Характеристика налогов: виды сборов и методы их осуществления, основные принципы

Налоговая система является совокупностью налогов и сборов, взимаемых с граждан и организаций согласно процедуре, закрепленной в законе. Нужность характеристики налоговой системы следует из основополагающих задач страны. Исторические особенности развития государства определяют каждый этап развития системы фискального обложения. Структура, организация, характеристика налоговой системы государства свидетельствуют об уровне ее развития в сфере экономики.

В данной статье мы расскажем о действующем фискальном обложении в нашей стране. Приведем и опишем краткую характеристику налогов государства.

Характеристика налогов: функции, методы и принципы

Принципы взимания налогов

Основные догмы построения фискальной системы в России определены главным законом в налоговом законодательстве — Кодексом. В России существует налоговая система, состоящая из трех уровней.

Принципы налогообложения

Эффективность фискальной системы обеспечивается неукоснительным соблюдением заложенных в законе правил налогообложения. В основе функционирования многих действующих налоговых систем лежат четыре основных принципа:

  • Справедливость.
  • Определенность.
  • Удобство.
  • Экономия.

Принципы деятельности системы налогов и сборов в нашей стране сформулированы в первой части Кодекса. В третьей статье этой части описаны основные характеристики налогов и сборов:

  • Все плательщики должны уплачивать законом закрепленные налоги.
  • Фискальные сборы не должны дискриминировать и ущемлять чьи-то права.
  • Нельзя устанавливать различные ставки налогов и сборов или фискальные льготы, зависящие от собственности или гражданства лиц.
  • Налоги должны быть обоснованы.
  • Нельзя вводить налоги и сборы, нарушающие экономическое пространство страны.
  • Не допускается взимать налоги и сборы, обладающие характеристиками налогов нашей страны, но не предусмотренные в фискальном законодательстве.
  • При введении налогов должны быть прописаны в законе все элементы фискального обложения.
  • Все неучтенные в законе спорные вопросы о принятых к исполнению налогах и сборах разрешаются в пользу плательщика сбора.

Элементы налога

Определение понятия «налог» и общая характеристика налогов представлены в восьмой статье НК РФ. Налогом является обязательный сбор, уплачиваемый организацией или гражданином в форме изъятия в казну принадлежащих им на правах собственности, профессионального ведения или оперативного управления средств в целях обеспечения деятельности страны, образований муниципалитета.

В законодательном порядке должны быть обязательно закреплены все элементы налога:

  • субъект;
  • объект;
  • база для налога;
  • ставка;
  • период;
  • льготы;
  • порядок начисления;
  • процедура и сроки уплаты.

Субъект фискального сбора — это лицо, которое обязано платить налоги в казну государства. Иногда налог может быть переложен субъектом сбора на другое лицо. Это касается косвенных налогов.

Под субъектом налога понимается физическое лицо, которое формально должно его платить. Носитель фискального сбора — лицо, фактически его уплачивающее. Это разграничение играет важную роль в характеристике налогов.

Фискальным законодательством установлено, что в качестве субъектов признаются:

  • юридические лица и граждане;
  • индивидуальные собственники бизнеса.

Объект фискального обложения является важной характеристикой налогов и представляет собой предмет, подлежащий налогообложению. Фискальным законодательством узаконены следующие объекты:

  • прибыль;
  • стоимость товаров или услуг;
  • суммарный доход граждан;
  • средства транспорта;
  • имущество.

База для налога — это еще одна стоимостная, физическая характеристика налогов. Она служит для измерения объекта фискального обложения и является величиной, с которой исчисляется налог.

Ставка налога — это величина фискальных начислений на единицу базы для исчисления налога.

Ставки налогов бывают процентными и твердыми. Процентные ставки привязываются непосредственно к базе исчисления. Твердые ставки устанавливаются в абсолютном выражении на единицу налоговой базы.

За период уплаты налога принимается год или иной временной отрезок, по завершении которого определяется база для налога и исчисляется подлежащая уплате сумма. Для каждого фискального сбора закрепляется свой период, это может быть год, квартал или иной временной отрезок.

Льготами по налогам считаются предоставляемые определенным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками.

На сегодняшний момент фискальным законодательством предусмотрена следующая льготная система:

  • минимум, не подлежащий налогообложению;
  • возможность не платить налоги;
  • уменьшение ставок;
  • изъятие из обложения конкретных элементов объекта сбора.

Для того чтобы объект обложения можно было считать таковым, в общей характеристике налогов должно содержаться указание на то, что с наличием этого объекта у плательщика возникают обязанности по их уплате.

При помощи элементов в фискальном законодательстве устанавливается процедура, предусматривающая процедуру расчета сборов. Приведенные элементы представляют собой общую характеристику налогов.

Критерии работы системы налогообложения

Критерии качества, являющиеся общей характеристикой фискальной системы:

  • Сбалансированность бюджета страны.
  • Эффективность. Проводимая фискальная политика должна благоприятствовать устойчивому экономическому развитию определенных отраслей.
  • Низкий уровень инфляции. Проводимая фискальная политика должна обеспечивать корректное соотношение всех сборов с целью достижения стабильности цен и предотвращения инфляции.
  • Эффективность социальной политики.
  • Своевременность и полнота уплаты налогов.

Перспективы развития

Характеристика налогов: функции, методы и принципы

Основные тенденции разработки системы налогов и сборов:

  • Уменьшение фискального бремени.
  • Устранение противоречий в законодательстве, регулирующем фискальные отношения.
  • Постепенный перенос фискального бремени с компании на обязательную ренту за пользование ресурсами природы.
  • Увеличение веса прямых сборов, сокращение доли косвенных налогов.
  • Развитие фискального федерализма.
  • Совершенствование и неукоснительное соблюдение принципов построения системы налогов и сборов в стране.
  • Увеличение политической ответственности.
  • Гибкое реагирование системы обложения на изменения конъюнктуры в экономике.
  • Повышение фискальной дисциплины и налоговой культуры плательщиков.
  • Выравнивание условий обложения за счет уменьшения и структурирования фискальных льгот.
  • Улучшение системы контроля и ответственности за совершение правонарушений в сфере фискального законодательства.

Виды налогов

Характеристика налогов: функции, методы и принципы

В нашей стране устанавливаются фискальные сборы в зависимости от отнесения их к тому или иному уровню бюджета:

  • Налоги федерального уровня, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории нашей страны.
  • Региональные и местные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, региональными законами субъектов страны, а также нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Налоги регионального уровня обязательны к уплате для граждан и организаций, расположенных на территории субъектов РФ, а налоги местного уровня — образований муниципалитета.

При принятии налога регионального или местного уровня определяются:

  • ставки фискальных сборов;
  • порядок и периоды уплаты;
  • отчетные формы, порядок и сроки их предоставления.

Законодательные органы субъектов страны и местных органов управления могут также предусматривать фискальные льготы и правила их использования гражданином или организацией.

Налоги и сборы федерального уровня

Перечислим фискальные сборы, относящиеся к федеральному бюджету:

  • НДС. Косвенный налог, представляющий собой форму изъятия в казну страны доли стоимости товара, создающейся на всех стадиях производства, вносимый в бюджет по мере продажи товаров.
  • Акцизы. Еще один косвенный налог, налагаемый в момент производства на табак, вино и другие изделия массового производства внутри государства.
  • Налог на финансовый результат организаций. Базовая ставка — 20 % (3 % перечисляют в федеральный бюджет, а 17 % — в региональный).
  • Налог на прирост капитала. Сбор с доходов физических и юридических лиц, взимаемый с реализованного прироста капитала, который получается от продажи ценных бумаг, драгоценных металлов и имущества.
  • Налог на доходы граждан.
  • Взносы в социальные внебюджетные фонды страны. В основном сюда относится ЕСН.
  • Госпошлина. Это сбор, взимаемый с налогоплательщиков при их обращении в государственные органы определенного уровня.
  • Таможенная пошлина и сборы. Это обязательные платежи, уплачиваемые органам таможни в связи с перевозом товаров через границу государства. Уплата таможенного сбора является обязательным условием пересечения товаром границы и обеспечивается в случае необходимости мерами принуждения.
  • Фискальный сбор за использование недр земли. Это, например, плата за землю или акваторию моря.
  • Фискальный сбор на воспроизводство базы минералов и запасов сырья.
  • Фискальный сбор на дополнительный денежный результат от добычи нефти и так далее.
  • Налог на право пользования объектами природного, водного мира.
  • Лесной фискальный сбор. Налогоплательщиками признаются организации и граждане, осуществляющие пользование лесным фондом.
  • Водный фискальный сбор. Налогоплательщиками считаются организации и граждане, осуществляющие особое водопользование в соответствии с законодательством страны.
  • Экологический фискальный сбор. Плата организаций за негативное воздействие на природу, которое они оказывают при ведении своей деятельности.
  • Лицензионные сборы на уровне государства. Максимальная величина ставки сбора — 10 %.
Читайте также:  Наказание за езду без страховки: привлечение к ответственности, размер штрафа, оспаривание решения автоинспектора

Налоги и сборы регионального уровня

Перечислим фискальные сборы, относящиеся к бюджету регионов:

  • Налог на активы компаний. Объектом признается движимое и недвижимое имущество организации, учитываемое на бухгалтерском балансе в виде основных активов.
  • Налог на недвижимость. Сбор будет рассчитываться исходя из средней рыночной стоимости квадратного метра недвижимости и с учетом ставки, которая может варьироваться от 0,1 до 2 %.
  • Фискальный сбор на дороги. Это плата за ущерб трассам.
  • Транспортный фискальный сбор. Налог, взимаемый с владельцев транспортных средств.

Характеристика налогов: функции, методы и принципы

  • Фискальный сбор с продаж. Косвенный сбор, взимаемый в момент покупки товаров. Как правило, он рассчитывается как доля от стоимости проданного товара.
  • Лицензионные сборы регионального уровня. Плательщиками признаются организации и собственники бизнеса, приобретающие в уполномоченных органах лицензии, предусмотренные законодательством на осуществление на территории субъекта определенных видов деятельности.

Налоги местного уровня

Перечислим фискальные сборы, пополняющие местные бюджеты:

  • Налог на землю. Этот фискальный сбор уплачивают организации и граждане, обладающие участками земли на праве собственности, постоянного пользования или пожизненного владения.
  • Налог на имущество граждан. Плательщиками являются собственники имущества, признаваемого объектом фискального обложения.
  • Налог на рекламу. Плательщиками выступают организации и граждане, рекламирующие продукцию. Объектом взыскания сбора служит стоимость работ и услуг по распространению и изготовлению рекламы.
  • Налог на наследование или дарение. Плательщиками сбора на наследование и дарение признаются граждане, получающие от других лиц в собственность имущество.
  • Местные лицензионные сборы. Плательщиками признаются организации и собственники бизнеса, приобретающие лицензии для осуществления на местной территории определенных видов деятельности.

Налоги организаций

Дадим характеристику налогам организаций. В нашей стране организации уплачивают следующие налоги:

  • Сборы федерального уровня: НДС, акцизы, налог на финансовый результат, на добычу полезных ископаемых, госпошлина, водный налог, сбор за пользование объектами природного мира.
  • Сборы регионального уровня: налог на активы организаций, налог на транспорт.
  • Местного уровня: фискальный сбор на землю.

Причины отнесения налогов к разным уровням бюджетов

Сравнительная характеристика налогов позволяет прийти к заключению о том, что многие фискальные сборы, у которых, по сути, один объект налогообложения, относятся к разным уровням власти.

Необходимо заметить, что Налоговый кодекс РФ создает возможность возникновения разногласий между интересами субъектов и местных органов власти. В случае введения налога на региональном уровне на недвижимость на территории субъекта заканчивается действие местных сборов на имущество граждан и земельного налога, являющихся главными источниками поступления средств в бюджеты местного уровня.

Итоги

Характеристика налогов: функции, методы и принципы

Характеристика налогов РФ позволяет сделать вывод, что они как комплексное явление включают в себя совокупность определенных элементов. Каждый из которых имеет самостоятельное правовое значение. НК РФ введено правило: налог считается установленным, когда соответствующим фискальным законодательством определены существенные элементы обложения. Это определяет правовую характеристику налогов. В некоторых случаях при установлении налога могут также быть предусмотрены соответствующие льготы.

Специальным фискальным режимом считается особая система исчисления и уплаты налогов и сборов в течение конкретного временного периода, применяемая в порядке, установленном НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами.

Понятие каждого элемента фискального сбора универсально, оно используется в процессах всеми государствами. Эти элементы использовались еще с момента зарождения государства.

Источник: https://autogear.ru/article/389625/harakteristika-nalogov-funktsii-metodyi-i-printsipyi/

Функции налогов, принципы налогообложения

Характеристика налогов: функции, методы и принципы

Функции налогов

Функции налогов –это проявление их сущности в действии.

Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы, а также опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействует на производителей товаров, работ и услуг.

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной литературе единое мнение по функциям налога отсутствует. Традиционно выделяют следующие функции налогов.

  • Фискальная –обеспечение формирования финансовых доходов государства, муниципальных образований, необходимых для осуществления экономических, политических и социальных потребностей общества. Эта функция главная и неизменная на всех исторических этапах развития государства. Призывы к понижению фискальной значимости налогов являются популистским лозунгом, речь должна идти не об этом, а о снижении налогового бремени и расширении налоговой базы.
  • Налоговое бремя – обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю обязательных налоговых изъятий в ВВП страны, а также в доходах отдельных категорий налогоплательщиков.

В развитых странах в середине 90-х годов доля налогов в ВВП колеблется от 30 % (США, Япония), до 55 % (Скандинавские страны), в странах ЕС – 40,8 %. Тенденции к снижению налоговых поступлений в бюджеты не прослеживаются.

Для России в последние годы этот показатель составляет 29 — 34 %, по итогам 2007 г. налоговая нагрузка составила 29,3% ВВП.

  • Практически до начала 30-х годов фискальная функция являлась единственной, затем к ней добавилась регулирующая функция(стимулирующая, стабилизирующая). Эта функция реализуется через систему налоговых льгот и санкций, ставок налогов, налоговых вычетов и т. д. Благодаря этой функции осуществляется развитие малого бизнеса; регулирование экспортно-импортной деятельности; стимулирование НТП.
  • Контрольная функция –заключается в деятельности налоговых органов по проверке соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, своевременности и полноты выполнения ими налоговых обязательств.
  • Социальная –обеспечивает социальное равновесие в обществе путем перераспределения доходов между различными группами населения, посредством неравного обложения их доходов.

Все функции взаимосвязаны и противоречивы. Так, чрезмерный упор на фискальную сторону налогообложения, сдерживает развитие производства; неумеренное использование налоговых льгот приводит к уменьшению государственных доходов, росту дефицита, инфляции.

Регулирующая функция эффективна в условиях экономической и финансовой стабильности; в кризисных условиях ее значение ослабевает. В фискальной функции лежит противоречие между необходимостью расширения доходов государства и ограниченными возможностями хозяйствующих субъектов.

В рамках налоговой системы происходит увязка в единое целое всех функций налога.

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения – это базовые положения, которым должна удовлетворять любая система налогообложения, чтобы считаться надежной (с т. з. обеспечения деятельности государства), справедливой (с т. з. налогового бремени среди плательщиков) и эффективной (с т. з. экономии ресурсов, времени и сил всех участников налогового процесса).

Принципы налогообложения в классической форме впервые сформулировал шотландский экономист А. Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Это четыре принципа или «максимы» налогообложения:

  1. справедливости –сообразность размеров обложения с размерами получаемых доходов;
  2. определенности – налог должен быть определен в отношении размера, а также времени и способа его уплаты;
  3. удобства для налогоплательщиков– налог должен взиматься наиболее удобным для налогоплательщика способом и в наиболее удобное для него время;
  4. дешевизны– всякий налог должен быть устроен так, чтобы приносить налогоплательщикам наименьшие затраты в связи с его взиманием.

Особое внимание исследованию принципов налогообложения уделял немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917), который рассматривал их с позиций потребностей государства, а не налогоплательщика. Он ставил задачу формирования налоговой системы, которая бы создавала возможность повышения сбора налоговых платежей в соответствии с ростом потребностей в государственных расходах. Эти принципы он объединил в четыре группы:

  1. финансовые – достаточность и эластичность (подвижность) обложения;
  2. общеэкономические – выбор объектов обложения и правильное сочетание форм налогообложения, видов налогов;
  3. этические – всеобщность и справедливость налогообложения;
  4. административно-технические – определенность налога, удобство его уплаты, снижение затрат на взимание налога.

Современная теория и практика налогообложения выработали ряд не менее важных принципов, сгруппированных в следующие группы.

Читайте также:  Замена прав через 10 лет: порядок действий, пакет документов, срок изготовления

Экономические принципы: Сегодня «справедливость» понимается как изъятие с большего дохода большей доли налога, что является обоснованием для перехода от пропорциональных к прогрессивным ставкам.

«Эффективность» означает минимизацию для налогоплательщика затрат времени, труда и денег в связи с выполнением им обязанности уплаты налога. В трактовке А. Смита это его третий и четвертый принципы.

Если в прошлом государство тратило на сбор налогов до 25 – 30%, от собираемой суммы, то сбор современных налогов обычно «стоит» казне не более 5 – 7%. Сбалансированность интересов налогоплательщиков и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Артура Лаффера, американского профессора — экономиста, показывающей зависимость доходов бюджета от ставки налога (рис. 1).

Характеристика налогов: функции, методы и принципы

Рис. 1. Кривая Лаффера

Кривая показывает, что наилучший экономический результат достигается не когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные. И не может быть одного, на все случаи жизни, оптимального уровня налоговых изъятий.

Поступления налогов увеличиваются с ростом ставки и падают после некоторого значения ставки (оптимального предела).

Изъятие у налогоплательщиков значительной суммы доходов (40 — 50 %) является пределом, за которым лишается смысла предпринимательская деятельность и начинается массовый уход налогоплательщиков от налогообложения. Ряд отечественных ученых считают, что «эффективным» является изъятие 30 % доходов. Вопрос о кривой Лаффера.

является предметом дискуссий. Некоторые экономисты доказывают, что эмпирические данные не подтверждают существования закономерности, выявленной Лаффером. Действительно в жизни сложно ответить на вопрос, при какой ставке начинают снижаться поступления налогов, сам Лаффер не устанавливал величину такой ставки.

«Определенность» налога должна дополняться требованием уплаты налога лишь в национальной денежной валюте.

Юридические принципы:

  • равное налоговое бремя – предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство налогоплательщиков перед налоговым законом;
  • приоритет налогового закона над неналоговым в сфере налогообложения;
  • установление налога законом;
  • запрет введения налога «задним числом» (в отношении истекших налоговых периодов)
  • сочетание интересов государства и субъектов налоговых отношений в налоговых правоотношениях;
  • обязательность установления всех элементов налогообложения при введении любого налога.

Организационные принципы:

  • стабильность –устойчивость видов налогов и их ставок во времени;
  • единство налоговой системы– не допускается установление налогов, ограничивающих свободное перемещение товаров в пределах РФ;
  • подвижность– оперативное изменение налогового бремени;
  • множественность налогов– позволяет обеспечить наполняемость бюджета посредством обложения налогами различных объектов и субъектов налогообложения;
  • принцип исчерпывающего перечня налогов– ограничение представительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления при установлении налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом;
  • принцип гармонизации налогообложения с другими странами– позволяет не допустить двойного налогообложения.

В Налоговом кодексе в ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» некоторые из выше приведенных принципов отражены следующим образом. «Определенность» налога – налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения.

Под «справедливостью» налогообложения понимается необходимость для налогов иметь экономическое обоснование и недопустимость применения налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. Запрет на применение налогов не установленных законом, т. е. не допускается ведение налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом.

Запрет налоговой дискриминации – не допускается дискриминация при налогообложении, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; запрещается также дифференциация налогообложения в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала (последнее не распространяется на ставки ввозных таможенных пошлин).

Характеристика налогов: функции, методы и принципы

Классификация налогов

Значительное место в теории налогов занимает вопрос их классификации по различным признакам. В экономической науке нет общепринятой классификации налогов. Обилие классификаций доказывает, что невозможно выявить один критерий, по которому налоги можно было бы отнести к той или иной группе.

Первая классификация налогов была построена на основе признака перелагаемости налогов. Это разделение налогов на прямые и косвенные, известное с глубокой древности. Английский философ Дж. Локк (1632 — 1704) считал, что поземельный налог – это прямой налог, остальные налоги – косвенные.

Физиократы подтвердили и углубили это деление, исходя из того, что один лишь доход землевладельца действительно чистый доход, из которого платятся все налоги. Французские экономисты В. Мирабо (1715 — 1789) и Ж. Тюрго (1727 — 1781) вообще выступали против косвенного налогообложения, признавая лишь прямой поземельный налог.

А. Смит считал, что доходы получают не только с земли, но и с капитала и труда, которые он относил к прямым налогам. Он определил косвенные налоги как налоги, которые падают на расходы.

Немецкий экономист Геккель разделил все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. Он подоходно-поимущественные налоги (поземельный, подомовой, промысловый, с денежных капиталов и с личного труда) отнес к категории прямых, а налоги на расходы на предметы потребления – к категории косвенных налогов. Деление налогов на прямые и косвенные на основе подоходно-расходного признака не утратило своего значения и в начале XXI в.

Ряд экономистов: И.Т. Посошков (1652-1726), Джон Милль (1806-1873), Франсуа Кенэ (1694-1774), К. Маркс (1818-1883) выдвигали идею введения единого налога.

Для некоторых категорий плательщиков, обложения некоторых видов деятельности единым налогом бывает эффективным. Так, введение в СССР в 1923 г. вместо множества налогов на крестьян единого сельхозналога оказало позитивное воздействие на развитие товарно-денежных отношений.

Современные западные экономисты пропагандируют введение всеобщего налога на совокупные потребительские расходы взамен подоходного налога. Не утихают дискуссии и о необходимом количестве налогов. Но в целом, идея введения единственного налога несостоятельна, ни одна налоговая база не является всеобъемлющей, что было доказано в начале ХХ в. российскими учеными.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/1550.html

Налоги, их функции и виды. Принципы и методы налогообложения

Характеристика налогов: функции, методы и принципы

Налоги — это обязательные безвозмездные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

Типичная классификация налогов и обязательных платежей может быть выражена схемой.

Налоги разделяют на прямые и косвенные.

  • Прямые — это налоги на доход или имущество налогоплательщика.
  • Косвенные — это налоги, взимаемые с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что они уплачиваются не всеми гражданами и организациями, а лишь теми, кто покупает облагаемые налогом товары и услуги. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, таможенные пошлины.

Все косвенные налоги увеличивают цену продаваемых товаров и услуг, а значит, понижают благосостояние потребителей. Однако, в силу своей скрытости косвенные налоги вызывают у общества меньшее недовольство, чем прямые.

В зависимости от характера ставок различают: регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги.

  • После взимания регрессивных налогов степень неравенства увеличивается, так как налоговая ставка падает с ростом дохода.
  • Пропорциональный налог предполагает одинаковую ставку для любого уровня дохода, что не изменяет степень неравенства после взимания налогов.
  • При прогрессивном налогообложении с ростом дохода налоговая ставка увеличивается и степень неравенства сокращается.

В зависимости от органов власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

По назначению: общие –собранная сумма не имеет целевого характера расходования, спец. Налоги – имеют целевой характер расхода.

Между налоговой ставкой и налог. поступлениями существует зависимость, описыв. кривой Лаффера.

Налоги выполняют три важнейших функции:

  1. фискальная — обеспечивают финансирование государственных расходов.
  2. социальная — поддерживают социальное равновесие путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
  3. регулирующая — осуществляют государственное регулирование экономики, воздействуют на формирование важнейших народнохозяйственных пропорций.
Читайте также:  Обязательное страхование вкладов физических лиц: плюсы и минусы, законодательная база, возврат средств

Принципы налогового обложения:

  1. однократность обложения;
  2. возможность уплаты (тот, кто может, тот и платит);
  3. гибкость; обязанность уплаты;
  4. простота уплат (нет проблем с уплатой).

Субъекты налоговой системы:

  1. физические лица;
  2. юридические лица.

Объекты налогообложения:

  1. доходы;
  2. налоги

Способы изъятия:

  1. до получения дохода (подоходный налог);
  2. после получения дохода (косвенные налоги);
  3. по декларации ( с имущества);
  4. кадастровый (налог на землю) — зависит от вида и места расположения земли.

Фискальная политика государства: причины проведения, инструменты и основные типы

Фискальная политика — совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики с помощью налоговых и бюджетных инструментов.

Различают фискальную политику 2-х типов:

  1. дискреционная: сознательное изменение ставку налога и размер государственных расходов в период спада и подъема. В период спада налоговая ставка повышается.
  2. автоматических (встроенных) стабилизаторов (дискреционная).

Рассмотрим дискреционную политику. Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Инструменты дискреционной политики: общественные работы, налоговые ставки, трансферты.

Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Кроме мультипликатора инвестиций, действует мультипликатор государственных расходов , где MG —

  • мультипликатор государственных расходов;
  • прирост валового национального продукта;
  • прирост государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрастает валовой национальный продукт в результате увеличения этих расходов, где:

  • Ty – налоговая ставка.
  • МРС– предельная склонность к потреблению.

Естественно, что при уменьшении государственных затрат сокращается объем ВНП.

Увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции, и занятость рабочей силы. И наоборот, снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости. Здесь также действует мультипликативный эффект.

Налоговый мультипликатор показывает, насколько изменяется валовой национальный продукт в результате изменения налогов.

Мультипликатор налогов меньше мультипликаторов инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что каждая единица прироста и инвестиций и государственных расходов прямо воздействует на увеличение объема ВНП. При уменьшении налогов растет располагаемый доход, однако из него лишь часть идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на сбережения.

Фискальная политика различается на разных фазах цикла. Например, при кризисе проводится политика экономического роста: для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги.

Когда происходит рост производства, вызванный избыточным спросом, то правительство проводит политику сдерживания деловой активности – сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

Рассмотрим политику автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Автоматический стабилизатор — это экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла.

Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

  • На фазе подъема доходы фирм и населения растут. Но при прогрессивном налогообложении ещё быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иных социальные расходы государства. В итоге, снижается совокупный спрос, и это сдерживает экономический рост.
  • На фазе спада налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательская способность населения, что помогает преодолению спада экономики.

Из сказанного видно, какое большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

Осуществление фискальной политики сталкив. с некоторыми проблемами временного характера:

  • временной лаг распознавания. Между началом спада и осознанием того факта, что он имеет место, существует определенный промежуток времени. Экономика может иметь четырёх – или даже шестимесячный спад, прежде чем этот факт проявится в соответствующей статистике и будет осознан.
  • административная задержка. Колеса правительства крутятся довольно медленно. Обычно проходит значительный промежуток времени от того момента, когда будет признана необходимость принятия фискальных мер, до того момента, когда эти меры будут приняты. В это время экономическая ситуация может полностью измениться и предлагавшиеся меры стать совершенно неподходящими.
  • функциональное запаздывание. Существует определенный временной лаг между принятием решения и тем временем, когда меры начнут действовать. И если спад непродолжителен, а меры, применяемые правительством, начнут действовать через 1-1,5 года, то принятие таких мер проблематично.
  • политические проблемы в осуществлении фискальной политики. Некоторые политики применяют фискальную политику не в интересах национальной экономики, а в силу стремления быть переизбранными. Именно поэтому выдвигается предположение о существовании делового цикла, обусловленного политическими мотивами. То есть, политические деятели могут манипулировать фискальной политикой с целью максимизации поддержки избирателей, даже если их фискальные решения имеют тенденцию дестабилизировать экономику.

Источник: https://studopedia.su/14_33935_nalogi-ih-funktsii-i-vidi-printsipi-i-metodi-nalogooblozheniya.html

Функции налогов, их общая характеристика

Фискальная функция — налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства.

Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль.

Так, те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс.

А не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем. Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность.

Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Воспроизводственную (экологическая) подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Источник: https://students-library.com/library/read/93535-funkcii-nalogov-ih-obsaa-harakteristika

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector