Понятие и виды социального обеспечения

Социальное обеспечение — это распределение материальных благ, которые направлены государством на обеспечение жизненно необходимых условий нуждающимся людям, то есть это — различные формы помощи государства своим гражданам.

Право социального обеспечения — это отдельная отрасль законодательства, которая представляет совокупность норм, регулирующих пенсионные и другие отношения, касающиеся нетрудоспособных граждан, их материальное обеспечение и социальное обслуживание.

Право социального обеспечения и отношения

Понятие и виды социального обеспечения1. Пенсионные отношения, которые возникают между гражданами и органами социального обеспечения в связи с получением пенсий.Для того чтобы эти отношения возникли гражданам необходимо иметь:• достаточный возраст;• стаж работы или выслугу лет;• инвалидность и др.2. Отношения, связанные с выплатой пособий семьям, имеющим детей, или людям с временной нетрудоспособностью.3. Предоставление льгот, социальных услуг некоторым категориям граждан, выплата компенсаций. К ним можно отнести ветеранов, инвалидов, многодетные семьи и др.4. Процедурные отношения возникают при назначении каких-либо социальных выплат.

5. Если возникают споры при получении пособий, пенсий и льгот, то возникают процессуальные отношения.

Гарантии

Понятие и виды социального обеспечения1. Право социального обеспечения гарантируют органы управления или специальные учреждения.2. Осуществление дополнительного социального обеспечения за счет негосударственных фондов.

3. Существуют два субъекта отношений социального обеспечения. С одной стороны — гражданин или семья, с другой — органы, которые этим занимаются.

Социальное обеспечение и его принципы

1. Право социального обеспечения осуществляет все выплаты за счет государственного бюджета и социального страхования.2. Доступность всем нуждающимся в нем.

3. Многообразие видов.

Виды социального обеспечения: пенсия

Понятие и виды социального обеспечения

Пенсия — это выплата, которая производится из пенсионного фонда. Цель пенсии — материально обеспечить граждан, нетрудоспособных или достигших определенного возраста, предоставить им единственные или основные средства к существованию. Для этого государство осуществляет денежные выплаты гражданам, которых называют пенсионерами. К ним относятся лица, которые признаны нетрудоспособными, и люди определенного возраста. Также к пенсионерам относят нетрудоспособных по медицинским критериям, которым присвоили инвалидность. К этой категории причисляют и людей, которые ухаживают за инвалидами первой группы или за ребенком-инвалидом, стариками и т. д. Начислением и выплатой пенсий занимаются предназначенные для этого органы. Выплаты производятся из определенного пенсионного фонда.

Социальное обслуживание

Понятие и виды социального обеспеченияПенсии иногда сопровождаются социальным обслуживанием. Это предоставление бесплатных услуг за счет общества. Целью является оказание нуждающимся дополнительной помощи бытового характера. Это — трудовая реабилитация, трудоустройство инвалидов, содержание в домах-интернатах. К социальному обслуживанию относятся услуги содержания детей в детсадах, некоторые услуги здравоохранения и др.

Пособия

Пособия — это социальное обеспечение, различающееся по источнику выплат, цели, субъектам.

Пособия бывают:

— Трудовые. Дают полное или частичное возмещение прежнего заработка. Данные пособия получают граждане, которые состоят в трудовых отношениях с предприятием и утратили заработную плату временно по нетрудоспособности.

Сюда же можно отнести пособия по беременности и родам. В период нетрудоспособности лицо, не работая на предприятии, получает от него денежное содержание. Это содержание выплачивается из средств социального страхования.

— Социальные пособия. Цель данных пособий — предоставление средств, необходимых для существования. Они выплачиваются в определенной сумме, установленной законодательством.

Для инвалидов первой и второй группы данные пособия определяются минимальной трудовой пенсией. Для других лиц размер социальных пособий обеспечивает незначительные, но необходимые потребности.

Социальные пособия выражают заботу общества о лицах, которые остались без средств к существованию. Это проявление гуманизма общества.

— Семейные пособия. Семья является субъектом их получения. Назначение семейного пособия — оказать государственную материальную помощь семьям, которые несут дополнительные расходы, направленные на содержание несовершеннолетних детей.

Семейные пособия выплачиваются как дополнительная помощь, независимо от того, получает ли семья другие доходы из государственного бюджета. Размер определяется по сумме минимальной заработной платы, которая установлена действующим законодательством.

Семейными пособиями являются пособие по рождению ребенка, по уходу за малолетними детьми, детям из малообеспеченных семей, одиноким матерям, пенсии на детей-инвалидов и т. д.

Льготы

Понятие и виды социального обеспеченияОбщество для облегчения материального положения некоторых категорий лиц предоставляет им льготы. К последним относят частичную оплату коммунальных услуг и лекарственных средств. Для содержания детей в дошкольных учреждениях, в детских санаториях и лагерях также предоставляются льготы.

Натуральное обеспечение

Натуральное обеспечение — передача материальных ценностей некоторым гражданам в собственность или в пользование. К ним относится бесплатные протезно-ортопедические изделия, средства передвижения, лекарственные препараты для некоторых групп инвалидов и т. д.

Социальная ситуация в РФ

Социальное обеспечение в России занимает важное место в жизни государства и общества. Оно тесно связано с политикой страны и зависит от развития экономики.

Право граждан России на социальное обеспечение указано в 39 статье Конституции.

Каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение:• по достижении пенсионного возраста;• в случае инвалидности;• по болезни;• в случае потери кормильца;

• на воспитание детей.

Источник: https://www.syl.ru/article/144085/mod_podrobno-o-tom-chto-predstavlyaet-soboy-pravo-sotsialnogo-obespecheniya

Понятие социального обеспечения и его функции

Социальное обеспечение представляет собой институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в помощи и поддержке.

Социальное обеспечение неразрывно связано с такими понятиями, как «социальная политика» и «социальная защита населения», поэтому необходимо изучить их содержание и взаимоотношения.

Социальная политика выступает как целенаправленное воздействие государства, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций на существующую систему общественных отношений с целью улучшения условий труда и быта населения.

Социальная политика, как и политика вообще, включает в свою структуру политическое сознание, политические отношения, политическую организацию[1]. В настоящее время социальная политика Российского государства определена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, а также
в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая утверждена указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 135, а также в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г.

№ 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской федерации».

Среди приоритетов социальной политики в указанных документах обозначены: улучшение качества социальной среды и здоро-
вья нации, выход на стабильные демократические показатели и повышение продолжительности жизни; ускорен-
ное развитие человеческого потенциала, выход на стандар-
ты обеспечения услугами здравоохранения, характерные для развитых стран; снижение бедности до уровня, характерного для развитых стран; повышение уровня рождае-

  • мости и др.
  • Социальная защита населения — это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. В нее входит деятельность государства, органов местного самоуправления, общест-
    венных объединений, организаций по созданию благопри-
  • ятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, обеспечению занятости населения, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан.

Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Она осуществляется на базе соответствующих нормативных правовых актов, денежных и материальных ресурсов и включает непосредственную организаторскую работу органов, учреждений и организаций.

С помощью мер социальной защиты населения производится охрана окружающей природной среды, оказывается материальная помощь женщинам-матерям, детям, семье, предоставляются медицинские и образовательные услуги, трудоустраивается незанятое население, осуществляется поддержка безработных и других лиц, находящихся в сложном материальном положении, смягчаются отрицательные последствия экономической реформы (осуществляется индексация доходов и сбережений граждан, регулирование минимального размера оплаты труда, контроль за ценами, налогообложение и т.п.). Государство, органы местного самоуправления, организации содействуют гражданам в приобретении имущества в собственность (с помощью приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилья, земель, благодаря созданию фермерских хозяйств, семейных и других частных предприятий и т.д.)[2].

Социальное обеспечение представляет собой один из блоков социальной защиты населения и имеет более узкие параметры действия. Оно сложилось как система защиты граждан от наступления жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода либо повышенные расходы, малообеспеченность.

Эти жизненные обстоятельства в потенции именуются социально-экономическими рисками и делятся на страховые и нестраховые[3]. Виды социально социальных страховых рисков перечислены в п. 1 ст. 7 Закона об основах соцстрахования. Здесь они выступают как предполагаемые события.

Свершившиеся же события — это страховые случаи (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, заболевание и др.). Они касаются застрахованных лиц и членов их семей.

Нестраховые риски и случаи относятся к гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов и др.). Указанные выше жизненные обстоятельства можно классифицировать следующим образом:

  1. 1) биологического характера (беременность и роды; рож-
    дение детей; болезнь или травмы от общих причин; инвалидность от общих причин; смерть от общих причин; достижение пенсионного возраста);
  2. 2) производственного характера (несчастный случай на производстве; профессиональное заболевание; военная травма; заболевание, полученное в период прохождения военной или правоохранительной службы; инвалидность; смерть; выслуга лет);
  3. 3) экономического характера (безработица, инфляция, малообеспеченность);
  4. 4) демографического характера (наличие детей в семье; многодетность; неполнота семьи; одиночество; сиротство).

Субъектами в данных отношениях выступают инвалиды, лица пожилого возраста, семьи с детьми, малоимущие граждане и семьи и др. Им предоставляются медицинская помощь, пенсии, пособия и т.д. Это обеспечение представляется в соответствии с законодательством о социальном обеспечении.

Цель социального обеспечения — предотвратить, смягчить или устранить неблагоприятные последствия наступления страховых и нестраховых случаев.

Для достижения этой цели создаются специальные финансовые источники.

Деятельность по социальному обеспечению осуществляют органы государства, органы местного самоуправления, федеральные, региональные и муниципальные учреждения, организации-работодатели.

Читайте также:  В каком случае не берут в армию?

С учетом изложенного можно дать следующее определение понятия социального обеспечения.

Социальноеобеспечение — это система общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам из специальных финансовых источников и на основе законодательства медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении страховых и не страховых случаев, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, мало-обеспеченность с целью предотвратить, смягчить или устранить неблагоприятные последствия наступления страховых и не страховых случаев.

1.2. Функции социального обеспечения

Функции социального обеспечения — это обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество.

Между социальным обеспечением и обществом как системой и его элементами существует цепь связей. Общество и его составляющие воздействуют на социальное обеспечение. Это воздействие является первичным и определяющим.

Одновременно имеет место цепь обратных связей: социальное обеспечение с помощью своих функций влияет на обусловливающие его факторы.

Выполняя эти функции, социальное обеспечение представляет собой активный фактор развития общества.

Воздействие на общество осуществляется социальным обеспечением как целостной системой. В то же время каждая из основных сфер общества подвергается воздействию соответствующей функции.

Поскольку общество подразделяется на пять основных сфер: экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую и семейно-быто-вую, — необходимо различать экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую, демографическую функции социального обеспечения.

Экономическаяфункция социального обеспечения заключается в его положительном воздействии на экономику, на интересы и потребности людей как участников процесса производства. Она имеет сложную внутреннюю структуру и состоит из ряда взаимосвязанных подфункций: распределительной, обеспечительной и производственной.

С помощью распределительнойподфункции происходит доведение до потребителей специфических материальных благ и услуг особым экономическим способом.

Данная подфункция заключает в себе способы аккумуляции средств в особых фондах и их распределения на различные цели — это действия органов государства, органов местного само-
управления, организаций по отчислению денежных средств в фонды, предназначенные для социального обеспечения, по направлению указанных средств для выплаты пенсий, пособий, обслуживания пенсионеров и др.

Сущность обеспечительнойподфункции состоит в поддержании достаточного уровня материального благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения (пенсии, пособия и проч.) являются источником существования, в предупреждении обнищания народа.

Производственнаяподфункция включает в себя стимулирование граждан к труду, а также повышение производительности труда, воспроизводства рабочей силы путем создания благоприятных условий для формирования способности к труду у несовершеннолетних и освобождения трудовых ресурсов от пожилых и нетрудоспособных работников. Тем самым социальное обеспечение способствует созданию рыночных отношений, проведению экономических реформ.

Социальнаяфункция отражает взаимосвязь социального обеспечения и социальной подсистемы общества.

Социальное обеспечение направлено прежде всего на предупреждение, смягчение или устранение последствий наступления различных жизненных ситуаций. В зависимости от конкретной ситуации в социальной функции можно выделить защитную, реабилитационную и компенсационную подфункции.

Защитнаяподфункция заключается в защите граждан от неблагоприятных последствий наступления жизненных ситуаций (болезнь, инвалидность, старость и т.п.), а также от последствий перехода к рыночной экономике (безработица и т.п.). Это происходит путем выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, предоставления услуг и т.д.

Реабилитационнаяподфункция состоит в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, приспособлении их к труду.

Она осуществляется с помощью таких видов обеспечения, которые помогают восстановлению трудоспособности граждан и вовлечению их в трудовую деятельность (пенсии по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, снабжение их протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения и т.д.).

Компенсационнаяподфункция — это возмещение утраченного заработка или дохода, а также повышенных расходов в случае утраты заработка или дохода, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом на пенсию по старости, инвалидности, при потере кормильца, в случае рождения ребенка, при повышении розничных цен на предметы потребления, безработице и др.

В политическуюфункцию входит связь между социальным обеспечением и политикой, прежде всего социальной политикой. Социальное обеспечение служит средством, с помощью которого реализуются цели социальной политики.

Его институты и учреждения способствуют практическому осуществлению социально-политических мероприятий, намеченных государством.

Социальное обеспечение играет важную роль в решении ряда общих задач социальной политики в современный период: предотвращении дальнейшего снижения жизненного уровня населения, улучшении материального положения его различных групп и слоев, снижении роста социальной напряженности в обществе.

Духовно-идеологическаяфункция социального обеспечения обусловлена связью между социальным обеспечением и духовно-идеологической сферой общества.

Социальное обеспечение взаимодействует как с социальной сферой в целом, так и с ее компонентами — различными формами и уровнями общественного сознания, прежде всего с идеологией, моралью, социальной психологией.

Поэтому в составе данной функции можно условно выделить идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

Идеологическаяподфункция составляет отношения меж-
ду социальным обеспечением и идеологией. Идеология отражает воззрения классов и слоев общества на различные стороны жизни, в том числе и на социальное обеспечение, активно влияет на его характер и сущность. В свою очередь, эффективное социальное обеспечение положительно воздействует на сознание людей, укрепляет их доверие

к государству.

Моральнаяподфункция охватывает связь между социальным обеспечением и этическими воззрениями, существующими в данном обществе. Существенное значение здесь имеют этические взгляды общества на отношение
к малообеспеченным, детям, старикам, инвалидам.

Социальное обеспечение включает предоставление материальной помощи экономически неактивным гражданам, обеспечение семей, потерявших кормильца, помощь в воспитании детей и т.д.

Кроме того, благодаря моральной подфункции социальное обеспечение способствует укреплению нравственных начал в обществе.

Социально-психологическаяподфункция основана на вза-
имосвязи социального обеспечения и социальной психологии. Для человека особое значение имеет уверенность в завтрашнем дне. Социальное обеспечение способствует реализации уверенности людей в будущем, их социальной защищенности, тем самым оказывая положительное воздействие на развитие социальной психологии.

Демографическаяфункция подразумевает воздействие социального обеспечения на демографические процессы, происходящие в обществе.

Состояние социального обеспечения зависит от демографической структуры населения, характера демографических процессов. В свою очередь, социальное обеспечение оказывает активное положительное влияние на демографические процессы.

В содержание демографической функции входит материальное стимулирование создания, развития и укрепления семьи, повышения рождаемости и др.

[1]           Подробнее об этом см.: Холостова Е. И. Социальная политика : учеб. пособие. М., 2001.

[2]           О различных взглядах на понятие социальной защиты населения см.: Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России :
учеб. М., 2005. С. 32—35; Право социального обеспечения России : учеб. /

отв. ред. К. Н. Гусов. М., 2009. С. 13—15; Сирота И. М. Право социального обеспечения в Украине : учеб. Харьков, 2006. С. 7—9; Миронова Т. К.

Право социальной защиты. М., 2006. С. 163—172; Жумангулов Г. М., Ахметова А., Ахметова Т. Право социального обеспечения : учеб. Алматы, 2005. С. 22.

[3]           См.: Федорова М. Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, 2003. С. 20; Юдин В. П. Социальная защита: понятие, сущность, границы : учеб.-метод. пособие. Казань, 1995. С. 5—29; и др.

Источник: http://kursak.net/ponyatie-socialnogo-obespecheniya-i-ego-funkcii/

Понятие, классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению

Согласно теории права, правовые отношения – это разновидность общественных отношений, представляющих собой социальные связи между людьми, между физическими и юридическими лицами.

В науке права социального обеспечения отсутствует единая точка зрения по поводу определения правового отношения по социальному обеспечению, что обусловлено разными критериями и подходами, используемыми для определения данного понятия.

Единого правоотношения, в ходе функционирования которого еще, временно и уже нетрудоспособные лица, а также иные, законодательно определенные категории граждан могли бы получить все существующие виды социального обеспечения, нет. Это свидетельствует о сложной природе данных отраслевых правоотношений.

  • Сформулированное ранее определение права социального обеспечения (его основные признаки и содержание, предмет и метод) позволяют дать следующее общее понятие правового отношения по социальному обеспечению.
  • Правоотношение по социальному обеспечению – это урегулированная нормами права связь между определенными в законе субъектами – гражданином и соответствующими органом социального обеспечения или иными уполномоченными государством органами, организациями или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми работодателями – по поводу предоставляемого социального материального блага в денежной и (или) натуральной формах в рамках существующих организационно-правовых способов его осуществления (организационно-правовых форм социального обеспечения).
  • Данные отношения мы называем материальными социально-обеспечительными правоотношениями, так как в ходе их функционирования предоставляется соответствующее социальное материальное благо для удовлетворения потребностей в нем еще, временно, уже нетрудоспособными лицами и иными категориями граждан.
  • Классификация правоотношений по социальному обеспечению проводится по разным основаниям (критериям и признакам), к числу которых относятся:
  1. ♦ характер правоотношений, определяемый целями;
  2. ♦ срок действия правоотношений;
  3. ♦ способы организации социального обеспечения (организационно-правовые формы социального обеспечения);
  4. ♦ форма социального обеспечения как способ удовлетворения потребностей граждан;
  5. ♦ юридические факты, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение правоотношений;
  6. ♦ субъект правоотношений;
  7. ♦ объект (или виды социального материального блага) правоотношений, и др.
  8. Перечисленные основания классификации правоотношений по социальному обеспечению позволяют отделять их от правоотношений в других отраслях системы российского права.
  9. Рассмотрим некоторые основания классификации правоотношений.
  10. Выделение характера правоотношения по социальному обеспечению, определяемое его целями, означает следующее.

Во-первых, существуют материальные социально-обеспечительные правоотношения по выплате или выдаче соответствующего социального материального блага (назначенных пенсий, пособий, компенсационных выплат), оказанию социальных услуг, медицинской помощи и лечения, государственной социальной помощи. Такие правоотношения называются материальными социально-обеспечительными правоотношениями.

Во-вторых, есть действия (деятельность) одного из обязательных субъектов (органов и иных уполномоченных государством организаций и лиц) правоотношений, благодаря которым правомочия другого субъекта (физического лица) воплощаются в жизнь.

Иными словами, имеются процедурные правоотношения по установлению юридических фактов для права на соответствующий вид социального обеспечения, его назначению либо отказу в нем.

Как правило, они предшествуют материальным социально-обеспечительным правоотношениям.

Читайте также:  Методы оценки имущества: виды, классификация, особенности работы, соблюдение нормативных и правовых актов

Процедурных правоотношений может быть столько, сколько существует видов социального обеспечения. В силу этого процедурные правоотношения обслуживают материальные социально-обеспечительные правоотношения и существуют для их установления, изменения или прекращения.

Помимо этого существуют особые способы защиты нарушенного права на социальное обеспечение. Это процессуальные правоотношения, которые возникают по поводу разрешения споров о социальном обеспечении.

Они могут быть двух видов в зависимости от того, кто является субъектом, рассматривающим спор: правоотношение гражданина с вышестоящим органом социального обеспечения, которому обжалуются действия нижестоящего органа, и правоотношение гражданина с судом по рассмотрению спора, если он обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение.

Данные правоотношения носят смежный характер с административными и гражданскими правоотношениями. В силу этого такие правоотношения не могут относиться к праву социального обеспечения в чистом виде.

  • По срокам действия правоотношения существуют:
  • ♦ постоянные или длительно длящиеся (пенсионные);
  • ♦ периодические или кратковременно длящиеся до четко установленного срока (пособие по безработице);
  • ♦ единовременные или разовые (единовременное пособие при рождении ребенка).
  • По формам организации социального обеспечения (по имеющимся организационно-правовым формам социального обеспечения) правоотношения осуществляются в рамках:
  • ♦ обязательного социального страхования;
  • ♦ государственного социального обеспечения определенных контингентов граждан (за счет ассигнований из государственного бюджета).
  • По формам социального обеспечения как способам удовлетворения потребностей граждан существуют правоотношения по поводу:
  • ♦ денежных выплат;
  • ♦ натуральных выдач.

Обязательной предпосылкой возникновения правоотношений являются юридические факты. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства (жизненные факты), закрепленные в нормах законодательства, с которыми право связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В свою очередь юридические факты подразделяются на события и действия.

Правоотношения по поводу многих видов социального обеспечения, как правило, возникают в связи с определенными событиями. В нашем примере таким событием является наступление пенсионного возраста.

Причиной события может быть и действие, например получение увечья в результате действий самого потерпевшего или других лиц, приведших к смерти или временной нетрудоспособности.

Для социально-обеспечительных правоотношений обычно имеет значение не причина, а сам факт (само наступившее событие), хотя в отдельных случаях значима и причина наступившего события.

Таким образом, наступившие события служат основанием возникновения материальных социально-обеспечительных правовых отношений.

Юридические факты в форме действий характерны для возникновения процедурных правоотношений.

Чтобы они возникли, необходимы действия лица, желающего реализовать свое имеющееся (или появившееся) право на какой-либо вид социального обеспечения. Действие лица – это есть его волеизъявление.

В нашем примере оно (волеизъявление) подтверждается заявлением о назначении пенсии. Такие действия называются правообразующими юридическими фактами.

Изменение уже функционирующих правоотношений может быть обусловлено одним или рядом юридических фактов. Последние носят название сложного юридического (фактического) состава. Например, лицо получает трудовую пенсию по старости. После назначения пенсии продолжает свою работу.

С увеличением страхового стажа возрастает объем его пенсионных прав, т. е. появляется право на перерасчет пенсии в большем размере. Налицо событие. С момента подачи заявления (его действия) изменяется содержание правоотношения.

Иллюстрация данного примера показывает, что сложный фактический состав (событие + действие) является правообразующим юридическим фактом.

Правопрекращающими юридическими фактами являются, как правило, отдельные факты: смерть пенсионера, достижение совершеннолетия и пр.

По субъектам правоотношения дифференцируются в зависимости от обращающегося за конкретным видом социального обеспечения: работник, военнослужащий, учащийся, безработный, индивидуальный предприниматель и т. п.

По органу, предоставляющему тот или иной вид обеспечения, выделяются государственные или муниципальные органы, например органы социальной защиты населения, органы ПФР, ФСС России, МВД России, Минобороны России и др.

[59]

  1. По объекту или видам обеспечения материальные социально-обеспечительные правоотношения подразделяются:
  2. ♦ на отношения по предоставлению пенсий (пенсионные правоотношения);
  3. ♦ отношения по выплате пособий и компенсационных выплат;
  4. ♦ отношения по предоставлению социальных услуг (социальному обслуживанию);
  5. ♦ отношения по предоставлению обеспечения в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  6. ♦ отношения по предоставлению денежных выплат в порядке реализации закона о монетизации льгот;
  7. ♦ отношения по оказанию государственной социальной помощи малоимущим категориям граждан;
  8. ♦ отношения по социальной реабилитации инвалидов и лиц пожилого возраста;
  9. ♦ отношения по санаторно-курортному лечению и др.

Перечисленные материальные социально-обеспечительные правоотношения существуют в реальной жизни как конкретные видовые правоотношения. Поэтому имеется столько видов правоотношений по социальному обеспечению, сколько видов общественных отношений охватывается нормами права социального обеспечения.

Право на тот или иной вид такого обеспечения может быть реализовано только через соответствующее правоотношение.

Правоотношения по социальному обеспечению объединены одной целью – предоставить социальное материальное благо его правообладателю, как отмечалось, в конкретизированном виде.

Можно сказать, что общим объектом таких отношений является определенное материальное благо, на которое направлены правоотношения.

Таким благом могут быть как денежные выплаты, так и различные выдачи социального характера (в натуральной форме).

  • В связи с этим в системе материальных социально-обеспечительных правоотношений можно выделить два относительно самостоятельных крупных блока правоотношений:
  • 1) правоотношения, возникающие в связи с предоставлением гражданам выплат по системе социального обеспечения в денежной форме;
  • 2) правоотношения, возникающие по поводу натуральных видов социального обеспечения.
  • В первую группу правоотношений входят:
  • ♦ пенсионные правоотношения;
  • ♦ правоотношения по поводу пособий;
  • ♦ правоотношения по поводу компенсационных выплат.
  • Вторая группа охватывает правоотношения по поводу предоставления натуральных видов социального обеспечения:
  • ♦ многообразные виды социальных услуг;
  • ♦ социальная медицинская помощь и лечение;
  • ♦ лекарства и предметы медицинского ухода;
  • ♦ социальные льготы.

В свою очередь каждый из указанных видов правоотношений имеет внутреннее подразделение или конкретизацию по видам обеспечения.

Например, пенсионные правоотношения бывают: по старости, по случаю потери кормильца, инвалидности, за выслугу лет и пр.

Правоотношения по выплате пособий можно классифицировать по видам пособий: временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и т. д.

Остановимся подробно на субъектах, объектах и видах социально-обеспечительных отношений.

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/28167.html

Понятие, предмет, функции и виды социального обеспечения в РК — Examenna5/Рефераты-Скачать

1 Понятие права социального обеспечения…………..3

2 Виды социального обеспечения………………………..4

3 Функции социального обеспечения…………………..5

4 Социальная защита и социальное обеспечение…10

5 Система права социального обеспечения………..14

1 Понятие права социального обеспечения

Право на социальное обеспечение – одно из основных социально-экономических прав человека. Оно закреплено в ст.26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в ст.11 Международного акта об экономических, социальных и культурных правах 1996 года и других международных актах.

  • Право на социальное обеспечение закреплено в ст.28 Конституции Республики Казахстан, в которой сказано: «Гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям»
  • Термин «социальное обеспечение может употребляться в различных смыслах:
  • во-первых, под социальным обеспечением понимается особая форма распределительных отношений;

во-вторых – как функция государства….

2 Виды социального обеспечения

Независимо от источника денежных средств, государственное социальное обеспечение может осуществляться в следующих видах:

—  денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т.д.);

—  натуральная помощь (медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов);

—  льготы и услуги (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.);

—  компенсация дополнительных расходов…

3 Функции социального обеспечения

  1. Правоотношения  в связи с оказанием помощи в натуральной форме в связи с предоставлением:
  2. — товаров или услуг льготно или бесплатно;
  3. — медицинской помощи;
  4. — лекарств;
  5. — санаторно-курортного лечения;
  6. — содержания детей в детских учреждениях;
  7. — транспортных средств инвалидам;
  8. — профессионального обучения и переподготовки;
  9. — иных льгот.
  10. Правоотношения процедурного характера возникают в связи с совершением юридически значимых действий:

1. установление юридических фактов, без которых не может возникнуть материальное отношение (например, для назначения пенсии по инвалидности необходимо установить факт  инвалидности, а для назначения пособия по временной нетрудоспособности необходимо установить факт нетрудоспособности и т.д.);

2. в связи с реализацией права на социальное обеспечение, т.е. при назначении любого вида социального обеспечения;

Правоотношения процессуального характера связаны с рассмотрением споров, возникающих в этой области и обжалованием решений должностных лиц или государственного органа в административном или судебном порядке.

Эти споры могут возникать по различным вопросам: отказ в назначении того или иного вида социального обеспечения или при определении его размера в денежной форме, установлении причин или группы инвалидности, определении права на льготы и т.д.

Кроме основных, пенсионных отношений, в предмете социального обеспечения можно выделить некоторые производные, процедурные отношения.

К ним относятся отношения по формированию и использованию Пенсионного фонда, отношения по выплате различных пособий, медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию граждан, предоставление льгот и преимуществ ветеранам войны и труда за счет государственных источников.

  • Все эти правоотношения в совокупности и составляют предмет социального обеспечения.
  • Соответствующими видами социального обеспечения являются:
  • 1. пенсии, пособия, компенсации;
  • 2. помощь в натуральной форме;

3. помощь процедурного или процессуального характера.

Виды пенсии…

4 Социальная защита и социальное обеспечение

Республика Казахстан также взяла на себя обязательства по выполнению этих международно-правовых норм, закрепив и развив их в своем законодательстве.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, которая провозгласила, что Казахстан является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конкретизация этого положения содержится в статье 28 Конституции Республики Казахстан,  в соответствии с которой каждому гражданину гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия.

Читайте также:  Что нужно для прописки новорожденного ребенка

Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Признавая право каждого на социальное обеспечение, Конституция Республики Казахстан одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

В ч.1 статьи 28 Конституции Республики Казахстан перечисляются условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения.

Это могут быть определенные периоды жизни, связанные с его возрастом (детство, старость), состоянием здоровья или трудоспособности (болезнь, инвалидность), выполнение или невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца).

Данный перечень не является исчерпывающим, так как социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях, установленных законом. Например, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и пр.

В статье 28 Конституции Республики Казахстан говорится только о денежной форме социального обеспечения — о государственных пенсиях и социальных пособиях. Кроме денежных выплат социальное обеспечение может осуществляться и в натуральных формах: содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и пр.

Социальная защита – это политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола…

5 Система права социального обеспечения

Прежде чем говорить о системе права социального обеспечения, необходимо четко различать такие различные понятия, как система отрасли права, система науки, система учебного курса, система законодательства.

Право социального обеспечения, как и любая отрасль права, имеет свою систему,  основанную на определенных закономерностях и элементах, которые ее образуют.

Право социального обеспечения, как и любая другая отрасль права, — это совокупность правовых норм, регулирующих определенную группу общественных отношений.

Эти правовые нормы определенным образом взаимосвязаны между собой и объединяются в различные институты и подинституы.

Поэтому можно сказать, что система права социального обеспечения — это совокупность объективно взаимосвязанных между собой правовых институтов и норм, расположенных в определенной, научно обоснованной последовательности.

Элементами данной системы являются: правовая норма, подинститут, институт, комплексный институт, подотрасль.

Нормы права являются первичными компонентами системы, имеют свою внутреннюю структуру и состоят из трех элементов: диспозиции, гипотезы, санкции. Диспозиция указывает на суть и содержание правил поведения.

Гипотеза содержит перечень условий, при наличии которых действует данная норма.

Санкция указывает на последствия (как благоприятные, так и неблагоприятные) при выполнении (или невыполнении) требований данной правовой нормы.

Нормы права объединяются по предметному признаку и образуют институты, подинституты и комплексные институты. Основными институтами права социального обеспечения являются:  трудовой стаж, пенсии, пособия, льготы, компенсации, социальное обслуживание.

Названные институты являются весьма крупными объединениями правовых норм и в свою очередь делятся на более мелкие структурные единицы: подинституты. Так, институт пособий включает в себя следующие подинституты: пособия имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на погребение и т.д.

Институт пенсий включает в себя такие подинституты, как пенсии по старости, пенсии за выслугу лет, социальные пенсии и т.д…

Система науки права пенсионного обеспечения — это система научных знаний, взглядов, идей о том комплексе общественных явлений, которые входят в сферу социального обеспечения. Прежде всего, наука изучает саму отрасль как систему права. Во-вторых, наука изучает историю возникновения и перспективы развития данной отрасли.

В-третьих, научный анализ международно-правовых норм позволяет составить представление об уровне международного стандарта в сфере социального обеспечения, закрепленного в международных конвенциях, пактах, договорах, соглашениях, как ратифицированных, так и нератифицированных СССР или Республикой Казахстан. В-четвертых, наука изучает общие закономерности и тенденции в становлении и развитии систем социального обеспечения в других странах и особенности правового регулирования отношений по социальному обеспечению в них. В-пятых, результаты научных исследований, как объективные, беспристрастные выводы призваны предопределять содержание правовых предписаний в сфере социального обеспечения, как и в других сферах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что предмет науки права социального обеспечения гораздо шире предмета этой отрасли…

Источник: http://examenna5.net/work/505

Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения

Вопросы к дифференцированному зачету по праву социального обеспечения (3 курс, 6 семестр)

Определите понятие, виды и функции социального обеспечения. Соотнесите понятия «социальное обеспечение» и «социальная защита».

Социальное обеспечение — это:

1.

    форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

  • 2.    некая форма помощи, со стороны государства, для определенного круга лиц, оказываемая при наступлении определенных юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания в социальном положении граждан
  • Виды социального обеспечения
  • Независимо от источника денежных средств, государственное социальное обеспечение может осуществляться в следующих видах

— денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т.д.);

— натуральная помощь (медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов);

— льготы и услуги (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.);

— компенсация дополнительных расходов, связанных с лечением, реабилитацией и оздоровлением инвалидов (в стационаре, амбулаторно, в санаториях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов), проездом к месту лечения и обратно, переобучение (переподготовка) безработных;

  1. — единовременные денежные и неденежные виды поддержки отдельных категорий граждан;
  2. По субъектам социального обеспечения можно выделить:
  3. 1) граждане нетрудоспособного возраста:
  4. •     пенсионеры, включая инвалидов и одиноких;
  5. •     дети, включая подростков;
  6. 2) граждане трудоспособного возраста:
  7. •     безработные;
  8. •     временно нетрудоспособные;
  9. •     инвалиды;
  10. •     многодетные семьи;
  11. •     малообеспеченные.
  12. Функции социального обеспечения
  13. Сущность социального обеспечения проявляется в следующих функциях:
  14. — политическая;
  15. — экономическая;
  16. — социальная;
  17. — трудовая;
  18. — демографическая;
  19. — реабилитационная.
  20. Экономическая функция социального обеспечения заключается в том, что она замещает зарплату или иной доход, утраченный в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, или в оказании помощи малоимущим.
  21. Политическая функция социального обеспечения заключается в поддержании социальной стабильности и ослаблении социальной напряженности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.
  22. Социальная функция социального обеспечения заключается в поддержке социально незащищенных, наиболее нуждающихся категорий граждан путем выделения им дополнительных средств.
  23. Трудовая функция социального обеспечения выражается в том, что источником средств для всех видов социального обеспечения являются трудовые отношения в данном обществе. От их уровня развития зависят все звенья системы социального обеспечения
  • Реабилитационная функция социального обеспечения заключается в создании нормальных условий для восстановления общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, что позволяет им ощущать себя полноценными членами общества.
  • Демографическая функция социального обеспечения направлена на стимулирование воспроизводства народонаселения страны, что необходимо для нормального развития государства.
  • Соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение».

Социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. В системе социальной защиты выделяют социальные выплаты и социальное обслуживание одиноких, престарелых людей, инвалидов.

Социальная защита распространяется практически на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества. К системе социального обеспечения относят все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат на социальное обслуживание, медицинскую помощь, различные льготы.

  1. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения.
  2. Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения денежных средств внебюджетных фондов и государственного бюджета в целях социальной поддержки граждан в страрости, в случае болезни, потери трудоспособности, для воспитания детей при потере кормильца и иных случаев.
  3. Статья 7 конституции объявляет РФ социальным государством, что означает-в РФ охраняется труд и здоровье, устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ), обеспечивается государством поддержка семьи, инвалидом и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия.
  4. Предмет ПСО- это круг общественных отношений, регулирующих его нормы. Предмет носит комплексный характер и связан с:
  5. 1) обеспечением граждан пенсиями, пособиями, компенсациями;
  6. 2) представлением помощи в натуральной форме (медицинская помощь, социальная помощь инвалидам, санаторно-курортное лечение, подготовка и переподготовка профессионального обучения).

Метод ПСО- это совокупность приёмов и способов воздействия на общественные отношения. Он имеет комплексный характер и представлен в виде административно-правового и гражданско-правового метода воздействия на субъект.

Метод ПСО– это способы и приемы правового воздействия на те отношения, которые составляют предмет. Это сочетание императивного и диспозитивного метода, при этом в большинстве случаев применятся императивный метод, который выражается в четком нормативно-правовом регулировании соц. помощи и обслуживании

  • Система ПСО — представляет собой совокупность правовых норм, которые группируются внутри отрасли в определенные правовые институты.
  • Правовые институты — это обособленные взаимосвязанные группы правовых норм,, регулирующих конкретные виды отношений.
  • ПСО состоит из двух частей общей и особенной.

В общую входят: общие задачи и принципы права граждан в области социального обеспечения, источники ПСО. В особенную включены: определенные институты ПСО (трудовой стаж, инвалидность и т. д.)

Источник: https://studopedia.net/6_118408_ponyatie-predmet-metod-i-sistema-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector