Паспорт болельщика – не только российское развлечение. Федерация футбола Мексики в середине января подтвердила введение Fan ID. Пока он необходим только для матчей сборной, но при успехе реформы станет обязательным и для игр местного чемпионата.
Зачем в Мексике Fan ID? Из-за гомофобии сборная играет без зрителей и платит штрафы
Пока главная (и единственная) цель – борьба с гомофобными кричалками. Теперь за оскорбительные чанты будут запрещать ходить на стадионы аж пять лет. Футбольные чиновники устали от штрафов и санкций ФИФА.
Перед отборочным циклом к чемпионату мира-2022 ФИФА взыскала 65 тысяч долларов и наказала Мексику двумя домашними матчами без зрителей (против Ямайки и Канады). И это не условное наказание, как обычно бывает. Играли при пустых трибунах. Серьезный удар, учитывая, что речь про одну из самых футбольных культур в мире.
Почему такое суровое наказание? В Мексике есть глобальная проблема.
• В марте 2021-го мексиканские болельщики скандировали гомофобные кричалки во время квалификационных матчей на Олимпийские игры против США и Доминиканы.
• В мае 2021-го то же самое повторилось в товарищеском матче сборной Мексики против Исландии. Матч проходил в Арлингтоне (Техас, США), но дисциплинарный комитет ФИФА постановил, что оскорбительные заряды прилетали именно от мексиканских болельщиков.
• В июне 2021-го прошли полуфиналы и финал Лиги наций КОНКАКАФ. Мексика в ½ прошла Коста-Рику (1:0), в решающей игре уступила США (2:3) – оба матча на время останавливались из-за всем надоевших криков.
И это не совпадения. Журналист CBS Грант Валь еще в апреле 2017-го фиксировал, что в течение 17 месяцев ФИФА установила восемь случаев оскорбительных кричалок.
FIFA has now cited Mexico for homophobic chants by its fans 8 times in the last 17 months pic.twitter.com/FTxN9PdXP5
— Grant Wahl (@GrantWahl) 27 апреля 2017 г.
Мексиканские футбольные чиновники несколько лет пассивно отбивались от санкций: говорили, что гомофобия недопустима, что федерация работает с болельщиками, и вообще проблем становится меньше.
Но по факту действовали максимально нелепо. Самая странная история – как федерация пыталась увернуться от двух матчей без зрителей в отборе на ЧМ. Формально наказание прилетело за матч олимпийской сборной Мексики (то есть состава до 23 лет), поэтому мексиканцы посчитали, что наказание работает для любых сборных.
И объявили, что следующие два матча женской пройдут без зрителей.
Хитрая схема не сработала, потому что у женщин приближались товарищеские матчи, а санкция распространялась только на официальные игры.
Откуда на мексиканских стадионах гомофобия? Все из-за одного слова
«Путо» – слово, из-за которого так много претензий. Оно обозначает мужчину, занимающегося проституцией. У мексиканских фанатов гигантский арсенал обыгрышей. Самый популярный – протяжные звуки («э-э-э», «у-у-у») перед тем, как вратарь соперника введет мяч в игру, и выкрик «путо» в момент удара по мячу. А ведь есть еще целые распевки, двустишия, завязанные на каламбуре, и банальные оскорбления.
Фактическое использование слова довольно расплывчато. Во-первых, «путо» – оскорбительная характеристика человека нетрадиционной ориентации. Во-вторых, в испанском языке это аналог слова fuck, которое используется как прилагательное-паразит для эмоционального усиления речи. В-третьих, «путо» – это еще и трус.
Болельщики защищаются третьей формулировкой. В интервью New York Times анонимный фанат объяснял, что люди на стадионах не закладывают гомофобный подтекст. Еще одна попытка объяснения кажется специфичной. «Это наш боевой клич», – утверждал другой болельщик в разговоре с мексиканским изданием Reforma.
Но происхождение слова никуда не девается, и даже третье значение остается оскорбительным. Суть в том, что в «путо» изначально заложено пренебрежение к сексуальной ориентации, поэтому любое использование слова считается гомофобным. Такова позиция ФИФА и тех, кто хочет убрать «путо» из лексикона – хотя бы на стадионах.
Футболисты, кстати, ,на стороне запрета. Чичарито перед ЧМ-2018 обращался к фанатам напрямую через инстаграм: «Сообщение для всех мексиканских болельщиков: пожалуйста, не кричите «путо» на стадионах. Нам не нужны санкции».
Его поддержал капитан Андрес Гуардадо: «Давайте покажем, что ценности мексиканского общества – это уважение и радушие. В России нас приняли с распростертыми объятиями, важно показать, что мы отличные гости».
Правда, призывы не помогли.
Что за Fan ID? Ориентировались на аналог ЧМ-2018 – и боялись, что без него Мексику снимут с соревнований
Мексиканский вариант Fan ID – это QR-код, который нужно предъявить вместе с билетом при проходе на стадион.
Механизм работы простой: болельщики обязаны занимать места, соответствующие билетам. Так службе безопасности будет легче отслеживать тех, кто скандирует гомофобные кричалки.
Уже прошли первые матчи с новой системой – 31 января против Коста-Рики и 3 февраля против Панамы. На стадион «Ацтека» пропускали всего две тысячи человек, так что было удачное время для теста. 25 марта на матч против США (если не вмешаются коронавирусные ограничения) ожидаются 45 тысяч человек. Будет важная проверка.
Президент федерации футбола Мексики Йон де Луиза не скрывает, что разработчики учитывали опыт идейного аналога на ЧМ-2018: «Мы видели, как это сработало в России. Возможно, первое время будет сложно, но мы должны адаптироваться».
Посыл де Луизы прост – ФИФА усиливает санкции, так что без серьезных реформ Мексику ждут тяжелые последствия: «Дело ведь не в остановках матча. Наша сборная рискует потерять очки только из-за происходящего на трибунах. Поднимался вопрос об исключении команды из соревнований. Мы – федерация, футболисты, тренеры, клубы, журналисты – не хотим допустить этого».
Пока QR-код нужен только для матчей сборных, но де Луиза хочет того же и в чемпионате Мексики. Если все сработает правильно, он будет настаивать на внедрении Fan ID и на клубном уровне. Там та же проблема – например, в мае 2021-го «Атлас» проводил матч без зрителей после гомофобных кричалок в игре против «Пуэблы».
Как получить QR-код? На сайте федерации футбола (никакого государства), но придется терпеть назойливые звонки
В анкете на получение QR-кода нужно указать имя, дату рождения, возраст, пол, семейное положение, род деятельности, адрес, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и удостоверение личности.
Де Луиза подчеркивал, что для QR-кода достаточно только удостоверения личности. Формально это так – здесь есть полная информация о том, как проходит обработка данных и кому предоставляется персональная информация.
Любопытно, как сама федерация объясняет необходимость персональных данных. Главный пункт понятен – это условие для получения паспорта болельщика. Но есть второй аспект – при оформлении паспорта пользователь соглашается принимать рекламные объявления по телефону и на электронную почту.
Есть и дополнительные нюансы: федерация имеет право связываться с пользователями для оценки качества услуг и продвижения мероприятий, конференций, семинаров. То есть та же реклама, только более точечная. Правда, от этих бонусов можно отказаться после заполнения анкеты.
Важно зафиксировать: федерация попутно с введением Fan ID хочет расширить базу данных о тех, кто ходит на футбол, чтобы коммерциализировать знания через спонсорские контракты и предоставление рекламы. В FAQ даже указано, какие компании будут предлагать услуги: туристические агентства, авиалинии, гостиницы, развлекательные центры.
Разумеется, федерация футбола заявляет, что внедрила меры безопасности и контроля за хранилищем данных. Какие меры? Информационные, административные, технологические и физические. Такая формулировка.
Ключевое отличие от российского Fan ID – невмешательство государства. Да, внутренние органы могут получить информацию, но только после официального запроса согласно мексиканскому законодательству.
Возможно, именно поэтому введение паспорта болельщика в Мексике восприняли как данность. Во-первых, к реформе были готовы – многим надоело, что сборная и обычные фанаты попадают под санкции из-за поступков нескольких десятков хулиганов. Во-вторых, Fan ID не кажется придатком государственной прихоти. Никто не собирается следить и устранять неугодных.
Ну а навязчивые звонки от турагентств можно как-то пережить.
***
Кстати, Fan ID – не единственная точка соприкосновения мексиканского и российского футбола. Лимит на легионеров в Мексике – тоже больная тема. Там его с каждым годом только ужесточают, потому что хотят выигрывать Олимпиады (не шутка). Уже брали золото в Лондоне-2012.
Расскажем об этом в следующий раз.
Фанаты уже 7 клубов резко против Fan ID: возмущены слежкой («будто ты террорист»), вспоминают Оруэлла и апеллируют к Конституции
Турция ввела Fan ID после волнений 2013 года. Спонсоры уходили, фанаты протестовали, но потом все смирились
Фото: Mark Thompson, Hector Vivas, Refugio Ruiz
Источник: sports.ru