.net/1051302/pravo/osobennosti_usynovleniya_detey_inostrannymi_grazhdanami_litsami_grazhdanstva_grazhdanami_postoyanno_prozhivayuschimi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector