Методы оценки имущества: виды, классификация, особенности работы, соблюдение нормативных и правовых актов

Методы оценки имущества: виды, классификация, особенности работы, соблюдение нормативных и правовых актов

Оценка имущества требуется в разных случаях, например, при продаже его на торгах или при приобретении с помощью ипотечного кредита. Для этого привлекаются независимые эксперты, обладающие оптимальными навыками и опытом, чтобы определять оптимальную стоимость конкретного актива. Наиболее часто требуется оценить имущество, принадлежащее компаниям. Оно представлено обычно разными объектами недвижимости или оборудованием. Опытные эксперты применяют разные методы оценки имущества, причем нередко используется сразу несколько способов, что позволяет получить наиболее достоверные результаты.

Когда требуется оценка?

Необходимость в этой процедуре может возникать в разных ситуациях. Она может быть:

  • Обязательной. Ее непременно требуется проводить, если выполняется процедура приватизации или передается имущество по наследству. Компании в обязательном порядке прибегают к процессу при прохождении процедуры банкротства или реструктуризации.
  • Добровольной. Обычно к оценке прибегают собственники имущества, которые желают получить информацию о том, какова стоимость их активов и имущества, представленного жилыми или коммерческими помещениями, земельными участками или другими объектами.

Подходы и методы оценки недвижимого имущества являются едиными для всех экспертов, но при этом важно обращаться только к опытным оценщикам, обладающим соответствующей лицензией, аккредитацией, опытом и оборудованием для проведения процесса.

Методы оценки имущества: виды, классификация, особенности работы, соблюдение нормативных и правовых актов

Какие учитываются факторы?

При проведении оценки непременно учитываются разные критерии выбранного оборудования или объекта недвижимости. К ним относится:

  • место расположения недвижимого имущества;
  • площадь помещения;
  • размеры оборудования;
  • общее состояние объекта;
  • степень износа;
  • стоимость аналогичных предметов;
  • рыночная ситуация в конкретном регионе или в целом в стране.

После проведения анализа эксперты формируют отчет. В нем непременно описываются используемые методы оценки имущества, а также дается оценка относительно состояния и стоимости предмета.

Определить рыночную, инвентаризационную, кадастровую или какую-либо другую стоимость могут исключительно специалисты, обладающие соответствующим сертификатом, дающим право заниматься данной деятельностью.

Поэтому к выбору независимого оценщика следует подходить ответственно. Целесообразно вовсе обращаться с данным вопросом к государственным организациям.

Цели проведения процесса

Многочисленные методы оценки стоимости имущества используются для разнообразных целей. Если данный процесс проводится физическими лицами в отношении разных материальных объектов, то обычно им требуется выполнить разные действия:

  • совершить разные сделки с ценностями, представленные продажей, передачей в дар или по наследству;
  • покупка страхового полиса на объект, так как при определении стоимости полиса требуется страховщику обладать информацией о его цене;
  • предоставление конкретного имущества банковскому учреждению в качестве залога для получения кредита;
  • при расчете суммы ущерба, нанесенного посторонними лицами или разными чрезвычайными ситуациями;
  • вступление в наследство;
  • формирование брачного договора при заключении брака между двумя гражданами.

Обращаться за оценкой могут не только частные лица, но и разные компании. Для этого используются разные методы оценки имущества и обязательств, но наиболее часто данный процесс выполняется для достижения следующих целей:

  • разные объекты передаются в уставный капитал предприятия;
  • выполняются разные операции с бизнесом, например, привлекаются инвестиции или оформляются кредиты, подготавливается организация к реструктуризации или реализуется продажа компании;
  • передается оборудование или автомобили в лизинг;
  • продается имущество компании.

Результатом проведения данного процесса становится формирование экспертом соответствующего официального документа, обладающего юридической силой. Он может передаваться разным банковским учреждениям, государственным органам, судам или страховым компаниям. Дополнительно этот документ применяется для налогового или бухгалтерского учета.

Методы оценки имущества: виды, классификация, особенности работы, соблюдение нормативных и правовых актов

Способы оценки

При выполнении данной работы независимые оценщики могут пользоваться разными методами оценки имущества. При этом существует несколько классификаций:

Классификация методов оценки Разновидности способов
По подходу к расчету цены Массовый, на основании которого оценке подвергается множество объектов, схожих по статистическим параметрам
Индивидуальный метод предполагает определение цены только конкретного объекта, для чего изучаются его разные критерии
По типу имущества Оценка объектов недвижимости, представленных строениями или земельными участками
Движимых объектов, являющихся оборудованием или автомобилями
Бизнеса, причем оценке обычно подвергаются разные ценные бумаги или доли в компаниях
По определяемой стоимости Рыночная представлена обоснованной ценой конкретного объекта
Инвестиционная позволяет определить предполагаемую доходность от использования конкретного имущества для определенных целей
Ликвидационная предоставляет возможность получить сведения о том, сколько средств можно получить путем продажи объекта на основании его текущего состояния
Стоимость для целей налогообложения используется при расчете налога, уплачиваемого в бюджет на основании владения компанией определенным имуществом
Утилизационная предполагает использовать в процессе оценки все затраты на разные материалы, применяемые при создании объекта, а также расходы, которые требуется понести для утилизации имущества
По подходу к определению цены Доходный, учитывающий возможную доходность от использования конкретной ценности
Расходный, предполагающий учет возможных расходов, которые придется понести владельцу имущества при его использовании в бизнесе
Сравнительный заключается в использовании разных показателей нескольких аналогичных объектов.

Все вышеуказанные методы оценки стоимости имущества являются значимыми. Каждый вариант предполагает использовать собственные показатели и критерии.

Подходы к оценке

Методы оценки имущества организации выбираются самими оценщиками, хотя клиенты при заключении контракта могут самостоятельно указать, какой конкретный способ является для них наиболее привлекательным и приемлемым.

Некоторые оценщики предлагают возможность определять стоимость конкретного объекта на основании трех подходов. При таких условиях получается самая достоверная информация, предоставляемая специалистами.

Методы оценки имущества: виды, классификация, особенности работы, соблюдение нормативных и правовых актов

Доходный способ

Из всех подходов и методов оценки имущества этот вариант считается не слишком популярным. Это обусловлено тем, что нередко получаются недостоверные результаты.

Он предполагает учет доходов, которые могут быть получены владельцем объекта при его использовании по назначению в течение конкретного количества лет.

При таких условиях создаются прогнозы относительно потенциальной стоимости имущества.

При использовании этого способа можно применять два метода оценки имущества:

  • Капитализация доходов. Этот вариант расчета предполагает, что стоимость представлена величиной, рассчитываемой при делении чистого операционного дохода на ставку капитализации. Важно брать доход до вычета налогов. Ставка капитализации рассчитывается в зависимости от ставки, определяемой финансовым регулятором. Дополнительно она изменяется при учете имеющихся рисков.
  • Дисконтирование денежных потоков. Этот вариант расчета считается целесообразным для применения в случае, если доходы от использования имущества постоянно изменяются. Также этот метод оценки имущества предприятия эффективен при использовании разных коэффициентов капитализации.

Профессиональные оценщики достаточно редко пользуются доходным методом определения стоимости тех или иных активов, так как получается часто недостоверный результат.

Методы оценки имущества: виды, классификация, особенности работы, соблюдение нормативных и правовых актов

Сравнительный подход

По-другому такой способ называется рыночным. Считается наиболее простым математическим методом оценки стоимости имущества. Для определения стоимости конкретного объекта оценивается цена аналогичных активов, чья цена хорошо известна и правильно рассчитана.

При выборе объектов, которые будут сравниваться, важно учитывать определенные стандарты. По ним идентичными считаются предметы, которые обладают одинаковыми экономическими, материальными или техническими параметрами.

Во время расчетов могут использоваться разные методы:

  • сделки;
  • накопления активов;
  • чистых активов;
  • отраслевых коэффициентов;
  • имущественный;
  • стоимости замещения.

Обычно оценщики, обладающие значительным опытом, применяют сразу несколько методов, что позволяет получить им наиболее достоверный и оптимальный результат работы. При использовании этого метода оценки видов имущества важно получить как можно больше актуальной информации о состоянии компаний, обладающих теми или иными активами.

Методы оценки имущества: виды, классификация, особенности работы, соблюдение нормативных и правовых актов

Затратный метод

Этот способ предполагает расчет стоимости на основании многочисленных параметров. К ним относятся разные факторы:

  • стоимость земли, на которой располагается оцениваемое строение;
  • цена замещения или воспроизводства;
  • затраты на амортизацию имущества;
  • средства, которые приходится тратить на погашение кредитов, с помощью которых был куплен актив.

При этом методе оценки недвижимости имущества определяются все затраты, которые приходится нести владельцу для его использования в предпринимательской или иной деятельности. Оценщики часто пользуются этим подходом. При его применении расчет может основываться на разных методах:

  • накопления активов, при котором определяется стоимость компании без учета разных долгов;
  • чистых активов;
  • цены замещения, для чего оцениваются исключительно материальные активы, принадлежащие организации;
  • восстановительной стоимости, что позволяет определить, какое количество средств придется потратить, чтобы построить или создать аналогичный объект;
  • ликвидационной стоимости;
  • отраслевых коэффициентов.

Наиболее часто данный подход используется, если планируется компанией масштабное строительство какого-либо нового объекта. На основании полученных результатов оценивается, насколько эффективной будет покупка или продажа того или иного актива. Также нередко применяется метод при покупке страхового полиса на какую-либо недвижимость.

Первоначально при таком методе рассчитывается сумма затрат на воспроизводство или замещение. Из полученного показателя надо вычесть размер износа, который может быть экономическим, функциональным или физическим. В конце учитывается цена участка земли, на котором располагается объект.

Доходный метод имеет не только плюсы, но и некоторые минусы, к которым относится:

  • устаревшие объекты практически не подвергаются замещению;
  • невозможно разделить недвижимость и землю, на которой она располагается.

Таким образом, такой метод считается эффективным и распространенным, хотя обладает и некоторыми значимыми минусами.

Методы оценки имущества: виды, классификация, особенности работы, соблюдение нормативных и правовых актов

Как оформляется оценка?

Процедура может выполняться исключительно опытным оценщиком, обладающим соответствующей лицензией и знаниями. Он должен пользоваться разными математическими методами оценки имущества, чтобы получать актуальные результаты.

Процесс оформления оценки делится на несколько последовательных этапов:

  • первоначально выбирается сам оценщик, который может работать в государственной организации или частной коммерческой компании;
  • составляется договор, на основании которого будет проводиться оценка;
  • формируется заказчиком задание и заявление;
  • передаются оценщику необходимые документы от компании, а также предоставляется информация, имеющая отношение к оцениваемому объекту;
  • оценщик производит оценку и анализ, для чего изучает рыночную ситуацию, изменения в стоимости разных активов, а также производит расчеты по разным формулам на основании выбранного подхода и метода;
  • заказчик может указать в заявлении, какой именно способ определения цены должен применяться специалистом;
  • полученные результаты анализируются и обобщаются;
  • формируется акт оценки специалистом, в котором указывается стоимость изученного имущества и другие сведения, необходимые заказчику.

Оценка выполняется обычно в течение двух недель, но конкретный срок оговаривается заранее и прописывается в договоре. Стоимость зависит от разных факторов, к которым относится вид имущества, сложность работы и другие параметры.

Методы оценки имущества: виды, классификация, особенности работы, соблюдение нормативных и правовых актов

Заключение

Оценка имущества считается специфическим процессом, который должен выполняться только опытными специалистами. Процедура может реализоваться разными методами, а также используется для этого три разных подхода.

Заказывать оценку следует только в компаниях, обладающих лицензией на эту работу. На основании проведенного анализа профессионалом составляется акт, содержащий сведения о стоимости имущества.

Источник: https://autogear.ru/article/383/171/metodyi-otsenki-imuschestva-vidyi-klassifikatsiya-osobennosti-rabotyi-soblyudenie-normativnyih-i-pravovyih-aktov/

Методы оценки стоимости имущества

Методы оценки имущества: виды, классификация, особенности работы, соблюдение нормативных и правовых актов

6.2. Методика определения оценки стоимости имущества предприятия согласно затратному подходу

плохим, если используемый объект неремонтопригоден и предназначен для ликвидации; при оценке степени износа принимается, что объект изношен в пределах 71–100 %. В некоторых случаях, однако, восстановительная стоимостьпонимается по-другому.

Это происходит, например, когда новый владелец будет вынужден нести большие расходы на обновление материальных составляющих активов (например, необходимость внедрения технических новшеств, а также полного обновления машинного парка).

В этом случае можно рассмотреть альтернативные затраты на приобретение и модернизацию существующего предприятия или же на строительство новой фабрики с производственным потенциалом, идентичным модернизируемому предприятию, которое является предметом сделки.

Эта альтернатива, как правило, рассматривается только теоретически с целью составления калькуляции, необходимой для расчета восстановительной стоимости фирмы.

Метод ликвидационной

Методы оценки рыночной стоимости недвижимости

Нередко гражданам нашей страны приходиться обращаться к оценщикам для определения рыночной стоимости своего объекта недвижимости. Во многом это связано с продажей, чтобы подтвердить реальность требуемой цены за его покупку.

Но мало кто из них знает о том, что это вообще такое. Какие методы им используются? Есть особенности или нет?

Под определением “рыночная стоимость” подразумевается предполагаемая себестоимость оцениваемой недвижимости в зависимости от соблюдения рыночных принципов.

Можно сказать, что рыночная цена недвижимости относится к продажной себестоимости, при которой оцениваемое имущество реализуется согласно определенным условиям, а именно: покупатели либо продавцы в полной мере заинтересованы в этом, и ни одна из сторон не находиться под давлением кого-либо; покупатели и продавцы достаточно проинформированы о текущем положении рынка в этом направлении и поэтому осуществляют переговоры, отталкиваясь от своих интересов;

Понятие оценки стоимости имущества, объекты оценки, виды оценочной стоимости

Имущество — объекты окружающего мира, обладающие полезностью, и права на них. Оценка стоимости имущества — упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости соответствующего объекта собственности с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного сегмента рынка.

Читайте также:  Сколько можно вернуть налога с покупки квартиры: размер, пошаговая инструкция действий, документы

Оценка имущества — наиболее общий термин, применяемый к оценочной деятельности и всем ее возможным объектам.

Оценка имущества может распространяться на следующие объекты: 1.

Подходы и методы оценки объектов недвижимости

В жизни каждого человека возникают ситуации, когда потребуется провести оценочную стоимость имеющегося объекта недвижимости.

Что это такое и какие существуют способы и методы осуществления процедуры оценки жилой недвижимости и коммерческой недвижимости? Оценка недвижимости по определению экономического словаря есть процесс вычисления рыночной или иной стоимости объекта, относящегося к недвижимому имуществу или специфических видов прав, появляющихся по отношению к оцениваемому предмету.

Оценочный процесс обычно состоит из определения вещественной стоимости имеющегося права на владение или прочих прав, появляющихся по отношению к оцениваемому объекту, например, аренда или использование. Всего различается несколько видов стоимости, применимые при проведении оценочной деятельности. Всего их четыре: рыночная стоимость.

Это понятие заключается в определении наиболее вероятной стоимости

Методы оценки стоимости объектов недвижимости

Изучив материал главы, студент должен: знать • методы доходного подхода в оценке стоимости недвижимого имущества и области их применения; • метод капитализации доходов и области его применения; • этапы оценки недвижимости методом капитализации доходов; • расчет ставки дохода на капитал методом кумулятивного построения; • расчет премий за риски в определении ставки дохода на капитал; • методы расчета нормы возврата капитала; • метод дисконтированных денежных потоков в оценке стоимости недвижимого имущества и области его применения; • этапы и состав работ по оценке стоимости недвижимости методом дисконтированных денежных потоков; • методы расчета ставки дисконтирования в оценке стоимости недвижимости методом дисконтированных денежных потоков; • методы рыночного (сравнительного) подхода в оценке рыночной стоимости недвижимости и области их применения;

Методы оценки имущества: виды, классификация, особенности работы, соблюдение нормативных и правовых актов

Оценка имущества требуется в разных случаях, например, при продаже его на торгах или при приобретении с помощью ипотечного кредита. Для этого привлекаются независимые эксперты, обладающие оптимальными навыками и опытом, чтобы определять оптимальную стоимость конкретного актива.

Наиболее часто требуется оценить имущество, принадлежащее компаниям. Она может быть: Обязательной.

Рекомендуем прочесть:  Банк спермы хабаровск

Ее непременно требуется проводить, если выполняется процедура приватизации или передается имущество по наследству. Компании в обязательном порядке прибегают к процессу при прохождении процедуры банкротства или реструктуризации.

Добровольной.

Правила проведения оценки недвижимости

Методы оценки имущества: виды, классификация, особенности работы, соблюдение нормативных и правовых актов

Недвижимость представляет собой определенное имущество, которое обладает ценностью для владельца и экономики страны в целом. Оно может быть представлено несколькими видами собственности, каждый из которых отличается своими параметрами и условиями использования.

Каждое такое имущество обладает конкретной стоимостью, причем оценить ценности требуется достаточно часто для разных целей.

Методы оценки рыночной стоимости недвижимости

Выделяют три метода оценки рыночной стоимости недвижимости:

  1. — Метод капитализации доходов.
  2. — Затратный метод
  3. — Метод сравнения

Основной метод оценки — это метод сравнительного анализа продаж (САП).

Метод сравнения продаж применяется при наличии достаточного количества достоверной рыночной информации о сделках купли-продажи объектов, аналогичных оцениваемому. При этом критерием для выбора объектов сравнения является аналогичное наилучшее и наиболее эффективное использование. Сравнительный анализ продаж проводится в следующей последовательности (рис.

2)

Методы оценки имущества: виды, классификация, особенности работы, соблюдение нормативных и правовых актов
Методы оценки имущества: виды, классификация, особенности работы, соблюдение нормативных и правовых актов

Рисунок 2. Алгоритм сравнительного подхода к оценке недвижимости Выделяются недавние продажи сопоставимых объектов на соответствующем рынке.

Источниками информации являются: собственное

Виды оценки имущества.

Подходы и методы оценки имущества (стр.

1 из 3)

Сергей Губенко Фик -402 Губенко С. Дисконтирования денежных потоков базируется на том, что потенциальный инвестор не заплатит за предприятие сумму выше, чем текущая стоимость будущих доходов.

Источник: https://pdd5.ru/metody-ocenki-stoimosti-imuschestva-58747/

Методы оценки имущества: виды, классификация, особенности работы, соблюдение нормативных и правовых актов

оценка имущества требуется в разных случаях, например, при продаже его на торгах или при приобретении с помощью ипотечного кредита. Для этого привлекаются независимые эксперты, обладающие оптимальными навыками и опытом, чтобы определять оптимальную стоимость конкретного актива. Наиболее часто требуется оценить имущество, принадлежащее компаниям.

Оно представлено обычно разными объектами недвижимости или оборудованием. Опытные эксперты применяют разные методы оценки имущества, причем нередко используется сразу несколько способов, что позволяет получить наиболее достоверные результаты. Когда требуется оценка? Необходимость в этой процедуре может возникать в разных ситуациях.

Она может быть: Обязательной. Ее непременно требуется проводить, если выполняется процедура приватизации или передается имущество по наследству. Компании в обязательном порядке прибегают к процессу при прохождении процедуры банкротства или реструктуризации. Добровольной.

Обычно к оценке прибегают собственники имущества, которые желают получить информацию о том, какова стоимость их активов и имущества, представленного жилыми или коммерческими помещениями, земельными участками или другими объектами.

Подходы и методы оценки недвижимого имущества являются едиными для всех экспертов, но при этом важно обращаться только к опытным оценщикам, обладающим соответствующей лицензией, аккредитацией, опытом и оборудованием для проведения процесса.

Какие учитываются факторы?

При проведении оценки непременно учитываются разные критерии выбранного оборудования или объекта недвижимости. К ним относится:

место расположения недвижимого имущества; площадь помещения; размеры оборудования; общее состояние объекта; степень износа; стоимость аналогичных предметов; рыночная ситуация в конкретном регионе или в целом в стране. После проведения анализа эксперты формируют отчет.

В нем непременно описываются используемые методы оценки имущества, а также дается оценка относительно состояния и стоимости предмета. Определить рыночную, инвентаризационную, кадастровую или какую-либо другую стоимость могут исключительно специалисты, обладающие соответствующим сертификатом, дающим право заниматься данной деятельностью.

Поэтому к выбору независимого оценщика следует подходить ответственно. Целесообразно вовсе обращаться с данным вопросом к государственным организациям. Цели проведения процесса Многочисленные методы оценки стоимости имущества используются для разнообразных целей.

Если данный процесс проводится физическими лицами в отношении разных материальных объектов, то обычно им требуется выполнить разные действия: совершить разные сделки с ценностями, представленные продажей, передачей в дар или по наследству; покупка страхового полиса на объект, так как при определении стоимости полиса требуется страховщику обладать информацией о его цене; предоставление конкретного имущества банковскому учреждению в качестве залога для получения кредита; при расчете суммы ущерба, нанесенного посторонними лицами или разными чрезвычайными ситуациями; вступление в наследство; формирование брачного договора при заключении брака между двумя гражданами. Обращаться за оценкой могут не только частные лица, но и разные компании. Для этого используются разные методы оценки имущества и обязательств, но наиболее часто данный процесс выполняется для достижения следующих целей:

разные объекты передаются в уставный капитал предприятия; выполняются разные операции с бизнесом, например, привлекаются инвестиции или оформляются кредиты, подготавливается организация к реструктуризации или реализуется продажа компании; передается оборудование или автомобили в лизинг; продается имущество компании.

Результатом проведения данного процесса становится формирование экспертом соответствующего официального документа, обладающего юридической силой. Он может передаваться разным банковским учреждениям, государственным органам, судам или страховым компаниям. Дополнительно этот документ применяется для налогового или бухгалтерского учета.

Способы оценки При выполнении данной работы независимые оценщики могут пользоваться разными методами оценки имущества.

При этом существует несколько классификаций:

Классификация методов оценки Разновидности способов По подходу к расчету цены Массовый, на основании которого оценке подвергается множество объектов, схожих по статистическим параметрам Индивидуальный метод предполагает определение цены только конкретного объекта, для чего изучаются его разные критерии По типу имущества Оценка объектов недвижимости, представленных строениями или земельными участками Движимых объектов, являющихся оборудованием или автомобилями Бизнеса, причем оценке обычно подвергаются разные ценные бумаги или доли в компаниях По определяемой стоимости Рыночная представлена обоснованной ценой конкретного объекта Инвестиционная позволяет определить предполагаемую доходность от использования конкретного имущества для определенных целей Ликвидационная предоставляет возможность получить сведения о том, сколько средств можно получить путем продажи объекта на основании его текущего состояния Стоимость для целей налогообложения используется при расчете налога, уплачиваемого в бюджет на основании владения компанией определенным имуществом Утилизационная предполагает использовать в процессе оценки все затраты на разные материалы, применяемые при создании объекта, а также расходы, которые требуется понести для утилизации имущества По подходу к определению цены Доходный, учитывающий возможную доходность от использования конкретной ценности Расходный, предполагающий учет возможных расходов, которые придется понести владельцу имущества при его использовании в бизнесе Сравнительный заключается в использовании разных показателей нескольких аналогичных объектов. Все вышеуказанные методы оценки стоимости имущества являются значимыми. Каждый вариант предполагает использовать собственные показатели и критерии.

Источник: https://incomewm.ru/metody-oczenki-imushhestva-vidy-klassifikacziya-osobennosti-raboty-soblyudenie-normativnyh-i-pravovyh-aktov.html

Вопрос 2. Нормативно-правовые акты, регулирующие оценку стоимости имущества предприятия

Вопрос 1.Основные понятия оценки бизнеса. Цели оценки бизнеса. Виды стоимости, определяемые при оценке бизнеса.

В современной экономике России можно выделить множество укладов, пророжденных различными формами собственности. Среди них преобладающий удельный вес занимают: 1) частный сектор; 2) Коллективное хозяйствование; 3) государственный сектор; 4) натуральное хозяйство; 5) теневой сектор; 6) иностранный капитал.

Каждый из секторов порождает множество отличий в формах собственности и в их юридическом оформлении, поэтому изучение правовых основ собственности на доходы и определение рыночных условий их купли-продажи имеет центральное значение при проведении оценки бизнеса. В связи с этим возникает необходимость определения содержания категории «бизнес».

Бизнес – это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, услуг, ценных бумаг, денег или других видов разрешенной законом деятельности с целью получения прибыли. Для достижения такой цели должно быть создано предприятие. Предприятие – производственно-экономический и имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

При осуществлении оценочной деятельности предприятие рассматривается как единое целое (товар), в состав которого входят все виды имущества, функционирующие в его организационно-правовых рамках при осуществлении предпринимательской деятельности, и права на имущество.

Предприятие рассматривается как юридическое лицо, самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию (товары), оказывающий услуги и занимающийся различными видами коммерческой деятельности. Имущество – это объекты окружающего мира, обладающие полезностью, и права на них.

Оценка имущества – это определение стоимости имущества в соответствии с поставленной целью, процедурой оценки и требованиями этики оценщика. Объекты оценки – имущество, предъявляемое к оценке. Принципы оценки имущества – это основные экономические факторы, определяющие стоимость имущества. Оценщик – лицо, обладающее опытом, квалификацией для оценки имущества.

Отчет об оценки имущества – это документ, содержащий обоснованное мнение оценщика о стоимости имущества. Оценку бизнеса проводят в целях: 1) продажа предприятия; 2) продажа части имущества; 3)реорганизация предприятия (слияние, раздел, поглощение и т.д.

), а также ликвидация предприятия, проводимая по решению собственников или арбитражного суда при банкротстве предприятия; 4)купля-продажа акций предприятия на рынке ценных бумаг; 5) купля-продажа доли в уставном капитале, оцениваемая в денежной единице; 6) передача предприятия в аренду, в этом случае оценка нужна для назначения арендной платы и осуществления последующего выкупа арендатором; 7) получение кредита под залог имущества предприятия; 8) определение налоговой базы для исчисления налога на имущество и в целях страхования; 9) повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой; 10) осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса и т.д. Виды стоимости. Оценочная деятельность состоит в получении представления о стоимости объекта оценки или о величине доли собственника на конкретный момент времени. Рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, по который данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, если стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и при условии, что на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Инвестиционная стоимость предполагает оценку стоимости предприятия для конкретного инвестора или группы инвесторов. Инвестиционная стоимость определяется на основе индивидуальных требований к инвестициям. Стоимость воспроизводства – это затраты на воспроизводство точной копии предприятия или другого актива, даже если есть более экономичные аналоги. Стоимость замещения – это затраты на создание предприятия, имеющего с оцениваемым эквивалентную полезность, но построенного в новом архитектурном стиле, с использованием современных и прогрессивных материалов, конструкций, оборудования. Ликвидационная стоимость, или стоимость при вынужденной продаже, — это денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением рыночной стоимости. Залоговая стоимость – оценка предприятия по рыночной стоимости для целей ипотечного кредитования. Балансовая стоимость – затраты на строительство или приобретения объекта собственности. Балансовая стоимость бывает первоначальной и восстановительной. Первоначальная стоимость отражается в бухгалтерских документах на момент ввода в эксплуатацию. Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях, определяется в процессе переоценки основных фондов.

Читайте также:  Как установить родство с наследодателем и получить наследство

Вопрос 2. Нормативно-правовые акты, регулирующие оценку стоимости имущества предприятия.

Оценка предприятия — это определение в денежном выражении стоимости предприятия, учитывающей его полезность и затраты, связанные с получением этой полезности.

В условиях нестабильности российской экономики, отражающейся на положении российских предприятий на рынке, оценка стоимости предприятия и его активов приобретает особое значение. Независимая оценка может применяться даже на этапе создания предприятия, когда речь идет о взносе в уставный капитал.

Норм-правовой акт Примечание
Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Определяет объекты оценки, случаи обязательного проведения оценки, основные нормы и правила ведения оценочной деятельности
Гражданский кодекс РФ Служит основой для проведения экспертизы ресурсов и прав на них, предусматривает проведение оценки при внесении вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества

Источник: https://infopedia.su/2x94bb.html

Нормативная база оценочной деятельности

Анализируется необходимость оценки современных бизнес-систем; рассматриваются: назначение и специфика методологии оценочной деятельности; особенности отдельных видов стоимости, проблемы объективности и правомерности оценки в кризисных ситуациях. Делается вывод о том, что оценка стоимости является неотъемлемым элементом системы антикризисного управления.

Оценочная деятельность заключается в установлении рыночной или иной стоимости (инвестиционной, ликвидной и др.) объектов гражданских прав (недвижимого и движимого имущества, в том числе имущественных прав, работ и услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности и прав на них, нематериальных благ).

Результаты оценки используются различными участниками рынка. Например, при рассмотрении имущественных споров, когда каждая из сторон преследует свой экономический интерес, нередко обращаются к оценщикам. В таких условиях нередко возникает проблема противостояния оценщика давлению заинтересованных сторон или различных обстоятельств.

Очевидно, что встает вопрос об обеспечении единообразных и унифицированных подходов к оценке, о разработке соответствующих механизмов, основанных на принципах сбалансированного сочетания государственного и негосударственного контроля, осуществляемого в целях обеспечения защиты интересов потребителя оценочных услуг и третьих лиц, т.е.

о регулировании оценочной деятельности.

Действующая система регулирования оценочной деятельности в России сложилась постепенно, по мере развития как рыночных отношений, связанных с оценкой, так и нормативной базы.

29 июля 1998 г. был принят Федеральный закон N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» , многократно подвергавшийся редакционным изменениям и действующий по настоящее время. СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.

Указанным Законом (ст. 18) проведена четкая грань между тремя уровнями системы регулирования оценочной деятельности и строго разграничены полномочия в этой сфере.

Высший уровень в иерархии принадлежит федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, осуществляющим государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования. В соответствии со ст. 19 Закона функциями уполномоченных федеральных органов являются:

  • выработка государственной политики в области оценочной деятельности;
  • нормативно-правовое регулирование в области оценочной деятельности, утверждение федеральных стандартов оценки;
  • ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;
  • осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований законодательства;
  • обращение в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Второй уровень — Национальный совет по оценочной деятельности (далее — Национальный совет, НСОД), осуществляющий регулирование оценочной деятельности в части разработки федеральных стандартов оценки.

Национальный совет является негосударственным институтом и создается саморегулируемыми организациями оценщиков в целях обеспечения общественных интересов, формирования единых подходов к осуществлению оценочной деятельности, выработки единой позиции оценщиков по вопросам регулирования их деятельности, координации деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, а также в целях взаимодействия саморегулируемых организаций оценщиков с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и потребителями услуг в области оценочной деятельности.

Определены функции НСОД, к которым отнесены:

  • разработка федеральных стандартов оценки;
  • рассмотрение проектов нормативных правовых актов, регулирующих оценочную деятельность, и рекомендация их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
  • рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций оценщиков и потребителей соответствующих услуг, создание общероссийского третейского суда в сфере оценочной деятельности.

На третьем уровне системы регулирования оценочной деятельности находятся саморегулируемые организации оценщиков (далее — СРО). К функциям таких организаций отнесены:

  • разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил и условий приема в члены организации;
  • ведение реестра; определение прав и обязанностей таких организаций, в том числе: формирование компенсационного фонда для обеспечения ответственности своих членов, контроль за соблюдением членами организации требований законов, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности.

В некоторых случаях СРО вправе применять меры дисциплинарного воздействия к своим членам, исключать их из состава СРО, а также отказывать в принятии новых членов. СРО выполняют как регулирующие, так и контрольные функции. К числу регулирующих функций СРО следует отнести:

  • разработку и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики;
  • разработку и утверждение правил и условий приема в члены СРО, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении оценочной деятельности, установление размера членских взносов и порядка их внесения;
  • представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков;
  • организацию информационного и методического обеспечения своих членов.

Регулирующей является и функция оспаривания в суде актов органов государственной власти и органов местного самоуправления и действий (бездействие) этих органов, нарушающих права и законные интересы всех или части членов СРО.

Контрольными функциями СРО являются:

  • контроль над осуществлением членами СРО оценочной деятельности в части соблюдения ими требований комментируемого Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;
  • ведение реестра членов СРО и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;
  • прием в члены и исключение из членов СРО по основаниям, предусмотренным комментируемым Законом и внутренними документами СРО.

Оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности. Законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ оценочная деятельность регулироваться не может.

Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей определяет Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон). Он закрепляет общие нормы, регулирующие оценочную деятельность, с которыми должны быть согласованы касающиеся оценочной деятельности нормы отраслевого законодательства (гражданского законодательства, законодательства о приватизации, об исполнительном производстве, о бухгалтерском учете, о налогах и сборах и т.д.).

Закон носит характер специального. Это означает, что если существуют противоречия между нормами общего и специального закона, то руководствоваться следует нормами последнего.

Нормы Закона детализируются в постановлениях Правительства России и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на осуществление надзора и нормативно-правового регулирования оценочной деятельности и деятельности СРО.

В первой главе Закона дается определение понятия «оценочная деятельность», определяется субъектный состав отношений, объекты оценки, закреплено право Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, т.е.

публичных образований, а также физических лиц и юридических лиц, т.е.

частных и корпоративных лиц, на проведение оценки любых принадлежащих им объектов оценки, установлена презумпция определения рыночной стоимости при оценке объектов, предусмотрены случаи обязательного проведения оценки.

Вторая глава Закона посвящена основаниям для проведения оценочной деятельности.

Глава определяет обязательные требования к договору на проведение оценки, требования к содержанию отчета о проведении оценки, предусматривает возможность судебного оспаривания достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете оценщика, устанавливает права и обязанности оценщика и лица, заключившего с ним договор, предусматривает независимость оценщика.

Третья глава посвящена регулированию оценочной деятельности.

В ней установлен порядок регулирования оценочной деятельности, функции уполномоченных органов, порядок деятельности саморегулируемых организаций, их права и обязанности, определен порядок обеспечения имущественной ответственности при осуществлении оценочной деятельности, предусмотрено обязательное страхование ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности. Глава III посвящена государственной кадастровой оценке.

В четвертой главе приводятся заключительные положения Закона.

Назначение стандартов оценочной деятельности

  • Одним из важнейших механизмов регулирования оценочной деятельности является система стандартов.
  • Возможность проведения объективной оценки обеспечивается через важнейший принцип деятельности оценщиков — их независимость, что означает осуществление деятельности не согласно чьим-то пожеланиям и интересам, а в соответствии с нормами и стандартами.
  • В связи с переходом к саморегулированию в сфере оценочной деятельности установлено деление стандартов оценочной деятельности на федеральные стандарты оценки, разрабатываемые НСОД и утверждаемые Минэкономразвития России, и стандарты и правила оценочной деятельности, разрабатываемые и утверждаемые СРО.

Требования федеральных стандартов оценки обязаны соблюдать все оценщики при осуществлении оценочной деятельности, а требования стандартов и правил оценочной деятельности — оценщики, являющиеся членами СРО, разработавшей и утвердившей данные стандарты и правила, т.е.

требования стандартов и правил оценочной деятельности, разработанных и утвержденных СРО, обязаны соблюдать только те оценщики, которые являются членами данной СРО.

Источник: https://novainfo.ru/article/9544

Особенности правового регулирования отдельных видов оценочной деятельности

Правовое регулирование таможенной оценки объектов внешней торговли опирается на положения Таможенного кодекса РФ, принятого в 2003 г. Но формирование системы таможенной оценки началось значительно раньше, с принятием Постановления Правительства РФ от 5 ноября 1992 г.

№ 856 «Об утверждении порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации», а затем Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе». После этого был внесен ряд изменений и дополнений в законы и подзаконные акты, а также принят ряд ведомственных документов в данной области.

В качестве примеров можно привести Приказ ГТК РФ от 5 января 1994 г. № 1 «О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» (в ред. Приказов ГТК РФ от 3 марта 1997 г. № 97, от 10 марта 2000 г. № 176, от 23 мая 2002 г. № 512, от 8 сентября 2003 г. № 998, от 5 декабря 2003 г. № 1399, от 28 января 2004 г.

№ 102), которым было утверждено Положение «О порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации».

Положения этих документов были развиты в ряде других приказов и инструктивных писем, детализирующих порядок определения таможенной стоимости различных товаров, а также полномочия должностных лиц таможенных органов. В качестве примеров можно привести Приказ ГТК РФ от 28 ноября 2003 г.

№ 1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» (в ред. Приказа ГТК РФ от 28 июня 2004 г. № 746, Приказа ФТС РФ от 3 августа 2004 г. № 10), Приказ ГТК РФ от 28 июня 2004 г.

№ 727 «О контроле таможенной стоимости отдельных видов товаров», которым было утверждено Положение «О специальном порядке контроля таможенной стоимости отдельных видов товаров», а также письмо от 18 июня 2004 г. № 01- 06/22236 «Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми договорами различных видов».

Порядок корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей был утвержден Приказом ГТК РФ от 26 декабря 2003 г. № 1546.

В качестве примеров детализации порядка проведения таможенной оценки можно привести следующие документы. Распоряжением от 22 января 2003 г. № 27-р «О расчете налогов и сборов, подлежащих уплате в отношении недоставленных товаров», была установлена последовательность действий при определении таможенной стоимости недоставленных товаров. Письмом ГТК России от 2 октября 2003 г.

Читайте также:  Как наказать работодателя за нарушение законодательства и невыплату зарплаты?

№01-06/37590 были утверждены Методические рекомендации по применению методов определения таможенной стоимости при выпуске товаров, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их временного хранения или нахождения на таможенном складе. Письмом ГТК России от 23 июля 2001 г.

№ 01-06/28840 были утверждены Методические рекомендации по контролю таможенной стоимости товаров, перемещаемых взаимозависимыми лицами. Приложением к приказу от 30 июня 2004 г.

№ 755 «О мерах по усилению контроля таможенной стоимости» было установлено распределение полномочий по контролю таможенной стоимости товаров между таможенными органами в зависимости от цены за единицу товара (на условиях франко-граница Российской Федерации.

Среди принятых документов по определению таможенной стоимости товаров необходимо обратить внимание на Письмо ГТК России от 13 мая 2002 г.

№ 01-06/18357 «Об использовании биржевых цен и котировок при контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации», которым «в целях предотвращения случаев занижения таможенной стоимости отдельных видов товаров, являющихся объектами мировой биржевой торговли, и обеспечения единого подхода при принятии решений по таможенной стоимости биржевых товаров» была направлена информация, которую необходимо учитывать при контроле таможенной стоимости биржевых товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

В приложении к данному письму была приведена следующая информация: «В практике международной торговли товарами, являющимися объектами мировой биржевой торговли, при определении цен по внешнеторговым контрактам (заключаемым вне биржевой торговли), за основу очень часто принимаются биржевые цены (или служат ориентиром). Под биржевым товаром понимается товар, являющийся объектом биржевой торговли. В настоящее время в мировой практике на биржах осуществляется торговля примерно 40 видами сельскохозяйственных товаров и продуктов их переработки».

То есть, данным документом был сделан существенный шаг к соединению понятия «таможенная стоимость» товаров с их рыночной стоимостью.

Однако, приведенный пример пока что является единичным и показывает, что предстоит провести еще очень большую работу в данном направлении.

В такой ситуации еще более актуальной становится задача подготовки кадров судебных экспертов-оценщиков, обладающих специальными знаниями в части порядка установления таможенной стоимости товаров для внешней торговли, включая все перечисленные выше детали.

Не менее сложная ситуация сложилась в системе правового регулирования кадастровой оценки. Основополагающие положения по кадастровой оценке содержатся в ст. 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Прежде всего, следует обратить внимание на отсылочную норму о том, что порядок проведения кадастровой оценки земельных участков определяется Правительством РФ. Вместе с тем в ст.

66 ЗК РФ имеется указание на то, что при определении рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости, а рыночная стоимость земельных участков определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации. Многие ученые и специалисты считают, что эти положения методически приближают кадастровую оценку земельных участков к их рыночной оценке, естественно с учетом различий принципов и подходов к индивидуальной и массовой оценке[1].

В то же время, положения Земельного кодекса РФ не содержат более конкретных пояснений, хотя бы на самом общем уровне — больше или меньше 100% составляет кадастровая стоимость земельного участка от его рыночной стоимости, не говоря уже о большей детализации процентного соотношения, и ничуть не проясняет общую ситуацию. Многие оценщики допускают, что 100% от рыночной стоимости земельного участка — это предел для кадастровой оценки земельных участков. Но каких-либо разъяснений Росземкадастр и Минимущество РФ, а затем и правопреемники этих ведомств в своих методических рекомендациях так и не дали.

Исследования содержания подзаконных актов и ведомственных инструктивных документов показали наличие ряда существенных отступлений от положений действующего законодательства. Постановления Правительства РФ от 26 августа 1999 г. № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и от 8 апреля 2000 г.

№ 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» были выпущены до принятия Земельного кодекса РФ и вступления его в силу. Поэтому в них не могли быть учтены важнейшие положения Земельного кодекса РФ.

Было бы естественно после принятия Земельного кодекса РФ внести необходимые изменения и дополнения в указанные подзаконные акты, и лишь после этого выпускать ведомственные инструкции по реализации их положений в практических работах по кадастровой оценке.

Но на самом деле оказалось, что положения Земельного кодекса РФ не были учтены в «Методических рекомендациях по государственной кадастровой оценки земель поселений», а затем и в других «методиках» кадастрового ведомства, согласованных им с Минимуществом РФ и выпущенных в 2001—2003 гг., по которым и была проведена кадастровая оценка «земли».

Как это ни удивительно, но проблемы правового регулирования и методического обеспечения государственной кадастровой оценки касаются всех ее этапов — от формирования надлежащим образом объектов оценки до практического применения важнейших принципов индивидуальной и массовой оценки, реализации основных подходов к оценке известных любому оценщику, в конкретных методах, моделях и алгоритмах оценки.

В ст. 65—66 ЗК РФ неоднократно упоминается в различном контексте кадастровая стоимость применительно к земельному участку. И именно земельный участок или его часть является объектом налогообложения, всей системы гражданско-правовых отношений. В п. 2 ст.

66 ЗК РФ прямо указывается, что государственная кадастровая оценка земель проводится для установления кадастровой стоимости земельного участка, а из п.

2 и 3 настоящей статьи следует, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая оценка земель не проводится, а кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. То есть никакого другого объекта кадастровой оценки, кроме земельного участка, ЗК РФ не предусматривает.

Однако вырванное из контекста ст. 66 понятие «государственная кадастровая оценка земель» часто толкуется весьма произвольно и применяется к таким объектам, которые ни земельным, ни гражданским законодательством не предусматриваются. Прежде всего, во многих руководствах оно трактуется как «кадастровая оценка земли».

А термин «земля» уже понимается и как некоторая субъективно определяемая сущность — «территория», «квартал», «район», «парцелла», «зона», «массив» и т.д.

Эта нечеткость терминологии и подмена законодательно установленных понятий на определенные чисто интуитивно и поэтому произвольно толкуемые термины «специалистами», не имеющими надлежащей профессиональной подготовки, характерна для всего земельного законодательства переходного периода.

Достаточно упомянуть хотя бы названия некоторых нормативных документов: законы «О плате за землю», «О разграничении государственной собственности на землю», глав статей ЗК РФ: «Собственность на землю», «Оценка земли», «Платность использования земли» и т.д. Еще больше примеров можно привести из подзаконных актов и ведомственных инструкций.

Из ст. 6 и 7 ЗК РФ можно выяснить, что термин «земля» не является легитимным в том понимании, которое вкладывалось в указанных выше документах. В качестве первого из объектов земельных отношений ст.

6 Земельного кодекса РФ вводится «земля как природный объект и природный ресурс». Другое понятие — «земли», вводится ст.

7 ЗК РФ применительно к целевому назначению объектов земельных отношений — они подразделяются на семь категорий[2].

То есть понятие «земля» относится к системе управления объектами земельных отношений на «макроуровне» — и к «земле как природному объекту и природному ресурсу», и к земельным участкам, относящимся к различным категориям земель.

Это помогает выделить совокупность объектов уровня конкретной экономики, гражданско- правовых отношений по определенному их функциональному назначению и целевому, законодательно разрешенному использованию.

А формулировку «государственная кадастровая оценка земель» тогда можно однозначно трактовать, как оценку всей совокупности земельных участков, относящихся к определенной категории земель. Такая трактовка подтверждается и самой системой организации кадастровой оценки — отдельно и независимо для земель различных категорий.

Однако из-за неразвитости российской рыночной системы вообще и земельных отношений в частности, укоренившихся представлений о землеустройстве и кадастре из времени плановой системы и государственной собственности на землю, низких темпов землеустроительных работ и формирования полноценных объектов платного землепользования, а также по ряду других причин далеко не все земельные участки в российских городах уже сформированы надлежащим образом. Достаточно привести примеры жилых микрорайонов массовой застройки, где отсутствуют дворовые территории, а в архитектурнопланировочном плане сформировать «домовладения» с четко выделенными земельными участками — задача объективно очень сложная. Она усложняется и тем, что даже жители домов, где все квартиры приватизированы, не всегда охотно идут на создание товариществ собственников жилья или кондоминиумов. То есть на этих «объектах» отсутствуют и субъекты земельных отношений. Аналогичная ситуация складывается и с рядом скверов, парков, детских площадок и многих других городских объектов.

По этим и ряду других объективных и субъективных причин в ведомственных методических рекомендациях, утвержденных во время действия Земельного кодекса РФ, его положения были проигнорированы.

Вместо определения кадастровой стоимости земельных участков кадастровое ведомство решило проводить в российских городах кадастровую оценку удельных показателей стоимости земель кадастровых кварталов.

Содержательная часть ведомственных рекомендаций разбиралась в многочисленных публикациях ряда известных специалистов и получила однозначно негативную оценку.

Вся система проведения кадастровой оценки и ее результаты были подвергнуты жесткой критике на заседании Правительства РФ в феврале 2005 г. В основном докладе отмечалось, что как сами ее основы нелегитимны, так и способы проведения работ, процедуры утверждения результатов и сами результаты, скорее всего, будут в массовом порядке оспариваться на разном уровне.

Это тем более важно, что с 2006 г. результаты кадастровой оценки были положены в основу для определения размера земельного налога, а затем — для земельных арендных платежей, а с 2008 г. — и для установления стоимости выкупа земельных участков в частную собственность.

Тем самым фактически были обозначены и задачи для судебной экспертизы в данной социально значимой сфере.

Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221 -ФЗ упорядочены процедуры формирования объектов кадастрового учета.

Это облегчает и процесс кадастровой оценки недвижимого имущества.

Однако соответствующий федеральный стандарт кадастровой оценки или иной нормативноправовой акт, регламентирующий правовое регулирование данного вида оценки, пока еще не принят.

С принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» был создан еще один вид оценочной деятельности и введены в систему правоотношений ее новые субъекты. В ст. 52 данного закона было указано, что:

  • 1. Оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам.
  • 2. Если оценка отдельных предметов является затруднительной либо должник или взыскатель возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки, судебный пристав- исполнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста.
  • 3. Сторона, оспаривающая оценку имущества, произведенную судебным приставом-исполнителем, несет расходы по назначению специалиста.

Таким образом, кроме судебного пристава субъектами оценочной деятельности стали также и назначаемые им «специалисты». При этом каких-либо критериев для признания упомянутых лиц специалистами по оценке установлено не было.

Кроме этого, порядок оценки имущества судебным приставом был сориентирован на «рыночные цены» и «регулируемые цены», что создавало дополнительные нестыковки в создаваемой системе оценки движимого и недвижимого имущества и основу для возникновения споров по результатам таких оценок.

Эта система правового регулирования данного вида оценки практически в неизменном виде сохранилась и до настоящего времени.

Источник: https://studref.com/488220/pravo/osobennosti_pravovogo_regulirovaniya_otdelnyh_vidov_otsenochnoy_deyatelnosti

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector