Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

О правонарушениях несовершеннолетних

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

Презентация к классному часу «Преступление и подросток»

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

основные свойства, закономерности возникновения

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

Правонарушение среди подростков

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

Задание 15 1. Понятие и признаки правонарушения деликтоспособным лицом.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

Слайд 1 — Отдел организационно

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

тест по теме правонарушение

1 Тема: Правонарушения Как ранее было сказано, юридические

Разработка классного часа в 7 классе «Зачем законы соблюдаем

***** 1 — Здоровый образ жизни

Прокуратура Челябинской области

Правонарушения и виды юридической ответственности

Правонарушение и юридическая ответственность

Согласно Конституции я имею ….. 1. Самое ценное у человека – его…..,и 2.

Правила реагирования медицинских работников при

Правоотношения, правонарушения и юридическая

Юридическая ответственность и её виды

Виновен – отвечай. — Сайт учителя истории и обществознания

Правонарушения и юридическая ответственность 

Источник: https://studylib.ru/doc/4488564/profilaktika-prestuplenij-i-pravonarushenij-sredi-nesoversh…

Профилактика правонарушений

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ  «СОШ № 5 г. Щигры Курской области» осуществляется на основании закона РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ.

  В соответствии с ФЗ образовательная организация: выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования,  выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении,  оказывает им помощь в обучении и воспитании детей. 

В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений учащихся в образовательной организации организуется внутришкольный учет школьников и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.

  • Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.
  • Педагог-психолог, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН, ПДН, внутришкольном учете.
  •  СХЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся
  • ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
  • защита жизни и здоровья детей;
  • профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
  • пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
  • пропаганда культурно-семейных ценностей;
  • оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.

ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
  • обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья;
  • организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
  • повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
  • координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств города, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
  • сотрудничество с организациями и службами г. Щигры и  Щигровского района по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
  • осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.
  1. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:
  3. • законности;
  4. • демократизма;
  5. • гуманного обращения с несовершеннолетними поддержки семьи и взаимодействия с ней;
  6. • индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
  7. • обеспечения ответственности должностных лиц;
  8. • комплексности;
  9. • дифференцированности;
  10. • многоаспектности;
  11. • последовательности;• аксиологичесности (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.
  12. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  13. •  Устав школы.
  14. • Локальные акты: «О Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних», «Об общественных воспитателях несовершеннолетних», «О проведении рейдов по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности, употребления ПАВ, формированию законопослушного поведения обучающихся», «О порядке учета семей и учащихся, находящихся в социально опасном положении».     
  15. В целях предупреждения противоправного поведения и безнадзорности среди учащихся, повышения правовой культуры учащихся и родителей, социально-педагогической компетенции педагогов и родителей, в школе разработаны программы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и работе с социально-неблагополучными семьями и детьми: «Семья», «Подросток», «Здоровое поколение».
  16. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся
  17. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Профилактическая работа планируется и ведется с учетом общешкольных целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей. Деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях, с использованием активных форм и методов работы.

ДОКУМЕНТЫ:

•Комплексно-целевая программа профилактики правонарушений «Подросток»;

•План воспитательной работы школы, планы работы классных руководителей, планы руководителей кружков, план работы педагога-психолога содержат раздел «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся»;•План работы Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности;•План работы с семьями и учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации;.

•План работы с КДН;•План работы с ПДН;•План работы с социальным центром помощи семье и детям;•Планы по формированию здорового образа жизни и профилактике наркомании и токсикомании на текущий учебный год;•План проведения месячника по профилактике безнадзорности и правонарушений школьников;•Планы классных руководителей по работе с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

  • ФОРМЫ РАБОТЫ
  • В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используют разнообразные формы работы:
  • •  выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
  • •  рейды по неблагополучным семьям;
  • •  деятельность Совета профилактики школы;
  • •  организация родительского лектория;
  • •  индивидуальные беседы с  учащимися, родителями;
  • •  работа с документами;
  • •  диагностика;
  • •  индивидуальные и групповые консультации;
  • •  содействие в участии в системе внеучебной деятельности школы;
  • •  работа по профориентации;• семинары-совещания по проблемам профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;• родительские собрания («О повышении ответственности родителей за воспитание детей»), общешкольные, собрания с участием членов КДН, сотрудников других органов и учреждений системы профилактики;•  осуществление патронажного наблюдения;•  оказание различных видов материальной помощи;• организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;•  оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи;•  организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.
  • СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СЛУЖБАМИ И ВЕДОМСТВАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: воспитание правового сознания обучающихся
  • МЕТОДЫ РАБОТЫ:
  • • анкетирование;
  • • тестирование;

• наблюдение;• опрос;• беседа;• рефлексия;• убеждение;• социальное проектирование;• анализ документов;• социометрия;• метод «педагогического взрыва»;• метод поощрения;• метод убеждения;• методика организации коллективной творческой деятельности;• индивидуальная консультация;• создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.;• тренинги социальных навыков и модификации поведения;• индивидуальная педагогическая поддержки.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, СОСТОЯЩИМИ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ

Классный руководитель совместно со специалистами образовательной организации, с участием сотрудников органов внутренних дел, составляет план индивидуальной профилактической работы с учащимся, который утверждается заместителем директора по воспитательной работе. Решение о постановке учащегося на внутришкольный учет, план индивидуальной профилактической работы доводятся до сведения родителей учащегося (законных представителей).

На учащегося, поставленного на внутришкольный учет, оформляется учетная карточка с указанием даты и основания постановки на учет.

Заполнение карточки производится классным руководителем по мере проведения мероприятий согласно плану индивидуальной профилактической работы, но не реже одного раза в месяц.

Все рекомендации, данные администрацией, социально — психологической службой образовательной организации, результаты индивидуальной профилактической работы должны, быть отражены в личной карте учащегося.

ЛИЧНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

  • информационный (данные об учащемся, родителях (законных представителях), месте проживания);
  • раздел, содержащий данные о социальном положении семьи;
  • данные о состоянии здоровья;
  • результативность обучения;
  • план индивидуальной профилактической работы;
  • мероприятия по реализации индивидуальной профилактической  работы.

Доступ к данным личной карты носит локальный характер. Данные могут быть представлены для ознакомления администрации общеобразовательного учреждения, родителям (законным представителям) учащегося, являются открытыми для медицинского работника, психолога, другим должностным лицам в соответствии с законодательством.

  1. Учащийся лично или вместе с родителями (законными представителями) в течение срока пребывания на внутришкольном учете приглашается на заседание педагогического совета, Совета профилактики общеобразовательного учреждения для контроля за реализацией плана индивидуально-профилактической работы.
  2. В ОО ИМЕЕТСЯ НЕОБХОДИМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОТРАЖАЮЩАЯ СИСТЕМУ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:•  банк данных ОО об учащихся, состоящих на учете в школе, ПДН и КДН и семьях, находящихся в социально — опасном положении;•  социальный паспорт ОО и классов;• акты обследования жилищно-бытовых условий опекаемых и учеников, находящихся в социально — опасном положении;•  справки о посещении семей;•  справки по итогам рейдов;•  журнал индивидуальной работы с учениками и родителями;• информация о занятости ребят, состоящих на школьном учете и в ПДН, во внеурочное время и каникулярное время.
  3. СИСТЕМА РАБОТЫ  МБОУ «СОШ № 5 Г. ЩИГРЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»
  4. ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ  СРЕДИ  УЧАЩИХСЯ И ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА
Направление Деятельность администрации Деятельность педагогического коллектива Работа педагогов   с детьми Работа с   родителями Связь с   социальными институтами
1. Пропаганда здорового образа жизни Создание условий  для безопасных условий   деятельности всех участников  УВП, отслеживание активных   форм работы Организация совместной   деятельности классных руководителей и  учителей-предметников  Привлечение к   участию в массовых  и спортивных мероприятиях Просвещение родителей   о возрастных особенностях развития   детей и профилактике вредных   привычек  Привлечение специалистов различных   социальных институтов в   работе с педагогами,   детьми и родителями
2. Досуговая деятельность     Координация деятельности кружков   и секций в   системе дополнительного образования МБОУ  и за ее   пределами Мероприятия по   укреплению взаимосвязей разновозрастных коллективов   и взаимоотношений в   классе Создание условий   для выявления и   развития способностей детей.  Включение в коллективные и  малые формы работы Привлечение родителей   к организации и   проведению совместных  мероприятий Организация свободного   времени учащихся. Участие   в мероприятиях разного   уровня
3. Общение   и развитие Отслеживание личностного   развития детей и   профессионального роста педагогов  Взаимодействие с   психологом, коллегами, администрацией по   решению возникших проблем.   Проведение педагогических консилиумов Определение задач  по развитию каждого  учащегося    Организация консультаций специалистов по  желанию родителей   Взаимодействие с   районными и городскими   службами и учреждениями культуры  
4.Профилактическая работа Проведение анализа   по выявлению причин  «попадания» детей в     группу риска Создание системы  мероприятий Проведение разъяснительной работы   о правовых обязанностях и   ответственности несовершеннолетних Организация лектория   и индивидуальных  консультаций Проведение совместных   рейдов и отдельных   мероприятий
5. Научно-методическая работа Организация работы   по повышению научно-практической подготовки педагогов Ознакомление с нормативно-правовыми документами   и методиками  Определение влияния   воспитательных усилий на   развитие личности ребенка Диагностика и   мониторинг Организация   семинаров   и конференций
6. Учетно-регистрационная деятельность Составление картотеки   учащихся группы риска,     и неблагополучных семей  Своевременное выявление   детей группы риска и   неблагополучных семей Ведение дневников  наблюдений и проведение   мероприятий по защите   прав ребенка  Посещение детей  на дому, выявление   семей, находящихся в социально опасном положении Уточнение, учет  и регистрация     учащихся   и семей различных   социальных категорий

Содержание работы   ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ, ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ  учащихся

Основные направления Задачи Формы работы Документы
1. Выявление, учет, изучение  Выявление несовершеннолетних «группы риска».Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении.Изучение семей и условий семейного воспитания, жилищно-бытовых условий.Изучение особенностей развития личности учащихся «группы риска». Уточнение списков детей микрорайона 5–15 лет. Индивидуальные беседы с учащимися, родителями. Анкетирование. Посещение семей.Работа с документами. Социальные паспорта классов.Социальный портрет школы. Списки учащихся и семей, поставленных на ВШК. Карты сопровождения учащихся, семей. Акты посещения семей учащихся.
2. Контроль, коррекция,   защита Осуществление ВШК за учащимися «группы риска» и семьями, находящимися в СОП.Оказание правовой, социальной, психоло — педагогической помощи учащимся, защита их законных прав и интересов.Организация взаимодействия с государственными внешкольными учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Индивидуальная работа с учащимися «группы риска» (по плану)Патронаж семей, находящихся в СОП (по плану).Совместная работа с ПДН, КДН и др. (по плану).Организация работы Совета профилактики правонарушений  (по плану). Ведение карт сопровождения учащихся, семей, состоящих на ВШК.Составление и реализация плана совместной работы с ПДН и КДН.Составление и реализация плана работы Совета профилактики правонарушений.Ведение протоколов заседаний Совета профилактики правонарушений.Акты посещений семей учащихся, характеризующие материалы, представления и др.
Читайте также:  Можно ли избавиться от алиментов: советы юристов

Источник: http://www.shig-sosh5.ru/vospitanie/profilaktika-pravonarushenij.html

Формирование правового сознания подростков в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как основное условие профилактики правонарушений

Зеленина В. В. Формирование правового сознания подростков в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как основное условие профилактики правонарушений // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 54-56. — URL https://moluch.ru/archive/110/27091/ (дата обращения: 13.12.2019).



Проблема организации профилактики правонарушений подростков в общеобразовательной школе в настоящее время актуальна, о чем свидетельствуют статистические данные о правонарушениях подростков.

Правовое обучение и воспитание подростков является важным условием для организации профилактики правонарушений. В подростковом возрасте закладываются все основные взгляды и понятия, начинает формироваться мировоззрение. Важно, чтобы подростки могли ощущать себя полноправными членами общества.

Для этого они должны знать свои права и обязанности, уметь отстаивать их и нести ответственность за совершенные поступки, т.е. необходимо формировать правовое сознание подростков. К сожалению, современная молодежь характеризуется низким уровнем правовой осведомленности.

Зачастую знания о собственных правах, обязанностях или ответственности (уголовной или административной) носят субъективно-искаженный характер.

В современной литературе выделяются следующие основные элементы правового сознания: знание права, представление о данной категории, отношение к действующему праву, отношение к исполнению правовых предписаний и те требования, которые предъявляются к праву.

Правовое сознание формируется в процессе правового обучения и правового воспитания. Правовое обучение направлено на формирование правовых знаний у обучаемых, усвоение ими законов, прав и обязанностей.

«Правовое воспитание – это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного законопослушного поведения» [1].

Анализ литературы по данной проблеме выявил, что в современном образовательном процессе уделяется недостаточное внимание такому важному аспекту формирования личности, как правовое сознание, что увеличивает процент правонарушений среди подростков.

Нередко искаженные представление о правовых нормах подростки получают из рассказов окружающих людей, СМИ или неквалифицированных специалистов.

Иногда правовые знания подросток получает посредством собственного опыта, так как из-за незнания в полной мере закона и неспособности правильно расшифровать его смысл, подростки не могут объективно оценить ответственность за правонарушения и их последствия.

Некоторые исследователи выделяют следующий ряд причин, обуславливающих необходимость формирования правового сознания у подростков. Сюда, в первую очередь, включены особенности развития правосознания несовершеннолетних, а именно: неспособность соотнесения своих действий с существующим законом, игнорирование правовых категорий, неосведомленность о правовых нормах [1].

Незнание социальной роли закона, приводит к представлениям о нем как о формальном своде правил. Вследствие чего, подростки редко задумываются о его предназначении.

Зачастую срабатывает установка «законы существуют только для борьбы с преступниками», приводящая к их полному или частичному игнорированию.

Фрагментарность знаний и отсутствие возможности применения последних на практике, неспособность объективно оценить свои поступки и легкомысленное отношение подростков к общественным законам — все это тормозит процесс формирования правового сознания подростков.

Правовое воспитание подростков заключается не столько в правовом просвещении посредством бесед, сколько в формировании определенного стиля поведения, характеризующегося активной гражданской позицией.

Сюда так же стоит отнести доступное объяснение существующих правовых положений, как теоретических, так и практических, выявление и своевременное устранение нарушений закона. Все эти пункты включены в профилактическую работу соответствующих государственных служб. Важно так же учитывать следующий факт: правосознание, согласно А.Н.

Павлухину, это одно из форм общественного сознания. Поэтому целесообразным будет повышать правовую культуру не отдельного индивида, а общества в целом [3].

В формировании правового сознания подростков особая роль отводится дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности». Среди задач, которые решаются в данном курсе различают: формирование знаний по вопросам государства и права; воспитание активной гражданской позиции; знакомство с государственными структурами, обеспечивающими безопасность населения.

Формирование позитивного отношения к таким категория как «права» и «обязанности» можно начинать со знакомства подростков с Уставом общеобразовательной школы; правилами поведения детей и подростков в общественных местах.

Затем продолжить развитие данных категорий в процессе знакомства с законодательством о здравоохранении; гражданским законом; уголовным законом.

Анализируя программу по ОБЖ 7 — 9 классы (всего 105 часов), из разделов включающих право можно выделить следующие:

Тема: Нормативно – правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в РФ (4 часа). «Содержание законов РФ о противодействии терроризму и экстремисткой деятельности» (1 час), «Положения Конституции РФ» (1 час). Учебные действия: характеризовать законодательную и нормативно – правовую базу по организации борьбы с терроризмом.

Тема: Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ (2 часа): «Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлением экстремизма» (1 час). Учебные действия: анализировать и обсуждать эффективность мероприятий по борьбе с терроризмом.

Тема: Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремальной деятельности (1 час): «Уголовный кодекс РФ об ответственности за антиобщественное поведение, участия в террористической экстремальной деятельности» (1 час). Учебные действия: иметь представление о неотвратимости наказания за участие в террористической экстремальной деятельности. Делать сравнительный анализ тяжести наказаний за отдельные виды преступлений.

В процессе изучения ОБЖ решаются задачи правового образования и воспитания подростков: информирование по актуальным вопросам в области правоведения; привитие навыков правомерного поведения. Решения данных задач требует формирование у подростков знаний о собственных правах и обязанностях и умения отстоять их в любой жизненной ситуации.

Проведенный анализ программы по ОБЖ показал, что количество часов, отведенное на изучение тем направленных на формирование правовых знаний невелико — всего 4 часа из 105 часов. В этой связи, большое значение отводится внеурочной и внеклассной работе по курсу ОБЖ.

Изучив методические условия организации внеклассных занятий по ОБЖ [5,6], нами были разработаны лекции, конференции, дебаты, способствующие укреплению интересов подростков к правовым знаниям.

Исходя из вышесказанного, расширить правовые знания и восполнить программный материал возможно с помощью предложенных внеклассных мероприятий: — решение ситуационных задач на тему: «Что бы не случилось беды».

Учащиеся разыгрывают ситуации на распространенные темы о подстерегающих опасностях и учатся находить из них выход в соответствии с законом;

— правовая дискуссионная игра «Моё правовое сознание». Ознакомлениеподростков со сведениями о правовых нормах, обсуждение ими имеющихся вопросов и проблем на данную тему. В данной форме внеклассной работы у учащихся есть возможность оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение, приводя свои доводы, опираясь на право и закон. Выход на общее решение, соглашение;

— игра по станциям «Правовой поезд». Закрепление у подростков системы правовых знаний, культуры, поведения, а так же развитие творческих способностей;

— профилактическая беседа для подростков с сотрудником ПНД на тему: «Твои права и обязанности». Выявление и устранение причин и условий, препятствующих развитию личности подростка для его дальнейшей социализации.

Таким образом, роль курса ОБЖ в правовом воспитании и образовании очень важна, так как этот предмет не только воспитывает личность, но и учит действовать в различных ситуациях соблюдая права и обязанности. Если подросток приобретает данные навыки, то ему гораздо проще справляться с возникающими жизненными трудностями.

Правовое обучение в курсе ОБЖ позволяет решать основные задачи правового образования и воспитания, поэтому методы обучения праву направлены на достижение целей правового образования, воспитания и просвещения подростков. Выбор внеклассных занятий с активными методами обучения и воспитания позволяют достичь поставленной цели и выполнить поставленные задачи в профилактике правонарушений подростков.

Литература:

  1. А.Н. Павлухин, З.С. Зарипов, Н.Д. Эриашвили. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних средствами правового воспитания. М.: Закон и право. Изд.: Юнити, 2009.
  2. Комарницкий А.В. Проблемы преступности несовершеннолетних: история и современность. – СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2007.
  3. Дологова А.И., Миньковский Г.М. Правовое воспитание несовершеннолетних и молодежи. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1974.
  4. Станкевич П.В. Формирование профессиональной компетентности бакалавра естественнонаучного образования/ Вестник Приморского государственного университета. Серия: Физиологические и психолого-педагогические науки. -2007.- №1.- с.118.
  5. Попова Р.И. , Силакова О.В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися.// Мир науки, культуры, образования. 2011.№ 5. С.63-66.
  6. Абрамова В.Ю., Бахвалова С.Б., Елизарова И.С. Подготовка магистров педагогического образования безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету// Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С.3-6.

Основные термины (генерируются автоматически): час, правовое сознание, правовое обучение, подросток, правовое воспитание, правовое образование, знание, правовое сознание подростков, РФ, активная гражданская позиция.

Источник: https://moluch.ru/archive/110/27091/

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

  • Что такое правонарушение?
  • Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
  • Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
  • Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.

           1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

           2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

  1. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
  2. Гражданско– правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.

Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.

  1.    Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
  2.      Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков:
  3. — неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
  4. — порицаемое поведение — поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
Читайте также:  Пенсия по выслуге лет медработникам: кому положена, особенности оформления

— девиантное поведение — нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);

—   предпреступное поведение — поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

— противоправное или преступное поведение — поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Признаками проблемных детей могут являться:

  1. Уклонение от учебы вследствие:
  • – неуспеваемости по большинству предметов;
  • – отставания в интеллектуальном развитии;
  • – ориентации на другие виды деятельности;
  • – отсутствия познавательных интересов.
  1. Низкая общественно-трудовая активность:
  1. – отказ от общественных поручений;
  2. – пренебрежительное отношение к делам класса;
  3. – демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
  4. – пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
  5. – употребление спиртных напитков;
  6. – употребление психотропных и токсических веществ;
  7. – тяга к азартным играм;
  8. – курение;
  9. – нездоровые сексуальные проявления.
  1. Негативизм в оценке действительности.
  2. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
  • – грубость;
  • – драки;
  • – прогулы;
  • – пропуски занятий;
  • – недисциплинированность на уроках;
  • – избиение слабых, младших;
  • – вымогательство;
  • – жестокое отношение к животным;
  • – воровство;
  • – нарушение общественного порядка;
  • – немотивированные поступки.
  1. Отношение к воспитательным мероприятиям:
  1. – равнодушное;
  2. – скептическое;
  3. – негативное;
  4. – ожесточенное.

   Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков?

  1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

  1. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
  2. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие — инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.
  3. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
  4. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
  • Раннюю профилактику, можно определить как совокупность мер, осуществляемых с тем чтобы:
  • 1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;
  • 2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;
  • 3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации.

Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями.

Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Источник: https://dol6school.edumsko.ru/conditions/soc_psih_slujba/post/426502

Правовое воспитание. Причины и профилактика правонарушений среди школьников

Цель правового воспитания — довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении.

Содержание правового воспитания

Содержание правового воспитания в целостном педагогическом процессе рассматривается в возрастном аспекте. Нравственные основы правового воспитания закладываются в раннем детстве, в нравственных отношениях семьи, в формировании нравственных стимулов и тормозов поведения.

Ребенок осознает свои «права и обязанности» как члена семьи сквозь призму представлений: желаемого и должного, допустимого и нежелательного, возможного и запретного. Он впитывает все это с молоком матери и приходит в школу с определенным сознанием своих привычек, потребностей и обязанностей.

Младшие школьники и подростки продолжают свое «правовое образование» на более организованной морально-правовой основе. Через учебный процесс они получают общие представления о государстве, его символах, правах и обязанностях граждан.

В воспитании их морально-правовых чувств огромную роль играют музыка и изобразительное искусство — разучивание песен о Родине, изображение жизни общества в рисунках. Школьники этого возраста, участвуя в гражданских отношениях, нередко по неведению нарушают требования правовых норм.

Поэтому уже младшим подросткам необходима нравственно-правовая профилактика, разъяснение ситуаций, когда их поведение стоит на грани правонарушения, когда эгоизм, избалованность, распущенность, разгильдяйство могут причинить вред другому человеку или нанести ущерб общественному достоянию.

Это особенно важно потому, что у школьника, который еще не несет юридической ответственности, накапливается опыт безнаказанного правонарушительского поведения.

Вступая в юношеский возраст, учащиеся более глубоко осмысливают суть правовых и нравственных отношений с помощью специальных учебных предметов. Они изучают обществоведение, этику и психологию семейной жизни, дающую представление о семейном праве.

Правовое воспитание школьников старшего возраста характеризуется тем, что они вступают в реальные правовые отношения гражданской ответственности в различных видах деятельности. Старшеклассники знакомятся с «Основами законодательства в области народного образования», с уставами школы.

Они практически усваивают свои права и обязанности через систему ученического самоуправления, организацию и оплату производительного труда, организацию досуга, в отношениях друг с другом. Школьники знакомятся с жизнью трудовых коллективов, их правами и обязанностями, участием в управлении государством.

Они узнают о практической деятельности административных органов, судов, милиции, оказывают помощь взрослым в проведении выборных кампаний. Некоторые старшеклассники, нарушающие закон, приобретают отрицательный опыт правовых взаимоотношений, подвергаясь за свои поступки различным мерам воздействия и пресечения.

В целях предотвращения правонарушений среди старшеклассников с ними не только обсуждают правовой аспект их отношений и поведения, усиливают профилактическую работу, но и вовлекают их в правоохранительную деятельность как высшую форму нравственно-правового воспитания.

Гражданская активность подростков и юношей реализуется в создании отрядов друзей милиции, которые патрулируют территорию микрорайона школы, сосредоточивают внимание на поведении ребят своей и соседних школ. На формирование правового сознания юношей и девушек оказывает определенное влияние их пристрастие к чтению детективной литературы.

Существует немало высокохудожественных приключенческих произведений, удовлетворяющих интерес молодежи к романтике познавательного расследования. Кроме того, подлинно художественный детектив всегда несет в себе глубокий социальный смысл, раскрывающий корни и причины правонарушений, предостерегающий от противоправного поведения.

Пути и средства правового воспитания учащихся и предупреждения правонарушений:

  • Ш Классные часы по знакомству учащихся с правами и обязанностями, вновь принятыми законами РБ, Указами и Декретами Президента РБ и другими нормативно-правовыми актами.
  • Ш Беседы с учащимися сотрудников ИДН;
  • Ш Проведение анкетирований среди учащихся/мониторингов: «Нужны ли учащимся правовые знания?», «Вредные привычки» и т.д.
  • Ш Работа в школе Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений (беседы с учащимися учетных категорий и их родителями).
  • Ш Лекции педагогических работников, работников ИДН, РУВД для родителей.
  • Ш Нетрадиционные формы уроков (деловые и ролевые игры, уроки-практикумы, дискуссии, «круглые столы», «юридические консультации» и др.).
  • Ш Конкурс рисунков и газет, конкурс сочинений.
  • Ш Защита проектов.
  • Ш Отряды друзей милиции и т.д.
  • Причины и профилактика правонарушений среди школьников
  • Предупреждение правонарушений среди учащихся — одно из центральных направлений правового воспитания школы, семьи и общественности.
  • Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям.
  • Причины правонарушений
  • Среди наиболее распространенных причин выделяют следующие (факторы риска):
  • Ш Семьи с явной деградацией членов семьи (пьянство, драки, судимости и пр.);
  • Ш Развод, конфликты в семье, неполные семьи.
  • Ш Недостатки, ошибки воспитания, педагогическая запущенность. Дети воспитываются эгоистами, усваивают психологию иждивенчества, вещизма, потребительства, мещанства, вседозволенности, прав без обязанностей, удовлетворения потребностей в отрыве от личного труда, не приучаются к контролю за своим поведением, в распущенности усматривают свободу личности.
  • Ш Семьи, где за чисто внешним благополучием скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. В такой атмосфере у детей воспитывается пренебрежение к труду, ориентация на «выгодную» работу, корыстные предпочтения в выборе трудовой деятельности, ложно понимаемые престижные устремления. Результат — установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными.
  • Ш Влияние сверстников, неформальных групп (склонность поддаваться воздействию массовой психологии, законам ложного товарищества и чести). Для подростка одобрительное мнение членов его группы о совершаемых им аморальных и противоправных поступках представляется более значимым и важным, чем осуждение тех же поступков взрослыми — родителями, учителями и т.п. Подросток может пойти на правонарушение за компанию, опасаясь обвинения в предательстве, в трусости или поддавшись случайно возникшему влечению к «романтическому» приключению.
  • Ш Информация СМИ, из общения. Нередко школьники попадают в противоречивое положение: с одной стороны, они усваивают требования морали и права, безусловную необходимость их исполнения; с другой — из средств массовой информации и общения узнают о многочисленных фактах грубого нарушения норм нравственности и закона людьми, облеченными властью, доверием народа. Это вносит сумятицу в их сознание, ставит под сомнение действительную ценность закона и правовых норм.

Динамику личностной деформации можно представить последовательностью следующих этапов:

  • Ш появление пробелов и искажений в нравственно-волевой сфере личности;
  • Ш превращение их в относительно устойчивые взгляды и привычки;
  • Ш формирование мотивации предпочтительного поведения, включающей антиобщественные цели и средства;
  • Ш искажения нравственно-правового сознания в части пределов дозволенного поведения;
  • Ш правонарушение;
  • Ш систематическое правонарушение;
  • Ш систематическое правонарушающее поведение;
  • Ш преступление.

Работа по предупреждению правонарушений среди учащихся включает следующие этапы:

  • * устранение обстоятельств, которые способствуют формированию правонарушающего поведения (неблагоприятные условия жизни и воспитания), до того, как эти обстоятельства существенно сказались на поведении (ранняя профилактика);
  • * оздоровление среды, условий жизни и воспитания учащихся, которые пагубно влияют на них, и одновременно коррекция их личностной позиции (первый этап непосредственной профилактики);
  • * аналогичные меры в отношении лиц, уже совершающих правонарушения и находящихся поэтому в сфере внимания правоохранительных органов: инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов (второй этап непосредственной профилактики);
  • * правовоспитательные воздействия на учащихся, систематически совершающих правонарушения, т.е. таких, поведение которых позволяет прогнозировать реальную опасность перехода на преступный путь (третий этап непосредственной профилактики);
  • * работа с учащимися, уже совершившими преступление, если наказание или заменяющие его меры не предусматривают их изъятия из коллектива (профилактика рецидива).
Читайте также:  Предупредил дальним светом – получил штраф: законно такое взыскание или нет

Источник: https://studwood.ru/1661846/pedagogika/pravovoe_vospitanie_prichiny_profilaktika_pravonarusheniy_sredi_shkolnikov

Профилактика преступлений среди несовершеннолетних

Профилактика преступлений среди детей, совершаемых ими или над ними, является приоритетной задачей социального направления политики государства.

Она включает в себя воспитательные, правовые, организационные и другие меры воздействия, благодаря которым выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, приводящие к совершению правонарушений.

Основной причиной преступлений, реализуемых детьми, является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков. А условиями для учинения их несовершеннолетними и над ними чаще всего являются неблагополучное окружение, безнадзорность и беспризорность.

Причины формирования правонарушений среди несовершеннолетних

Для того чтобы понимать, каким должен быть план профилактики правонарушений и преступлений, следует разобраться в том, каковы причины формирования преступности среди несовершеннолетних и постараться устранить их. К таковым условиям можно отнести:

1.           Негативное влияние семьи, существенные изъяны в воспитании, минимальное количество денег, не позволяющее обеспечить основные потребности ребенка.

2.           Негативное влияние окружения со стороны, как взрослых, так и сверстников. Включает в себя проникновение в сознание несовершеннолетнего путем СМИ, личными бытовыми контактами неверных стандартов поведения (жестокости, распущенности и т. п.).

3.           Отсутствие занятости ребенка.

  • А также на уровень детской преступности влияют: беспризорность, безнадзорность, низкий уровень образовательных учреждений, отсутствие культурно-массовых мероприятий, организаций, занимающихся детским досугом и трудоустройством.
  • Методы профилактики детской преступности
  • Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних включает в себя ранние предупредительные меры воздействия, нацеленные на формирование личности ребенка и заблаговременное предотвращение его перехода на путь преступника, а также на предупреждение рецидивов.

Для проведения данных профилактик привлекаются общественно-государственные, образовательные, культурно-спортивные учреждения. Огромную роль играет своевременная работа, проведенная с родителями подростка, задействование психологов, социальных педагогов.

  1. Ранняя профилактика является более приоритетной задачей, поставленной перед соответствующими органами, так как позволяет выявить и устранить антисоциальные изменения в личности ребенка, которые еще не стали устойчивыми, а, значит, в последующем есть большая вероятность того, что будет предупреждено преступление, удастся избежать нанесения вреда, причинения убытка и применения строгих мер принуждения по отношению к несовершеннолетнему.
  2. Ранняя профилактика детской преступности
  3. Меры профилактики преступлений, применяемые на ранних стадиях, это:
  4. •             выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, формирование ценностей и взглядов у несовершеннолетнего лица еще до того момента, как таковые сложились;
  5. •             выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростков, которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка;
  6. •             корректирующее и сдерживающее влияние на несовершеннолетнего с социально опасным поведением.
  7. Методы профилактики преступлений на данном этапе включают в себя:
  8. •             прогнозирование, которое основано на изменении личностных особенностей детей-правонарушителей и условий, при которых происходит нарушение ими закона;
  9. •             анализ статистических данных, позволяющий определить ряд общих признаков, свидетельствующих об отклонениях в формировании личности малолетних лиц.
  10. Предупреждение рецидива правонарушения, совершенного ребенком
  11. Если же ребенок ранее совершал правонарушение, состоит на учете в органах по делам несовершеннолетних, то к нему могут и должны быть применены особые меры профилактики, не допускающие рецидива.
  12. Данный уровень профилактических мер включает в себя:
  13. •             исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, ранее совершавшего нарушение закона;
  14. •             ликвидацию источников негативного влияния на подростка-нарушителя.

Как ранняя профилактика, так и предупреждение рецидива правонарушения осуществляются с использованием различных способов и приемов в зависимости от ситуации.

Например, профилактика преступлений в школе, имеющая общий характер, может заключаться в проведении специальных открытых уроков с приглашенными на беседу психологами, работниками детских исправительных учреждений, следователями по делам с несовершеннолетними.

Законодательство РФ в области профилактики преступлений среди несовершеннолетних

В Российской Федерации профилактика преступлений среди несовершеннолетних регулируется на законодательном уровне, согласно Конституции и нормам международного права, а также ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с последними изменениями и дополнениями от 31.12.2014г.

Согласно данным законодательным актам, в России определенными компетентными органами проводится предупреждающая безнадзорность, беспризорность и совершение преступлений среди несовершеннолетних деятельность, которая в первую очередь направлена на защиту законных прав и интересов детей, оказавшихся в социально опасном положении.

При этом безнадзорным ребенок считается в случае, если над его поведением отсутствует контроль, в результате ненадлежащего воспитания, содержания и образования со стороны родителей или законных представителей.

Беспризорным считается несовершеннолетний, который не имеет места пребывания или места жительства.

А под социально опасным положением понимается обстановка, подразумевающая угрозу жизни или здоровью ребенка или не отвечающая требованиям к его содержанию, воспитанию, обучению.

Общая профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей заключается в осуществлении социальных, педагогических, правовых мер, способствующих общему снижению количества правонарушений среди несовершеннолетних и их безнадзорности/беспризорности. Такие способы, мероприятия выявляют соответствующие причины и условия и устраняют их.

Также специальными учреждениями может проводиться индивидуальная профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей, которая заключается в выполнении работы, направленной на своевременное выявление конкретных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на предотвращение совершения такими детьми правонарушений или на их реабилитацию. Индивидуальная профилактика с конкретными лицами может проводиться только с разрешения начальника органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • Учреждения и органы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних
  • Профилактика преступлений несовершеннолетних в РФ осуществляется следующими организациями:
  • •             комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • •             органами по управлению социальной защитой населения;
  • •             федеральным органом гос. власти, органами власти регионов РФ и муниципалитетов, которые осуществляют государственное регулирование в области образования;
  • •             органами опеки и попечительства;

•             учреждениями уголовно-исполнительной системы (колонии, следственные изоляторы и т.п.);

  1. •             ОВД;
  2. •             органами по контролю над оборотом наркотических и психотропных веществ;
  3. •             органами по делам молодежи;
  4. •             органами управления здравоохранением;
  5. •             службами занятости.

Внутри каждой из перечисленных организации могут создаваться отдельные учреждения, которые должны выполнять определенные функции по профилактике и правонарушений несовершеннолетних, и их безнадзорности.

Помимо способов и методов предупреждения детской преступности, установленной законодательством РФ, данными организациями отдельно прорабатывается и собственная программа профилактики преступлений, устанавливается план.

  • Деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних и сроки индивидуальной профилактики
  • Основными задачами деятельности, касающейся профилактики преступлений среди детей, являются:
  • •             предупреждение правонарушений несовершеннолетними, выявление причин и обстоятельств, которые этому способствуют;
  • •             защита прав и интересов ребенка;
  • •             социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних лиц, которые находятся в социально опасном положении;
  • •             обнаружение и пресечение ситуаций, когда в преступления могут быть вовлечены дети.

Профилактика совершения преступлений основывается на принципах гуманного отношения к детям, демократии и поддержки семьи, а также на индивидуальном подходе к каждому несовершеннолетнему с соблюдением конфиденциальности полученных сведений. При проведении работ с несовершеннолетними им разъясняются их права и возможность защиты собственных интересов.

Индивидуальная профилактика преступлений несовершеннолетних, согласно ст. 7 ФЗ-120, может длиться период, который необходим для оказания социальной или любой другой помощи детям, до достижения несовершеннолетними лицами 18-летнего возраста или же до устранения причин и обстоятельств, которые способствуют правонарушениям.

  1. Субъекты индивидуальной профилактики
  2. К несовершеннолетним лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика преступлений, относятся:
  3. •             беспризорные и безнадзорные;
  4. •             занимающиеся попрошайничеством или бродяжничеством;

•             находящиеся в соц. реабилитационных центрах, соц. приютах, специальных учебно-воспитательных центрах;

  • •             употребляющие психотропные или наркотические, одурманивающие вещества, алкоголь;
  • •             ранее совершившие правонарушения, за которые были привлечены к ответственности;
  • •             ранее совершившие правонарушения, но не понесшие за них ответственность в силу возраста;
  • •             освобожденные от уголовной ответственности в связи с амнистией или изменением обстановки;
  • •             обвиняемые или подозреваемые в совершении уголовных преступлений;
  • •             отбывающие наказание в воспитательных колониях;
  • •             те, в отношении которых была установлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания;

•             освобожденные из специальных учреждений учебно-воспитательного характера закрытого типа или из мест уголовно-исполнительной системы, в случаях, если, находясь в них, они нарушали режим или совершали противоправные деяния. А также в ситуациях, когда после освобождения из них несовершеннолетние попали в социально опасное положение или нуждаются в реабилитации, помощи.

Профилактика может проводиться как среди несовершеннолетних лиц, относящихся к вышеперечисленным категориям, так и среди их родителей или законных представителей, в случае если они ненадлежащим образом исполняют или не исполняют вовсе свои обязанности по воспитанию, содержанию и образованию своих детей. А также в случаях, когда взрослые отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних лиц или жестоко с ними обращаются.

  1. Основания проведения индивидуальной профилактики
  2. Условиями, при наличии которых проводится индивидуальная профилактика преступлений среди несовершеннолетних, являются обстоятельства, перечисленные в предыдущей главе, если таковые зафиксированы:
  3. •             в заявлении об оказании помощи по вопросам, которые входят в компетенцию органов, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних и безнадзорности, от ребенка или его родителей (законных представителей);
  4. •             в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних, следователя, прокурора, начальника ОВД или органа дознания;
  5. •             в приговоре, постановлении или определении суда;
  6. •             в документах, которые являются основанием для помещения ребенка в учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности;
  7. •             в заключении по факту проведенной проверки на основании жалоб или заявлений, которое утверждено начальником органа системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности.
  8. Права субъектов, находящихся в учреждениях по профилактике правонарушений и безнадзорности
  9. Несовершеннолетние лица, находящиеся в учреждениях, в которых производится профилактика преступлений и правонарушений, имеют права на:

•             оповещение родителей или законных представителей о помещении детей в данные организации.

При этом уведомление о данном факте отправляется по месту жительства или пребывания взрослых, если таковое известно, в течение 12-ти часов с момента поступления ребенка в учреждение.

Если же сведений о месте направления сообщения нет, то уведомление отправляется в течение 3-х суток в орган опеки и попечительства по последнему месту жительства несовершеннолетнего;

  • •             получение информации о причинах и целях своего нахождения в органах системы профилактики, о своих правах и обязанностях, сведений о внутреннем распорядке соответствующего учреждения;
  • •             обжалование решений работников рассматриваемых организаций;
  • •             достойное, не унижающее достоинство обращение;
  • •             телефонные звонки родственникам, переговоры, свидания с ними без ограничения в количестве;
  • •             получение передач, посылок, писем без ограничения в количестве;
  • •             бесплатное питание, одежду, обувь и иные предметы личного пользования, которые необходимы для сохранения здоровья и жизни детей;
  • •             бесплатную юридическую помощь.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что предупреждение и профилактика преступлений, совершаемых среди несовершеннолетних лиц и над детьми непосредственно, в РФ осуществляется определенными органами власти и социологическими институтами. Их способы и методы закреплены законодательно, при этом они постоянно корректируются в зависимости как от общей ситуации в стране, так и в соответствии с частными случаями.

Источник: https://252.56.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/7900989

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector