Реквизиция — крайняя мера, требующая реальной компенсации

Время чтения: 6 минут

Собственник земли считает, что может расстаться с ней только по своей воле: продав, подарив, или завещав ее. Однако нельзя исключать риск обременения, утраты или конфискации. И если воздействие стихии предотвратить нельзя, то подготовиться к принудительному изъятию вполне возможно.

Или, по крайней мере, изучить права и риски собственника земельного участка, которые сильно отличаются в зависимости от вида изъятия. Для этого важно понимать, в каких случаях происходит конфискация земель.
Реквизиция - крайняя мера, требующая реальной компенсации

Определение конфискации земельного участка

Определение конфискации земельного участка легализовано в ст. 50 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) и в ч. 1 ст. 104.1 Уголовного кодекса РФ (УК РФ). Изучив эти нормативные акты, мы обнаружим характеристики лишения собственника земли.

Конфискация земельного участка — это принудительное безвозмездное изъятие участка у собственника в пользу государства на основании решения суда в виде санкции за совершенное преступление.

Поскольку конфискация является видом изъятия, это не единственная причина лишения собственника земли.

Путаница в терминологии, а именно непонимание того, что «изъятие» шире термина «конфискация земельного участка», провоцирует многочисленные ошибки в трактовке закона гражданами.

Между тем, и законодательная база у процедур разная.

Гражданский кодекс РФ дополняет понятие конфискации еще одним основанием для применения — совершением правонарушения. Однако это касается не земли, а других видов имущества:

  • иной недвижимости,
  • движимой собственности,
  • орудий и предметов преступления и правонарушения.

За административное правонарушение никого не лишат участка, так как это не предусматривается нормами ЗК и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Только в законе могут быть прописаны основания и порядок лишения гражданина имущества. Самовольность недопустима. Вопросы конфискации земли регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

  • ЗК РФ, устанавливающим понятие конфискации земельного участка;
  • УК РФ, закрепляющим общее определение, конкретизирующим виды имущества, которое может быть подвергнуто применению данной санкции;
  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ, определяющим правила наложения судом меры пресечения.

Иные виды изъятия земли регулируют нормы гражданского законодательства — Гражданский (ГК РФ) и Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ), а также ЗК РФ.

Основания для конфискации земельного участка

  • Земельный участок может быть конфискован лишь по решению суда на основании юридического факта — преступления.
  • Однако собственник земли может утратить свое право на нее и по другим основаниям, но здесь применим термин «изъятие».
  • Перечислим возможные виды изъятий:
  1. За совершение преступления — конфискация по результатам уголовного производства.
  2. При чрезвычайной ситуации, эпидемии и иных непредвиденных происшествиях — реквизиция.

  3. В целях удовлетворения потребностей государства и муниципальных образований — выкуп.
  4. По причине ненадлежащего использования (приносящего урон земле либо нецелевого) — изъятие участка.
  5. Взыскание по обязательствам.

В последнем случае земли можно лишиться при нарушении своих гражданско-правовых обязательств. Например, если гражданин не выплачивает кредит по договору ипотеки, когда залогом выступает участок.

Заключение недействительной сделки приведет к тем же последствиям.
Реквизиция - крайняя мера, требующая реальной компенсации

Порядок проведения процедуры конфискации

Поскольку конфискация является результатом уголовного судопроизводства, решение исполняют приставы. Порядок конфискации земли определен нормами ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в частности, положениями ст. 104.

Изъятие собственности проходит в несколько этапов:

  1. Суд принимает решение о конфискации.
  2. После вступления в силу решения приставы получают исполнительный лист.
  3. Пристав налагает арест на земельный участок. Арест может быть наложен и до вынесения окончательного решения о конфискации. Его могут применить определением суда по ходатайству следователя или дознавателя.
  4. С момента наложения ареста пристав может предоставить владельцу 5 суток для того, чтобы отделить конфискуемое имущество от собственности, на которую не распространяется судебное решение.
  5. Исполнитель с участием двух понятых составляет акт описи и изъятия имущества.
  6. По акту приема-передачи земельный участок передается в установленном порядке Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (в соответствии с пп. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.05.2003 № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства»).

Поскольку часто стоимость земли способна компенсировать материальный ущерб потерпевшей стороне или государству, имущество продается с торгов. По окончании процедуры собственник лишается земельного надела.

Что означает принудительное изъятие

Когда имущество конфискуется принудительно, мнение собственника не учитывается. Принудительное изъятие – это постоянное или временное лишение права собственности уполномоченными органами как на безвозмездной основе, так и с возможностью материальной компенсации.

В зависимости от этого выделяют виды изъятия. Их объединяет то, что процедуры проводятся строго в соответствии с регламентами, отраженными в законе.

Так, конфискация и изъятие земли при взыскании по обязательствам не предполагают компенсации собственнику, но владелец получит деньги в случае реквизиции и выкупа для нужд государства.

Отличия изъятия земли при взыскании по гражданским обязательствам и за совершение преступления

Конфискацию земли как изъятие за тяжкие и особо тяжкие преступления следует отличать от иных видов лишения имущества, в первую очередь, от взыскания по гражданско-правовым обязательствам.

Для того чтобы понять разницу, сравним их.

Изъятие земли за преступления
(конфискация)
Изъятие земли при взыскании по гражданским обязательствам
Каким законом регулируется
УК РФ (ст. 104.1) и УПП ГК (ст. 278) и ГПП
К кому может применяться
К физическим лицам К физическим и юридическим лицам
По какой причине применяется
Совершение преступления: мошенничество, незаконное получение сведений, составляющих коммерческую тайну и так далее Неисполнение гражданско-правовых обязательств: невозврат долгов по договору кредитования, задолженность по алиментам и прочее
Кем и по чьей инициативе принимается решение
Изъятие производится по судебному решению по инициативе суда либо по ходатайству следователя или дознавателя до вынесения приговора Изъятие производится согласно судебному решению по инициативе кредитора
В чью пользу изымается
В пользу государства В пользу кредитора

Реквизиция - крайняя мера, требующая реальной компенсации

Изъятие земли в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд

Изъятие как разновидность утраты права собственности отличается тем, что конфискацию изначально инициируют государственные или муниципальные органы власти. Процедуру регулируют положения гл. VII.1 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ.

Такое изъятие чаще всего обусловлено необходимостью строительства, реконструкции объектов федерального, регионального либо местного значения, а также другими целями, не связанными с реконструкцией, если это обосновано:

  • международными обязательствами РФ;
  • расширением или созданием природоохранной территории;
  • лицензией на пользование недрами;
  • аварийным состоянием находящегося на участке строения, требующего сноса или реконструкции.

Собственник земли получает сообщение о принятом решении в письменной форме и не позднее, чем за год до начала процедуры.

При этом отчуждение является возмездным — утраченное право собственности компенсируется денежной выплатой в размере рыночной цены участка и иных расходов, связанных с лишением.

Изъятие земли по причине ненадлежащего использования

Каждый земельный участок имеет свое назначение. На одних наделах строят дома, на других выращивают пшеницу. И государство ведет мониторинг деятельности на ваших законных сотках.

Если собственник 3 года не использовал землю по назначению, либо эксплуатировал в целях, для которых его участок не был предназначен, надел могут изъять. Это правило касается земельных участков для ведения сельского хозяйства, жилищного и иного строительства.

Изъятие предусмотрено при использовании земли, которое приводит к существенному снижению плодородия почвы или причиняет вред окружающей среде (ст. 285 ГК РФ).

Несогласный с изъятием собственник вправе оспорить такое решение в судебном порядке.

Важно: в ст. 284 ГК РФ сказано, что в трехлетний срок не включается время, необходимое для освоения земли, а также период стихийных бедствий, из-за которых использование участка было невозможным. Это может стать аргументом в пользу хозяина земли в суде.

Денежная компенсация

Стоимость конфискованной земли бывшему собственнику никто не компенсирует. Гражданин утрачивает ее безвозмездно. Иначе дело обстоит с изъятием для государственных и муниципальных нужд и реквизицией. Они являются возмездными видами изъятия.

Размер компенсации при возмездном изъятии определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка. В случае выкупа формируется выкупная цена. Она включает в себя стоимость участка и убытки, понесенные собственником из-за утраты имущества.

Реквизиция - крайняя мера, требующая реальной компенсации

Что такое реквизиция

Реквизиция земельных участков — изъятие при обстоятельствах чрезвычайного характера, проводимое уполномоченными органами власти. Реквизиция отличается от других способов принудительного изъятия некоторыми нюансами применения. В частности, эта процедура:

  • возможна только при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях, эпизоотиях, иных чрезвычайных обстоятельствах;
  • носит временный характер — до устранения угрозы или ее последствий;
  • может быть возмездной: если участок нельзя вернуть, например, из-за того, что земля оказалась в зоне отчуждения, то собственнику выплачивается компенсация в размере рыночной стоимости утраченного участка.

Порядку проведения реквизиции посвящены некоторые положения земельного и гражданского законодательства, например, ст. 242 ГК РФ и 51 ЗК РФ. В документах содержится упоминание о временном ограничении прав собственника, за которое тоже могут быть возмещены убытки.

Понятие изъятия недвижимости

Все, что было сказано выше о разных видах изъятия земель, в том числе о конфискации, справедливо и в отношении иных видов недвижимого имущества. Так, например, может быть изъята квартира, которая не является единственным местом для проживания.

Земля же обладает особым статусом, так как признается благом, имеющим всеобщее значение. По этой причине для оборота земли характерны серьезные ограничения. И важно понимать, может ли земельный участок быть конфискован.

Выводы

Конфискация земельного участка — мера государственного реагирования на определенные обстоятельства. Она применяется лишь за совершение преступления, но не является единственным способом изъятия земли у собственника.

Участок могут изъять при взыскании по невыполненным гражданским обязательствам, при нецелевом использовании, для государственных и муниципальных нужд, и вследствие реквизиции. От указанных видов прекращения прав собственности конфискация отличается тем, что гражданин принудительно и безвозвратно утрачивает право собственности на конфискованную землю, не получая материальной компенсации.

Новые правила конфискации имущества: Видео

Источник: https://zakon7ya.ru/imushhestvennye-obyazatelstva/sovmestnaja-sobstvennost/prichiny-konfiskatcii-zemli.html

Возможна ли реквизиция земельного участка в 2019 году

Время чтения: 4 минут

Читайте также:  Право на оформление участка в любом свободном месте

Исходя из общественных интересов государственные органы могут изъять чье-то имущество, включая земельные наделы, в порядке и на условиях, которые установлены законом. Реквизиция земельного участка, согласно нормам земельного законодательства РФ, предусматривает выплату собственнику стоимости изъятого имущества или возврат реквизированного надела.

Реквизиция - крайняя мера, требующая реальной компенсации

Что такое реквизиция аграрного надела

Реквизиция земельного участка – это процедура, в результате которой земля принудительно отчуждается государством с последующим возмещением стоимости владельцу. Материальная компенсация предусматривается в случаях, когда возврат земли после исчезновения причин, повлекших изъятие, не представляется возможным.

Процедура имеет возмездный и временный характер. Она не имеет ничего общего с мерами наказания и применяется исключительно при чрезвычайной необходимости.

Согласно ст. 51 Земельного кодекса РФ, земельный участок может быть реквизирован в случаях:

  • техногенных катастроф;
  • стихийных бедствий;
  • эпидемий;
  • загрязнения;
  • затопления;
  • пожара и при иных форс-мажорных обстоятельствах.

Основанием для применения данной меры может стать заявление правительства о возникших в конкретном регионе чрезвычайных обстоятельствах или решение уполномоченного госоргана.

Чем реквизиция отличается от изъятия для муниципальных и государственных нужд

Хотя между правовыми институтами реквизиции земельных участков и их изъятием для муниципальных/государственных потребностей есть ряд общих черт, их цели и основания в корне отличаются.

В последнем случае эти действия направлены на реализацию обязательств, принятых Российской Федерацией и ее субъектами в соответствии с заключенными международными трудовыми договорами по размещению объектов инфраструктуры.

Реквизиция земельного участка представляет собой прекращение прав, вызванное чрезвычайными обстоятельствами, негативные последствия которых следует предотвратить или преодолеть. Изъятие же продиктовано необходимостью удовлетворения муниципальных или государственных потребностей, то есть, общественными интересами.

Реквизиция – временная мера, необходимость в применении которой возникает неожиданно. Изъятие для нужд общества – окончательное и плановое мероприятие.

Возможность изъятия земельных наделов для муниципальных или государственных нужд регламентирует ст. 56.3 ЗК РФ.

В Кодексе установлены и другие основания для изъятия земли по федеральным законам. Принудительное отчуждение участков, находящихся в собственности субъектов РФ, осуществляется согласно региональным законодательным актам.

Ознакомьтесь с тем, каким образом осуществляется резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.

Как реквизированный участок возвращается владельцу

После изъятия угодий существует два варианта развития событий:

  • земельный надел не возвращается владельцу ввиду невозможности этого действия, однако компенсируется его рыночная стоимость либо выделяется надел, равноценный изъятому;
  • участок возвращается собственнику с возмещением ущерба, нанесенного временным ограничением владельца в праве собственности.
  • В случае прекращения оснований, по которым надел был изъят, владелец может требовать его возвращения по решению суда.
  • Реквизиция - крайняя мера, требующая реальной компенсации

Возврат земли в судебном порядке

Ст. 51, п. 4 ЗК РФ предоставляет владельцу земельного надела, изъятого при реквизиции, право на обращение в суд. Исковое заявление должно быть составлено в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ.

Согласно законодательству, при цене иска до 50 тысяч рублей он подается на рассмотрение мировому судье (ст. 23 ГК РФ). Однако в нашем случае истцу следует обратиться в районный суд, ведь стоимость надела и, как следствие, цена иска обычно превышает указанную сумму.

Как оценивается участок для компенсации его стоимости

Как упоминалось выше, в случае невозможности возврата изъятой земли после устранения причин, повлекших реквизицию, власти должны компенсировать собственнику ее стоимость. Для этого нужна объективная оценка надела.

Выкупная цена складывается из рыночной стоимости территории, сооружений и зданий, размещенных на ней, и убытков, нанесенных собственнику изъятием или временным ограничением прав.

Размер суммы, выплачиваемой в качестве выкупной стоимости реквизированного участка, может определяться по соглашению сторон.

Компенсация потерь, понесенных собственником в результате реквизиции земли или ограничения прав на нее

Возмещение ущерба, включаемого в выкупную цену земельного надела, производится согласно Постановлению Правительства РФ №262 от 07.05.2003. Этот нормативный акт содержит порядок компенсации по рассматриваемому основанию и в иных ситуациях.

Определение убытков предполагает установление характеристик наделов и расположенных на них объектов недвижимости. В процессе оценки потерь собираются и обрабатываются данные кадастра, правоустанавливающие документы на землю, другие сведения. Анализу подвергается рынок, к которому причислены участки, их аналоги, объекты недвижимого имущества.

Размер причиненного ущерба исчисляется с учетом количественных/качественных параметров земли и недвижимости и выражается в российских рублях.

Можно оценить объем убытков и посредством заключения договора на оказание услуг по их расчету между сторонами. Итоговая сумма отражается в документе «Заключение о размере убытков». В нем следует указать дату проведения исследования.

Реквизиция - крайняя мера, требующая реальной компенсации

В заключении об ущербе должно содержаться:

  • определение правомочий владельца и причины их возникновения;
  • основания возмещения;
  • сведения об обременениях;
  • данные о регистрации прав на участок, если она обязательна;
  • описание надела: назначение, вид использования, права третьих лиц и прочие сведения.

Расчет объема убытков складывается из двух составляющих:

  1. Величины упущенной выгоды.
  2. Размера реально причиненного ущерба (составная часть выкупной цены).

Упущенная выгода, то есть доход, не полученный владельцем, – немаловажная часть потерь. Ведь если бы не изъятие участка, собственник наверняка получил бы прибыль исходя из обычных условий гражданского оборота.

Практика судов по аналогичным делам показывает, что при удовлетворении исков, связанных с взысканием упущенной выгоды, важно определить достоверность сведений о доходе, который истец предполагал получить. Его размер определяется разумными затратами, понесенными в случае надлежащего исполнения обязательств. Этот вид убытков очень сложно доказать.

Реальный урон складывается из:

  • повреждения имущества, его утраты;
  • фактически понесенных гражданином потерь на момент изъятия земли или предъявления иска;
  • последующие расходы на восстановление нарушенного права.

Регуляторную функцию в этих правоотношениях выполняет ст. 15 ГК РФ и ст. 393 п. 4 ГК РФ. На основании их положений при определении величины упущенной выгоды учитываются меры, принятые владельцем участка, и сделанные приготовления с целью ее получения.

Чем реквизиция отличается от конфискации

Среди вопросов, связанных с прекращением прав на земельный надел, особое место занимает конфискация и реквизиция земельного участка.

Бессрочное безвозмездное изъятие земли у собственника – это конфискация. Основанием для нее служит решение суда, вступившее в законную силу. Санкция является карательной мерой, поэтому применяется к гражданам, совершившим преступления или иные правонарушения.

Реквизиция — это временное изъятие земельного участка, предусматривающее обязательное возмещение владельцу понесенных убытков. Надел может быть реквизирован для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства. Решение об этом принимает уполномоченный исполнительный орган государственной власти. О факте реквизиции владелец получает документ, оформленный надлежащим образом.

Выводы

Реквизиция земельных участков, согласно законодательству РФ, проводится в виде принудительного изъятия для обеспечения безопасности государства и граждан.

Она представляет собой отчуждение земель на время возникновения форс-мажорных ситуаций, эпидемий и стихийных бедствий.

Если после устранения повлекших реквизицию причин возврат земли в первоначальном виде невозможен, собственник получит равноценный надел или компенсацию понесенных убытков.

Размер возмещения зависит от расположения, исходных характеристик земли, состояния, наличия построек и инфраструктуры. В случае несогласия с суммой компенсации или предложенными вариантами владелец реквизированного надела имеет право обратиться в суд.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/rekviziciya-zemelnogo-uchastka.html

Когда государство может отобрать ваш земельный участок? Что такое реквизиция?

Реквизиция — это процедура временного изъятия земельного участка у собственника, предусмотренная законом. Рассмотрим понятие реквизиции, ее основания и последствия.

Что такое реквизиция земельного участка

Реквизиция земельного участка — это прекращение на неопределенный срок права собственности на землю в связи с наступившими чрезвычайными обстоятельствами.

В статье 51 Земельного кодекса РФ и статье 242 Гражданского кодекса РФ приведены примеры таких обстоятельств:

  • стихийные бедствия;
  • аварии;
  • эпидемии;
  • эпизоотии (эпидемии среди животных).

Обстоятельства не конкретизированы, это могут быть любые происшествия, которые создают опасность для собственника земельного участка. Такие случаи не должны носить предположительный характер, а являются официально объявленными чрезвычайными ситуациями.

Реквизиция — это не мера карательного воздействия. В первую очередь, она призвана спасти людей, интересы государства от возникшей опасности или угрозы таковой.

Несмотря на то, что реквизиция земельного участка представляет собой лишь временное изъятие земельного участка, она всегда регистрируется в Росреестре, поскольку с момента реквизиции собственник больше не может распорядиться своим имуществом: продать участок, подарить или отдать арендаторам.

Реквизиция - крайняя мера, требующая реальной компенсации

Порядок реквизиции

Реквизиция обычно носит срочный и спешный характер по своему определению, поэтому соблюдать какие-либо длительные процедуры иногда попросту невозможно. Поэтому процедура начинается с обычного уведомления собственнику участка, в котором его ставят в известность о реквизиции участка и предписывают срочно его покинуть.

Далее собственник должен получить акт о реквизиции в том органе, который изъял землю, и ждать, пока отпадут обстоятельства, ставшие причиной реквизиции.

Каких-то конкретных сроков закон не регламентирует, поскольку никто заранее не знает, что за ситуации возникнут и в какие сроки будут устранены.

Реквизиция и изъятие — в чем разница

Нельзя путать два этих понятия. Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд производится с полным прекращением права собственности, если государству нужно применить вашу землю для каких-то проектов. Один из распространенных случаев — планирование прокладки новой автодороги.

Земельный участок может быть реквизирован только временно, пока действуют чрезвычайные обстоятельства. В обоих случаях вы имеете право на денежное возмещение, но при реквизиции можно получить свою землю обратно, а при изъятии — нет.

Также разнится процедура. В первом случае изъятие не носит чрезвычайного характера, это запланированное и окончательное решение госорганов, поэтому закон содержит описание строгой последовательности действий при изъятии.

При реквизиции строгая процедура отсутствует.

Возврат реквизированного участка

Поскольку реквизиция представляет собой лишь временное изъятие, то после того как опасность минует, хозяин может получить свой участок обратно.

На основании акта о реквизиции ограничение на распоряжение собственностью снимается, участок возвращается в полное распоряжение собственнику, производится выплата убытков, возникших в связи с невозможностью пользоваться землей.

Читайте также:  Завещательное распоряжение - это что такое и для чего нужно

Бывают ситуации, когда обстоятельства отпали, но ведомство, изъявшее участок, не спешит возвращать его обратно. В таких случаях необходимо требовать вернуть землю в судебном порядке.

Компенсация стоимости реквизированного участка

Масштаб обстоятельств не всегда гарантирует, что возврат участка возможен. Если предположить, что случилась катастрофа техногенного характера, итогом которой стало радиационное заражение больших территорий, то такой земельный участок владельцу будет уже без надобности.

  • При затянувшейся реквизиции собственник, помимо стоимости убытков, получает компенсацию цены участка или, по своему выбору, другой земельный участок.
  • Если компенсация не устраивает бывшего хозяина, ее можно оспорить в судебном порядке, прибегнув к независимой оценке.
  • Для более ясного представления о реквизиции приведем несколько примеров:
  1. Представим, что в горном районе № происходит землетрясение, которое разрушает все постройки в этой местности, влечет человеческие жертвы. Спустя какое-то время толчки продолжаются. Специалисты дают неблагоприятные прогнозы с возможным повтором бедствия. Местные жители остались бездомными и потеряли свое имущество. Региональные власти производят реквизицию земли, выдают акты и срочно эвакуируют население.
  2. В прибрежном районе S установлена дамба, регулирующая уровень воды. Из-за ошибки проектирования дамба дает течь и часть земли с домами оказывается затопленной. В таких случаях власти также реквизируют земли, производят ремонт дамбы, осушение затопленной территории, восстановление дорог и возвращают землю владельцам, возместив стоимость убытков (затопленных домов, смытого плодородного слоя почвы и посадок).

Источник: https://how2get.ru/home/priusadebnoe-hozyajstvo/chto-takoe-rekvizitsiya-zemelnogo-uchastka/

РЕКВИЗИ́ЦИЯ

Авторы: К. А. Бекяшев

РЕКВИЗИ́ЦИЯ (от лат. requsitio – тре­бо­ва­ние), 1) при­ну­ди­тель­ное воз­мезд­ное изъ­я­тие го­су­дар­ст­вом иму­ще­ст­ва у соб­ст­вен­ни­ка. В Рос­сии Свод­ный за­кон о ре­к­ви­зи­ции и кон­фи­ска­ции иму­ще­ст­ва при­нят в 1927, дей­ст­ву­ет в нач. 21 в., хо­тя мно­гие его по­ло­же­ния ус­та­ре­ли. Со­глас­но ГК РФ, Р.

 – од­но из ос­но­ва­ний прекра­ще­ния пра­ва соб­ст­вен­но­сти. В слу­ча­ях сти­хий­ных бед­ст­вий, ава­рий, эпи­де­мий, эпи­зо­отий и при иных об­стоя­тель­ст­вах, но­ся­щих чрез­вы­чай­ный ха­рак­тер, иму­ще­ст­во в ин­те­ре­сах об­ще­ст­ва по ре­ше­нию гос.

ор­га­нов мо­жет быть изъ­я­то у соб­ст­вен­ни­ка в по­ряд­ке и на ус­ло­ви­ях, ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном, с вы­пла­той ему стои­мо­сти иму­ще­ст­ва (ре­к­ви­зи­ция). Оцен­ка, по ко­то­рой соб­ст­вен­ни­ку воз­ме­ща­ет­ся стои­мость ре­к­ви­зи­ро­ван­но­го иму­ще­ст­ва, мо­жет быть ос­по­ре­на им в су­де.

Ли­цо, иму­ще­ст­во ко­то­ро­го ре­к­ви­зи­ро­ва­но, впра­ве при пре­кра­ще­нии дей­ст­вия об­стоя­тельств, в свя­зи с ко­то­ры­ми про­из­ве­де­на Р., тре­бо­вать по су­ду воз­вра­та ему со­хра­нив­ше­го­ся иму­ще­ст­ва.

2) В ме­ж­ду­нар. пра­ве Р. – при­ну­дит. воз­мезд­ное изъ­я­тие разл. ви­дов иму­ще­ст­ва для ис­поль­зо­ва­ния их ар­ми­ей вра­же­ско­го го­су­дар­ст­ва. Со­глас­но ст. 52 Га­аг­ской кон­вен­ции о за­ко­нах и обы­ча­ях су­хо­пут­ной вой­ны 1907, Р.

мо­гут про­из­во­дить­ся лишь для нужд ок­ку­па­ци­он­ной ар­мии и не долж­ны осу­ще­ст­в­лять­ся для обес­пе­че­ния по­треб­но­стей воюю­ще­го го­су­дар­ст­ва во­об­ще. Они долж­ны со­от­вет­ст­во­вать сред­ст­вам стра­ны и быть та­ко­го ро­да, что­бы не на­ла­гать на на­се­ле­ние обя­зан­но­стей уча­ст­во­вать в во­ен.

дей­ст­ви­ях про­тив сво­его оте­че­ст­ва. Р. воз­мож­ны лишь с раз­ре­ше­ния вое­на­чаль­ни­ка за­ня­той ме­ст­но­сти. При этом Р. долж­ны до­пус­кать­ся лишь в той ме­ре, в ка­кой это тре­бу­ет­ся во­ен. не­об­хо­димо­стью. Р. по воз­мож­но­сти долж­ны быть оп­ла­чи­вае­мы на­лич­ны­ми день­га­ми.

В про­тив­ном слу­чае они долж­ны быть удо­сто­ве­ре­ны рас­пис­ка­ми и уп­ла­та над­ле­жа­щей це­ны долж­на быть про­из­ве­де­на как мож­но ско­рее.

Га­аг­ская кон­вен­ция о за­щи­те куль­тур­ных цен­но­стей в слу­чае воо­руж. кон­флик­та 1954 за­пре­ща­ет Р. дви­жи­мых куль­тур­ных цен­но­стей, рас­по­ло­жен­ных на тер­ри­то­рии др. сто­ро­ны.

До­пол­нит. про­то­кол I (1977) к Же­нев­ским кон­вен­ци­ям 1949, ка­саю­щий­ся за­щи­ты жертв ме­ж­ду­нар. воо­руж. кон­флик­тов, пре­ду­смат­ри­ва­ет, что ок­ку­пи­рую­щая дер­жа­ва не мо­жет ре­к­ви­зи­ровать гражд. мед. фор­ми­ро­ва­ния, их обо­ру­до­ва­ние, ма­те­риа­лы или при­вле­кать в при­ну­дит.

по­ряд­ке к тру­ду их пер­со­нал, по­ка эти ре­сур­сы не­об­хо­ди­мы для обес­пе­че­ния над­ле­жа­ще­го мед. об­слу­жи­ва­ния гражд. на­се­ле­ния и для не­пре­рыв­но­го ухо­да за ра­не­ны­ми и боль­ны­ми, уже про­хо­дя­щи­ми ле­че­ние.

Од­на­ко ок­ку­пи­рую­щая дер­жа­ва мо­жет ре­к­ви­зи­ро­вать упо­мя­ну­тые ре­сур­сы при ус­ло­ви­ях: что эти ре­сур­сы не­об­хо­ди­мы для ока­за­ния над­ле­жа­щей и не­от­лож­ной мед. по­мо­щи ра­не­ным и боль­ным из со­ста­ва воо­руж. сил ок­ку­пи­рую­щей дер­жа­вы или во­ен­но­плен­ных; что Р.

про­дол­жа­ет­ся толь­ко до тех пор, по­ка та­кая не­об­хо­ди­мость су­ще­ст­ву­ет, и что не­мед­лен­но при­ни­ма­ют­ся ме­ры для обес­пе­че­ния то­го, что­бы за­тро­ну­тые та­кой Р. мед. ну­ж­ды гражд. на­се­ле­ния, а так­же ну­ж­ды ра­не­ных и боль­ных, про­хо­дя­щих ле­че­ние, про­дол­жа­ли удов­ле­тво­рять­ся.

Со­глас­но кон­суль­ским кон­вен­ци­ям РФ с др. стра­на­ми, кон­суль­ские по­ме­ще­ния, ре­зи­ден­ция гла­вы кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния, др. кон­суль­ских долж­но­ст­ных лиц, пред­ме­ты их об­ста­нов­ки, иму­ще­ст­во кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния, а так­же его сред­ст­ва пе­ре­дви­же­ния поль­зу­ют­ся им­му­ни­те­том от лю­бых ви­дов ре­к­ви­зи­ции.

Источник: https://bigenc.ru/law/text/3504498

Особенности изъятия и реквизиции земельных участков

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Более подробно процедура выкупа, порядок определения выкупной цены регламентированы ст. 279 — 282 ГК РФ.

Реквизиция земельного участка (ст.

51 ЗК РФ) означает временное изъятие у собственника земельного участка при возникновении обстоятельств чрезвычайного характера в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства с возмещением собственнику причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции. Основная особенность реквизиции связана с тем, что земельный участок после отпадения чрезвычайных обстоятельств в большинстве случаев может быть возвращен владельцу.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость земельного участка или по желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Конфискация является единственным случаем принудительного безвозмездного изъятия государством имущества, принадлежащего нарушителю, совершившему преступление или иное правонарушение. Следствием конфискации является прекращение права собственности.

Изъятие у собственника земельного участка при ненадлежащем его использовании. ЗК РФ в ст. 45 содержит основания изъятия земельных участков в подобных случаях у землевладельцев и землепользователей, но не распространяет их на собственников.

Основания же прекращения права собственности на земельный участок, который не используется в соответствии с его назначением либо используется с нарушением законодательства, прописаны в ст. 284 и ст. 285 ГК РФ.

Так, земельный участок может быть изъят у собственника не в любом случае неиспользования его по назначению, а лишь в случае неиспользования земельного участка по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

Касается это двух категорий земель — предназначенных для сельхозпроизводства и под любую разновидность строительства.

Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Таким образом, изъятие земельного участка как крайняя мера земельно-правовой ответственности применяется лишь в случаях грубого нарушения земельного законодательства.

Отчуждение земельного участка в принудительном порядке предусмотрено также в п. 4 ст. 252 ГК РФ в случае выплаты участнику долевой собственности остальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре.

Такая ситуация может иметь место, когда небольшой земельный участок переходит по наследству к нескольким наследникам, доли которых оказываются меньше минимального размера, установленного для конкретного целевого использования земельного участка, и поэтому не могут быть выделены в натуре.

Источник: https://studwood.ru/1169146/pravo/osobennosti_izyatiya_rekvizitsii_zemelnyh_uchastkov

Реквизиция как один из случаев принудительного прекращения права собственности на земельные участки

ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА
ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИН.И. ТАСКИН

Реквизиция как правовой институт — не
новое явление для гражданского права, она
представляет собой «традиционное для
всякого правопорядка основание
прекращения права собственности граждан и
юридических лиц» .

Еще в конце XIX века в
России наряду с иными основаниями изъятия
имущества указываются такие, как
постановление законодательного органа и
акты экспроприации , производство
которой на возмездных началах в целом и
называется реквизицией.

———————————

Нам К., Горбачев Д.
Конституционные гарантии охраны права
собственности // Хоз-во и право. 1997. N 11. С. 125. См.: Исаев И.А. История государства и
права России: Учебник. М.: Юристъ, 1999. С. 304.Действующий Гражданский кодекс РФ (далее —
ГК РФ) содержит правило о реквизиции,
которое в целом воспроизводит абз. 2 п. 4 ст.

7
Закона РСФСР «О собственности в РСФСР»,
однако содержит существенные дополнения.
Согласно п. 1 ст.

242 ГК РФ в случаях стихийных
бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при
иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный
характер, имущество в интересах общества по
решению государственных органов может быть
изъято у собственника в порядке и на
условиях, установленных законом, с выплатой
ему стоимости имущества (реквизиция).

Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) развивает
положение ст. 242 ГК РФ применительно к
реквизиции земельных участков. Так, в
соответствии с п. 1 ст.

51 в случаях стихийных
бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при
иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный
характер, земельный участок может быть
временно изъят у его собственника
уполномоченными исполнительными органами
государственной власти в целях защиты
жизненно важных интересов граждан,
общества и государства от возникающих в
связи с этими чрезвычайными
обстоятельствами угроз с возмещением
собственнику земельного участка
причиненных убытков (реквизиция) и выдачей
ему документа о реквизиции. Следует
подчеркнуть, что ни ГК, ни ЗК более подробно
случаи возможного применения реквизиции не
раскрывают. В то же время лишь наличие в
реальности определенных обстоятельств
позволяет применять положения указанных
норм. Представляется, что уяснение смысла
понятий, употребляемых в ст. 242 ГК РФ и ст. 51
ЗК РФ, возможно на основании федеральных
законов.

Федеральным законом от 21
декабря 1994 г.

N 68-ФЗ «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»
чрезвычайная ситуация определяется как
обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии, опасного
природного явления, катастрофы, стихийного
или иного бедствия, которые могут повлечь
или повлекли за собой человеческие жертвы,
ущерб здоровью людей или окружающей
природной среде, значительные материальные
потери и нарушение условий
жизнедеятельности людей. Такими ситуациями
следует считать наводнения, цунами,
ураганы, сели, оползни, извержения вулканов,
эпифитотии и т.д. ———————————

См.: Собрание законодательства РФ. 1994. N 35.
Ст. 3648.Понятие «авария» раскрывается в ст.
1 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

Читайте также:  Превышение скоростного режима или как доказать свою непричастность

N 116-ФЗ «О
промышленной безопасности опасных
производственных объектов» — это
разрушение сооружений и (или) технических
устройств, применяемых на опасном
производственном объекте,
неконтролируемые взрыв и (или) выброс
опасных веществ. Федеральный закон от 9
января 1996 г.

N 3-ФЗ «О радиационной
безопасности населения» содержит
определение радиационной аварии.

Таковой
считается потеря управления источником
ионизирующего излучения, вызванная
неисправностью оборудования,
неправильными действиями работников
(персонала), стихийными бедствиями или
иными причинами, которые могли привести или
привели к облучению людей выше
установленных норм или к радиоактивному
загрязнению окружающей среды. ———————————

См.: Собрание
законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3588; 2000. N 33. Ст.
3348. См.: Собрание законодательства
РФ. 1996. N 3. Ст. 141.Согласно Федеральному
закону от 30 марта 1999 г.

N 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» эпидемия — это инфекционные
заболевания, представляющие опасность для
окружающих, инфекционные заболевания
человека, характеризующиеся тяжелым
течением, высоким уровнем смертности и
инвалидности, быстрым распространением
среди населения. В медицинской литературе
эпидемия определяется как высокий массовый
уровень заболевания человека инфекционной
болезнью, значительно превышающий обычно
регистрируемый на данной территории в
аналогичный период . Следует заметить,
что квалифицировать сложившуюся ситуацию
как эпидемию должны только соответствующие
специалисты, то есть медицинские
работники. ———————————

См.:
Собрание законодательства РФ. 1999. N 14. Ст. 1650;
2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2. См.: Популярная
медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б.В.
Петровский. М.: Сов. энцикл., 1979. С. 677.Понятие эпизоотии законодательного
закрепления не получило.

В справочной
литературе указанное явление раскрывается
как широкое распространение заразной
болезни животных, значительно превышающее
уровень обычной заболеваемости на данной
территории .

Наиболее ярким примером
эпизоотии следует признать масштабное
заболевание ящуром крупного рогатого скота
в Европе в 2001 году, которое представляло
существенную угрозу для здоровья населения
и вынудило животноводов ряда стран
произвести массовый убой скота. ———————————

См.: Советский
энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.
Прохоров. 2-е изд. М.: Сов. энцикл., 1983. С. 1547.В ст. 51 ЗК РФ и ст. 242 ГК РФ говорится также
об «иных обстоятельствах, носящих
чрезвычайный характер», но какие именно это
ситуации, в Кодексах не уточняется.
Представляется, что в связи с этим уместно
обращение к Федеральному конституционному
закону РФ от 30 мая 2001 г.

«О чрезвычайном
положении», который говорит об
обстоятельствах введения чрезвычайного
положения (ст. 3) . Можно предположить, что
п. «а» указанной статьи и раскрывает понятие
«иных обстоятельств чрезвычайного
характера», упомянутое правилами о
реквизиции.

К таковым следует относить:
попытки насильственного изменения
конституционного строя РФ, захвата или
присвоения власти, вооруженный мятеж,
массовые беспорядки, террористические
акты, блокирование или захват особо важных
объектов или отдельных местностей,
подготовка и деятельность незаконных
вооруженных формирований, межнациональные,
межконфессиональные и региональные
конфликты, сопровождающиеся
насильственными действиями, создающие
непосредственную угрозу жизни и
безопасности граждан, нормальной
деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления. Однако
прямой зависимости между введением
чрезвычайного положения и возможным
проведением реквизиции, по крайней мере на
законодательном уровне, не установлено,
поэтому возмездное принудительное изъятие
земельного участка в публичных интересах
может иметь место в любое время при наличии
хотя бы одного из рассмотренных выше
обстоятельств. ———————————

См.: Собрание законодательства РФ. 2001. N 23. Ст.
2277.В целом необходимо отметить, что
наличие в ст. 51 ЗК РФ и ст. 242 ГК РФ
формулировки «иные обстоятельства, носящие
чрезвычайный характер» позволяет
неоднозначно толковать данные нормы.

Представляется, что такое положение
оставляет возможность ограничения прав
собственников имущества, в том числе
земельных участков, так как орган,
уполномоченный принимать решение о
реквизиции земельного участка, может по
своему усмотрению трактовать понятие «иных
обстоятельств, носящих чрезвычайный
характер».

Реквизиция как основание
принудительного прекращения права
собственности стоит в одном ряду с
национализацией имущества, однако, как
справедливо отмечается в литературе, «цели
реквизиции отличаются от целей
национализации.

Если при национализации
они носят социально-экономический характер
и состоят в продолжении и развитии
производства в рамках государственной
формы собственности, то при реквизиции речь
идет об использовании реквизируемого
имущества для борьбы с чрезвычайными
событиями и преодоления их вредоносных
последствий. Действия соответствующих
органов государства совершаются в условиях
крайней необходимости, когда возможностей
и времени для использования иных средств
практически нет» . Таким образом,
реквизиция имущества должна производиться
только в следующих целях: ———————————

Мозолин В.П. Право
собственности в РФ в период перехода к
рыночной экономике. М., 1992. С. 169.а) для
устранения обстоятельств, носящих
чрезвычайный характер; б) для
экстренного устранения вреда, причиненного
в результате чрезвычайных ситуаций.

Некоторые авторы не без оснований
высказывают предположение о том, что ЗК РФ
определил два вида реквизиции.

«Во-первых,
земельный участок может быть временно
изъят для устранения вредных последствий и
затем возвращен собственнику.

Во-вторых,
земельный участок при невозможности
устранения опасных последствий может быть
принудительно выкуплен у собственника или
заменен по его желанию равноценным» . ———————————

Комментарий к
Земельному кодексу РФ / Под ред. С.А.
Боголюбова, Е.Л. Мининой. М., 2002. С. 249.Такая
позиция основывается на содержании п. п. 1, 3
и 5 ст. 51 ЗК РФ. В частности, согласно п. 3 ст.

51
ЗК РФ в случае невозможности возврата
реквизированного земельного участка его
собственнику возвращается рыночная
стоимость этого земельного участка или по
его желанию предоставляется равноценный
земельный участок.

Пункт 5 указанной статьи
устанавливает возможность временного
занятия (при отсутствии необходимости
реквизиции) земельного участка для
использования его в целях, определенных
правилами о реквизиции. Однако
представляется, что говорить о двух видах
реквизиции не совсем правильно. Четкое
определение реквизиции закреплено в п. 1 ст.

242 ГК РФ, согласно которому реквизиция — это
изъятие в определенных случаях имущества
собственника с выплатой стоимости
имущества. В то же время лицо, имущество
которого реквизировано, вправе при
прекращении обстоятельств, в связи с
которыми произведена реквизиция, требовать
по суду возврата ему сохранившегося
имущества (п. 3 ст. 242 ГК РФ).

Следует
подчеркнуть, что в указанных случаях лицо,
требующее возврата реквизированного
имущества, не является его собственником,
так как право собственности было
прекращено в принудительном порядке в
соответствии с п. 1 ст. 242 ГК РФ, то есть в
результате реквизиции. Анализ
правового смысла ст.

51 ЗК РФ позволяет
выделить два различных правовых явления: а) реквизиция земельного участка; б)
временное занятие земельного участка для
использования его в целях, определенных
правилами о реквизиции с возмещением
собственнику земельного участка убытков,
причиненных в связи с временным
ограничением его прав (п. п. 5, 6 ст. 51 ЗК РФ).

Указанные правовые явления следует
разграничивать хотя бы потому, что в первом
случае имеет место принудительное
прекращение права собственности, и
земельный участок переходит из частной
собственности в государственную, а во
втором случае права собственника
земельного участка лишь принудительно
ограничиваются на период устранения
чрезвычайных обстоятельств. Следовательно,
правовые последствия для собственника
земельного участка различны.

Идея
временного ограничения прав собственника
на земельный участок в целях, определенных
правилами о реквизиции, не нова и имеет
отражение в юридической литературе. Так,
В.П.

Мозолин считает, что в отношении таких
средств производства, как земля и
предприятия, чаще всего нет необходимости
обращать эти объекты в государственную
собственность.

«Более рационально их
изымать в пользование с выплатой
собственникам адекватной и эффективной
компенсации» . ———————————

Мозолин В.П. Указ. соч. С. 170.Действительно, возможны ситуации, когда
существует необходимость именно
временного занятия земельного участка без
прекращения права частной собственности на
него.

Например, для сохранения полезных
свойств земельного участка или устранения
вредных последствий, вызванных заражением
земельного участка
бактериально-паразитическими или
карантинными вредителями, токсическим,
техногенным загрязнением земель. Кроме
того, временное ограничение прав
собственника может не связываться с
полезными свойствами земельного участка.

Например, использование земли, находящейся
в частной собственности, в целях
предотвращения террористического акта,
пресечение попыток насильственного
изменения конституционного строя РФ и т.д.

В то же время трудно согласиться с
суждением о том, что имущество, которое
длительное время сохраняет свои
потребительские свойства и не разрушается
в условиях действия чрезвычайных
обстоятельств (в том числе земельные
участки), вряд ли вообще целесообразно
делать объектом реквизиции .

Научно-технический прогресс, к сожалению,
помимо положительной имеет и отрицательную
сторону, поэтому в настоящее время любое
имущество (в том числе земля) может не
только потерять свои потребительские
качества, но и представлять серьезную
опасность для населения.

———————————

См.: Там же. С. 170.

Истории нашей страны известен пример
крупнейшей экологической катастрофы XX века
— авария на Чернобыльской АЭС, которая
повлекла за собой ряд правовых последствий
и прецедентов урегулирования отношений,
возникающих при использовании земель,
подвергшихся радиоактивному и химическому
загрязнению .

Земельные участки, которые
подверглись радиоактивному и химическому
загрязнению при невозможности их
дальнейшего использования, подлежат
переводу в земли запаса для консервации (ст.
14 ЗК РФ). Порядок использования таких земель
определяется Правительством РФ. ———————————

См., например:
Собрание законодательства РФ. 1997. N 52. Ст. 5924;
Собрание актов Президента и Правительства
РФ. 1993. N 5. Ст. 387.Федеральный закон от
10.07.

2001 N 92-ФЗ «О специальных экологических
программах реабилитации радиационно
загрязненных участков территории»
закрепляет понятие «радиационно
загрязненный участок».

Им признается
участок территории, представляющий
опасность для здоровья населения и для
окружающей природной среды, подлежащий
реабилитации после радиоактивного
загрязнения в результате техногенной
деятельности или размещения на данном
участке территории снятых с эксплуатации
особо радиационно опасных объектов (ст. 1).
Законом определяются требования к
специальным экологическим программам, а
также устанавливается, что порядок и сроки
разработки указанных программ
определяются Правительством РФ. ———————————

Источник: https://www.lawmix.ru/comm/4148

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector