Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

С 2013 года люди, которые желают переехать на территорию Российской Федерации с целью постоянного проживания и получения гражданства, могут принять участие в государственной программе переселения соотечественников.

Такая программа позволяет сделать процедуру переселения более комфортной для определенных категорий граждан, тем более что государство само заинтересовано в переезде соотечественников и привлечении потока трудоспособного населения.

Законодательное регулирование вопроса: последние изменения и нововведения на 2019 год

Вопросы переселения соотечественников регулируются Законом «О гражданстве Российской Федерации», Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Программа) и другими подзаконными нормативно-правовыми актами.

Программа была введена в 2006 году со сроком действия до 2012 года и сразу показала свою эффективность. В сфере законодательных актов, регулирующих вопросы переселения, за эти годы было сделано много изменений. Позже срок Программы был продлен: в 2013 году она получила новую редакцию, а ее действие стало бессрочным.

В 2018 году реализация Программы продолжалась, как и в прошлые годы, но с некоторыми изменениями.

Кто может участвовать в данной государственной программе

Принять участие
в Программе могут как граждане других стран и лица без гражданства, так и граждане РФ, которые постоянно проживают за рубежом и имеют российское гражданство.

Целью Программы
изначально является переселение определенного круга лиц:

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Критерии отбора и требования к кандидатам

Кроме отношения к определенной категории граждан, потенциальный участник Программы должен также соответствовать таким требованиям
:

  1. Кандидат должен быть совершеннолетним и дееспособным, чтобы работать в Российской Федерации;
  2. Уровень владения устным и письменным русским языком должен быть таким, который обеспечит участнику скорую адаптацию в стране;
  3. Иметь опыт трудовой деятельности и квалифицированное образование, которые обеспечат участника рабочим местом в России.
  4. Потенциальный переселенец не ранее, не в момент обращения не должен состоять в террористических, экстремистских и прочих организациях, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации.

Если в рамках Программы кандидату нужно будет оформлять вид на жительство, он заранее должен соответствовать всем условиям, которые позволят его получить. Переселенец не должен быть судимым или подлежать депортации с территории РФ. К тому же, необходимо соответствие кандидата условиям региональных программ переселения, поэтому нужно заранее с ними ознакомиться.

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Какие документы необходимо собрать

Потенциальному участнику нужно подать заполненную анкету и собрать пакет документов
, включающий в себя:

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Если соотечественник проживает в Российской Федерации, то ему необходимо дополнительно предоставить оригиналы документов, в которых закреплено их право на временное или постоянное проживание, документы о семейном состоянии (о заключении или расторжении брака) и документы, удостоверяющие личность.

При смене в прошлых годах фамилии, имени или отчества участника или родственников, которые переселяются с ним, нужно подать соответствующие справки из органов регистрации актов гражданского состояния. Нужно учитывать, что написание таких анкетных данных человека должно быть одинаковым во всех документах.

Перечень преимуществ

Соотечественники, принимающие участие в программе и их родственники, переезжающие вместе с ним, наделены правами на получение социальной помощи и государственной поддержки в соответствии с регионом переселения.

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцахУчастникам предоставляется возмещение расходов за счет бюджетных средств на переезд
в выбранный для жительства регион. Компенсируются сборы, взимаемые консульством, визовые сборы и средства, потраченные на перевозку собственного имущества и уплату различных госпошлин. Для последующего возмещения следует сохранить договор с перевозчиком и бумаги с подтверждением уплаты за его услуги. Если услуги предоставляются международной компанией, потребуется транспортная накладная с отметками таможенной службы и декларация на груз.

Если участник стал на учет в органе по вопросам миграции и в его владении на протяжении полугода или более находится автотранспорт
, он вправе в течение 18 месяцев после переселения перевезти данное средство без уплаты сборов и платежей на таможне. Эта льгота распространяется на тех лиц, которые получили свидетельство участника в иностранных государствах.

Участник Программы и прибывшие в ее рамках родственники переселенца вправе получить РВП
вне квот, ВНЖ и гражданство в упрощенном порядке. Также, из плюсов следует отметить, что переселенцу не потребуется сдавать комплексные экзамены
для их получения – это существенно экономит время и деньги.

В рамках Программы участнику предоставляются в поддержку выплаты в размере до 240 тысяч рублей
, которые можно потратить на решения жизненных и бытовых вопросов, вклад в свой бизнес, приобретение или аренду жилья. Их размер зависит напрямую от региона переселения, подробную информацию по этому поводу можно найти на сайтах регионов.

Из минусов программы переселения следует отметить, что участник обязан до получения гражданства проживать и работать только на территории своего региона.

Стоит отметить, что денежные средства выплачиваются также и членам семьи переселенца, по 120 000 рублей на каждого родственника, переехавшего в РФ. Подъемные выдаются в два этапа
. Первая часть средств выплачивается сразу после переселения, а вторая — спустя полтора года после обоснования на новом месте.

В том случае если переехавшая на территорию Российской Федерации семья не имеет источника дохода, то ей положена отдельная денежная выплата в размере одного прожиточного минимума
.

В какие регионы рф возможно переселение

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

С 2016 года принять участников Программы могли 47 регионов, но больше всего ждут переселенцев в регионах Забайкалья, Камчатки, Алтая, Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Магаданской и Иркутской областей, а также на Сахалине и в Еврейском округе.

В 2019 году количество регионов, готовых принять новых жителей, составляет 57 субъектов
.

Переселенцы в первую очередь стремятся к переезду в крупные города, Санкт-Петербург и Москву. Однако стоит учитывать, что ожидать максимального уровня государственной поддержки можно только при переселении в приоритетные регионы. Со списком всех регионов можно ознакомиться на официальных сайтах
по реализации Программы.

Пошаговая инструкция процедуры переселения

Если кандидат, проживающий за рубежом, собрал готовый пакет документов и оформил заявление в соответствии с утвержденной формой, он может его подать лично в уполномоченный орган РФ
на территории своей страны. Такими органами могут быть представительства управления по вопросам миграции МВД РФ или группы по реализации Программы при консульствах и отделах диппредставительств России в зарубежных странах.

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцахПроживая на территории российского государства, для участия в Программе необходимо подать документы по территориальному принципу в отделения Главного управления по вопросам МВД РФ
.

Перед подачей заявления нужно учесть, что документы, оформленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык. При этом перевод и отметки переводчика нужно заверить в нотариальном порядке. Если подаются копии документов, выданных в зарубежных странах, оригиналы нужно легализовать в установленном порядке, если эти вопросы не регулируются международным договором.

После того как заявление подано, следует ждать пока оно будет согласовано с органами исполнительной власти того региона, в который планируется переселение и государственными органами.

Различные ведомства должны проверить отсутствие у потенциального участника обстоятельств, которые могут препятствовать его въезду в Россию. Если лицо проживает в РФ – проверяется отсутствие причин для прекращения действия временного или постоянного проживания (РВП, ВНЖ).

После рассмотрения заявления территориальный орган по вопросам миграции того субъекта РФ, который участвует в региональной программе, принимает решение
и выдает или отказывает в выдаче кандидату свидетельства участника Программы.

Следует помнить, что выданное решение может быть аннулировано в случаях, если соотечественник нарушает нормы миграционного законодательства или будет установлено, что его пребывание в РФ нежелательно, принято решение о выдворении из страны, въезд в РФ запрещен или участник перестал соответствовать условиям региональной программы.

Свидетельство предоставляется в 60-дневный срок
после приема от соотечественника заявления с полным пакетом документов. Для его получения нужно лично явиться в уполномоченный орган.

Документ действует на протяжении трех лет после предоставления. Если этот период истек, то участник теряет свой статус, а его родственники – статус членов семьи.

То есть, участнику нужно за это время успеть оформить гражданство РФ.

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

При въезде на территорию РФ следует внимательно отнестись к заполнению миграционной карты
. При пересечении границы по загранпаспорту отчество вносить в карту не нужно, если оно отсутствует в паспорте, цель визита необходимо поставить частную.

В отделе по вопросам миграции МВД можно получить памятку со списком необходимых на РВП документов
.

Нужно отметить для себя необходимые: заявление, фото, заверенный в нотариальном порядке перевод паспорта, копия свидетельства участника Программы, бумаги об уплате пошлины в размере 1600 рублей (за нее можно получить возмещение), миграционная карта и данные о регистрации по месту пребывания.

Кроме того, нужно пройти в медучреждениях комиссию для получения сертификатов и справок об отсутствии ВИЧ, наркомании и других инфекционных заболеваний согласно перечню. Эти справки можно предоставить как при подаче документов на РВП, так и в месячный срок после нее.

После предоставления РВП получать ВНЖ не обязательно: участник может сразу же подавать на гражданство, вопрос о его предоставлении будет рассмотрен в трехмесячный срок. Это существенный плюс, ведь в общем порядке пришлось бы еще получать ВНЖ и обращаться за гражданством только через определенный законом промежуток времени.

Особенности переселения из Украины, Казахстана, Молдовы, Белоруссии и других государств

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Нужно учитывать особенности для переселения соотечественников из визовых и безвизовых стран
, ведь в сфере миграционной политики между иностранными государствами и РФ могут быть различные отношения. Например, для граждан Беларуси не нужно заполнять миграционную карту, соответственно она не потребуется для предоставления в орган миграции, а гражданам государств, с которыми РФ поддерживается визовый режим, необходима будет виза.

Для уточнения всех вопросов можно обращаться в консульские учреждения РФ в иностранных государствах и иные уполномоченные органы.

Решение вопроса трудоустройства и предоставления жилья

Согласно нормативно-правовым актам, переселенцы после переезда вправе работать и получать образование на территории РФ.

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцахЕсли переселенец не имеет родственников в месте переселения, ему следует заранее узнать о наличии в регионе центров временного размещения
, где можно за умеренную плату остановиться и даже получить регистрацию по месту на время пребывания. Она понадобится для последующей подачи документов на РВП.

Имея на руках свидетельство участника Программы, переселенец и член его семьи согласно трудовому законодательству вправе трудоустроиться на тех же условиях, что и гражданин РФ.

Это существенный плюс, ведь получить рабочее место можно без разрешения на работу и регистрации временного проживания, а работодателю при этом не нужно обращаться в органы по вопросам миграции за разрешительным документом на трудоустройство иностранной рабочей силы.

Однако на сегодняшний день некоторые работодатели не слышали о такой Программе, поэтому перед обращением следует донести им всю информацию о своих правах.

Также, на официальных сайтах регионов можно найти список вакансий в рамках Программы, на которые можно устроиться самостоятельно, и требования к работнику. Но нужно помнить, что вопрос переезда может занять продолжительное время, за которое вакансии могут потерять актуальность.

Читайте также:  Как получить свидетельство на право собственности на квартиру?

Кроме того, всегда следует помнить, что вопросы жилья, быта, трудоустройства всех членов семьи и обучения детей следует по максимуму выяснять заранее, собирая всю информацию для запасных вариантов их решения.

О программе переселения смотрите в следующем видеосюжете:

Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах». Федеральный закон принят Государственной Думой 23 декабря 2015 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года.

Справка Государственно-правового управления Федеральный закон направлен на совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации в части, касающейся уточнения статуса вынужденного переселенца, а также обеспечения вынужденных переселенцев жилыми помещениями и предоставления им иных социальных гарантий. В этих целях Федеральным законом в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» вносятся изменения, предусматривающие уточнение порядка предоставления документов, необходимых для признания лица вынужденным переселенцем, а также основания для продления срока действия статуса вынужденного переселенца или утраты либо лишения такого статуса.

Какие важные изменения внесены в закон о вынужденных переселенцах?

С сентября же этого года, участникам программы необходимо получить свидетельство участника программы. Нововведение установлено в пункте 16 Указа Президента РФ от 22 июня 2006 г.

N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», и принято соответствующим Указом Президента РФ от 27 сентября 2016 г.

N 502 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637″.

Регламентировано следующее: «»16, сообщает newsli.ru.

Государственная программа переселения соотечественников в россию

Речь также идет об оформлении направления на проживание в специальных центрах либо в жилом помещении соответствующего фонда.Статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет. При наличии обстоятельств, препятствующих обустроиться на новом месте жительства, данный срок продлевается на каждый последующий год.

Однако такие обстоятельства до сих пор не были конкретизированы.

К ним отнесены, в частности, неполучение денежной компенсации за утраченное жилье, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 г.

, безвозмездной субсидии на эти же цели до 16 октября 2010 г.Отменен ежегодный переучет вынужденных переселенцев после истечения срока действия статуса.

Внесены изменения в закон о вынужденных переселенцах

Инфо

Источник: https://yuconsult.ru/osnovnye-polozheniya-fz-o-bezhencah-i-vynuzhdennyh-pereselencah-federalnyi.html

Какие гарантии дает закон о беженцах из Украины

О гуманитарной катастрофе на востоке Украины общеизвестно. По разным оценкам, в России находится около 1 200 000 украинских переселенцев. В СМИ всех их называют «беженцы», поскольку люди покинули дом в силу чрезвычайных обстоятельств, но их правовое положение в РФ неоднозначно. Не на всех распространяется федеральный закон о беженцах №4528-1-ФЗ.

Что прописано в законе о беженцах?

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

  • почему получить правовое положение (стать беженцем) в порядке ФЗ РФ №4528-1-ФЗ так сложно?
  • справедлив ли федеральный закон по сути?
  • каково положение приезжих из Украины, которым в статусе в силу ФЗ РФ отказано, или которые за ним не обращались?

Проанализируем профильный закон РФ и его положения. Ст.1 ФЗ №4528-1 предполагает права иностранцев при наличии оснований получить в России:

  • правовое положение беженцев;
  • временное убежище.

В определении круга потенциальных приезжих федеральный закон РФ №4528-1-ФЗ дублирует Женевскую конвенцию ООН. Согласно ФЗ РФ 4528-1 беженцем признается лицо, которое в стране гражданства может стать жертвой гонений по признаку:

  • расы;
  • гражданства;
  • вероисповедания;
  • убеждений.

Реклама

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Бесплатная юридическая поддержка по телефону:

Санкт-Петербург и область +7 (812) 317-60-18 Федеральный номер +8 (800) 500-27-29 доб. 859

Федеральный закон РФ не дает возможности установить правовое положение беженцев выходцам из Украины из-за военного конфликта или разрухи, поскольку:

  • статус является международным;
  • самостоятельно расширять основания его применения руководство России не может – это наложило бы обязательства на другие страны;
  • сегодняшние действия России относительно приезжих из Украины и федеральный закон 4528-1-ФЗ одобряются управлением ООН по беженцам.

Правовое положение лиц, получивших убежище, регулирует только внутренний Федеральный закон России №4528-1-ФЗ. Международное право на них не распространяется. Рассматриваемый федеральный закон РФ определил, что убежище предоставляется тем, кто:

  • имеют права на статус в порядке ФЗ РФ №4528-1;
  • не имеют оснований обращаться за таким статусом в силу ФЗ РФ №4528-1, однако из гуманных соображений не могут быть депортированы из РФ.

Права переселенцев

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

1. Обратившимся в ФМС России за статусом беженца на основании ФЗ №4528-1 положено:

  • одноразовое пособие в 100 р.;
  • социальная работа (действует также горячая линия);
  • направление в центр временного размещения;
  • питание и проживание (правительство России выделяет 800 р. в день);
  • медпомощь;
  • содействие в трудоустройстве в регионе России, где есть квоты.

Социальная работа с беженцами предполагает разъяснение их обязанностей:

  • соблюдать Конституцию РФ, федеральный закон РФ №4528-1;
  • пройти освидетельствование и получить медсертификат;
  • сообщать в ФМС России правдивые сведения о себе.

2. Права беженцев включают все права предыдущей группы. Федеральный закон №4528-1-ФЗ также гарантирует им:

  • пользование жильем фонда временного расселения РФ;
  • медпомощь наравне с гражданами РФ;
  • права на работу и индивидуальное предпринимательство в России;
  • устройство детей на учебу;
  • соцобеспечение на уровне граждан России;
  • права на выезд на ПМЖ в другую страну.

Правовое положение переселенцев включает обязанности:

  • сообщать в течение 7 дней в ФМС России об изменении ФИО, семейного положения;
  • проходить в ФМС РФ переучет каждых 1,5 года (Федеральный закон №4528-1-ФЗ);
  • адекватно реагировать на действия госструктур (социальная работа с беженцами).

Статус других переселенцев из Украины

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

1. Не обращавшиеся к ФМС России в порядке ФЗ №4528-1 имеют правовое положение иностранцев. Они вправе:

  • просить разрешения на временное проживание (3 года), далее – о предоставлении вида на жительство;
  • ходатайствовать о статусе вынужденного переселенца (предусматривает федеральный закон РФ № 4530-1-ФЗ);
  • переселяться в РФ в качестве соотечественников (действует госпрограмма содействия).

Реклама

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Возникла проблема? Позвоните юристу:

Санкт-Петербург и область +7 (812) 317-60-18 Федеральный номер +8 (800) 500-27-29 доб. 859

2. Граждане Украины, получившие убежище:

  • сдают паспорт Украины (Федеральный закон 4528-1-ФЗ);
  • получают права, как у ходатайствующих о статусе (кроме одноразового пособия);
  • с ними проводится социальная работа (также функционирует горячая линия).

Программа интеграции мигрантов в России

Беженцы в России создали нагрузку на федеральный бюджет. Пребывание лица в центре для беженцев ежедневно обходится России в 800 р. Люди находятся на госсодержании и по прибытии в регион, где открыты квоты.

  1. Правительство России озабочено иждивенческими настроениями беженцев.
  2. Высокое налогообложение и соцподдержка не стимулируют их к труду.
  3. До недавнего времени беженцы платили подоходный налог в РФ в 30% (ставка НДФЛ для нерезидентов, пробывших в РФ менее полугода). Этот налог съедал треть заработной платы. А есть еще и страховые взносы.
  4. ЛДПР зарегистрировал в Госдуме РФ проект ФЗ о лишении права на содержание трижды отказавшихся от вакансий в России.

Комплексная программа относительно интеграции украинцев в России должна урегулировать:

  • налоги, которые будут равны с существующим для граждан России;
  • обеспечение нетрудоспособных (пенсия и соцвыплаты в РФ);
  • страховые взносы в ПФР, ФСС.
  • медстрахование.

Сниженный налог

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Пока программа в разработке, сделан первый шаг – федеральный закон от 01.10.2014 №285-ФЗ о внесении изменений в НК РФ, а именно – снижение ставки НДФЛ. Закон установил, что беженцы в России будут платить такой же подоходный налог, что и граждане РФ – 13%. Пониженный налог НДФЛ касается только заработной платы. Если работодатель оформил отношения с мигрантом гражданским договором, НДФЛ и далее составляет 30%. Налог с дохода также не взимается с компенсации родительской платы в саду. Горячая линия ФНС дает возможность узнать об этом детальнее.

Федеральный закон об уменьшении НДФЛ имеет обратное действие. Закон №285-ФЗ действует с 01.01.14. Это означает, что многими уплачены лишние 17% НДФЛ. Налог в этой части будет возвращен плательщику работодателем. Федеральный закон №285-ФЗ о снижении НДФЛ призван стимулировать:

  • официальное трудоустройство мигрантов в России;
  • оформление их в штат.

Будет ли принята цельная программа и снижены налоги по примеру НДФЛ, неизвестно. Поскольку переселенцы вынуждены обращаться за проведением юридически значимых действий, существенную роль для них играет такой федеральный налог как госпошлина. Специальный закон в Беларуси отменил этот налог для украинских мигрантов.

Отдельный вопрос – налог для индивидуальных предпринимателей. Не во всех регионах беженцам хватает работы. Нужно стимулировать инициативу мигрантов и главным инструментов в этом является налог. Следует снизить налог ИП до уровня граждан РФ. Временно можно установить налог еще ниже – это выгоднее, чем содержать мигрантов.

Пониженный налог – большое облегчение. Но остается открытым вопрос, нужно ли уравнивать налог беженцев и граждан РФ в дальнейшем. Украинцам нужно решить, будут ли они оставаться в РФ на ПМЖ. При том, что гражданство России беженцы могут получить всего за 3 месяца, для многих сниженный налог и льготы утратят актуальность.

Пенсия переселенцев

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Демографическая ситуация в России такова, что приток молодежи выгоден. Иная ситуация с пенсионерами. Существует договоренность РФ и Украины, что пенсия выплачивается при смене постоянного места жительства. Пенсионеры прибыли из так называемых ДНР и ЛНР, где:

  • пенсия новыми властями не выплачивается;
  • пенсия официальной Украиной не начисляется.

Федеральный закон №173-ФЗ установил:

  • гражданам РФ, постоянно проживавшим в Украине, пенсия положена в полном объеме, в какой бы бюджет они не платили налог и страховые взносы;
  • пенсионные права украинцев возникают при получении в России вида на жительство;
  • временно проживающим пенсия в РФ не положена;
  • получившим убежище пенсия не выплачивается и федеральный закон РФ №173-ФЗ на них не распространяется;
  • беженцы имеют права на пенсионное обеспечение наравне с гражданами РФ в период действия статуса (ФЗ №4528-1).

Жилье

Украинцы, въехавшие частным образом, не ограничены в регионе ПМЖ, но платят 30% подоходный налог. Беженцам положено: госсодержание, а позже уменьшенный налог (пока только подоходный налог, но могут снизить другой федеральный налог – госпошлину).

Насущная проблема – жилье. Многих беженцев интересует ипотека. Закон 4528-1-ФЗ не установил льгот беженцам.

А для банков ипотека лицу, не имеющему в РФ ПМЖ и гражданства большой риск: непонятно, сможет ли беженец платить взносы и с каких средств такие взносы взыскивать принудительно, если он утратит статус (право на работу ему гарантирует тот же закон №4528-1-ФЗ, что и статус).

Изменений в закон №102-ФЗ, которым урегулирована ипотека, ждать не стоит. Нужно обращаться в банк в качестве полноправного заемщика: закон о гражданстве №62-ФЗ дает возможности быстро его получить.

Гражданство открывает и другие возможности:

  • программа «Жилье» предполагает соцподдержку незащищенным, программа «Молодая семья» – парам и родителям, существует также программа для молодых учителей.
  • закон гарантирует малоимущим социальное жилье.
Читайте также:  С какого момента исчисляется срок задержания

(12

Источник: https://vgrazhdanstve.ru/bezhenstvo/zakon-o-bezhencax.html

Основные положения ФЗ о беженцах и вынужденных переселенцах

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации регулируется соответствующими ФЗ.

Так, например, статус переселенцев определяется Федеральным законом «О вынужденных переселенцах», принятым 19 февраля 1993 года. Этот закон включает соц. защиту, а также иные правовые и экономические гарантии.

ФЗ № 4530-1 базируется на нормах международного права, не противоречит прочим международным договорам и гарантирует защиту законных интересов на территории России.

Беженец является гражданином иностранного государства. Этим он и отличается от переселенца. Положение беженцев на территории Российской Федерации регулируется ФЗ «О беженцах». Закон вступил в силу 28 июня 1997 года.

Юридическая защита интересов беженцев и переселенцев в России

Справка переселенца — это основной документ, который узаконивает статус вынужденного переселенца (и одновременно с этим является свидетельством приобретаемого статуса). При возникновении сложной ситуации граждане, вынужденные покинуть свои дома, зачастую оказываются в трудном экономическом положении.

Находясь на «чужой» территории, для человека очень важно получить свидетельство своего официального положения в регионе или области. Это позволит избежать трудностей при трудоустройстве, а также даст гарантию государственной соц. поддержки. Помимо этого, переселенец имеет право на получение соц. выплат, пенсий, пособий единовременного и ежемесячного (в течение определенного срока).

Куда обратиться за помощью в оформлении документа? Справка переселенца выдается управлением Минтруда и соц. защиты населения. Получить справку может гражданин любого государства, находящегося в зоне антитеррористических действий. В случае если в паспорте отсутствует регистрация/прописка, на руках необходимо иметь документы, подтверждающие факт проживания в указанном регионе области.

Это могут быть договоры аренды жилой площади, квитанции об уплате налогов. Закон также допускает предоставление иных официальных бумаг, которые могут стать свидетельством того, что человек проживал в определенном регионе. Дети, не достигшие совершеннолетнего возраста, не получают отдельный документ. Их имена вписываются в справку, выдаваемую родителям или опекунам.

Получение статуса переселенца

Как получить статус переселенца? Прежде всего, необходимо собрать пакет документов для получения справки, подтверждающей статус переселенца. После этого следует подать все собранные бумаги на получение справки в компетентные органы. Какие данные необходимо внести в бланк заявления?

  1. ФИО.
  2. Пол.
  3. Гражданство.
  4. Место рождения.
  5. Дата рождения.
  6. Адрес регистрации/прописки.
  7. ФИО членов семьи, в т. ч. детей.
  8. ИНН.
  9. Обстоятельства переезда.
  10. Адрес временного проживания на территории страны.
  11. Иные сведения, описывающие жилищные, медицинские и пр. потребности.

Перепоручить оформление статуса третьим лицам не удастся, обратиться в службу по этому вопросу можно только лично. Исключение, которое допускается ФЗ — это получение статуса родителями или опекунами за их несовершеннолетних детей.

В этом случае требуется предоставить удостоверение личности. При экстренной эвакуации из родного дома не все документы удается сохранить в целости и сохранности.

Обратитесь в Управление Федеральной Миграционной Службы — вам выдадут временный паспорт.

Временный документ — достаточное основание для выдачи справок переселенцев, но позже необходимо обратиться в УФМС с прошением о получении нового паспорта. Однако при отсутствии основного документа, удостоверяющего личность, нужно предъявить другой аналогичный документ. Закон № 4530-1-ФЗ допускает предоставление следующих документов:

  • водительское удостоверение;
  • ксерокопия паспорта;
  • свидетельство о рождении;
  • военный билет.
    Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

При полном отсутствии каких-либо документов, подтверждающих личность, достаточно свидетельства трех человек в вашу пользу в Миграционной службе. Приведите своих родственников, друзей или знакомых, которые подтвердят, что вы — это вы.

Что нужно сделать, чтобы продлить справку переселенца? С принятием закона, регулирующего эту сферу, пролонгация справки не требуется. С января этого года срок действия документа неограничен. Поэтому продлевать справку не требуется ни через полгода, ни через год, за исключением документов, срок действия которых закончился до принятия закона № 1266.

Что дает приобретаемый переселенцами статус

Ходатайство выдать статус вынужденного переселенца дает возможность получения государственной поддержки, которая может быть выражена различными льготами. ФЗ включает разноплановые льготы, в том числе:

  • оказание переселенцам бесплатной медицинской помощи;
  • предоставление пособий и иных социальных выплат;
  • получение поддержки при перевозке багажа, а также иного имущества к новому месту жительства;
  • возможность получения направления на жительство при невозможности самостоятельного определения региона проживания;
  • гарантия получения продуктов питания при нахождении в центре временного размещения.

После получения соответствующего статуса переселенцы имеют право на аналогичные льготы. Однако пособие после этого выплачиваться не будет. Помимо этого, вынужденным переселенцам ФЗ гарантируют, что их не будут перемещать в другие города или населенные пункты против их воли.

Соцзащита переселенцев и выплата пенсий

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Вне зависимости от региона, из которого прибыли переселенцы, они имеют равные права и обязанности перед государством и его гражданами. Но ФЗ, регулирующие получение статуса, дают гарантию в содействии при обустройстве нового жилища.

  1. Закон дает переселенцам приоритетное право при оформлении вида на жительство и получения гражданства.
  2. В отдельных случаях денежные расходы, связанные с переездом, могут быть оплачены за счет средств Федерального бюджета (как правило, подобная льгота выдается малоимущим семьям при наличии свободных средств).
  3. Каждому переселенцу доступно получение соц. пакета — в этом случае станет возможным получение услуг в УСЗН, образования, медицинского обслуживания, а также выплаты пенсий.
  4. Статус вынужденного переселенца дает возможность получения единовременного пособия, а при возникновении проблем с трудоустройством — ежемесячного пособия (в течение 6 месяцев).

Также, согласно ФЗ, государство возместит денежные расходы, связанные с получением справки. При этом размер полученной выплаты будет зависеть исключительно от категории области, выбранной для перемещения. Сумма единовременного пособия также определяется, исходя из этого показателя.

Если для перемещения был выбран северный регион России, ФЗ допускает, что специалистам востребованных профессий может быть оказана материальная помощь переселенцам большего объема. Как правило, средства в этом случае выделяются из бюджета муниципалитета.

Для того чтобы пенсионеру-переселенцу получить законную трудовую пенсию или иные пенсионные выплаты, необходимо собрать пакет документов, утвержденный соответствующим законом. Согласно приказу Министерства труда, перечень включает:

  • российский паспорт (подойдет вид на жительство с указанием адреса регистрации);
  • заполненное заявление на получение пенсии установленного образца;
  • пенсионное страховое свидетельство.

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Для оформления пенсии требуется собранные бумаги направить в Пенсионный фонд РФ или МФЦ. Документы можно принести лично, доверить кому-либо из родственников или друзей или воспользоваться услугами Почты России. Заявление будет рассмотрено в срок до 10 дней. Подавайте документы не ранее, чем за 30 дней до наступления пенсионного возраста.

Пенсии, соц. выплаты, пособия — это еще не все, на что могут рассчитывать беженцы и вынужденные переселенцы. Эта категория граждан, помимо всего прочего, при возникновении таковой необходимости получит соц.

поддержку и помощь. Она может быть выражена в психологических сеансах и информационной консультации в течение действия статуса.

Существует возможность переобучения или повышения квалификации переселившихся граждан.

Источник: https://migriruem.ru/bezhenci/pereselenets-eto.html

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы

В настоящее время в РФ живет примерно 20 тысяч беженцев и около 600 тысяч вынужденных переселенцев. Данные статусы присваиваются лицам, соответствующим требованиям, которые установлены законами России. Между этими двумя правовыми статусами есть разница, это не тождественные понятия.

Понятия «беженцы» и «вынужденные переселенцы»

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Чтобы получить беженский статус, необязательно быть жертвой преследования. Беженцем можно стать, если есть вероятность того, что вас начнут преследовать/угнетать по перечисленным выше убеждениям/признакам.

Особенности административно-правового статуса «беженец» таковы:

  • позволяет официально проживать в Российской Федерации;
  • предоставляется на период, не превышающий 3 года;
  • позволяет получать лекарственные препараты и медицинскую помощь;
  • позволяет проживать в центре временного пребывания (на бесплатной основе), получать питание и коммунальное обеспечение;
  • позволяет трудоустраиваться на работу к юрлицу/физлицу без оформления патента.

Вынужденным переселенцем считается человек, который покинул собственное место проживания по причинам, аналогичным основаниям приобретения беженского статуса. Переселенцы располагают большим количеством прав, если сравнивать с беженцами, потому что считаются россиянами.

Особенности правового статуса «вынужденный переселенец» следующие:

  • позволяет получать социальные выплаты;
  • позволяет бесплатно получать медпомощь;
  • предоставляется на пятилетний срок;
  • дает возможность жить в центре временного проживания;
  • избавляет от необходимости оформлять патент для работы;
  • накладывает следующие обязательства: уведомление миграционной службы при изменении адреса пребывания и ежегодное продление статуса.

Важно! Не могут быть признаны вынужденными переселенцами люди, которые совершили тяжкое преступное деяние. Кроме того, статус не предоставляется лицам, которые покинули собственное место жительства из-за кризиса экономики либо стихийной/техногенной катастрофы.

Конституционный статус не предоставляется в таких ситуациях:

  • возбуждение уголовного дела относительно заявителя;
  • наличие РВП/ВНЖ;
  • заявитель состоит в брачном союзе с россиянином/россиянкой, что позволяет ему получить РВП/ВНЖ;
  • заявитель опоздал с оформлением заявления на предоставление статуса;
  • человек приехал из страны, которая могла предоставить ему временное убежище;
  • заявитель незаконно выехал из родной страны.

Отличия статусов

Соответственно с законодательными нормами, беженцы и вынужденные переселенцы значительно отличаются. Установлены следующие критерии разграничения перечисленных групп лиц:

  1. Гражданская принадлежность. Обладатели беженского статуса – это лица, являющиеся иностранцами либо апатридами. Вынужденными переселенцами признаются только россияне.
  2. Процесс приобретения. Получить беженский статус намного труднее. Вынужденным переселенцам не требуется оформлять гражданский статус в РФ, что делает проще их жизнь в РФ. Беженцам нужно делать гражданство, чтобы в будущем поменять собственный статус.
  3. Период действительности. Беженский статус – бессрочный, но его нужно пролонгировать раз в 1.5 года. Статус «вынужденный переселенец» предоставляется на пятилетний срок. Продлить статус можно, если подать заявление.
  4. Документы. Для оформления беженского статуса обычно требуется только паспорт. Вынужденным переселенцам необходимо собирать множество иных документов.

Закон о беженцах и переселенцах

Правовые статусы «беженец» и «вынужденный переселенец» регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственный указ от 16 июня 1997 года номер 724 «О получении матпомощи вынужденными переселенцами».
  2. Правительственный указ от 23 мая 1998 года номер 484 «О получении матпомощи беженцами».
  3. ФЗ от 25 июля 2002 года номер 115 «О правах иностранцев в России».
  4. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О беженцах».
  5. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах».

График показывает динамику роста и уменьшения числа прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев в Россию.

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Проблемы и социальная работа

И беженцы, и вынужденные переселенцы вправе получать пособия. Невзирая на то, что данное право закреплено в различных законодательных постановлениях, размер выплат для беженцев и вынужденных переселенцев одинаковый.

Данным группам лиц выплачиваются такие пособия:

  1. Ежедневное – восемьсот рублей. Предоставляется лицам, содержащимся в центрах временного пребывания. При этом на руки деньги не выдают. Они затрачиваются на содержание беженцев и переселенцев (питание, оказание медпомощи).
  2. Единовременное. Размер данного пособия регламентирован правительственным указом от 23.05.1998 номер 484. В настоящее время его размер – сто рублей на человека. Для малоимущих (лица с инвалидностью, матери-одиночки, люди пенсионного возраста, многодетные семьи) величина пособия составляет сто пятьдесят рублей на человека.
  3. Компенсационные и иные выплаты. Соответственно со ст. 6 федерального закона номер 4528, беженцы и переселенцы вправе рассчитывать на содействие государства при проезде к центру временного проживания.

Также они вправе использовать жилье, выделяемое государством для временного проживания. Оно предоставляется до момента, пока человек не найдет иное место для проживания.

Кроме того, перечисленные группы лиц вправе:

  • получать содействие государства при направлении на обучение либо устройстве на работу;
  • устраивать малолетних детей в детсады, школы, колледжи, университеты вне очереди;
  • получать медпомощь и лекарства наравне с россиянами;
  • получать информацию о своих членах семьи, которые остались в родном государстве;
  • получать помощь переводчика.

Для получения положенных по закону выплат требуется посетить миграционную службу. Понадобится написать заявление. В нем нужно указать информацию о себе и детях.

Сотрудники службы миграции, рассмотрев ходатайство, в течение одного дня предоставят заявителю справку, дающую право на получение выплат.

Читайте также:  Возвращение налога при покупке квартиры: подробная инструкция возврата

В справке указывается учреждение Сбербанка России, в котором возможно получить деньги. Действует документ одну неделю.

Соответственно с законами РФ, выплаты предоставляются, если у людей нет денег для жизни в РФ и работы. Следовательно, люди, которые работают, не могут получить государственную помощь.

Основания для прекращения выплат:

  • указание недостоверных сведений в заявлении;
  • утрата правового положения;
  • возврат в родное государство;
  • приобретение разрешения на временное проживание либо вида на жительство;
  • совершение правонарушений либо преступных деяний в Российской Федерации.

Лица, которые имеют статус беженца либо переселенца, вправе получать социальную поддержку от государства. Главное – не нарушать обязанности, которые установлены законами относительно беженцев/переселенцев. Несоблюдение обязанностей может привести к выдворению за пределы России.

Источник: https://ufms-mvd.com/faq/bezhentsy-i-vynuzhdennye-pereselentsy.html

Закон РФ «О беженцах» 4528-1-ФЗ – кто из иностранцев может воспользоваться?

Проблема беженцев, обострившаяся в последние годы в европейских странах, актуальна и для России.

Соблюдение и защита прав и свобод человека является обязанностью каждого государства, в том числе и в отношении лиц без гражданства.

Взаимодействие с лицами, оказавшихся на территории РФ в положении вынужденных мигрантов, регулируется соответствующим Федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами.

Определение понятия «беженец» было дано в женевской Конвенции, принятой в 1951 году. В соответствии с этим документом беженцем считают человека, который покинул страну своего гражданства из-за опасений подвергнуться преследованиям.

Они могут возникнуть по разным причинам, например, из-за политических или религиозных взглядов человека, его расы, взаимодействия с какой-либо социальной группой и т. д. При этом он не может или не хочет находиться под защитой этого государства, боится вернуться на родину.

Конвенция устанавливает права, обязанности и социальные гарантии для подобной категории лиц.

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Документ считается общеупотребительным в международном праве. По данным на 2015 год участниками Конвенции стали уже 145 государств и 195 членов ООН. Россия присоединилась к этим соглашениям в ноябре 1992 года.

Поэтому возникла необходимость в принятии законодательных норм, которые определяли бы правовой статус и основания для признания человека беженцем на территории РФ.

Принятый в 1993 году федеральный закон о беженцах стал первым документом, устанавливающим эти правила, права и обязанности вынужденных мигрантов.

Когда иностранцу в России необходим полис ДМС

Кратко о законе РФ «О беженцах»

Первая редакция 4528-1-ФЗ РФ от 19.02.1993 закрепила в российском законодательстве основные положения Конвенции ООН. Этот документ регламентирует следующие понятия и взаимоотношения.

  • Дано определение статуса беженца и лица, ходатайствующего о признании его беженцем. Сформулировано понятие временного убежища и места временного содержания.
  • Перечислены категории лиц, на которых не распространяется действие Закона. Это лица, совершившие тяжкие преступления неполитического характера, военные преступления.
  • Установлен порядок признания вынужденного мигранта беженцем и выдачи свидетельства ему и членам его семьи.
  • Приведены основания, по которым могут отказать в признании беженцем, определено правовое положение ребенка, рожденного от вынужденных мигрантов.
  • Сформулированы права и обязанности этой категории лиц. Они должны соблюдать законы РФ и порядок проживания в центре временного размещения, пройти медицинское освидетельствование. Беженцы имеют возможность обратиться с заявлением о предоставлении гражданства РФ, могут добровольно вернуться в свою страну либо переехать на жительство в другое иностранное государство.
  • Перечислены причины утери статуса беженца. Это возможно при получении гражданства другого государства, обращении за защитой к стране своего гражданства либо устранении причин, по которым оно покинуло свою страну. Статуса беженца лишаются лица, совершившие преступление на территории РФ, представившие ложные сведения или фальшивые документы.
  • Регламентирована процедура депортации вынужденного мигранта с территории РФ. Выдворение применяется к лицам, лишенным положения беженца или получившим отказ в предоставлении этого статуса.
  • Установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти в рамках данного Закона.

Как оформить УТД – транзитную визу в Калининград

В Законе зафиксированы социальные гарантии для вынужденных мигрантов. Им и членам их семей оформляют проездные документы для передвижения по территории РФ, выделяют жилье из специального фонда.

Получивших свидетельство лиц обеспечивают бесплатным питанием и коммунальными услугами, оказывают медицинскую помощь, направляют на профессиональное обучение, помогают трудоустроиться.

Если лицо признано безработным в установленном законом порядке, оно имеет право на получение соответствующего пособия. Связанные с этими гарантиями расходы берет на себя орган государственной власти субъекта РФ, в котором находятся беженцы.

Где скачать документ

Для изучения текста Закона лучше всего обратиться к справочно-правовым системам.

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

В системе Консультант Плюс можно скачать документ по ссылке http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4340. Некоммерческая версия системы доступна с 20:00 до 24:00 по московскому времени в рабочие дни, в выходные и праздничные дни доступ открыт в любое время.

Прописка в частном доме – если не сделать накажут штрафом?

В системе Гарант Закон можно скачать по ссылке http://base.garant.ru/10105682 без временных ограничений.

Документ доступен в системе Техэксперт по ссылке http://docs.cntd.ru/document/9004237 в любое время.

Последняя редакция

Применение положений документа на практике выявило некоторые его недостатки, поэтому Законом 95-ФЗ текст был изложен в новой редакции, предыдущий акт отменен. Новый документ вступил в силу в июле 1997 года. Последние изменения в него внесены 22.12.2014, они касаются органов пограничного контроля.

В 2019 году подготовлена новая редакция Закона, которая вступит в силу с июля этого года. Изменения, внесенные в нее, касаются обязательной дактилоскопической регистрации.

Лица, обратившиеся с ходатайством о признании беженцем не на территории РФ, должны проходить регистрацию по месту получения удостоверения.

Иные законодательные акты

Кроме 4528-1-ФЗ РФ были приняты дополнительные нормативные акты, регулирующие отношения между беженцами и органами власти в различных сферах.

  • Постановление № 275 от 09.04.2001 утвердило Положение о фонде жилья для временного размещения беженцев и членов их семей. Документ установил порядок учета нуждающихся в размещении лиц и выделения им жилых помещений.

Источник: https://viza.guru/rf/zakon-o-bezhentsah

Статус беженцев и вынужденных переселенцев

Правовая база для определения статуса беженцев и вынужденных переселенцев заложена в Федеральном законе от 19 февраля 1993 года (в ред. от 22 декабря 2014 года) N 4528-I «О беженцах» и Законе РФ от 19 февраля 1993 года (в ред. от 30 декабря 2015 года) N 4530-1 «О вынужденных переселенцах». Указанные нормативно-правовые акты:

  • – определяют понятия беженца и вынужденного переселенца;
  • – регламентируют порядок обращений с ходатайствами о признании подобного статуса;
  • – описывают права и обязанности обратившихся с ходатайствами лиц;
  • – устанавливают порядок признания человека в статусе беженцев или вынужденных переселенцев;

– перечисляют их права и обязанности в этом статусе и т.д.

Согласно российскому законодательству термин «беженец» применяют по отношению к лицам, статус которых соответствует следующим требованиям:

  • они не являются гражданами РФ;
  • они находятся вне страны собственной гражданской принадлежности (а при отсутствии определенного гражданства – вне государства своего прежнего и обычного места жительства);
  • они покинули данную страну по причине обоснованного опасения стать жертвой преследований по признакам вероисповедания, национальности, расы, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе;
  • они не могут (не желают) прибегнуть к её защите (вернуться в неё) ввиду подобных опасений.

Вынужденный переселенец – это обычно гражданин РФ, который по тем же причинам был вынужденно покинуть место своего жительства на территории другой страны и прибыл на территорию России либо был вынужден покинуть своё место жительства на территории одного субъекта России и прибыть на территорию другого субъекта.

Вынужденными переселенцами также признаются иностранные граждане (либо лица без гражданства), которые постоянно и на законных основаниях проживают на территории России и изменили своё место жительства в пределах страны по вышеуказанным основаниям. В законодательстве определяются и иные основания для признания за индивидом статуса вынужденного переселенца.

В ФЗ «О беженцах» и Законе «О вынужденных переселенцах» установлен порядок получения и оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, права и обязанности лиц данной категории. В целом они имеют схожий порядок.

Получение статуса беженца и вынужденного переселенца требует от заинтересованного человека подачи соответствующего ходатайства в территориальное учреждение федерального органа исполнительной власти, который уполномочен на осуществление функций по надзору и контролю в области миграции, по месту пребывания (за рубежом – в консульское учреждение или дипломатическое представительство РФ).

Подобное ходатайство подается и рассматривается в установленные законодательством сроки. По итогам проверки представленных сведений уполномоченный орган выдает свидетельство о принятии и регистрации ходатайства. Это обстоятельство распространяет на данное лицо комплекс необходимых прав и позволяет поселиться в центр временного размещения.

После предварительного рассмотрения ходатайства уполномоченный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса вынужденного переселенца или беженца.

Подобное решение сопровождается выдачей удостоверения установленного образца, которое действительно на всей территории РФ в течение трех лет для беженца и пяти лет для вынужденного переселенца.

В необходимых случаях по заявлению заинтересованного лица статус вынужденного переселенца либо беженца может быть продлен на каждый последующий год. Для лиц, признанных беженцами, предусмотрен ежегодный переучет.

  1. Согласно статье 2 ФЗ «О беженцах» положения данного нормативного акта не распространяются на лица, которые:
  2. – совершили военное преступление, преступления против мира или человечества;
  3. – совершили вне пределов РФ тяжкое преступление неполитического свойства;
  4. – виновны в совершении деяний, которые противоречат целям и принципам деятельности ООН,

– в настоящее время находятся под защитой или пользуется помощью иных органов либо учреждений ООН, за исключением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и т.д.

  • В законодательстве установлены основания для отказа в предоставлении вышеуказанных статусов.
  • Отказ в предоставлении статуса беженца и отказ в принятии ходатайства могут быть обжалованы в вышестоящем органе миграционной службы либо в суде.
  • Лица, которые были признаны в статусе беженцев либо вынужденных переселенцев, наделяются всеми правами и несут все обязанности наряду с гражданами РФ, но за исключением предусмотренных законодательством случаев.
  • Данная категория лиц имеет право в течение трех месяцев выбрать в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт либо из числа предложенных органами миграционной службы, либо из числа тех, в которых проживают их родственники при согласии последних.
  • Для лиц со статусом беженца в законодательстве предусмотрены льготные условия при приобретении ими гражданства России.
  • Органы государственной власти и местного самоуправления должны оказывать вынужденным переселенцам и беженцам содействие и всестороннюю помощь при решении ими комплекса жизненных проблем, которые связаны с поиском и устройством на новом месте жительства.
  • Для обеспечения временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев должны создаваться центры временного размещения лиц, которые просят признать их в статусе переселенца либо беженца.
  • В ФЗ «О беженцах» и Законе «О вынужденных переселенцах» также установлены и основания, при наличии которых лицо утрачивает статус вынужденного переселенца или беженца.

Источник: https://lecu.ru/konstitutsionnoe-pravo-rossii/396-status-bezhentsev-i-vynuzhdennykh-pereselentsev

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector